Дом Палибина в Москве передадут некоммерческой организации на 25 лет


Про «Дом Палибина» и про «реставратора всея Руси» Савву Ямщикова

Статуэтка-шарж С. В. Ямщикова в Доме Палибина — подарок друзей. Савва любил жизнь и друзей и ценил юмор.

Савва Ямщиков был удивительно сильной и цельной натурой. Советская власть относилась к нему с опаской, за ним следили, он был невыездной, но, вместе с тем, его боялись. А Ямщиков никого и никогда не боялся и неистово боролся за каждый храм, за каждую икону и картину. Он мог написать письмо президенту, и на его письма, как правило, откликались. Он сделал много для сохранения русской культуры. Им было организовано несчетное количество выставок. Только крупных выставок в лучших выставочных залах в Москве и Ленинграде прошло почти полсотни. Это были и выставки икон и выставки открытого им русского провинциального портрета и выставки частных коллекций от икон до лучших образцов авангардного искусства. Ямщиков открывал людям глаза на русское искусство. Например, после его страстной пропаганды ярославских икон, портретов (знаменитая выставка «Ярославские портреты» в 1980 году) и старинных изразцов о традициях ярославского искусства заговорили по всей России. Можно сказать, что Савва Ямщиков ввел моду на древнерусское искусство. Не побывать в Суздале или Пскове, не увидеть фресок Владимирских соборов, в том числе самого Андрея Рублева, для образованного русского человека того времени — было просто недопустимо. Он был влюблён в историю русской культуры, в русское искусство и хотел, чтобы мир разделил его любовь.

Савва Ямщиков был автором многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Он был одним из основателей Советского фонда культуры, председателем Ассоциации реставраторов СССР, а затем и России. Ямщиков — первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств, ее почётную медаль.

Отдельной вехой жизни Саввы Ямщикова была работа консультантом на съёмках фильма Тарковского «Андрей Рублёв» — фильма, которого ждали и которого требовало время. Оператор Вадим Юсов, актёры Анатолий Солоницын, Юрий Назаров, Михаил Кононов, Николай Бурляев, Иван Лапиков остались друзьями Саввы Ямщикова на всю жизнь.

Не остался Савва Ямщиков в стороне и от судьбы своей любимой Псковской земли. Распад Советского Союза и перевод искусства на коммерческие рельсы, когда деньги решали всё, стал для Ямщикова очень тяжёлым периодом. Против денег была бессильна даже его кипучая энергия. Результатом стала тяжелейшая депрессия и болезни, из-за которых он много лет не выходил из дома и ни с кем не общался. Но в последние годы он преодолел себя и поднялся с постели. Последний бой Саввы Ямщикова был за мемориальный музей-заповедник «Михайловское», где местные олигархи решили построить коттеджи. Против директора Пушкинского музея-заповедника было сфальсифицировано уголовное дело с целью его отстранения от должности и захвата земли. Но Савва Ямщиков смог защитить и доброе имя директора, и пушкинские пейзажи, в итоге было законодательно запрещено любое новое строительство в музее-заповеднике. А последним его делом стала подготовка Всероссийской конференции реставраторов в Пскове, посвященной спасению псковских памятников. В Пскове Ямщиков и умер 19 июля 2009 года. Похоронен Савва Васильевич Ямщиков в Пушкинских Горах около Тригорского на городище Воронич на кладбище у храма Георгия Победоносца рядом с могилой директора-хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф. Круг замкнулся, и имя Саввы Ямщикова навсегда останется в истории русской культуры наряду с именами Пушкина и Гейченко.

Страница на сайте ВООПиК, посвященная С. В. Ямщикову.

Дом Палибина в Москве решили передать НКО

Дом Палибина в Москве решили передать НКО

Министерство культуры России согласовало передачу расположенного в Москве дома Палибина, который является памятником деревянного зодчества начала XIX века, в безвозмездное пользование некоммерческой организации. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на открытое письмо руководства Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР), арендовавшего это здание на протяжении 35 лет.

Как отмечается в письме, соответствующий приказ был подписан 17 мая. Согласно ему, здание должны на 25 лет передать в пользование «Фонду по содействию в создании, развитии и поддержки художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила».

По словам авторов письма, «сам факт передачи знаменитого московского дома, памятника архитектуры, причем даже без проведения конкурса либо аукциона, на целую четверть века вызывает вопросы». Они уже обратились к министру культуры России Владимиру Мединскому с просьбой разобраться в данной ситуации и пересмотреть принятое решение.

Как заявил глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин, за все годы, пока здание находилось в пользовании ГОСНИИР, никаких работ по сохранению этого объекта культурного наследия на самом деле не проводилось. «Единственное, на что давят «подписанты», так это на то, что здание находится у них в пользовании на протяжении 35 лет», — подчеркнул он, назвав все претензии института «голословными и необоснованными».

По словам Говорухина, именно ГОСНИИР был обязан нести всю ответственность по сохранению памятника культуры, однако в настоящее время здание находится «в неудовлетворительном состоянии». Кроме того, отметил он, известно, что институт привлекал для очистки фасада от покраски волонтеров, что является нарушением законодательства, так как проводить подобные работы имеют право только организации, у которых есть специальная лицензия.

При этом, подчеркнул Говорухин, содержащаяся в письме информация о том, что в доме Палибина якобы будет демонтирован мемориальный кабинет историка и председателя Ассоциации реставраторов России Саввы Ямщикова, который работал там долгие годы, не соответствует действительности. «Конечно, его кабинет будет сохранен», — заверил он.

«Министерство культуры ведет правильную работу по ужесточению требований по сохранению культурного наследия», — добавил Говорухин.

Дом коллежского советника Гавриила Палибина, построенный в 1818 году в стиле ампир, является объектом культурного наследия федерального значения.
Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайся!

История[править | править код]

Голова горгоны и ихтиокентавры на фасаде, 2020 год

Первый владелец[править | править код]

Здание было построено в 1818 году по заказу коллежского советника Гавриила Александровича Палибина, служащего Московской межевой канцелярии. О владельце сохранилось немного сведений: известно, что он был награждён орденами Святого Владимира и Святой Анны, не имел семьи, был небогат. Скончался 24 ноября 1844 года в возрасте 76 лет, похоронен на кладбище при Спасо-Андрониковом монастыре[8].

Особняк собрали по одному из типовых проектов Экспедиции кремлёвского строения, которую возглавлял архитектор Осип Бове[9]. Это ведомство занималось восстановлением Москвы после пожара 1812 года, в числе его сотрудников были такие знаменитые зодчие, как Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев, Матвей Казаков и Алексей Бакарев. Ампирное оформление дома Палибина представляет собой вариант разработанных комиссией «образцовых фасадов», которыми надлежало пользоваться всем застройщикам того времени. В 1816-м император Александр I повелел привести к единообразию пёструю расцветку московских строений и на выбор дал два цвета — зеленовато-палевый «бланжевый» и серо-голубой, или «дикой», в который окрашен дом Палибина[10].

На красную линию переулка выходит главный фасад особняка длиной в пять окон, центральную часть венчает мезонин[9][11]. Под карнизом расположена фантазийная лепнина с орнаментами, пальметтами и мифологическими существами горгонами, ихтиокентаврами. С обратной части особняк выходил в палисадник и к хозяйственным постройкам. Дом Палибина представляет ценность и как памятник бытового уклада жителей столицы в начале XIX века: Хамовники был зелёным, тихим районом, застроенным небольшими усадьбами. «Очень многие владельцы домов этого района держали скот и по утрам, вплоть до конца XIX века, до 90-х годов, раздавался здесь звук рожка, свист кнута. И он собирал живность и вел пасти это стадо на Девичье поле»[12].

В 1847 году дом впервые перестроили: разобрали заднюю часть и увеличили за счёт дополнительного помещения. В 1857-м с западной и восточной сторон особняк окружили двумя застеклёнными верандами, коридоры которых опоясывали всё здание[10]. После революции и до начала 1980-х годов в доме были коммунальные квартиры, жильцы которых на своё усмотрение проводили перепланировку и ремонт внутренних помещений. В этот период была утрачена веранда-галерея с западной стороны дома[13][14]. Первая плановая реставрация дома проводилась в 1973-м[15].

Институт реставрации[править | править код]

Дом Палибина в 2008 году

Внешние изображения

В 1983 году дом был передан в ведение Министерства мясной и молочной промышленности СССР, жильцов расселили, а в здании решили организовать ассортиментный кабинет. Восстановить его предложили институту «Спецпроектреставрация». После начала обследования в четырёх парадных комнатах сотрудники обнаружили уникальную, полностью сохранившуюся отделку стен и потолка: живопись на двойном слое бумаги. Этот вид украшения интерьера был прародителем современных обоев и широко применялся в начале XIX века, однако до наших дней практически не сохранился. Кроме того, подобная роспись стоила дорого и чаще всего использовалась во дворцах, например на потолке парадной анфилады в Останкиной усадьбе. Во время одного из ремонтов новые жильцы дома Палибина проложили стены и потолок войлоком, на который нанесли штукатурку — таким образом роспись оказалась законсервирована и идеально сохранилась. Примечательно, что живописный слой был нанесён поверх бумажной основы: специалисты разобрали отдельные хозяйственные счета, письма и таблицы, записанные «орешковыми» чернилами XIX века. Вероятно, в качестве подложки использовались документы Межевой канцелярии, где служил Палибин[18][15].

Второй выдающейся находкой стали изразцы, которыми была обложена печь в подсобном помещении. Вероятно, изначально они находились в парадных комнатах, но во время ремонта были заменены на белый кафель и перенесены в техническую комнату под лестницей. Примечательно разнообразие рисунков, выполненных в разной технике: от ярких кавалергардов в парадной форме и средневековых замков к минималистичным орнаментам и цветочным мотивам[15].

После обнаружения бумажной живописи и изразцов предположительная стоимость реставрации значительно возросла, поэтому министерство отказалось от эксплуатации здания. Поиски нового арендатора были безуспешны, в качестве временной меры в дом Палибина переселили семью сотрудницы ГосНИИР, которая возглавляла проект восстановления. Через три года здание передали институту реставрации, в его ведении особняк оставался более тридцати лет. В нём разместили мастерские и экспозиционные залы. За эти годы в здании прошло свыше 200 выставок и культурных мероприятий[15][19][14][10].

С 1981 по 1986 год в здании шла реконструкция под управлением треста «Центрреставрация», проектной и исследовательской деятельностью руководила мастерская № 7 института «Спецпроектреставрация». Среди специалистов в ней принимали участие архитекторы С. А. Киселёв и А. В. Дубовик, инженеры Н. Е. Брызгалова и В. Н. Овчинников, искусствовед Е. И. Острова, художники-реставраторы С. С. Галушкин и С. В. Филатова. Возглавил проект почётный член Академии художеств, один из ведущих реставраторов России Савва Ямщиков[10][20].

Современность[править | править код]

В 2020 году сотрудники ГосНИИР начали реставрацию особняка: древесину фасада расчистили, ошкурили и «законсервировали», чтобы в 2018-м перекрасить и покрыть защитным слоем. По приглашению ВООПИК к проекту присоединились российские волонтёры и члены французского объединения Rempart, за год общее число участников превысило 600 человек[21][22]. Мосгорнаследие выдало официальное разрешение на проведение работ[23].

В мае 2020 года Министерство культуры объявило о решении передать здание в безвозмездное пользование Фонду во имя святого архангела Михаила на срок в 25 лет. Эта организация была зарегистрирована в 2014-м и основным видом деятельности указывает «предоставление прочих финансовых услуг»[24]. Основной причиной называлось неудовлетворительное состояние особняка, однако, по словам сотрудников ГосНИИР, финансирования на поддержание министерство практически не выделяло, именно поэтому для реставрации приходилось привлекать волонтёров. Уведомление о необходимости освободить помещения было передано за неделю до вступления указа в силу, предварительных переговоров или аукциона с целью поиска новых арендаторов не проводилось[4]. Представители архитектурной общественности и члены Института реставрации обратились в правительство с просьбой о пересмотре решения[25][26].

В октябре 2020 года Департамент культурного наследия Москвы объявил о том, что для дома будет разработан проект комплексной реставрации[27]. По заявлению пресс-центра Министерства культуры России, новый арендатор внёс платёж в 962 тыс. рублей на реставрацию. Планируется сделать весь второй этаж здания мемориальной зоной Саввы Ямщикова и назначить хранителем его дочь Марфу[28][29], а на фасаде установить мемориальную доску Ямщикову[30].

Новая выставка в доме Палибина на улице Бурденко

Афиша

В доме Палибина (ул. Бурденко, 23) Государственный Научно-Исследовательский Институт реставрации совместно с Московским Государственным Академическим Художественным Институтом им. В.И. Сурикова открыли выставку работ студентов мастерской реставрации станковой живописи.

Интересен факт проведения реставрационных работ в доме, который в следующем году отметит своё двухсотлетие. Примечательно, что наружные реставрационные работы проводятся с помощью привлечённых волонтёров; в работах участвовали французские и отечественные учащиеся, сотрудники Комитета Москомархитектуры, члены ВООПИКа. Наружные работы планируют завершить в октябре месяце; внутренние работы, требующие привлечения специалистов, будут начаты проводиться позже, когда появятся средства и профессионалы (сейчас работы проводятся за счёт пожертвований.

В сохранившемся уникальном деревянном доме XIX века проводятся выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми. Так, после окончания фронта работ волонтёров (в том числе и студентов отделения «Реставрация и деревообработка» московского колледжа «26 КАДР») прошла встреча-презентация книги Владимира Александровича Резвина «МОСКВА деревянная: что осталось». Профессор, многолетний руководитель архитектурно-реставрационной мастерской № 7 «Спецпроектреставрации», директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. Щусева, представляя свою книгу, рассказал о своём участии в исследовании, реставрации этого дома в 1970-1980-е годы, об открытиях, сделанных реставраторами. Были продемонстрированы материалы находок прежних лет (настенная, напотолочная живопись, старинные изразцы). Владимир Александрович привёл подробные сведения о прошлых владельцах дома, о людях-подвижниках, занимавшихся сохранением, реставрацией особняка – С.В. Ямщикове, С.С. Галушкине. Помимо дома Палибина автор упомянул и ещё о ряде других деревянных сохранившихся московских постройках. Книга хорошо иллюстрирована, приведены интересные исторические данные.

В презентации приняли участие заместитель директора Государственного НИИ реставрации Сергей Филатов, хранитель мемориального кабинета Саввы Ямщикова в Доме Палибина Марфа Ямщикова, почетный президент ВООПИК Галина Маланичева, председатель Центрального Совета ВООПИК Артем Демидов, главный редактор сайта «Хранители Наследия» Константин Михайлов.

Для волонтёров и гостей Дома была проведена экскурсия по особняку, мемориальному кабинету С.В. Ямщикова, реставрационных комнатам, саду.

Выставка будет работать до 6 октября 2020 года.

Валерия Португалова, «Зелёная лампа Арбата»

пятница, 29 сентября 2020 г., 0:03.

.

Постоянная ссылка
Ответить Подписаться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: