Канал имени Москвы (канал Москва — Волга)

Фотографии канала имени Москвы

Канал имени Москвы в путеводителе «Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону» (1968 г.)

Канал имени Москвы в путеводителе «Волга, Кама, Ока, Дон…» (1955 г.)

Карта канала имени Москвы из путеводителя «Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону» (1968 г.)

Карта канала имени Москвы из путеводителя «Волга, Кама, Ока, Дон…» (1955 г.)

Профиль канала им. Москвы из атласа ЕГС России

Канал имени Москвы является звеном Единой глубоководной системы Европейской части России. Он соединяет Москву-реку с Волгой, а по Волге и другим каналам можно попасть в Балтийское, Белое и Каспийское, Азовское и Черное моря. Через Канал имени Москвы в столицу подается около 60% воды из Волги.

С Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище, отправляются в круизы многие туристические теплоходы, также отсюда можно отправиться и в путешествие на прогулочном судне.

Берега водохранилищ являются зонами отдыха москвичей, здесь расположены пляжи, дачи и базы отдыха, санатории и пансионаты.

Из истории

Впервые идея соединить каналом две великие реки возникла еще при царе Алексее Михайловиче, а при его сыне Петре Алексеевиче инженер Генинг разработал соответствующий проект. Петру Первому проект понравился, но в то время такие сметы для молодой Российской империи были не по карману.

При Николае Первом в 1825-1850 годах был сооружен Екатерининский канал, соединивший реки Волгу и Москву, но он просуществовал всего лишь 10 лет. После открытия железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву стало ясно, что перевозить грузы по железной дороге гораздо выгодней, чем по воде. Вскоре водный путь был заброшен, превратился в заросший ручей, о котором мало знают даже местные жители.

В 30-х годах XX века в столице не хватало питьевой и технической воды. Москва-река к этому времени обмелела настолько, что в районе Кремля, там, где находится Большой каменный мост, ее можно было перейти вброд. Тогда и было решено использовать воду из Волги для водоснабжения столицы и для судоходства.

Из нескольких предложенных проектов был выбран Дмитровский вариант, предусматривающий строительство водного пути от устья реки Дубны до района Тушино с лестницей шлюзов через Клинско-Дмитровскую гряду.

Для строительства канала были привлечены заключенные ГУЛАГа, для них создали Дмитровлаг — Дмитровский исправительно–трудовой лагерь, разместившийся в комплексе зданий Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове.

Строители работали в неимоверно тяжелых условиях. До сих пор нет данных о числе погибших здесь от истощения, болезней и расстрелов. В 1997 году, в год 60-летия открытия сооружения, в память о погибших на трассе канала при подходе к шлюзу N4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших.

Стройка проходила высокими темпами: на ней работало около 200 экскаваторов, к месту строительства были проложены железнодорожные пути и новые шоссейные дороги. В ходе работ было вынуто свыше 200 миллионов куб. метров земли и уложено около 7 миллионов тонн бетона.

В 1936 году на объекте работало более 192 тысячи заключенных. Одним из них был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. По одной из версий, он был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства, осужден на три года и отбывал срок на этой стройке.

Одним из этапов сооружения канала было создание Иваньковского водохранилища на Волге, так называемого Московского моря. Вода из него была пущена по каналу к Москве. В результате уровень воды у Кремля поднялся на три метра.

Надо отметить, что трасса канала проходила через множество селений, попадавших в зону затопления. В связи с этим были перенесены 200 сел, в которых находился 6261 двор.

15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала Москва-Волга и по новой рукотворной артерии началось движение пассажирских и грузовых судов. В 1947 году, в честь празднования 800-летия столицы, Сталин переименовал водный путь в Канал имени Москвы.

История[править | править код]

Заключённые на строительстве канала
К началу 1930-х годов в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды, так как пропускная способность Рублёвского водопровода не удовлетворяла потребности столицы в воде. На июньском (15 июня 1931 года) пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.

Руководство НКВД СССР на строительстве канала. В центре — глава НКВД Генрих Ягода (на втором плане — первый секретарь московского горкома ВКП (б) Никита Хрущев), середина 30-х годов.

При строительстве канала использовался труд заключённых — 14 сентября 1932 для строительства канала был создан «Дмитлаг», просуществовавший более пяти лет[5]. Количество заключённых на строительстве канала достигало 196 тысяч человек[6], среди них было зафиксировано в больницах 22 842 смерти, кроме того, люди умирали на рабочих местах или были расстреляны[7]. Игорь Кувырков, сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея[8], оценил число заключённых, прошедших через стройку канала, в 600—700 тысяч[9].

На въезде в Дмитров с юга на западном берегу канала 17 июля 1997 г. в год 60-летия строительства, по инициативе краеведов и администрации города Дмитрова, был поставлен стальной 13-метровый памятный крест в память о заключённых, погибших на строительстве канала[10].

4 июня 1934 года — Сталин, Каганович, Ягода, Куйбышев и Ворошилов посетили 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года — в день обнародования проекта Сталинской Конституции — Сталин посетил Перервинский шлюз.

17 апреля 1937 года — заполнение водой всей трассы канала Москва — Волга

.

Осенью 1941 года канал стал линией фронта. В ходе ожесточенных боев за Яхрому и Дмитров были разрушены многие гидротехнические сооружения канала, в частности, 3-й шлюз со знаменитыми скульптурами каравелл.

В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — канал был переименован в честь столицы[11].

Эксплуатирующей канал организацией является ФГБУ «Канал им. Москвы» (не следует путать с АО «Мосводоканал»).

С 14 марта 2020 года ФГБУ «Канал им. Москвы» возглавляет бывший заместитель председателя Правительства Московской области Г. В. Елянюшкин[12].

Описание канала имени Москвы

Канал имени Москвы называли Сталинским зеркальным мостом и начинался он от Волги около Дубны и заканчивался Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте столицы. Протяженность трассы составляет 128 км и ее можно разделить на три основных участка:

  1. Участок в 74 км — длинный Волжский подъем — северный склон, обращенный к Волге. Этот участок начинается от Иваньковского водохранилища, образованного плотиной и дамбой, и шлюза №1 в Дубне. При этом плотина поднимает уровень воды в Волге на 11 метров. Далее на северном склоне расположены еще 5 шлюзов (№2-№6) с насосными станциями, подающими воду вверх:
  • Шлюз №2 – на 6 метров
  • Каждый из шлюзов с №3 по №6 – на 8 метров.

На этом участке канал пересекает Клинско-Дмитровскую гряду и суда как бы въезжают в эту горку. Перепад высот от уровня нижнего бьефа шлюза №2 до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 38 метров.

Посередине первого участка канала между шлюхами №1 и №2 расположен интересный водный перекресток: здесь канал проходит по высокой насыпи, а внизу протекает река Сестра. Совсем рядом, справа по ходу судна, мы видим железнодорожный мост через нее. Река пересекает канал под прямым углом, проходя под насыпью в двух огромных бетонных трубах.

  1. Волжско-Окский водораздел, участок длиной 50 км, включающий водохранилища — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское.

Это самый высокий участок водного пути, он проходит на высоте 162 метра над уровнем Балтийского моря и приблизительно 38 метров над уровнем Московского моря.

Большинство пассажирских судов заканчивает свой путь у Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище. Суда, которые следуют дальше спускаются к Москве-реке через два шлюза — № 7 и № 8.

  1. Это самая короткая часть трассы – южный Москворецкий склон, имеющий длину около 8 км и состоящий из двух участков:
  • На первом из них расположены два двухкамерных шлюза N7 и №8, опускающие суда на 36 метров. Между этими шлюзами канал проходит над Волоколамским шоссе, который проходит по тоннелю и увидеть во время круиза это место нельзя
  • Далее — второй участок Москворецкого склона, по которому суда идут к шлюзу №9 в районе Нижних Мневников, где опускаются на 6 метров и далее идут по нешлюзованному участку Москвы-реки, проходящему через весь город до шлюзов №10 и №11 на юго-востоке Москвы, в Перерве. Эти шлюзы опускают суда, следующие в Оку, на 6 метров.

Факты[править | править код]

  • В древнерусской летописи 1135 года описывается ещё один путь из Волги в Москву-реку. Им новгородские купцы плавали в Москву и дальше — по Оке до Коломны, Калуги, Серпухова и Рязани и через Оку по Клязьме до Владимира. Из Волги попадали в реку Шоша, далее в реку Лама, потом волоком в Тростенское озеро, из него в реку Озерна, далее в реку Руза, а оттуда уже в Москву-реку[источник не указан 2182 дня
    ].
  • В летописи 1181 года указывается город Дмитров как торговый и транспортный центр. Через село Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Владимиро-Суздальскую Русь и русский север. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме, впадающей в Волгу, могли подняться тяжёлые грузовые корабли. В нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. По суше город был связан с верховьями Клязьмы, куда товары волоком могли быть доставлены и вновь погружены на суда и доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в —XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву.
  • Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра[27]. План сооружения канала Москва — Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722). Было предложено три варианта:
  1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем по Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 8 шлюзов. Уровень техники того времени не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино (Москва)

Шлюз №7 Канала имени Москвы

— однокамерный судоходный шлюз, расположенный на Канале имени Москвы в районе Тушино, на северо-западе Москвы. Вместе с шлюзом №8, находящимся в 1,5 км от него к юго-западу, входит в состав Тушинского гидроузла, который связывает Химкинское водохранилище (Канал имени Москвы) и реку Москву, позволяя преодолевая на сравнительно коротком участке перепад высоты в 36 метров (разница между уровнем Химкинского водохранилища и уровнем реки).

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,50 метров. Шлюз находится на балансе Тушинского района гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Шлюз № 7 Канала имени Москвы в Тушино

Для использования перепада при сбросе обводнительного расхода из водораздельного бьефа канала в реку Москву и для возвращения в результате этого части энергии, затраченной на накачку воды из Волги, на южном склоне трассы возведена Сходненская ГЭС, находящаяся западнее шлюза №7 (Сходненский тупик, дом 3).

Участок канала между шлюзом № 7 и шлюзом №8 проходит в высоких дамбах. В месте пересечения канала с руслом реки Химки, пропускаемой под каналом, высота дамб достигает 17 метров, а перед верхней камерой шлюза №8 под дном канала проходят три тоннеля Волоколамского шоссе, с автомобильным, трамвайным и пешеходным движением. 10 января 2020 года произошел прорыв западной дамбы канала, в результате чего был затоплен северный тоннель (2003 г.п.).

Как добраться до шлюза №7: ближайшая станция метро — «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии, далее по Тушинской улице до улицы Большая Набережная (30 минут). Либо на общественном транспорте от станции метро «Сокол» (троллейбус №70 или трамвай №6), или от станции метро «Сходненская» (троллейбус №70) до остановки «Улица Циолковского» и далее 5 минут пешком.

Другие шлюзы, относящиеся к Каналу имени Москвы:

Шлюз №1 на реке Волге (Московская область, Дубна) Шлюз №2 на Канале имени Москвы (Московская область, Темпы) Шлюз №3 на Канале имени Москвы (Московская область, Яхрома) Шлюз №4 на Канале имени Москвы (Московская область, Деденево) Шлюз №5 на Канале имени Москвы (Московская область, Икша) Шлюз №6 на Канале имени Москвы (Московская область, Икша) Шлюз №7 на Канале имени Москвы

(Москва) Шлюз №8 на Канале имени Москвы (Москва) Шлюз №9 на реке Москве (Москва) Шлюз №10 на реке Москве (Москва)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: