Тема: «Москва — административный, культурный и научный центр России» 9 класс

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года
Первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан под руководством архитекторов В. Н. Семенова и С. Е. Чернышева. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы. Включал в себя новаторский план обводнения города Москвы по образу и подобию Ленинграда. Реализован не полностью.

Содержание

  • 1 предшественники сталинского генплана 1.1 план «Новая Москва» А. В. Щусева
  • 1.2 план «Большая Москва» С. С. Шестакова
  • 1.3 Парабола Ладовского
  • 1.4 проект обводнения Москвы инженера Авдеева (Ановы) по «Старицкому» варианту
  • 2 основные положения Генплана 1935 года
      2.1 стратегия развития
  • 2.2 ограничение роста Москвы
  • 2.3 качество жилой застройки
  • 2.4 уличная сеть
  • 2.5 железнодорожная сеть
  • 2.6 зелёная зона Москвы
  • 2.7 локальные проекты
  • 3 источники
  • «Кольца Москвы»

    КРЕМЛЬ

    1156 – Кремль Юрия Долгорукого

    1339 – Дубовый кремль Ивана Калиты

    1367 – Белокаменный кремль Дмитрия Донского

    В 1485—95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе [итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Пьетро Антонио Солари (Пётр Фрязин), Алоизо ди Каркано (Алевиз)]. Общая длина стен (2235 м), толщина (3,5 — 6,5 м) и высота (от 5 до 19 м) определялись особенностями рельефа и положением в системе укреплений Кремля. По верху стены идёт боевой ход шириной 2—4 м, опирающийся на ритмично чередующиеся арки («печуры»). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые «ласточкины хвосты»), с внутренней — парапет.

    Боевой ход

    Сверху над ходом была деревянная двускатная кровля для защиты от непогоды (сгорела в 1737). Узлами обороны Кремля служили 18 башен. Три круглые угловые (Водовзводная, Беклемишевская и Арсенальная Угловая) далеко выступали за плоскость стен и были рассчитаны на круговую оборону. Шесть проездных (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская) — самые мощные оборонительные сооружения, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (сохранилась Кутафья башня), каменные бастионы, подъёмные мосты. В проёмах ворот были установлены опускные решётки (герсы).

    Расположенные в промежутках 9 глухих (не имевших ворот) прямоугольных в плане башен имели по 3—5 боевых ярусов с бойницами для фронтального и фланкирующего огня, верхние площадки с бойницами навесного боя (машикулями) для обстрела противника у подножия башни, тайники-колодцы и подземные ходы-слухи для предотвращения подкопов.

    С юга и северо-запада подступы к стенам прикрывали реки Москва и Неглинная, с востока (со стороны современной Красной площади) — ров шириной свыше 30 м, глубина свыше 10 м. Берег Москвы-реки и оба края рва в 1508—16 были укреплены дополнительной стеной с зубцами.

    Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. С 90-х гг. XV в. указом Ивана III Кремль был отделён от города зоной, свободной от застройки.

    Принципы постройки Кремля

      Башни находятся на расстоянии выстрела одна от другой Башни перекрывают ход по стенам Уровень земли снаружи ниже, чем внутри

    КИТАЙ – ГОРОД (Великий посад)

    С севера Китай-город ограничен Охотным рядом, с северо-востока — Старой и Новой площадями и площадями Славянской и Варварские ворота, с востока — Китайгородским проездом. На юге примыкает к Москве-реке.

    Название известно с XVI в. (предположительно от слова «кита» — связка жердей, применявшихся при строительстве укреплений). К XIV в. эту территорию занимал ремесленный и торговый посад, который в конце XIV в. был обнесён валом, в 1534 — рвом и деревоземляными укреплениями; на их месте в 1535—38 возведена Китайгородская стена. Длина стен около 2600 м, высота 6 м., толщина – 6 м. Насчитывала 14 башен.

    С конца XV в. территория Китай-города занята в основном дворами бояр и духовенства, ремесленное население вытеснено за его пределы, однако Китай-город и Красная площадь оставались торговым центром Москвы.

    Стены Китай-города разобраны в 1934 г., за исключением двух участков: в Китайгородском проезде и на Театральной площади

    БЕЛЫЙ ГОРОД

    В 1585—93 под руководством зодчего была построена стена Белого города. Начиналась от Водовзводной башни Кремля, шла вдоль современной Пречистенской набережной, по линии Бульварного кольца до Москвы-реки, затем по Москворецкой набережной до стены Китай-города. Была сложена из белого камня (в основании) и большемерного кирпича (с внутренней забутовкой); по одной из версий, название Белого города связано со строительным материалом стены, по другой — оно происходит от «белых земель», то есть территорий, свободных от земских податей. Протяжённость стены была свыше 9,5 км, высота около 10 м, толщина 4,5—6 м. Насчитывала 27 башен, в том числе 10 с воротами.

    Вдоль стен проходил ров, заполнявшийся водой. Река Неглинная протекала под стеной через «трубу» (отсюда название Трубной площади и Трубной улицы). К середине XVIII в. стена Белого города потеряла оборонительное значение и во второй половине XVIII в. разобрана. В конце XVIII — начале XIX вв. на её месте разбиты бульвары (ныне Бульварное кольцо).

    ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД

    Земляной вал возведён вокруг Земляного города в 1591—92. Первоначально укрепления представляли собой деревянную стену с башнями (на планах XVII в. — от 52 до 58, из них 12 воротных) и именовались Деревянным городом или Скородомом (из-за быстроты строительства). Длина стены около 15 км, высота около 5 м. В XVII в. с южной стороны Земляного вала ворота были укреплены бастионами, а Калужская и Серпуховская башни (находились на современных одноимённых площадях) сооружены из камня. В конце XVII в. построена так называемая Сухарева башня, близ которой возник Сухаревский рынок. В XVIII в. Земляной вал утратил оборонительное значение и в 1816—30 был срыт. Возникшая на его месте широкая кольцевая улица была частично занята садами — отсюда название современного Садового кольца. На месте ворот Земляного вала возникли площади.

    Получить полный текст

    Репетиторы

    ЕГЭ

    Дипломная

    Ныне память о Земляном вале сохранилась в наименовании улиц Крымский вал, Зацепский вал и Земляной вал, Валовая улица и площадь Земляной вал.

    КАМЕР-КОЛЛЕЖСКИЙ ВАЛ

    Камер-Коллежский вал длиной свыше 37 км со рвом и заставами охватывал местности, лежавшие за Земляным валом: Пресню, Сущёво, Преображенское, Семёновское, Лефортово, Симоново, Даниловку, Девичье поле и Дорогомилово. Построен в 1742 Камер-коллегией (отсюда название), ведавшей государственными доходами, для контроля за ввозом в Москву товаров. До 1754 был таможенной границей Москвы. Предшественником Камер-Коллежского вала был так называемый Компанейский вал, сооружённый в 1731—32 «компанейцами» (откупщиками продажи вина) для недопущения нелегального провоза водки в Москву. На Камер-Коллежском валу было сначала 16, затем 18 застав, названных по соседним местностям или дорогам, на которых они стояли. Во второй половине XVIII в. на заставах, снабжённых шлагбаумами, отставные солдаты проверяли «подорожные» (документы на право проезда).

    В районе м. Ленинский проспект находилась Калужская застава Камер-коллежского вала

    С начала XIX в. Камер-Коллежский вал стал официальной границей Москвы. В середине XIX века заставы были ликвидированы (название сохранилось в наименовании ряда площадей – Тверская застава, Серпуховская застава, Рогожская застава).

    Во второй половине XIX в. вал был постепенно срыт, на его месте возникли улицы.

    Ныне память о Камер-Коллежском вале сохранилась в наименованиях улиц: Преображенский, Измайловский, Семёновский, Госпитальный, Лефортовский, Золоторожский, Рогожский, Крутицкий, Симоновский, Даниловский, Серпуховской, Хамовнический, Трёхгорный, Пресненский, Грузинский, Бутырский, Сущёвский, Сокольнический, Крестовский, Олений и Богородский валы.

    Получить полный текст

    Курсовая

    ЕГЭ

    Дипломная

    МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОДОРОГА

    Строилась с 1956, открыта для движения по всей длине (109 км) в 1962.

    Вопросы для самоконтроля

      Какие «кольца» Москвы вы знаете. Когда они образовались? Когда и при каких правителях строился и перестраивался Кремль? Каковы принципы постройки ныне существующих укреплений Кремля? Где находился ров Алевиза? Каковы его характеристики? Какова протяженность и общая характеристика укреплений Кремля, Китай-города, Белого и Земляного города? Когда были разрушены стены Китай-города, Белого и Земляного города? Остались ли какие-либо фрагменты от них? Что находится на их месте? Когда, с какой целью построен Камер-Коллежский вал? Где он находился? Какова его протяженность? Когда он был срыт? Сколько застав он имел? Назовите некоторые заставы. Покажите на карте, где проходили границы Китай-города, Белого и Земляного города, где располагался Камер-Коллежский вал. Когда построена МКАД, какова ее длина? Каковы основные радиальные автомагистрали Москвы (умейте показать на пустой контурной карте). Прочитайте на https://www. mos. ru/about/history/plan/ об истории планировки Москвы. Обратите внимание на следующие вопросы: Какие изменения в планировку и градостроительство Москвы внес Петр I? Когда был составлен первый план Москвы на основе геодезической съемки? Какой план развитиягорода Москвы был принят Екатериной II? В каком году? Какая организация, занимавшаяся городской планировкой, была создана после Отечественной войны 1812 года? Когда она действовала? Посмотрите на план комплексной реконструкции Москвы 1935 года: https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/a/a6/Moscow_General_plan_1935.jpg . Какие новые «кольца» Москвы были запланированы к созданию в этом плане? Какие спрямления (на плане они названы каналами) были запланированы этим планом, но впоследствии не созданы? Почему? Какой план развития города действует сейчас? Когда он утвержден?

    предшественники сталинского генплана

    план «Новая Москва» А. В. Щусева

    В 1918—1924 годах специальная комиссия под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева разработала план «Новая Москва». В его основу была положена традиционная для города радиально-кольцевая планировка и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Но при этом Московский Кремль предполагалось использовать как музей, общественный центр столицы перенести в Петровский парк, а силуэту города придать конусообразный вид.

    Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зелёных клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр.

    Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план реконструкции столицы 1935 года, о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева. Щусев переносил административный центр на Петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных зданий (его сотрудники обследовали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы. Щусевский план был резко раскритикован в 1924—1925 годах городской администрацией и только строительство Мавзолея Ленина позволило зодчему избежать репрессий. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих посёлков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б. М. Сакулина).

    план «Большая Москва» С. С. Шестакова

    Титульный лист книги С. С. Шестакова «Большая Москва» «План Большой Москвы». Приложение I к книге С. С. Шестакова «Большая Москва» «План Московской губернии». Приложение II к книге С. С. Шестакова «Большая Москва»
    Другой проект дальнейшего развития Москвы был разработан в 1920—1925 годах под руководством С. С. Шестакова и одобрен планировочным институтом при Моссовете. План предполагал увеличение территории Москвы с 70 до 200 тысяч гектаров (примерно в границах Московской окружной железной дороги)[1]. Именно железная дорога должна была стать границей города и служить как для грузового, так и для пассажирского сообщения. Подмосковные города и прочие населённые пункты становились московскими районами. Город делился на несколько зон. Первая — деловая — в пределах Малого кольца Московской окружной железной дороги (МК МОЖД). Вторая — от МК МОЖД до современной МКАД (данные примерные, поскольку МКАД тогда просто не было). Это — зона развития и зона промышленных предприятий. Следующая зона — садовая — для проживания (пригороды-сады). И последняя, четвёртая — лесное кольцо шириной 3—5 километров, чтобы отделить город от природной территории. По замыслу Шестакова, основным домостроением должно было стать частное. И знаменитый поселок Сокол — отголосок того самого Генплана.

    Парабола Ладовского

    Н. А. Ладовский считал, что Москва сотни лет была радиально-кольцевым городом-крепостью, который не располагал общественными пространствами и зданиями, необходимыми для столицы. По Ладовскому, при традиционном развитии ко́льца города будут расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту. Архитектор предложил разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (вдоль «оси»). Москва должна была принять форму параболы или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла бы слиться с Ленинградом. Именно это направление — Тверская-Ленинградское шоссе — стало в конечном итоге наиболее реализованной трассой Генплана 1935 года[2].

    проект обводнения Москвы инженера Авдеева (Ановы) по «Старицкому» варианту

    Обводнительная система города Москвы по проекту инженера Авдеева (Ановы)

    Метро как зодиакальная карта

    На сегодняшний день астрологи с энтузиазмом развивают астрологическую концепцию Москвы и столичного метро. Считается, что знаки зодиака располагаются следующим образом: Козерог — «Новослободская», Водолей — «Проспект Мира», Рыбы — «Комсомольская», Овен — «Курская», Телец — «Таганская», Близнецы — «Павелецкая», Рак — «Добрынинская», Лев — «Октябрьская», Дева — «Парк Культуры», Весы — «Киевская», Скорпион — «Краснопресненская», Стрелец — «Белорусская». За каждый знак отвечает то или иное небесное тело: Овен — Марс, Телец — Венера, Близнецы — Меркурий, Рак — Луна и т. д. Астрологи утверждают, что городская застройка каждого из секторов по смыслу соответствует предписанному знаку. Например, металлургическая промышленность сконцентрирована в районе Шоссе Энтузиастов, которое входит в сектор Овна и находится под покровительством Марса — планеты, ответственной за металлургию и армию. Район метро «Баррикадная» в секторе Скорпиона находится под революционным влиянием Урана, что подтверждается происходившими там историческими событиями. Таганская — район Тельца, отвечающего за питание, и здесь расположились Микояновский мясокомбинат, совхоз «Белая дача», Люблинские поля аэрации. Знак Водолея, отвечающий за Проспект Мира, связан с космосом и авиацией, что, по мнению астрологов, и повлекло строительство музея космонавтики, гостиницы «Космос», возникновение Аллеи космонавтов, Ракетного и Звездного бульваров, и даже появление Останкинской телебашни объясняют благотворным влиянием Урана. Район Льва, берущий свое начало от Октябрьской, привлекает элитными достопримечательностями вроде Президент-отеля и названиями, связанными с темой власти: Ленинский проспект, Профсоюзная улица и т. д. При желании таких мистических смыслов можно найти еще очень много — нужно лишь верить.

    основные положения Генплана 1935 года

    стратегия развития

    • «ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего.
    • ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану.
    • ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города
      , но с коренной перепланировкой его путём решительного упорядочения сети городских улиц и площадей.»

    (преамбула постановления от 10 июля 1935).

    ограничение роста Москвы

    • Население города ограничивается численностью 5 млн человек
      , «с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения».
    • Территория Москвы, переуплотнённая уже в тридцатые годы, расширяется с 285 до 600 квадратных километров.
    • Основное направление расширения застройки — на юго-запад по дуге Кунцево — Ленинские горы — Царицыно (1 млн кв. м. жилья за десятилетие). Второстепенные — восток (Измайлово — Перово), запад (Хорошево — Щукино), северо-запад (Тушино — Медведково).
    • «в Москве, как правило, не будут сооружаться новые предприятия
      , кроме непосредственно обслуживающих городские нужды (хлебозаводы, холодильники и т. д.)». Мелкие и пожароопасные предприятия — вывести за черту города.

    качество жилой застройки

    • Укрупнить кварталы застройки. Взамен мелких, 1-2 га, кварталов — строить кварталы в 9-15 га, застроенные крупными домами, отказаться от сети переулков
    • Стремиться к равномерной плотности заселения — 400 человек на 1 га жилого квартала (Справочно, плотность населения в пределах Садового кольца в 1935 — свыше 1000 человек на 1 га)
    • «к постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях … более высокие дома в 7—10—14 этажей»
    • Отказаться от замкнутого размещения в жилых домах коммунальных учреждений, доступных только для местных жильцов. Размещать учреждения в центре кварталов в расчете на обслуживание широкого круга населения.

    План жилищного строительства на десять лет — 15 млн м² (около 2 500 домов), из них в течение ближайшего трехлетия — в объёме 3 млн м² (около 500 домов), в том числе в 1936 — 800 тыс. кв.м.

    уличная сеть

    Генплан зафиксировал как факт «сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц», и необходимость «дополнить её системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города».

    Расширение старых улиц:

    • Красная площадь — расширить вдвое. Реконструировать центральные площади.
    • Магистральные улицы — расширить до 30-40 метров «за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов на улицах, а на некоторых улицах также и деревьев»
    • Расширить и застроить набережные Москвы-реки (от Шелепихи до Кожухова) и Яузы (от устья до Садового кольца)
    • Замена московских мостов
    • Расширить «с первоочередной их застройкой хорошими по архитектуре зданиями» привокзальные и пр. первоочередные площади

    Строительство трёх основных сквозных магистралей, пересекающих центр города:

    • Измайлово—Комсомольская площадь—Новокировская—Дворец Советов-Лужники—Ленинские горы
    • Ленинградское шоссе — Кузнецкий мост — Солянка — Завод имени Сталина
    • Останкино — Большая Ордынка — Серпуховское шоссе

    Строительство кольцевых магистралей:

    • Внутреннее полукольцо в пределах Бульварного кольца
    • Замкнуть Бульварное кольцо в Замоскворечье. Снести дома в торцах существующих бульваров, в том числе Страстной монастырь.
    • Новое кольцо бульваров на основе Камер-Коллежского вала
    • Новое парковое кольцо (Останкино — Сокольники — Измайлово и т. д.)

    Пробивка новых улиц:

    • проспекты-дублёры внутри Садового кольца: Ново-Арбатский и упомянутый выше Ново-Кировский (Проспект Академика Сахарова)
    • хордовые проспекты между вокзалами (Белорусский — Киевский, Белорусский — Комсомольская площадь и т. п.)

    железнодорожная сеть

    • Электрификация Московской железной дороги
    • Тоннель (глубокий ввод) между Курским и Ленинградским радиусами
    • Строительство новой южной дуги Малого кольца МОЖД

    зелёная зона Москвы

    Вошедшая в Генплан Схема озеленения Москвы была разработана архитектором В. И. Долгановым и содержала следующие положения:

    • Создать защищённый лесопарковый пояс в радиусе 10 км от новых границ города
    • Создать непрерывные радиальные зеленые массивы от центра города до лесопаркового пояса (например, Неглинная улица — Самотёка — Останкино — лесопарк)
    • Реконструировать имеющиеся городские парки

    локальные проекты

    • Завершить расчистку Охотного ряда — Моховой от старых домов
    • Расчистить Китай-город (под строительство нескольких зданий) и Зарядье (под здание Дома промышленности)
    • Спланировать и очистить от мелких построек к 1937 г. территорию Лужников. Построить эстакадный мост Лужники — Ленинские горы
    • Снести к 1938 г. мелкие строения на стрелке водоотводного канала для постройки на этом месте монумента в память о спасении челюскинцев (не осуществлено)

    Планировка Москвы и ее границы

    Москва — город неповторимый, как выдающаяся личность. Редко крупный город мира имеет столь чётко выраженную радиально — кольцевую структуру. Все улицы радиально сходятся к историческому центру, где на высоком Боровицком холме над Москвой- рекой возвышается замечательный ансамбль Кремля — жемчужина русской архитектуры.

    Крепко «перевязанная» радиусами и кольцами Москвы и целостна и мозаична. Она состоит из своеобразных частей Китай-города и Замоскворечья, Лефортова и Арбата, Таганки и Красной Пресни.

    Веками Москва размещалась на 7 холмах. Но в XX веке. площадь города увеличилась в 5 раз. Границей современной Москвы стал МКАД протяжённостью 107км. Но в настоящее время город вышел за её пределы теперь это большая Москва с десятками городов и посёлков, сросшихся с Москвой образуют крупнейшую в России Московскую агломерацию численностью населения больше 15млн.чел.

    Итак, Московский узловой район вместе с Подмосковьем образуют столичный регион. Это сверхплотное ядро России с колоссальными производственными, научно-техническими и культурными возможностями, так как велика численность городского населения высококвалифицированных кадров.

    Москва не единожды расширялась за последние несколько десятков лет. Еще в тридцатые годы прошлого века она едва выходила за пределы нынешнего третьего транспортного кольца, а Измайловский и Битцевский парки были глубоким Подмосковьем. Затем город немного расширили в 1935 году, потом еще немного в 1939, потом в 1957 году. В 1960 Москву сделали практически идеально овальной — она стала достигать границ современного МКАДа. Затем 18 лет изменений не было, и лишь в 1978 году к городу присоединили Зеленоград. В 1995, уже после распада СССР город разросся еще больше — появились полуострова и острова — Бутово, Щербинка, Внуково, поселки Толстопальцево, Новорублево, Мякинино, Чоботы, Орлово, Куркино, окрестности Красногорска, Химки, Долгопрудный, поселок Восточный, Некрасовка. А в 2011 произошло такое увеличение площади Москвы, которого никто не ожидал. Сначала присоединили Люберцы, а потом огромную территорию, 160 тысяч гектаров, вплоть до границы с Калужской областью!

    москва город географический памятник

    Еще статьи по географии

    Миграционные процессы, их влияние на социально-экономическое развитие региона На социально-экономическое положение развитие любой территории, в том числе и Тюменской области, оказывает влияние большое количество различных факторов. Это и геополитическое положение рег …

    Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам Тема «Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам» весьма актуальна и интересна для рассмотрения, ведь на протяжении нескольких последних десятилетий топографическое ка …

    Экономико-географические особенности Андских стран Анды — самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких (гора Аконкагуа 6 962 м) горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; южная часть Кордильер. Местами Анды дос …

    Только война

    Уважаемый своими постами про 43 армию напомнил о книгах Чертока, и всплыл еще вот такой интересный момент, речь идет о весне 1953 года:

    “Задание Сталина о создании вокруг Москвы непроницаемой системы ПВО было выполнено. В условиях «холодной войны» была создана мощнейшая по тем временам система с уникальными тактико‑техническими характеристиками, не имевшими равных в мире.

    На двух кольцевых рубежах, отстоящих на 48 и 90 километров от Москвы, были размещены 66 многоканальных ракетных зенитных комплексов. Каждый комплекс мог стрелять 20 ракетами по 20 целям. Самолеты засекались радиолокационными станциями (РЛС) обнаружения, которые затем переходили в режим сопровождения цели и управления зенитными ракетами. Вблизи каждой огневой позиции были сооружены технические базы подготовки ракет, жилые городки и все необходимые вспомогательные объекты.

    Ракетно‑зенитные комплексы ПВО Москвы были соединены друг с другом двумя кольцевыми бетонными дорогами. Проезд по этим дорогам допускался только по специальным пропускам. Запретный плод всегда сладок. Королев поручил заместителю по режиму – полковнику государственной безопасности Григорию Михайловичу Яковенко обеспечить руководящий состав своего ОКБ‑1 пропусками на эти запретные дороги. Таким образом, мы получили доступ по прекрасным дорогам в самые грибные лесные массивы Подмосковья.

    «Система‑25» прослужила более 30 лет. Потенциальные возможности, заложенные в С‑25, позволили в короткие сроки создать зенитные ракетные системы С‑75 и С‑125 (от себя – а в дальнейшем и С-300). Разработку ракет для этих и многих последующих систем ПВО, а затем и ПРО осуществляло ОКБ главного конструктора Петра Грушина“.

    Если система прослужила 30 лет (то есть до 1983 года), то наверняка же что-то сохранилось под Москвой от этих бетонных дорог? Конечно осталось, вот что удалось обнаружить:

    Исторически подмосковных военных «бетонок» было три, и первая из них, «внутренняя» – ни что иное, как нынешний МКАД, ставший границей Москвы в августе 1960 г и заасфальтированный в конце 1960-х. Другие два кольца оставались с бетонным покрытием значительно дольше. Когда-то они соединяли места расположения ракетных воинских гарнизонов, составляющих два кольца ПВО Москвы. Сейчас все три магистрали расширены и сменили свои «бетонные» названия на: МКАД, ММК (Малое Московское кольцо) и БМК (Большое Московское кольцо). Небольшие сегменты еще более удаленного оборонного кольца, проходящего на удалении 120-140 км от Москвы представляют собой лишь незавершенный проект в начальной стадии.

    ММК – «Малая бетонка», «Пятидесятикилометровка» – по приблизительному расстоянию от нулевого километра в центре Москвы. Это кольцевое шоссе в Московской области, проходящее через города: Ногинск, Электросталь, Бронницы, территорию городов Домодедово, Апрелевка, Звенигород. ММК проходит примерно в 45-55 км от центра города и её протяженность около 335 км.

    БМК – «Большая бетонка», «Стокилометровка» – по приблизительному расстоянию от нулевого километра в центре Москвы. Это кольцевое шоссе в Московской области. Дорога основана на внешнем кольце Золотого кольца ПВО. Дорога проходит в Московской, Калужской и Владимирской областях, через города: Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Куровское, Воскресенск, Балабаново, Рузу, Клин, Дмитров. Притягивая производственно-складские и торговые мощности, имеет особое региональное и местное значение. Является важной транзитной дорогой, позволяющей в том числе обойти перегруженный московский узел. БМК проходит приблизительно в 75-100 км от Москвы и ее длина составляет более 550 км.

    Обе дороги были сооружены в 1950-е – 1960-е годы для удовлетворения транспортных нужд противоракетной обороны Москвы, так называемых “стратегических” нужд. Они были из бетонных плит, способных выдерживать вес многотонных ракетных тягачей. Постепенно бетонные плиты покрыли асфальтом, однако в народном сознании кольца так и остались «бетонками». Вплоть до 1993-го года эти дороги были “секретными” и не обозначались ни на каких картах. На атласах автодорог изданных в СССР они не указаны. Хотя многие водители знали об их существовании и активно пользовались ими. На перекрестках с магистральными дорогами стояли посты ГАИ, километровые столбы на этих кольцах были расположены не по кругу, а от одного пересечения с магистралью до другого. Кольца не сплошные и в некоторых местах размыкаются. В конце 1993-го года государство рассекретило карты масштаба 1см=2км и была выпущена первая “двухкилометровка” Московской области. Вот тут-то “вдруг” и появились в подмосковье еще две кольцевые дороги. К тому времени они уже почти полностью покрылись асфальтом и название “бетонные” стало чисто топонимом. Видимо тогда же им и были присвоены буквенные обозначения: ММК (Московское Малое Кольцо А-107) и МБК (Московское Большое Кольцо А-108).

    По теме статья из Огонька.

    И главный вопрос, а осталось ли что-то от самих 66 объектов?

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: