Покосившаяся память. 6 историй московских деревянных домов


Мансуровский переулок
Дом 4А, построенный архитектором А. У. Зеленко, ныне посольство Сирии.
Общая информация
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦАО
РайонХамовники
Протяжённость290 м
МетроПарк культуры (Кольцевая), Парк культуры (Сокольническая)
Прежние названияМасальский переулок, Талызинский переулок
Почтовый индекс119034 (10стр1, 10стр1А, 10стр2, 10стр3, 10стр7, 11, 13, 1, 4стр1, 4стр2, 5, 6, 8, 8стр2, 9, 9стр2)
Медиафайлы на Викискладе

Мансу́ровский переу́лок

— улица в центре Москвы в Хамовниках между Остоженкой и Пречистенкой. Здесь расположено посольство Сирии.

Здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 5 — Культурный фонд им. Исаака Дунаевского; В доме в 1927—1956 годах жил физик В. А. Цуккерман[1].
  • № 9, стр. 1 — жилой дом С. В. Мельникова — П. Ф. Емельяновой — Топлениновых (1810-е гг., 2-я пол. XIX в.), объект культурного наследия регионального значения. Здесь в 1926—1932 годах неоднократно бывал писатель М. А. Булгаков[2].
  • № 11/12 — Особняк архитектора А. В. Кузнецова (1915, перестроен из более ранней постройки), объект культурного наследия федерального значения. Архитектор жил в этом здании в 1915—1954 годах[2]. Во дворе дома Эльдар Рязанов снимал сцену званого ужина у Карандышева в фильме «Жестокий Романс»[3].
  • № 13 — Доходный дом, построен в 1902 году
  • № 15/16/23, стр. 1 — Главный дом городской усадьбы А. И. Татищева — А. Ф. Лопухина (до 1802; 1813—1822; 1860; 1900—1906), выявленный объект культурного наследия[2].

По чётной стороне:

  • № 4, стр. 1 — Доходный дом П. В. Лоськова (1905—1906, архитектор А. У. Зеленко[4]), объект культурного наследия регионального значения. В 1916—1926 годах здесь жил генерал А. А. Брусилов[2]. Ныне — посольство Сирии. В 2012-13 гг. была проведена реставрация, в результате которой дом обрёл первоначальный вид [5].
  • № 6, строение 1 — ЦНИИ информации и технико-экономических исследований по тяжелому и транспортному машиностроению;
  • № 8 — Доходный дом (1913, архитектор И. А. Герман.)
  • № 10 стр. 2 — Жилой дом, был построен в 1939 году по проекту архитектора М. С. Шерфетдинова. В сентябре 2020 года в подвальной части дома был открыт арт-бар «Перелётный кабак», в помещениях которого располагались также художественная галерея и книжный магазин[6][7].
  • № 12/21 — дом Потёмкиных, позже — А. И. Морозова (XVIII — начала XIX века; перестроен в 1871 году архитектором П. С. Кампиони; в 1872 году — А. С. Каминским), объект культурного наследия федерального значения. В 1918—1948 годах здесь размещался Музей нового западного искусства[2].

Здания и сооружения[ | ]

По нечётной стороне:

  • № 5 — Культурный фонд им. Исаака Дунаевского; В доме в 1927—1956 годах жил физик В. А. Цуккерман[1].
  • № 9, стр. 1 — жилой дом С. В. Мельникова — П. Ф. Емельяновой — Топлениновых (1810-е гг., 2-я пол. XIX в.), объект культурного наследия регионального значения. Здесь в 1926—1932 годах неоднократно бывал писатель М. А. Булгаков[2].
  • № 11/12 — Особняк архитектора А. В. Кузнецова (1915, перестроен из более ранней постройки), объект культурного наследия федерального значения. Архитектор жил в этом здании в 1915—1954 годах[2]. Во дворе дома Эльдар Рязанов снимал сцену званого ужина у Карандышева в фильме «Жестокий Романс»[3].
  • № 13 — Доходный дом, построен в 1902 году
  • № 15/16/23, стр. 1 — Главный дом городской усадьбы А. И. Татищева — А. Ф. Лопухина (до 1802; 1813—1822; 1860; 1900—1906), выявленный объект культурного наследия[2].

По чётной стороне:

  • № 4, стр. 1 — Доходный дом П. В. Лоськова (1905—1906, архитектор А. У. Зеленко[4]), объект культурного наследия регионального значения. В 1916—1926 годах здесь жил генерал А. А. Брусилов[2]. Ныне — посольство Сирии. В 2012-13 гг. была проведена реставрация, в результате которой дом обрёл первоначальный вид [5].
  • № 6, строение 1 — ЦНИИ информации и технико-экономических исследований по тяжелому и транспортному машиностроению;
  • № 8 — Доходный дом (1913, архитектор И. А. Герман.)
  • № 10 стр. 2 — Жилой дом, был построен в 1939 году по проекту архитектора М. С. Шерфетдинова. В сентябре 2020 года в подвальной части дома был открыт арт-бар «Перелётный кабак», в помещениях которого располагались также художественная галерея и книжный магазин[6][7].
  • № 12/21 — дом Потёмкиных, позже — А. И. Морозова (XVIII — начала XIX века; перестроен в 1871 году архитектором П. С. Кампиони; в 1872 году — А. С. Каминским), объект культурного наследия федерального значения. В 1918—1948 годах здесь размещался Музей нового западного искусства[2].

Примечания

  1. Цукерман Вениамин Аронович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
  2. 12345
    Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Официальный сайт Комитета по культурному наследию города Москвы. Дата обращения 12 сентября 2012. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  3. Неприметная Москва: Дом Кузнецова в Мансуровском переулке
  4. Нащокина М. В.
    Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 465. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
  5. «Узнай Москву», Доходный дом П. В. Лоськова
  6. Собств. корр.
    Максим Боксер и Мария Олейникова открывают «Перелетный кабак» // artuzel.com. — 2020. — 16 окт.
  7. Фанайлова Е.
    Перелетный кабак // Радио Свобода. — 2020. — 18 марта.

Особняк Кузнецова в Мансуровском переулке

Главная / Места / Архитектура / Особняк Кузнецова в Мансуровском переулке

20.04.2012 13:12 Печать | E-mail Показать на карте

Мой самый любимый домик Москвы. Одноэтажный особнячок в Мансуровском на Остоженке, с живописно запущенным двориком, старинной оградой, львом на калитке и маленькой алисовской дверкой. В этом доме снимали «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Через его калитку убегали Лариса с Паратовым от пьяного Карандышева. Кроме того, особняк служил съемочной площадкой для фильмов «Шуточка» (1966 год), — одном из первых, в котором снялся Михалков, «Дом под звездным небом» Соловьева, «Обломов». В доме практически ничего не перестраивалось и не менялось вот уже 90 с лишним лет.

В основе небольшой усадьбы — одноэтажные деревянные строения в стиле ампир (известна с 1834). Дом был построен после пожара 1812 года. Числился за коллежской секретаршей Александрой Захаровной Измальской-Платоновой. Первоначально был деревянным.В 1913 году куплен у старой купчихи Воскобоевой и перестроен архитектором Александром Кузнецовым. Он был фактически создателем его современного облика. Он объединил главный дом с малым корпусом в одно здание, заполнив угол между ними выступающим каменным объёмом, многоугольным в плане. При перестройке возникла оригинальная композиция асимметричного особняка,сохранившего характерные для московского ампира черты камерности, интимности, уюта. Главное крыльцо выходило в замкнутый дворик с глухой оградой и кованой калиткой в формах неоклассицизма; новые части здания также получили согласованный с его прежним обликом тонко проработанный классицистический декор. Отделка интерьеров, которые были частично перепланированы Кузнецовым, выполнена в основном в неоклассических формах, за исключением столовой в неорусском стиле.

В этом доме Александр Васильевич прожил до своей смерти в 1954 году. До недавнего времени была жива его дочь, а сейчас там живет ее свекровь Ирина Александровна Кузнецова. Это редкий случай для России — у нее сохранились все купчие и прочие документы.

А дальше вы видете сканы фото из журнала «Наше наследие», на которых видно, как очаровательны его интерьеры! Источник сканированных фотографий: tanja-shi-no

  • Адрес: Мансуровский переулок, 11 (м. «Парк культуры»).

Рядом с домом есть еще один примечательный одноэтажный домик. Вот, что пишет о нем Романюк: «Несколько далее по переулку по той же левой стороне стоит небольшой деревянный домик (№ 9), где в 1926 — 1932 гг. у своих друзей, театральных работников братьев Топлениновых, часто бывал М. А. Булгаков, а полуподвальное его помещение, по изысканиям московского краеведа Б. С. Мягкова, до мелочей описано в романе «Мастер и Маргарита». Почти такой же небольшой соседний домик (№ 11) принадлежал известному архитектору А. В. Кузнецову, автору таких значительных сооружений, как новый корпус Строгановского училища на Рождественке (II) и здания Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке».

Остоженка сейчас самый дорогой район Москвы. К сожалению, изуродованный до неузнаваемости, снесено огромное количество исторической застройки. Эти домики — драгоценные камушки на пошлом ковре современной Москвы.

Автор статьи и фотографий: aroundtree

История особняка Кузнецова в Мансуровском переулке

Жилой дом в Мансуровском переулке впервые появился на московских картах в далеком 1822 году. Усадьба в 1820-1822 годах числилась за известной в то время коллежской секретаршей Александрой Захаровной Измальской-Платоновой. К этому времени уже был возведен одноэтажный главный дом – деревянный; он был поставлен по красной линии переулка, что заметно выделяло его среди других.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

«В мае 1915 года мой отец, Александр Васильевич Кузнецов, известный в Москве архитектор, купил этот дом у старой купчихи Е.А.Воскобоевой, собиравшейся уехать в Петербург на житье к сыну. Поводом для папиной покупки послужило желание поселиться где-то поблизости от гимназии Алферовой, куда поступила моя старшая сестра Эля, но в действительности главной причиной было его давнишнее, заветное желание создать дом, полностью отвечающий вкусу и потребностям его самого и всей нашей семьи» (из воспоминаний И.А.Кузнецовой, дочери архитектора).

Доподлинно известно, что в этом особняке с 1915 года до сих пор непрерывно проживает несколько поколений потомков архитектора Александра Васильевича Кузнецова. Этот дом стал широко известен публике благодаря съёмкам в фильме «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1878), и третья советская экранизация этого произведения. Во дворе этого дома снималась одна из заключительных сцен фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» — свадебный обед у Карандышева. Именно через маленькую садовую калитку этого дома Лариса с купцами убегает от презираемого мужа.

УСАДЬБА В СТИЛЕ АМПИР

Одноэтажная усадьба была перестроена в стиле “ампир”, что позволило сохранить уют и камерность пространства дома, малый корпус которого был соединён с главным домом.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В этом доме бывал архитектор Фёдор Шехтель, друживший с Кузнецовым, тот самый Константин Мельников, заводивший с хозяином шутливые споры на тему: «Чей дом лучше», а также генерал Брусилов, живший неподалёку (в доме, где теперь посольство Сирии). В доме сохранились великолепные интерьеры, которые мы можем видеть благодаря уникальным фото Екатерины Трегубовой, и живет атмосфера старого московского особняка XIX столетия. Свободного доступа в дом, разумеется, нет.

Интересный факт

: изразцы с гербами для печи столовой А.В. Кузнецов получил в дар от своего товарища, который в то время возводил охотничий домик для императора Николая II в заповедной ныне Беловежской пуще. А вот уникальные расписные ярко-золотистые обои для нее же, выставлявшиеся, между прочим, на Международной выставке 1900-го года в Париже, подарил Николай Николаевич Соболев.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Основатель советской школы промышленного зодчества Александр Васильевич Кузнецов прожил довольно долгую жизнь и скончался в 1954 году в возрасте 80 лет.

“А. В. Кузнецов отличался от других видных зодчих того времени тем, что он, будучи настоящим «мастером строительства», блестяще знающим все секреты строительного и отделочного мастерства, мог выступать не только проектантом, но и руководителем самой постройки. Его дореволюционные постройки и в советское время были технически образцовыми”, — из журнала “Мастера советской архитектуры об архитектуре”, 1975 год.

Стоит отметить, что в доме ничего не менялось и не перестраивалось вот уже более 90 лет!

Фото ©
Сергей Авдуевский / Москва меняется
Текст © Александр Сапожник / Москва меняется

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: