Новый троллейбус с дизель-генератором вышел на маршрут Т25 в Москве


Московский троллейбус
Троллейбусная система
СтранаРоссия
ГородМосква
Дата открытия15 ноября 1933 года
Количество маршрутов52[1]▼
Длина контактной сети584 км ▼
Количество троллейбусных парков4 ▼
Количество троллейбусов1074[2](с учётом служебных) октябрь 2020 года) ▼
Компания-перевозчикГУП «Мосгортранс»
Сайт компанииmosgortrans.ru
Московский троллейбус на Викискладе

Моско́вский тролле́йбус

— троллейбусная сеть Москвы и крупнейшая[3] троллейбусная сеть в мире по длине контактной сети и числу машин подвижного состава по 2015-й год. Открыта 15 ноября 1933 года и является пятой из самых старых из ныне действующих сетей мира. Протяжённость одиночного контактного провода — около 1300 км, длина линий — около 600 км, 4 парка, 1150 пассажирских троллейбусов (в том числе около 770 с низким уровнем пола и 83 сочленённых). Эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс», кроме маршрутов № 202 и 203, которые обслуживает МУП «Химкиэлектротранс».

Во второй половине 2010-х годов, в ходе выполнения программ «Моя улица» и «Магистраль» троллейбусная сеть была демонтирована в центре города, вместо части троллейбусных маршрутов запустили автобусы. В период 2018-2020 годов правительство Москвы планирует закупить множество электробусов, которые должны заменить троллейбусы (возможно, часть троллейбусов будет временно заменена на современные дизельные автобусы).[4][5][6][7]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Подвижной состав 2.1 Исторический 2.1.1 Троллейбусные поезда
  • 2.2 Актуальный
  • 3 Фотографии
  • 4 Описание сети
      4.1 Северная сеть
  • 4.2 Восточная сеть
  • 4.3 Южная сеть
  • 4.4 Ранее существовавшие сети
  • 4.5 Остальные сети, не относящиеся к Московскому троллейбусу
  • 5 Маршруты
  • 6 Троллейбусные парки, их история и маршруты
      6.1 Недостроенные парки 6.1.1 Троллейбусный парк в районе Митино
  • 7 Перспективы
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • История

    Несмотря на то, что троллейбусные линии в центре города заменяли трамвайные, постепенно их тоже начали закрывать. Так, были сняты линии на:

    • Кузнецком Мосту (август 1976, последний участок закрыт в январе 2003 года и снят при обустройстве пешеходной зоны на улице Рождественка летом 2012 года),
    • улице Арбат (10 июня 1982, линия полностью снята, на месте улицы обустроена пешеходная зона),
    • Пушечной улице (1 июня 1998, последний участок закрыт в январе 2003 года и снят при обустройстве пешеходной зоны на улице Рождественка летом 2012 года),
    • Большой и Малой Никитских улицах (15 августа 1989, движение частично восстанавливалось в 2004—2007 годах между Никитскими воротами и Кудринской площадью. В июле 2020 года законсервированные отрезки линий были сняты при благоустройстве улиц),
    • Неглинной улице (февраль 1991, оттянутый разворот у Рахмановского переулка отключён от сети 6 октября 2012),
    • Манежной улице (5 августа 1993),
    • Волгоградском проспекте от метро «Текстильщики» до улицы Академика Скрябина (24 ноября 2014, по части линии движение восстановлено в конце 2016),
    • шоссе Энтузиастов от Новогиреевской улицы до Свободного проспекта (3 августа 2015),
    • Садовом Кольце (начиная с июля 2016),
    • множество линий внутри Садового кольца (в течение 2015—2017 годов).

    Из-за постоянных заторов часть маршрутов в центре города была переведена на режим работы с укороченными рейсами.

    В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из её проектов так и не был реализован. Последней вновь построенной линией XX века стал участок по Севастопольскому проспекту, улице Айвазовского, Тарусской (Ясногорской) улице от улицы Миклухо-Маклая до Голубинской улицы, открытый в 1992 году.

    В 2001 году к метро Планерная начали ходить троллейбусы из Химок, обслуживаемые организацией «Химкиэлектротранс».

    В 2004—2005 годах был снесён 5-й троллейбусный парк, на его месте уже возведён элитный жилой комплекс[9]. Были произведены передачи маршрутов между парками[10]. В 2006 году было объявлено о предстоящей ликвидации 4-го троллейбусного парка на Лесной улице, который был закрыт 12 апреля 2014 года, однако альтернативы ему нет и она вряд ли появится[11].

    В рамках запуска ночных маршрутов общественного транспорта с 30—31 августа 2013 года три маршрута № Б, Бк, 15 были переведены на круглосуточный режим работы[12]. С 6 декабря переведён ещё один маршрут № 63, но только в ночь на субботу и воскресенье, а с 11 июня 2014 — по всем дням недели.

    Последняя новая троллейбусная линия была открыта 15 сентября 2013. Она связала станцию метро «Юго-Западная» с конечной станцией на Озёрной улице, пройдя по улицам Покрышкина и Никулинской. Появление этой линии связано с закрытием конечной станции «Метро „Юго-Западная“». Кроме того, был осуществлён перенос линии маршрута № 43 на улицу Мнёвники, устроенный как временный при строительстве развязок Краснопресненского проспекта, но ставший постоянным.

    В 2014 году в связи с реконструкцией ряда улиц в центре Москвы (Маросейка, Покровка, Пятницкая) был произведён демонтаж контактной сети от Лубянской площади до Садового кольца, а также от Серпуховской площади до Чугунного моста. Маршрут № 25 отменён, 45 сокращён до Лубянской площади. Маршрут № 8 сокращён до Серпуховской площади. Обещанный запуск современных троллейбусов с увеличенным автономным ходом по данным маршрутам не был реализован. Отменённые маршруты обслуживаются автобусами. Также были отменены маршруты № 46, 68, 75, 87, имевшие низкий пассажиропоток и дублировавшиеся другими маршрутами.

    В 2020 году планировалось заменить троллейбусы автобусами на маршрутах 6, 8, 21, 33, 38, 39, 44, 50, 62, 67, 68, 81 и 82[13]. Затем предлагалось убрать троллейбусные провода на нескольких улицах, в том числе на Кремлёвской и Москворецкой набережных, Сельскохозяйственной улице, улицах Вильгельма Пика и Сергея Эйзенштейна, что повлекло бы за собой ликвидацию девяти маршрутов и сокращение ещё семнадцати[14]. С 1 октября изменены маршруты № 2, 3, 16, с 28 ноября — № 35 и 66, с 5 декабря маршруты № 79к и 95 были объединены с № 79. По состоянию на январь 2020 года троллейбусные линии на Кремлёвской и Москворецкой набережных полностью демонтированы.

    В 2020 году в рамках реализации проекта благоустройства «Моя улица» и проекта «Магистраль» проведено значительное сокращение маршрутов и снятие части контактной сети в центре города в пределах Садового кольца, что сначала множество раз опровергалось[15], пока 15 апреля Департамент транспорта Москвы официально не объявил об этом.

    • Со 2 мая на автобусное движение были переведены маршруты № 1, 2, 9, 15, 31; маршруты № 12 и 33 укорочены, маршрут № 44 отменён[16]. Были ликвидированы троллейбусные линии на Бульварном и Кремлёвском кольцах, на Тверской улице и Новом Арбате.
    • С 7 июля на автобусное движение были переведены маршруты, курсирующие по Садовому кольцу: № Б, Бк, 3, 10, 39, 47, 79. Замена на автобусы планировалась временной, на период благоустройства Садового кольца. Восстановление троллейбусного движения переносилось несколько раз. В июле 2020 было объявлено, что троллейбусы не вернутся на Садовое кольцо[17].
    • 7 ноября в связи с нехваткой подвижного состава автобусом был заменён маршрут № 67.
    • С декабря по будням маршрут № 40 полностью обслуживается автобусами (с октября 2020 снова обслуживается троллейбусами), а маршруты № 52, 71, 72 — частично обслуживаются автобусами (с весны 2017 года маршруты № 52 и 72 снова обслуживаются только троллейбусами).

    В то же время 3 декабря 2020 года открылся новый троллейбусный маршрут № 75 Ивановское — Новокосино. Московский троллейбус впервые в своей истории вышел за пределы МКАД. Также в начале 2020 года на перекрёстке Садового кольца с Долгоруковской улицей появилась дополнительная контактная сеть для обеспечения левых поворотов с Долгоруковской на внутреннюю сторону кольца и с внутренней стороны кольца на Долгоруковскую, однако уже в июле 2020 года она была демонтирована.

    В феврале 2020 года заменён автобусами маршрут № 55, в марте — маршруты № 29 и 29к, в апреле — маршруты № 13 и 32, в мае — маршруты № 18 и 71, в июне — маршруты № м7, м7к, м8, 23, 51, 86 и 88, в августе — № 26, 63 и 78, а № 48 был отменён, в октябре отменены № м4к и 37, в ноябре заменён автобусом № 19.

    В апреле 2020 года заменён автобусами маршрут № 56. В том же месяце по маршруту троллейбуса № 7 были введены ежедневные короткие рейсы от станции метро «Парк Победы» до станции метро «Октябрьская»[18].

    С 1 сентября 2020 года на всех троллейбусных маршрутах, наравне с автобусом и трамваем, действует бестурникетный режим.

    С 2010 по 2020 год Мосгортрансом было приобретено 573 новых троллейбусов[19].

    В таблице представлено количество пассажиров, перевезённых за год (в миллионах человек)[20][21][22].

    Год1995200020012002200320042005200620072008200920102011
    Россия в целом8474,68759,38604,38181,17290,86679,74653,13774,62971,92733,02414,02205,72152,2
    Москва1582,21054,11003,81171,2921,3951,8722,9472,9416,5378,3346,4323,4319,2

    Два этажа, но не дом!

    В 1938 году быстрый и удобный троллейбус стал добрым знакомцем для всех желающих посетить бывшую патриаршую рыбачью слободу – Бережковскую набережную, доброй приметой Воробьевых гор, мчался до Октябрьской (бывшей Калужской) площади… От станции метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе народ добирался до Северного речного вокзала, в Измайлово, от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице — до Даниловского рынка.

    Москвовские троллейбусы охватывали десять маршрутов. Пути следования прокладывались на местах демонтированных трамвайных путей. Уже в 1937-1939 гг. по Ленинградскому проспекту ходили 2-этажные красавцы ЯТБ-3 и троллейбус английской фирмы. Чтобы пустить «долговязую диковинку» в ход, пришлось приподнять сети на один метр (с 4,8 до 5,8 м). В 39-м троллейбусы ходили по Мира (проспект) до ВСХВ (сельхозвыставка). В 1953 году по причине неудобства использования от громадин избавились.

    московский троллейбус маршруты

    Подвижной состав

    Исторический

    • ЛК-1 — первый советский троллейбус
    • ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5
    • ЛК-3 — первый отечественный трёхосный троллейбус
    • ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4, ЯТБ-4А
    • ЯТБ-3 — единственный советский двухэтажный троллейбус
    • МТБ-82, МТБ-82Д
    • ТБЭС(-ВСХВ)
    • МТБЭС
    • ТС-1, ТС-2 — первые советские сочленённые троллейбусы
    • ЗиУ-5 и модификации
    • ЗиУ-9, ЗиУ-9Б (вскоре — ЗиУ-682Б), ЗиУ-682В, ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В-012, ЗиУ-682В-013, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г-013, ЗиУ-682Г-018, ЗиУ-682-Г01, ЗиУ-682ГН, ЗиУ-682ГП.
    • ЛиАЗ-МТРЗ-6220
    • ЛАЗ-52522
    • СВАРЗ-Икарус
    • ВМЗ-100
    • ЗиУ-683
    • Ikarus-280T
    • ЗиУ-52642
    • ТролЗа-5264.01 «Столица»
    • ТролЗа-5264.02 «Слобода»
    • ТролЗа-5275.00
    • ЮМЗ-Т2
    • АКСМ-101ПС

    Троллейбусные поезда

    В 1970 году на московском троллейбусном ремонтном заводе был изготовлен[23]троллейбусный поезд[24] киевского изобретателя Владимира Веклича[25][26] из двух троллейбусов МТБ-82/82Д[27][28]. В 1986 году в московском парке № 7 проходили испытания два поезда из двух троллейбусов ЗиУ-682[29], соединённых по системе Владимира Веклича. К этому времени в СССР троллейбусные поезда успешно эксплуатировались более чем в 20 городах страны[30] (только в Киеве в поездах использовалось 55 процентов всего парка троллейбусов (296 сцепок))[29]. Однако из-за интенсивного движения в городе ГАИ запретила эксплуатацию троллейбусных поездов в Москве[31].

    Актуальный

    • ЗиУ-682Г-016.02 (с широкой 1-й дверью)
    • ТролЗа-5275.05 «Оптима»
    • ТролЗа-5265.00 «Мегаполис»
    • ТролЗа-6206 «Мегаполис»
    • АКСМ-20101
    • АКСМ-321
    • АКСМ-333
    • ВМЗ-5298.01 (ВМЗ-463)
    • ВМЗ-5298.01 «Авангард»
    • ВМЗ-62151 «Премьер»
    • ЗиУ-682ГМ1 (с широкой передней дверью)
    • МТРЗ-52791 «Садовое кольцо»
    • [[СВАРЗ-6235.00|СВАРЗ-6235.00 ]]
    • СВАРЗ-6235.01
    • ЛиАЗ-52802 (ВЗТМ)
    • СВАРЗ-6238ЭПМ
    • СВАРЗ-6238 (Тролза-5265.00 «Мегаполис»)
    • МТрЗ-5238

    Фотографии

    • Троллейбус МТРЗ-6223 № 2006 (модель больше не эксплуатируется)
    • Троллейбусы АКСМ-20101 № 8833 и 7845
    • Троллейбус МТРЗ-52791 «Садко» № 2024
    • Троллейбус АКСМ-321 № 7890
    • Троллейбус ЗиУ-682В № 1152 (модель больше не эксплуатируется)
    • Троллейбус ЗиУ-682Г № 2536 (модель больше не эксплуатируется)
    • Троллейбус АКСМ-101ПС № 7843 (модель больше не эксплуатируется)
    • Троллейбус ЗиУ-682ГМ1 (с широкой передней дверью) № 1413
    • Троллейбус ЗиУ-682Г-016.02 № 3128
    • Троллейбус ТролЗа-5275.05 «Оптима» № 2765

    Описание сети

    Северная сеть

    • Западная часть. Линии по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе, проспекту маршала Жукова, а также поперечные линии по улицам Беговой и Куусинена. Имеет четыре крупных ответвления — в Крылатское, Братцево, Коптево и Филёвский парк.
    • Восточная часть. Линии по Дмитровскому, Алтуфьевскому, Ярославскому и Щёлковскому шоссе (и их начальным отрезкам), а также Третьему траспортному кольцу, связанные друг с другом через улицы Ботаническую, Академика Королёва и Каланчёвскую. С западной частью связана через служебную линию по улице Новая Башиловка. Обслуживается филиалом «Северо-Восточный», за исключением маршрута 42, который обслуживается площадкой «Ходынская» филиала «Центральный». К сентябрю 2020 года планируется окончательное закрытие в связи с ликвидацией площадки бывшего 6-го троллейбусного парка и замены маршрутов на электробусы.

    Восточная сеть

    Древовидная сеть филиала «Восточный», основная линия которой проходит по шоссе Энтузиастов. Имеются два крупных ответвления к Садовому кольцу к метро «Красные Ворота» и «Таганская», а также в сторону районов Вешняки, Новокосино, Ивановское и Перово. Также имеется изолированная от остальной сети линия троллейбуса 22, которая в настоящее время не пересекается ни с одной линией остальных сетей, но обслуживается тем же филиалом, конфигурация контактной сети на служебных линиях позволяет обеспечить выдачу подвижного состава из парка.

    Южная сеть

    • Западная часть. Троллейбусные линии по магистралям, окружающим территорию МГУ: проспектам Ленинскому, Ломоносовскому, Вернадского, Мичуринскому и Кутузовскому, улицам Марии Ульяновой Мосфильмовской, Косыгина, Бережковской набережной и Большой Дорогомиловской. Обслуживается 8-м троллейбусным парком и площадкой «Фили» филиала «Центральный».
    • Южная часть. Линии по Варшавскому шоссе, Севастопольскому, Новоясеневскому проспектам и Профсоюзной улице. Хордовые линии по улицам Каховка и Намёткина, а также по Нахимовскому и Ломоносовскому проспектам. Маршруты обслуживаются 8-м троллейбусным парком.
    • Линии по Липецкой улице и Каширскому шоссе, которые не связана ни с одной линией южной сети, но обслуживается 8-м троллейбусным парком. Машины подаются по служебной линии по Каширскому шоссе.
    • Восточная часть. Линии по Волгоградскому проспекту, Люблинской и Краснодонской улице. Связана с южной частью служебной линией через метро «Пролетарская», «Дубровка» и «Автозаводская».

    Ранее существовавшие сети

    • Центральная западная часть: Линия по Арбату была ликвидирована в 1982 году.
    • Линии по улицам Фрунзе, Маркса и Энгельса (ныне Знаменка и Староваганьковский переулок) сняты в 1986 году.
    • Линии по Большой и Малой Никитским улицам были ликвидированы в 1989 году. В 2004—2007 годах частично восстанавливалась линия между Никитскими воротами и Кудринской площадью. В июле 2020 года законсервированные отрезки линий были демонтированы.
    • Линии по проспекту Калинина (ныне улица Новый Арбат) и Бульварному кольцу были ликвидированы 2 мая 2020 года.
    • Центральная северная часть: Движение по Неглинной улице прекращено в 1991 году.
    • Линии по Большой Дмитровке и Петровке выведены из эксплуатации летом 1998 года.
    • Троллейбусы на улицах Большая Лубянка, Пушечная, Рождественка и Кузнецкий мост прекратили движение в январе 2003 года. Маршрут линии по Большой Лубянке был перенесен на Садовую-Спасскую и Мясницкую улицы.
    • Движение по Мясницкой и Большой Лубянке закрыто 2 мая 2016.
    • Линия по Тверской улице была ликвидирована летом 2020 года. Законсервированный отрезок линии от Настасьинского переулка до площади Тверской заставы был снят летом 2020 года.
    • Центральная восточная часть: Линии по улицам Верхняя Радищевская, Маросейка, Николоямская, Покровка, Солянка и Яузская, а также по Устьинской и Подгорской набережным закрыты в июне 2017 года.
    • Центральная южная часть: Линия по Пятницкой улице ликвидирована в 2014 году.
    • Линия по Большой Ордынке снята в 2020 году.
    • Маршрутное движение по улицам Ленивка, Волхонка, Пречистенка и по Пречистенской набережной было прекращено в октябре 2020, а линии сняты летом 2020 года.
    • Линия по Остоженке демонтирована в мае 2020 года.
    • Кремлёвское кольцо и внутренние линии: Линия в сторону Боровицкого моста была демонтирована, а маршрут по Воздвиженке был перенесен с Манежной на Моховую улицу.
    • Участок линии от Славянской до Лубянской площади для троллейбусов № м7 и м8 был закрыт 17 июня 2020 года.
    • Линия по Москворецкой набережной и Большому Устьинскому мосту была ликвидирована в начале октября 2020 года.
    • Регулярное движение по Варварке прекращено в 1993 году. Линия стала односторонней и использовалась в качестве служебной для троллейбусов маршрута № 63 при следовании в парк. Парковые рейсы через Варварку прекращены в 2020 году, а линия демонтирована летом 2017 года.
    • Линия по Большому Москворецкому мосту была ликвидирована в июне 2014 года. Парковое движение троллейбусов в сторону Серпуховской площади было прекращено летом 2020 года.
    • Бульварное кольцо: Линия от Соймоновского проезда, по Гоголевскому, Никитскому, Тверскому, Страстному и Петровскому бульварам до площади Петровские ворота была ликвидирована в 2016 году.
    • Садовое кольцо: Движение большинства маршрутов закрыто с июля 2016 года, однако в настоящий момент сохранились короткие действующие отрезки линий в районе Таганской площади (маршрут № 27) и по улице Земляной Вал (маршрут № 53).
    • В пределах МКАД по состоянию на начало ноября 2020 года отсутствует регулярное движение троллейбусов по линиям: Через Кубанскую улицу, проспект 40 лет Октября и Ставропольскую улицу.
    • По Волгоградскому проспекту (за Волжским бульваром в сторону улицы Академика Скрябина).
    • По Нижегородской улице и Рязанскому проспекту (включая разворот под Карачаровским путепроводом для маршрута № 26) и далее до 138-го квартала Выхина, по Ташкентской и Ферганской улицам.
    • По Дмитровскому шоссе от площади Туманяна до Вагоноремонтной улицы и от 3-го Нижнелихоборского проезда до Дмитровского проезда и далее по улицам Бутырская, Новослободская, Бутырский Вал, Новолесная, Лесная и 2-му Лесному переулку.
    • На Каширском шоссе от пересечения с Шипиловской улице до автобусного парка «Филиал Южный». От метро «Каширская» в сторону метро «Нагатинская» линия используется парковыми рейсами.
    • Линия по улицам Воронцовская, 1-я Дубровская, 1-я Машиностроения и Ленинская Слобода используется, как служебная.
    • Линия по проспекту Андропова законсервирована в конце августа 2017 года.
    • По Кутузовскому проспекту (от Дорогомиловской заставы до Новинского бульвара), а также по улице Барклая (до пересечения с улицей Неверовского).
    • Линия по Останкинскому проезду была закрыта 8 апреля 2020 года. Участок от проспекта Мира до улицы Академика Королёва сохранён для заезда маршрутов № 41 и 83.

    Остальные сети, не относящиеся к Московскому троллейбусу

    • По территории Москвы также частично проходит Химкинская троллейбусная сеть, проходящая недалеко от Братцевского ответвления, которая не пересекается и не имеет общих участков с московской. Троллейбусы из подмосковного города Химки, которые обслуживаются МУП «Химкиэлектротранс», подходят к станции метро «Планерная». Соединение сетей не планируется.
    • Видновская троллейбусная сеть, проходящая за МКАД.

    Расцвет и вечер троллейбусной эры

    Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Москве насчитывалось 583 троллейбуса и 11 маршрутов. 1 января 1952 года столица могла похвастаться уже 786 троллейбусами и заметно увеличившимся числом направлений, по которым они двигались.

    В 1950-е годы активно росли жилые кварталы на окраинах столицы. Туда проложили троллейбусные маршруты (в частности, до Серебряного Бора). Куда бы ни направлялись москвичи или гости столицы – в Измайлово, на Волхонку, Варшавское шоссе, стадион Лужники и еще в огромное количество мест, им на помощь приходил шустрый троллейбус.

    московский троллейбус маршруты список маршрутов

    Летит время. Уже более 60 лет прошло с тех пор, как в 1954 году открылась новая кольцевая линия на ВСХВ. К концу 1960-го общая протяженность троллейбусных путей достигла 540 километров, объединенных 36 маршрутами.

    В 1964-68 гг. в Юго-Западном жилом районе курсировала «гармошка» – сочлененный троллейбус. Однако в 1975-м он был окончательно снят с пассажирских перевозок. В 1964 году в Москве насчитывается 1811 троллейбусов. К 1972-му сеть достигла 1253 км и была признана самой длинной (протяженной) на земном шаре.

    В 1970-1980-е маршрутами были опоясаны новостройки (Новогиреево, Ивановское, Орехово-Борисово и др.). В августе 1993 года в Москве ввели одностороннее движение (так разгружались дороги и повышалась их безопасность). Часть линий закрыли. Впоследствии сокращения продолжились.

    Троллейбусные парки, их история и маршруты

    Основная статья: Филиалы ГУП «Мосгортранс»

    Недостроенные парки

    Троллейбусный парк в районе Митино

    Адрес: улица Зенитчиков, 16. 55°50′12″ с. ш. 37°20′55″ в. д.HGЯO

    Строительство парка на 250 машино-мест началось в 1998 году и практически сразу же было заморожено. К лету 2001 году строители не продвинулись дальше фазы земляных работ. Отчасти это было вызвано тем, что жители соседнего 8-го микрорайона Митина организовывали митинги против строительства неэкологичного, по их мнению, объекта (неизвестно кем был запущен слух, что на этой площадке строится мусороперерабатывающий завод и многие поверили этому слуху, хотя ни размеры площадки, ни её расположение — практически под окнами жилых домов по Волоцкому переулку — явно не располагают к размещению подобного объекта). В итоге было принято компромиссное решение — полноценного парка строить не будут, но для обслуживания жителей Митина будет построена открытая площадка для стоянки троллейбусов — филиал 1-го парка.

    Несмотря на это, парк начал строиться в виде полноценного и самостоятельного предприятия. По состоянию на апрель 2008, готовы в конструкциях здание ремонтного цеха и тяговая подстанция, ведутся работы по асфальтированию открытой площадки. Большая часть работ, необходимых для ввода парка в строй, уже выполнена.

    Сроки открытия публично не назывались, что обусловлено крайне низким финансированием — в 2010 году на все работы будет предусмотрено только 45 миллионов рублей[32], что, например, в два раза меньше, чем продолжение реализации программы по переводу 11-го автобусного парка на использование природного газа. Согласно государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы» достройка митинского троллейбусного парка планировалась к 2012 году.

    • Фотографии строительства, 2008 год

    Весной 2013 года появилась информация, что в качестве троллейбусного парк достроен не будет, а станет автобусным. В период с мая 2013 до лета 2020 года площадка использовалась для хранения газовых автобусов 11-го автобусного парка, на время следствия отставленных от эксплуатации после взрыва одного автобуса в мае 2013 года у ст. метро «Речной вокзал» (автобусы марки Ikarus 280 после длительного простоя на площадке все были списаны, кроме одного для музея МГТ[33], ЛиАЗ-5293 — частично списаны, частично возвращены в эксплуатацию после модернизации, ЛиАЗ-5292/6213 — возвращены в эксплуатацию после модернизации), после чего была снова заброшена. В 2020 году появились слухи о строительстве площадки 11-го автобусного парка в районе Митинского троллейбусного парка, после объединения 11-го автобусного парка с Зеленоградским автокомбинатом (19-й автобусный парк).

    В июне 2020 года стало известно, что вместо троллейбусного парка будет построен автобусный парк на 298 машиномест.[34]

    «Белкоммунмаш» выпустил новую модель троллейбуса. Его дизайн получился неординарным

    Новости Беларуси. Минский автомобильный завод на неделе показал свои передовые автомобили: от легендарного советского самосвала до недавно презентованного электробуса, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

    Выставка проходила рядом с проходной МАЗа и была приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Также работники завода не забыли о тех, кто сейчас на передовой – врачах. Поэтому символично, что один из автомобилей был в медицинской маске с хэштегом «спасибо».

    Подробнее об акции и о том, какие машины были представлены выставке, расскажет Екатерина Лихошапко.

    9 августа 1944 года. Госкомитет обороны постановляет: организовать в освобожденном Минске автосборочный завод. Первые пять самосвалов под маркой МАЗ сошли с конвейера к Октябрьской революции – 7 ноября 1947 года. Эта легендарная машина помогала восстанавливать народное хозяйство в послевоенное время.

    «МАЗ уже на первых порах наладил выпуск защитных масок». Глава Заводского района рассказал, как перестроили работу на предприятиях

    Мы оба знали про маршрут, Что этот МАЗ на стройке ждут. А наше дело — сел, поехал. Ночь, полночь…

    Еще одна культовая модель Минского автозавода была воспета в песне Владимира Высоцкого – МАЗ-500. В отличие от предшественника машина имела бескапотную компоновку. Это позволило снизить вес автомобиля и увеличить длину грузовой платформы. МАЗ-500 отправляли в Польшу, Болгарию, Румынию, Чехословакию, а также в другие уголки земли на стройки коммунизма: на Кубу, в Судан, Китай.

    Эти легендарные машины и новейшие разработки были представлены на неделе. Такой своеобразной акцией представители МАЗа поблагодарили всех, кто защищал нашу Родину 75 лет назад.

    Владимир Янушко, заместитель коммерческого директора директор по маркетингу: Мы говорим спасибо ветеранам, говорим спасибо за Победу, которую они добыли в 1945 году. И мы говорим о том, что мы сделали, что сделал завод за эти 75 лет после Победы.

    Производство масок для сотрудников, медсанчасть и обработка: как МАЗ работает во время коронавируса

    Сергей Вязович, пилот команды «МАЗ-СПОРТавто»: МАЗ начал свое производство как раз таки с капотного грузовика – МАЗ-200. И сегодня мы очень благодарны нашим дедушкам. Оба деда у меня воевали, один из них на танке въезжал в Берлин даже. Поэтому мы на самом деле очень благодарны, что сегодня тот спортивный сленг, на котором мы называем наш спортивный грузовик боевым, выглядит вот так, а никак иначе. Без пушек, без установки «Град», а это спортивный грузовик. И за то мы благодарны нашим дедам.

    МАЗ сегодня – это уже более 2 миллионов единиц техники, в том числе прицепных средств. Вся линейка включает в себя более 500 моделей и модификаций. На выставке вблизи проходной завода были представлены только некоторые образцы: низкопольный автобус МАЗ-303, электробус 303Е10, построенный на базе этого же автобуса.

    Опускается вниз, выдвигает пандус, есть USB-порты для гаджетов. Что ещё может первый электробус МАЗ?

    Автокран, который сможет поднимать до 32 тонн, самосвалы с разной грузоподъемностью, седельный тягач, микроавтобус. А также инновационный мусоровоз, который, в отличие от своих аналогов, практически не шумит и не дымит, а в атмосферу поступает в 10 раз меньше угарного газа.

    Владимир Янушко: Здесь представлены только те основные образцы техники, которую мы разрабатываем и производим, в том числе и доводили и работали в этот период, когда была уже объявлена пандемия. Завод работает и продолжает работать. И мы этим самым тоже говорим о том, что мы сделали вот за этот период – с января по май этого года. Здесь представлены основные модели, которые именно в этот период были доведены или завершены испытания и завершена подготовка к серийному производству. Вот эти машины мы сегодня показываем.

    МАЗ, безусловно, гордится своей техникой, а еще одной из самых сильных команд по ралли-рейдам – «МАЗ-СПОРТавто». Им в этом году 10 лет. За время существования команда смогла построить шесть спортивных грузовиков. Два из них были представлены на выставке – это бескапотник, который разгоняется до 100 км/ч за 9,5 секунд (на этой машине в 2018-м на «Дакаре» наш экипаж взял серебро), и капотный МАЗ, который впервые принял участие в самом престижном ралли и уже стал бронзовым призером.

    «МАЗ, как обычно, не подвёл». Как сработала на «Дакаре-2020» коробка-автомат и зачем грузовик сделали капотным

    К слову, в апреле «МАЗ-СПОРТавто» презентовали уже второй капотный МАЗ подобного типа.

    Сергей Вязович: Амбиции у нас всегда одни и те же – это выиграть, чтобы грузовик МАЗ взошел на пьедестал. У нас для этого сегодня практически все есть, осталось немножко везения. У нас выравниваются составы. Алексей Вишневский набирает ход. Он получит новую технику в свое распоряжение, новым грузовиком будет управлять именно он. Поэтому мы идем к тому, чтобы у нас был ровный состав, все были примерно с одинаковой скоростью. Это очень важно для командного результата. Мы работаем на то, чтобы грузовики наши заняли желательно, конечно, все первые три места на пьедестале почета. Но когда это сбудется? Нам еще очень много работы предстоит.

    Работники завода помнят и о тех, кто сегодня на передовой – врачах. Медицинская маска на одном из самосвалов – это не просто благодарность медикам, но и напоминание гражданам: думайте о здоровье. Ведь сейчас защита важна каждому из нас!

    Перспективы

    Троллейбусная сеть Москвы не претерпевала существенных изменений с конца 1970-х годов до середины 2010-х годов, строительство новых линий прекращено, движение троллейбусов постепенно свёртывается (в центре города прекращено с лета 2020 года) . Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта, особенно в центре и на крупных магистралях, существенно усложняет работу всех видов общественного транспорта Москвы. Поскольку троллейбусная сеть фактически проходит по наиболее напряжённым магистралям столицы, этот вид транспорта в наибольшей степени страдает из-за заторов, что сдерживает его развитие. В то же время, возможность закрытия маршрутных линий без снятия контактной сети[35] с переводом их в служебные (сеть не мешает движению автотранспорта), не стимулирует городские власти создавать хордовые и связующие линии за пределами центра.

    Несмотря на то, что троллейбусная сеть Москвы является крупнейшей в мире, её будущее остаётся неоднозначным. Фактически, начиная с 2014 года, троллейбусное движение в столице находится под угрозой уничтожения после того, как мэр С. С. Собянин (ранее закрывший также крупную троллейбусную систему в Тюмени) заявил о сокращении сети с ликвидацией её участков в центре с заменой на автобусы и электробусы по программам «Моя улица» и «Магистраль». В январе 2014 года генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил о том, что «приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы»[36].

    Политика по закрытию троллейбусных маршрутов в центре города и планы по дальнейшему сокращению троллейбусного движения до 2020 года подвергаются критике экспертов и горожан[37][38]. В январе 2017 года на Суворовской площади состоялся митинг за сохранение троллейбусной сети, на котором присутствовали около 900 человек[39].

    20 апреля 2020 года закончился прием заявок по конкурсу на поставку в Москву первых 200 электробусов, которые планировалось запустить в эксплуатацию осенью того же года на линиях, дублирующих маршруты троллейбусов № 7, 34к, 42, 76, 36, 83, 73 и 80[40]. Водителей троллейбусов намерены переквалифицировать в водителей электробуса, тем самым сохранив для них рабочие места. К концу 2019 года ожидается, что по улицам столицы будет курсировать 600 электробусов, а Москва войдет в тройку городов Европы и Америки имеющих большую долю электробусов[41][40].

    Летом 2020 года стало известно о планах полного закрытия троллейбусного движения в Москве к 2020 году. Предполагается перепрофилирование оставшихся троллейбусных площадок под автобусный (площадки Ленинградская филиала «Центральный»

    и
    Электролитная
    ) и автобусно-электробусный парки (
    основная площадка филиала «Центральный»
    и
    троллейбусная площадка филиала «Северо-Восточный»
    )[42].

    Ушли из контакта

    Прошли годы, и безрельсовая механическая транспортная «роскошь» контактного типа с электрическим приводом стала привычным средством передвижения. Троллейбус давно уже можно видеть не только в Златоглавой, но и в других городах России, республик бывшего СССР. Однако маршруты московского троллейбуса (их 104) имеют, пожалуй, самую богатую историю. В маленькой статье полностью пересказать ее трудно.

    Но что ждет впереди московский троллейбус (история маршрутов будет изложена ниже)? Говорят, что к 2020 году благодаря быстрой оптимизации сети этот вид транспорта прикажет долго жить. Блогеры еще в 2015-м писали о возможной отмене или укорачивании 25 маршрутов, частичном демонтаже контактных линий. Общая протяженность троллейбусных «нитей» в Москве составляет 600 км.

    Ведущие интернет-дневников размышляют о судьбе троллейбусов № 4, 7, 33, 49, 52, 84, обслуживающих Юго-Западный округ Москвы. Самые решительные представители виртуального братства всполошились не на шутку: по их мнению, отрасль погибает.

    Сложился какой-то замкнутый круг. МУП «Мосгортранс» объясняет, что троллейбусов на все километры остро не хватает. Тем временем государственное унитарное предприятие фактически прекратило обновлять подвижной состав (несмотря на то, что программу транспортного развития Москвы, согласно которой «трудяги московских улиц» идут в рост, никто не отменял). Неужели московские троллейбусы (фото см. в статье) скоро исчезнут?

    московские троллейбусы фото

    Примечания

    1. С учётом укороченных версий других маршрутов, имеющих или имевших ранее «красные» номера (например, 31к), самостоятельные участки у которых отсутствуют.
    2. https://transphoto.ru/show.php?t=2&cid=1
    3. https://www.trolleycoalition.org/pdf/bulletin15.pdf, стр.6
    4. https://www.vestifinance.ru/articles/104427
    5. https://meduza.io/feature/2018/05/04/vmesto-trolleybusov-v-moskve-budut-elektrobusy-ih-proizvodyat-kompanii-deripaski-i-rosteha-a-pervye-marshruty-zapustyat-k-vyboram-mera
    6. https://www.m24.ru/articles/transport/07112017/151437
    7. https://meduza.io/feature/2018/08/31/kto-zarabatyvaet-na-unichtozhenii-moskovskih-trolleybusov-spoyler-odin-iz-krupneyshih-podryadchikov-merii
    8. Александр Пыжиков.
      За что водителям троллейбуса наливали 100 грамм. Проверено 18 ноября 2014.
    9. Транспорт в России
    10. 5-й троллейбусный парк доживает последние дни
    11. Музей транспорта в Миусском парке потребовали открыть местные жители
    12. ГУП «Мосгортранс»: Изменение режима работы маршрутов троллейбуса
    13. В Москве грядет массовая замена троллейбусов на автобусы.
    14. Девять маршрутов троллейбусов отменят, 17 сократят. newsmsk.ru (22 мая 2015).
    15. Троллейбусы в центре Москвы: какие ещё снятия возможны?. TR.ru — Транспорт в России. Проверено 16 марта 2020.
    16. Столичный Департамент транспорта объявил о замене троллейбусов в центре автобусами
    17. Максим Ликсутов — Интервью. Эхо Москвы
      (4 июля 2017). Проверено 4 августа 2020.
    18. Короткие рейсы организуют на маршруте троллейбуса № 7
    19. В Москве завершается обновление городского автобусного парка
    20. Перевозки пассажиров троллейбусов по городам Российской Федерации
    21. Перевозки пассажиров троллейбусов по городам Российской Федерации
    22. «Транспорт и связь в России», 2012 г.
    23. Смуров А. В., Снакин В. В., Попова Л. В., Алексеева Л. В., Лаптева Е. М. и др/
      Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы — АСТ Москва, 2014. — С. 607. — ISBN 978-5-17-080060-5
    24. Фонова М.
      «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
    25. Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 (укр.)
    26. Крат В. И.
      Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев : Техника — 1998. — № 17. — С. 3—9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
    27. Веклич В. Ф.
      Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
    28. Веклич В. Ф.
      Применение управления троллейбусами по системе многих единиц /сб. Городской электрический транспорт вып. 14 — М. : ЦБНТИ МКХ РСФСР, 1968. — С. 18 — 28
    29. 12Брамский К. А.
      Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 (укр.)
    30. Веклич В. Ф.
      Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — М. : Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990. — С. 6
    31. статья «Троллейбусы, работающие по системе многих единиц» на сайте «www.dontrolln-2167.narod.ru»
    32. Источник — Постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года № 1029-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2010 год и основных параметрах инвестиционной программы на 2011—2012 гг.».
    33. Профиль автобуса 11444 на «Фотобас».
    34. В районе Митино появится автобусный парк (рус.). stroi.mos.ru. Проверено 24 июня 2020.
    35. В 2020 году после отмены ряда маршрутов начался массовый демонтаж сети внутри Садового кольца
    36. Мосгортранс закупит 70 низкопольных трамваев в 2014 году — Сетевое издание М24 — Москва 24
    37. Олег Мулеев
      . Остановка по требованию: зачем убирают троллейбусы в Москве?, РБК (13 апреля 2016). Проверено 7 июня 2020.
    38. Лена Верещагина.
      Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус. The Village (13 мая 2016). Проверено 7 мая 2020.
    39. В Москве на митинге в защиту троллейбусов задержали пять человек, Meduza (29 января 2017). Проверено 7 июня 2020.
    40. 12
      В Москве назвали вероятные маршруты для запуска первых электробусов
    41. 600 электробусов: когда новый транспорт выйдет на улицы столицы

    На радость гражданам

    Будут ли ликвидированы «рогачи», все активнее вытесняемые автобусами, или это сущие выдумки, гадать не будем. Но жители Маросейки, Покровки, Большой Ордынки, Пятницкой уже «не в контакте». Демонтаж линий состоялся. При этом руководство «Мосгортранса» ничего страшного в этом не видит, уверяя, что троллейбус по-прежнему занимает свою устойчивую нишу, предприятие будет неуклонно развиваться.

    Действительно, в столичной программе реконструкции «Моя улица» есть пункт о демонтаже части линий. Однако замена троллейбусов на автобусы, по мнению специалистов, — всего лишь временное явление. Что ж, поговорим о том, как московские троллейбусы, история которых содержит немало интересного, начинали бороздить просторы столицы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: