Айрат Багаутдинов открывает проект «Казань глазами инженера»


Экскурсии глазами инженера

Как заработать на архитектурном туризме

Айрат Багаутдинов начинал с того, что проводил для иностранцев экскурсии по Красной площади за чаевые. Сейчас совокупная выручка проектов автора популярного паблика «Москва глазами инженера» превысила 16 млн руб. в год

Айрат Багаутдинов

Айрат Багаутдинов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Выпускник Казанского архитектурно-строительного университета 28-летний Айрат Багаутдинов начал карьеру экскурсовода в армии. Он всегда интересовался историей и архитектурой Казани и в студенчестве прошел курсы для гидов. Эти навыки пригодились во время службы. Когда в часть приезжало начальство, тут же вызывали рядового Багаутдинова — показывать генералам достопримечательности города.

Карьера архитектора или строителя молодого человека увлекала мало, так что после армии он решил перебраться в Москву. В столице Багаутдинов поступил в магистратуру ВШЭ на факультет политологии. Летом 2011-го, путешествуя по Европе, он увидел необычный формат городских экскурсий Free Tour. Энтузиасты показывают туристам город, рассказывают о достопримечательностях, но конкретную сумму за услуги не просят — каждый оставляет, сколько не жалко. Айрату такой подход понравился, и он подумал, что здорово было бы сделать нечто подобное в Москве.

Вернувшись в Россию, он стал изучать рынок. Оказалось, что в столице уже есть проект с таким названием, его развивает Никита Богданов. Молодые люди встретились и решили объединить усилия — у Богданова уже был сайт, наработки в SEO-оптимизации, но не было толковых экскурсоводов, которые могли бы придумать необычные экскурсии и проводить их.

В сентябре 2011-го Багаутдинов и Богданов стали партнерами проекта Moscow Free Tour. Первый отвечал за экскурсии, второй — за продвижение в интернете.

Заработки на «бесплатном»

Багаутдинов проводил «бесплатную» экскурсию на английском вокруг Кремля каждый день. Клиенты — обычно около десяти человек в группе — оставляли по 200–300 руб. «Платили обычно всегда и зачастую даже больше, чем отдали бы за платную экскурсию. В западной культуре эти деньги воспринимаются не столько как благодарность, сколько как отложенный платеж», — говорит экскурсовод.

Начинающий москвовед составил также несколько платных экскурсий по сложным маршрутам — «Московское метро», «Коммунистическая Москва» и «Московский Кремль». За них он брал по 700 руб. с человека, но желающих было немного — собиралось обычно три-четыре человека. Совокупные доходы составляли около 150 тыс. руб. в месяц, но значительная часть уходила на продвижение экскурсий.

«Главное в этом деле — регулярность. Я понял, что мы должны стоять каждый день в одно и то же время на одном и том же месте неподалеку от Красной площади и начинать экскурсии вовремя, — говорит Багаутдинов. — Важно было стать первыми, кто делает ежедневные групповые экскурсии на английском в Москве».

Подход сработал: иностранцы начали рекомендовать экскурсии Moscow Free Tour знакомым, оставлять положительные отзывы на сайте TripAdvisor. Помог и бренд Free Tour, который уже был популярен по всему миру. «Многие опытные туристы еще до поездки начинают искать в интернете «Free Tour + название города». Мы первыми успели зарегистрировать домены moscowfreetour.com и moscowfreetour.ru, что обеспечивало нам некоторое количество бесплатного трафика», — вспоминает Багаутдинов.

Но ближе к зиме дела пошли на спад — туристов было мало. Это время Айрат посвятил составлению новых маршрутов. «Разработка экскурсий — это творческий процесс, в ходе которого я обращаюсь и к литературе, и к периодике разных лет. Меня до сих пор это очень увлекает», — говорит Багаутдинов. Он начал водить экскурсии по Мясницкой, Пречистенке и Тверской.

Весной наступило оживление, и Багаутдинов перестал справляться один. Партнеры набрали четырех гидов со знанием английского и опытом ведения подобных экскурсий. Схема такая: каждый проводит четыре экскурсии в день, пожертвования за «бесплатную» экскурсию — до 5 тыс. руб. — оставляет себе, а оплаченные экскурсии проводит для Moscow Free Tour бесплатно. В основном все туры компаньоны продают через свои сайты.

Айрат Багаутдинов

Айрат Багаутдинов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Летом 2012-го обороты компании дошли до 1 млн руб. в месяц, на этом уровне они держатся и этим летом. Затрат было немного: партнеры арендовали офис на Никольской улице площадью 25 кв. м (50 тыс. руб.), вкладывались в рекламу в интернете и покупали путевки, чтобы водить экскурсии по Кремлю. Одна беда — зимой выручка проекта стабильно проседает в пять раз.

С масштабированием тоже возникли проблемы. В 2012-м партнеры наняли человека развивать аналогичный проект в Санкт-Петербурге, но дело идет вяло. Филиал приносит 100–200 тыс. руб. выручки в месяц, и она не растет. Партнеры пробовали развивать бизнес в Европе — нанимали людей в Венеции, Стамбуле и Афинах, но выяснилось, что там слишком сильна конкуренция.

Туристы и экскурсии

По данным Росстата, в 2020 году въездной турпоток в Россию снизился на 8,5%, с 26,9 млн до 24,6 млн поездок. Зато, согласно данным Ростуризма, по итогам прошлого года объем внутреннего туризма вырос на 10%, до 55 млн человек. Самыми популярными городами России в 2020 году была Москва (17,5 млн туристов, в том числе 4,55 млн иностранных) и Санкт-Петербург (6,9 млн, 2,8 млн иностранцев).

Продвижение экскурсий смещается в интернет — на смену зазывалам около достопримечательностей приходят онлайн-сервисы и приложения. «Формально, чтобы стать гидом, нужна лицензия; на деле водить за собой людей и рассказывать им о литературе или искусстве может любой. Главное — чтобы слушали, все зависит от способностей рассказчика», — считает Леонид Мармер, гендиректор туроператора Intourist Thomas Cook, специализирующегося на въездном туризме. Сегодня помимо традиционных туристических бюро, специализирующихся на экскурсиях для иностранцев, в Москве работает более двух десятков интернет-проектов для внутреннего пользователя. Например, проекты Cozy Moscow, «Московские переулки», «Шагаю по Москве», «Бульварное кольцо» и др. Некоторые, например «Московские переулки», также предлагают условно-бесплатные экскурсии вроде «Хитровка и хитрованцы», «Чеховская Москва» и др., когда слушатели оставляют гиду пожертвования в конце экскурсии.

«Мне кажется, каждый проект занял свою нишу — у каждого своя публика. Например, у нас это люди 25–45 лет, интеллигентный средний класс, москвичи», — говорит основательница проекта Cozy Moscow Юлия Петрова. В среднем экскурсия стоит 500 руб., летом проводится по 4–8 в неделю, на которых бывает 30–40 человек. Основной канал продаж — страница в Facebook. Начав в 2011-м, Юлия сумела собрать 40 тыс. подписчиков за счет интересных постов. «Наши гиды — это историки, педагоги, поэты, писатели, журналисты, даже рекламщики, но не профессиональные экскурсоводы. Поэтому они не говорят каждый раз один и тот же заученный текст, а рассказывают о городе с душой, и это привлекает публику», — считает Петрова.

По мнению Леонида Мармера, в Москве рынок экскурсий для внутреннего клиента далек от насыщения. «Объем просто безграничен, в отличие от сегмента, ориентированного на иностранных туристов. О таком мегаполисе, как Москва, можно придумать еще много разных тематических экскурсий, но эти инициативы нужно продвигать на уровне властей, на уровне города, чтобы горожане могли узнавать о них не только из интернета», — считает он.

Инженерная история

Решение, как развивать экскурсионный бизнес и победить проблему сезонного фактора, пришло к Багаутдинову будто бы само собой.

Зимой 2013-го его пригласили прочесть лекцию об архитектуре Москвы в рамках историко-культурологического проекта «Москва, которой нет». Людям понравился формат, и вскоре лекции стали регулярными. Багаутдинова попросили сделать еще и мастер-классы для детей, где они могли бы собирать модели известных зданий, тот согласился и стал проводить еще и мероприятия для детей. Поначалу он относился к этому как к хобби. Но вскоре подумал: а почему бы не выделить экскурсии для москвичей и их детей в отдельный проект?

Фото: Владислав Шатило / РБК

Фото: Владислав Шатило / РБК

В феврале 2014-го экскурсовод завел аккаунт «Москва глазами инженера» в соцсетях, постепенно стал наполнять его и делать сайт (сейчас в одном Facebook 47 тыс. подписчиков). В апреле и мае сделал несколько первых бесплатных экскурсий. В тот момент в городе остро стоял вопрос о сносе знаменитой башни Шухова на Шаболовке — памятника архитектуры, одного из самых узнаваемых объектов советского конструктивизма.

«Каждый четверг я водил пешеходную экскурсию, каждую субботу — велосипедную, по воскресеньям проводил детский мастер-класс. Поначалу справлялся один — вполне можно продать и провести три события в неделю в одиночку», — говорит Багаутдинов.

Поначалу клиентов было не больше трех-четырех человек. Все заработанное Багаутдинов реинвестировал — использовал платное продвижение в Facebook, пытался настроить контекстную рекламу, но у самого получалось не очень, а толковых контрагентов он так и не нашел. Пешеходные экскурсии стоили 400 руб., велосипедные — 700 руб., мастер-классы — 500 руб. Шоу, в ходе которых Багаутдинов вместе с детьми собирал шестиметровую копию Шуховской башни прямо на улице, всегда шли на ура.

В сентябре, когда все вернулись из отпусков, проект «выстрелил» — теперь на каждую экскурсию стали приходить по 20–25 человек. Появились постоянные посетители, которым нужен был новый материал и новые экскурсии. С октября Багаутдинов запустил автобусные экскурсии, которые принесли успех — каждую неделю собирался полный автобус по 49 человек.

Багаутдинов считает, что набралась критическая масса известности — сработало сарафанное радио и активное продвижение в соцсетях. «Я понял главный принцип: если ты вкладываешь в Facebook 500 руб. в качестве эксперимента, то это не работает. Но когда ты вкладываешь 10 тыс. руб., тогда это уже приносит плоды», — делится опытом бизнесмен-экскурсовод.

Детские мастер-классы он «упаковал» в мини-курс из нескольких занятий. На первом ребенок с родителями едет на автобусную экскурсию и слушает про башню Шухова, на втором, уже в аудитории, узнает, что такое макет, чертеж, как это все делается, а на третьем все вместе строят шестиметровую конструкцию.

Этот формат оказался бестселлером — в феврале на мастер-классы приходили 120 детей. Приходилось разбивать группы на три смены в субботу и воскресенье. Поначалу занятия проводились в лабораториях Московского института стали и сплавов, с которым удалось договориться о бесплатной аренде. Позже стали снимать оборудованные помещения в Китай-городе, на каждом мероприятии работали сам Багаутдинов и помощник.

Достопримечательности Москвы в цифрах

150 м — высота Шуховской башни в Москве. До 1953 года она была самым высоким сооружением в стране.

Более 40 капитальных домов было передвинуто на новые места в Москве в 1930-е годы. Ни один другой город не может похвастаться уникальной операцией такого масштаба.

46 станций Московского метрополитена являются объектами культурного наследия. Такого количества памятников архитектуры под землей нет нигде в мире.

374 м — высота небоскреба «Федерация-Восток». Сейчас это самое высокое здание в России и в Европе.

Инженеры наступают

В итоге у Багаутдинова получился комплексный продукт — для детей и взрослых, иностранцев и москвичей.

В марте 2015-го стало ясно: в одиночку он не справляется. Нужны были кадры, детские ведущие и гиды. Но экскурсоводов-инженеров на рынке никто не готовит. Багаутдинов сначала провел бесплатные курсы детских ведущих по инженерной теме, а потом объявил набор на платные курсы гидов. Стоят они 30 тыс. руб., а главное — постоянно дают приток новых экскурсоводов и экскурсий. Каждый выпускник «Школы гида» должен придумать собственную экскурсию, лучшие специалисты продолжают работать с Айратом или запускают собственные проекты.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Фото: Владислав Шатило / РБК

Расширился и штат проекта «Москвы глазами инженера»: в дополнение к гидам появились администраторы, интернет-маркетолог, пиарщик. Сегодня в офисе семь человек, еще 15 водят экскурсии. В 2015 году новый проект Багаутдинова, который прежде делил помещение с Moscow Free Tour, переехал в пространство побольше — 37 кв. м на Никольской улице, теперь аренда стоит уже 90 тыс. руб.

По мере развития проекта добавляются новые экскурсии. Например, представители РЖД сами связались с Багаутдиновым и предложили сотрудничество. Так появилась экскурсия на Комсомольскую площадь и на Киевский вокзал (группу пускают на крышу здания). Сегодня «Москва глазами инженера» проводит туры на самых разных объектах: конструктивистский дом Наркомфина, Центральный телеграф, бассейн «Чайка», башни «Москва-Сити» — стоят они от 700 до 1,5 тыс. руб. Например, на самый популярный объект — дом Наркомфина — компания водит 25 групп в неделю, в каждой по 20 человек, стоимость билета — 1000 руб. Некоторые экскурсии быстро приедаются. Так, стадион «Спартак» и Театр Российской армии уже исключены из меню.

После экскурсий на втором месте в структуре выручки — лекторий, короткие курсы из трех-четырех лекций для тех, кому интересно начать разбираться в архитектуре. Обычно таких набирается до 80 человек, стоимость лекции — от 500 руб. В основном и на экскурсии, и на лекции ходят девушки до 35 лет — их до 70%.

По расчетам Багаутдинова, совокупная выручка Moscow Free Tour и «Москвы глазами инженера» в 2020 году составила около 16 млн руб., из них около 6 млн руб. принесли экскурсии для иностранцев, 10 млн руб. — экскурсии и образовательные мероприятия для москвичей. В 2017 году спрос на инженерные экскурсии вырос — в лучшие месяцы направление приносит более 2 млн руб. Прибыль — около 20%.

Айрат Багаутдинов

Айрат Багаутдинов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Багаутдинов планирует охватить и другие города. Уже запустились «Петербург глазами инженера» и «Казань глазами инженера», но их выручка пока не превышает 50–100 тыс. руб. в месяц. «К сожалению, активнее всего изучают свой город москвичи, в других городах нам эту культуру только предстоит воспитать», — говорит энтузиаст. Он по-прежнему сам водит экскурсии три раза в неделю.

Взгляд со стороны

«Нишевые проекты гораздо интереснее типичного турпродукта»

Елена Джанджугазова, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова

«Спрос на хороший городской экскурсионный продукт растет — особенно на интересные тематические экскурсии, которые создают настоящие профессионалы и увлеченные люди. Нишевые проекты гораздо интереснее типичного турпродукта, но и продвигать их сложнее. Как правило, постоянный спрос есть на традиционные обзорные экскурсии, построенные по главным достопримечательностям, но они быстро приедаются из-за некоторой шаблонности нитки маршрута и сопроводительного материала. А тех, кто самостоятельно ищет необычные ​экскурсии, не так много. Чтобы оставаться на плаву, составителям тематических туров нужно создавать спрос самим, увлечь людей, побудить людей заинтересоваться темой настолько, чтобы они купили экскурсию».

«Экскурсионный продукт сейчас востребован»

Александр Львов, заместитель генерального директора по развитию туроператора ООО «РЖД Тур»

«Нишевой «короткий» экскурсионный продукт сейчас действительно востребован. И в первую очередь непосредственно жителями той территории, где проводится экскурсия. Давайте признаемся — многие ли из нас хотя бы по разу побывали в основных московских тематических музеях? А профильная экскурсия, особенно нацеленная на средних школьников и родителей, побуждает к самообразованию. Мы, со своей стороны, проводим комплекс тематических туров по Москве на ретропоезде с рассказом об истории паровозов и железной дороги. Аналогичные трех-четырехчасовые экскурсии проходят в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, сейчас планируем подключить Самару».

Город на Неве глазами инженера

Санкт-Петербург, 17 февраля.

Марина Зубкова — куратор проекта «Петербург глазами инженера», рассказала корреспонденту «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ» об инженерном подходе к знакомству с архитектурными сооружениями, зарождении идеи проведения экскурсий и некоторых планах на будущее.

НН: Марина, скажите, как и когда возникла идея создания проекта? Что Вас вдохновило?

Марина Зубкова: «Наш проект возник в Москве в 2014 году как «Москва глазами инженера». Тогда заговорили о демонтаже Шуховской башни, и наш идейный вдохновитель Айрат Багаутдинов собрал вокруг себя команду единомышленников с целью донести до широкой аудитории, почему такие объекты являются культурно-историческим наследием и достойны внимания. Так появилась «Москва глазами инженера» со своей яркой философией, где каждая прогулка — это презентация небольшого исследования по истории инженерных технологий и архитектуры.

Нас вдохновляет, что сейчас существует большой пласт аудитории, которой интересно во время экскурсии не узнать нечто «экзотическое» — а глубже понять город, в котором они живут с рождения, увидеть давно знакомые здания под новым углом зрения. Поэтому мы должны держать профессиональную планку — что также само по себе нас вдохновляет. И, конечно, мы очень увлечены историей архитектуры и инженерии, а что может быть лучше, чем рассказывать об этом в таком городе как Петербург».

НН: Такой нестандартный, глубокий взгляд на архитектуру и ее «тело» — уникален и по-своему сложен. Скажите, Ваши экскурсии посещают люди подготовленные и разбирающиеся в инженерном деле, или новичку тоже будет интересно и, что не маловажно, понятно?

Марина Зубкова: «Стремление понять что-то новое естественно для любого человека, а тем более для образованного жителя столицы. А доступно объяснить сложную систему лучше всего может только тот, кто хорошо ее понимает на профессиональном уровне. Ну а формат экскурсии или детского мастер-класса разбавит любую серьезность, сухой академичный язык здесь просто невозможен. С другой стороны, само название нашего проекта уже определенный ценз, к нам придут люди если не подготовленные, то заинтересованные, настроенные слушать и воспринимать.

Кроме того, у любой вещи есть широкий контекст. «Петербург глазами инженера» рассказывает, в первую очередь, об истории технологий и архитектуры, но именно через такие мелочи открывается вид на историю повседневности и историю идей. И Вы можете не читать книги авторов, писавших за сто с лишним лет до вас, но от архитектурных и инженерных сооружений вы не спрячетесь, так как в них живете. Поэтому и важно уметь считывать информацию, которую они в себе заключают. Часто к нам приходят люди, которые хотят под другим углом посмотреть на места, где прошла вся их жизнь, и после экскурсии они признаются, что никогда и не воспринимали тех мелочей, о которых рассказывалось на экскурсии. В такие моменты нам кажется, что мы делаем мир других людей немного ярче».

НН: Вы помните свою первую экскурсию? Сразу ли аудитория проявила интерес, и где состоялся дебют проекта?

Марина Зубкова: «Первые экскурсии в проекте еще летом провел наш прекрасный Антон Жирнов в формате велоэкскурсий по районам авангардной застройки Петербурга (сейчас этот маршрут также действует, но как автобусный). Слава о «Москве глазами инженера» тогда уже дошла до Петербурга, и неслучайно мы выбрали для первых экскурсий именно авангард. С одной стороны, это излюбленная тема для Москвы, где сохранилось гораздо больше архитектурных памятников конструктивизма, несмотря на варварские сносы. Но и в Петербурге у архитектуры авангарда много почитателей — а вот маршруты по этим объектам водят избранные энтузиасты. Но в Петербурге очень подготовленная публика, и мы сразу поняли, что найдем здесь «своего» слушателя.

Сейчас у нас есть постоянная аудитория, которая, придя к нам один раз, ходит и на другие события. Их интересуют как локации, к выбору которых мы подходим нестандартно, так и наше видение предмета. А есть другие слушатели, которые изначально интересуются скорее темой, нежели тем, как мы ее подаем. Например, у нас есть несколько маршрутов по истории зданий и конструкций эпохи модерна. Но мы понимаем, что тот, кого в модерне интересуют скорее мистические истории из жизни владельцев доходных домов, устраивает себе челлендж, когда идет на нашу экскурсию «Серебряный век русской инженерии». На ней мы разбираемся с инженерной «начинкой» модерновых зданий, без которой пышное убранство с буйством растительного орнамента было бы невозможно. Наверное, потому, что мы любим то, о чем говорим, нашим подходом проникаются, число единомышленников всё прибавляется. А цель понравиться всем мы себе не ставим — потерять индивидуальность значит потерять самое дорогое».

НН: Вы существуете только в Петербурге или в географии проекта есть еще российские города?

Марина Зубкова: «Наш «родитель» — это «Москва глазами инженера», летом прошлого года появился «Петербург глазами инженера», а в январе мы открылись в Казани. Мы будем расти и дальше, ведь в России множество архитектурных и инженерных шедевров, не оцененных должным образом. Конечно, некоторые из них являются федеральными памятниками, а что-то в этот список не попадает и рискует вскоре быть уничтоженным. Как я уже сказала, Москва глазами инженера организовалась, когда нужно было любыми средствами не допустить демонтаж Шуховской башни. Мы внесли свой вклад в общее дело именно рассказами о её инженерной уникальности: на экскурсиях, лекциях, занятиях для детей (в Петербурге сегодня мы строим мост да Винчи, а вот в Москве такой же мастер-класс посвященный Шуховской башне). Мы всегда пользуемся возможностью рассказать о том, что любим, и в будущем хотим только расширять географию».

НН: Немного о том, как проходят сами экскурсии. Вы выступаете в качестве единственного гида или есть еще кто-то в команде проекта?

Марина Зубкова: «Конечно же, я не единственный гид. Сейчас нас четверо, и среди нас есть историк, искусствовед, инженер и реставратор. С одной стороны, у каждого из нас свое первоначальное видение тех объектов, которым мы посвящаем разработанные нами маршруты. С другой, мы дополняем друг друга, благодаря чему каждый наш маршрут отвечает общей концепции и в то же время уникален. В общем, друг в друге мы нашли хорошую точку опоры».

НН: Расскажите о детском курсе «Я у мамы инженер: Строим мост да Винчи». Много ли юных желающих стать инженерами?

Марина Зубкова: «Детские курсы — совершенно особенная для нас тема. Как вы уже поняли, мы ставим себе цель популяризировать достижения российской инженерной школы. А на детских курсах мы хотим дать возможность будущим великим инженерам, если такие вдруг придут к нам, задуматься, уж не их ли это призвание. Инженерия — такое же творчество, как архитектура или живопись. А что может быть ярче, чем инженерное дело для детей? Но мы остаемся верными себе и не стремимся заигрывать и упрощать намеренно: когда всё просто, интерес и эмоциональность как раз пропадают.

Город на Неве глазами инженера

Фотография взята со страницы официальной группы «Петербург глазами инженера» ВКонтакте

Наш курс «Я у мамы инженер: строим мост да Винчи» рассчитан на три занятия для детей 7-9 лет и пять занятий — для 10-13 лет. Он начинается с экскурсии по мостам Петербурга — это теоретическая часть, а затем на оборудовании Фаблаб Политех мы будем строить настоящий трехметровый мост по эскизам Леонардо. Мы пройдем все стадии — от конструирования в компьютерной программе до сооружения готовой конструкции. Это и индивидуальный научный проект, и радость коллективного творчества, и возможность с головой погрузиться в инженерное мышление.

Этот курс существует уже два с половиной года (первые занятия проходили в Москве) и неизменно становится ярким событием для тех, кто к нам приходит. Для нас это один из лучших способов рассказать о том, что это за профессия — инженер-строитель».

НН: Хочется ли Вам освоить зарубежье (ближайшее или не совсем)?

Марина Зубкова: «Мы не видим преград для трансляции наших идей. Более того, невозможно рассматривать российскую архитектуру и инженерию вне общемирового контекста. По иронии, именно иностранцам интересен наш конструктивизм, промышленная архитектура, инженерные объекты. Сетчатыми конструкциями Владимира Шухова в наши дни вдохновляются архитекторы с мировым именем, а у нас башня на Шаболовке чудом устояла. В Петербурге в 2006 году был демонтирован стадион имени Кирова — архитектурно-инженерный шедевр Александра Никольского, и на его месте построили недавно открывшуюся Зенит-Арену. Конечно, такое могло произойти и в Европе — но это не осталось бы настолько незамеченным. В Петербурге ценят строения, бесспорная красота которых очевидна с первого же взгляда. Но надо смотреть глубже.

Хотим ли мы «Вену…» или «Барселону глазами инженера»? Почему бы и нет, сегодня это технически далеко не так сложно, как кажется на первый взгляд. Но именно сегодня нам гораздо интересней то, что есть в России».

Узнать о ближайших экскурсиях и подробнее ознакомиться с проектом можно здесь и здесь.

Автор: Анастасия Борисенко
#петербург #спб #питер #архитектура #инженер

Кино глазами инженера Сезон 2

Это цикл кинопоказов в неожиданных местах Москвы, где культовые отечественные ленты демонстрируются с пленки 35 мм на винтажных проекторах, а кинозалами служат шедевры столичной архитектуры от советского конструктивизма до небоскребов нулевых.

В этом году мы обозначили тему показов как «Главный герой – Москва». Образ города создается не только с помощью архитектуры, его конструирует и кинематограф. Торжественная сталинская Москва 1930-х или лирическая 1960-х – пленка зафиксировала ту архитектуру и ту атмосферу, которых уже не существует.

Как всегда, показы пройдут в интересных архитектурных локациях, отражающих ту же эпоху, что и фильм. Сеансы предваряются экскурсиями и лекциями об архитектуре и кинематографе разных десятилетий.

Вход на события свободный, по предварительной регистрации.

ПРОГРАММА:

➔ АВАНГАРД 1920-х

21 июля 20:00 Культурный

– Экскурсия с гидами «Москва глазами инженера» (встречаемся у центрального входа)

– Лекция киноведа Максима Семёнова о кино 1920-х – Показ фильма «Москва» (1927. Реж. Михаил Кауфман, Илья Копалин. 0+) с плёнки 35 мм в живой электронной озвучке

Регистрация

Дворец культуры Пролетарского района был крупнейшим рабочим клубом в послереволюционной Москве. Он состоял из театра и клубного корпуса с библиотекой, столовой, лекционным залом и даже обсерваторией. Здание в виде самолета стало одним из самых ярких примеров авангардной архитектуры в Москве. После экскурсии по современному Культурному центру ЗИЛ на площади перед входом мы покажем документальный фильм «Москва» 1927-го года. Михаил Кауфман и Илья Копалин запечатлели один день из жизни нашего города в эпоху НЭПа, его архитектуру и пульс.

Немое кино будет сопровождаться живой озвучкой от электронного музыканта и мультимедиа художника инфх.

➔ АР–ДЕКО 1930-х

4 августа 20:00 Крыша кинотеатра «Родина»

– Лекция историка архитектуры Александры Селивановой

– Лекция киноведа Всеволода Коршунова о кинемтографе 1930-х

– Показ фильма «Подкидыш» (1939. Реж. Татьяна Лукашевич. 0+) с плёнки 35 мм

Регистрация откроется за две недели до события.

Кинотеатр «Родина» на Семеновской был одним из первых больших кинотеатров, построенных во время раннего советского кинобума. Помимо большого зала у кинотеатра планировался малый на крыше, но так и не был открыт. Мы решили восстановить справедливость: на крыше «Родины» покажем фильм Татьяны Лукашевич «Подкидыш», в котором прекрасно зафиксирована монументальная, но все же человечная Москва 1930-х.

Фильм представит киновед и преподаватель Московской школы кино Всеволод Коршунов.

Показ начнется с лекции об архитектуре советского ар деко.

Лектор – Александра Селиванова, историк архитектуры, куратор Центра авангарда и Галереи «На Шаболовке».

Показ проходит при поддержке ADG Group.

➔ ОТТЕПЕЛЬ

18 августа 20:00 ВДНХ, Павильон №70 «Монреальский» (стилобат)

– Лекция историка архитектуры Анны Броновицкой о советском модернизме

– Лекция кинокритика Екатерины Белоглазовой об «оттепельном» кино

– Показ фильма «Еще раз про любовь» (1968. Реж. ТГеоргий Натансон. 12+) с плёнки 35 мм

Регистрация откроется за две недели до события.

В период хрущевской «оттепели» достижения Страны Советов начинают демонстрироваться и в других странах. Например, в 1967-м году очередная выставка прошла в Монреале. На стилобате Монреальского павильона мы покажем фильм Георгия Натансона «Еще раз про любовь» – типичное кино «оттепели», красиво снятое в ч/б, с портретами Хемингуэя на стенах и концертом бит-группы «Скифы» в модном кафе.

Перед показом пройдет лекция об архитектуре советского модернизма. Лектор – Анна Броновицкая, историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, один из авторов книги «Москва: Архитектура советского модернизма».

➔ КУРОРТНЫЕ 1960-е

Ночь кино 25 августа 19:00

Трибуны бассейна «Чайка»

– Короткая лекция историка инженерии Айрата Багаутдинова об архитектуре 1960-х

– Короткая лекция кинокритика Александры Хазиной об «оттепельном» кино

– Показ фильма «Три плюс два» (1963. Режиссер Генрих Оганесян. 0+) с плёнки 35 мм

Регистрация откроется за две недели до события.

В бассейне «Чайка», построенном в 1956 уже в духе оттепели и полностью перестроенном к Олимпиаде-80, покажем самый «отдыхательный» фильм эпохи – «Три плюс два». В нем нет образа Москвы – дело-то происходит на Черном море. Но как бы мы не любили Москву – и от нее надо иногда отдохнуть. Раз уж мы, в отличие от героев фильма, не уехали из столицы, то почему бы не посмотреть на загорелые лица Андрея Миронова, Натальи Фатеевой или Евгения Жарикова?

Фильм представит кинокритик Александра Хазина. Перед показом вас ждет архитектурная справка от Айрата Багаутдинова, создателя проекта «Москва глазами инженера».

ВНИМАНИЕ! Кинопоказ и проход на трибуны бассейна «Чайка» бесплатный. Если во время показа вы хотите поплавать, ознакомьтесь со стандартными правилами посещения бассейна на сайте «Чайки» и приходите заранее.

➔ ПЕРЕСТРОЙКА

День города 8 сентября 18:00 Экспериментальный микрорайон «Чертаново Северное»

– Экскурсия по району с гидами «Москва глазами инженера» (встречаемся у пруда)

– Лекция кинокритика Владимира Лященко о кинематографе 1980-х

– Показ фильма «Курьер» (1986. Режиссер Карен Шахназаров. 0+) с плёнки 35 мм

Регистрация откроется за две недели до события.

В 1970-е годы наступает разочарование в «хрущевках», и в Москве идет поиск жилья нового типа. Самым мощным проектом стал опытно-перспективный жилой район «Северное Чертаново». Здесь были воплощены все актуальные тренды того времени: функциональное зонирование, развитая инфраструктура, зеленые дворы без машин, подземные парковки и дорога, пропущенная сквозь комплекс в тоннеле.

Завершенный лишь в 1983 году, ОПЖР «Северное Чертаново» остался грандиозным экспериментом, так и не запущенным в серийное производство. Потому что с окончанием строительства района закончилась и страна, которая его строила.

В одном из зеленых дворов комплекса мы покажем фильм Карена Шахназарова «Курьер», запечатлевший перестроечную Москву. Перед фильмом проведем экскурсию по этому грандиозному микрорайону.

➔ НУЛЕВЫЕ И НЕБОСКРЁБЫ 22 сентября 19:00 Деловой центр Москва Сити + музей небоскребов и смотровая «Москва-сити»

– Экскурсия по Москва-сити с гидами «Москва глазами инженера» (встречаемся на Площади Сити у выхода из станции метро Выставочная)

– Лекция киножурналиста Егора Беликова о кино 00-х

– Показ фильма «Ночной дозор» (2004. Режиссер Тимур Бекмамбетов. 12+) с плёнки 35 мм на 58-ом этаже Башни «Империя»

Регистрация откроется за две недели до события.

ММДЦ «Москва-сити» проектируется и строится ровно столько, сколько существует Российская Федерация. Во всей своей противоречивости, он стал, пожалуй, самым ярким символом того, как поменялась страна.

На 58-м этаже Башни «Империя» мы покажем «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Первый российский блокбастер обозначил перелом в российском кинематографе и хорошо запечатлел сложный и противоречивый образ Москвы 2000-х, где панельки и киоски соседствуют с модными бизнес-центрами.

Фильм представит киножурналист и кинокритик Егор Беликов. Перед сеансом проведем экскурсию по кварталу с посещением Музея-Смотровой Москва-Сити.

Экскурсии глазами инженера: Как заработать на архитектурном туризме

Айрат Багаутдинов начинал с того, что проводил для иностранцев экскурсии по Красной площади за чаевые. Сейчас совокупная выручка проектов автора популярного паблика «Москва глазами инженера» превысила 16 млн руб. в год

Выпускник Казанского архитектурно-строительного университета 28-летний Айрат Багаутдинов начал карьеру экскурсовода в армии. Он всегда интересовался историей и архитектурой Казани и в студенчестве прошел курсы для гидов. Эти навыки пригодились во время службы. Когда в часть приезжало начальство, тут же вызывали рядового Багаутдинова — показывать генералам достопримечательности города.

Карьера архитектора или строителя молодого человека увлекала мало, так что после армии он решил перебраться в Москву. В столице Багаутдинов поступил в магистратуру ВШЭ на факультет политологии. Летом 2011-го, путешествуя по Европе, он увидел необычный формат городских экскурсий Free Tour. Энтузиасты показывают туристам город, рассказывают о достопримечательностях, но конкретную сумму за услуги не просят — каждый оставляет, сколько не жалко. Айрату такой подход понравился, и он подумал, что здорово было бы сделать нечто подобное в Москве.

Вернувшись в Россию, он стал изучать рынок. Оказалось, что в столице уже есть проект с таким названием, его развивает Никита Богданов. Молодые люди встретились и решили объединить усилия — у Богданова уже был сайт, наработки в SEO-оптимизации, но не было толковых экскурсоводов, которые могли бы придумать необычные экскурсии и проводить их.

В сентябре 2011-го Багаутдинов и Богданов стали партнерами проекта Moscow Free Tour. Первый отвечал за экскурсии, второй — за продвижение в интернете.

Заработки на «бесплатном»

Багаутдинов проводил «бесплатную» экскурсию на английском вокруг Кремля каждый день. Клиенты — обычно около десяти человек в группе — оставляли по 200–300 руб. «Платили обычно всегда и зачастую даже больше, чем отдали бы за платную экскурсию. В западной культуре эти деньги воспринимаются не столько как благодарность, сколько как отложенный платеж», — говорит экскурсовод.

Начинающий москвовед составил также несколько платных экскурсий по сложным маршрутам — «Московское метро», «Коммунистическая Москва» и «Московский Кремль». За них он брал по 700 руб. с человека, но желающих было немного — собиралось обычно три-четыре человека. Совокупные доходы составляли около 150 тыс. руб. в месяц, но значительная часть уходила на продвижение экскурсий.

«Главное в этом деле — регулярность. Я понял, что мы должны стоять каждый день в одно и то же время на одном и том же месте неподалеку от Красной площади и начинать экскурсии вовремя, — говорит Багаутдинов. — Важно было стать первыми, кто делает ежедневные групповые экскурсии на английском в Москве».

Подход сработал: иностранцы начали рекомендовать экскурсии Moscow Free Tour знакомым, оставлять положительные отзывы на сайте TripAdvisor. Помог и бренд Free Tour, который уже был популярен по всему миру. «Многие опытные туристы еще до поездки начинают искать в интернете «Free Tour + название города». Мы первыми успели зарегистрировать домены moscowfreetour.com и moscowfreetour.ru, что обеспечивало нам некоторое количество бесплатного трафика», — вспоминает Багаутдинов.

Но ближе к зиме дела пошли на спад — туристов было мало. Это время Айрат посвятил составлению новых маршрутов. «Разработка экскурсий — это творческий процесс, в ходе которого я обращаюсь и к литературе, и к периодике разных лет. Меня до сих пор это очень увлекает», — говорит Багаутдинов. Он начал водить экскурсии по Мясницкой, Пречистенке и Тверской.

Весной наступило оживление, и Багаутдинов перестал справляться один. Партнеры набрали четырех гидов со знанием английского и опытом ведения подобных экскурсий. Схема такая: каждый проводит четыре экскурсии в день, пожертвования за «бесплатную» экскурсию — до 5 тыс. руб. — оставляет себе, а оплаченные экскурсии проводит для Moscow Free Tour бесплатно. В основном все туры компаньоны продают через свои сайты.

Айрат Багаутдинов

Летом 2012-го обороты компании дошли до 1 млн руб. в месяц, на этом уровне они держатся и этим летом. Затрат было немного: партнеры арендовали офис на Никольской улице площадью 25 кв. м (50 тыс. руб.), вкладывались в рекламу в интернете и покупали путевки, чтобы водить экскурсии по Кремлю. Одна беда — зимой выручка проекта стабильно проседает в пять раз.

С масштабированием тоже возникли проблемы. В 2012-м партнеры наняли человека развивать аналогичный проект в Санкт-Петербурге, но дело идет вяло. Филиал приносит 100–200 тыс. руб. выручки в месяц, и она не растет. Партнеры пробовали развивать бизнес в Европе — нанимали людей в Венеции, Стамбуле и Афинах, но выяснилось, что там слишком сильна конкуренция.

Туристы и экскурсии

По данным Росстата, в 2020 году въездной турпоток в Россию снизился на 8,5%, с 26,9 млн до 24,6 млн поездок. Зато, согласно данным Ростуризма, по итогам прошлого года объем внутреннего туризма вырос на 10%, до 55 млн человек. Самыми популярными городами России в 2020 году была Москва (17,5 млн туристов, в том числе 4,55 млн иностранных) и Санкт-Петербург (6,9 млн, 2,8 млн иностранцев).

Продвижение экскурсий смещается в интернет — на смену зазывалам около достопримечательностей приходят онлайн-сервисы и приложения. «Формально, чтобы стать гидом, нужна лицензия; на деле водить за собой людей и рассказывать им о литературе или искусстве может любой. Главное — чтобы слушали, все зависит от способностей рассказчика», — считает Леонид Мармер, гендиректор туроператора Intourist Thomas Cook, специализирующегося на въездном туризме. Сегодня помимо традиционных туристических бюро, специализирующихся на экскурсиях для иностранцев, в Москве работает более двух десятков интернет-проектов для внутреннего пользователя. Например, проекты Cozy Moscow, «Московские переулки», «Шагаю по Москве», «Бульварное кольцо» и др. Некоторые, например «Московские переулки», также предлагают условно-бесплатные экскурсии вроде «Хитровка и хитрованцы», «Чеховская Москва» и др., когда слушатели оставляют гиду пожертвования в конце экскурсии.

«Мне кажется, каждый проект занял свою нишу — у каждого своя публика. Например, у нас это люди 25–45 лет, интеллигентный средний класс, москвичи», — говорит основательница проекта Cozy Moscow Юлия Петрова. В среднем экскурсия стоит 500 руб., летом проводится по 4–8 в неделю, на которых бывает 30–40 человек. Основной канал продаж — страница в Facebook. Начав в 2011-м, Юлия сумела собрать 40 тыс. подписчиков за счет интересных постов. «Наши гиды — это историки, педагоги, поэты, писатели, журналисты, даже рекламщики, но не профессиональные экскурсоводы. Поэтому они не говорят каждый раз один и тот же заученный текст, а рассказывают о городе с душой, и это привлекает публику», — считает Петрова.

По мнению Леонида Мармера, в Москве рынок экскурсий для внутреннего клиента далек от насыщения. «Объем просто безграничен, в отличие от сегмента, ориентированного на иностранных туристов. О таком мегаполисе, как Москва, можно придумать еще много разных тематических экскурсий, но эти инициативы нужно продвигать на уровне властей, на уровне города, чтобы горожане могли узнавать о них не только из интернета», — считает он.

Инженерная история

Решение, как развивать экскурсионный бизнес и победить проблему сезонного фактора, пришло к Багаутдинову будто бы само собой.

Зимой 2013-го его пригласили прочесть лекцию об архитектуре Москвы в рамках историко-культурологического проекта «Москва, которой нет». Людям понравился формат, и вскоре лекции стали регулярными. Багаутдинова попросили сделать еще и мастер-классы для детей, где они могли бы собирать модели известных зданий, тот согласился и стал проводить еще и мероприятия для детей. Поначалу он относился к этому как к хобби. Но вскоре подумал: а почему бы не выделить экскурсии для москвичей и их детей в отдельный проект?

В феврале 2014-го экскурсовод завел аккаунт «Москва глазами инженера» в соцсетях, постепенно стал наполнять его и делать сайт (сейчас в одном Facebook 47 тыс. подписчиков). В апреле и мае сделал несколько первых бесплатных экскурсий. В тот момент в городе остро стоял вопрос о сносе знаменитой башни Шухова на Шаболовке — памятника архитектуры, одного из самых узнаваемых объектов советского конструктивизма.

«Каждый четверг я водил пешеходную экскурсию, каждую субботу — велосипедную, по воскресеньям проводил детский мастер-класс. Поначалу справлялся один — вполне можно продать и провести три события в неделю в одиночку», — говорит Багаутдинов.

Поначалу клиентов было не больше трех-четырех человек. Все заработанное Багаутдинов реинвестировал — использовал платное продвижение в Facebook, пытался настроить контекстную рекламу, но у самого получалось не очень, а толковых контрагентов он так и не нашел. Пешеходные экскурсии стоили 400 руб., велосипедные — 700 руб., мастер-классы — 500 руб. Шоу, в ходе которых Багаутдинов вместе с детьми собирал шестиметровую копию Шуховской башни прямо на улице, всегда шли на ура.

В сентябре, когда все вернулись из отпусков, проект «выстрелил» — теперь на каждую экскурсию стали приходить по 20–25 человек. Появились постоянные посетители, которым нужен был новый материал и новые экскурсии. С октября Багаутдинов запустил автобусные экскурсии, которые принесли успех — каждую неделю собирался полный автобус по 49 человек.

Багаутдинов считает, что набралась критическая масса известности — сработало сарафанное радио и активное продвижение в соцсетях. «Я понял главный принцип: если ты вкладываешь в Facebook 500 руб. в качестве эксперимента, то это не работает. Но когда ты вкладываешь 10 тыс. руб., тогда это уже приносит плоды», — делится опытом бизнесмен-экскурсовод.

Детские мастер-классы он «упаковал» в мини-курс из нескольких занятий. На первом ребенок с родителями едет на автобусную экскурсию и слушает про башню Шухова, на втором, уже в аудитории, узнает, что такое макет, чертеж, как это все делается, а на третьем все вместе строят шестиметровую конструкцию.

Этот формат оказался бестселлером — в феврале на мастер-классы приходили 120 детей. Приходилось разбивать группы на три смены в субботу и воскресенье. Поначалу занятия проводились в лабораториях Московского института стали и сплавов, с которым удалось договориться о бесплатной аренде. Позже стали снимать оборудованные помещения в Китай-городе, на каждом мероприятии работали сам Багаутдинов и помощник.

Достопримечательности Москвы в цифрах150 м — высота Шуховской башни в Москве. До 1953 года она была самым высоким сооружением в стране.

Более 40 капитальных домов было передвинуто на новые места в Москве в 1930-е годы. Ни один другой город не может похвастаться уникальной операцией такого масштаба.

46 станций Московского метрополитена являются объектами культурного наследия. Такого количества памятников архитектуры под землей нет нигде в мире.

374 м —высота небоскреба «Федерация-Восток». Сейчас это самое высокое здание в России и в Европе.

Инженеры наступают

В итоге у Багаутдинова получился комплексный продукт — для детей и взрослых, иностранцев и москвичей.

В марте 2015-го стало ясно: в одиночку он не справляется. Нужны были кадры, детские ведущие и гиды. Но экскурсоводов-инженеров на рынке никто не готовит. Багаутдинов сначала провел бесплатные курсы детских ведущих по инженерной теме, а потом объявил набор на платные курсы гидов. Стоят они 30 тыс. руб., а главное — постоянно дают приток новых экскурсоводов и экскурсий. Каждый выпускник «Школы гида» должен придумать собственную экскурсию, лучшие специалисты продолжают работать с Айратом или запускают собственные проекты.

Расширился и штат проекта «Москвы глазами инженера»: в дополнение к гидам появились администраторы, интернет-маркетолог, пиарщик. Сегодня в офисе семь человек, еще 15 водят экскурсии. В 2015 году новый проект Багаутдинова, который прежде делил помещение с Moscow Free Tour, переехал в пространство побольше — 37 кв. м на Никольской улице, теперь аренда стоит уже 90 тыс. руб.

По мере развития проекта добавляются новые экскурсии. Например, представители РЖД сами связались с Багаутдиновым и предложили сотрудничество. Так появилась экскурсия на Комсомольскую площадь и на Киевский вокзал (группу пускают на крышу здания). Сегодня «Москва глазами инженера» проводит туры на самых разных объектах: конструктивистский дом Наркомфина, Центральный телеграф, бассейн «Чайка», башни «Москва-Сити» — стоят они от 700 до 1,5 тыс. руб. Например, на самый популярный объект — дом Наркомфина — компания водит 25 групп в неделю, в каждой по 20 человек, стоимость билета — 1000 руб. Некоторые экскурсии быстро приедаются. Так, стадион «Спартак» и Театр Российской армии уже исключены из меню.

После экскурсий на втором месте в структуре выручки — лекторий, короткие курсы из трех-четырех лекций для тех, кому интересно начать разбираться в архитектуре. Обычно таких набирается до 80 человек, стоимость лекции — от 500 руб. В основном и на экскурсии, и на лекции ходят девушки до 35 лет — их до 70%.

По расчетам Багаутдинова, совокупная выручка Moscow Free Tour и «Москвы глазами инженера» в 2020 году составила около 16 млн руб., из них около 6 млн руб. принесли экскурсии для иностранцев, 10 млн руб. — экскурсии и образовательные мероприятия для москвичей. В 2017 году спрос на инженерные экскурсии вырос — в лучшие месяцы направление приносит более 2 млн руб. Прибыль — около 20%.

Айрат Багаутдинов

Багаутдинов планирует охватить и другие города. Уже запустились «Петербург глазами инженера» и «Казань глазами инженера», но их выручка пока не превышает 50–100 тыс. руб. в месяц. «К сожалению, активнее всего изучают свой город москвичи, в других городах нам эту культуру только предстоит воспитать», — говорит энтузиаст. Он по-прежнему сам водит экскурсии три раза в неделю.

Взгляд со стороны

«Нишевые проекты гораздо интереснее типичного турпродукта»

Елена Джанджугазова, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова

«Спрос на хороший городской экскурсионный продукт растет — особенно на интересные тематические экскурсии, которые создают настоящие профессионалы и увлеченные люди. Нишевые проекты гораздо интереснее типичного турпродукта, но и продвигать их сложнее. Как правило, постоянный спрос есть на традиционные обзорные экскурсии, построенные по главным достопримечательностям, но они быстро приедаются из-за некоторой шаблонности нитки маршрута и сопроводительного материала. А тех, кто самостоятельно ищет необычные ​экскурсии, не так много. Чтобы оставаться на плаву, составителям тематических туров нужно создавать спрос самим, увлечь людей, побудить людей заинтересоваться темой настолько, чтобы они купили экскурсию».

«Экскурсионный продукт сейчас востребован»

Александр Львов, заместитель генерального директора по развитию туроператора ООО «РЖД Тур»

«Нишевой «короткий» экскурсионный продукт сейчас действительно востребован. И в первую очередь непосредственно жителями той территории, где проводится экскурсия. Давайте признаемся — многие ли из нас хотя бы по разу побывали в основных московских тематических музеях? А профильная экскурсия, особенно нацеленная на средних школьников и родителей, побуждает к самообразованию. Мы, со своей стороны, проводим комплекс тематических туров по Москве на ретропоезде с рассказом об истории паровозов и железной дороги. Аналогичные трех-четырехчасовые экскурсии проходят в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, сейчас планируем подключить Самару».

Источник: РБК

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: