ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА НА СЕВЕРНОМ РЕЧНОМ ВОКЗАЛЕ


Хождение кораблей

В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.

Подтверждением этому факту служит картина Ильи Репина под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.

Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды реки Ламы и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.

порт пяти морей

Почему город называют портом пяти морей

У Ростова-на-Дону нет ни одного прямого выхода к морю, он граничит только с рекой. И тем не менее, его называют портом 5 морей. Объясняется название тем, что, путешествуя по реке Дон, можно добраться до одного из морей: Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского или Белого. И в самом Ростове находятся два учебных заведения, выпускающих судоводителей и механиков для морского транспорта.

Почему город Росто-на-Дону называют портом пяти морей

А еще говорят, что город расположен сразу в двух частях света: его левый берег находится в Европе, а правый — в Азии. Правда, морские суда по Дону не ходят, потому что в районе города река мелковата. Тяжелые лайнеры с глубокой осадкой тут не пройдут. Да и речным судам с большим водоизмещением ход сюда заказан. Ситуацию должен исправить гидроузел, который строится выше города, также в будущем планируется провести и другие работы по улучшению фарватера, чтобы его глубина увеличилась минимум до 4,5 м.

Рукотворные реки

Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до Рязани кораблю плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.

Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!

И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.

Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. Этот водоем соединил две реки: Тверцу и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.

Череповец – порт пяти морей

Как известно, нет мест, неблагоприятных для туризма, есть разное к нему отношение. Судя по всему, Череповец – одно из ярких тому подтверждений. Промышленный центр Вологодской области успешно реализует программу развития индустрии гостеприимства. Мы беседуем с заместителем мэра Череповца, председателем правления Череповецкой ассоциации туризма Леонидом Рябининым

.

— Леонид Алексеевич, ваш город больше известен как крупный промышленный центр. Но благодаря активным действиям Череповецкой ассоциации туризма этот стереотип явно начинает ломаться…

— Во всяком случае, первые шаги в этом направлении сделаны, и есть определенные результаты. При финансовой поддержке администрации и городской Думы создан турпродукт города, который пользуется спросом. Например, удалось занять определенную нишу в столь сложном секторе рынка, как речные круизы. Но самое главное — началась разработка комплексной программы «Развитие туристской отрасли в Череповце» на 2002-2004 г.г.

— Этим занимается именно Ассоциация?

— Да, причем сначала ЧАТ при содействии московской разработала туристический проект «Череповец – порт пяти морей». Он был утвержден Городской думой 13 апреля 1999 года, а затем стал ядром комплексной программы, в которую, кроме того, вошли 16 локальных целевых программ. В их числе проект «Речной вокзал», подразумевающий реконструкцию причальной стенки речного вокзала и благоустройство территории пассажирской пристани; включение Череповца в маршруты Серебряного кольца России; уже созданное муниципальное унитарное предприятие «Воскресенский проспект» — городской туроператор по приему и обслуживанию туристов; проект «Туристская автоколонна» по обеспечению региона туристскими автобусами европейского класса и другие.

Давайте остановимся на самой Ассоциации. Как давно она существует?

— С 1998 года в Череповце по инициативе мэрии создано некоммерческое партнерство «Череповецкая ассоциация туризма». На сегодняшний день в ней 22 участника. Причем, это не только тур, ЗАО «Экоконсалт», администрация Кирилловского района, музеи, ООО «Компьютерные системы», страховая кампания «Шексна»… Турбизнес, конечно, останется стержнем ЧАТ. Но мы поняли, что без участников из смежных отраслей туризма Ассоциация в региональном масштабе уже развиваться не может.

— Теперь объясните, пожалуйста, почему Череповец – порт пяти морей?

— Город находится на берегу реки Шексна, где она впадает в Рыбинское водохранилище. Шексна входит в структуру Волго-Балтийского водного пути, благодаря чему Череповец имеет прямые выходы в Балтийское, Северное, Черное, Азовское и Средиземное моря..

Поэтому наша программа во многом направлена на развитие круизного туризма в регионе. В прошлом году местные тур, «Шексна-тур» приняли и обслужили 19 круизных теплоходов, а это 2850 туристов. Входящий финансовый поток составил 1160 тысяч рублей. Причем, мы стараемся не идти хожеными тропами, а создаем новые элементы комплексного турпродукта Череповца. Специалистами ЧАТ разработан и запущен проект «сухопутной закольцовки», суть которого в замене «скучных» частей речного пути автобусными экскурсионными маршрутами. Пока суда простаивают в системе шлюзов, туристы успевают посетить, например, Вологду, а потом «догоняют» теплоход в Горицах или в Череповце. Или можно воспользоваться прямым рейсом Уфа – Череповец – Уфа, осуществляемым теплоходами Бельского пароходства. В этом случае туристы теплоходом добираются из Уфы в Череповец, здесь садятся в поезд, на два дня едут в Санкт-Петербург, затем возвращаются в Череповец, чтобы продолжить круиз. Ну и, конечно, мы показываем сам город. Разработан комплекс оригинальных экскурсий по старому городу с посещением Центра народных ремесел, усадьбы Верещагиных и дома-музея Игоря Северянина. Кроме того, как оказалось, интерес у туристов вызывает и наш знаменитый металлургический комбинат «Северсталь», куда тоже продумана экскурсионная программа.

(Продолжение интервью с Леонидом Рябининым – в следующем номере
RATAnews)

Нереализованные планы

Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»

Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?

москва город порт пяти морей

Почему Москва — «порт пяти морей»?

«Москва — порт пяти морей»

— фразеологизм, с детства знакомый каждому москвичу наравне с такими крылатыми выражениями, как «Москва — третий Рим» и «Москва — город на семи холмах».

Однако, в Москве нет ни одного моря. Так почему же столицу называют портом сразу пяти?

На самом деле, выражение «Москва — порт пяти морей» отсылает к великим стройкам коммунизма. Считается, что впервые его употребил Иосиф Сталин в 1936 году при открытии канала «Москва-Волга», позже названного Каналом имени Москвы.

Канал имени Москвы — крупная водная артерия, соединившая Москву-реку с Волгой. После его строительства Москва через Волгу получила выход на сеть других крупных каналов, обустроенных в советскую эпоху: Беломорско-Балтийский (тот самый Беломорканал), Волго-Балтийский и — построенный позже — Волго-Донской.

Суть идеи состоит в том, что после строительства Канала имени Москвы столица получила водное сообщение с пятью морями: Чёрным, Белым, Балтийским, Азовским и Каспийским, став символическим «портом пяти морей».

Несмотря на то, что портом пяти морей традиционно называют Москву, данное выражение не совсем справедливо — формально говоря, его можно применить к любому городу, имеющему выход на указанную сеть рек и каналов. Вероятно, советскому руководству и гражданам понравилось новое символическое обобщение, указывающее на колоссальный масштаб проекта, соединившего столицу коммунистического государства с морями: ведь его можно было противопоставить существовавшей до этого идее «Третьего Рима», также выраженной в расхожем фразеологизме, закрепив таким образом советские достижения в устойчивом выражении.

Интересно, что идея соединить Москву-реку с Волгой впервые появилась задолго до Советского государства: прорыть канал хотел ещё Пётр I, но его планам не суждено было сбыться.

«Москва – Третий Рим»

В более явной форме идея «Москва – Третий Рим» усматривается в письме псковского старца Филофея, адресованного великокняжескому дьяку Мисюрю Мунехину (1523 или 1524 год). Знаменитые слова инока: «два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать» были высказаны в контексте полемики об еретических учениях и относятся без сомнения к Москве.

Но высказывания старца лишены оценок политической роли Русского государства в новых условиях – содержание послания в первую очередь наполнено эсхатологическим и духовным смыслом.

Позднее Ивану Грозному Филофей озвучивал мысль об ответственности, которая возлагается на него, как на государя христианского мира: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царство благодатию Христовою стоит».

Русское государство не только на словах, но и на деле доказывает свои претензии на то, чтобы именоваться Новым Константинополем. Как символ христианской империи Россия перенимает у Византии двуглавого орла, который позднее становится государственным гербом. В 1485-1515 годах именно по византийским образцам приглашенные итальянские архитекторы перестраивают Московский Кремль.

Москва, ощущающая себя преемницей Царьграда, в стремлении объединить духовную и светскую власть в 1547 году венчает Ивана Грозного на царство. По мнению историка В. О. Ключевского желание укрепления власти исходит от молодого правителя.

Это было не только торжеством самодержавия, но и, по словам митрополита Макария, укреплением православной веры. Однако, по мнению исследователей, Русь не столько подражала Византии, где было место ересям и смуте, сколько идеализировала создаваемую монархическую власть.

В Уложенной грамоте Поместного собора скрепленной печатью Константинопольского патриарха есть следующие слова: «Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».

А МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ — КИЕВ, но это уже другая история!

Столица хочет пить

Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.

И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.

Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!

Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.

почему москву называют портом пяти морей

Канал имени Москвы

В 30-е годы XX столетия столица стремительно росла и строилась, а вода в главной ее реке также же интенсивно убывала. В 1931 году было решено построить канал, чтобы использовать ресурсы одной из крупнейших рек на Земле ─ Волги ─ для снабжения Москвы водой. Первая флотилия теплоходов и катеров прошла по новой водной артерии 2 мая 1937 года из Нижнего Новгорода к Северному речному вокзалу. До 1947 года канал назывался Москва-Волга, а переименован в «московский» он был в честь 800-летия столицы. Длина канала имени Москвы — 128 километров. Расположенный в Московской и Тверской областях, он начинается от Иваньковского водохранилища и соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино. Ежегодно нему проходят до 7000 судов.

Москва – город-порт пяти морей

Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:

  • Чёрного моря.
  • Азовского моря.
  • Белого моря.
  • Балтийского моря.
  • Каспийского моря.

первое упоминание о порте пяти морей

Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.

II Форум-выставка «Москва. Порт пяти морей»

12.02.2020

Город проведения:

Москва
Время проведения:
10:00-15:00
Место проведения:
ГБУ «Мосстройинформ», 2-я Брестская ул., 6
Организаторы:
ГБУ «Мосстройинформ»

II Форум-выставка «Москва. Порт пяти морей»

проводится с целью популяризации реализованных и утвержденных проектов, обсуждения и демонстрации новых концептуальных решений мегаполиса. В частности, в таких сферах как рациональное водопользование и экология водных артерий, обустройство культурно-рекреационных речных зон и создание береговой инфраструктуры, корреляция работы речного пространства под кратный рост морских перевозок, совершенствование прогулочных и круизных маршрутов, развитие инвестиционного потенциала в рамках ГЧП и др. Темы, предлагаемые к обсуждению, позволят привлечь внимание ответственных лиц и общественности к проблемам обмеления и восполнения природных ресурсов.

Деловая программа запланирована на три дня — 12, 13 и 19 февраля, каждый из которых будет посвящен рассмотрению определенной темы: «Экология воды», «Архитектура воды», «Эффективное использование внутренних водных путей. Растущий спрос и международный опыт развития рек». Участникам выставки будет предоставлена возможность представления своих работ на мультимедийном комплексе Интерактивной карты города Москвы, а также изготовления демонстрационных планшетов.

ПРОГРАММА:

12 февраля 2020 года. Форум «Архитектура воды»

  • Пленарная дискуссия: «Архитектура воды: набережные, благоустройство, промзоны, снос, рекреация, транспорт»
  • Панельная дискуссия на тему: «Вода как источник впечатлений: Внутренний водный туризм»
  • Панельная дискуссия на тему: «Влияние освещения на привлекательность рекреационных пространств. Перспективы развития»

13 февраля 2020 года. Форум «Экология воды»

  • Круглый стол: «Вода как основа устойчивого развития»
  • Дискуссия: «Доступная среда: проблемы и решения. Лучшие практики ВВП»
  • Круглый стол: «Экологически чистый транспорт»
  • Пленарная дискуссия: «Транспорт: спрос и предложения»

19 февраля 2020 года. Форум «Эффективное использование внутренних водных путей. Растущий спрос и международный опыт развития рек».

  • Панельная сессия: » Приоритетные направления внебюджетных инвестиций в развитии внутренних водных путей»
  • Панельная сессия: «Логистика ВВП. Международный опыт, тренды и практики»

К работе форума приглашены профильные Департаменты Правительства Москвы — Департамент градостроительной политики города Москвы, Комитет по туризму города Москвы, Департамент инвестиционного развития и промышленности города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент транспорта города Москвы, Департамент торговли и услуг, Департамент культуры, Департамент спорта, Департамент межрегиональной политики и национальных связей, Департамент экономической политики, ФГБУ «Канал им. Москвы», Департамент образования, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, МОБВУ; общественные предпринимательские организации — Деловая Россия и Опора России; представители архитектурных, проектных бюро, девелоперские , специалисты в области маркетинга территорий, представители спортивных федераций водно-моторного и парусного спорта, представители бизнес-структур, культурных проектов и общественных инициатив.

Официальное открытие состоится 12 февраля в 10:00 в зале Интерактивной карты города Москвы.

Стратегические партнеры — ФГБУ «Канал имени Москвы» и Российская Гильдия Управляющих и Девелоперов (РГУД).

ПРОГРАММА

Участие бесплатное, по предварительной регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ

Контактное лицо:

Стелла Эльдаровна Батанова Тел. E-mail

Порт пяти морей

Здание в стиле сталинского ампира было построено в 1937 году как часть комплекса канала Москва — Волга. В отличие от Южного вокзала, Северный стал речными воротами столицы. Отсюда суда могли добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Именно поэтому москвичи с гордостью называют его портом пяти морей.

Здание в форме корабля стало памятником архитектуры и одним из символов столицы. Его отличают высокий шпиль, который увенчан звездой (раньше она располагалась на Спасской башне Кремля), и широкая центральная лестница.

В 1990-е снижение объема пассажироперевозок привело к передаче здания в аренду коммерческим фирмам. А в 2010 году его и вовсе закрыли по причине аварийного состояния. Капитальный ремонт здесь не проводили на протяжении 70 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: