Архангельское (усадьба)


[править] История усадьбы Архангельское

Село Уполозы, известное с 1584 г., стало называться Архангельским после строительства церкви. Небольшой одноглавый храм Михаила Архангела с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами, является отголоском средневекового прошлого усадьбы. Он строился по заказу боярина Я. Н. Одоевского в 1667 г. Для церкви выбрали удивительное по красоте место кромку возвышенности над старицей Москвы-реки.

Церковный двор, как сакральную территорию, ограничивает кирпичная стена наподобие монастырской, с большой аркой «Святых ворот» и двумя боковыми деревянными башнями, постройки 1826 г.

Основу нынешнего усадебного ансамбля заложил в 1780 г. Н. А. Голицын. После его смерти, в 1810 г. имение за 100 000 рублей приобрёл, один из богатейших людей в России, ценитель искусства и меценат князь Н. Юсупов, который и завершил начатое здесь строительство. Подлинный расцвет усадьбы начался после того, как она перешла во владения Н.Юсупова. При новом хозяине Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты. В благоустройстве усадьбы были заняты видные московские архитекторы О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин, а также талантливые крепостные зодчие: Стрижаков, Борунов, Бредихин, Рабутовский, Шестаков.

Продольно-осевая композиция архитектурно-паркового комплекса Архангельского, отмеченная масштабностью, рассчитана на далёкие перспективные виды. Дворец, лежащий на главной планировочной оси, вознесён на верхнюю террасу французского парка, как на подиум.

«Большой дворец в Архангельском (1780—1789) строился по проекту, заказанному Н. А. Голицыным французскому архитектору де Герну, никогда не бывавшему в России», считает искусствовед Л. А. Перфильева. Это высказывание раскрывает непостижимую загадку, так волновавшую А. Н. Греча: «Куда же мог исчезнуть таинственный шевалье?» Ведь кроме как в контексте с Архангельским имя де Герна более нигде в России не встречалось.

Об интерьерах архангельского дворца хочется сказать отдельно. Их участь, да и участь самого здания, печальна. В послеперестроечное время чиновники военного ведомства, которому принадлежит санаторий «Архангельское», одним росчерком пера лишили дворец отопления и электроснабжения. Последствия этого деяния были ужасающими — наборные паркеты вздулись, лепнина отсырела, стены покрылись потёками и плесенью… Посетителей музея встречали обшарпанные фасады и выбитые стёкла, за которыми гибло уникальное убранство залов… Дворец в таком виде простоял не один год. Только в середине 2009 г. во дворце вновь открылось несколько залов…

Тесно связанны с архитектурой дома и флигелей две террасы Джакомо Тромбаро (1790-е гг.), соединённые лестницами по сторонам центрального гротового сооружения. Статуи античных героев и богов, римских императоров и учёных, аллегорические композиции, а также изваяния львов и собак обводят дорожки верхней площадки, украшают балюстрады террас, и партер (70х240 м). Отдельные фигуры и бюсты частью дают повторение знаменитых образцов классического искусства, частью являются вполне оригинальными декоративными скульптурами XVIII века.

В регулярном парке сохранились Розовая беседка-фонтан, памятник Екатерине II в архитектурном обрамлении, а также аллея со статуями, приводящая к памятнику Пушкина. Крайне характерны руинные ворота в духе Гюбера Робера по сторонам Нижней террасы. В противоположной части парка, за корпусами военного санатория (1930-е гг., арх. В. П. Апышков), на насыпном холме, в 1960-х гг. была воссоздана одна из колонных беседок — Миловида.

За дорогой, в английском парке, отдельное здание усадебного театра. Архангельский театр — одна из интереснейших и, вместе с тем, мало замечаемая посетителями постройка усадьбы. Усадьба Архангельское на протяжении всего своего существования непрестанно украшалась. Теперь уже трудно представить себе утраченные постройки подчас стилистически разнородные, но в основном, наделённые чертами западно-европейского средневековья.

От хозяйственного комплекса сохранились: двухэтажный конторский флигель, имевший при Голицыне «готический вид» (1822—1823 архитектор Е. Д. Тюрин); «Ворота над оврагом» — двухэтажный с мезонином служебный флигель конца XVIII столетия, также сменивший псевдоготическую стилистическую направленность на классицистическую; деревянный Дом для приезжающих (1810-е гг.).

Одно из последних сооружений Архангельского — храм-усыпальница Юсуповых (1909—1916 гг.). Созданный архитектором Клейном при участии Г. Б. Бархина и А. Д. Чичагова, ансамбль поражает своей объёмно-пространственной композицией. Её центр занимает крестообразный храм на высоком подклете, перекрытый купольной ротондой. К далеко выступающему коринфскому портику сходятся две колоннады дорического ордера из искусственного мрамора, образующие в плане полуовал.

Советская власть национализировала усадьбу Архангельское и превратила ее в музей. Церковь в 1964—1965 гг. реставрировалась: была разобрана классицистическая колокольня, на центральной части и северном приделе восстановлены «огненные» завершения. Перестроенный придел сверху остался без изменений. Растесанным окнам вернули первоначальную форму. Интерьер храма практически не сохранился: стены были выбелены, иконостас утрачен.

Дворцовый парк усадьбы Архангельское

Прямо перед центральным входом в Большой дворец раскинулся парковый партер. Симметрия царица этого архитектурного ансамбля. По обе стороны от дорожки установлены мраморные статуи.

С первой террасы гости сходили ко второй террасе, откуда по парадной лестнице, марши которой расходятся в разные стороны, а потом снова сходятся, спускались к Большому партеру.

Изумительная лестница со скульптурами и впереди балюстрада с вазами.

Фонтан «Амур с дельфинами» и мраморные скамейки, для сохранности помещенные в стеклянный саркофаги.

Такой прекрасный вид открывался для хозяев и гостей усадьбы, во время их прогулок. Правда сейчас к виду примешивается еще вид современного санатория прямо напротив усадьбы. Но надо отдать должное строителям, вид корпуса санатория совершенно не портят.

А это фонтан «Амур с гусем», оба фонтана на момент посещения усадьбы не действовали.

Мемориальная колонна в честь императора Николая I, а за ним храм-памятник Екатерине II, построенный в 1819 году.

Еще одна мемориальная колонна в честь другого императора, на этот раз в честь Александа III, воздвигнутая как память о визите государя в усадьбу Архангельское.

На некотором удалении от Большого дворца уже можно целиком рассмотреть и сам дворец и обе его террасы и главную лестницу со стеной.

По обе стороны от Большого партера раскинулись симметричные аллеи с деревцами и кустарниками.

Поэтому с правой стороны партера симметрично мемориальной колонне Александра III расположена ротонда «Розовый Фонтан» со скульптурой «Амур с лебедем» в class=»aligncenter» width=»1280″ height=»848″[/img]

За новыми корпусами санатория есть видовая площадка, откуда видны окрестности усадьбы Архангельское, можно представить как Борис Николаевич Юсупов окидывал своим хозяйским взором эти земли.

Здесь протекает старица реки Москвы. Старица это водоем, образованный прежним руслом реки. К реке можно спуститься и устроить пикник не только себе, но и плавающим здесь уточкам.

[править] Оценки

Архангельское — памятник русской художественной культуры. В путеводителях и культуроведческих исследованиях указывается на величественную красоту самой усадьбы, и на разнообразие уникальных музейных коллекций.

Над созданием этого шедевра работало несколько поколений талантливых мастеров — архитекторов и художников. В залах музея собрана богатейшая коллекция фарфора и фаянса, а так же западноевропейской живописи XVII—XIX вв.

Много было возведено барских дворцов и дач в пышный век Елизаветы и Екатерины II, некоторые из них (например, Кусково или Надеждино) ещё грандиознее по размерам, нежели Архангельское, но нигде так удачно не выразился величаво-благородный стиль того времени, нигде так русские копии не приблизились к своим западным образцам, нигде нет такой иллюзии «заграницы» нежели в Архангельском», — писал русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Бенуа.

Достопримечательности Архангельского

На территории Архангельского расположено много сооружений, на некоторых из них мы уже останавливались, о других читайте ниже.

Большой дворец/дом (конец XVIII – начало XIX века)

Архитектурная доминанта музея-усадьбы «Архангельское» и образец русского классицизма. В оформлении здания отражены мотивы египетских дворцов и господства римлян.

Когда владельцы усадьбы — Юсуповы — находились во дворце, на флагштоке развевался флаг с их родовым гербом.

Храм-усыпальница Юсуповых или «Колоннада» (начало XX века)

Это сооружение появилось при последних хозяевах имения — Зинаиде Николаевне и Феликсе Феликсовиче Юсуповых после гибели на дуэли одного из детей. Автором монумента был инженер Роман Клейн, строительство велось 4 года, но из-за Первой мировой войны усыпальницу так и не доделали. А после революции Юсуповы эмигрировали и более в Россию не возвращались.

В настоящее время в храме-усыпальнице размещены картины Джованни Баттиста Тьеполо и Юбера Робера, а также другие монументальные живописные холсты из юсуповского собрания.

Храм Архангела Михаила (XVII век), Святые ворота (XIX век), колокольня

Сама церковь Архангела Михаила появилась столетием раньше — в XVI веке, но была сделана из дерева, и князья Одоевские на её месте решили построить храм уже из белого камня. Руководил работами крепостной зодчий Павел Потехин.

В начале XIX века по распоряжению князя Николая Юсупова поблизости от храма были возведены «Святые Ворота», изменился и облик самого здания — храм перестроили, а внутри появились росписи, выполненные маслом. Тогда же с западной стороны от храма стали возводить звонницу. Но до нашего времени сохранился лишь фундамент колокольни.

Кладовая над оврагом (конец XVIII века)

Перестройкой этого здания занимался знаменитый архитектор Осип Бове в начале XIX века. В веке XXI конференц-зал кладовой оснастили оборудованием для разного рода презентаций. В Кладовой проходят выставки современных живописцев и серьёзные конференции, которые собирают светил из мира науки.

Театр Гонзага (XIX век)

Приусадебный театр в усадьбе спроектировал Осип Бове, автором декораций для него является итальянский живописец Пьетро Гонзага. Такое случается довольно редко, но театр фактически остался в первозданном виде — его ни разу не перестраивали.

Храм-памятник Екатерине II (XIX век)

Находится в западной части регулярного парка. Императрица здесь представлена в необычном образе — как богиня Правосудия Фемида.

На территории усадьбы также расположены Конторский флигель (конец XVIII века) — сейчас там выставочное пространство, павильон «Чайный домик» — до пожара 1820 года был библиотекой, уже упомянутый малый дворец «Каприз» (конец XVIII века), памятник Александру Пушкину (XX век), беседка «Розовый фонтан» (XIX век).

Интересный факт — посещения Архангельского императорами владельцы имения увековечивали при помощи строительства памятных колонн. Три таких сооружения по случаю визитов Николая I, Александра I и Александра III можно увидеть и сейчас.

Усадьба поделена Ильинским шоссе на две части. Территория с дворцом охраняется, и чтобы пройти туда, придётся заплатить. А часть имения, где расположены театр Гонзага и Аполлонова роща, свободна для доступа. Чтобы познакомиться с имением и его основными достопримечательностями понадобится целый день. Даже искушённых посетителей поразит собранная здесь коллекция произведений искусства, редких изданий и рукописей. А регулярный парк, которому уже исполнилось несколько столетий, сам по себе заслуживает вдумчивой прогулки.

В музее-усадьбе Архангельское регулярно проводятся лекции, концерты, экскурсии. Кроме того, этот уголок Подмосковья стал площадкой для одного из самых известных фестивалей под открытым небом «Усадьба. Джаз», который проводится в имении уже более десяти лет и регулярно собирает тысячи слушателей. А ещё здесь очень любят справлять свадьбы. Поэтому не стоит удивляться, если Архангельское встретит вас красивой музыкой или вы увидите свадебные пары, одетые по моде прошлых веков, во время фотосессии у Большого дома.

Как добраться

  • на автомобиле: из Москвы 5 км по Новорижскому шоссе в область, далее съезд на Ильинское шоссе и ещё 3 км;
  • общественным транспортом: от ст. метро «Тушинская» марш. № 151 до ост. «Санаторий» или авт. № 541, 549 до ост. «Архангельское».

[править] Ссылки

  • Официальный сайт
  • экскурсия в усадьбу
  • Архитектура подмосковья, усадьба Архангельское

Подмосковные усадьбы (за пределами кольцевой автодороги)

Алабино | Архангельское | Ахтырка | Богородское | Валуево | Введенское | Виноградово | Волынщина | Вороново | Вязёмы | Глинки | Горенки | Горки | Горки-10 | Гребнево | Денежниково | Дубровицы | Ершово | Захарово | Зендиково | Губайлово | Знаменское-Садки | Ивановское | Ивановское-Козловское | Ильинское | Иславское | Марфино | Михайловское | Никольское-Обольяниново | Николо-Прозорово | Никольское-Гагарино | Никольское-Урюпино | Ольгово | Остафьево | Осташёво | Отрада | Перхушково | Петрово-Дальнее | Пехра-Яковлевское | Покровское-Рубцово | Поливаново | Поречье | Пущино-на-Наре | Рай-Семёновское | Рождествено | Середниково | Суханово | Тимохово-Салазкино | Троицкое-Кайнарджи | Филимонки | Фряново | Ярополец Загряжских | Ярополец Чернышёвых

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: