Воскресенск. Лопатинский рудник

Лопатинский фосфоритный рудник — под этим названием сейчас в интернете часто объединяют заброшенный отвал фосфогипса, расположенный в Воскресенске и заброшенные рудники ЗАО «Кварцит», расположенные в нескольких километрах от города. Несмотря на то, что на самом деле эти два места очень сильно различаются.

Для того, чтобы избежать путаницы, мы будем дальше называть фосфогипсовые отвалы в самом Воскресенске — Белой горой, а песчаные карьеры ЗАО «Кварцит», расположенные километрах в 15 от города — Лопатинским рудником.

Если честно, в жизни и карьер, и отвал фосфогипса смотрятся гораздо менее впечатляюще чем на фотографиях. Но если вы оказались рядом, можно заехать и посмотреть.

Лопатинский фосфоритный рудник это большой песчаный карьер с такой же огромной перерабатывающей техникой. Огромная старая заброшенная машина и ржавая железная дорога придают пейзажам оттенок постапокалиптичности. В принципе, больше смотреть здесь не на что, вокруг только песок, сосенки и елочки.

По состоянию на лето 2014г. на карьере опять ведутся работы. По железке катаются поезда, по дороге — грузовики, поэтому ходить нужно осторожно. Но пока пройти и посмотреть на технику можно без проблем, никакой охраны нет.

Координаты:

Фосфогипсовый террикон у Воскресенска: 55.324073, 38.748286

КПП рудника ЗАО «Кварцит»: 55.268056, 38.816111

Cам песчаный карьер и техника: 55.267323, 38.849433

Как добраться до лопатинского рудника?

До самого карьера и техники можно дойти пешком (около 1,5 км), либо если совсем не жалко машину — можно доехать. Вам нужен поворот налево (55.270772,38.813424) метров за 150 до КПП. Дорога там чуть хуже, чем отвратительная, подвеску можно угробить. По этой дороге двигаетесь до первого поворота направо, проезжаете еще метров 100 — и вы на территории рудника.

Белая гора в Воскресенске

Гору можно рассмотреть поближе со стороны дачных участков, но если хочется действительно красивых пейзажей нужно идти по дороге до вершины, а для этого либо договариваться с охраной (что может и не получиться), либо лезть на гору со стороны СНТ, рискуя быть замеченным той самой охраной.

Как добраться до белой горы в Воскресенске?

На автомобиле: От Воскресенска: с Новорязанского ш. поворачиваем по бетонке на Воскресенск. По ул. Горького, Менделеева и Октябрьской едем все время по главной до перекрестка с Советской. Поворачиваем налево и едем через Ж/Д пути. Дальше опять по главной (Федотовская, Лопатинская) до пересечения с Рудничной. По ней налево, затем 2 поворот направо на шоссе Егорьевск-Воскресенск. После Ж/Д нужно повернуть налево и ехать вдоль белой горы до первого поворота направо к СНТ. Здесь можно посмотреть на отвалы поближе.

Лопатинский фосфоритный рудник

Лопатинский (также Воскресенский или Егорьевский) рудник расположен к востоку от Воскресенска, он занимает весьма обширную территорию, хотя большая её часть — старые выработки, на которых теперь расположились дачные конгломераты и посёлки коттеджей. По состоянию на сентябрь 2020 года разработки ведутся только на одном участке бывшего добывающего гиганта — участке №12. Здесь сохранилось два последних экскаватора — шагающий одноковшовый и многоковшовый (абзетцер). Но и эта условная добыча снимает лишь верхний слой песков для использования в качестве строительного материала.

Лопатинский рудник - Дорога к участку №12

Лопатинский рудник

Фосфориты являются важными химическими соединениями для сельского хозяйства, так как без фосфорсодержащих соединений практически нереально вырастить разумный урожай любой сельскохозяйственной культуры. Разработки в Лопатинском руднике начались в 1930-е годы, их размах обуславливался возможностью интенсивной открытой добычи. В середине 1990-х вся техника рудников пошла под резаки на металлолом, добыча фактически остановилась. По рассказам пенсионеров был разрезан и один новый абзетцер, даже не смонтированный. Так ли это — можно, наверное, выяснить, но недосуг. И без того ясно, что перспективы оставшихся «динозавров» весьма нерадостны — рудник живёт одним днём, не надеясь на какое-либо развитие.

Лопатинский рудник - Передвижная железная дорога

Лопатинский рудник

Путешествие на Лопатинский рудник интересно по нескольким причинам. Во-первых, на месте выработок, засаженных сосновыми лесами, сложился уникальный чистый микроклимат, в лесах просто приятно погулять. Во-вторых, в результате послойного снятия и перевалки грунта на равнинных участках разработок образовались диковинные, почти «инопланетные» ландшафты, и для фотографов, любящих небанальные съёмки здесь настоящее раздолье. В-третьих, увидеть работающий многоковшовый экскаватор достаточно любопытно даже для людей, несведуших в технике. Мощная машина, хотя и походит на декорацию к антиутопическому и постапокалиптическому кино, ещё способна на слаженную и грандиозную работу. А в-четвёртых, где ещё найти место для медитаций в духе «Сталкера»?

Поездка на Лопатинский рудник полезна и школьникам — для их понимания, что такое большие машины, и так ли всё просто в их создании и работе, как об этом пишут в учебниках.

Лопатинский рудник - песчаная дорога

Лопатинский рудник - красная вода

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Разработка ведётся изогнутыми полосами. Сначала снимается верхняя часть грунта, которую ссыпают на уже пройденное место, затем «поэтажно» выбирается основная порода. Завершённые выработки выглядят со спутников как сложные «веера» из лесных полос и каналов с водой. В советские времена все отработанные карьеры засаживались сосновыми лесами.

Лопатинский рудник

Экскаваторы заметны издалека, и их размеры могут обмануть не привыкших к равнинным расстояниям горожан. За счёт масштабов машин кажется, что они ближе, чем есть на самом деле.

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Принцип многоковшовой выборки породы возможен только для сыпучих и мягких песчаных грунтов. Высокая производительность такого способа добычи определяется послойным и быстрым снятием породы с возможностью её немедленной погрузки. Добыча может быть организована и в круглосуточном, безостановочном режиме лишь с техническими перерывами на эксплуатационное обслуживание абзетцера.

TAKRAF (TAgebergbau-Ausrustungen, KRAne und Forderanlagen) — немецкий концерн, специализирующийся на разработке и производстве горно-рудного, карьерного оборудования и грузоподъёмных машин. Для Лопатинского рудника компания поставила по разным источникам от 3 до 8 разных машин, по крайней мере две из которых были абзетцерами.

Ёмкость каждого ковша — 700 литров. Всего ковшей в цепи — 36.

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Вращающийся двойной ковш на погрузке нужен для предотвращения просыпания песка в промежутке между вагонами.

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник

Фото, текст — Селянинова Татьяна, 2020 год
Фототур организован Денисом Кабановым

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: