Фотовыставка авторских новогодних открыток пройдет в Могилеве

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка уникальных открыток начала прошлого века «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии». Их авторы задолго до появления «Фотошопа» создавали футуристические и фантастические миры с кентаврами, летающими рыбами и зонтами-самолетами. Открытки изготавливались при помощи техники фотомонтажа, а затем проявлялись и печатались на фабриках как настоящие черно-белые фотографии (а не с помощью полиграфии, как сейчас) и раскрашивались вручную.

M24.ru пообщался с куратором проекта Харри Калхой и составил путеводитель по выставке. О снимке с рельефом, фотоаппликациях и открытках, повлиявших на творчество Сальвадора Дали, – в нашем материале.

В начале XX века не было ни «Фотошопа», ни даже возможности напечатать цветную фотографию. Однако фотографические открытки опережали свое время: они являлись сюрреалистическими (хотя сам термин «сюрреализм» появился только в 1917 году), технически инновационными и даже цветными. Процесс их изготовления был очень трудоемким: применялись такие техники, как коллаж, фотомонтаж. Кроме того, открытки были самыми настоящими фотографиями, напечатанными на бромосеребряной бумаге. Раскрашивались они вручную.

Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» состоит из пяти разделов. Это «Новые времена/Движение», «Монтаж», «Прекрасное/Мистическое», «Игра воображения» и «Увлечение/Наваждение». Зрители также могут увидеть два слайд-шоу с открытками, в большом разрешении спроецированными на стены зала.

Посетить выставку, которая проходит в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии», можно до 19 апреля.

Цвета и аппликации

Харри Калха

«Сегодня открытка с фотографией – это всего лишь отпечатанное изображение. Но в конце 1890-х, одновременно с рождением кинематографа, появилась и широко распространилась техника индустриальной фотографии. С ее помощью из одного негатива (а они тогда были очень большими) удавалось получить 30, 40 или даже 50 тысяч фотографических открыток – то есть не просто отпечатков, а настоящих снимков.

Поскольку фотографии в те времена были только черно-белыми, каждая открытка по отдельности раскрашивалась вручную.

Некоторые открытки сопровождались аппликациями – приклеенными волосами, вязаными шарфами, блестками и прочим. Сегодня тяжело сказать, какой декор делался на фабрике, а какой покупатели добавляли сами. Скорее всего, нечто более сложное создавалось профессионалами.

Были ли фотографические открытки дорогими? Вовсе нет. Тогда не существовало равноправия полов, и раскрашиванием открыток вручную занимались в основном женщины. Им за это почти ничего не платили.

Конечно, это ужасно, но, с другой стороны, для тех женщин эта работа была возможностью выразить себя, заняться творчеством.

Кроме того, подумайте, разве открытки могли стоить дорого в конце XIX – начале XX века? В то время не было ни мобильных, ни Интернета, ни, соответственно, соцсетей. Даже домашний телефон оставался редкостью. Не было телевидения и журналов с картинками. Именно открытки были основой визуальной культуры. Они оказывались всем сразу: и весельем, и искусством, и основным средством дистанционного общения. То, что сегодня у нас есть в телефоне, в интернете, в телевизоре, было сконцентрировано в одной маленькой открытке.

Общение с помощью открыток происходило по тем меркам достаточно быстро – в реальном времени. Почта могла приходить человеку по 12 раз в день. Вы могли утром отправить открытку другу, чтобы пригласить его на вечерний чай, например. И ничего более быстрого невозможно было представить. Сами открытки являлись настоящей футуристической фантазией: «Вау, мой друг получит ее завтра утром» или «О, друг прочтет ее уже сегодня». Для людей начала XX века открытки были примерно такой же необходимостью, какой для нас сейчас стали эсэмэски».

Открылась выставка почтовых открыток «Китай: прошлое и настоящее»

Открытие Олимпиады в Пекине послужило поводом для показа в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве выставки почтовых открыток разных лет. На всех — изображения, свидетельствующие об истории и культуре Китая, а также о том, как менялись со временем отношения этой страны с Россией.

Как и следовало ожидать, на выставке больше всего открыток, отпечатанных в те времена, когда в ходу был лозунг «Русский с китайцем – братья навек!». В конце 50-х и в 60-х годах Советский Союз вместе с расписными термосами и махровыми полотенцами с теми же птичками и пионами наводнила китайская полиграфическая продукция. Термосы разбились, полотенца с ярлычками «Дружба» истрепались, а вот открытки в больших количествах сохранились в собраниях частных коллекционеров.

Куратор выставки, сам заядлый филокартист, Павел Суканов сетует, что в экспозиции мало современных открыток: «К сожалению, современные открытки в наших магазинах не продаются. В советское время были. Сейчас нам подарили много открыток, спасибо им, китайское посольство и Институт Конфуция. Выставка зазвучала. Все сделано на высочайшем уровне. Политических современных сюжетов почти нет. Здесь в основном представлены открытки на спортивные сюжеты и виды городов. Например, Шанхай, который крупнее самого Пекина – мы смогли сделать интересный стенд. И Пекин – интересный, и другие города».

Справедливости ради, отметим, что персонажи комплекта открыток «Эстафета огня» с олимпийской символикой более всего напоминают каких-то покемонов. Что же до видов городов… Это стандартный туристический набор фотографий. Полиграфическое качество высокое. Индивидуальность авторов изображений никак не проявлена. Глобализация!

Вот китайское происхождение серии с детьми (а это открытки 60-х годов) угадывается безошибочно. Об этом стенде Павел Суканов говорит с особенно теплым чувством: «Здесь по-русски написано: «Милый мальчишка». И вот смотрите, шесть стендов, рисовали разные художники, а как будто один. Наверное, это одна школа, но они чем-то милые. Вот «Резвый мальчик», обратите внимание, он действительно резвый. Пусть это примитивно, но в этом вся прелесть. Жизненные мотивы».

Изображения пухлых счастливых детей на этих открытках – это гремучая смесь соцреализма и традиционного китайского лубка. Получился такой чрезмерный китч, что глаз не оторвать. При этом на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства есть по-настоящему ценный раздел – это старые, самых первых лет 20-ого века, карточки с видами так называемого «русского Китая». С Харбином, церквями и зданиями вперемешку – то в европейском стиле построенными, то в азиатском.

Коллаж, фотомонтаж и рельеф

Считается, что коллаж (совмещение разных элементов на одном листе) был изобретен в 1912-1914 годах, когда зарождался кубизм. Однако на самом деле впервые технику применили создатели открыток. Под фотомонтажом, который также применялся при создании открыток, сначала имели в виду печатание нескольких негативов на одном листе или объединение нескольких элементов в одном негативе.

Сейчас фотомонтаж делается по принцу коллажа – представляет собой совмещение элементов.

«На выставке есть открытка, на которой изображены дамы на ладони.

Все они, скорее всего, были сфотографированы по отдельности. Так же отдельно делался снимок самой руки. Затем фотографии проявлялись, девушки из них вырезались и помещались на снимок с рукой. То есть было сделано восемь разных фотографий (возможно, меньше, если некоторые дамы снимались одновременно). Затем вновь делался снимок – уже целого коллажа. И только он становится основой фотографической открытки.

Из одного кадра получалось несколько тысяч фотографических открыток. Затем каждая раскрашивалась вручную. Так что все открытки были уникальными – они могли быть разных цветов, например.

Некоторые детали дорисовывались еще до создания конечного снимка – тогда это был фотомонтаж. Например, на некоторых открытках изображены кентавры, люди с сюрреалистичными хвостами, разные фантастические миры и так далее. Это делалось следующим образом: люди фотографировались в студии, затем снимок проявлялся, совмещался с рисунком, сделанным от руки, после вновь делалась фотография.

Еще на выставке можно найти пример очень специфичной техники печати фотографии – с рельефом. Делалось это при помощи специального пресса. Затем фотография, опять же, раскрашивалась вручную. Возможно, такие объемные изображения стоили несколько дороже, чем обычные.

Чистый сюрреализм до появления сюрреализма

Сальвадор Дали: «Мы, сюрреалисты, поворачиваемся спиной к изящному искусству и обращаемся вместо этого к почтовой открытке. Она является самым динамичным выражением коллективного сознания. Влияние открытки столь глубоко и постоянно, что сравнимо с психоанализом. Сюрреалистическая революция реабилитировала почтовую открытку – наряду с автоматическим письмом, сновидениями, умопомешательством и объектами примитивного искусства».

Ссылки по теме

  • Что смотреть на биеннале «Мода и стиль в фотографии»
  • В МАММ открылись две выставки фотографий моды ХХ века

«Сначала появились фотографические открытки, и только потом, через 25 лет, – такое направление, как сюрреализм. Сальвадор Дали родился, когда эти открытки уже создавались.

В свое время открытки не были радикальными или какими-то еще. В этой сфере правил не существовало, авторы наслаждались свободой, они могли творить. Они были сюрреалистами до того, как появилось понятие сюрреализма.

История искусства, впрочем, не называет авторов открыток сюрреалистами. Их феномен вообще практически не изучался. Так что с помощью этой выставки мы говорим: смотрите, история искусства забыла об интересном феномене.

Однако после Первой мировой войны такие открытки начали исчезать.

Во-первых, пришли новые медиа, в частности красочные журналы. Во-вторых, фотография стала доступнее, а у многих семей начали появляться домашние телефоны. Открытки перестали быть единственным способом общения на расстоянии. В-третьих, производство открыток фотографическим способом стало очень дорогим.

Позже, уже в 1930-х годах, сюрреалисты начали коллекционировать открытки. Вполне возможно, что они даже вдохновлялись ими – не напрямую, конечно, потому что не копировали их, но косвенно.

Как и другие сюрреалисты, Дали, например, считал, что старые открытки были куда более креативны, чем изобразительное искусство. Изобразительное искусство было скучным».

Фотовыставка авторских новогодних открыток пройдет в Могилеве

27 ноября, Могилев /Юлия Евменькова — БЕЛТА/. Фотовыставка авторских новогодних открыток впервые пройдет в Могилеве, рассказала корреспонденту БЕЛТА организатор проекта известный могилевский фотожурналист Ирина Савосина.

Выставка будет работать с 29 ноября в Могилевском музее этнографии. «Поздравительная открытка от фотографа, либо PF, взяла название от первых букв французского словосочетания «Pour Feliciter», что в переводе означает «Чтобы поздравить», — отметила Ирина Савосина. — Такой творческий формат — явление уникальное, оно стало популярным среди профессиональных фотографов в середине 80-х годов прошлого столетия. Такие открытки всегда делались вручную и в единичных экземплярах, поэтому и стали объектами коллекционирования. Они были не только своеобразным творческим отчетом фотографа за определенный период, но и авторским подарком коллегам к Новому году».

На выставке в Могилеве можно будет увидеть почти 240 работ — результат творчества 60 фотохудожников из 10 стран мира. Примечательно, что эти открытки создавались в разные годы — с середины 1980-х и до 2019-го. Несмотря на то, что выставка приурочена к зимним праздникам, сюжеты в PF не обязательно связаны с Новым годом: на открытках можно увидеть совершенно разные стили — вплоть до фотографии ню.

«Как правило, в Могилеве выставки PF проводились только в фотоклубах и были результатом подведения итогов конкурсов среди профессиональных фотографов, — пояснила Ирина Савосина. — Проект такого масштаба для широкого круга общественности организован впервые. Именно поэтому мы включили в список выставочных работ как известных в советское время авторов, так и молодых фотографов. Это даст возможность посетителям экспозиции не только получить эстетическое удовольствие, но и познакомиться с историей фотоискусства».

Многие PF-открытки извлечены из частных коллекций. На выставке можно увидеть работы известного мэтра и одного из создателей могилевской школы художественной фотографии Зиновия Шегельмана, почетного члена Национального Союза фотохудожников Украины и старейшего одесского фотографа Вадима Шулеко, легендарного латвийского фотографа и кавалера ордена Трех звезд, высшей государственной награды Латвии Яниса Глейздса, а также многих других талантливых людей.-0-

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Теги
выставка Могилев фотография

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: