АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Общая информация

Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.

Монастырский комплекс

Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).

Возникновение монастыря

Согласно устным преданиям, в московских Пленницах примерно в 13 веке была организована Преображенская пустынь, из которой впоследствии и вырос Андреевский монастырь. Пустынями традиционно называли поселения монахов, удалённые от большого скопления людей. Такие скиты или общины были не редкостью на Руси. По мере закрепления христианства как главной религии, количество их постоянно увеличивалось. Андреевский монастырь начинает упоминаться в летописях в 16 веке, когда «пустынь» стала многочисленной, и на её территории «милостивый муж», как называли его современники за меценацтво, добрые дела, благотворительность и примерную нравственность, Фёдор Михайлович Ртищев основал храм. Главным покровителем заведения избран был святой мученик Андрей Стратилат — прославленный воин, жестоко пострадавший за веру. Ртищев не случайно посчитал, что именно на этом месте должна обрести Москва Андреевский монастырь. Ведь в 1591 году отсюда позорно бежал со своим войском крымско-татарский хан Кызы-Гирей. Православный люд тогда посчитал, что причастен к этому чуду никто иной, как Стратилат, которому усиленно они молились.

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.

Прекрасный вид

Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

Статус господней обители

В одном из красивейших мест Москвы, у подножья знаменитых Воробьёвых гор стоит древний Андреевский монастырь (для мужской братии). Он относится к старейшим культовым православным сооружениям Руси, ведь основана обитель не позднее 13 века, то есть спустя 3 столетия после принятия русичами христианства. Нынешний статус заведения — ставропигальный. Он присваивается сооружению или обители в том случае, если крест над ним воздвигали высшие духовные чины. А это очень почётно и означает, что Андреевский монастырь и ему подобные входит в подчинение не местным епархиям, а непосредственно самому патриарху и высочайшему синоду.

История

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.

История монастыря

Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей — крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об ответственности за несоблюдение указаний, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции.

1. Напомнить наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей; настоятелям приходов и подворий городской части Московской епархии об их личной ответственности за соблюдение во вверенных им монастырях, приходах и подворьях распоряжений и указаний (согласно прилагаемому перечню), направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции и устранение массовой угрозы жизни людей.

2. Напомнить всем священнослужителям, а также монашествующим и церковным сотрудникам городской части Московской епархии об их ответственности за соблюдение упомянутых распоряжений и указаний в подлежащих частях.

3. В тех случаях, когда несоблюдение этих распоряжений и указаний повлечет за собой заражение человека коронавирусной инфекцией с последующей его смертью по причине этого заражения, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности в связи с намеренным игнорированием мер, позволяющих уберечь людей от массового заражения смертельной болезнью.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

***

Приложение

Перечень документов, изданных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции:

— «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи угрозой распространения коронавирусной инфекции» (разослана циркулярным письмом первого викария Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве № 02/678 от 17.03.2020);

— «Рекомендации для священника, приехавшего по вызову на дом к пожилому человеку, не зараженному коронавирусной инфекцией и не находящемуся на карантине», включающие указания на случай поступления на приход просьбы о причащении человека, находящегося на карантине, или человека, зараженного коронавирусной инфекцией и находящегося на домашнем лечении или в больнице (разосланы управляющими московскими викариатствами 28.03.2020);

— циркулярные письма первого викария Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве об исполнении на приходах, подворьях, а также ставропигиальных обителях Москвы и Московской области предписаний главного санитарного врача по городу Москве:

  • циркулярное письмо от 11.04.2020 (относительно недопуска граждан на территорию храмов и других церковных помещений до с 13.04.2020 по 19.04.2020);
  • циркулярное письмо от 20.04.2020 (относительно недопуска граждан на территорию храмов и других церковных помещений до с 20.04.2020 по 28.04.2020);
  • циркулярное письмо от 27.04.2020 (относительно недопуска граждан на территорию храмов и других церковных помещений до с 29.04.2020 до особого указания);

— «Памятка для викариатств, приходов и подворий г. Москвы в связи с распространением коронавирусной инфекции» (разослана циркулярным письмом первого викария Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве № 02/1081 от 20.04.2020) — в предыдущей редакции: «Памятка для настоятелей приходских храмов г. Москвы при выявлении заболевшего коронавирусной инфекцией» (разослана 14.04.2020 первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве и управляющими московскими викариатствами);

— «План противоэпидемических мероприятий в общежительном монастыре при выявлении среди насельников заболевшего ОРВИ и/или коронавирусной инфекцией» (разослан циркулярными письмами председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству — в первой редакции: № 05/275 от 12.04.2020; во второй редакции: № 05/281 от 21.04.2020).

Патриархия.ру

Первая Московская академия

Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.

Андреевские купола

Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.

Время перемен

Андреевский монастырь на Воробьевых горах стал действовать в 1648 году. Он стал первым пристанищем «Учительного братства» — духовно-образовательного центра, в котором собирались самые грамотные монахи того времени для изучения имеющейся духовной литературы, перевода книг с греческого языка, создания текстов религиозно-просветительского характера. Или, как сами говорили служители, ради «книжного учения». По сути, обитель была первой Московской академией. Царь-демократ Пётр приказал при монастыре открыть заведение, в котором воспитывали и обучали детей-беспризорников, подкидышей, сирот. Стране нужны были образованные люди, а их происхождение Петра волновало не слишком. К сожалению, приют просуществовал только 8 лет. При дальнейших русских правителях храм несколько утрачивает своё высокое значение. Так Екатерина Вторая попросту превратила его в Дом призрения, т.е. богадельню. Затем территория монастыря отдаётся под кладбище родовитым москвичам и монахам других московских обителей. Шереметьевы, Плещеевы и другие знаменитейшие представители русского дворянства нашли тут свой последний приют. Правда, большая часть некрополя (а захоронения здесь велись с 13 по 19 века) была уничтожена в первые 20 лет советской власти.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.

Постройки Андреевского монастыря

Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Советские годы

Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.

Территория обители

Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.

Андреевский монастырь

Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.

В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.

На фоне МГУ

Храмовый комплекс Старо-Афонского подворья Свято-Андреевского мужского скита был построен по проекту Н.Н.Никонова в 1889 – 1893

гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. В себя он включал три здания: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (литера А), причтовый дом с домовой церковью на втором этаже (литера Б) и сторожку у ворот (литера В).

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы располагается вдоль улицы 5-й Рождественской (Советской) и имеет номер 33-31 литера А. Архитектура церкви представляет собой удачный образец сооружения в “русском стиле”. Двухэтажная церковь в лучших традициях Московского и Ярославского зодчества XVII века. Постройку венчала пятиглавая разновысокая купольная система, с шатровым главным барабаном и высокая шатровая колокольня с двумя боковыми главками над притвором. Стены, главы и апсида были богато украшены орнаментальными поясами, колоннами, кокошниками. Автор-архитектор Николай Никитич Никонов предпочел не менять стиль и внутри. Церковь имела два иконостаса: дубовый в нижнем храме и золоченый в верхнем. Автором иконостаса также являлся лично Н.Н.Никонов: “… Иконостас очень красивый, в древнерусском стиле, расписан эмалированным светлым колером. Перед престолом прекрасный образ – моление – моление о чаше…“ (Русский паломник. № 23. 1894

. С. 364). В церкви было освящено пять престолов: в нижнем храме – главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери “В скорбях и печалех Утешение” и придел во имя Алексия Человека Божия; в верхнем – главный престол Благовещения, правый придел Святого благоверного князя Александра Невского и левый во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. С большим мастерством был выполнен иконостас церкви во имя иконы Божьей Матери “В Скорбях и Печалех Утешение”.Иконы для иконостаса были написаны афонскими монахами. Главной святыней подворья стала чтимая икона “В скорбях и печалях Утешение», перед которой служился торжественный молебен.

Благодаря пожертвованиям внесенным схимонахом Иннокентием (Сибиряковым) на подворье в Санкт-Петербурге, на Афоне был построен величественный Андреевский собор, ставший самым большим храмом не только на Святой Горе, но во всей Греции (остающийся таковым и поныне). Величие собора должно было представить веру Православных русских людей, как хранителей Истины вселенского Православия. Так на брегах Невы появилась частица Святого Афона, а на Афоне появился “петербургский” храм, приношение Святой Горе от града Святого Петра. Действительно, Афонское подворье стало связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской Империи. Те, кто не мог побывать на Афоне, могли на подворье в Петербурге погрузиться в молитвенный мир Святогорских старцев. С Афона были привезены многие святыни, среди которых находились частицы мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. (После закрытия подворья афонский мощевик был перенесен в Никольский собор). Интересным является тот факт, что с Афона к Вербному воскресению в Петербург доставлялись освященные лавровые ветви, которые раздавались богомольцам.

Появление подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита в Петербурге на углу 5-й Рождественской (Советской) и Дегтярной улиц, как уже упоминалось, было связано со строительством Андреевского скита на Афоне в Греции. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон и именовался: Старо-Афонское подворье в Санкт-Петербурге. Основание скита на горе Афон в Греции положил в середине ХVII века Вселенский патриарх св. Афанасий, выстроивший там для себя келью. Эту “келью-сарай” в 1841

году приобрели русские иноки, и через несколько лет благодаря русскому паломнику и писателю А.Н. Муравьеву она была обращена в Скит св. Апостола Андрея Первозванного. Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, в котором в начале XX века насчитывалось около десяти храмов и жило около 600 монахов. В
1860-е
годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М.А. Шурупова. Для сбора средств в
1861
г. в Россию был привезен чтимый образ Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение” – двустворчатый складень в дорогой оправе, принадлежащий основателю обители. Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской империи афонского подворья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: