Московское метро – подземный памятник архитектуры.


Автор: Иван Ржанов

01 апреля 2020 08:36

Метки: СССР архитектура величие метро москва россия строительство

2490

10

1

15 мая 2020 исполнилось 80 лет с момента открытия московского метрополитена. Вкратце самая краткая история «визитной карточки столицы» и «самого красивого в мире» метро.

0

Смотреть все фото в галерее

1950–1954-е годы

1970–1980-е годы

Жители Москвы считают, что их метро самое красивое в мире. Метро — это может быть самая большая туристическая достопримечательность российской столицы. История московского метро отражает также и драматическую историю самой России последних 80-ти лет. Это своего рода отражение того, что происходило над ним наверху, на поверхности земли.

Бродячие собаки у входа в метро

'Станция Кольцевой линии Московского метрополитена

«Архитектор Алексей Душкин, который проектировал эту станцию, не был рад идее установить здесь эти скульптуры. Он считал, что они не особенно вписывались в общий вид этой станции, — говорит Елена Желдукова. — Но тогдашнее руководство Советского Союза во главе с единоличным правителем Иосифом Сталиным заявило во время открытия, что это очень хорошо». — Так значит, это станция в духе Сталина? — Да, это была станция в духе Сталина, как символ революции. Метро можно назвать воплощением пропаганды, направленной как против Запада, так и против народа собственной страны. Эйнар Герхардсен тоже был здесь Иностранные руководители, в частности, бывший премьер-министр Норвегии Эйнар Герхардсен, во время экскурсий по Москве часто посещали метро, которое вместе с Красной площадью является, наверное, самой крупной туристической достопримечательностью российской столицы. Но оно имеет также и стратегическое значение как убежище для жителей Москвы. Елена Желдукова рассказывает, что один из ее коллег, который сейчас уже давно на пенсии, был рожден на станции Маяковская во время бомбежки во время Второй мировой войны.

После войны было принято решение построить ряд станций так глубоко, чтобы они смогли выдержать ядерное нападение. «В руководстве Советского Союза тогда считали, что такое нападение на страну вполне реально, и что необходимо подготовить станции метро так, чтобы они смогли выдержать возможный ядерный удар», — говорит Елена Желдукова. Теракты Сегодня московское метро ежедневно перевозит от 8 до 10 миллионов пассажиров. Общая протяженность линий метро составляет более 330 километров с более чем 220 станциями. Но московское метро также может быть и опасным местом. В 2004 и 2010 годах в вагонах метро были осуществлены террористические нападения, вызвавшие многочисленные жертвы. «Мне трудно ходить здесь с такими воспоминаниями», — говорит Елена Желдукова. Вместе с ней мы скользим на эскалаторе глубоко вниз к одной из станций метро около Музея архитектуры. «С такими мыслями невозможно жить. Мы просто должны продолжать, хотя и знаем, что здесь произошли такие трагические события».

Остановка на многих станциях метро — это еще и погружение в драматическую и не до конца проясненную историю России. После станций с тяжелой революционной символикой в оформлении и названиях начали строить станции в современном функциональном стиле, который нам известен, в частности, по метро в Осло. Сегодня станции называют по местности, в которой они находятся, но в «шкафу» у каждой все равно есть свой «скелет», вызывающий споры и сильные эмоции. Зеркало истории России Одна из станций, построенных в 1964 году, была названа в честь Петра Войкова, одного из революционеров 1917 года, который, согласно последним исследованиям, был одним из главных среди тех, кто принимал решение о казни царской семьи в 1918 году. Сильная Русская православная церковь выступила за то, чтобы станция была переименована, но встретила мощное сопротивление российских коммунистов, считающих ошибочным изменение названий в зависимости от различных политических ветров, дующих в России. «По оформлению и названиям различных станций метро мы можем отследить различные архитектурные стили и идеологические изменения общества с 30-х годов прошлого столетия до наших дней», — говорит Елена Желдукова в Музее архитектуры Москвы. И это может быть еще одной причиной для того, чтобы, не торопясь, совершить прогулку по подземной Москве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках, чтобы быть в теме главных событий.

Оригинал публикации: Moskvas metro — et underjordisk spreilbilde av Russlands historie

Опубликовано 17/04/2016 17:46

10688

Tweet Хуаньцю шибао 09.08.2015 Les Echos 12.03.2013 Calgary Herald 26.03.2012

test

Всего комментариев:Комментариев:16
Правила комментирования
Обсуждение

  • Комментарий
  • Эта статья опубликована более, чем 72 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.

Лучшие

Показать новые комментарии (0
)

Все комментарии

  • 10:56 19.04.2016 | -1
    inegeld

    Станции метро должны были заменить церкви. Эта мысль так-же промелькнула в голове, только церкви стремятся в высь к Богу, а вот метро куда-то в иное направление, при всём своём своём великолепии и удобстве передвижения.

    Раскрыть всю ветку

    (2 сообщений в ветке)

  • 11:07 19.04.2016 | 1
    Яга

    inegeld, у метрополитена главная задача — перемещать пассажиров по кратчайшему расстоянию в горизонтальной плоскости. И, на случай войны, хорошее бомбоубежище (от всяких «чертей»).

  • 16:10 19.04.2016 | 0
    Александр Рыбакин

    inegeld, думаешь кому-то интересны домыслы селюка?

  • 10:58 19.04.2016 | 2
    Яга

    Да, мы любим Московское Метро, и не чураемся своей Истории.

  • 11:27 19.04.2016 | 5
    bestiolla

    Ну конечно, Сталин, и тяжелая революционная символика. Про возникающую панику надо было еще упомянуть. Как один поляк сказал в искусствоведческой передаче, стоя на Красной площади: «Здесь все пропитано деспотизмом». А товарищам норвежцам по поводу архитектурных сооружений вообще стоит скромно молчать. Ради интереса погуглите — смотреть нечего, кроме деревянных церквей.

  • 12:16 19.04.2016 | 1
    as99 tt

    Заметно, как в западных писаках уже зашиты априорные предубеждения. И смотрят они на все в России как сквозь бойницы. Свободней им надо быть, свободней. Западный тоталитаризм и несвобода калечат людей.

  • 12:20 19.04.2016 | 1
    gardarik

    UNDERGRAUND- подземелье и есть подземелье, а вот то, что станции должны были заменить церкви в атеистической новой России, думаю, что это не более чем дань моде, поддакиванье западной цивилизации с ее якобы глубоко верующими традициями… Вы посмотрите статистику посещения соборов на Западе, загрузку храмов в той же Германии, когда церкви сдаются в аренду мусульманам и т.п. — просто западные люди позже «проснулись» от идеи бога…

  • 12:20 19.04.2016 | 0
    Баритон

    Ну, насколько я понимаю, за Войкова заступились не столько коммунисты, сколько жители района. Ведь это заводской район, и никакой другой истории, кроме связанной с Войковым, с развитием завода и культурной инфраструктуры вокруг него, у него нет. Ну, а сравнение церквей и метро…. Ну зачем же так мелко копать? Кроме метро, большевики вообще любили роскошь в любых местах общественного пользования: домах культуры, библиотеках, театрах, киношках. Особенно они соревновались в роскоши в заводских дворцах культуры, престижно было. Человек благородных чувств не станет укорять их за это.

    Раскрыть всю ветку

    (1 сообщений в ветке)

  • 13:01 19.04.2016 | 0

    Баритон, никакого отношения Войков к району не имеет, в этом районе жил космонавт Волков — фигура, бесспорно, более достойная. Возле метро есть площадь космонавта Волкова с его памятником, так, что, возможно поменяют название. Свердлова убрали, почему Войкова не убрать?

  • 12:24 19.04.2016 | 0
    KirGrin

    Многие церкви были закрыты и разрушены, и вместо них людям дали это — громадные станции метро, которые должны были вызвать у людей чувство, как будто они входили в церковь….. А в городах, где метро отродясь не было, на кой церкви рушили? а взамен ничего не построили(( зато сейчас церкви лепят на каждом шагу, лучше бы метро строили, прости Господи…

  • 12:35 19.04.2016 | 1
    pofigisst74

    Впервые слышу сравнение метро с церквями. Думаю, метростроевцы меньше всего о них думали, когда строили.

    Раскрыть всю ветку

    (1 сообщений в ветке)

  • 13:59 19.04.2016 | 1

    pofigisst74, так бывает когда про путина уже написать нечего,приходится писать невесть что.

  • 12:58 19.04.2016 | 1
    GreyCat

    Большевики, сталинские станции метро, церкви. Странно, что их не поразило, наличие подземных станций. Такой ведь знак. Похоже, что вменяемость западных журналистов заканчивается на слове «Россия» и они превращаются в стаю злобных мартышек.

  • 13:19 19.04.2016 | 0
    Одинокий Волк

    О чём статья?

Показать новые комментарии (0
)
Ещё 10 сообщений

  • Ответить
    в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)

    | | Редактировать | Удалить

1990–2000-е годы

2010-е годы

Московское метро: Подземный памятник архитектуры

Московское метро, ежедневно пропускающее через себя огромные толпы пассажиров, стало для рядового населения светлым образом дороги к коммунизму, отделанной гранитом и мрамором, благородной бронзой, драгоценной смальтой и натуральными самоцветами. Не случайно, московская подземка вызывала у туристов, приехавших на Чемпионат мира по футболу-2018, самые восторженные отзывы.

Книгу «Московское метро: Подземный памятник архитектуры» многое роднит с самим метро: здесь так же всё монументально и фундаментально, с большим количеством цитат и иллюстраций. Издание задумывалось как один из шагов, направленных на включение главных сооружений московского метро в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Это серьёзное историческое исследование и уникальная подборка архитектурной графики: проектные предложения, оригинальные рисунки архитекторов, а также архивные снимки, в том числе и не сохранившихся павильонов. Читатель найдёт в ней редкую проектную графику, макеты и исторические фотографии из запасников музея архитектуры им. А. В. Щусева, целый корпус исследовательских статей, а также современную художественную съёмку метрополитена, выполненную архитектурным фотографом Алексеем Народницким. Книга состоит из нескольких глав. Вначале рассказывается предыстория строительства московского метро. Следующая часть – это подробный обзор первых четырех очередей строительства (1935–1954 гг.) с рассказом о каждой станции, а главное, замечательным подбором оригинальной архитектурной графики, из которой можно составить представление о многообразии проектных предложений.

Среди иллюстраций есть самые неожиданные: станция метро «Кропоткинская» («Дворец Советов») сперва была заставлена горшками с живыми растениями, станцию «Охотный Ряд» чуть было не сделали украшенной рядами атлетов, а наземный павильон «Калужской» (современная «Октябрьская») до того, как его обстроили огромным зданием, был совсем небольшой и невероятно нарядный.

После «путешествия» по станциям метро читателю предлагается ознакомиться с воспоминаниями тех, кто принимал и принимает участие в работе над метрополитеном. Завершает книгу съёмка фотографа А. Народицкого: самые красивые старые станции метро, такие знакомые, но пустые и тихие.

Книга будет интересна искусствоведам и инженерам, историкам и архитекторам, людям, интересующимся историей Москвы. Надеемся, читателю понравится «путешествие» по самому лучшему метро в мире.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: