Благовещенский собор (Московский Кремль)


Соборы Кремля — Благовещенский собор и Успенский — давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор – это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Благовещенский собор московского кремля

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Соборы кремля благовещенский собор

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля

История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III. Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым. А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.

Благовещенский собор Московского Кремля

Вид на южный фасад собора

Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида. Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий. В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя – Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская, авторства Феофана Грека.

Благовещенский собор московский кремль и его святыня икона Божьей Матери Пименовская

Благовещенский собор московский кремль и его святыня - чудотворная икона Божьей Матери Донская

Архитекторы

Иконы благовещенского собора московского кремля

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое – цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни – святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Музей в подклете

Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках.

Раз в году, в апрельский праздник Благовещения Святейший патриарх совершает в соборе литургию. После этого, по старинному московскому обычаю, он отпускает на волю птиц из клеток.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Архитекрура благовещенский собор московского кремля

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Благовещенский собор московского кремля описание

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.

    Благовещенский собор московский кремль и его архитектура

  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.

    Благовещенский собор московский кремль и его основной престол

  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.

    Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля выглядит очень богато и величественно

  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

    Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа – ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды – создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца – то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов – Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Архитектура Благовещенского собора

Четырехстолпный трехапсидный храм возвышается на высоком подклете. Планировка традиционная, в виде креста. Барабаны глав украшены кирпичным поребриком и бегунцом в псковском стиле.

С трех сторон здание окружено галереями-папертями. По легенде, их соорудили для царя Ивана Грозного, который после 4-й женитьбы не имел права входить в церковь. С резного крыльца он однажды увидел комету в виде креста и посчитал ее предвестницей близкой смерти. И вскоре оставил этот мир.

В честь побед в Ливонской войне собор очередной раз реконструировали, пристроив по углам 4 маленьких церковки с куполами и добавив еще две главы к имеющимся трем. К концу 16 века Благовещенский храм окончательно приобрел свой нынешний вид.

Иконостас

Фрески благовещенского собора московского кремля

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса – праотеческий и пророческий – были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Иконы Благовещенского собора в Кремле

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля включает в себя почти 100 икон, выставленных в шесть рядов. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

Иконостас Благовещенского собора признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Наиболее ценной иконой собора является чудотворная икона Пименовской Божьей Матери. Ее привез в дар митрополит Пимен в 1381 году из Константинополя. Среди реликвий выделяется также крест царя Константина, который был прислан в дар Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Комнином.

© Официальный сайт Благовещенского собора в Кремле

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор – типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Благовещенский собор и… куранты

Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом — именно отсюда начинается история знаменитых курантов

. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека. Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие — история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба. Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: