Архитектурные истории района: храм Благовещения в Петровском парке

Православный храм
Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы
55°47′44″ с. ш. 37°33′10″ в. д.HGЯO
СтранаРоссия Россия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская городская
БлагочиниеВсехсвятское благочиние
Автор проектаРихтер, Фёдор Фёдорович
Первое упоминание1844 год
Дата основания1844 год
Строительство1844—1847 годы
СтатусОКН № 7710982000№ 7710982000
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)[1][2]
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

— православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Расположен по адресу Красноармейская улица, дом 2.

История

В 1841 году, Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте её дачи вблизи Петровского парка храм. Одобрение было получено и проект храма был заказан архитектору Е. Д. Тюрину. По замыслу архитектора храм должен был быть двухъярусным, с галереями и двумя колокольнями. Однако здание храма по проекту было очень похоже на уменьшенную копию Петровского дворца, что не понравилось Николаю I и по этой причине проект был отвергнут. Новый проект был заказан Федору Рихтеру. Проект был одобрен. Храм начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола: большой в 250 пудов, полиелейный в 100 пудов. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин.

Достоверных сведений о судьбе храма после революции не имеется. Предположительно, он окончательно закрылся в середине 1934 года и был передан академии Жуковского. Точно документировано, что с 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад Академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, сильно пострадали от переделок крыльцо, ограду заменили на забор с колючей проволокой. 22 сентября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные, ремонтные и реставрационные работы.

История возникновения храма

Как уже было сказано, что прошение и деньги на постройку были выделены действующей камергершей Нарышкиной. Она хотела возвести храм как память о ее умершей на даче тринадцатилетней внучке Анне Булгари. Разрешение и одобрение было дано и проект заказали архитектору Тюрину. Но его проект напомнил Николаю 1 Петровский дворец и он был отклонен. По этому новый проект поручили сделать Рихтеру и именно его затем стали воплощать в жизнь.

Некоторые даты в истории:

  • 7 апреля 1844 года – был заложен храм.
  • 5 сентября 1847 года – произошло освящение верхнего Благовещенского храма.
  • 1899 – его здание было вновь расписано и позолочено и 4 июля вновь прошло его освящение.
  • 18 марта 1901 года – на колокольне были установлены колокола.
  • 29 ноября 1904 года – был освящен центральный престол в имя Боголюбской Богородицы.
  • Затем храм был закрыт. Точной даты нет, но предположительно это 1934 год.
  • 25 сентября – храм был передан Русской Православной церкви.
  • 29 сентября – была проведена первая божественная Литургия.
  • 13 сентября 1991 года – был вновь освящен.

Лучшая статья для Вас, переходите: Софийский собор в Константинополе

Престолы

  • Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Боголюбской иконы Божией Матери
  • Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
  • Преподобного Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна

Архитектурные истории района: храм Благовещения в Петровском парке

Архитектурные истории района: храм Благовещения в Петровском парке

Первым нас встречает храм Благовещения Пресвятой Богородицы середины 19 века, построенный архитектором Федором Рихтером. Трудности советского времени не обошли его стороной: в 1934 году его закрыли. Храм пребывал в забвении, в качестве хозяйственного склада до 1991 года, когда его вернули Православной церкви. Несколько лет после этого продолжалось восстановление храма и строительство подворья. Сейчас церковь вновь приобрела живописный облик, а строения подворья удивляют оригинальным современным стилем и вкусом, с которыми они построены.

Автор строительства и реконструкции храма в Петровском парке — профессор Московского архитектурного института, заслуженный архитектор России Сергей Яковлевич Кузнецов. Это благодаря его работе обычный гараж превратился в шедевр конструктивизма, а здание Православного Просветительского центра трогает душу даже атеистов.

С определением своих работ, как конструктивизма он решительно не согласился, но рассказал много интересного о храме, стиле и русской архитектуре:

«Если говорить о стиле, я не люблю названий. Лет через сто искусствоведы разберутся, как это назвать. Конструктивизм был и закончился в начале тридцатых годов. Про мои работы, говорят, что это просто мой стиль. Настоятель отец Дмитрий называет его в шутку «Кузнецовское марокко». Я 25 лет тут тружусь. Вот стиль и вырабатывается…

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы был построен по обету. Здесь были пруды, в которых у камергерши, владелицы одной из дач, Анны Дмитриевной Нарышкиной утонула внучка. В память об этой девочке и появился храм. Сначала он был восьмериковый, пристроек не было. Они появились уже в начале 20 века.

К сожалению, задуманный ансамбль осуществлён не полностью — нет важного здания напротив крестильного храма, формирующего и замыкающего вторую площадь ансамбля. Новый крестильный храм небольшой, но строится более 10 лет. Сейчас заканчивают внутреннюю отделку, где интерьер будет полностью мозаичный. Для России это необычно. Идея возникла после посещения мавзолея Галлы Плачиди в Равенне в Италии.

Слева от основного храма был подвал для хранения продуктов для трапезной. Возникла идея не ломать неказистую будку, а засыпать землёй, превратив её в пирамиду с травяной крышей.

Когда я вижу, как строя храмы 21 века, подделываются под 17 век, меня от этого тошнит. А главное, люди этого не умеют делать, стремятся лишь навернуть побольше «рюшечек». Думают, что это есть русская архитектура. На самом деле в русской архитектуре совсем другой дух – дух православия. Не стиль, а именно дух. Я слово стиль вообще не люблю. Вот храм, построенный по моему проекту в Долгопрудном. Видите, он современный. А если вы возьмете древние храмы, Старая Ладога например, они тоже очень современные. Стоит стена… В чем отличие романики от архитектуры ренесанса. Первые разрабатывали стену, не боялись ее массы. А вторые перешли на философию каркаса, то есть ордера. Это принципиально. В философии стены: столб – есть то, что осталось от стены, когда убрали лишнее. В ордерной философии — стена – это заполнение между столбами. В стене есть ощущение цельности…

Вы когда смотрите на старый русский храм, можете заметить, что одно окно не похоже на другое, оно может быть чуть меньше или чуть ниже другого. Это признак внутренней свободы. Иногда я делаю так намеренно. Ведь как строили: работает артель, один сделал так, а другой чуть иначе. И они друг другу глотку за это не грызут. Это заповедь любви: человек терпит другого человека. И это видно в русской архитектуре.

В искусстве и архитектуре не существует прогресса. Ведь если бы это было так, то современные здания были бы значительно красивее и совершеннее средневековых. А ведь это не так. В 16 веке, к примеру, невозможно было представить, чтобы было построено что-то некрасивое. Даже утварь у обычных крестьян была сделана со вкусом: берите любую вещь, и смело несите ее в музей. А все потому, что человек создавая что-то, вдохновлялся и учился у природы. А у нее все красиво. Возьмите даже обгоревший лес – он ведь как готовый сюжет гравюры. С приходом городской жизни в этом смысле многое изменилось.

Вот эти двери, решетки, подсвечники, лавки в храме – все по моим эскизам. Закладной крест на крестильном храме тоже выполнен по моему угольному рисунку и калькам. Понятие «дизайн» и тот смысл, который сейчас многие вкладывают в это понятие, отделяя его от архитектуры я не признаю, потому что раньше это был просто работой архитектора, который рисовал все: от ручки до стен. Так я и строю».

С восстановлением храма произошла одна необыкновенная история, почти что мистическая. Сергей Яковлевич написал и опубликовал ее в журнале «Календарь», ее фрагмент мы приведем в продолжении архитектурных историй.

Духовенство

  • Настоятель — митрофорный протоиерей Дмитрий Николаевич Смирнов
  • протоиерей Александр Березовский
  • протоиерей Максим Обухов
  • протоиерей Константин Алесенко
  • священник Дмитрий Николаев
  • священник Андрей Спиридонов
  • священник Александр Шестак
  • священник Михаил Палкин
  • священник Владимир Алексеев
  • священник Константин Кравцов
  • священник Анатолий Нагорный
  • чтец-дьякон Николай Михалёв
  • дьякон Владимир Алексеев

Духовенство[ | ]

  • Настоятель — митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов
  • протоиерей Александр Березовский
  • протоиерей Максим Обухов
  • протоиерей Константин Алесенко
  • священник Дмитрий Николаев
  • священник Андрей Спиридонов
  • священник Александр Шестак
  • священник Михаил Палкин
  • священник Владимир Алексеев
  • священник Константин Кравцов
  • священник Анатолий Нагорный
  • чтец-диакон Николай Михалёв
  • диакон Владимир Алексеев
  • диакон Сергей Иванович Смирнов (1851—1892)
  • Сперанский, Пётр Васильевич — протоиерей (1900—1920-е)[3]
  • Третьяков, Александр Михайлович — протоиерей (1900—1920-е)[4]

Литература

  • Паламарчук П. Г.
    Москва в границах 1917 года // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астраль, 2004. — Т. 3. — С. 83 — 86. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Указатель московских церквей / сост. Александровский М.. — Москва: Русская Печатня, 1915. — С. 16. — 75 с.
  • П.Н. Шармин.
    Церковь Благовещения в Петровском парке // Москва. Энциклопедический справочник.. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1992.

История храма

храм в москве

Долгое время через его врата въезжали в город высочайшие и царствующие лица. Здесь останавливались все государи, начиная с Павла, перед своим коронованием.

На прилегающей территории выстраивались многочисленные павильоны для приема гостей, другие сооружения. При коронации Александра Второго для пришедшего народа были организованы столы с угощением, рассчитанные на количество гостей около 500 тысяч. Приезжающего сюда Николая Второго народ встречал с глубоким почтением, некоторые люди даже вставали на колени.

Познавательно! Во время войны 1812 года в стенах дворца укрывался Наполеон, штаб с генералами располагался в садах, беседках, гротах. Александр Пушкин в свое время тоже посещал эти места.

После войны постройки значительно пострадали, к 1826 году под строгим контролем Николая Первого началось восстановление при участии архитектора Менеласа. Здесь открылся театр, впоследствии проводились балы, а в зимнее время года – санные гонки.

В общем, с появлением парка количество московской знати и других посетителей увеличилось. Владение дачей, расположенной неподалеку, стало новомодным веянием.

Возникновение храма

Нарышкина Анна Дмитриевна стала основательницей Храма в Петровском парке, официальный сайт подтверждает эту информацию. Предшествовали такому богоугодному решению события и тяжкие испытания, выпавшие на долю камергерши.

Интересно! Расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса

Черная полоса в ее жизни началась со смерти девятнадцатилетней дочери Марии и ее супруга. Маленькая внучка по имени Анна осталась на воспитании у супругов Нарышкиных. Однако в 1841 году Господь забрал душу девочки, за ней ушел и супруг Анны Дмитриевны – Павел Петрович Нарышкин.

Положив обет выстроить будущий Храм Благовещения в Петровском парке на свое иждивение, женщина, удрученная горем, испрашивала разрешение у Московского митрополита, но получила отказ. Тогда она решила обратиться к самому Николаю Первому.

Нарышкина Анна Дмитриевна

Храм Благовещения в Петровском парке выстраивался стремительно, уже через год завершились основные строительные работы.

К 1847 году были приобретены церковная утварь, книги, все необходимое для совершения богослужений. Храм был освящен 24 августа того же года, обряд проводил епископ Иосиф.

Познавательно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского

6 апреля 1848 года скончалась Анна Нарышкина. Через год после кончины своей основательницы Благовещенский храм в Петровском парке был утверждена как приходской. Сюда стремились прихожане, владеющие дачами, солдаты и дворовые люди.

Одновременно с ростом населения, обитель расширялась, дополнялась новыми приделами, была построена печь для отопления нижнего этажа. На пожертвования прихожан были выстроены квартиры для сдачи внаем, все средства шли на содержание помещений и на оплату освещения церковно-приходской школы.

О торжественном открытии этой гимназии писали местные печатные издания. Уже к 1917 году здесь была открыта библиотека для населения.

Тяжелые годы

Октябрьский переворот

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке использовали под склады Жуковской Академии для хранения подъемного оборудования, овощей.

Здесь разместился пост ГАИ, а на близлежащей территории – пивная. Только 25 сентября 1991 года Академия после длительных переговоров передала право на владение зданием Православной Церкви. Через четыре дня после долгого перерыва в храме была совершена первая литургия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: