Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых (А. А. Васькин, 2013)


Белокаменные палаты бояр Романовых в Зарядье (сегодня — Варварка, 10) уже в 1597 году были отмечены на первом плане города Москвы. По мнению историков, усадебный комплекс начал формироваться еще в конце XV столетия, а в июле 1596 года здесь появился на свет Михаил Федорович Романов — зачинатель новой царской династии.

Сегодня в этом небольшом здании — филиал Государственного исторического музея, «Палаты бояр Романовых». Единственный музей в России, знакомящий посетителей со всеми сторонами патриархального быта московского боярства XVI-XVII в. на примере подлинных предметов того времени.

История музея

Само строение в своем первозданном виде не сохранилось, но зато нынешнее здание стоит на белокаменном глубоком подвале, построенном, вероятно, еще в XVI веке.

В годы царствования Бориса Годунова (1598-1605 гг.) представители рода Романовых, как явные претенденты на российскую корону, подвергались гонениям. Федор Никитич Романов, отец будущего самодержца Михаила Федоровича, был сослан в монастырь и пострижен в монахи под именем Филарет. В тот период времени Палаты остались без присмотра.

Весной 1626 года в Москве случился очередной пожар, в огне которого пострадали и палаты Романовых на Варварке. К возрождению строений приступили уже в годы правления Михаила Федоровича (1613-1645 гг.). Сам он проживал тогда в кремлевских царских палатах, а это владение именовалось уже как «Старый государев двор».

Позже Романовы передали Палаты Знаменскому монастырю. Дом много раз перестраивали, а в 1859 году Александр II открыл здесь один из первых в России музеев — «Дом бояр Романовых».

Во время реконструкции был восстановлен верхний этаж здания, из дерева. Было достроено парадное крыльцо, а во внутренних помещениях установили богато декорированные изразцовые печи, обили парчой стены, настелили паркет. Несмотря на то, что от изначальных палат бояр Романовых остались лишь клети подвалов, была придумана красивая легенда, что именно эти стены первыми увидели родившегося здесь будущего царя Михаила Федоровича.

Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых (А. А. Васькин, 2013)

Родовые палаты Романовых на Варварке

А родился первый царь из династии Романовых неподалеку от Кремля – в родовом гнезде семьи – боярской усадьбе в Зарядье, или «За рядами», как говорили в Москве. Сегодня от усадьбы остались лишь белокаменные палаты на Варварке (дом № 10). Когда-то в конце XV века усадьба принадлежала деду Михаила Романова – боярину Никите Романову. Обширный боярский двор попал даже на карту Москвы 1613 года.

Интересна история палат: они неоднократно страдали от больших московских пожаров, но все же так или иначе сохранились до нашего времени, приобретя статус музея более полутора веков назад.

Палаты Романовых – одно из тех немногочисленных мест в России (наряду с Ипатьевским монастырем и родовой усыпальницей в Новоспасском монастыре), которые стали для них родовыми святынями.

Поскольку резиденцией молодого царя стал Кремль, то усадьбу с 1613 года на Варварке стали именовать не иначе как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». Разбушевавшийся в мае 1626 года пожар не пощадил Москвы, огонь охватил и Государев Двор. Тем не менее после предпринятой переписи уцелевших строений выяснилось, что осталась «церковь древняя, двор, строение бояр Романовых»[10]. Под древней церковью подразумевался храм Знамения Пресвятой Богородицы.

Новый этап жизни усадьбы Романовых начался в 1629 году, когда по случаю рождения наследника престола – будущего самодержца Алексея Михайловича, был основан Знаменский монастырь, хотя ряд источников утверждают иное: обитель возникла в 1631 году в память о безвременной кончине матери царя, инокини Марфы Ивановны, в миру великой государыни Ксении Иоанновны Романовой. Так или иначе, своим указом Михаил Федорович отказал вновь учрежденному монастырю и Старый государев двор, и приписанные к нему угодья и земли. Вскоре, помимо усадебных строений, обитель приросла и новыми каменными зданиями, кельями и больницей.

Не только первый царь из династии Романовых немало поспособствовал расцвету монастырской жизни, но и его родня. Монастырь богател пожертвованиями представителей царской семьи. По большим праздникам отмечавшие обитель своим присутствием царь с боярами в сопровождении патриарха непременно выстаивали церковные службы – вечерни, всенощные, обедни. Как пишет М.И. Пыляев: «Перед праздником на Сытном дворе наливалась в монастырь лампада воску. От монастыря в этот день подносились иконы Знамения Богородицы со святою водою в вощанках всем членам царской фамилии, патриарху и именитым боярам»[11].

Именно к царю Алексею Михайловичу обратился с просьбой о помощи после опустошительного московского пожара 1668 года игумен Арсений: «Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие – монастырь – выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение – палаты – от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец»[12].

Вскоре заново отстроили новый пятиглавый собор, а также и палаты, а вместо деревянного частокола сложили каменную ограду. Однако серьезное влияние на долговечность монастырских построек оказывали специфические природные условия, недаром еще в XV веке это место называли Псковской горой. Для усиления слабого грунта фундамент и собора, и палат укрепляли дубовыми сваями. Монастырь нуждался в периодическом обновлении.

«В царствование императора Петра Знаменский монастырь претерпел многие невзгоды; в это время слабость грунта и косогор оказали свое действие на каменные здания и ограду монастырскую. Крыши тоже разрушились. Вдобавок в 1704 году сюда поместили колодников и арестантов с солдатами, в кельях у задних ворот. Последние криком и прошением милостыни отгоняли богомольцев от монастыря; к довершению бед последовавший в 1720 году указ о каменных мостовых вконец разорил этот монастырь, окруженный со всех четырех сторон улицами; имея еще в городе, за Москвою-рекою, землю, он должен был вымостить более 500 квадр. саж. Троицкий пожар 1737 года, испепеливший большую и лучшую часть Москвы, нанес также немалый вред монастырю»[13].

В дальнейшем, однако, внимание Романовых к родовому гнезду ослабло, чему способствовал и перенос столицы в Санкт-Петербург сыном Алексея Михайловича, царем Петром Алексеевичем. Правда, дочь Петра I Елизавета в 1743 году, вскоре после восшествия на трон, приказала помочь монастырю в обновлении его хозяйства и восстановить родовые палаты Романовых.

Несмотря на утрату Москвой столичных функций, все новые самодержцы продолжали приезжать в Первопрестольную, чтобы венчаться здесь на царство. В августе 1856 года в Москву на коронацию вместе со всей августейшей семьей приехал Александр II. Как и первый царь из династии Романовых, венчался на царство новый монарх в Успенском соборе Кремля. Здесь он был наделен священными реликвиями – державой и скипетром, а восседал государь на троне из слоновой кости, сделанном еще для Ивана III[14].

Первопрестольная была для Александра II родным городом, чего не скажешь о его предшественниках – последней уроженкой Москвы на царском престоле до него была Елизавета Петровна, родившаяся в подмосковном тогда селе Коломенском.

Нельзя отрицать то особое отношение Александра II к Москве, которое жило в его душе. И неслучайно наряду с присущими коронациям благими делами (отмена рекрутской повинности на три года, прощение недоимок, амнистия декабристов и других осужденных) Александр Николаевич решил посетить и родовое гнездо Романовых на Варварке. Хотя, учитывая, сколько пришлось пережить этим палатам, признаков мемориальности в них практически не осталось. И кто там только не жил за долгие годы – и монахи, и грузинский митрополит Афанасий, и купцы-арендаторы, и даже греки-торговцы. И каждый из жильцов переделывал устройство здания на свой лад.

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года.
Худ. МА. Зичи
Улица Варварка, 1-я половина 19 века.
Неизв. худ.
Приехав на Варварку, Александр II обратил внимание на плачевное состояние палат, приказав отреставрировать их, что и было осуществлено в 18571858 годах, а в 1859 году здесь при непосредственном участии царя был открыт музей «Дом бояр Романовых».

Вот как было обставлено начало работ по восстановлению палат: «В 1858 году августа 31-го начали возобновлять прародительскую палату бояр Романовых, находящуюся на углу монастыря по Варваринской улице и Псковской горе. На закладке при входе на паперть государя встретил митрополит Филарет с напрестольным крестом в руке – вкладом матери царя Михаила, великой инокини Марфы. При митрополите стоял придворный протодиакон с кадилом патриарха Филарета Никитича. Под сенью хоругвей оба иеромонаха держали в руках храмовой образ Знамения Богородицы, родовой бояр Романовых, царское моленье Михаила Феодоровича.

В приготовленное место для закладки государем и августейшей фамилией были положены новые и древние монеты, поднесенные членами комиссии по постройке. Так, И. Снегиревым были поданы на блюде серебряные и золотые монеты чекана 1856 года, в память коронования государя, – год, в который повелено возобновить Романовскую палату; А. Вельтманом – золотые и серебряные монеты 1858 года, в свидетельство действительного начала работ для обновления этого древнего памятника; г. Кене – золотые и серебряные монеты времен царя Михаила Федоровича, в память того, что в означенном доме родился и возрос этот государь, первый из поколения Романовых; известным нашим археологом, архитектором А.А. Мартыновым – серебряные монеты царствования Иоанна Грозного как свидетельство, что здание было построено при этом государе.

Возобновление палаты было окончено 22 августа 1859 года, и она освящена в этот же день в присутствии государя императора. Древняя боярская палата была построена в четыре этажа: первый, подвальный этаж, или так называемые в древности погребье с ледником и медушею; второй, нижний этаж, или подклетье, с людскою, кладовою, приспешнею или поварнею; третий, средний этаж, или житье с сенями, девичьею, детскою, крестовою, молельною и боярскою комнатою; четвертый, где находятся вышка, опочивальня и светлица. Все комнаты внутри были убраны старинными предметами или сделанными по старинным образцам. На восточной стороне палаты в среднем жилье выступает висячее крыльцо, или балкон, глядельня. Над ним в клейме – герб Романовых; под ним в нише – надпись на камне, начертанная уставною вязью, гласящая, при ком и когда начата и окончена постройка»[15].

Палаты Романовых в 1883 году

Экскурсия по музею «Палаты бояр Романовых»

Экскурсия по музею занимает примерно один час времени. Музей достаточно компактный, отлично подойдет для совместной экскурсии с детьми.

Современная экспозиция представляет патриархальный быт богатого московского боярства второй половины XVII в. Воссозданы как жилые, так и хозяйственные интерьеры с подлинными предметами того времени: мебелью, предметами быта и личного обихода, одеждой и утварью, изразцовыми печами, сундуками, старинными книгами, тканями и проч.

Если вы отправляетесь в музей небольшой компанией, не обязательно оплачивать услуги экскурсовода. Никто не запрещает самостоятельно познакомиться с экспозицией музея (аудиогиды и информационные стенды — в помощь) или присоединиться к группе с экскурсоводом.

После оплаты входных билетов посетители попадают во внутренний двор. На заднем плане — парк «Зарядье».

Во дворе представлены первые экспонаты музея: надгробная плита из некрополя Знаменского монастыря (XVII век) и фрагменты ограды музея «Дом бояр Романовых» (середина XIX века, ниже на фото).

Далее — вход в музей. Палаты разделены на две половины, мужскую и женскую. На первом этаже представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII века.

1 этаж, интерьер «Столовая палата»

Трапезная или столовая палата — парадная комната на мужской половине дома для приема гостей, пиров и обедов.

В обстановке трапезной палаты представлены традиционные предметы: стол, лавки, скамьи, покрытые турецкими бархатными тканями. Здесь же вещи иностранного происхождения: кресла, часы, вилка с ножом, паникадило.

1 этаж, интерьер «Библиотека»

«Библиотека» даёт представление об интересах хозяина дома, а также сообщает об уровне развития печатного дела и просвещения в России XVII века. На переднем плане представлен стол, накрытый узорчатой скатертью. На столе — открытая книга «Сказание о Мамаевом побоище».

Книги, как ценное имущество, хранились в сундуках и нишах. Ниже на фотографии в сундуке — традиционная литература частных библиотек XVII века: «Канты духовные» — сборник песнопений с европейскими нотами, «Пасхалия Зрячая» — книга с яркими иллюстрациями и схемой расчета праздника Пасхи, а также статьи по медицине и астрологии.

1 этаж, интерьер «Кабинет боярина»

«Кабинет боярина» — условное название комнаты, где хозяин дома мог заниматься государственными и собственными делами.

На рабочем столе находится чернильный прибор, украшенный эмалями, гусиные перья, ларчик для хранения ценных вещей, маленький сундучок, щипцы для съема свечного нагара.

1 этаж, интерьер «Комната старших сыновей»

Мальчики жили с матерью до 5-6 лет, затем их переводили на мужскую половину дома. Каждый предмет экспозиции комнаты сыновей можно долго рассматривать. Например, на глобусе нет России, но есть Тартария.

2 этаж, интерьер «Сени»

Сени — проходное помещение на женской половине дома, расположенное в деревянной части — тереме. Весь этаж полностью реконструирован в середине XIX века Фёдором Рихтером.

Посетители поднимаются наверх по узкой лестнице. Кстати, из трапезной палаты наверх идет еще одна лестница, потайная, по которой женщины могли подниматься, чтобы не быть замеченными мужчинами.

В центральной витрине — реконструкция телогреи, богатой женской одежды из шелка. С левой стороны — витрина с украшениями и предметами женской одежды. В правой витрине помещен «Домострой» — книга, являющаяся энциклопедией семейной жизни, домашних традиций и ведения хозяйства русской семьи XVI-XVII веков.

2 этаж, интерьер «Комната боярыни»

Из сеней — в комнату хозяйки дома. Комната боярыни расположена в тереме, изолированной части дома, что свидетельствует о замкнутом образе жизни женщин высшего сословия.

Потолки и стены обиты деревом и украшены резьбой, по периметру комнаты идут лавки. Справа у стены — печь, выложенная полихромными изразцами.

Жизнь в тереме была устроена по монастырскому образцу. Высшими добродетелями женщины считались смирение, забота о своей семье, стремление угодить Богу и мужу. Самой главной заботой хозяйки было воспитание детей.

Девочки жили с матерью до замужества, к которому готовили приданое. Всё необходимое для новой семейной жизни (ткани, одежду, украшенные головные уборы) складывали в сундуки-укладки, на фото ниже — слева на переднем плане.

2 этаж, интерьер «Светлица»

Светлица, как и комната боярыни, обита деревом и украшена резьбой. Самая светлая комната в палатах была художественной мастерской, где занимались рукоделием. «Белые мастерицы» шили белье; «золотые мастерицы» вышивали золотом, серебром, шелками, жемчугом.

Белокаменный подвал

Подвал конца XV века — древнейшая часть палат, сохранившееся основание одной из построек белокаменной Москвы. После знакомства с интерьерами верхних этажей посетителей приглашают в подвал.

Подземелье с толстыми стенами, узкими, маленькими окнами было самым надежным и безопасным местом в богатом доме, в нём могла хранится боярская «казна».

Военная служба была одной из обязанностей боярина перед государем. На экспозиции белокаменного подвала представлено оружие и доспехи XVI-XVII веков: ручное огнестрельное оружие, пушка, пищаль. На верхней части дула большой пушки надпись: «Слита пищаль при царе Михаиле Федоровиче Всея Руси лета 7126 (1618 г.) мастер Григорий Наумов».

Кирпичный подвал

Древняя кладка кирпичного подвала XVI века сохранена до наших дней.

На городской усадьбы боярина находились многочисленные хозяйственные постройки: амбары, погреба, поварни, конюшни, избы для челяди, огороды и сады. Кирпичный подвал представлен как возможное место хранения небольших продуктовых запасов и орудий труда. Здесь представлены предметы домашнего обихода и сельскохозяйственного назначения: вилы, коса, серп, коромысло, кадка, корзины, посуда, ступа с пестом, светец.

Подведение итогов экскурсии

Музей «Палаты бояр Романовых» — отличное место для семейных походов в самом центре Москвы. Небольшой, но интересный и познавательный музей. Осмотр экспозиции займёт около часа, а вот воспоминания останутся надолго.

Здесь точно будет интересно и детям, и взрослым. Общая оценка — «отлично». С небольшим минусом: сотрудники службы безопасности (особенно те, кто с наколками) могли бы быть повежливее с посетителями.

Пандусов для колясок здесь нет, нужно оставлять на входе. Лестницы крутые, юным экскурсантам нужно быть вдвойне осторожными.

Место в МосквеБоярские палаты СТД РФ

В лоб и по лбу

«Боярские палаты» обернулись застенками. Добровольно пришедшую публику (не по повестке, бесплатно) буквально замуровали, допрашивали с пристрастием и даже пытали! Били словом и… топором. Прямо по темечку. Больно! В рукоприкладстве повинен некто Родион Раскольников, вдохновленный собственной фамилией. Впрочем, никто из зрителей не пострадал, ведь место преступления оказалось местом действия в кавычках и без. «Место действия» — театральная лаборатория Союза театральных деятелей РФ начала свою работу. Здешняя кирпичная кладка оказалась идеальной декорацией для театрального эскиза «Преступление и наказание. Часть 1 «Родион»» по мотивам романа Ф.М. Достоевского. Черновик спектакля (work in progress) режиссера Олега Еремина стала первой конкурсной работой лаборатории. Правила ее просты: пять отобранных творческих групп из молодых деятелей театра (режиссеров, художников, актеров, драматургов, композиторов и др.) представят на суд зрительского, журналистского и экспертного жюри свои театральные эскизы. По итогам голосования будут выбраны победители (возможно, их будет несколько, ведь мнение трех жюри может не совпасть), которые получат возможность создать полноценный спектакль. А пока каждой из творческих команд предлагается 10 дней на репетиции и одинаковый бюджет, который можно потратить на оформление спектакля, приобретение реквизита или привлечение консультантов. Магия пространства «Боярских палат» играет в проекте не последнюю роль: сводчатые потолки, галереи и переходы, уникальная акустика… Здесь, в случае успеха, и аплодисменты звучат громче, но и тишина равнодушного зрительного зала звенит, ох, как гулко. Лицом к стене, будто предчувствуя финал своего персонажа, встречал публику актер Степан Девонин. Одетый как современный хулиган и неформал он предстал в образе клоуна с выбеленным лицом и красным накладным носом. Клоун, благодаря зарубежным триллерам, стал символом скорее страха, нежели смеха. То ли смеяться вопреки страху, то ли бояться собственного смеха и того, над чем «смеянствуем смяльно»? Как бы то ни было, но клоун, злорадствуя, сообщил публике последние известия: об авариях и войнах, падениях курсов валют и росте безработицы, убийствах журналистов, закрытии больниц, казаках, редактирующих репертуары театров, и фейсбучно-инстаграмовских разборках. Эти новости стабильнее прогноза погоды, перетекают из выпуска в выпуск, меняются лишь частности – фамилии, цифры, места действия и бездействия… Вместо музыкальной «перебивки» , отделяющей новость от новости риторический вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Право преступить закон, переступить через совесть. Тварь — жертва или право имеющий — преступник – из двух зол? Выбор продиктован автором. Клоун хохочет, пристально вглядываясь в лица зрителей. Он подбирает с пола топор (спокойствие, только спокойствие – резиновый), замахивается и… как по клавишам, бьет по головам зрителей первого ряда. Это не призыв к топору, но наглядная демонстрация. «Место действие» предполагает действие. От актуальности «в лоб» к топором «по лбу» переходит актер. Скачет, пляшет в полусумасшедшем угаре и бьет, рубит, правоспособность демонстрирует. Четвертая стена от ударов не спасает, и эффектный ход производит весьма болезненный эффект. Но и понять режиссерско-актерский замысел можно: какой театральный деятель не мечтает дать по голове недалекому (в прямом и переносном смыслах) зрителю или критику? Пока актер, размахивая топором околачивается среди зрителей, поколачивая их, публика не рубит с плеча: безропотно снося удары, сидит, не уходит. «Битым» предлагается танец с топором под «Болеро» Мориса Равеля, повторяющийся мотив которого вторит повторам озвученных новостей. Головная боль от удара переходит в пульсирующий вопрос об отношении клоуна, витийствующего на сцене, к роману, заявленному в программке. Клоун кажется дальним родственником Родиона Романовича, той степени родства, когда в огороде – бузина, а в Киеве — дядька. Благо, затянувшийся пролог заканчивается и актер, бросая оружие, обращается к тексту. Но не с публикой он ведет диалог. На сцене, а точнее над сценой, кружит и жужжит летающий квадрокоптер с камерой: съемка ведется в режиме реального времени и изображение проецируется на задник сцены. Ловко управляемый дистанционным пилотом (Артур Лупандин) он ловит каждое движение актера. Ловит его и на слове: квадрокоптер исполняет роль Порфирия Петровича. Спокойный, ровный, иезуитский женский голос (Юлия Марченко) интересуется «статейкой» Раскольникова о «право имеющих». И далее по тексту. Фразы изменения не претерпели, но место действия придало им новый смысл. Наше место оказалось не под солнцем, под прожектором. Луч не светит, не греет, высвечивает, выводит наружу: кто есть кто на просвет. Зачем ждать света в конце тоннеля и страшного суда, когда можно и при жизни все прорепетировать? Знаменитая сцена из «Преступления и наказания» начинает походить на картинку из научно-фантастического фильма. Задумал некто нечто, изложил мысли на бумаге, «непричесанные мысли», мысли с запалом, могущие сподвигнуть, разжечь, склонить, и прилетел к нему не то чтобы волшебник в голубом вертолете, но эдакий летающий следователь-судья-исполнитель — «тройка» образца XXI века, где «все включено». И выведывает «тройка» спокойно, тактично (тактика такая!) и осторожно мысли автора «статейки» и образ этих мыслей. Тут-то набеленный клоун становится белее белого — «бледным ангелом», точно по Достоевскому. Ему предъявляют его же слова, мысли, запись камеры наружного и внутреннего наблюдения. Предъявляют обвинение и жужжащий пропеллер квадрокоптера заглушает всякие оправдания. Один на один с летающим «оком государевым» оказывается Раскольников. Попасться на глаза значит непременно быть отправленным с глаз долой – скрыться от всевидящего ока можно только в «камерном» пространстве — в камере или под наблюдением камеры…. Перед публикой разыгрывается образцовый допрос, при этом бесстрастный голос аппарата «Порфирий Петрович 2.0» оказывается точнее и убедительнее крикливого, грубого и размашистого Раскольникова. Любопытно наблюдать, как актер взаимодействует с неживым предметом. Здесь вся палитра эмоций: от удивления до страха, от грубости до отчаяния. Актер ломает прибор, но голос механизма не прекращает звучать. Госмашину так просто не сломать. Тут бы и порадоваться – преступник изобличен, справедливость восторжествовала, новые преступления предупреждены…. Но «Родион» Олега Еремина не о Раскольникове-преступнике, он о Раскольникове-авторе, сочинителе, блогере, если угодно. Обычном человеке из ближайшего , судя по законодательным инициативам, будущего, против которого применили закон о распространении сомнительной (могущей породить сомнения) информации. Опубликовал Раскольников «статейку» , собрал множество лайков и перепостов, и слух о нем прошел по всей Руси великой, и попал он в поле зрения… И не выпасть из него, только пропасть…

«Рассказали страшное, Дали точный адрес. Отпирают, спрашивают, Движутся, как в театре»….

На месте Раскольникова, по мысли режиссера, может оказаться любой думающий, пусть и заблуждающийся человек. «Родион» о цензуре мыслей, о наказании за слово, и, поскольку, слово, высказанное, есть ложь (ох, недаром, точно по тексту, летательный аппарат интересуется верует ли в Бога гражданин Раскольников Р.Р. и воскресение Лазаря), то всякое самовыражение как минимум повод для заведения дела. «Надо дело делать!», — как девиз прозорливого, неравнодушного к частной жизни граждан режима. Но это, впрочем, из другой пьесы.

Жанр спектакля обозначен режиссером как «преступление по мотивам романа Федора Достоевского». Несмотря на «внешние эффекты» режиссер не погрешил против автора, напротив, нашел в хрестоматийном материале новые созвучные времени полутона. Страшно от того, что тема, время и их место действия сошлись. И все к одному… Завершился спектакль пожеланием-предупреждением: «Добрых мыслей, благих начинаний!». А вот такое начинание как «Место действия» оказалось вполне удачным. Продолжение следует…

«Театрон»

Праздники в боярских палатах

В музее проводятся тематические мероприятия для школьников, подробности — на официальном сайте.

Новогодняя сказка (для учащихся 1-4 классов). В Палатах и во дворе старинной усадьбы детей ждут приключения, встречи с героями русских сказок и преданий. В конце представления Дед Мороз подарит школьникам подарки. Продолжительность — 2 часа.

Святки (с 8 по 18 января, для учащихся 7-11 классов). Дети не только узнают о традициях празднования Рождества, Нового года, Крещения, но и примут участие в колядовании и святочных гаданиях. Они проводятся в залах музея с соблюдением обрядов, существовавших на Руси. Продолжительность — 1,5 часа.

Масленица (для учащихся 1-5 классов). Традиционный праздник проводов зимы и встречи весны — это театрализованное представление во дворе и залах Палат. Дети участвуют в молодецких играх и забавах. В конце праздника гости получат небольшой подарок — оберег дома куклу-маслену, отведают блины. Продолжительность — 2 часа.

Пасха (для учащихся 6-8 классов). Дети узнают об истории этого христианского праздника, о том, какие обряды, обычаи с ним связаны, поучаствуют в подготовке к Пасхе в боярском доме, познакомятся со старинными традициями приема гостей. Ребята попробуют свои силы в старинной народной игре «Катание пасхальных яиц с горок». Продолжительность — 1,5 часа.

Союз театральных деятелей РФ Боярские палаты: отзывы

  • 21 мая 2020, 23:10 Dasha Zheglova

    Модный лофт с кирпичными сводами. В случае с «Бесами» мастерской Брусникина я бы всё-таки аккуратно предупреждала зрителей, что половину спектакля надо будет провести на ногах и фактически на сцене :)

    Ответить

  • 10 августа 2014, 20:04 Сергей Мигалкин

    Ура! Мы наконец-то публикуем программу форума-фестиваля СТД РФ «АРТМИГРАЦИЯ — 2014». В этом году 5 спектаклей основной программы, гости из Санкт-Петербурга, проект СТД РФ и курса Д.Брусникина «Место действия. Тексты», актерский тренинг Вячеслава Кокорина, лекции Стафиса Ливафиноса (Греция), Марины Давыдовой, Павла Руднева, Яна Калнберзина… Специальная акция — показ фильма-спектакля Анатолия Васильева «Медея.Материал» и встреча с мастером! А вечером-ночью будет работать fest club! 08.09 — 13.09, Театральный и Боярские Палаты СТД РФ.

    Ответить

  • 07 декабря 2013, 16:11 Светлана Черняева

    Мастерская Брусникина.Бесы.Мест немного,стояли.Прекрасно!

    Ответить

  • 26 ноября 2013, 07:55 Nastya Kireeva

    Хотите поставить спектакль в Боярских палатах в 2014 году?участвуйте!!!

    Ответить

  • 20 октября 2013, 22:53 Света Морозова

    Палаты действительно палаты, только жаль, что в зал пускают строго за полчаса до, приходится мерзнуть, если приехали раньше.

    Ответить

Стоимость билетов в Палаты бояр Романовых

Цена билетов:

  • для взрослых — 400 рублей;
  • для пенсионеров, студентов, учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 16 до 18 лет — 150 рублей;
  • дети и подростки до 16 лет — бесплатно.

Также право на бесплатное посещение имеют: герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, узники фашистских концлагерей, студенты Исторического факультета МГУ, дети-сироты и дети без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, солдаты и матросы срочной службы, сотрудники музеев, официальные представители российских СМИ и некоторые другие категории.

Любительская фотосъемка — бесплатно.

Последнее воскресенье месяца — бесплатное посещение для студентов, учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 16 до 18 лет, членов многодетных семей.

Подробная информация на официальном сайте музея — https://shm.ru/visit/tickets/pbr/

Музей «Палаты бояр Романовых» в Зарядье: контакты и координаты, схема проезда

Палаты бояр Романовых — компактный, познавательный музей Москвы для детей и их родителей. В музее посетители познакомятся с повседневной жизнью московских бояр в XVI-XVII вв. Мебель, посуда, одежда и обычаи от Ивана Грозного до начала царствования династии Романовых.

Официальный сайт музея «Палаты бояр Романовых»: https://shm.ru/museum/pbr/ (раздел на сайте Государственного исторического музей, палаты бояр Романовых — филиал)

Контактный телефон

Электронная почта:

Режим работы: с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00), среда с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00). Выходные дни — все вторники и первый понедельник месяца.

Адрес: Москва, улица Варварка, 10 (проезд до станции метро «Китай-город», выход на улицу Варварку).

Вид на музей со стороны Варварки:

Схема проезда, расположение палат бояр Романовых на карте, как добраться:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: