Храм Трёх Святителей на Кулишках


На Кулишках был монастырь, который дал название холму — Ивановская горка

На Кулишках был основан монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи, который и дал название холму — Ивановской горке.

В числе прихожан храма Трех Святителей были известные мастера-ремесленники и представители знати — Шуйские, Глебовы, Акинфовы.

В 1670 году на средства прихожан был построен новый каменный храм с очень редким для Москвы архитектурным приемом. Колокольня была поставлена на углу.

Изображение первоначального храма Трех Святителей на Кулишках, где колокольня построена на самом углу, считалась новым архитектурным приемом в Москве

На нижнем этаже храма располагались теплые приделы. Трехсвятительский с южной стороны, а Флоролаврский с северной. На верхнем этаже был устроен холодный храм, летний во имя Святой Живоначальной Троицы.

Красивая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады храма украшены узорными наличниками и порталами.

На стенах храма были сохранены белокаменные плиты с надписями захороненных людей.

Среди них известные люди с фамилиями Владикины, Паюсовы. Среди них также была найдена плита священника Филиппа.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Придел Флора и Лавра

Придел Флора и Лавра размещался в малой северной апсиде, поэтому был, как бы изолирован от других частей храма. Он также имел отдельный вход с улицы. Здесь находился и домовой храм М. И. Глебова, который имел усадьбу прямо напротив погоста.

Его сын и внук поддерживали этот храм и содержали в нем особый притч для служения каждодневных богослужений с поминовением предков.

Глебовы проживали в Малом Трехсвятительском переулке почти до 1830 годов. Они все также продолжали заботиться о храме и после того, как он был упразднен.

Граф Остерман — один людей, который проживал вблизи Трехсвятительской церкви в 18 веке

В 18 веке вблизи храма Трех Святителей находились такие известные люди, как графы Толстые, Граф Остерман, Лопухины и многие другие.

Именно на их средства храм перестраивали в 1770 годах. Была разобрана шатровая колокольня в углу и построена новая с западной стороны. Были сбиты некоторые убранства фасадов 17 века, был также протесан дополнительный ряд окон.

Храм приобрел более классицистический облик. В 1711 году было упразднено приходское кладбище.

Отрывок, характеризующий Храм Трёх Святителей на Кулишках

– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать. Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал: – Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу. Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз. – Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки. – Натали?! «Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд. Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери. – Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль. Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила. – Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен. Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали. Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы. Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда. После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа. – Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела! – Да что же он? – спросил граф. – Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать… – Ах, нет! – вскрикнула Наташа. – Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет. Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном. – И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф. – Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит. – Да она и не любит меня, – сказала Наташа. – Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна. – Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться. – Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ. Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи. Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать. «Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней. Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры. После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем. «Отчего же бы это не могло быть вместе? иногда, в совершенном затмении, думала она. Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива. Одно, думала она, сказать то, что было князю Андрею или скрыть – одинаково невозможно. А с этим ничего не испорчено. Но неужели расстаться навсегда с этим счастьем любви князя Андрея, которым я жила так долго?» – Барышня, – шопотом с таинственным видом сказала девушка, входя в комнату. – Мне один человек велел передать. Девушка подала письмо. – Только ради Христа, – говорила еще девушка, когда Наташа, не думая, механическим движением сломала печать и читала любовное письмо Анатоля, из которого она, не понимая ни слова, понимала только одно – что это письмо было от него, от того человека, которого она любит. «Да она любит, иначе разве могло бы случиться то, что случилось? Разве могло бы быть в ее руке любовное письмо от него?» Трясущимися руками Наташа держала это страстное, любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым, и, читая его, находила в нем отголоски всего того, что ей казалось, она сама чувствовала. «Со вчерашнего вечера участь моя решена: быть любимым вами или умереть. Мне нет другого выхода», – начиналось письмо. Потом он писал, что знает про то, что родные ее не отдадут ее ему, Анатолю, что на это есть тайные причины, которые он ей одной может открыть, но что ежели она его любит, то ей стоит сказать это слово да , и никакие силы людские не помешают их блаженству. Любовь победит всё. Он похитит и увезет ее на край света. «Да, да, я люблю его!» думала Наташа, перечитывая в двадцатый раз письмо и отыскивая какой то особенный глубокий смысл в каждом его слове. В этот вечер Марья Дмитриевна ехала к Архаровым и предложила барышням ехать с нею. Наташа под предлогом головной боли осталась дома. Вернувшись поздно вечером, Соня вошла в комнату Наташи и, к удивлению своему, нашла ее не раздетою, спящею на диване. На столе подле нее лежало открытое письмо Анатоля. Соня взяла письмо и стала читать его. Она читала и взглядывала на спящую Наташу, на лице ее отыскивая объяснения того, что она читала, и не находила его. Лицо было тихое, кроткое и счастливое. Схватившись за грудь, чтобы не задохнуться, Соня, бледная и дрожащая от страха и волнения, села на кресло и залилась слезами. «Как я не видала ничего? Как могло это зайти так далеко? Неужели она разлюбила князя Андрея? И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. Что будет с Nicolas, с милым, благородным Nicolas, когда он узнает про это? Так вот что значило ее взволнованное, решительное и неестественное лицо третьего дня, и вчера, и нынче, думала Соня; но не может быть, чтобы она любила его! Вероятно, не зная от кого, она распечатала это письмо. Вероятно, она оскорблена. Она не может этого сделать!» Соня утерла слезы и подошла к Наташе, опять вглядываясь в ее лицо. – Наташа! – сказала она чуть слышно. Наташа проснулась и увидала Соню. – А, вернулась? И с решительностью и нежностью, которая бывает в минуты пробуждения, она обняла подругу, но заметив смущение на лице Сони, лицо Наташи выразило смущение и подозрительность.

Во время Отечественной Войны 1812 года Ивановская горка потерпела многие беды

В 1812 году, во время Отечественной Войны Ивановская горка потерпела многие несчастья. В приходе Трехсвятительской церкви сгорело десять дворов. На самом здании храма пострадала только кровля. Но церковь была разграблена, престолы разрушены, святые антиминсы увезены.

В 1813 году церковь снова освятили, но из-за малой численности прихода Трехсвятительская церковь была приписана к храму Иоанна Предтечи.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков

В одной из описей имущества храма Трех Святителей была приписана одна местночтимая икона — «Прозрение очес» Божией Матери.

В 1815 году прихожане тех усадеб, которые хоть как-то уцелели, собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, которые после были освящены.

Церковное начальство возвратило храму его самостоятельность. Здание храма стало снова перестраиваться. В этот раз декор фасада храма был построен в стиле ампир. Территория храма была обнесена каменной оградой на столбах.

В то время в приходе жил один известный московский архитектор Ф.К. Соколов. Он впоследствии участвовал в обновлении храма.

К храму Трех Святителей имел отношение и еще один архитектор А. Г. Григорьев, которые спроектировал еще один придел, к сожалению который, так и не был построен.

Афанасий Григорьевич Григорьев — был одним из архитекторов, который участвовал в архитектуре храма Трех Святителей. Григорьев спроектировал еще один придел, который так и не построили

Трёх Святителей на Кулишах, храм

1882. Храм Трёх святителей на Кулишках. Из альбомов Найдёнова

Храм Трёх Святителей на Кулишах — православный храм Богоявленского благочиния.

Храм расположен в Басманном районе: Хитровский переулок угол Малого Трёхсвятительского переулка.

Главный престол нижнего храма освящён в честь вселенских учителей и святителей, придел в честь Флора и Лавра; верхний храм — во имя Святой Троицы.

Храм расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу).

Из истории:

  • В XV веке Великий князь Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церквью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лара, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трёхсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских.
  • В 14 веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покрвоское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Олждества Иоанна Предтечи.
  • В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы — Трёхсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.
  • Расположение церкви было очень удачным — на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.
  • Впоследствии в 18-19 веках здание храма несколько раз перестраивалось.
  • В 1927 году храм был закрыт большевиками, осквернён и разнграблен, его здание передали Мясницкой тюрьме. Церковные ценности были вывезены, исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес». Здание храма обезглавили, снесли также и шатёр колокольни.

1930-36. Храм Трёх Святителей на Кулишках

  • В 1930-е годы здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку.
  • В 1950-е годы была разрушена ограда.
  • В 1960-е годы здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев решил воссоздать первоначальный облик храма. Была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов 17 века. Сохранившаяся часть второй колокольни напоминает о поздних перестройках.
  • Начиная с 1987 года, в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот».
  • В 1991 году была сформирована православная община храма, её возглавил протоиерей Владислав Свешников.
  • 30 июня 1992 года здание храма было формально возвращено верующим. Мульипликаторы освободили здание через 4 года, когда для них было найдено новое помещение.
  • 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Дитургия.
  • 2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, освящённом в честь Трёх Святителей Вселенских.
  • 11 февраля 2010 гожа великое освящение храма совершил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

При храме действуют:

  • Московские Православные регентские курсы. Основатель — в 1989 году — и руководитель Евгений Кустовский.
  • Иконописная мастерская.
  • Школа православной семьи.
  • Воскресная школа.

В Храме Трёх Святителей был крещён композитор Александр Николаевич Скрябин, в ней же крестили сестру Ф.И.Тютчева (в обоих случаях несовершеннолетний будущий поэт был восприемником), а также отпевали его малолетнего брата.

Здесь венчался архитектор Пётр Барановский.

Кроме того, прихожанами Храма были:

  • Представители знати 17 века — Шуйские, Акинфовы, Глебовы.
  • В 18 веке — графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Лопухины.
  • В 19 веке — московский архитектор Ф.К.Соколов, знаменитый зодчий А.Г.Григорьев, Усковы, Каразинкины, Крестовниковы.

Когда в конце 1920-х большевики закрывали храм, супруги Телешовы, Александо и Аделина Карзинкины первыми среди сплотившихся 600 прихожан поставили свои подписи на документах в защиту храма. Кроме того, отец и сын Карзинкины в разное время были старостами храма.

понедельник, 11 февраля 2013 г., 13:35.

.

Постоянная ссылка
Подписаться

К 19 веку состав прихода поменялся, разоренные дома дворян после войны, купили купцы-ремесленники

К середине 19 века поменялся состав прихода. Усадьбы дворян, которые были заброшены и разорены, купили купцы-ремесленники. Здесь поселились такие известные люди, как Кирьяковы, Усковы и другие. Новые прихожане храма также поспособствовали его дальнейшему процветанию.

Старосты храма, которые также сыграли особую роль, были Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины.

Александр Карзинкин долгое время был старостой храма Трех Святителей на Кулишках

В 1858 году был перестроен верхний ярус колокольни, которая стала шатровой. Архитектором проекта был Д. А. Корицкий.

В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной на южную сторону. Тогда была разобрана ампирная ограда и вновь построена новая.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кули́шках. Верхний ярус колокольни

Тогда на церковной земле стоял каменный дом причта, которые был построен в несколько этапов, начиная с 1820 года по 1896 годы. А также были построены деревянный дом и сарай.

Храм тогда дал название двум переулкам — Большому и Малому. Рядом с церковью находились особняки горожан, полицейская часть, Хитров рынок.

Так выглядел Хитров рынок, вдали после которого виднеется храм Трех Святителей

В то время храм кормил и купцов, и жильцов, полицейские части и многих других, которые давно потеряли человеческий облик хитрованцев.

Москва православная. Все храмы и часовни (159 стр.)

Михаил Вострышев, Сергей Шокарев - Москва православная. Все храмы и часовни

Деревянный храм выстроили в 1862 г. на средства московского городского головы и предпринимателя И.А. Лямина и других купцов (архитектор П.П. Зыков). В 1875 г. церковь расширили и перестроили из восьмигранного в крестообразный. Приделы храма – благоверной княгини Ольги и преподобного Серафима Саровского. В 1934 г. церковь закрыли и частично разрушили. В настоящее время храм восстанавливается.

Тихона, патриарха Всероссийского, святителя, в Донском монастыре церковь (Донская площадь, дом № 1).

Храм святителя Тихона является одним из последних сооружений, созданных в Донском монастыре уже после восстановления древней обители. Он был построен в 1997 г. Его освящение состоялось в 1998 г. В подклете расположен придельный храм, посвященный благоверному князю Вячеславу Чешскому. Архитектура храма ретроспективна. В интерьере находится небольшой деревянный иконостас с иконами Спасителя, Пресвятой Богородицы. Образ Святой Троицы расположен над царскими вратами. Храмовый образ святителя Тихона – нового письма.

Посвящение храма святителю Тихону не случайно. С Донским монастырем были связаны последние, трагические годы жизни патриарха, избранного на патриарший престол после более чем двухвекового управления Русской Православной Церковью Святейшим Синодом. В 1920-е гг., после закрытия монастыря советской властью, патриарх Тихон находился в Донском монастыре под домашним арестом. В 1925 г. он скончался и был похоронен в Донском монастыре, в Малом соборе. В 1989 г. его причислили к лику святых. В 1992 г. в Малом соборе были обретены его святые мощи.

Тихона, патриарха Всероссийского, святителя, в Косине церковь (Большая Косинская улица, дом № 29).

Деревянный крестильный храм святителя Тихона в Косине является частью комплекса храмов, стоящих на берегу озера. Он построен в 1986 г. на месте деревянного храма святителя Николая, существовавшего на этом месте с XVII века и сгоревшего в 1947 г. Построенный первоначально как часть музейного комплекса по образу и подобию костромских храмов он 21 апреля 1992 г. был передан Русской Православной Церкви. Храм освятили 7 апреля 1993 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Тихона, патриарха Всероссийского, в Люблине церковь (Ставропольская улица, дом № 25а).

С 1 января 2000 г. в подвале строившегося храма стали совершать ежедневные богослужения. Ныне престол перенесен в поднявшийся над подвалом деревянный храм, построенный по проекту архитектора А.Н. Оболенского. Нижний, подвальный этаж благоустроен, в нем освящен престол во имя новомучеников и исповедников Российских и устроен баптистерий. В храме находятся чтимые иконы святителя Тихона, патриарха Всероссийского, Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в бисерном облачении, Божией Матери «Печерская» – список с образа, хранящегося в алтаре Успенского собора Московского Кремля.

Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском (Высокопетровском) монастыре церковь (улица Петровка, дом № 28/2).

Выстроена в 1744–1750 гг. (архитектор предположительно И.Ф. Мичурин). Прямоугольный в плане объем одноглавого храма с граненой апсидой стоит на подклете. Скромные наличники характерны для барочной архитектуры середины XVIII века. Западный фасад выходит на улицу, разрывая прясло монастырской стены. Вместо традиционного входа на наружной стене находилась прежде икона апостолов Петра и Павла (сохранилось ее лепное обрамление).

Храм закрыли в 1924 г. Толгскую икону Божией Матери, написанную в 1744 г. Иоанном Андреевым из Ярославля специально для этого храма, передали в Государственный исторический музей. Вернули церковь общине верующих в 1999 г., и 10 октября 1999 г. здесь было совершено первое богослужение. В храме установлен одноярусный иконостас со старинными Царскими вратами и иконами XIX – начала XX века. К 2003 г. выполнена роспись алтаря (С. Родионов, А. Резникова, А. Бояров) и нефа (А.И. Чашкин), созданы керамические иконы и баптистерий (художник Г.В. Куприянов). Освящен храм был 21 августа 2003 г., и с тех пор в нем совершается таинство крещения с полным погружением.

Толгской иконы Божией Матери в Николо-Перервинском монастыре церковь (Шоссейная улица, дом № 82).

Выстроена над северными вратами обители в 1733–1735 гг., в 1892 г. возобновлена. В 1920-е гг. храм закрыли и обезглавили. К 1998 г. церковное здание восстановили, и в нем начались богослужения. Его помещение небольшое, но высокое, освещено двумя рядами окон. В алтаре и на западной стене сохранились небольшие фрагменты старинной росписи. В межоконных простенках находятся иконы XIX в. и начала XX в. и новонаписанные. С восточной стороны восстановлены ворота.

Трех Святителей у Красных ворот церковь (уничтожена).

Трехсвятительский храм находился в местности Старые Огородники, на площади Красные ворота.

Михаил Вострышев, Сергей Шокарев - Москва православная. Все храмы и часовни

Деревянный храм известен здесь с 1630-х гг. В 1699 г. на его месте выстроили каменную церковь. В 1798 г. соорудили придел святителя Иоанна Богослова и колокольню, в 1823 г. – придел священномученика Харлампия. В 1880-е гг. был сделан ряд пристроек. Храм был известен своим великолепным внутренним убранством, главным многоярусным резным иконостасом XVIII века, выполненным в духе голландского барокко.

Михаил Вострышев, Сергей Шокарев - Москва православная. Все храмы и часовни

В иконостасе и на стенах находилось множество икон XVIII века, среди них известного мастера Ивана Арефусицкого. В 1742 г. рядом с храмом, на месте старых деревянных ворот Земляного города выстроили знаменитые Красные ворота (архитектор Д.В. Ухтомский) для коронационного въезда императрицы Елизаветы Петровны. В 1814 г. в Трехсвятительском храме был крещен будущий знаменитый поэт Михаил Лермонтов, который родился в стоявшем рядом доме. А 28 июня 1882 г. здесь отпевали прославленного полководца М.Д. Скобелева.

Михаил Вострышев, Сергей Шокарев - Москва православная. Все храмы и часовни

В начале XX века при очередном поновлении храма на паперти в киоте поместили в память о знаменитом генерале икону его небесного покровителя – архистратига Михаила. Храм был расписан и снаружи, на северной стене – иконы Спасителя, святителя Иоанна Богослова, священномученика Харлампия; на восточной стене – Трех Святителей.

Михаил Вострышев, Сергей Шокарев - Москва православная. Все храмы и часовни

В начале 1920-х годов в Трехсвятительский храм, принадлежавший в то время обновленческой общине, была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, ранее находившаяся в часовне у Варварских ворот Китай-города. В июне 1927 г. начали ломать Красные ворота, а весной 1928 г. дошла очередь и до храма. Большинство церковного имущество забрали в музейные фонды страны. Ценнейший главный иконостас передали в церковь мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Трех Святителей на Кулишках церковь (Малый Трехсвятительский переулок, дом № 4–6).

Современное церковное здание построено в 1674 г. на основании более древней церкви, перестраивалась в 1770-е гг. и в XIX веке. Нижний храм освящен в честь Трех Святителей с приделом мучеников Флора и Лавра, верхний – в честь праздника Святой Троицы.

Храм Трех Святителей на Кулишках вернули верующим только в 1992 году

Изменения наступили лишь с 1990 года. В 1991 году была сформирована православная община во главе с протоиреем Владиславом Свешниковым, которые пожелали вернуть храм верующим. В июне 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим.

Священник Владислав Свешников — именно этот человек создал православную общину, которая пожелала вернуть храм Трех Святителей

Но следующие четыре года прихожане все равно вымаливали храм, в тоже время, подыскивая другое место для мультипликационной студии.

6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери была отслужена первая божественная литургия.

Храм заметно преобразился, были проведены различные ремонтные работы по благоукрашению. Побелили стены, устроили солею, сделали новый керамический пол из плитки.

В 1999 году были подняты колокола на новую колокольню, поставлены филенчатые двери, возведена снова ограда. Лестницу украсили резным парапетом.

Новая ограда храма Трех Святителей

К 2006 году храм был полностью перекрашен. Заменили и часть крыши, были поставлены новые резные окна.

2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная литургия в нижнем храме, в приделе Трех Святителей.

Сейчас при храме действует воскресная школа. Один раз в месяц проводится занятия школы православной семьи, на которой обсуждаются такие сложные вопросы как семейное воспитание. С 1996 года при храме открыты регентские курсы для будущих певчих.

Официальный сайт храма Трех святителей на Кулешках

Также прихожане верят и не теряют надежды на то, чтобы когда-нибудь обрести храмовую святыню икону Божией Матери «Прозрение очес».

У храма есть официальный сайт. На сайте есть история создания храма, фотолетопись, публикации и новости, которые обновляются почти каждый день.

Каждый, кто хочет, может посетить это замечательное место по адресу: Малый Трехсвятительский переулок, д 4/6.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений в холодное время года, обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом с церковью, на её участке, тёплый каменный храм. Последовал Высочайший указ по которому 2 июля 1740 года и был заложен храм во имя Трёх Святителей Вселенских Василия Великого, Григоря Богослова и Иоанна Златоуста. Начавшееся по проекту Карло-Джузеппе Трезини строительство из-за недостаточности средств затянулось. В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова императрица Елизавета Петровна издала указ Сенату о том, что бы денег за материалы на строительство нового храма с прихода не требовать, т.к. при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.

В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Освящена Трёхсвятительская церковь с Благовещенским приделом на хорах лишь 17 сентября 1760 года. Иконостас и церковную утварь перенесли из сгоревшего Андреевского собора, в который она была передана из домовой Благовещенской церкви Меншиковского дворца.

В 1761-1780 гг. во время строительства нового здания собора андреевский причт совершал богослужения в Трёхсвятительском храме.

В 1845 году в церковной жизни храма произошли большие изменения. Указом Святейшего Синода от 3 апреля 1845 года приходская Благовещенская церковь на углу 7-й линии и Малого проспекта передана под Новодевичий монастырь, а благовещенскому причту для совершения богослужений отдана Трёхсвятительская. Так было до 1 июня 1854 года, когда Благовещенская церковь вновь была возвращена прежним прихожанам.

19 ноября 1916 года храм Трёх Святителей временно, до постройки своей церкви, передан грузинскому православному приходу, который в марте 1918 года из-за революционных событий и отъезда прихожан закрылся.

По мнению известного искусствоведа академика И.Э.Грабаря Трёхсвятительская церковь обладала к началу XX века одним из самых значительных в С.-Петербурге собранием древнерусских икон.

Со средины 20-х годов богослужения в церкви не совершались. В 1929 году хранившийся в храме архив Андреевского собора вывезен, часть икон и царские врата переданы в Русский музей, а церковная утварь и металлическая решётка солеи изъяты. В 1931 году с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В январе 1932 года здание передали трикотажной фабрике, чем окончательно уничтожили уникальное внутреннее убранство.

После Великой Отечественной войны в храме разместилась гидротехническая лаборатория, а с 70-х годов производство Ленбытхима. Здание Трёхсвятительской церкви, охраняемое государством как памятник архитектуры, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, 15 июля 1991 года передано в ужасающем состоянии его законному владельцу – приходу Андреевского собора.

На пожертвования прихожан отремонтирован купол и восстановлены главки храма, а затем на них были воздвигнуты кресты. Воссоздан и установлен над центральным входом козырёк. Произведён реставрационный ремонт внутренних помещений, заново устроена система теплоснабжения, настелены полы, установлен иконостас со старинными и новописанными образами, приобретены большая четырёхярусная люстра и многочисленная церковная утварь.

12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены богослужения. 12 февраля 2001 года, в престольный праздник, храм освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Выстроенная в стиле петровского барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно то, что вид храма за четверть тысячелетия не изменился. Однокупольное, украшенное строгими пилястрами и наличниками здание, с востока завершается большой трёхгранной апсидой и имеет два входа: западный и южный. Внутри храм поражает обширным алтарём, необычным сомкнутым центральным сводом, мощными столпами несущими крестовые своды, на которых устроены вместительные хоры. Уникальное здание церкви Трёх Святителей Вселенских не имеет аналогов в русской церковной архитектуре и в ансамбле с Андреевским собором является украшением С.-Петербурга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: