Хоральная синагога в Санкт-Петербурге


Краткое описание

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге, расположенная на Лермонтовском проспекте, является архитектурным памятником города и еврейской культуры в целом. В отличие от православной церкви, она выполняет не только религиозную функцию, но и образовательно-просветительскую. Евреи собираются здесь, чтобы помолиться, пообщаться, обменяться опытом. На территории синагоги есть магазин, ресторан, гостевой дом, библиотека, детские сады и школы, пансионы, проводятся занятия и мастер-классы, есть клуб знакомств. Так же каждый желающий может посетить синагогу вместе с экскурсионной группой.

На базе Синагоги сформировался своего рода «еврейский квартал», со своей инфраструктурой и обитателями.

Почему синагога – не храм

Для иудеев синагога – не храм в христианском понимании слова. Согласно Торе, храмом для богослужения считается Храм, расположенный на Храмовой горе в Иерусалиме.

Первый иерусалимский Храм был разрушен вавилонянами в 586 году до нашей эры, второй – римлянами в 68 году нашей эры. Сейчас на месте Иерусалимского Храма (на Храмовой горе) стоят две мусульманские мечети.

– «Синагога» в переводе с иврита – «дом собрания». Это не только религиозное место, но некий центр, где объединяется все, что имеет еврейский знаменатель. Синагога – место не для служения, а для молитвы. Посредника между человеком и Богом в иудаизме не существует. В принципе, каждый может помолиться дома. Необходимость синагоги – в двух нюансах: во-первых, атмосфера располагает, а во-вторых, когда собирается кворум из десяти совершеннолетних мужчин, молитва приобретает статус общественный. Когда к Всевышнему обращается один человек, учитываются его заслуги и недостатки. А когда обращается общество, недостатки нивелируются, и молитва считается более энергетически заряженной, – отмечает Авигдор Носиков.

В отличие от христианского храма, центрального сакрального места в синагоге нет. Центральный элемент внутреннего убранства с точки зрения архитектуры, красоты и важности – святой ковчег («арон кодеш»).

Это шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Тора – рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева, который используется для еженедельного публичного чтения в синагоге. В иудаизме это главный сакральный элемент.

Святой ковчег в воронежской синагоге – самый большой в России и один из самых больших в Европе. Кстати, стена, у которой стоит святой ковчег, во всех синагогах мира направлена в сторону Иерусалима.

В центре молельного зала синагоги расположена бима – подиум, где читают Тору по субботам, небольшие фрагменты Торы – по понедельникам, четвергам и по праздникам.

В молельном зале синагоги устраивают концерты, танцы, спектакли, играют свадьбы. Единственное, что здесь не может проходить, – женское пение и смешанные танцы (мужчин с женщинами).

История евреев в России

Первые евреи появились в Санкт-Петербурге сразу после его основания или даже во время – большинство из них участвовали в строительстве города. Однако при Екатерине I им было официально запрещено проживать на территории России. Но это касалось не всех: те евреи, которые были выгодны императрице, могли спокойно жить в городе.

Во время правления Анны Иоанновны был подписан указ о том, чтобы выселить евреев из Малороссии, а в 1742 году Елизавета приказала покинуть им города и села не только Малороссии, но и Великороссии. Однако после разделения Польши и присоединения ряда земель к России на территории страны начинает проживать довольно много евреев, многие из них едут в Петербург. В это же время начала формироваться крупная еврейская община, председателем которой был предприниматель Абрам Перетц.

Со временем община, которая была сформирована вокруг Перетца, распалась, но уже в 20-х годах XIX века начали появляться новые солдатские общины. Среди солдат было достаточное количество евреев, которым разрешалось привезти с собой семью в Россию. Когда первые еврейские военные вышли в отставку, император Александр II разрешил им проживать на территории столицы. Иудейским солдатам в свободное время можно было молиться. Сначала они совершали обряды в казармах, а когда им запретили это делать, переместились в частные квартиры.

Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург)

В середине XIX века еврейская община Санкт-Петербурга насчитывала около 10 тысяч человек. У неё было несколько небольших молелен по всему городу, но для удовлетворения религиозных нужд этого было недостаточно. Поэтому по инициативе общины было начато строительство новой синагоги. Главными спонсорамЗУЛУПАй председатель еврейской общины города, предприниматель и меценат С. С. Поляков. Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. В. Стасова и Н. Л. Бенуа. Строительство велось архитектором А. В. Маловым и было завершено в 1893 году.

Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

После постройки синагоги были закрыты все молельни в городе по постановлению Комитета министров 1869 года. Это привело к трудностям для отправления обрядов, так как здание не могло вместить всех в нём нуждающихся.

В 1909 году вдоль участка синагоги вместо ветхого деревянного был выстроен каменный забор.

29 июня 1929 года вышло постановление Президиума Ленсовета о закрытии еврейской религиозной общины, 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома была закрыта и синагога. Однако после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК — 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь.

С 1943 по 1973 год раввином Ленинградской синагоги был раввин Лубанов.

Перед XXII летними Олимпийскими играми 1980 года, проводившимися в Москве, Ленинграде и Таллине, синагога попала в число основных экскурсионных объектов, поэтому в 1978 году государство выделило средства на реконструкцию и ремонт здания. Работы проводились под руководством К. А. Плоткина.

В 1991 году по инициативе Общества «Шамир» была открыта дневная школа при синагоге.

В мае 2012 года произошёл акт вандализма — на заборе синагоги была нарисована свастика[1].

8 декабря 2013 года синагога отметила своё 120-летие. К этому событию был написан новый свиток Торы, выпущен «Почтой России» конверт, юбилейная медаль в трёх вариантах (золотая, серебряная, простая). В 12:00 выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости впервые в истории Санкт-Петербурга был дан в честь юбилея Синагоги. Его произвели главный раввин Санкт-Петербурга М.-М. Певзнер и председатель петербургской еврейской общины М. Д. Грубарг.

Памятные медали также выпускались к 100 и 110-летиям Синагоги Санкт-Петербурга[2][3].

Богослужения

Так как синагога это, прежде всего, место религиозное, богослужения здесь проводятся регулярно. Молитвы читаются и в большом и в малом залах.

Утренняя молитва читается в 9:00, субботняя – в 10:00. Далее идут дневная и вечерняя молитвы.

Их, а так же расписание других богослужений лучше заранее уточнять на официальном сайте синагоги sinagoga.jeps.ru.

Экскурсии

Отдел по туризму существует в Большой Хоральной Синагоге с 2005 года.

Экскурсии проводятся ежедневно, кроме субботы и дней религиозных праздников с мая по сентябрь с 9:00 до 17:00

Заказать экскурсионное обслуживание можно:

  • по телефону
  • по электронной почте

Услуги для туристов:

  • организация и проведение экскурсий и кошерного питания
  • организация музыкальных концертов
  • организация трансферов
  • консультация по гостиницам города, а так же помощь в бронировании номеров
  • помощь в организации встречи шабата.

Иерусалимская синагога (Прага, Чешская Республика)

7 красивых синагог: Иерусалимская синагога

Построенна Иерусалимская синагога в столице Чехии. Второе название — Юбилейная. Она расположена между двумя зданиями кремовой и банановой расцветки, и сразу же привлекает внимание пешеходов, прогуливающихся вдоль Иерусалимской улицы. Красно-золотой полосатый фасад подчёркивается разноцветными вставками, к примеру, бирюзовым обрамлением окон и звездой Давида, расположенной под крышей с фронтальной части здания. Синагога была спроектирована в 1906 году Вильгельмом Стяссны в стиле Мавританской архитектуры с вкраплением модерна (кованые светильники и виноградные гроздья). Стяссны назвал её Юбилейной в честь юбилея Австро-Венгерского императора Франца Иосифа I.

Эта синагога — одно из главных мест Праги. Она принимает верующих каждый день в течение всего года, кроме субботы, а также еврейских религиозных праздников с апреля по октябрь.

Режим работы в 2020

  • Часы работы ресепшн: понедельник-четверг с 9 утра до 9 вечера, пятница с 9 утра до 5 вечера, воскресенье с 11 дня до 7 вечера, суббота и религиозные праздники – выходные. При этом время работы осенью и зимой лучше уточнять отдельно. На ресепшене вы можете приобрести билеты, заказать молитву, внести пожертвование и оформить рассылку или еврейский календарь.
  • Время работы синагоги для туристов: с 10 утра до 6 вечера, при этом пятничное расписание нужно уточнять отдельно, так как оно зависит от того, во сколько заканчивается молитва. Суббота и религиозные праздники – выходные.
  • Часы работы библиотеки: понедельник-четверг с 12:30 до 20:30, воскресенье с 12:30 до 20:00, пятница, суббота и религиозные праздники – выходные. Перерыв в дни работы библиотеки с 14:30 до 15:30.
  • Время работы магазина: воскресенье-четверг с 9 утра до 9 вечера, расписание в пятницу нужно уточнять отдельно. Суббота и религиозные праздники – выходные.
  • Время работы ресторана: воскресенье-четверг с 9:00 до 22:00, расписание в пятницу нужно уточнять отдельно. Суббота и религиозные праздники – выходные.

Интересные факты

  • Абрам Лубанов – раввин синагоги в период с 1943 по 1973 годы приехал в Россию в середине 30-х годов и жил на территории еврейского храма еще до того, как вступил в должность. Официально он числился сторожем, но при этом выполнял все обязанности помощника раввина.
  • Когда синагога начала возрождаться в начале 80х годов ХХ века, старые евреи, составляющие основной костяк, специально напускали на себя серьезный недружелюбный вид и всячески пытались выгнать молодых людей. Делали они это не из-за личной неприязни, а из-за страха за их будущее, ведь сотрудники КГБ бдительно за всем следили. При этом в душе радовались, что им на смену есть такое поколение и вопреки всем запретам давали читать книги из местной библиотеки и передавали свои знания.
  • Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге довольно большая. По своим размерам она занимает первое место в России и второе в Европе.
  • Знаменитая серебряная люстра в главном зале изначально была газовой, но в итоге стала работать с помощью электричества, как и все освещение синагоги. Причина этому – нехватка освещения.

История

В середине XIX века еврейская община Санкт-Петербурга насчитывала около 10 тысяч человек. У неё было несколько небольших молелен по всему городу, но для удовлетворения религиозных нужд этого было недостаточно. Поэтому по инициативе общины было начато строительство новой синагоги. Главными спонсорами выступили барон Гинцбург и первый председатель еврейской общины города, предприниматель и меценат С. С. Поляков. Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. В. Стасова и Н. Л. Бенуа. Строительство велось архитектором А. В. Маловым и было завершено в 1893 году.

Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

После постройки синагоги были закрыты все молельни в городе по постановлению Комитета министров 1869 года. Это привело к трудностям для отправления обрядов, так как здание не могло вместить всех в нём нуждающихся.

В 1909 году вдоль участка синагоги вместо ветхого деревянного был выстроен каменный забор.

29 июня 1929 года вышло постановление Президиума Ленсовета о закрытии еврейской религиозной общины, 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома была закрыта и синагога. Однако после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК — 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь.

С 1943 по 1973 год раввином Ленинградской синагоги был раввин Лубанов.

Перед XXII летними Олимпийскими играми 1980 года, проводившимися в Москве, Ленинграде и Таллине, синагога попала в число основных экскурсионных объектов, поэтому в 1978 году государство выделило средства на реконструкцию и ремонт здания. Работы проводились под руководством К. А. Плоткина.

В 1991 году по инициативе Общества «Шамир» была открыта дневная школа при синагоге.

В мае 2012 года произошёл акт вандализма — на заборе синагоги была нарисована свастика[1].

8 декабря 2013 года синагога отметила своё 120-летие. К этому событию был написан новый свиток Торы, выпущен «Почтой России» конверт, юбилейная медаль в трёх вариантах (золотая, серебряная, простая). В 12:00 выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости впервые в истории Санкт-Петербурга был дан в честь юбилея Синагоги. Его произвели главный раввин Санкт-Петербурга М.-М. Певзнер и председатель петербургской еврейской общины М. Д. Грубарг.

Памятные медали также выпускались к 100 и 110-летиям Синагоги Санкт-Петербурга[2][3].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: