Приход храма Воскресения Словущего в Барашах


Православный храм
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
55°45′32″ с. ш. 37°38′59″ в. д.HGЯOL
СтранаРоссия Россия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Архитектурный стильмосковское барокко
Дата основанияXVII век
Строительство1688—1701 годы
СтатусОбъект культурного наследия № 7710032000№ 7710032000
Состояниедействует
Сайтvvedenievbarashah.ru
Введенский храм в Барашах на Викискладе

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
— православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, представительство Православной церкви Молдовы Московского патриархата.

Храм расположен в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (Барашевский переулок, дом 8 / Подсосенский переулок, дом 2). Главный престол освящён в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы; приделы в честь мученика Лонгина Сотника, в честь Пророка Илии.

Настоятель храма — митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (Кантарян).

История[ | ]

Барашевская слобода[ | ]

Храм Введения в Барашах

расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка —
Ильи под Сосною
. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка.

В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» — мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. К 1620 году документы отмечают наличие в слободе двух приходских церквей — Воскресенской[1] и Введенской

. Доподлинно известно, что в 1660-х годах при
Введенской церкви
действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.[2][3]

Строительство храма[ | ]

Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода.

Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году, о чём свидетельствует надпись на антиминсе:

«Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским»[3].

Фотография Николая Найдёнова, 1883 год

Введенский храм представляет собой образец постройки в стиле московского барокко — с большим количеством украшений во внешней отделке: пышными с колонками наличниками окон, поставленными ярусами друг на друга группами колонок на углах четверика и венчающими стены кокошниками. Поражает большое обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон. Согласно исследованиям реставраторов, первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоявшее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно, это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.

В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.

Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П. М. Казакова (сын архитектора Матвея Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы[3][4].

Советский период[ | ]

9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Московского областного исполнительного комитета, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передана в Третьяковскую галерею.

Внешние изображения

Несмотря на это постановление, храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году во время пробития стены для нужд завода в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих, на месте захоронения они нашли также золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма ([ фото]).

Первые попытки реставрации храма были предприняты в 1976 году. В результате возобновившихся реставрационных работ к 1983 году было частично завершено восстановление колокольни, на ней был водружён крест, были установлены и главки приделов, но большая часть храма была по-прежнему окружена строительными лесами. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК)[4].

Новейшая история[ | ]

В 1993 году храм Введения в Барашах был передан Русской православной церкви.

1 сентября 2020 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме было учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии[5].

История храма Введения Богородицы в Барашах

Каменный Введенский храм освятили в 1647 году. В неизменном виде он простоял более сорока лет, после чего было принято решение перестроить церковь.

Для этой цели подготовили 100 тысяч кирпичей. Некоторые детали старого храма использовали при строительстве нового. В 1701 году работы были закончены.

Храм Введения в Барашевском переулке, 8

Новый храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах имел богатое убранство. В устройстве кровли использовали цветную черепицу и белый камень. Большое внимание уделялось мелким деталям, незаметным с первого раза, но создающим впечатление изысканности.

Храм Введения Богородицы являл собой прекрасный образец московского барокко.

1815 году вновь началась реконструкция культового здания: сооружаются новые иконостасы, расширяются приделы. Над проектом работает сын известного архитектора М.Казакова.

Фасад храма со стороны двора

Примечания[ | ]

  1. История храма Воскресения Словущего в Барашах Архивная копия от 25 ноября 2009 на Wayback Machine
  2. Барашевский переулок. Твоя Москва
  3. 123
    Исследование и реставрация церкви Введения в Барашах. Н. В. Сибиряков
    РусАрх
  4. 12
    История Введенского храма на официальном сайте (недоступная ссылка)
  5. В Москве открылось представительство Кишиневско-Молдавской митрополии. rublev.com.

История

В Переписной книге деревянная церковь Воскресения в Барашах упоминается начиная с 1620 года. Также в летописи записано, что церковь на этом месте существовала ещё до Романовых, но называлась тогда «Успения, что под Сосенки». В 1652 году деревянная церковь сгорела.

Строительство каменной церкви было начато в 1733 и окончено в 1773 году. В 1745—1746 году была разобрана старая и построена новая колокольня. В 1773 году был закончен второй этаж, куда был перенесен Престол Воскресения.

В 1769 году внизу был устроен главный престол Покрова, в связи с разборкой башни покровских ворот: бывший там образ Покрова Божией Матери перенесли в нижний храм, где центральный Симеоновский престол стал Покровским, а в трапезе устроили новый придел — Симеона и Анны. В верхнем храме Севастиановский и Елизаветинский приделы переименовали в честь св. прп. Алексия человека Божия и свт. Николая.

в XX веке

В 1929 году храм был закрыт, началась разборка здания. В 1930 году была сломана колокольня, с купола храма сброшена большая золоченая корона из дерева, которая долгое время валялась возле церкви. После закрытия церковь стояла без присмотра.

В 1960—1990-х гг. в храме находилось Управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД Мосгорисполкома. На месте колокольни сделана бесстильная пристройка высотой в два с половиной этажа. Сломана половина ограды, внутри храма всё переделано[1].

Несмотря на утрату колокольни, здание находится в очень хорошем состоянии, сохраняет исключительно важную градостроительную роль и представляет огромную историко-художественную ценность[2].

Церковь введения во храм пресвятой Богородицы в Барашах (Москва)

г. Москва, Барашевский пер., д. 8. метро: «Чкаловская», «Курская», «Чистые пруды», «Тургеневская».

В XV в. здесь, у Покровских ворот Белого города, находилась небольшая Ильинская слобода, принадлежавшая Андроникову монастырю, а позднее перешедшая во владение великого князя Ивана III. Первая деревянная церковь Ильи Пророка на этом месте, называвшаяся «под Сосною», известна с 1476 г. Церковь введения во храм пресвятой Богородицы в Барашах построена в дворцовой Барашевской слободе в 1688–1701 гг. с использованием частей стен предшествующего храма 1647–1653 гг. Приделы: Ильинский и Лонгина Сотника. Церковь представляет собой один из ярких памятников московского барокко. Построено здание по традиционной схеме: основной храм — трапезная — колокольня. Главный объем — высокий двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световой главой. Поднят на сводчатый подклет. Тонко прорисованы завершения, богат кирпичный и белокаменный декор. На шестигранном барабане красиво смотрится изящная глава. Трапезная тоже поднята на сводчатый подклет. Ярусная колокольня 1740-х гг. состоит из двух четвериков и двух восьмериков, уменьшающихся кверху. Перекрытия всех ярусов сводчатые. Фасады обработаны плоскими парными пилястрами с изящными капителями. На втором ярусе было гульбище. В 1815 г., после пожара, храм перестраивался. Тогда были пробиты окна на месте бывших сандриков («третий свет»), арочные проемы между трапезной и приделами, переделан иконостас. В работах участвовал М. М. Казаков, сын М. Ф. Казакова. В 1837 г. два мощных столба трапезной перетесаны в виде четырех дорических колонн. Крыльцо, ведущее на гульбище, было сломано, гульбище накрыто кровлей. На гранях колокольни сохранились белокаменные вставки. В 1932 г. церковь была закрыта. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома, однако этому что-то помешало. В 1968 г. М. Л. Богоявленский записывал: «В настоящее время в храме помещается завод электроизделий № 2. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими надстройками — лестницами, трубами разного размера и т. п. Стены закопчены, некрашеные, штукатурка местами обвалилась. Вид зданий грязный, неряшливый, он окружен высоким деревянным забором. В подвале ее сохранились могилы, на надгробных плитах остались надписи. В 1948 г. пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три замурованных скелета, на груди у них — золотые кресты, а на головах — золотые короны. Тут же приехали из НКВД люди и забрали все золотые вещи». В 1977 г. завод начали выводить, окончательно он переехал к 1979 г. До 1993 г. внутри помещается цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК). Тронувшаяся и заглохшая в начале 1970-х гг. реставрация здания была возобновлена. К 1983 г. на колокольне уже водружен крест, стоят леса и на храме, вновь установлены главки приделов. На Подсосенском переулке хорошо заметно, что апсиды храма далеко выступают за красную линию. К 1990 г. реставрация завершена. В 1993 г. храм возвращен верующим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: