Церковь «Зачатия св. Анны», что в Углу


православный храм
Церковь Анны праведной Зачатия

СтранаРоссия
Местоположениедеревня Гора Шатурского района Московской области
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
БлагочиниеШатурское
Сайт[gorahram.prihod.ru/ Официальный сайт]

Координаты: 55°21′40″ с. ш. 39°38′08″ в. д. / 55.3612833° с. ш. 39.6356500° в. д. / 55.3612833; 39.6356500 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.3612833&mlon=39.6356500&zoom=17 (O)] (Я)
Церковь Анны праведной Зачатия

— православный храм Шатурского благочиния Московской епархии. Расположен в деревне Гора Шатурского района Московской области.

История

Изначально Зачатьевская церковь находилась в селе Остров, известном в качестве села с 1498 года.

В начале XVIII века деревянная церковь сгорела, и в 1743 году построили новую деревянную церковь.

В 1858 году была перестроена колокольня.

В 1856 году в селе Остров построили второй деревянный храм — во имя Святой Живоначальной Троицы, с приделом во имя Димитрия Солунского. В 1896 году Троицкий храм продали в деревню Ланино.

По данным 1890 года в состав прихода, кроме села, входили деревни Гора, Малеиха, Старое Ворово, Тюшино, Пожинская, Новое Ворово (ныне Тупицыно) и хутор Саматиха[1].

14 мая 1896 года на месте Троицкой церкви заложен новый каменный храм в память коронования императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны.

В советские годы храм закрыли.

В 1999 году храм был передан церкви и зарегистрирована приходская община. В настоящий момент средств на восстановление храма не имеется.

Архитектура[ | ]

Вид храма в XIX веке. Фотография Николая Найдёнова 1882 года
Церковь Зачатия Анны — бесстолпный храм с крещатым сводом. Основной объём, почти квадратный в плане, установлен на подклете. С востока расположена полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукруглым же сводом. Гладкий цоколь из белого камня занимает всю надземную часть подклета и обведён горизонтальной тягой. Фасады (за исключением апсиды), что характерно для построек той эпохи, разделены на три части лопатками и увенчаны трифолиями, отделёнными горизонтальным поясом[9]. Стены сложены из известняка мячковского типа (подклет, храм до пояса; внутри известняком стены выведены до пят свода) и маломерного кирпича (пояс храма, стены выше пояса, карниз апсиды, трифолии) на известковом растворе. Толщина стен — 108—127 см у храма и 105 см у алтарной апсиды[4].

Ленточный фундамент основного объёма и апсиды — из бутового камня на известковом растворе. Заложен на глубину 2,6 м от древней [4].

Массивный барабан, венчающий основной объём, изначально не имел окон и был украшен снаружи нишами, которые обрамляют узкие пилястры с декоративными ложными арками, придающие сооружению стройность. Четыре окна в барабане, ориентированные по сторонам света, были пробиты позднее. С равной вероятностью, барабан мог быть как открыт внутрь помещения, так и отделён от него, возможно, деревянной конструкцией[10]. Его основание декорировано десятью (вместо обычных восьми) кокошниками[11]. Верхняя часть карниза барабана была утрачена при строительстве в XVII веке луковичной главы[12].

Изначально храм был покрыт чёрнолощёной черепицей со стрельчатыми окончаниями. Остатки первоначального покрытия были обнаружены над юго-западным углом храма во время реставрации. Последнее по времени создания покрытие церкви (на момент реставрации середины 1950-х годов) — четырёхскатная кровля[13].

Придел Мины, возведённый в начале XVII века, тоже имеет крещатый свод и узкий глухой барабан с ложными окнами[14].

Как отмечает Давид, расположение церкви было чрезвычайно выигрышным: здание возвышалось над Великой улицей, и из-под арки Косьмодемьянских ворот, на входе в Китай-город, вид на храм открывался на фоне панорамы Московского Кремля[4].

Отрывок, характеризующий Церковь Анны праведной Зачатия (Гора)

12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l’Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону. – On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s’en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l’Empereur! Les voila donc les Steppes de l’Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L’as tu vu, l’Empereur? Vive l’Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c’est arrete. Vive l’Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l’Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l’ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l’ai vu donner la croix a l’un des vieux… Vive l’Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе. 13 го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу. – Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. По бессловесному знаку ему подали трубу, он положил ее на спину подбежавшего счастливого пажа и стал смотреть на ту сторону. Потом он углубился в рассматриванье листа карты, разложенного между бревнами. Не поднимая головы, он сказал что то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам. – Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.

Реставрация[ | ]

В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Льва Давида совместно с Борисом Альтшуллером и Сергеем Подъяпольским)[15]. Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы святого Мины, святой Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены[16].

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями — того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам[17].

При исследовании древнего покрытия церкви над её юго-западным углом было обнаружено основание южного столба старой звонницы, располагавшейся диагонально. Вопрос о её композиции остаётся открытым[11].

Во время реставрации была снесена колокольня, построенная в середине XIX века.

Примечания[ | ]

  1. Баталов, 2006, с. 56—57.
  2. 123
    Зачатия праведной Анны церковь / Москворецкая набережная, 3
    (неопр.)
    . Русские церкви. Проверено 30 июля 2014.
  3. Ратшин А.
    Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М.: Университетская тип., 1852. — С. 350.
  4. 12345
    Давид, 2001, с. 6.
  5. Церковь зачатия Анны, что в углу. Путеводитель по Москве (Проверено 1 января 2011)
  6. Шармин П. Н., Бондаренко А. Ф.
    Зачатия Анны что в Углу (на Востром конце, за Соляным рядом). — Энциклопедия «Москва». — М., 1997.
  7. Храм Зачатия праведной Анны (Проверено 1 января 2011)
  8. Храм Зачатия святой праведной Анны, «что в Углу» (Проверено 1 января 2011)
  9. Давид, 2001, с. 6—7.
  10. Подъяпольский, 2003, с. 31.
  11. 12
    Давид, 2001, с. 10.
  12. Давид, 2001, с. 31.
  13. Давид, 2001, с. 8.
  14. Подъяпольский, 2003, с. 21.
  15. Давид, 2001, с. 6, 31.
  16. Давид, 2001, с. 11.
  17. Давид, 2001, с. 8—10, 31.

Русское поле

Почти в самом центре Москвы, в тесном историческом, пространственном и духовном единстве с Храмом Христа Спасителя, Московским Кремлем и Храмом Св. пророка Ильи расположен древний памятник архитектуры – Зачатьевский монастырь.

Комплекс Зачатьевской обители состоит из Собора Рождества Пресвятой Богородицы, надвратного храма Спаса Нерукотворного Образа, храма Сошествия Святого Духа, храма Зачатия Святой Анны, настоятельного, трапезного и келейных корпусов.

Монастырь, наверное, нельзя отнести к популярным достопримечательностям Москвы, но это довольно известный архитектурный объект столицы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор возведен в 2008-2012 гг. на руинах храмов XVI—XIX ст. в центральной части Зачатьевского монастыря. Состоит из двух уровней: надземной части, состоящей из нескольких одноэтажных храмов, и подземелья. Площадь храма составляет 3,8 тыс. м², высота (от пола до верха креста) – 45 м.

В составе собора:

  • главный пятиглавый храм с крестово-купольными сводами, алтарем и двумя боковыми приделами;
  • малый храм, возведенный на месте разрушенного собора XVIII ст.;
  • трапезная с двумя приделами;
  • подземная часть, в подклете которой находятся фрагменты снесенных старых храмов монастыря.

В соборе Рождества Пресвятой Богородицы хранятся главные святыни монастыря: образ Милостивой Божией Матери, образ Святых Анны и Иоакима, находившиеся в обители еще в дореволюционные времена.

Зачатьевский монастырь

Надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа

Церковь, возведенная в конце XVII ст., является самой древней из всех сохранившихся в обители построек.

В подклете находятся часовня митрополита Московского, святителя Алексия, и усыпальница рода Римских-Корсаковых.

Храм типа восьмерик на четверике размещен над парадными монастырскими воротами. Входное крыльцо на галерею изначально находилось внутри стен обители, позже, в 1724 г., для удобства было сооружено внешнюю двухмаршевую лестницу.

После революции, в 20-е гг. ХХ ст. надвратная церковь была закрыта. Богослужения возобновились только в 1993 г.

На сегодняшний день надвратный Храм Спаса Нерукотворного является памятником архитектуры федерального значения и объектом культурного наследия.

Храм Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа возведена в период с 1844 по 1850-х гг. В послереволюционный период, в 1925 г., храм было закрыто, а в 1934 г. – перестроено и переоборудовано.

Для богослужения Храм Сошествия Святого Духа вновь открыт в 2001 г., после длительной реставрации.

Сегодня к зданию храма примыкает больничный корпус.

Зачатьевский монастырь

Храм Зачатия Святой Анны

В правом крыле трапезного корпуса монастырской обители устроен храм Зачатия Святой Анны в память о разрушенном в 1804 г. соборе Зачатия Святой Анны.

Памятник святителю Алексию

Напротив парадного входа в Зачатьевскую обитель, в память 650-летия со дня ее основания, возведен памятник основателю монастыря – митрополиту Московскому, святителю Алексию.

Историческая справка

Первая обитель на месте современного Зачатьевского монастыря была возведена в 1360-е гг. митрополитом Московским Алексием, которая именовалась и Алексеевской (в честь основателя), и Зачатьевской (от церкви Зачатия Святой Анны). По преданию, первыми монахинями стали две сестры митрополита, которые в монашестве приняли имена Евпраксия и Иулиана.

В 1547 г. в результате сильного пожара монастырь был уничтожен. На пожарище осталась община, которая в 1584 г. вновь стала обителью монахинь. В период между 1584 г. и началом Смуты на территории монастыря были возведены Богородице-Рождественская Церковь и каменный собор Зачатия Святой Анны, которым удалось пережить разрушения 1612 г.

В 1696 г. на средства А.Л. Римского-Корсакова, были выстроены парадные ворота и надвратная Церковь Спаса Нерукотворного, которая стала для рода Римских-Корсаковых «домовым» храмом и фамильной усыпальницей.

В 1766 г. над могилами Евпраксии и Иулиании была возведена церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимой Иконы», которая в 1887 г. была разобрана.

В 1804 г. старый Собор Зачатия Святой Анны был разрушен, а в 1805-1807 гг. на его месте возведен собор Рождества Богородицы в неоготическом архитектурном стиле.

В период с 1844 по 1850 гг. по проекту русского архитектора М.Д. Быковского на территории монастыря был сооружен Храм Сошествия Святого Духа.

В 1922 г. Зачатьевский монастырь был разграблен, но, несмотря на это, продолжал действовать. В 1925 г. было принято решение закрыть монастырь, а на его месте обустроить тюрьму и колонию для беспризорников.

В 1934 г. – снесено ряд построек, а на их месте возведено школьное здание. Надвратный храм по сравнению с другими постройками монастыря удалось полностью сохранить, поскольку его было объявлено архитектурным памятником и уже в 1960- гг. он был полностью отреставрирован.

Обитель возобновила свою работу только в 1991 г., а в 1995 г. монастырю полностью возвращен его статус. В период с 2001 по 2005 гг. – восстановлен Храм Сошествия Святого Духа, а в 2008-2010 гг. – Собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Адрес: Зачатьевский монастырь, г. Москва, Зачатьевский 2-й пер., 2, ближайшее метро «Парк Культуры» и «Кропоткинская».

Литература

  • Баталов А. Л.
    К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М, 2006. — С. 47-66.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 4. — М, 2001. — С. 6-34.
  • Подъяпольский С. С.
    К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв // Древне-русское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. — СПб, 2003. — С. 6-34.
  • Орлов А.
    Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. М., 1852, № 38. с. 349.
  • Ратшин А.
    Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М.: Унив. тип., 1852. [dlib.rsl.ru/viewer/01003562612#?page=178 С. 350]
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: