Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм)


Православный храм
Церковь Иоанна Предтечи на Бору

СтранаРоссия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Тип зданияЦерковь
Дата основанияXII век
Строительствооколо 1505—1508 (1509) годы
Дата упразднения1847
Приделымученика Уара
Состояниеуничтожена

Координаты: 55°44′58″ с. ш. 37°36′51″ в. д. / 55.74944° с. ш. 37.61417° в. д. / 55.74944; 37.61417 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.74944&mlon=37.61417&zoom=18 (O)] (Я)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

(
под Бором
,
у Боровицких ворот
), известная также как
церковь святого мученика Уара
— древнейшая церковь Москвы, располагавшаяся в Кремле.

История

Деревянная церковь известна с XII века. В начале XIV века при митрополите Петре церковь стала соборной. В то время она находилась на митрополичьем дворе, располагавшемся на вершине Боровицкого холма.[1]

Церковь была перестроена в камне в 1461 году. Обрушилась при пожаре в 1493 году, отстроена заново Алевизом Новым в 1508 году[1]. Около 1583 года придел церкви был переосвящён в честь мученика Уара (после рождения царевича Дмитрия, чьё прямое имя было Уар).[2] В ряде источников под этим названием упоминается и вся церковь.

Храм ещё раз пострадал при пожаре в 1737 году, после чего был восстановлен архитектором Иваном Мичуриным[1]. Сохранившиеся изображения церкви свидетельствуют и о многочисленных других перестройках, последняя из которых производилась после 1812 года[1].

Церковь была снесена в 1847 году по личному повелению Николая I в связи с ветхостью, а также с тем, что старинное здание не гармонировало с панорамой только что отстроенного Большого Кремлёвского дворца.[1][2] Придел святого Уара перенесён в Архангельский собор, а сам храм Рождества Иоанна Предтечи — в Боровицкую башню Кремля, где просуществовал до Октябрьской революции.[2]

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм)

Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г.

Церковь стоит не над самыми святыми воротами в монастырь, над которыми стоит башня, а впереди святых ворот (или стены, в которой ворота), на особой арке (причем в монастыре принято считать и называть святыми воротами главным образом именно эту арку).

Преподобный Сергий поставил над святыми воротами своего монастыря, после того как благоустроил его, церковь во имя великомученика Димитрия Солунского, ангела великого князя Дмитрия Ивановича Донского, – деревянную церковь на деревянных, как и вся стена, воротах. В 1512 году в деревянной стене монастыря сделаны каменные (кирпичные) ворота, на которых была поставлена церковь во имя преподобного Сергия с приделом во имя святого Василия Парийского, ангела тогдашнего великого князя Василия Ивановича, причем сохранена была и прежняя деревянная церковь Димитрия Солунского. Когда была кладена монастырская каменная стена, церковь 1512 года, как приходившаяся в стороне от нее (т. е. впереди ее), осталась нетронутою и существовала до 1693 года. В сем последнем году она была разобрана, и на ее месте в продолжение 1693–1699 годов (на иждивение именитых людей Строгановых) была построена новая, доныне существующая, церковь, которая была посвящена уже не имени преподобного Сергия, так как его имени была посвящена только что перед тем построенная трапезная церковь, а имени Иоанна Предтечи (в честь его рождества). (Из описаний Е. Голубинского).

В большой пожар, бывший в лавре 17 мая 1746 года, церковь совершенно выгорела, так что после того в продолжение 1753–1760 годов была отделана совершенно заново (освящена в присутствии императрицы Екатерины 1 июня 1763 года). В 1827 году в ней возобновлено было настенное письмо.

Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи повторяют детали убранства Трапезной палаты: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам, с кудрявыми капителями коринфского типа, профили развитого карниза с модульонами, скульптурные раковины по верху стен и др. Вместе с тем положение полуколонн на фасадах четверика церкви необычное: они то неожиданно обрываются на половине высоты стены, не поддерживая ничего, то подвешены капителью к венчающему карнизу, не доходя до пола, и крепятся на фигурных кронштейнах. Классические ордерные формы теряют здесь свою конструктивную логику и используются лишь как декоративный элемент. Своеобразны и восьмигранные окна в окружении вставок из резного белого камня оригинального рисунка.

Гульбище вокруг церкви сначала было открытым и только в её северо-западном углу была выгорожена одна келья, в которой до сих пор существует изразцовая печь — самая древняя из сохранившихся в монастыре.

Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и торжественно нарядным пятиглавием главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она усиливает стилистическое единство центральной части монастырского ансамбля.

В настоящее время в храме ежедневно совершается Таинство исповеди для паломников с 6 до 11 час., а с 14 час. – по особому чину, служба изгнания злых духов.

Примечания

  1. 12345
    [www.kreml.ru/ru/history/ReferenceData/LostArchitMonuments/ChristmasJohnBaptistChurch/ Рождества Иоанна Предтечи церковь] // Сайт Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Московский Кремль»
  2. 123
    [www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-ioannpredtecha.htm Московская церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кремле] // pravoslavie.ru

Ссылки

  • Памятники Царь-колокол | Царь-пушка | Памятник Александру II† | Памятник великому князю Сергею Александровичу≠± | Памятник В. И. Ленину±
    Площади и сады Соборная площадь | Ивановская площадь | Тайницкий сад | Сенатская площадь | Дворцовая площадь
    Соборы и монастыри Успенский собор | Архангельский собор | Благовещенский собор | Колокольня Ивана Великого | Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов | Церковь Ризоположения | Верхоспасский собор и теремные церкви | Собор Спаса на Бору† | Чудов монастырь† | Вознесенский монастырь† | Церковь Рождества Богородицы на Сенях | Церковь Святых Константина и Елены† | Церковь Благовещения на Житном дворе† | Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору† | Сретенский собор†
    Достопримечательности Стены Московского Кремля | Башни Московского Кремля | Гербовая башня† | Некрополь у Кремлёвской стены | Кремлёвские звёзды | Кремлёвские часы
    Примечания:

    — до наших дней не сохранился;

    — был разрушен и воссоздан вновь;
    ±
    — перенесён в другое место.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

Отрывок, характеризующий Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой. «Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…» И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал. «О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то. Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку. – Вы? – сказал он. – Как счастливо! Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: