Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в годы войныФотоблог

18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев. Если для кого-то это повод бесплатно сходить на выставку, то для других – это тяжелые трудовые будни: одни фотографируют со вспышкой, другие хотят потрогать скульптуру, третьи – носятся по залам сломя голову. По случаю профессионального праздника музейных работников m24.ru отправилось в ГМИИ, чтобы выяснить, каково это – с утра до вечера любоваться шедеврами.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Мария Пименова

Стаж работы в музее: 1 год

Сейчас в Москве проходит очень много выставок – на все не успеть, но мне очень нравится ходить в музеи. Вообще я здесь не только в те дни, когда работаю. Бывает, что прихожу в музей в свободное время просто полюбоваться картинами. Разглядываю их, замечаю детали, на которые раньше не обращала внимания.

Моя любимая работа – «Портрет молодого юноши в образе Святого Себастьяна» Джованни-Антонио Больтраффио. Итальянский зал – один из моих любимых. А эта картина любимая… просто потому что любимая. Это один из шедевров итальянской коллекции музея. Сам Больтраффио долгое время был учеником Леонардо да Винчи, и до того, как эта работа попала в ГМИИ, считалось, что она может даже принадлежать кисти самого Леонардо. Потрясающие краски и техника. Очень тонкая работа. Сначала она была в коллекции Строганова, в 1920-е годы она попала в Эрмитаж, а в 1930-е годы – в ГМИИ. Я полюбила ее давно, еще до того, как пришла сюда работать. Сейчас я учусь на втором высшем, на факультете истории искусств, и специализируюсь на западноевропейском искусстве. Думала даже писать о ней доклад.

Главное здание ГМИИ – I

На страницах нашего сайта опубликовано несколько статей о произведениях, хранящихся в коллекции ГМИИ им. Пушкина. Это подробные, расширенные описания известных картин или обзор произведений того или иного мастера. Предлагаем методический материал для проведения обзорной экскурсии по музею. В эту серию включен рассказ о произведениях, характерных для того или иного периода, которые рекомендуется включать в обзорную экскурсию, продолжительностью полтора-два часа. Маршрут экскурсии и отбор произведений для показа предложила научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина М.С.Медведева.

Начнём повествование со всем известной и очень краткой истории коллекции.

Музей первоначально создавался для студентов Московского Университета. Инициатором его создания был тогдашний ректор университета, Иван Владимирович Цветаев. Предполагалось, что здесь будут хранится копии художественных произведений прославленных мастеров и студенты смогут их изучать не выезжая за границу. (Слепки – скульптуры, которые выполняются гипсо-механическим путём, поэтому они сохраняют абсолютно точный вид подлинника. Потом их тонируют в цвет копируемой статуи. Если копируют бронзовую статую, её красят в цвет бронзы, если копируют мраморную статую, её оставляют белой и т.д.) Примерно половина собрания музея – это слепки.

Музей строился на протяжении 14 лет – с 1898 года до 1912 год. Архитектор здания – Роман Иванович Клейн. И уже в этот период в музей поступила первая коллекция подлинников, собрание египетских древностей.

Её владельцем был Санкт-Петербургский академик Владимир Семёнович Голенищев. В 1909 году он был вынужден продать свою коллекцию. Несмотря на выгодные предложения из Европы и Америки, В.С.Голенищев хотел, чтобы его собрание осталось в России и продал его за меньшую сумму в императорскую казну, откуда его передали в Москву, в музей изящных искусств.

Вскоре после открытия, музей посылает первую археологическую экспедицию, поэтому, благодаря раскопкам, в музей попадают предметы античного искусства. Раскопки проводились сначала на территории Российской империи, а потом уже Советского Союза.

После революции в музей поступает большая коллекция картин. Все картины в собрании – подлинники, копий нет. Картинная галерея пополнялась на протяжении многих десятилетий. Первый виток пополнения коллекции был после революции, второй – в начале 30-х годов, когда происходило перераспределение музейных фондов. Часть картин, написанных русскими художниками, передали в ГТГ, зато из Третьяковки, из Исторического музея поступило много картин европейских мастеров. Тогда же около 250 картин передали в Москву из Эрмитажа. Эта кратчайшая история коллекции главного здания. Наиболее ценная часть всего собрания, известная на весь мир коллекция французской живописи конца XIX – начала XX веков, находится в Галерее искусства стран Европы и Америки.

Название музея.

Изначально музей назывался «Музей изящных искусств имени Александра III». Открыт он был во время правления Николая II, который очень любил отца. Музей назвали именем Александра III, это некий реверанс правящему императору.

Существует иная версия, согласно которой музей был назван именем Александра III по просьбе крупной благотворительницы. После революции имя императора убрали, музей назывался просто «Музей изящных искусств». В 1937 году, когда отмечали 100-летнюю годовщину смерти Пушкина, музей назвали именем великого русского поэта. Никакой прямой связи здесь нет. Сталинское время было временем великого патриотизма, и даже музей западного искусства называют именем великого деятеля русской, а не зарубежной культуры.

Экскурсия пройдёт традиционным маршрутом, немного укороченным, потому что иностранцам показывать залы со слепками нет никакого смысла. Начать следует с итальянского и греческого двориков и всю вводную часть об истории создания коллекции можно рассказывать в одном из двориков.

Греческий дворик.

В этом зале представлены слепки с высочайших достижений греческой культуры эпохи классики V века до Р.Х. Планировка зала восходит к греческому памятнику, афинскому акрополю. Зал ступенчатый, многоуровневый, это должно отражать ступенчатость, многоуровневость памятника греческой культуры. Для учебных нужд здесь представлен макет акрополя, отражающий его современное, на момент Цветаева, состояние.

В греческом дворике можно увидеть три угловых колонны Парфенона, главного храма греческого акрополя, которые здесь представлены в натуральную величину.

Здесь можно вести речь об архитектуре, о скульптуре и показать слепки с произведений знаменитого древнегреческого мастера эпохи классики Фидия.

Обзор Греческого дворика завершён, представляем несколько фотографий и этикетки к ним.

Не менее значимый зал музея – это итальянский дворик, И.И.Цветаев называл его христианским двориком.

Зал был достаточно тёмным, электрического освещения в нём не было. Из этого вестибюля посетитель попадал на широкую высокую парадную лестницу, обрамлённую колоннадой, как в древнегреческом храме. Это архитектурное напоминание о происхождении слова музей – храм муз, богинь – покровительниц искусств древней Греции. Отсюда виден сияющий белый зал – самый светлый. Освещение тогда было только естественное, через стеклянные потолки, спроектированные В.Г.Шуховым. Зал светился и вход в музей задумывался как путь из тьмы к свету, ведь в основе строительства музея лежала концепция просвещения. Итальянский дворик.

Первоначальное название этого зала – Христианский дворик, потому что в нём выставлены памятники эпохи Средних веков, Возрождения. Это слепок с Фрейбергского портала – торжественно оформленного входа в собор, Фрейберг, Германия.

Памятники Возрождения – памятник кондотьеру Гаттамелата, который стоит в Падуе, работа знаменитого ренессансного скульптора Донателло. Здесь же работы Верроккьо, скульптора и живописца, мастера, который был учителем Леонардо да Винчи – изображение кондотьера, то есть начальника наёмных войск в Италии в то время, кондотьера Коллеони.

Здесь же находится один из самых знаменитых слепков – копия со скульптуры Давида Микеланджело. Остальные памятники также относятся к эпохе Ренессанса.

Это искусство, с одной стороны опиралось на греческие традиции, с другой – было уже христианским. Из-за этого противопоставления в цветаевские времена дворик назывался Христианским. В послереволюционное время его, естественно, нужно было переименовать, поэтому он стал Итальянским, хотя здесь представлены памятники не только итальянского искусства. Название дворик, совершенно оправдано. Это довольно точная копия первого яруса внутреннего двора палаццо Барджелло во Флоренции. И лестница, и аркада, и даже колодец-фонтан в центре зала – это всё восходит к итальянской архитектуре.

В настоящее время славу музею приносят не слепки, а подлинники, самая первая коллекция подлинников музея – собрание искусства Древнего Египта. Продолжение в следующей статье.

Елена Лопатина

Стаж работы в музее: 3 года

Мой любимый экспонат – конечно, «Давид». Да если любого человека спросить, где находится эта скульптура – никто не перепутает, ответит, что в Пушкинском музее. И когда видишь реакцию маленьких людей, всегда радуешься. Детей поражает мощь его фигуры! Этот слепок с флорентийской скульптуры Микеланджело сделан в натуральную величину, и если бы размер был изменен, «Давид» бы уже так не смотрелся. Сейчас прийти полюбоваться им получается только в нерабочее время, потому что когда приходишь на работу, у тебя появляются совершенно другие обязанности – мы же не выбираем залы, в которых приходится дежурить. Но бывает, что я захожу сюда, к «Давиду», прежде чем уйти с работы.

Посетители всегда удивляются, как же его доставляли в Москву. А доставляли частями: если приглядеться, на теле заметны швы. Когда мне говорят, что, мол, неинтересно, раз это всего лишь слепок, я всегда отвечаю: вы только представьте, сколько мог стоить слепок в натуральную величину!

До того как я начала тут работать, я очень редко бывала в музее. Но каждый раз, когда приходила, «Давид» был первым, на что я шла смотреть, а уже только потом отправлялась в залы с живописью. Моими любимыми картинами стали «Благовещение» Боттичелли и «Старуха» Рембрандта. Если всматриваться в нее, можно прочувствовать глубину и смысл ее жизни, может быть даже какую-то трагедию. Рембрандт оставляет это за кадром, но я это чувствую.

Я историю искусств специально не изучала, поэтому об экспонатах знаю в основном то, что написано на табличках, но у нас в музее потрясающие экскурсоводы, и иногда, бывает, улавливаешь то, что они рассказывают. Но стоять и слушать мы не можем. Я бы не сказала, что у меня есть какой-то любимый художник, но если бы я занялась более детальным изучением, он бы, наверняка, появился.

В любой картине меня привлекают смысл и содержание. Например, «Благовещение» Боттичелли. Благовещение значит «благая весть». Ангел сообщает, что Мария родит Христа. Но ведь любая женщина, понимая, что она ждет ребенка, радуется, для нее это тоже благая весть. Эти две небольших доски Боттичелли были частью полиптиха, то есть изначально изображений было больше, к ним прилагались и другие части, но теперь они утеряны. Есть посетители, которые приходят и спрашивают: а где Боттичелли? То есть они приходят в музей, чтобы увидеть именно эту работу. Она тут единственная.

Бернардо Строцци. Старая кокетка. После 1630 года

Еще в ГМИИ есть картина «Старая кокетка» Бернардо Строцци. Это просто потрясающая картина для любой женщины! Показывает, как можно жить даже в таком пожилом возрасте, не опускаться и не терять надежду. Однажды эта картина была на одной из выставок в 30-м зале, где нельзя было фотографировать. По выставке ходила бабушка с внучкой, и я видела, что она хочет сфотографировать работу. Я попросила ее этого не делать, а она извинилась и объяснила, что ей это нужно было для работы, а ее внучка сказала: «Такая тетя красивая!» И я, знаете, до сих пор испытываю чувство вины – надо было разрешить ей сфотографировать эту картину. Видимо, она была каким-то психологом, может, работала в психиатрической больнице, и эта картина ей была нужна, чтобы показывать пациентам, объяснять, что нужно не опускаться вне зависимости от возраста. Сама я фотографировать не люблю: многие делают это, не глядя на картины, чтобы просто показать, где они были.

Я работаю в музее не очень долго, всего около трех лет. Где-то в середине своей трудовой деятельности я решила, что когда я выйду на пенсию, обязательно буду работать в месте, связанном с культурой, – когда-то давно я работала в отделе культуры Горисполкома Ярославля. Когда я ушла с основной работы, то первым делом залезла на сайт Пушкинского музея в раздел «вакансии». И очень рада, что моя мечта осуществилась.

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. Франция. Зал 22.

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org

Франсуа Буше – художник эпохи рококо. И он полностью подчинялся этому стилю. Вычурность рисунка. Пастельные цвета. Пухлые ангелочки. Жеманство. Эротизм.

Картины в стиле рококо писались не для того, что заставить зрителя думать о высоком. Они писались лишь для услады глаз. Чтобы быть достойным украшением среди роскошного интерьера. С золотыми канделябрами и белоснежной лепниной.

Однако работа “Геркулес и Омфала” написана ещё молодым Буше. Мы видим страсть и телесное влечение героев. В более поздних работах таких ярких эмоций мы уже не увидим. Его персонажи все более будут походить на фарфоровые статуэтки. Ангелочков будет все больше. Позы станут ещё более жеманными.

Пушкинский музей даёт возможность увидеть такой “прогресс” художника. Достаточно взглянуть на его более позднюю работу “Юпитер и Каллисто”.

Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru

***

Как и любой музей мирового уровня, обойти Пушкинский за один день невозможно. Тем более, что отдельного похода заслуживает уникальная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. О лучших их работах читайте в статье “Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть”.

Если же вы идёте в музей уже не в первый раз, вам может понравится статья “Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв. 7 картин, которые стоит увидеть”.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

Наталья Борисова

Стаж работы в музее: 1,5 года

Самый любимый экспонат из многочисленных моих фаворитов – скульптурный портрет княгини Барятинской работы Торвальдсена. Она стоит в прекрасной позе, очень спокойной и мудрой. Прическа, ухоженность, линия плеч, платье – если обойти по кругу, можно увидеть столько удивительных изящных деталей! Ее спокойствие меня потрясает. Ну и да, прическа. Я не интересовалась историей самой княгини. Знаю только, что скульптуру заказал ее муж.

Я экономист, в прошлом – банковский работник, так что раньше ходить в музей было моим хобби. До того как я начала тут работать, я приходила в сюда довольно часто, в основном, в египетский зал. Там находится моя любимая косметическая ложечка. Она лежит на зеркале, так что на обратной стороне можно увидеть гравировку с надписью.

Еще мне очень нравится шартрская скульптура «Ветхозаветные царь и царица». Это французская готика, поэтому фигуры плоские, но в этой плоскости чувствуется мудрость и спокойствие. Между ними наблюдается какое-то единение. Кажется, что они бестелесные, что за тканями нет плоти, но в то же время она есть. Я не была в Шартре, но, думаю, оригинал смотрится немного по-другому, поскольку он выполнен из другого материала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: