В зоне риска: доходный дом в 6-м Ростовском переулке


Жилой дом
Дом архитекторов
Вид с Площади Европы
55°44′33″ с. ш. 37°34′32″ в. д.HGЯOL
СтранаРоссия Россия
ГородМосква, Ростовская набережная, 5
Тип зданияЖилой дом
Архитектурный стильНеоконструктивизм
Автор проектаА.В. Щусев, А. К. Ростковский
Строительство1934—1938 годы
СтатусВыявленный объект культурного наследия № 2951899№ 2951899
Дом архитекторов на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Дом архитекторов.
Дом архитекторов

(также
Дом на Ростовской набережной
) — жилой дом, расположенный в Москве на Ростовской набережной, 5. Построен архитектором Щусевым в стиле постконструктивизма в 1930-х годах. Здание является частью нереализованного проекта парадного ансамбля Смоленской и Ростовской набережных, задуманного Щусевым. Боковые крылья, облицованные бежевым кирпичом, достроены в начале 1960-х.

История

Предыстория

где располагалась Церковь Благовещения Господня XVII века.

В 1930-х Союз Архитекторов СССР потребовал возвести новое жильё для постоянно увеличивающегося числа членов. Под строительство выдали участок земли у Ростовской набережной, на высоком берегу реки Москвы. Участок был выдан при одном условии — Благовещенская церковь останется неизменнойК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2281 день

].

Проекты

В течение 1934—1935 годов А. В. Щусев работает над реконструкцией Ростовской и Смоленской набережных левого берега Москвы-реки. Было принято решение строить на набережных жилые дома 8—9-этажной высоты и лишь в некоторых местах, во избежание монотонности линии застройки, увеличивать высоту до 14 этажей[2]. Проект застройки всего высокого берега реки был исполнен в духе сталинского монументализма и неоконструктивизма со множеством портиков, стел, арок и других декоративных элементов. Громадность строения сближала его с Гостиницей «Москва», Госпромом и ансамблем площади Гагарина. Однако проект не был утверждён из-за очевидной дороговизны и чрезвычайной сложности предстоящих работ.

На смену грандиозному плану пришёл другой — более практичный и выгодный. Сократив площадь, занимаемую домом, Щусев оставил в проекте лишь полукруглое строение. Таким образом, дом должен был огибать церковь с двух сторон. В отличие от предыдущей задумки, здание сверху венчалось, а снизу подчёркивалось массивной колоннадой. Но и этому проекту не суждено было воплотиться. В результате был принят наиболее экономичный вариант без колоннады.

  • Дом архитекторов.jpg

    Строительство

  • Rostovskaya.JPG

    Окончательный вариант

Строительство

Работы начались в 1934 году, первая очередь строительства была закончена в 1938 году. Из всей планировавшейся застройки на набережных сооружены были только несколько отдельных жилых домов, принадлежавших различным застройщикам, да и то ни один из них не был закончен полностью. На Ростовской набережной была возведена лишь небольшая часть полуциркульного в плане здания, которая 25 лет одиноко высилась среди окружавшей её малоэтажной застройки. В 1960-х здание было достроено с применением новых технологий. С двух сторон к дому были пристроены крылья из кирпича. Церковь Благовещения была снесена.

Москва архитектора А.В. Щусева

Творческий путь золотого медалиста петербургской Академии Художеств, замечательного художника, реставратора, одного из главных архитекторов советской Москвы, был тернистым. Вся жизнь – борьба. Борьба за сохранение памятников старины, за спасение Москвы от немыслимой застройки в советское время, отстаивание своих интересов на благо города, защита друзей в нелегкое сталинское время, борьба за воплощение собственных идей — борьба на грани лишения своей свободы.

Судьба не раз проверяла его на прочность, но его характер от этого лишь закалялся. На долю Алексея Викторовича Щусева выпало немало тяжелых испытаний: потеря близких в раннем возрасте, материальная нужда, самостоятельный поиск заказчиков, адаптация к новым архитектурным стилям, которые были чужды многим другим архитекторам, но Щусев сумел и в них создать уникальные сооружения, отвечающие духу времени.

Его энергия фонтанировала. Не успев закончить проект одного великолепного здания, как тут же неутомимый архитектор принимался проектировать другое, не менее впечатляющее сооружение! Сколько гениальных мыслей зодчего претворились в жизнь, благодаря его усилиям, отстаиванию творческой позиции, фантастической работоспособности, удивительной целеустремленности и желанию адаптироваться к меняющимся архитектурным тенденциям, чтобы остаться на плаву, взяв курс на новый стиль архитектуры, коль этого требует время, но (!), настояв и сумев сохранить старую! На экскурсии вы узнаете:

  • любопытные факты из биографии самого авторитетного советского архитектора – Алексея Щусева;
  • каким был творческий путь будущего академика архитектуры;
  • какое сооружение стало самым длительным проектом зодчего, делом всей его жизни;
  • как сложилась судьба реализованных проектов А.Щусева?
  • какие проекты архитектора так и остались на бумаге;
  • какие творческие люди были друзьями архитектора;
  • что роднит Алексея Щусева с Н. Римским-Корсаковым, М. Глинкой и М. Мусоргским;
  • какие ворота на Восток подарил Москве А. Щусев;
  • что общего между Хованщиной М. Мусоргского и Казанским вокзалом А. Щусева;
  • что входило в проект «Новой Москвы» Щусева и что из этого было реализовано;
  • в каких архитектурных стилях работал Алексей Щусев;
  • какую мечту архитектор вынашивал всю жизнь;
  • у истоков какого архитектурного стиля стоял Алексей Викторович Щусев;
  • за какой реализованный проект зодчий получил Сталинскую премию 1-ой степени, а за какой — стал академиком архитектуры(!);
  • какой вызов А. Щусев бросил К. Тону, Ф. Шехтелю, А. Померанцеву и многим другим мастерам архитектуры;
  • почему академик архитектуры Алексей Щусев отговаривал своего внука от профессии архитектора;
  • и многое-многое другое.

Вы увидите: Дом архитекторов на Ростовской набережной; Территорию бывшего ростовского подворья; Жилой дом для артистов Большого театра; Дом, в котором жил Щусев со своей семьей; Гостиницу «Москва»; Дом, где жил близкий друг и коллега Алексея Щусева художник Михаил Нестеров; Дом Союзов (Дом Благородного собрания); Центральный дом архитекторов; Музей архитектуры им. А.В. Щусева; Бюсты А.В. Щусеву; Здание КГБ; Большой каменный мост; Марфо-Мариинская обитель; Третьяковская галерея; Дом Наркомзема; Казанский вокзал; Цетральный дом культуры железнодорожников; станцию м. Комсомольская (кольцевая).

Окончание экскурсии: м. Комсомольская (кольцевая/радиальная).

В конце экскурсии мы спускаемся на станцию метро Комсомольская кольцевая, где так же будет продолжен рассказ.Стоимость прохода в метро в цену экскурсии не входит и оплачивается экскурсантом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

На экскурсию необходимо одеваться по погоде, так как предусмотрены выходы из автобуса от 15 до 45 минут.

Автобусные экскурсии необходимо оплачивать заранее: на сайте, на карту Сбербанка или в офисе. Оплата на месте для автобусных экскурсий не предусмотрена.

На усмотрение фирмы в экскурсию могут быть внесены небольшие изменения, без уменьшения объема и качества услуг.

Мы не можем влиять на задержки в пути из-за пробок на дорогах, погодных условий приводящих к ним, действия сотрудников ГИБДД, дорожные работы и пр.

Если Вы не знаете что подарить родным, близким, друзьям или коллегам — подарите экскурсию! На любую нашу экскурсию можно приобрести подарочные сертификаты

Именитые жители

В Доме проживало немало архитекторов СССР и России, таких, как Д. Аркин, Г. Орлов, В. Кринский, братья Веснины, В. Кусаков, А. Ополовников, М. Бархин, В. Шквариков, В. Магидин, А. Чалдымов, Н. Былинкин, Г. Гольц, М. Гинзбург, Н. Поляков, М. Парусников, Я. Корнфельд.

Также в доме жили Д. Э. Розенталь, Д. Барщевский, Б. Гурнов, Г. Герасимов, Л. Кислинская, Т. Колесниченко, Ю. Орса, В. Пономарев, Ю. Сдобнов, Т. Бархина, министр лёгкой промышленности СССР Н. Н. Тарасов, Н. Г. Гольц, пианистка М. В. Юдина[3], статистик В. Н. Старовский[4] и другие.

Здания и сооружения

  • № 1 — Восьмиэтажный кирпичный жилой дом, создавался как кооператив Академии наук СССР в 1970 году.
  • № 3 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом, создавался как кооператив членов Дома учёных Академии наук СССР в 1962 году. Здесь жили химики А. Н. Шамин (в 1968—2002)[2] и Р. П. Евстигнеева (в 1964—2003)[3], пианистка М. Ю. Юдина, филолог Д. Э. Розенталь, писатель Л. Э. Разгон, строитель, профессор Р. Н. Квитницкий и историк архитектуры Е. Д. Квитницкая, демограф, профессор Б. Ц. Урланис, скульптор, заслуженный художник РСФСР Х.Б.Геворкян, филолог, профессор С. В. Никольский, и др.
  • № 5 — Дом на Ростовской набережной; Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара. Дом огибал старинную Благовещенскую церковь на Бережках, которая была разрушена в конце 1950-х годов, примерно в одно время с окончанием строительных работ. В начале 1960-х годов была снесена и колокольня.
  • Смотровая площадка.[4]
  • Дом №5 на Ростовской набережной
  • Вид на Ростовскую набережную и Благовещенскую церковь в Бережках (1891 год)

Примечания

  1. [www.oldmos.ru/photo/view/16189 Фотографии старой Москвы]. [www.webcitation.org/66LbUwbDl Архивировано из первоисточника 22 марта 2012].
  2. Щусев А. В. Застройка набережных. Доклад на совещании актива Фрунзенского района. // «Архитектурная газета», 1935, 8/II, № 8.
  3. [mosenc.ru/encyclopedia?task=core.view&id=8288 Юдина Мария Вениаминовна]. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 9 марта 2020.
  4. [mosenc.ru/encyclopedia?task=core.view&id=10300 Старовский Владимир Никонович]. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 14 марта 2020.

Примечания[править | править код]

  1. Фотографии старой Москвы (неопр.)
    . Архивировано 22 марта 2012 года.
  2. Щусев А. В. Застройка набережных. Доклад на совещании актива Фрунзенского района. // «Архитектурная газета», 1935, 8/II, № 8.
  3. Юдина Мария Вениаминовна // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
  4. Старовский Владимир Никонович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].

Отрывок, характеризующий Дом архитекторов (Москва)

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках. В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l’Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему. Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем. Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали. – Sire, je vous demande la permission de donner la legion d’honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся. – A celui qui s’est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора. – Votre majeste me permettra t elle de demander l’avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее. – Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского. – Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал: – Да ведь надобно же отвечать ему. Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова. «Уж не меня ли?» подумал Ростов. – Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед. – Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт. Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип. Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии. Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них. Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова. – Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: