Центральный дом архитектора


Центральный Дом архитектора
Центральная часть ЦДА, 2015
Дата основания1941
МестонахождениеМосква Москва, Гранатный переулок, дом 7, строение 1
Ближайшая станция метро01 «Охотный Ряд» 07 Барикадная
Сайтdomarch.info
Центральный Дом архитектора на Викискладе

Центральный дом архитектора
(ЦДА) — штаб-квартира Союза Московских архитекторов, является площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий. Расположен в Москве по адресу: Гранатный переулок, дом 7, строение 1. Первое здание комплекса построено в 1896 году, второе — 1876 года постройки, третья часть возведена в 1975 году. С 1937-го основное здание принадлежит Союзу архитекторов.

История

В январе 1896 года эту землю вместе с постройками приобретают Анна Леман и Анна Ферстер, уже в феврале Городская Управа утвердила проект по разделу владения на два участка между Леман и Фестер. Весной все постройки были снесены. В течение лета по чертежам Адольфа Эрихсона на участке Анны Леман был построен двухэтажный особняк с подвалом и чердаком, а также террасой и садом. В 1911 особняк был продан Петру Базилевскому, он пристроил к южному фасаду каменный сход в полуподвал[1].

После революции в 1917 году особняк был национализирован, а через два года здесь расположился главный штаб Революционного военного совета. В 20-е годы XX века в здании размещалось Центральное бюро по обслуживанию интуристов, в 1933—1937 года — канцелярия французского посольства. В 1937 году дом был передан Союзу архитекторов. В период с 1938 по 1941 годы к зданию был пристроен корпус с концертным залом и рестораном по проекту архитекторов Андрея Бурова, Александра Власова и Мирона Мержанова при участии художника Владимира Фаворского[2][1][3][4][5][6]. Официальное открытие ЦДА состоялось 15 февраля 1941 года[7][8].

В 1970-е годы к комплексу Дома архитектора был присоединен соседний особняк, созданный по проекту Василия Карнеева столетием ранее — в 1876 году. Здание было реконструировано, надстроено и обнесено фасадом из белого камня. В 1975 году ЦДА провел конкурс на лучший проект новой пристройки комплекса, исполнителями работ стали архитекторы И. Щепетильников, Борис Тхора, Роман Семерджиев и конструктор М. Ляховский. Планы реконструкции были разработаны в мастерской Бориса Виленского. В соответствии с проектом, новый корпус включал в себя конференц-зал на 150 мест и зал для проведения выставок. С 1979 года графическое изображение фасада центральной части ЦДА стало его эмблемой, а панно Фаворского — эмблемой Союза архитекторов СССР[4][8].

Дом архитекторов на Ростовской набережной

Дом архитекторов, также известный как Дом на Ростовской набережной — приметное полукруглое здание на высоком берегу Москвы-реки напротив Киевского вокзала.

Здание построено в стиле постконструктивизма по проекту архитектора Алексея Щусева и стало абсолютным долгостроем своего времени: строительство началось в 1934 году, остановилось в 1938 (первая очередь включила около половины полуциркулярной части здания), а закончилось лишь в 1960-х.

В 1934-1935 годах Щусев работал над реконструкцией Ростовской и Смоленской набережных, и когда Союзу Архитекторов СССР потребовалось новое жильё для увеличившегося числа членов, работу поручили именно ему. Для строительства был выбран участок на возвышенном берегу Москвы-реки, где располагалось Ростовское подворье и Церковь Благовещения Господня, построенная в 17 веке.

Предполагалось, что Ростовскую и Смоленскую набережную украсит парадный ансамбль из жилых домов переменной этажности: основу застройки составят 8-9-этажные здания, но в некоторых местах — чтобы избежать монотонности линии застройки — будут возведены 14-этажные дома. Ансамбль проектировался в духе сталинского монументализма: с колоннадами, арками, стелами и другими декоративными элементами, однако, проект не был утверждён из-за дороговизны и неоправданной сложности предстоящих работ. Проект застройки набережной и конкретно Дома архитекторов был значительно упрощён: от былой пышности осталась лишь колоннада, но и с ней проект не приняли. В итоге от проекта здания осталось только полукруглое строение без колоннады и других массивных декораций.

Дом был спроектирован таким образом, что здание огибало бы Церковь Благовещения Господня с 2 сторон. Причины такого решения достаточно туманны, на этот счёт выказываются разные мнения: одни говорят, будто бы участок для строительства был выдан при условии сохранения церкви, другие заявляют, что такой диалог нового здания с древней церковью — «самодеятельность» Щусева, в которой угадывается скрытый смысл — мол, архитектор как бы отгородил церковь от Кремля, окружив её стенами дома.

В 1938 году завершилась первая очередь строительства: была построена часть полукруглого здания (примерно 2/3), и на этом работа остановилась. Ансамбль Ростовской и Смоленской набережных не состоялся: к тому времени было построено всего несколько отдельных домов, но ни один из них не был закончен полностью.

В течение 25 лет над Ростовской набережной высилась одинокая среди малоэтажной застройки громада наполовину построенного полукруга Дома архитекторов, и лишь в 1960-х годах полукруг достроили, а по обе стороны от него пристроили боковые крылья. Интересно, что полукруг достраивали по аналогии с уже существовавшей частью здания, а боковые крылья не стали вписывать в общий вид и построили по-новому, облицевав бежевым кирпичом.

Церковь Благовещения перед достройкой здания была снесена, на её месте впоследствии был обустроен сквер и смотровая площадка на Ростовской набережной.

Знаменитые жители

Так как дом строился для Союза Архитекторов СССР, в разные годы в нём проживало большое количество архитекторов СССР и России: братья Веснины, Моисей Гинзбург, Владимир Кринский, Сергей Бархин, Георгий Орлов, Александр Ополовников и другие.

Также в доме проживали Министр лёгкой промышленности СССР Николай Тарасов, советский лингвист Дитмар Розенталь, пианистка Мария Юдина, художница Ника Гольц, статистик Владимир Старовский и многие другие выдающиеся советские деятели из разных областей.

Дом архитекторов находится по адресу Ростовская набережная, 5. Добраться до него можно пешком от станций метро «Киевская» и «Смоленская».

Архитектура

Внешние изображения
Центральный дом архитектора

Архитектурный ансамбль ЦДА включает в себя три здания: особняк Леман, центральную часть и новое здание[4][8].

Особняк является более тяжеловесным и эклектичным, построен в стиле неоготики. Северный фасад состоит из стены в три окна и двух слабовыступающих ризалитов. Покрыт высокой щипцовой кровлей с ажурными украшениями. Стены северного фасада должны были быть рустованными, окна — с замковыми камнями, ризалиты венчались пинаклями, шатровые завершения были покрыты черепицей. Архитектурно-художественный облик фасадов дошел до настоящего времени с частичной утратой декоративных элементов[1][4][8].

Центральная часть имеет вид фасада-декорации с тремя арочными порталами, украшенной светло-серым мрамором, красными керамическими плитками, искусственным белоснежным камнем и золотом смальты. Венчает фронтальную сторону постройки работа Владимира Фаворского — майоликовый картуш со схематическим генеральным планом столицы. Архитектор здания Буров вдохновлялся фреской итальянского художника Пьеро делла Франческа в церкви Сан Франческо в Арецо, где изображено похожее по архитектуре здание[2][4][8].

История[ | ]

Особняк Леман, 2014
Основная статья: Особняк Леман

Земельный участок, часть которого в настоящее время находится в ведомстве Центрального дома архитектора, в начале XIX века занимал обширную территорию между Малой Никитской улицей и Гранатным переулком. Первым владельцем участка был полковник Николай Сабуров, построивший деревянную усадьбу, которая полностью сгорела в 1812 году. В 1823 году владельцем участка стал Павел Тучков, он заново отстроил дом из двух корпусов. В середине XIX века произошло фактическое разделение владения на западную и восточную части. Восточная часть в 1863 году перешла титулярному советнику Мейснеру. В 90-е годы XIX века владение находилось в собственности Ивана Николаевича Цветухина[1].

В январе 1896 года эту землю вместе с постройками приобретают Анна Леман и Анна Ферстер, уже в феврале Городская Управа утвердила проект по разделу владения на два участка между Леман и Фестер. Весной все постройки были снесены. В течение лета по чертежам Адольфа Эрихсона на участке Анны Леман был построен двухэтажный особняк с подвалом и чердаком, а также террасой и садом. В 1911 особняк был продан Петру Базилевскому, он пристроил к южному фасаду каменный сход в полуподвал[1].

После революции в 1917 году особняк был национализирован, а через два года здесь расположился главный штаб Революционного военного совета. В 20-е годы XX века в здании размещалось Центральное бюро по обслуживанию интуристов, в 1933—1937 года — канцелярия французского посольства. В 1937 году дом был передан Союзу архитекторов. В период с 1938 по 1941 годы к зданию был пристроен корпус с концертным залом и рестораном по проекту архитекторов Андрея Бурова, Александра Власова и Мирона Мержанова при участии художника Владимира Фаворского[1][2][3][4][5]. Официальное открытие ЦДА состоялось 15 февраля 1941 года[6][7].

В 1970-е годы к комплексу Дома архитектора был присоединен соседний особняк, созданный по проекту Василия Карнеева столетием ранее — в 1876 году. Здание было реконструировано, надстроено и обнесено фасадом из белого камня. В 1975 году ЦДА провел конкурс на лучший проект новой пристройки комплекса, исполнителями работ стали архитекторы И. Щепетильников, Борис Тхор, Роман Семерджиев и конструктор М. Ляховский. Планы реконструкции были разработаны в мастерской Бориса Виленского. В соответствии с проектом, новый корпус включал в себя конференц-зал на 150 мест и зал для проведения выставок. С 1979 года графическое изображение фасада центральной части ЦДА стало его эмблемой, а панно Фаворского — эмблемой Союза архитекторов СССР[3][7].

Интерьеры

Внешние изображения
Залы и гостиные ЦДА

Оформление интерьеров особняка также эклектичное, выполнено в стилях готики и барокко. Все крупные помещения ЦДА используются для массовых мероприятий. Композиционным центром является двухэтажный холл с парадной деревянной лестницей, арочной обходной галереей вокруг неё на втором этаже и световым фонарем. В особняке имеется Белая гостиная

(площадь зала 69,9 м², вместимость — до 50 мест) с камином и лепниной. В гостиной проводят различные мероприятия — от семинаров и пресс-конференций до литературных и музыкальных вечеров. Эта гостиная соединена с более камерной
Красной гостиной
(или комнатой № 7 площадью 30,9 м² и вместимостью до 15 мест), которая украшена антикварной мебелью и картинами. На втором этаже особняка расположена
Синяя гостиная
(43,9 м², до 30 мест), соединенная с арочной обходной галереей вокруг парадной лестницы. Её главным украшением являются три стрельчатых готических окна[1][4][8].

Интерьером центральной части ЦДА занимался архитектор Александр Власов. На первом этаже этого здания расположено крупное фойе (418,8 м², вмещает до 400 человек) — торжественный зал с белоснежными стенами, в котором проводятся выставки, встречи и другие мероприятия. Из него ведут мраморные лестницы в Большой (концертный) зал

(площадь сцены 90.7 м², аванзала — 156 м², зала — 282,5 м², вместимость — 435 мест) на втором этаже, барельефы на его на стенах изображаютгенеральный план столицы, Акрополь и Кремль, также зал украшен орнаментальным потолком. Из фойе есть деревянная лестница на нижний уровень, где расположен ресторан «Архитектор». Также фойе функционально соединено с особняком Лемана[2][4][8][11][12].

В декорировании нового здания использованы штукатурно-белые стены со скульптурными деталями, за счет чего создается единая композиция с другими постройками. В ЦДА также есть выставочный зал (площадь 418,8 м²), архитектурный коворкинг и библиотека, основанная в 1935 году (80 тыс. единиц хранения). В здании располагаются различные административные помещения: кабинеты аппарата Союза московских архитекторов, Международной академии архитектуры в Москве, Московского объединения ландшафтных архитекторов), мастерские молодых архитекторов[8][8][13].

Клубы, которые располагаются в ЦДА

  • Музыкальный клуб «МУЗ_ПРОЕКТ»
  • Архитектурный клуб «АрС»
  • Клуб интересных встреч
  • Рок-клуб ЦДА
  • Джазовый клуб «Все свои»
  • Дамский клуб «Одна вторая»
  • Вокально-оперная студия «Орфей»
  • Литературно-музыкальный салон «Шапировские вечера»
  • Клуб путешественников «Кентавр»[4]

В здании также находятся вестибюль с гардеробом и буфетом, конференц- и выставочный залы, которые функционально соединены друг с другом[14].

Архитектура[ | ]

Оформление фасада центральной части ЦДА, 2008 год

Внешние изображения
Центральный дом архитектора
[8]

Архитектурный ансамбль ЦДА включает в себя три здания: особняк Леман, центральную часть и новое здание[3][7].

Особняк является более тяжеловесным и эклектичным, построен в стиле неоготики. Северный фасад состоит из стены в три окна и двух слабовыступающих ризалитов. Покрыт высокой щипцовой кровлей с ажурными украшениями. Стены северного фасада должны были быть рустованными, окна — с замковыми камнями, ризалиты венчались пинаклями, шатровые завершения были покрыты черепицей. Архитектурно-художественный облик фасадов дошел до настоящего времени с частичной утратой декоративных элементов[1][3][7].

Центральная часть имеет вид фасада-декорации с тремя арочными порталами, украшенной светло-серым мрамором, красными керамическими плитками, искусственным белоснежным камнем и золотом смальты. Венчает фронтальную сторону постройки работа Владимира Фаворского — майоликовый картуш со схематическим генеральным планом столицы. Архитектор здания Буров вдохновлялся фреской итальянского художника Пьеро делла Франческа в церкви Сан Франческо в Арецо, где изображено похожее по архитектуре здание[3][7][9].

Культурная деятельность

Мероприятия в Центральном доме архитектора направлены прежде всего на популяризацию исторической и современной архитектуры, градостроительства, ландшафтного и интерьерного дизайна. Здесь проводятся конференции и встречи профессионалов, семинары по вопросам архитектуры, урбанистики, дизайна, строительства, по вопросам общественной деятельности членов Союза московских архитекторов[15]. Например, архитектурный фестиваль «Золотое сечение 2017»[16], конгресс молодых реставраторов[17], фестиваль «VII Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре»[18], заседание Совета по градостроительному развитию Москвы[19], международный архитектурный форум «Сохраним Пальмиру вместе»[20] и другие.

Помимо мероприятий, связанных непосредственно с архитектурой, в ЦДА проводится масса просветительских, научно-познавательных, культурных событий: концерты, выставки, творческие вечера[2], такие как: концерт Делии де Франс и группы Fogh Depot[21], новогодняя елка с песочной анимацией «Как Ежик с Медвежонком зиму зимовали»[22], выставка к 90-летию со дня рождения архитектора Евгения Васильева[23], осенняя выставка живописи московских архитекторов[24], выставка работ архитектора Марата Баскаева[25].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
    Особняк с корпусом служб и оградой А. Леман, 1896 г., арх. А.Э. Эрихсон. Фасад Дома архитектора, 1936-1941 гг., арх. А.К. Буров.. «Памятники архитектуры Москвы & области» (2016). Проверено 29 июня 2017.
  2. 1234Юлия Абдулбарова.
    Дом архитектора в Москве: история и современность. fb.ru (1 июня 2017). Проверено 1 июля 2020.
  3. Мария Подъяпольская.
    «Дом архитектора». um.mos.ru (1 июня 2017). Проверено 8 июля 2017.
  4. 12345678
    Центральный дом архитектора. domarch.info (2015). Проверено 1 июля 2020.
  5. ОСОБНЯК ЭРИХСОНА (2017). Проверено 16 июля 2020.
  6. Оттепель: показ коллекции Ulyana Sergeenko Demi-Couture осень–зима 2016/2017 в Москве. glamour (14 сентября 2016). Проверено 26 июля 2020.
  7. Экскурсии (2015). Проверено 26 июля 2020.
  8. 123456789
    Центральный дом архитекторов. Союз московских архитекторов (2015). Проверено 26 июля 2020.
  9. О ЦДА. Проверено 26 июля 2020.
  10. Центральный дом архитектора. ЦДА. Проверено 28 июля 2020.
  11. Библиотека ЦДА (2008). Проверено 30 июня 2020.
  12. Банкет. https://fb.ru/.+Проверено 7 июля 2020.
  13. Клубы. domarch.info (2015). Проверено 1 июля 2020.
  14. Залы и гостиные ЦДА (2015). Проверено 26 июля 2020.
  15. Центральный Дом архитектора (ЦДА). belcantofund.com (2017). Проверено 7 августа 2020.
  16. Пространство качества (11 апреля 2017). Проверено 26 июля 2017.
  17. «В Москве пройдет конгресс молодых реставраторов» (10 января 2017). Проверено 26 июля 2020.
  18. Фестиваль «VII Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре» (14 ноября 2016). Проверено 26 июля 2020.
  19. Заседание Совета по градостроительному развитию Москвы (2017). Проверено 26 июля 2020.
  20. Глава Союза архитекторов РФ рассчитывает, что форум по Пальмире станет ежегодным (22 мая 2017). Проверено 26 июля 2020.
  21. Илья Чекинев.
    Самые интересные концерты недели (29 мая 2017). Проверено 26 июля 2020.
  22. Песочная елка «Как Ежик с Медвежонком зиму зимовали» (23 ноября 2016). Проверено 26 июля 2020.
  23. Выходные в Москве: От питерского рока до ледовой сказки «Снежная королева» (26 ноября 2016). Проверено 26 июля 2020.
  24. Татьяна Иванова.
    Куда сходить в Москве на выходных 19 и 20 ноября. Газета «Метро» (18 ноября 2016). Проверено 26 июля 2020.
  25. Новая выставка стартовала в Центральном доме архитектора (8 ноября 2016). Проверено 26 июля 2020.

Интерьеры[ | ]

Семён Кожин «Гранатный переулок», холст и масло, 2005 год

Внешние изображения
Залы и гостиные ЦДА
[10]

Оформление интерьеров особняка также эклектичное, выполнено в стилях готики и барокко. Все крупные помещения ЦДА используются для массовых мероприятий. Композиционным центром является двухэтажный холл с парадной деревянной лестницей, арочной обходной галереей вокруг неё на втором этаже и световым фонарём. В особняке имеется Белая гостиная

(площадь зала 69,9 м², вместимость — до 50 мест) с камином и лепниной. В гостиной проводят различные мероприятия — от семинаров и пресс-конференций до литературных и музыкальных вечеров. Эта гостиная соединена с более камерной
Красной гостиной
(или комнатой № 7 площадью 30,9 м² и вместимостью до 15 мест), которая украшена антикварной мебелью и картинами. На втором этаже особняка расположена
Синяя гостиная
(43,9 м², до 30 мест), соединенная с арочной обходной галереей вокруг парадной лестницы. Её главным украшением являются три стрельчатых готических окна[1][3][7].

Интерьером центральной части ЦДА занимался архитектор Александр Власов. На первом этаже этого здания расположено крупное фойе (418,8 м², вмещает до 400 человек) — торжественный зал с белоснежными стенами, в котором проводятся выставки, встречи и другие мероприятия. Из него ведут мраморные лестницы в Большой (концертный) зал

(площадь сцены 90.7 м², аванзала — 156 м², зала — 282,5 м², вместимость — 435 мест) на втором этаже, барельефы на его на стенах изображаютгенеральный план столицы, Акрополь и Кремль, также зал украшен орнаментальным потолком. Из фойе есть деревянная лестница на нижний уровень, где расположен ресторан «Архитектор». Также фойе функционально соединено с особняком Лемана[3][7][9][11].

В декорировании нового здания использованы штукатурно-белые стены со скульптурными деталями, за счет чего создается единая композиция с другими постройками. В ЦДА также есть выставочный зал (площадь 418,8 м²), архитектурный коворкинг и библиотека, основанная в 1935 году (80 тыс. единиц хранения). В здании располагаются различные административные помещения: кабинеты аппарата Союза московских архитекторов, Международной академии архитектуры в Москве, Московского объединения ландшафтных архитекторов), мастерские молодых архитекторов[7][7][12].

Клубы, которые располагаются в ЦДА

  • Музыкальный клуб «МУЗ_ПРОЕКТ»
  • Архитектурный клуб «АрС»
  • Клуб интересных встреч
  • Рок-клуб ЦДА
  • Джазовый клуб «Все свои»
  • Дамский клуб «Одна вторая»
  • Вокально-оперная студия «Орфей»
  • Литературно-музыкальный салон «Шапировские вечера»
  • Клуб путешественников «Кентавр»[3]

Вход во двор ЦДЛ, 2008 год

В здании также находятся вестибюль с гардеробом и буфетом, конференц- и выставочный залы, которые функционально соединены друг с другом[13].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: