“По следам древнего человека Урала”: музей планеты Земля, палеопарк “Археос”, отдых на озере

Первый и единственный

Днем рождения Дарвиновского музея считается 1 октября 1907 года ─ в этот день молодой талантливый зоолог Александр Котс был приглашен на московские Высшие женские курсы для ведения практических занятий по анатомии животных и чтения лекций по дарвинизму. Будучи увлеченным биологом, Котс придерживался здравой идеи, что изучение зоологии немыслимо без наглядности (как сказали бы сейчас, интерактивности), и сумел убедить в этом руководство курсов. Ученому-энтузиасту предоставили специальное помещение для зоологической лаборатории в здании в Мерзляковском переулке. Перебравшаяся туда любовно собранная Котсом коллекция артефактов начала быстро разрастаться ─ на ее базе и возник первый и единственный, самый известный сегодня музей эволюции в России.

Трепет и мамонты

C Чуйского тракта — федеральной трассы Р-256, самой туристической и самой загруженной в Горном Алтае летом, — сразу виден огромный и яркий баннер: «ПАЛЕОПАРК». А вслед за ним в глаза бросается огромный скелет мамонта (как выясняется позже, это не мамонт, а его «прапрадедушка» — стегодон). На входе туристов встречают носорог и небольшие стилизованные металлические скелеты динозавров. А дальше — погружение в мир мамонтов, гигантских ленивцев, древних лохматых предков зубров и даже мира потустороннего — духов Алтая. А те, кто в начале 2000-х играл в популярный приключенческий квест Syberia, на тропах Палеопарка точно почувствуют себя в одной из локаций игры.

Свой собственный «палеоквест» автор проекта, 56-летний Игорь Гребнев начал 20 лет назад — финальной точкой стал 2020 год, когда удалось пройти весь путь от идеи до открытия площадки. Гребнев до 1994 года работал археозоологом в Институте археологии — подразделении СО РАН, готовился к написанию кандидатской, а потом и докторской диссертаций. С пути классической науки Гребнева сбила рабочая поездка в Японию, где он увидел, с каким пиететом японцы относятся к древностям.

«В Новосибирской области нашли часть скелета трогонтериева слона — это «дедушка» мамонта, и мне, как единственному человеку в институте, который занимался определением костей древних животных, поручили его реставрировать. Я занимался этим два года, а потом я с ним в 1992 году поехал на выставку в Японию, в Саппоро — город-побратим Новосибирска, и там увидел — трудно подобрать термин — даже не трепетное, не восторженное отношение к этому скелету. Японцы больше всех иных любят древности, особенно почему-то мамонта. За 1,5 месяца через выставку прошли 1,5 млн человек, для слона была написана музыка на каждый день недели, проводились вокруг него шоу, приглашали известных музыкантов — отношение было невообразимое», — рассказывает Гребнев.

К тому времени он уже понял, что такого отношения в России к древним находкам нет — что-то буквально валялось под ногами, но ни музеи, ни научные учреждения на это особо не реагировали. Вернувшись из Японии, Гребнев предложил своему институту создать подобный музей, но получил отказ. Однако это был период развала СССР, и частным организациям стало можно добывать палеонтологические останки и распоряжаться ими. Появилась и возможность создавать негосударственные музеи.

Игорь Гребнев Кирилл Кухмарь/ТАСС

Игорь Гребнев
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

«Почему-то я решил, что буду тем человеком, который изменит наше безразличие к прошлому, мне так хотелось привнести это трепетное отношение японцев к любой древности, когда ради того, чтобы посмотреть на скелет мамонта, приводят детей, стоят в очереди. Так воспитывается отношение к прошлому — к прошлому человечества, Земли — это дает позитивное начало для воспитания человека в правильном направлении», — поясняет Гребнев.

Не только биология

Коллекция Дарвиновского музея насчитывает свыше 400 тысяч единиц хранения, и это не только чучела животных, но также моллюски, ракообразные и уникальная коллекция кинофильмов и фотографий. Именно в музее Дарвина собрана крупнейшая в России коллекция анималистической живописи, графики, скульптуры прославленных отечественных мастеров ( В.В. Ватагин, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, В.А. Белышев, Д.В. Горлов, М.Д. Езучевский, Н.Н. Кондаков, А.Н. Формозов и другие). В экспозиционных залах выставлено около 5000 экспонатов, остальные находятся в хранилищах музея и появляются на временных и передвижных выставках.

Оригиналы и реплики

Гребнев рассказывает, что останки животных, которые были найдены в Сибири, — настоящие: скелет мамонта, носорога, пещерного медведя, бурого медведя, окаменелые рыбки. Большую часть откопал сам Гребнев. Скелеты животных, живших на других континентах, — копии, но очень реалистичные. Система копирования разработана давно и очень точна.

«Скелет стегодона на улице, который видно с трассы, — как раз копия. Он в единственном числе, был найден в Индонезии, это важный, значимый экспонат, многие музеи мира копируют и выставляют его, чтобы показать, чем мамонт отличается от стегодона. Гигантский ленивец — эндемик Американского континента, у нас их не было, он огромный и красивый. Ну и ленивец, и саблезубый кот — герои мультика «Ледниковый период», их дети знают и любят. У меня в Новосибирске работает реставрационная мастерская, что мы можем — делаем сами, вот в прошлом году появилась челюсть гигантской акулы — мегалодона, мы делали ее девять месяцев», — поясняет Гребнев.

Зато в павильоне стоит настоящий скелет мамонта. Гребнев говорит, что ему всегда везло на раскопки и находки. Он подчеркивает, что это самый полный скелет мамонта в России, с родными бивнями. Его части нашли в реке в 2006 году жители Чановского района Новосибирской области и позвонили археозоологу, а через несколько лет, когда вода в реке вновь сошла, удалось достать и остальные части скелета.

В Палеопарке можно увидеть не только останки древних животных, но и пройти по исторической тропе, которая рассказывает о древней культуре. Камни для тропы взяли прямо на участке — перевезли краном, расставили и сделали на них копии наскальных рисунков.

Здесь можно наглядно и доходчиво объяснить, что петроглифы — это наскальные изображения животных, сцен войны или охоты эпохи палеолита или неолита, разобрать, что там изображено и для чего, чем тюркские рисунки отличаются от скифских, что такое каменные бабы и оленные камни. В конце пути через этот своеобразный сад камней в горном антураже перед посетителем появляется реалистичный макет захоронения древнего воина — с мумией в погребальных одеждах и с подношениями. В другой стороне парка — картинная галерея художников Алтая.

«Я три года поработал и понял, что много художников в республике, которым негде выставляться, потому что даже в Горно-Алтайске, столице региона и единственном городе Республики Алтай, нет помещений. Они выставляются в каких-то маленьких галерейках, и я понял, что если построить помещение, то художники придут. Так и получилось», — говорит Гребнев.

Планов по развитию у Палеопарка много, но проблема одна — музеи в России сейчас нерентабельны. Главная задача — отбить затраты и выйти на уровень, когда не нужно вкладывать деньги из других бизнесов. Было предложение создать подобный объект в Крыму по франшизе, но этот проект так и не был реализован.

Все лучшее – детям

В рейтинге самых «детских» музеев Москвы Дарвиновский ─ один из лидеров: здесь есть все условия для того, чтобы юные посетители с пользой провели время. Суровых одергивающих словом и взглядом смотрительниц не найти, а многое можно и нужно трогать руками! В музее много интерактивных экспонатов и детских экскурсий, программ, мастер-классов, квестов. Все продумано для комфорта и развития познавательной активности малыша: экспонаты расположены на удобной высоте и снабжены этикетками, написанными вполне доступно и понятно даже для ребят дошкольного возраста. Сотрудники также составили полезный список советов и рекомендаций для родителей, собирающихся посетить музей с малышами (его можно найти на сайте).

Планетарий

О палеопарке в Дарвиновском музее наслышаны почти все: фигуры ярких представителей древности, обитавших когда-то на территории современной России (мамонт, мастодонзавр, амурозавр, килеск, «ужасноголовый ящер» эстемменозух и кистеперая рыба пандерихтис), встречают посетителей у входа в музей. А вот о Дарвиновском планетарии знают немногие. Программы цифрового планетария в музее Дарвина будут интересны как взрослым, интересующимся космическими научными исследованиями, так и детям. Им в доступной и популярной форме расскажут о строении Солнечной системы, звездах и созвездиях, расстоянии до Солнца и звезд, о температуре и размере Солнца. В планетарии музея доступны четыре программы, продолжительность каждой — 25 минут.

Папуасские соседи духов Алтая

Есть на площадке Палеопарка коллекция, которая хоть и не имеет отношения к мамонтам и палеонтологии вообще, но от этого не менее интересная. Огромный ангар отведен под коллекцию предметов культа и быта племен Папуа — Новой Гвинеи. Каждая маска, кошелек, часть лодки, деревянный идол здесь оригинальные — фактически Гребнев спас коллекцию от того, чтобы она стала дровами.

«Я эту коллекцию купил целиком случайно и не задорого. Был период, когда два года я работал в Иркутском университете археозоологом — как-то иду по старому Иркутску, смотрю — грубо говоря, бомж на папуасском стуле рубит топором что-то папуасское. Выяснилось, что он рубит дрова для печки и у него таких «дров» целый сарай. Ему дядька завещал дом, а дядька был торговым моряком в 40−50-х годах XX века, путешествовал, почему-то купил эту коллекцию. Я ее выкупил и потом восстанавливал значение предметов», — рассказал Гребнев.

Что-то энтузиаст идентифицировал сам, иногда обращался к специалистам. Он подчеркивает, что, несомненно, все это настоящее и такое собрание раритетов — единственное в России. Вероятно, где-то хранится еще коллекция исследователя Миклухо-Маклая, но достоверно это не известно — ведь все наследие ученого, по данным этнографов, составили только дневники и пара статуэток.

Здесь же в павильоне на зрителей со стен смотрят странные и непривычные лица — маска старейшины, которую надевали перед охотой, множество предметов и оберегов с символикой летучих мышей и обезьян. Эти тотемы непривычны для Горного Алтая, но в стилистику и суть Палеопарка вписались.

«Нигде в России ее никто не может посмотреть, она одна такая. Когда посетители спрашивают — откуда она здесь, мы смело говорим, что у нас есть несколько больших экспозиций, которые нельзя увидеть ни в одном музее России», — отмечает Гребнев.

Биологический кружок

В музее действует кружок юных биологов, куда принимают абсолютно всех исследователей природы и любителей путешествий с 11 лет и старше. Дети работают с микроскопами и ходят в экспедиции. Занятия кружка проходят в Ботаническом саду на проспекте Мира и в московских лесопарках, а практические мастер-классы — на Костромской биостанции. Кроме того, в музее работает еще несколько детских отделений самой разной направленности: изостудия, центр молодежного инновационного творчества «БионикЛаб», дошкольная развивающая академия.

Часы работы музея: 10:00 до 18:00 (кроме понедельника), бесплатный вход в третье воскресенье месяца.

ул. Вавилова, д. 57 Смотреть на карте

Тел. Экскурсионное бюро
darwinmuseum.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: