«Бумфест-2019»: комиксы как социальная практика и отражение современности


Дата и место проведения

Comic Con Russia 2020 в Москве пройдет с 1 по 4 октября. Площадкой для шестого межгалактического конвента станет павильон выставочного комплекса «Крокус Экспо» — стенды и игровые зоны займут тысячи квадратных метров. В первый день работать Comic Con будет с 10.00 до 18.00, приглашены представители прессы и специалисты, а также посетители с VIP-билетами.

Фото: Владимир Веленгурин

Почему стоит посетить

Первый Comic Com Russia прошел в Москве в 2014 году. Каждый год это событие собирает под одной крышей создателей культовых комиксов, звезд отечественного и зарубежного кино и сериалов, писателей-фантастов. Здесь можно в числе первых увидеть премьеры новых фильмов и опробовать последние версии видеоигр.

Московский фестиваль комиксов «КомМиссия»

КомМиссия, когда-то главный фестиваль комиксов Москвы и всей России, переживает не лучшие времена. Наметившееся было расширение фестиваля с разделением на весеннюю и осеннюю части подорвал кризис, а на посещаемости не в последнюю очередь сказалась цена билетов. Очередной переезд, застопорившаяся развеска выставок — комиксы иностранных художников в центральном зале повесили после открытия — всё безусловно сказалось на фестивале.

Основные мероприятия фестиваля разделены между майскими праздниками: блок 1-4 мая больше касался российских художиков и проектов, 8-11 мая прошёл с участием множества иностранных гостей. Хотя программа первых дней была насыщенной, по посещаемости такого не скажешь, полный зал еле-еле собрался в день открытия, а затем посетителей приходило только меньше. Особенно падение посещаемости заметно на фоне полных залов бесплатного «Дня открытых миров» (бывшая осенняя часть КомМиссии) или успеха однодневного МикроКомикона в Санкт-Петербурге в это году. Кстати, проходила КомМиссия на той же площадке, что и последний «День открытых миров» — в зданиях комплекса Artplay.

Артём Траханов с комиксом «Прибой» в итоге был объявлен победителем в категории «Высшая Лига» (участвуют только победители КомМиссии прошлых лет или авторы, имеющие опубликованные комиксы). Несмотря на работу с Image, суперзвездой он себя не считает. Напротив, по его презентации создалось впечатление, что он собрал все грабли художника, отправившегося покорять Америку. Каким-то чудом не пропустил письмо от сценариста Стива Орландо, искавшего именно русского художника. Нарисовал бесплатно пару десятков страниц для сборников, которые так и не вышли. Их совместная со Стивом работа «Прибой» заинтересовала Image, но рекламой пришлось заниматься самим, поскольку у издательства нет лишних рук. Пока рисовал «Прибой», отклонял предложения других сценаристов, потому что хотел полностью сосредоточиться на работе. В итоге после выхода комикса остался с одиночными заказами и сейчас ищет предложения. А «Прибой» получился слишком нестандартной серией, чтобы немедленно получить зелёный свет на продолжение. Артём не верил, что кто-то решится издать его в России, пока к нему не обратилось издательство «Комильфо». Однако на русском книжка вышла не полностью — из-за трудностей с правами были исключены все дополнительные комиксы за исключением нескольких страниц, нарисованных российским художником Ярославом Астапеевым.

Небольшой тираж определённо разойдётся под презентации комикса, а затем будет медленно таять. Поскольку недавно «Комильфо» заявило, что больше не будет делать допечатки, с решением о покупке лучше определиться раньше, чем спустя год.

Не обошлось без объявления новых лицензий. О том, что небольшое издательство «Рамона» приобрело права на комикс «Боун» Джеффа Смита, было известно до КомМиссии, но на самом фестивале вскрылись новые подробности. Комикс не просто будет выпущен цветными томами в переплёте, но станет одной из серий в коллекции «Эпик Вин», в которую войдут как классические, так и совсем новые комиксы. Ещё одну из лицензий этой коллекции «Рамона» объявит в ближайшее время.

«Комильфо» поставило свой анонс в 10 мая, отведённое для Дня манги и аниме, из-за чего появились предположения, будто издательство в самом деле отвлечётся от комиксов на мангу. Но давних поклонников «Комильфо» так просто с толку не сбить: на русском выйдет «Хоукай» Мэтта Фрэкшна и Дэвида Ахи, эту лицензию уверенно предсказывали, когда был анонсирован «Сорвиголова» Марка Уэйда. «Хоукай» настолько экспериментален и разнообразен, насколько это возможно для комикса о супергерое Marvel без суперспособностей. В первую книгу войдут выпуски 1-5, но когда дело дойдёт до других, то российские читатели увидят и 11 выпуск «с точки зрения собаки» (включён во вторую книгу, получил премию Айснера), и «немой» 19 выпуск (включён в четвёртую книгу).

«Истари комикс» долго копили лицензии, чтобы в один день оглушить всех поклонников манги и аниме. Объявления шли по нарастающей: «Якутия» Богдана и Жеки в печати? — ага, это ждали. «Первый отряд» дорисован, лицензия у АСТ истекла, поэтому её предложили «Истари комикс»? — нашлись читатели, которые помнят тот тонкий томик, вышедший четыре года назад. «Библиотека вампиров» Ли Сонён, от которой уже выходила одна манхва? — совсем новая серия, да ещё с правами на распространение в цифре! «Невеста чародея» Корэ Ямадзаки, набирающая популярность в Японии? — вот уж чего вряд ли ожидали. И заключительный аккорд — ранобэ Sword Art Online. Отныне вопрос «Когда же вы будете издавать ранобэ?» в среде любителей аниме и манги отпал, теперь от них зависит, ограничится ли дело одной громкой серией или будут другие. В любом случае, начатое «Истари комикс» бросать не собирается.

Традиционная ярмарка КомМиссии в этот раз поделилась на магазины комиксов и атрибутики и Аллею Авторов. Последняя под разными названиями (например, «Ярмарка самиздата») не раз проходила на фестивале, существенное отличие этого года — отсутствие фиксированного списка авторов. За один день с одного и того же столика могли торговать абсолютно разные люди, поэтому Аллее даже понадобилось своё расписание работы.

Торговать вышли все пять московских московских магазинов комиксов, причём некоторые расположились за соседними столами, поэтому было сложно понять, где заканчивается один и начинается другой. На скидки особо рассчитывать не стоило, только «28ой» (московский филиал одноимённого магазина издательства «Комильфо») ненадолго сбрасывал цены на комиксы «Комильфо» после презентаций, да Rocket Comics давали скидку 10% за исполнение вулканского салюта. Самой выгодной покупкой были бы комиксы Bubble по издательским ценам со стенда самого издательства. Магазины комиксов дополняли немногочисленные магазинчики фигурок и аксессуаров, примелькавшиеся по другим подобным фестивалям. В целом по интересности ярмарку КомМиссии легко бы за, открывшийся у входа в Artplay 10-11 мая.

По сути КомМиссия откатилась к первым годам существования фестиваля, с выставками сначала в Зверевском, а год спустя в Сахаровском центре, с той поправкой, что тогда не проходило даже ярмарки. Очевидно, что с форматом нужно что-то делать и организаторы это понимают. В конце концов, ради КомМиссии-2015 случилось эпохальное событие — всё-таки обновился сайт фестиваля и метод загрузки работ на конкурс! Хотелось бы верить, что организаторы учитывают также негативные отзывы посетителей и в следующем году на фестивале будет интереснее проводить время.

P.S. За кратким и безжалостным мнением о фестивале вы также можете обратиться к пятому выпуску подкаста CheckPoint.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: