Студия «Троицкий Мост»

Характеристики моста

Троицкий мост соединяет Марсово поле в Центральном районе с Троицкой площадью на Петроградской стороне. Это 10-пролетное сооружение раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролетом у левого берега.
Постоянные пролетные строения представляют собой сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Размеры пролетов (слева направо, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18.

Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Отверстие разводного пролёта — 43 метра в свету. Разводка производится с помощью гидравлической системы.

Левобережный постоянный пролёт перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. Правый берег соединен с металлической частью моста трехпролетной каменной аркадой длиной 89,9 метра. Аркада, построенная по проекту Г.Г. Кривошеина, представляет собой бесшарнирные каменные своды на свайном основании с тремя отверстиями, облицованные гранитом.

На постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки.

Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски — из красного полированного гранита.

Для освещения на мосту установлено 16 больших канделябров с тремя плафонами и 24 малых канделябра с одним плафоном.

Как сделан, внешний вид

Мост красивый, изящный и большой, при этом имеете сложную конструкцию. Наиболее интересен 5-ый пролет. Визуально пролеты похожи на арочные сквозные фермы. На самом же деле — это сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Самый большой пролет — средний, 96 м. Имеет арочные, клепаные, решетчатые фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление.

Разводится мост у левого берега, при помощи электромеханического или ручного привода. Открывается на максимальную ширину под углом 72º. Пролет — однокрылый. Перильное ограждение имеет гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.

Правый берег соединяет пролетную часть каменная аркада, ее длина — 79,88 м.

Освещается Троицкий мост 16-ю канделябрами, которые, в свою очередь, имеют по 3 плафона. Дополнительно есть 24 маленьких канделябра.

Решетка моста и фонари были спроектированы архитекторами Р. Патульяр и В. Шаброль в стиле французского модерна.

Если въезжать мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральные колоны-обелиски. На пьедесталах располагаются мемориальные доски. Они посвящены людям, стоявшим мост и другим событиям, связанным с этой достопримечательностью.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге - фото, описание

Проезжая часть и тротуар разграничены поребриком, высотой — 50 м. По оси располагается разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам, есть возможность спуститься к воде.

История моста

Первая переправа в этой части города появилась в 1803 году чуть выше по течению. Наплавной мост, который состоял из деревянных барок-плашкоутов, пересекал Неву от домика Петра Первого до Летнего сада. Переправа называлась Петербургский мост. А в 1827 году плашкоутный мост был построен на том месте, где мы привыкли его видеть. Он получил имя Суворовский — в честь площади, где стоит памятник великому русскому полководцу Александру Суворову.

Суворовский был самым длинным из наплавных мостов Петербурга, больше 500 метров, и выделялся своим пышным убранством. Порталы, перила, фонарные столбы с двуглавыми орлами — все чугунные архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.

В 1876 году на мосту открыли конную железную дорогу (конку, предшественницу трамвая). По рельсам, проложенным по укрепленному, тогда еще Суворовскому, мосту открытый экипаж везла пара лошадей.

В 1890-е годы власти Санкт-Петербурга решили навести постоянную переправу через Неву, провели международный конкурс. Среди участников была, в том числе, знаменитая фирма Александра Эйфеля, которая возвела Эйфелеву башню в Париже. Но лучшим был признан проект французской . Эта компания предложила новую технологию, позволявшую снизить расход металла. В те годы Россия и Франция сделали ряд политических шагов навстречу друг другу. В сентябре 1896 год, во время визита Николая Второго во Францию, был заложен мост Александра Третьего через Сену. А в августе 1897 года в присутствии президента Франции заложили Троицкий мост. Согласно специальному пункту договора, мост в Петербурге строили только российские рабочие и только из отечественных материалов.

Мост был сооружен 10-пролетный. Разводной пролет расположился у левого берега и представлял собой двурукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для пролетного строения в период разводки. Разводка производилась с помощью электромеханического привода. Средний, самый большой, пролет (96,4 метра) был перекрыт трехшарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с криволинейным очертанием нижнего пояса с консолями.

16 мая (29 мая по новому стилю) 1903 года, в дни празднования 200-летия столицы Российской Империи, состоялась церемония открытия моста. Присутствовал император Николай Второй и члены императорской фамилии. Царь нажал кнопку и привел в действие огромные электромоторы разводного пролета.

Новый мост получил имя Троицкий, по Троице-Петровскому или Троицкому собору на Петроградской стороне, который просуществовал до 1932 года.

В 1936 году двуглавых орлов, украшавших мост, заменили на пятиконечные звезды.

За свою жизнь мост претерпел несколько переименований. В 1918 году его назвали мостом Равенства, в декабре 1934 года — Кировским, в память о советском политическом деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 года ему вернули историческое наименование — Троицкий мост.

Мост ремонтировали несколько раз. В 1965–1967 годах была проведена полная реконструкция левобережной части и разводного пролета. Раньше это была двукрылая симметричная система — мост разводился в горизонтальной плоскости. Двукрылый разводной пролет заменили на однокрылый, и теперь крыло у Марсова поля поднимается вертикально, как и у других невских мостов. Разводной пролет оборудован современным гидравлическим приводом. На время ремонта движение не закрывали — соорудили временную переправу и проложили по ней трамвайные пути. Транспорт не прекращал ходить через мост ни на один день.

В 1977 году капитально отремонтировали проезжую часть и тротуары, также был выполнен ремонт поврежденной фасадной фермы. Летом 1991 года заменена гидроизоляция проезжей части без закрытия движения. Для изоляции металлических частей моста от поверхностных вод вместо традиционного рубероида был применен полиуретан — материал более эластичный и долговечный.

В самом конце XX столетия город принял решение о новой реконструкции Троицкого моста. Ремонт начался в октябре 2001 года, а 16 ноября 2002 года Троицкий мост торжественно ввели в эксплуатацию.

В ходе ремонта модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета. Восстановлен первоначальный архитектурный облик Троицкого моста: на обелиски вернулись двуглавые орлы и короны. Даже заклепки на пролетном строении заменили цилиндрическими болтами с полукруглыми головками исторической формы. Тогда же мост получил художественную подсветку. Обновили дорожное покрытие и трамвайные пути.

В 2006 году трамвай по Троицкому мосту ходить перестал. В октябре 2020 года на мосту было возобновлено трамвайное движение: вернулась знаменитая «тройка».

Троицкий мост и Троицкая башня

Сейчас Неглинная по всему своему руслу протекает под слоем асфальта. С ростом и развитием Москвы эта милая сердцу горожан речка становилась все более грязной, и под конец, попав в окончательную немилость, была сначала частично, а затем и полностью навеки заключена под землю. Вполне естественно, что через Неглинную издревле сооружались мосты. Среди историков существует мнение, что на месте нынешнего Троикого моста существовала более древняя каменная переправа, относящаяся к XIV веку. Она вела к воротам еще белокаменного Кремля, что позволяет говорить о ней как о самой древней кремлевской постоянной переправе.

В начале XVI века, в продолжение масштабных работ строительству Кремля, на Неглинной вдоль крепостных стен были сооружены каменные плотины и устроены шесть прудов. Эти гидротехнические сооружения позволили не только поднять уровень воды в речке, но и заполнить ее водами глубокий Алевизов ров, прорытый тогда же вдоль современной Красной площади. В 1516 году через Неглинную был устроен Троицкий каменный мост. Как и Кутафья башня, он возводился по проекту Алевиза Фрязина и стал неотъемлемой частью фортификации западной кремлевской стены. Новый мост стал одновременно и плотиной на Неглинной: некоторые его арки не были протечными.

Строительством Троицкого моста завершились долгие работы по устройству краснокирпичного Кремля-той крепости, которую мы видим и сейчас. Слева от моста, там, где сейчас пролегли тропинки Александровского сада, когда-то располагался пруд, в котором ловили рыбу и из которого набирали воду в случае пожара. Вдоль правого берега Неглинной по обе стороны от Троицкого моста во множестве расположились торговые лавки. После прокладки в начале XIX века вдоль кремлевских стен Александровского сада, по Троицкому мосту прошла граница Верхнего и Среднего садов. Тот мост, который мы видим сейчас, – это результат последней реконструкции 1901 года.

Троицкая башня, к которой ведет мост, когда-то была вторым по значимости после Спасской башни въездом в Кремль. Им пользовались царицы и патриархи. Название она получила в XVII веке по подворью Троице-Сергиева монастыря, размещавшегося за нею. Когда-то, до XVII века, эта башня не имела шатрового навершия, вид ее был суровым и торжественным. Перед входом в нее со стороны моста была устроена проходная стрельница с откидным мостом. Подвалы башни помнят средневековые пытки: во времена Ивана Грозного в них размещалась тюрьма. Троицкая башня является самой высокой кремлевской защитницей – ее нынешняя высота составляет восемьдесят метров.

В той нише, где сейчас располагаются башенные часы до революции 1917 года находилась икона Казанской Божией Матери – один из самых почитаемых на Руси образов Богородицы. Ее нахождение здесь было неслучайно, если вспомнить, что это была «женская», царицына дорога в Кремль. Над проездом «мужского», царского входа – Спасской башни – находилось изображение Христа. Внутреннее пространство башни разделено на шесть этажей, которые в настоящее время заняты студиями звукозаписи и административными помещениями. Это не удивительно, ведь сейчас здесь базируется главный музыкальный коллектив Кремля – Президентский оркестр России.
Александра Гурьянова

Дополнительная информация

Троицкий мост окружен легендами. По одной из них знаменитый летчик Валерий Чкалов, чтобы завоевать сердце своей невесты, совершил дерзкий полет под мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов». На съемках фильма в 1940 году каскадер-летчик Евгений Борисенко пролетал под мостом шесть раз.

На вершине моста есть точка, указывающая на его середину. Точку можно найти на перилах — там, где узоры решетки меняют наклон.

Ось Троицкого моста в северной части пересекает Пулковский меридиан.

Обзор с Троицкого моста включает в себя вид на Стрелку Васильевского острова и сразу на 7 других мостов:

  • Дворцовый через Большую Неву;
  • Биржевой через Малую Неву;
  • Иоанновский через Кронверкский проток;
  • Эрмитажный через Зимнюю канавку;
  • Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку;
  • Прачечный через Фонтанку;
  • Литейный через Неву.

Троицкий — единственный в Петербурге мост, который разводят в праздник выпускников «Алые Паруса». С 2005 года в разводной пролет моста в этот день медленно входит парусник, символ праздничного вечера.

История

В 1803 году в честь 100-летия города был построен первый плашкоутный мост. Он соединял Летний сад и Кронверкский проспект. Ему дали звонкое имя Петербуржский мост. С таким названием история и местные жители знали его на протяжении 20 лет.

В 1824 году Петербуржский мост обветшал и пришел в негодность. Власти решили начать строительства нового моста. Он должен был после завершения соединять Суворовскую и Троицкую площадь. В 1827 году была завершена отделка и сооружение моста. Проектами руководили Василий Петрович Лебедев, Петр Петрович Базена. Первоначально было принято решение назвать мост в честь Суворовской площади – Суворовский мост. Но, затем он был переименован в честь другой площади и стал носить имя – Троицкий мост.

Во второй половине 19 века город нуждался в постоянных переправах через Неву. Многие жители города просили власть построить новый мост. В 1878 году было написано коллективное письмо, в котором подробно описывалась ситуация и нужда в новой переправе, его подписали 322 домовладельца.

Но власть ни как не отреагировала на эту просьбу, и в 1882 году было отправлено второе заявление, оно собрало уже 3355 подписей у местных жителей. Вновь ответ не был получен, и уже в 1885 году было отправлено третье заявление о строительстве моста. После этого в 1891 году 9 октября Городская дума приняла решение о строительстве постоянного моста. После завершения всех работ, его хотели преподнести в качестве подарка на 25-летие брака Александра Третьего и Марии Федоровны.

В 1892 году в апреле месяце был объявлен международный конкурс на лучший проект для строительства моста. К осени были отобраны 16 проектов и еще 2 проекта вне конкурса. Александр Гюстав Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни, предложил 2 проекта. За проект под названием «Минор» Эйфель получил первую премию в размере 6 000 рублей. Городская управа выкупила и второй проект «Мажор».

Уже все шло к тому, чтобы в Петербурге появился Эйфелевой мост, но в судьбу проекта вмешалась другая французская фирма под названием «Батиньоль». Их проект кардинально отличался от других, они первые предложили консольно-арочную систему моста. Это позволило бы значительно уменьшить металлическую конструкцию. Естественно, данный проект выглядел более изящно и требовал минимальных финансовых вложений. Данный проект участвовал в конкурсе не официально, поэтому Городская Дума не смогла сразу принять его и одобрить.

До того как французы изобрели этот метод строительства моста, на территории России русский инженер Гавриил Степанович Семиколенов уже все знал в деталях о консольно-арочной системе. Ее преимущества в строительстве моста он доказал в 1871 году. Но вот свое изобретение архитектор не смог во время запатентовать, и поэтому был лишен всех юридических прав на данное изобретение. Французская запатентовала изобретение в 1893 году и стала законным обладателем данной системы строительства моста.

В 1894 году в июне месяце Городская Дума выдвинула вопрос об исключении французского проекта, и попытаться создать самостоятельный проект при участии русских архитекторов. Но, под влиянием большинства голосующих, французский проект не был исключен.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: