Церковь Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище


Достопримечательности Москвы openmoscow.ru

Покровский собор на Рогожском кладбище. Летний храм Рогожской старообрядческой общины. 1790-1792 гг. Архитектор Матвей Фёдорович Казаков. Рогожский поселок ул., 29, метро «Марксистская», «Таганская», «Авиамоторная» история адрес телефоны дни часы работы когда открыт где находится как добраться проехать пройти от на метро позвонить экскурсии фото виды достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru

История Рогожского кладбища Храмы Рогожского кладбища Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище (летний храм старообрядческой Рогожской общины) Церковь-колокольня Воскресения Христова на Рогожском кладбище Собор Рождества Христова (зимний (тёплый) храм Рогожской общины) Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище Здание Кладбищенской конторы-гостиницы Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси Поклонный крест в память об атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Ивановиче Платове Здание старообрядческого богословско-учительского института Восстановление пруда Рогожское старообрядческое кладбище. Некрополь Старообрядческая лавка народных промыслов Старообрядческая лавка здорового питания Где находится, как добраться

Рогожский старообрядческий посёлок (Рогожское старообрядческое кладбище) Рогожский посёлок ул., 29, метро «Авиамоторная» или метро «Римская» (пешком), метро «Марксистская» (автобус 51, 169), «Таганская» кольцевая (троллейбус №63, 26, 16)

История Рогожского кладбища

Рогожская старообрядческая слобода с конца XVIII века была центром для старообрядческих общин, располагавшихся но пути хлебного экспорта в крупные торговые города Поволжья. На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили огромные капиталы. От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб не только в России, но и в Англии.

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом — крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года.

По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (современное название — шоссе Энтузиастов) на земле, ранее принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка.

По Рогожской Заставе кладбище получило название Рогожского. Прежде всего на нём были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы, а также были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Первоначально кладбище представляло собой несколько рядов могил рядом с большим курганом, куда хоронили чумных. Эта могила и дала начало Рогожскому старообрядческому кладбищу. В начале XX века ещё сохранялся ветхий обелиск, поставленный на общей «моровой могиле». Надпись на обелиске говорила о том, что «Место сиё отведено для погребения усопших староверов в лето от сотворения мира 7279, вместо таковых, до сего бывших двух кладбищ, единаго у Донскаго монастыря, а другаго за Тверскими воротами». На сторонах обелиска можно было прочесть стихотворное описание чумы: «В числе множества удручающих смертных скорбей Моровая язва свирепее всех поедает людей. Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет, И самым древним старцам от неё пощады нет. Сия величайшая в мире на человечество напасть Издревле ужаснее браней наводит собой страсть, Хотя не всегда одинаково в людях тоя действие бывает, Но равно всех определениях лютостью своею убивает. Болящие чувствуют начало похуждения, Великие во всех членах расслабления. Руки и ноги у них так дрожали, Что подобно пьяным, шатаясь, упадали, Притом озноб и головную боль они ощущали, А внутренность их воспаления и жажда возмущали. Многие, обременялся жестокими рвотами И несносными судорожными ломотами, Затем изнурялись с большим резом и поносом, А иногда оказывались и кровотеченья носом. Все таковые следствия последних сил лишали И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли»

Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего. Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.

Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок. Посёлок разросся и стал центром старообрядчества России. В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала площадь более чем в 22 десятины (24,5 га). Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами, обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало, составив к 1845 году 1588 человек. Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством, вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и фабрикантов. Они не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные по тем временам деньги на покупку редких старинных икон и книг, которые передавали на кладбище. Рогожское кладбище славилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей. Соборы украшали собранные поколениями старообрядцев иконы рублёвского, строгановского письма. Перед ними стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в 12-ть и более килограмм.

Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 году с колокольни сбросили колокола. В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро. В советский период из 18,0 гектаров, принадлежавших старообрядческой обители 16 гектаров (более 80 процентов) территории было использовано для строительства зданий Московского завода автоматических линий и специальных станков. Не пощадили и братскую могилу умерших во время моровой язвы 1771 года, которая представляла собой большой холм в восточной части кладбища. На месте этого чумного захоронения был устроен взрыв, затем его разровняли, и на нём были выстроены детские ясли, просуществовавшие до 1970-х гг. Позже на этом месте построили институт. На северной части кладбища был устроен Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 1940-х гг. В настоящее время там расположились постройки НИИ пластмасс. В западной части кладбища, почти у самой его стены вдоль Старообрядческой улицы, была вырыта огромная яма. В начале войны 1945 года на кладбище часто приезжали машины с забелёнными окнами, в которых находились трупы. Трупы сбрасывали в эту яму, присыпав их лишь слоем песка. В следующий приезд труповозок трупы сбрасывали в яму и вновь поверх присыпали песком до следующего привоза. В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей. В настоящее время лужайка на месте этого страшного общего захоронения заполнена новыми одиночными могилами.

В 1993 году в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежащей ей территории и зданий этот вопрос был рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и главы Администрации Президента РФ С. А. Филатова. Постановлением Правительства Москвы №102 от 07.02.95 г. земля и здания духовного центра начали возвращаться Старообрядческой Церкви. В 1996 году был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожского кладбища. В 2005 году мэром Москвы Ю. М. Лужковым было подписано постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.

Храмы Рогожского кладбища Покровский собор старообрядческой Рогожской общины (Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы) Рогожский посёлок ул., 29

Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.

Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II.

После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.

Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.

И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».

При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.

В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати.

Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр.

Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).

Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.
Церковь-колокольня Воскресения Христова. С 1947 года — церковь-колокольня Успения Божией Матери Рогожский посёлок ул., 29, стр. 1
Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми. Именно её видят автомобилисты, проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов.

Колокольня возведена в 1907-1910 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Фёдоровичем Горностаевым. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест.

В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.

Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми. Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц.

Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку.

Здание колокольни использовалось под склад. После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии. Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.

В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.). Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари. У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую литературу.
Храм Рождества Христова Рогожской общины. Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова Рогожский посёлок ул., 29, стр. 2
Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.

Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила.

Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.

С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания. В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.

Храм был превращён в… столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище. В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил здесь базу игральных автоматов.

Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века. В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви.

25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.
Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище (Никольская церковь, церковь Николая Чудотворца) Рогожский посёлок ул., 1 а/29, стр. 1
В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николая. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины поповского согласия.

Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками Русской Православной Церкви и подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви. На строительство было дано благословение московского митрополита Филарета (Дроздова). Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.

Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками.

На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами.

Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой.

После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной Церкви. Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов. При храме действует воскресная школа и библиотека.
Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы Рогожский посёлок ул., 29, стр. 4
Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное, построено в XIX веке. До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч.

На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка.

После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием. После пожара от здания остались одни стены. Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии. Ныне реставрируется.
Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси Рогожский посёлок ул., 29
Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы с покойниками (морг). После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию старообрядческого архиепископа.
Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Ивановиче Платове
Напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове (1753-1818 гг.). На оборотной стороне креста надпись: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам». Надпись на камне рядом с крестом: «Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня»

Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его казаков-старообряцев. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки во главе с атаманом Платовым.

Как старообрядцы, они начали обращаться за исполнением своих духовных треб на Рогожское кладбище. А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая была при нём почти во всех воинских походах. После этого, как сообщает писатель Мельников-Печёрский «тогдашний начальник столицы дал им (старообрядцам) разрешение служить в этой церкви обедни». Таким образом, благодаря М. И. Платову старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища. Если до 1813 года литургии на Рогожском кладбище служились редко и в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то после ходатайства к московскому градоначальнику Платова литургии в центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во все двунадесятые праздники. Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.
Здание старообрядческого богословско-учительского института Ныне – средняя общеобразовательная школа №459 Подъёмная ул., 1/4
Здание старообрядческого богословско-учительского института построено в 1914-1915 гг. архитектором Ф. А. Ганешином. Здесь до 1918 году размещался институт, который приготовлял для старообрядческой церкви церковнослужителей. Этот институт являлся официальным учреждением для выполнения старинной традиционной функции Рогожского кладбища, как академии старообрядчества: начиная с момента основания кладбища именно отсюда расходились по всей старообрядческой Руси знатоки церковного устава, богослужебного чина, чтецы и певцы, перенимавшие традиции старины от ветеранов старообрядчества. Первым директором института был А. С. Рыбаков (отец известного историка академика Б. А. Рыбакова), председателем попечительского совета – С. П. Рябушинский. Ныне здание бывшего старообрядческого института надстроено и здесь размещается общеобразовательная школа № 459.
Пруд Рогожский поселок ул., 29
Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным уставом.

В XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту «Иордань», собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции. После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к уничтожению. В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него стали привозить и сбрасывать кучи мусора.

Так, на месте пруда образовалась свалка. После это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное запустение. Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж. К лету 2009 года городские власти приступили к восстановлению пруда.
Рогожское старообрядческое кладбище
Старообрядческая (бывшая — Войтовича) улица, 31 А, метро «Марксистская», автобус 51, 169, метро «Таганская» троллейбус №63, 26, 16 до остановки «Старообрядческая улица» («улица Войтовича») Рогожское кладбище открыто для посетителей: с мая по сентябрь — с 09.00 до 19.00, с октября по апрель — с 09.00 — до 17.00.

Рогожский некрополь — один из самых необычных в Москве. До революции здесь хоронили только староверов. И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник» так описывает похороны старообрядческого епископа на Рогожском кладбище: «Это знаменитое раскольничье кладбище. Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями… Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег…» Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины, Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Иловановы, Мельниковы, Морозовы, Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы, Свешниковы, Солдатенковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы, Шелопутины. Многие из этих захоронений утеряны в 1930-е годы, среди них могилы и надгробия Кузнецовых, Бутиковых, Солдатенковых, Рябушинских.

Выделяется склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых — под одной чугунно-монолитной крышей находятся несколько десятков могил. В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на котором выгравировано: «При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы Васильевича Морозова».

Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича Морозова (1770-1860 гг.). Здесь погребены его потомки: Тимофей Саввич Морозов (1823-1889 гг.), сын Саввы Морозова — мануфактур-советник, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Над его могилой часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту Ф. О. Шехтеля.

Рядом с часовней большой мраморный крест, выполненный скульптором Н. А. Андреевым. Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 гг.) — меценат и общественный деятель. Под массивным металлическим куполом усыпальницы покоятся как основатели прославленного рода, так и их потомки — наши современники. Одна из последних могил датирована 2003 годом…

Рядом с захоронением Морозовых за узорной металлической решеткой находится семейное захоронение купцов Соловьевых, известных торговлей шерстью. К сожалению, не сохранилась могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова, который вкладывал свои средства в строительство больниц, училищ, домов призрения, богаделен, среди которых больница имени С. П. Боткина.

Захоронение старообрядческого духовенства Архиерейская усыпальница представляет собой ряды белых восьмиконечных крестов и пять черных саркофагов, расположенных за старинной металлической оградой — это особо почитаемое место у старообрядцев. Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы: Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898 гг.); Аркадий (1809-1899 гг.) и Конон (1797-1884 гг.). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986 гг.), Геронтий (1872-1951 гг.), архиепископы Иринарх (1881-1952 гг.) и Иосиф (1886-1970 гг.). Среди крестов возвышается деревянный крест, под которым погребён старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915 гг.). При нем было совершено распечатывание алтарей, в Москве сооружено 15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован Старообрядческий институт. В 2003 году на этом участке был похоронен митрополит московский и всея Руси Алимпий (1929-2003 гг.), при котором началось возрождение старообрядческой жизни после советских времен.

Напротив архиерейских могил находилась семейная усыпальница известного фарфорозаводчика Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911 гг.). Ныне на месте, где стояла усыпальница, Московский фонд культуры установил бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову. Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. На надгробиях нет дат рождения покойных. На каждом надгробии писали имя и дату смерти умершего, возраст (вплоть до дней и часов), день ангела и принадлежность к сословию, а на некоторых – число лет, проведенных в супружестве и состав семьи.

После революции кладбище утратило свой старообрядческий характер. В 1930-1940-е гг. на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова (по другим источникам эти военачальники были захоронены в другом месте). В северной части кладбища, наиболее удалённой от входа — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях. Памятники из красного гранита поставлены над этими могилами в 2005 году к 60-летию Победы. Старообрядческая лавка народных промыслов «Путь к храму» Рогожский посёлок ул., 35 (расположена в здании зеркальной мастерской)

Одна из трёх старообрядческих церковных лавок Москвы. Открыта по благословлению преосвященнейшаго Корнилия, митрополита Московскаго и всея Руси. Потребность создать такую лавку появилась после проведения двух Старообрядческих ярмарок (на Жен-Мироносиц и на праздник Покрова). Ярмарки показали, что в России живет немало старообрядцев-мастеров, товар которых нужен в повседневной жизни не только прихожанам, но и всем людям, которым не чужда русская культура. В продаже — изделия мастеров-старообрядцев из разных регионов России. Здесь и корзины из Гуслиц и тканые пояса с Донской земли и Румынии, валенки ручной работы из Казанско-Вятской епархии и др. Широко представлена литература по традиционным ремеслам России, по народным обычаям и традициям, по русской архитектуре и традиционному костюму. Здесь можно подобрать и красивый сарафан и рубаху как праздничную так и будничную. Много одежды для детей, есть кафтаны из разной материи и разных фасонов. Здесь же можно заказать как отдельную вещь, так и целый комплекс одежды — например, к венчанию. Из аудио и видео записей большой выбор песен и духовных стихов из станиц и сел нашей Родины. В лавке есть русская игрушка и глиняная посуда, хромовые сапоги, казачьи пуховые платки и варежки, а также многое другое. Часы работы по будням, с 10.00 до 18.00, в выходные и праздники с 10.00 до 16.00. 8…906 062-79-95, 8…906 772-75-43

Лавка здорового питания Рогожский посёлок ул., 35

Лавка здорового питания находится напротив старообрядческой лавки народных промыслов. Молодые обаятельные старообрядцы торгуют экологически чистыми продуктами и изделиями народного промысла из Костромской области: мёдом, квашеной капустой, солёными огурцами, копчёной рыбой, клюквой, подсолнечным маслом, орехами, натуральными восковыми свечами и плетёными корзинами.
Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви Рогожский старообрядческий посёлок Где находится (адрес) Москва, Рогожский поселок ул., 29 Ближайшие станции метро метро «Авиамоторная», метро «Римская», метро «Марксистская», метро «Таганская» Как проехать или пройти от ближайших станций метро Если идти пешком — самый короткий путь от метро «Авиамоторная» или метро «Римская», если хотите воспользоваться общественным транспортом — от метро «Марксистская» (автобус 51, 169) или «Таганская» кольцевая (троллейбус №63, 26, 16) до остановки «Старообрядческая улица» («Улица Войтовича») Телефоны Приемная Митрополита Московского и всея Руси: Управление делами Рогожской старообрядческой общины: Справки по вопросам проведения богослужений и совершения таинств и треб (отпевание, исповедь, крещение, венчание): , Церковная лавка: Что почитать об истории Рогожского кладбища Чистяков Г. С. «Рогожские алтари — запечатлённая святыня». Информационно-издательский отдел РПСЦ — М.: Панагия; Языки славянской культуры, 2005. В. Е. Макаров «Очерк истории Рогожского кладбища в Москве (1771-1910 гг.)». Москва, 1998 г. Г. Маричева «История Рогожского посёлка — центра старообрядчества (Воспоминания)» Москва, 2007 г. «Сорок сороков» Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 4. Москва, Астрель АСТ 2004 г. Старинный Рогожский некрополь. Сборник статей. Составитель Ю. Н. Соловьёва — М., 2006
Куда пойти >>> Паломничество по святым местам православной Москвы

Все мужские и женские монастыри Москвы >>> Покровский женский монастырь >>> Высоко-Петровский мужской монастырь >>> Иоанно-Предтеченский женский монастырь >>> Новодевичий женский монастырь >>> Спасо-Андроников монастырь >>> Новоспасский мужской монастырь >>> Крутицкое подворье >>>
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Измайлово >>> Посёлок «Сокол» >>> Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>> Дом Моссельпрома >>> Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>> Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>> Дом-музей М. Ю. Лермонтова >>>
Где недорого поесть
Недорогие кафе и рестораны Москвы >>> Другие достопримечательности Москвы >>>

Общее собрание Рогожской старообрядческой общины в Москве сопровождалось скандалом

Безрезультатно завершилось Общее собрание Рогожской старообрядческой общины в Москве (Русская Православная Старообрядческая Церковь — РПСЦ), созванное 8 декабря по благословению предстоятеля этой Церкви Митрополита Корнилия (Титова) для подведения итогов Освященного Собора РПСЦ 21-22 октября и утверждения отчета делегата Собора, представлявшего общину. Как сообщает корреспондент Портала «Credo.Press», собрание прошло в Успенском храме под колокольней Рогожского кладбища под председательством настоятеля Покровского кафедрального собора РПСЦ протоиерея Виктора Жельцова и в присутствии Митрополита Корнилия. В собрании участвовало около 50 клирошан и прихожан с правом голоса.

Делегат общины на Освященном Соборе Олег Хохлов попытался сделал доклад о своей позиции на Соборе и призвал фактически осудить отказ Собора отлучить от Церкви председателя Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова. С подобными призывами Олег Хохлов выступал и на самом Соборе, но этот вопрос не был включен в соборную повестку дня.

Представители Рогожской казачьей станицы, вступившие в полемику с Олегом Хохловым, указали на использование им нехристианских методов борьбы со своими оппонентами (в частности, с помощью публикации карикатур), а также напомнили о недавней просьбе Хохлова о сотрудничестве, обращенной к редакции сайта «Русская вера», издаваемого Всемирным союзом староверов. Чтец Дионисий Севастьянов зачитал выдержки из своего доклада на Освященном Соборе, указывающие на провокационное поведение Олега Хохлова, которого Соборы РПСЦ уже призывали к отказу от подобных методов борьбы со своими собратьями.

Со стороны участников собрания прозвучали призывы вернуться к рассмотрению канонических препятствий для рукоположения в священный сан Митрополита Корнилия (главным из этих препятствий является его членство в атеистической партии КПСС после принятия Крещения), которые рассматривались Освященными Соборами РПСЦ 2007-08 гг. Со стороны присутствующих на собрании казаков также звучали высказывания о начале «священной войны» за чистоту старообрядческой Церкви, священноначалие которой в последние годы чрезмерно сближается с РПЦ МП и светской властью.

Собрание не смогло принять какого-либо решения по итогам своей работы и, по словам источника нашего Портала, было фактически сорвано. Некоторые участники собрания выражали недовольство, что подобные мероприятия, сопровождающиеся накалом эмоций, проводятся во время Рождественского поста.

По окончании собрания в помещении храма произошло столкновение части казаков с Олегом Хохловым, сопровождавшееся оскорблениями. Вскоре инцидент был урегулирован.

Комментируя случившееся в группе «Тишина фактов», Олег Хохлов заявил, что собрание прошло «мирно», «мой доклад был поддержан», «мне выразили благодарность». По его утверждению, на собрании не было казаков, кроме одного, который и вел собрание.

Опубликовано: 08.12.2019 в 18:46

Рубрики: Главные новости, Лента новостей

Москва старообрядческая: какая она? Рогожская слобода

В самом центре Москвы, около от Садового кольца на Таганке, есть необычный, пусть даже уникальный район — Рогожская слобода. Старообрядческая переулок, площадь Рогожская Застава (кто-то может запечатлиться в (память песню «Тишина за Рогожской заставою» с фильма «Дом, в котором я живу»), Кладбище — это все исторические места, же и сейчас везде идет своя обыденная жизнь.

Столица старообрядческая — это огромная тема. Вот-первых, именно здесь старообрядчество и зародилось (вспомним боярыню Морозову). Закачаешься-вторых, здесь же были приняты жесточайшие законы вопреки староверов.

«…и таких, за такую ерундистика, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, выжигать в срубе и пепел развеять

». («Двунадесять статей» царевны Софьи).

Наконец, несмотря нате гонения, именно московские купцы-старообрядцы на рубеже 19−20 веков заняли лидирующие позиции в экономической жизни дореволюционной России (вспомним добро бы бы Савву Морозова).

Годы страшных гонений способствовали сплоченности и взаимовыручке. Инда эмигрируя из России еще до революции, старообрядцы кардинально сохраняли язык, культуру и обычаи. Хоть в Австралии они живут, на худой конец в Латинской Америке.

Много старообрядцев всегда жило в Москве. Чаще на) все про все выходцы из крестьянских семей староверов из старых русских городов приезжали в Москву, начинали тут. Ant. там заниматься предпринимательской деятельностью, достигали больших успехов. Последнее — малограмотный только в силу трудолюбия, но и именно в силу взаимопомощи, принятой в этой общине.

С незапамятных времен на этом месте была ямская слобода. Задним числом того как старообрядцы приняли большое участие в ликвидации последствий эпидемии чумы 1771 возраст, Екатерина II выделила им участок для кладбища и церкви, поближе постепенно возник поселок, в котором селилось купечество. Вопреки на анафему и притеснения, этот «поселок в центре Москвы» развивался, в 1825 году тут. Ant. там жило уже 68 тысяч человек.

«Рогожская Родной край велика — в ней в конце шестидесятых годов было … девятнадцать церквей и пяток монастырей… Жизнь тогда была здесь замкнутая, постороннему едва невозможно было проникнуть сюда

». (П.И. Богатырев. «Московская давние времена»).

А еще в слободе были богадельни для престарелых и неимущих, стационар, приюты, типография, два училища, Московский старообрядческий поучающий институт.

Все это содержали разбогатевшие купцы-меценаты: знаменитые Морозовы, невыгодный менее знаменитый фарфорозаводчик Кузнецов (тот самый кузнецовский керамика), текстильные фабриканты Рябушинские, шелковые — Шелопутины, шерстные — Бутиковы, книгоиздатели Солдатенковы, первые русские оптики Трындины, промышленники Рахмановы, Мельниковы, владельцы кирпичных заводов Миловановы, торговцы коврами Мусорины, библиофил уникальных коллекций старопечатных книг Иван Царский и прочие.

Но эти купцы-меценаты содержали не только лишь старообрядческую слободу. А знаменитый МХАТ? А опера Зимина (ныне Кабуки оперетты)? А художественные галереи? А Городская клиническая больница имени. Боткина? А, извините ради выражение, революционное движение в России?

Все они и похоронены бери Рогожском кладбище. Пять поколений Морозовых — через основателя династии Саввы Васильевича до Саввы Тимофеевича, перитеций которого после таинственного убийства-самоубийства везли с Франции в мае 1905 года. Некрополь Морозовых целиком и полностью сохранился, в отличие от многих других захоронений. Который интересно: после революции на кладбище продолжали, безграмотный боясь, хоронить, ставя характерные кресты-голубцы.

А недалеко с кладбищем — потрясающий по своей красоте храмовый слабое место, всё там — объекты культурного наследия федерального значения.

Дацан святителя Николы Мирликийского

Очень нарядный, «убранный» храм в духе Русского узорочья. В советское час(ы) не закрывался, но его у старообрядцев отняли, передали единоверческой церкви, спустя некоторое время уже РПЦ.

Остальные храмы — старообрядческие.

Святилище (церковь Рождества Христова на Рогожском

Построен в псевдоготическом стиле по части проекту И. Д. Жукова в 1804 году. В 1812 году наполеоновские солдаты грабили святилище (церковь, на сохранившихся иконах видны следы сабельных ударов.

Покровский софия на Рогожском кладбище

Еще пару десятилетий отдавать это был самый обширный храм из всех московских (затем восстановили храм Христа Спасителя). А хотели построить до сего часа более обширный храм — больше Успенского собора в Кремле, пусть будет так митрополит Санкт-Петербургский Гавриил пожаловался Екатерине II в «безобразие». Храм «унизили» в буквальном смысле суесловие, алтари для острастки опечатали.

После Манифеста 1905 возраст «Об укреплении начал веротерпимости» алтари распечатали, а старообрядцы получи и распишись радостях в честь этого построили еще один вимана…

Храм-колокольня во имя воскресения Христова бери Рогожском кладбище

Эта колокольня всего лишь бери метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле. В Великую Отечественную войну, в некоторых случаях немцы стояли у Москвы, колокольню взрывали (слишком возвышенный и ясный ориентир), да только она устояла. А рында еще раньше выкупил Максим Горький и передал возьми хранение Константину Станиславскому во МХАТ (а куда но еще). В конце 20 века колокол вернул старообрядцам Священный Ефремов.

Внутреннее убранство храмов описать трудно. На) этом месте нужно просто понимать, что старообрядцы хранили и собирали уникальные и будь здоров древние ценности: дониконовские иконы новгородского и псковского корреспонденция, дораскольные древние книги и рукописи, богатую церковную сион. То, что у старообрядцев отбирали — уходило в экспозиции крупнейших музеев, отчего они сумели сохранить — частично дозволительно увидеть в храмах Рогожского поселка. Все они работают, вот всех, кроме первого, службы идут по старому обряду.

Большая деревня старообрядческая: какая она? Рогожская слобода — Мир округ нас на KeyNews.ru

Города большие и малые, их достопримечательности: с популярных до малоизвестных, порой и по сей денечек остающихся в тени. Природа и ее многообразие, а также всевозможные цель отдыха, с ней связанные: пикник, рыбалка, дайвинг, стараться и другие. Увлекательная информация о странах мира, о том, аюшки? нужно знать, отправляясь в путешествие, как бывалому туристу, манером) и новичку. Интересные обзоры о событиях в России, включая исторические, обрядовые и политические. Праздники, повествование их возникновения, сложившиеся веками традиции, а также варианты празднования: через корпоративных до домашних.

Поделитесь ссылкой и ваши авоська и нахренаська узнают, что вы знаете ответы на повально вопросы. Спасибо ツ

К единоверцам, на Таганку (ФОТО)

На всякий случай для начала разберемся с терминами — единоверцы — это старообрядцы в лоне Московского Патриархата. Они подчиняются священноначалию Русской Православной Церкви, поминают за богослужениями Святейшего Патриарха Кирилла, но служат по-старому, носят в храме (а порой и в обыденной жизни) своеобразные одежды и пользуются при молитве давно позабытыми в обычных приходах нашей Церкви четками-лестовками и подручниками (молитвенными ковриками для рук). Они практически не используют при богослужениях электрический свет, типографские иконы, современный шрифт в богослужебных книгах, крестятся двуперстием и поют знаменным распевом «по крюкам»…

Обо всем этом — наш фоторассказ из московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах, по которому нас провел его настоятель — священноигумен Петр (Васильев).

Храм Святителя Николы в Студенцах находится в центре Москвы — на Таганке. Церковь была передана единоверческой общине в 1994 году, когда единственный в советское время столичный единоверческий храм — Никольский на Рогожском кладбище — уже окончательно перешел в своей богослужебной практике на общепринятый реформированный (новый) обряд, а исторический центр московского единоверия на улице Новоблагословенной («новоблагословенным согласием» в XIX веке именовали единоверцев) — ныне Самокатной — также передали обычной православной общине.

Настоятель храма священноигумен Петр (Васильев) в 1990 году был пострижен в монашество, а затем рукоположен в диаконский (1991) и священнический (1994) сан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), в 2006 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел о. Петра во игумены.

Когда храм передали общине, его помещения еще некоторое время занимала типография (сама церковь второй половины XVII века была закрыта большевиками в 1930 году, после чего долгое время использовалась под самые различные нецерковные нужды, в том числе — общежитие). И лишь в 1996 году началась постепенная реставрация храма. В годы безбожной власти колокольня была снесена, а территория храма урезана больше, чем в два раза.

Многоярусный иконостас, спланированный и написанный лучшими мастерами-старообрядцами в традициях древнерусской иконописи, возводился постепенно около 10 лет. Автор проекта — Виктор Николаевич Милованов — скончался в преклонных годах, дождавшись завершения установки верхнего яруса иконостаса.

Одна из главных ценностей для любого старообрядца — богослужебные книги. В Никольском храме их очень много — начиная от первопечатных (XVI века) и заканчивая самыми «молодыми» — напечатанными в московской единоверческой типографии, существовавшей до революции 1917 года.

Каждый мужчина-старообрядец, активно участвующий в приходской жизни, в богослужебном обиходе носит озям (иначе — халат, кафтан) — аналог современного подрясника. Единоверцы — не исключение. На фото — о. Петр с членом Приходского собрания храма Святителя Николы в Студенцах, заместителем главного редактора газеты «Культура» Михаилом Тюренковым.

Свечи, у старообрядцев традиционно именуемые «свещами», используются исключительно восковые. В храме Святителя Николы в Студенцах можно встретить самые настоящие пудовые (без преувеличения!) свещи.

Алтарь Никольского храма относительно недавно был капитально отремонтирован и полностью расписан.

Старообрядцы (в том числе единоверцы) используют исключительно канонические трисоставные (восьмиконечные) кресты. В XVIII — XIX веках это было причиной частых споров со сторонниками богослужебной реформы патриарха Никона, но в итоге сегодня в большинстве обычных православных храмов также можно встретить восьмиконечные кресты.

Священноигумен Петр (Васильев) в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.

Служебник «Иововской печати» — книга была напечатана в 1602 году при первом Московском Патриархе — Святителе Иове.

Жертвенник в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.

Часть алтарной росписи — Рожество Христово (и это не опечатка — в старообрядческой традиции принято именно такое написание).

До революции к храму примыкала величественная колокольня (см. один из первых снимков), в дальнейшем она была разрушена большевиками, а потому сегодня таганские единоверцы пользуются скромной звонницей.

Кухня в храме Святителя Николы в Студенцах тоже исполнена в древнерусских традициях.

Озямы (они же халаты или кафтаны) студенецких прихожан.

До завершения реставрации храма еще достаточно далеко. Община — невелика, а внешней помощи в этом непростом деле единоверцы пока еще никогда и ни от кого не получали.

Старообрядческому храму — старообрядческий телефон!

Кадило (кацея) в храме тоже исполнено в древних традициях. Таким, кстати, может кадить не только священник или диакон, но и мирянин.

Отец Петр с гордостью продемонстрировал уцелевший закладной камень.

Автор материала Пелагея Тюренкова со священноигуменом Петром (Васильевым).

Несмотря на устойчивые стереотипы, современные старообрядцы совершенно не противятся современной технике: iPad на подручнике.

В церковной лавке при храме Святителя Николы в Студенцах — немало литых икон. Они намного дешевле писанных, долговечны и каноничны.

Рядом с церковной — лавка пирожковая. Старообрядцы изготовляют на удивление вкусную выпечку!

Всех желающих познакомиться со старым обрядом в лоне Русской Православной Церкви единоверцы приглашают к себе в храм. Но прежде, чем прийти на богослужение, рекомендуется подойти во внебогослужебное время, чтобы у настоятеля и прихожан была возможность рассказать своим гостям о богослужебных особенностях храма, к которым единоверцы относятся очень строго.

Адрес храма: улица Таганская, д. 20а, телефон – (495) 912–52–43.

Храм святителя Николы Чудотворца на Рогожском. Рогожский поселок

Никольский храм был первой деревянной церковью, построенной в 1771 г. на Рогожском кладбище. Через пять лет на ее месте на средства куп­цов-старообрядцев соорудили каменный храм Св. Николы. Более 80 лет цер­ковь принадлежала старообрядцам, однако в середине XIX в. власти передали ее единоверцам.

Пытаясь расколоть старообрядческое общество, правительство ут­вердило новый закон о купеческих гильдиях, согласно которому купечес­кий статус могли получить лишь члены синодальной Церкви. Чтобы не потерять купеческие права, часть старообрядцев решила перейти в едино­верие. В 1854 г. группа прихожан Рогожского кладбища во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным (1800-1884) обратилась к сино­дальным властям с просьбой передать единоверцам один из старообрядческих храмов. 23 сентября 1854 г. при активном содействии митрополита Филаре­та и городских властей Никольский храм был освящен как единоверческий. Из 36 домов, построенных старообрядцами в Рогожском поселке, 12 пере­дали новой общине. Единоверцы получили из храма и многие древние ико­ны. В ноябре 1854 г. в единоверие перешел и последний старообрядческий священник Рогожского кладбища Петр Русанов. В начале 1855 г. число единоверцев в новом приходе выросло до 1450 человек. В 1855 г. в храме был устроен придел святого равноапостоль­ного князя Владимира.

Так в Рогожском городке возникла еди­новерческая церковь, которую всемерно под­держивали церковные и светские власти. В Никольском храме богослужение соверша­лось по-старому дониконовскому чину, однако в иерархическом отношении он подчинялся московскому митрополиту.

В 1863-1866 гг. на средства купца Никандра Матвеевича Аласина Никольский храм был перестроен по проекту архитекто­ра В.Н. Карнеева. Рядом с храмом возвели высокую трехъярусную колокольню, а сво­ды церкви подняли на три аршина. Вместо Владимирского придела в 1872 г. был устро­ен северный придел во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 г. — южный придел во имя Божией Ма­тери Троеручицы. Благодаря обилию декоративных украшений (шатровые навершия с кокошниками на колокольне, оконные наличники, оригиналь­ная обработка барабанов) храм приобрел черты древнерусской постройки XVII в. О сложной истории этого памятника архитектуры напоминает текст на мраморных досках внутри храма. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Самый большой из них весил 360 пудов.

После революции 1917 г. храм не закрывался, хотя в годы лихолетья были сняты и переплавлены колокола. В 1920-е гг. власти передали Покровский придел Никольской общине беглопоповцев (Древлеправославная Церковь). Главный же храм и южный придел в честь иконы Бо­жией Матери Троеручицы оставались в руках единоверцев, хотя число прихожан уменьшалось с каждым годом. К 200-летию Николь­ского храма (1971 г.) была проведена рес­таврация, и в нем состоялось торжественное богослужение единоверцев. В 1960-е гг. еди­новерцы остались в правом приделе во имя иконы Божией Матери Троеручицы. Тогда же в главный храм и была перенесена ико­на Божией Матери Троеручицы. В 1988 г. немногочисленная единоверческая община перешла в храм Михайловской слободы Мос­ковской области. В 1993 г. община Древлеправославной Церкви (беглопоповцы) так­же покинула храм и переехала в переданную им властями церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице. Таким образом, Никольский храм Рогож­ского кладбища постепенно перешел в ведение Московской Патриархии.

В главном Никольском приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери Троеручицы, Иверская, Казанская, Всех Скорбящих Радость, Не­чаянная Радость, а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же находятся иконы Трех Святителей, священномученика Ермогена (с час­тицею мощей), благоверной княгини Анны Кашинской (с частицею мощей) и святителя Николая Мирликийского с жи­тием. Образ святителя Николая — древ­ний, северных писем, передан в храм в 1850-е гг. наследником Российско­го престола великим князем Николаем, сыном императора Александра II. Пе­ред передачей в храм образ был положен митрополитом Филаретом на мощи свя­тителя Алексия в Чудовом монастыре. В храме образ называют «Никола Приснодействующий», то есть всегда действующий. В правом приделе находятся большие иконы Господа Вседержителя, Святителя Николая и почитаемый образ Божией Матери Феодоровской.

В 2007-2008 гг. Покровский придел был отреставрирован — здесь со­оружен новый, под старину дубовый иконостас.

В. Ф. Козлов. Москва старообрядческая. Москва. 2011.

История

В 1771 году возле Рогожского кладбища была построена деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца.[2] В 1775 г. на этом месте московские купцы-старообрядцы возвели храм. Он, также как и часовня, стоящая на его месте был освящен во имя святителя Николы. В 1854 году храм был отнят у старообрядцев и переосвящён в единоверческую церковь. Первоначально храм был построен в стиле классицизма. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан в псевдорусском стиле. Перестройка осуществлялась в 1863—1866 годах по проекту архитектора В. Н. Карнеева. Заново была построена трёхъярусная колокольня с шатровыми завершениями и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества из XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. Ввиду того, что храм был освящен единоверцами, он стал официально называться Николо-единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.

В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, которая сейчас снесена. В 1988 году храм был целиком передан Русской Православной Церкви.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: