МОСКОВСКИЙ ГРИГОРИЕВСКИЙ ХРАМ В ДЕРБИЦАХ

Исторические очерки о храме Григория Неокесарийского

Храм в честь святителя Григория Неокесарийского, что находится в Москве на Полянке, имеет очень древнюю историю. Первоначально он был срублен из дерева по приказу князя Василия II по прозвищу Темный. Согласно легенде, сделано это было в знак благодарности Небесам за избавление от татарского пленения.

Легенда о постройке храма

Сегодня от того деревянного сооружения не осталось и следа. На его месте возвышается величественный каменный храм. Но еще тогда, когда это место представляло собой пустырь, князь Василий, пребывая в Орде, поклялся Богу, что на том месте, с которого увидит Московский кремль, построит храм и освятит его в честь того святого, память которого будет праздноваться в тот день. Увидеть крепостные стены столицы ему было суждено 30 ноября 1445 года. По православному календарю в этот день празднуется память святителя Григория Чудотворца из Новой Кесарии. Это обстоятельство и определило судьбу будущей церкви, известной сейчас как храм на Полянке Григория Неокесарийского.

История постройки

Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.

Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.

В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.

Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.

Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.

Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.

Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.

В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.

В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.

Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.

1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.

До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

Новое строительство

Деревянная церковь простояла до XVII века. В 1669-1679 годах подле нее вырастает каменный храм. Произошло это по инициативе царского духовника, священника Андрея Савинова при помощи государевых пожертвований. Церковное благословение на постройку дал патриарх Никон, а вот освящать законченный храм Григория Неокесарийского пришлось уже патриарху Иоакиму. Строительством руководили лучшие зодчие, каких удалось найти на то время. История сохранила для потомков их имена: Карп Губа и Иоанн Кузнечик.

Новую деревянную церковь построили временно, до строительства каменного храма

Учёные говорят о том, что строительство новой деревянной церкви началось не позднее 1632 года на месте сгоревшего храма. Стоит отметить, что уточняя местоположение церкви Григория Неокесарийского, местные жители называли и называют её по-разному: в Кадашеве, в Дербицах, при Полянке.

Наиболее распространёнными стали два последних варианта. Так Дербица по В. Далю — «замшелая, залежалая земля», а Полянка — это рынок.

К началу нашего века храм Григория Неокесарийского стал называться «на Полянке». В наше время на месте расположения первоначального храма стоит стандартный жилой дом.

Район, где размещалась церковь, заселялся царскими стрельцами, а также ткачами. Позже здесь расселились купцы, мещане и ремесленники. Кроме того, рядом со зданием храма князья Трубецкие выстроили свою усадьбу.

1667

в этом году начали строить новый каменный храм Григория Неокесарийского

Новый каменный храм стали строить в 1667 году рядом с деревянным. Это сделано для того, чтобы иметь возможность проводить богослужения во время строительств в старой церкви. После того как собор построили, старую церковь разобрали, произошло это в правлении царя Фёдора Алексеевича. На её месте установили увенчанный крестом белокаменный обелиск.

Возведение храма в честь святителя Григория началось по благословению Патриарха Никона Андреем Савиновым (Постниковым). Его в 1660 году назначили настоятелем старой деревянной церкви.

Царь Алексей Михайлович тесно дружил с ним, сделал его в 1665 году своим духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. Он частично заменил царю впавшего в немилость Патриарха Никона. Эти объясняется то внимание, с которым относился Государь к строительству новой церкви.

Архитектура и декор церкви

В архитектурном отношении в храме Григория Неокесарийского отразилась стандартная для того времени московская практика церковного строительства, предполагающая пятиглавие и шатрового типа колокольню. Декорирование храма было выполнено с помощью изразцов и растительного орнамента. Авторство их принадлежит человеку, которого мы также знаем по имени. Им был знаменитый в то время гончар Степан Полубес.

К разработке проекта храма в отношении того, что сейчас назвали бы дизайном, приложил руку сам царь Алексей Михайлович. Именно он распорядился выкрасить храм Григория Неокесарийского в красный цвет под кирпич, а шатер покрыть белилами и бирюзой. В итоге церковь получилась настолько красивой, что в народе ее так и прозвали — Красная церковь. Иконостас писали царские художники и иконописцы, руководил которыми небезызвестный Симон Ушаков. Его авторству в этом проекте принадлежит, например, образ Божией Матери «Елеуса-Киккская». Разумеется, сейчас он находится не в храме, а среди экспонатов Третьяковской галереи.

Храм святителя Григория Неокесарийского — памятник архитектуры

Храм Григория Неокесарийского в Дербицах — это православный храм. Он расположен в Москве в районе Якиманка. Он относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Храм признан памятником архитектуры XVII века.

Храм возведён в честь святителя Григория Неокесарийского. Он прославился своей подвижнической жизнью и борьбой с язычниками. В 264 году епископ Григорий участвовал в Антиохийском Поместном Соборе, созванном против еретика Павла Самосатского, ложно учившего о Пресвятой Троице и отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа.

Он автор множества богословских работ и Символа веры, который весьма почитается в православном мире и называется Символ веры Григория Чудотворца.

Церковь в войну 1812 года

Во время событий 1812 года храм на Полянке Григория Неокесарийского также отличился. Если в отношении прочих церквей французы позволяли себе акты вандализма и сожгли многие культовые сооружения наравне с обычными домами, то в данном случае они повели себя беспрецедентно. А именно: в храме Григория Неокесарийского дежурили солдаты, в задачу которых входила защита здания от разграбления и от огня. Французские бойцы носили в ведрах воду, чтобы уберечь его от повреждения пожаром, опустошившим столицу. По этому поводу Наполеон сокрушался, говоря, что если бы только это было возможно, он положил бы эту церковь на ладонь и отвез в Париж.

Исторические очерки о храме Григория Неокесарийского

Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке

?Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri
) wrote, 2015-06-21 11:34:00Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri
2015-06-21 11:34:00Category:Не буду излагать свою точку зрения, расскажу словами Андрея Андреевича Вознесенского. Из книги «Прорабы духа».

На углу Полянки, занятый какой-то конторой, полыхал шедевр нарышкинского барокко – «красная церковь Григория Неокесарийского при Полянке». Красной она звалась не только из-за алого фона с белыми деталями на нем. В ней присутствовала кровь людского страдания.Для меня она всегда была храмом Андрея.

Андрей Савинов, духовник тишайшего Алексея Михайловича, служил ранее в деревянной церкви, стоявшей на этом месте. Именно он обвенчал царя с красавицей Натальей Кирилловной Нарышкиной.Это была не просто свадьба. Царь женился на воспитаннице А. Матвеева, носительнице мировоззрения новой России, образованной, норовистой, которая потом родит ему Петра. Милославские лютовали.

Савинов стал задушевным другом царя. И, конечно, уговорил того построить каменный храм.О вкусе и характере Андрея Савинова мы можем судить по размашистой цветастости постройки. В ней не было молитвенной отрешенности новгородских и псковских созданий. За этим стоит философия. Савинов был озарен земными соблазнами. Он бражничал с царем.

Мы читаем в «Дворцовых разрядах» от 21 октября 1674 года: «…да у кушанья же был у Великого Государя духовник Великого Государя Андрей Саввиновичь. И его Вел. Государя тешили, и в органы играли, а играл в органы Немчин, и в сурну и в трубы трубили, и в сурепки играли.

Обратите внимание

Государь жаловал своего духовника и бояръ вотками, ренским и романеею и всякими разными питиями, и пожаловалъ ихъ своею государевою милостию: напоилъ ихъ всехъ пьяныхъ».За столом Андрей приятельствовал с Симеоном Полоцким, воспевавшим в орнаментальных виршах новый дворец.

А какие сочные, образные имена строителей храма, выбранных нашим подвижником! Храм построен крепостным крестьянином Карпом Губой под наблюдением каменных дел подмастерья Ивана Кузнечика. Прямо Гоголь какой-то!Как в большинстве строений XVII века, это бесстолпное пятиглавие на четверике. Архитектура лукавит, темнит, придуряется, скоморошничает.

Сложена она из знаменитого подмосковного мячковского камня, по имени деревни возле Быкова, где была каменоломня. Яркая, светская, бесшабашно дерзкая, это лучшая из всех московских церквей XVII века. Есть в ней гармония и одновременно какая-то душевная тяжесть, словно в ней таится тревога, предчувствие страдания за красоту.И еще один, может быть главный, смысл таила эта красная архитектура.

Венчание царя было важнейшим событием в жизни Андрея Савинова. Прораб духа становился прорабом истории.Видная всей округе, новая красота была отлично заметна из-за Москвы-реки, из Кремля. Она возвышалась над стрелецким – Замоскворечьем – восхищала и отвращала. Ока провозглашала торжество Нарышкиных и всенародно ославила Милославских.

И вольно или неосознанно сквозь ее нарядный силуэт проступал образ статной августейшей красавицы, молодой невесты России, в огненном наряде с белой оторочкой и зеленой накидкой на плечах, увиденной влюбленным взором создателя.

Как колокольня алая, пылая шубкой яро, Нарышкина Наталья стоит на тротуаре.

В той шубке неприталенной ты вышла за ворота, Нарышкина Наталья, Как будто ждешь кого-то? В чужом бензинном городе глядишь в толпу рассеянно, слетают наземь голуби, как шелуха от семечек. Я понял тайну зодчего, портрет его нахальный, и, опустивши очи,

шепчу тебе: «Наталья…»

Добром все это не могло кончиться. Открыть свое детище в 1679 году Савинову не удалось. Едва царь укатил в свое любимое Преображенское на «комедиальные действа» и соколиную охоту, где три тысячи соколов и двести тысяч голубей отвлекали его в небо от городских забот, как вольный духовник был арестован патриархом Иоакимом.

«Яким, Яким!» – стыдил сего патриарха Аввакум. Андрей Савинов был посажен на цепь.Виной ему вменялся блуд, влияние на царя и то, что он «церковь себе воздвеже без патриаршего благословения». Вернувшийся царь не сумел спасти любимца, лишь поставил двадцать стрельцов сторожить, чтобы его не кокнули.

Впоследствии Андрей был лишен сана и умер на Севере, сосланный в Кожеозерский монастырь.До сих пор, как замерзшие слезы, туманятся в тоске по нему изумрудные изразцы на Полянке.

Мастер изразцов этих, ценинный мастер Степан Полубес, понятно, был товарищем и сотрапезником нашего подвижника.

О его художествах свидетельствует темпераментное буйство фриза – это знаменитый «павлиний глаз», где основа изразца – синий глубокий фон.

Далее стихотворение Андрея Андреевича, так и называющееся «Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке».

Названье «Неокесарийский» гончар, по кличке Полубес, прочел как «неба косари мы», и ввёл подсолнух керосинный, и синий фон, и лук серийный, и разрыв-травы в изразец.

Важно

И слёзы очи засорили, когда он на небо залез. «Ах, отчаянный гончар, Полубес, чем глазурный начинял голубец? Лепестки твои, кустарь, из росы. Только хрупки, как хрусталь, изразцы.

Только цвет твой, как анчар, ядовит…» С высоты своей гончар говорит: «Чем до свадьбы непорочней, тем отчаянней бабец. Чем он звонче и непрочней, тем извечней изразец. Нестираема краса — изразец.

Пососите, небеса, леденец! Будет красная Москва от огня, будет чёрная Москва, головня, будет белая Москва от снегов – всё повылечит трава изразцов. Изумрудина огня! Лишь не вылечит меня. Я к жене чужой ходил, луг косил. В изразцы её кровь замесил».

И, обняв оживший фриз, белый весь, с колокольни рухнул вниз Полубес! Когда в полуночи бессонной гляжу на фриз полубесовский, когда тоски не погасить, греховным храмом озаримый, твержу я: «Неба косари мы.

Косить нам – не перекосить».

Источник: https://leonovvaleri.livejournal.com/93231.html

Храм сегодня

В настоящее время, кроме этой святыни, в данном храме имеются частицы мощей множества других святых, что представляет определенную ценность в глазах верующих. Кроме основного престола в честь указанного отца церкви, функционируют еще два — в память святителя Григория Богослова и в честь иконы Божией Матери «Боголюбской». Настоятелем церкви в данный момент является епископ на покое Иероним (Чернышов).

Исторические очерки о храме Григория Неокесарийского

Святыни храма

• Частица мощей свт. Григория Неокесарийского (эта частица была подарена царицей Параскевой Феодоровной князю Григорию Волконскому. В 1811 ? году князь передал частицу в храм. В 1998 году митрополит Сурожский Антоний (Блум) вернул утраченную святыню) • Частица мощей свт. Григория Богослова • Чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери • Частица мощей блж. Матроны Московской • Частица мощей вмч. Димитрия Солунского Мироточивого • Частица мощей вмч. Целителя Пантелеимона • Частица Креста Господня • Частицы мощей свт. Филарета и свт. Иннокентия Московских • Частицы мощей Святых отцов Киево-Печерских и других святых, в числе которых великомученица Варвара, мученик Трифон, Иероним Стридонский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Митрофаний Воронежский, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский, Тихон Задонский, Пимен Великий, Нил Столбенский, Давид и Афанасий Серпуховские, Симеон Верхотурский

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: