МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В НОВОЙ СЛОБОДЕ


Это сейчас храм Николая Чудотворца на Щепах буквально зажат со всех сторон высотными современными домами и офисными зданиями. А когда-то он стоял на горе, которая называлась Воронухиной (или Варгунихиной), и словно парил над Бородинским мостом. Рядом с церковью находилась смотровая площадка, откуда открывался прекрасный вид.

Изначально, еще в XVI веке, это была просто лесистая местность. Но в 1591 году там, где сейчас пролегает Садовое кольцо, возвели крепостную стену. Возникшее за укреплениями «Подмосковье» начали, как сейчас сказали бы, активно осваивать. Тогда же здесь возник Государев Щепной двор, сначала поставлявший древесину исключительно для царского двора. А еще открылся трактир, хозяйкой которого была некая стрелецкая вдова Варгуниха…

Шло время, и Щепной двор расширил число своих клиентов: в деревянной Москве постоянно вспыхивали пожары, уничтожавшие порой целые кварталы. И жителям приходилось в срочном порядке отстраиваться заново. На Щепном же дворе быстро сообразили, что городу нужен не просто строевой лес, а запас готовых срубов. Так что сюда, к Варгунихиной горе, сгоняли бревна, извлекали их из воды, просушивали и собирали дома. Потом пронумеровывали, разбирали и складировали -до момента продажи.

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Охранный статус и состояние храма[ | ]

До 2000-х годов здание, несмотря на солидную историю, не имело какого либо охранного статуса[3][5].

В начале 2000-х годов проводилось историко-архитектурное обследование здания. Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки — и церковной, и административной. Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о реставрации, при этом отмечалось нецелесообразность сноса советской постройки, имеющей по мнению специалистов ценность, как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» так и места, где на протяжении многих лет работали лучшие советские мультипликаторы. Также отмечалось, что в случае сноса административного здания «Союзмультфильма» и восстановления бывшего на его месте храма, алтарные абсиды выйдут на проезжую часть улицы[6].

Колокольня храма в октябре 2020 года. Пристройка снесена.

16 ноября 2004 года рабочая группа экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям, осмотрев здание, постановила: «принимая во внимание утрату основного объёма храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести [здание] к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». 30 декабря того же года решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий[6].

28 декабря 2005 года решением Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма («Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С. Ф. Воскресенский, Н. С. Курдюков, 1904 г.») отнесено к объектам историко-градостроительной среды[6].

19 сентября 2006 года в постановлении правительства Москвы № 706-ПП было указано, что здание храма находится в границах объединённой охранной зоны № 141 и «является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия»[3].

Журналисты, писавшие о здании храма в 2010-е годы, отмечали его плохое состояние. В 2011 году «Коммерсантъ» констатировал: «в зданиях „Союзмультфильма“ капитальный ремонт не проводился уже полвека, а в 30 % помещений из-за ветхости труб вообще нет центрального теплоснабжения»[29]. В 2020 году Анар Гасимов отмечал, что красный кирпич, из которого были вытроены колокольня и трапезная, потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, во многих местах осыпался[30].

В мае 2020 года активисты московского штаба Общероссийского народного фронта констатировали, что храм нуждается в реставрации: старая кирпичная кладка разрушается, колокольню лишили купола и колоколов, окна выбиты, вокруг — покосившийся забор с колючей проволокой. В связи с этим представители ОНФ сформировали пакет документов для заявки в Мосгорнаследие о признании храма с его многовековой историей объектом культурного наследия. Координатор движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов о[3].

Новый каменный Никольский храм на щепах

Так или иначе, построенная в 1649 году церковь со временем была уничтожена все тем же безжалостным «красным петухом», а в 1686 году Патриарх Иоаким дал добро на возведение нового каменного храма. На строительство активно выделяли деньги члены царской семьи — главный крест, венчавший церковь, украшает корона.

Рядом с новой узорочной церковью возвели здание приходской школы. В начале 1770-х годов в трапезной Никольского храма устроили придел Симеона и Анны Пророчицы. Инициатором его создания стала супруга титулярного советника Михаила Иванова — Анна Ивановна.

XIX век

Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.

Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Николая Чудотворца на Щепах, храм

Храм святителя Николая Чудотворца на Щепах (Николощеповская церковь)

— православный храм, в районе Арбат, на углу 1-го Смоленского и 2-го Николощеповского переулков.

По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне 1-й, 2-й и 3-й Николощеповские переулки (3-й Николощеповский переулок в 1957 году был переименован в проезд Шломина).

Из истории:

  • История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий.
  • Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 году в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку).
  • Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н.И.Финисова был построен северный придел церкви.
  • В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра».
  • В 1993 году храм был возвращён верующим.
  • Богослужения возобновлены в 1994, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма.

вторник, 30 апреля 2013 г., 9:35.

.

Постоянная ссылка
Ответить Подписаться

После революции

После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.

По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.

Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.

В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.

История[ | ]

Постройка храма[ | ]

Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку. Деревянный однопрестольный храм «Николы под вязками» впервые упоминается в делах патриарших приказов в 1625 году. В XVII—XVIII веках за дворами западной стороны улицы кое-где сохранялись рощи. Вероятно, поэтому церковь Николы в Ново-Дмитровской слободе имела название «что под вязками», позже это название превратилось в «Подвески»[5]. Изначально его прихожанами были местные разночинцы. В 1631 году в приходе числилось 26 дворов[6].

С разрешения царя Алексея Михайловича, на месте деревянного был выстроен каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Время начала строительство точно не известно, однако из надписи на надгробии священника Кирилла Феодотова известно, что он служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год и при нём церковь была отстроена. Главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери был освящён в 1703 году. При нём был придел во имя святителя Николая Чудотворца. Храм представлял собой двусветный четверик, то есть был квадратным в плане с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием[7]. К тому времени в приходе числилось 116 дворов[6].

В середине XVIII века к храму была пристроена колокольня, которая славилась величественностью и красотой; её точной копией была колокольня . Самый крупный колокол весил более 105 пудов (около 1700 кг). Утверждают, что отливал его мастер Константин Николаев Слизов, отливший и большой Успенский колокол на Ивановской колокольне Московского Кремля[8]. Тогда же в самом храме был устроен высокий четырёхъярусный иконостас. В целом это была типичная для Москвы небольшая приходская церковь с трапезной и колокольней[9].

Церковь Николая Чудотворца, 1882 год

В 1809 году на средства Натальи Владимировны Шереметевой был выстроен и освящён второй придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи.

В 1812 году храм не горел, но в нём был устроен склад провианта. Храм ремонтировали в 1820-х годах, тогда же сделали новые решетки на окнах.

В 1860-х годах возникла первая идея расширения храма. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название (в честь покойного московского генерал-губернатора князя Владимира Долгорукова) и стала застраиваться доходными домами. В 1863 году трапезная и главы были перекрыты белым железом.

В 1873 году проводили ремонт фасадов, покрытие из чугунных плит было заменено на подольский мрамор, выполнен новый резной иконостас главного храма, промыли и установили в нём иконы конца ХVII и начала XVIII веков.

Живший неподалёку от храма русский художник Василий Суриков, изобразил его в левой части своей эпической картины «Боярыня Морозова» (1884—1887)[10]. Золотая глава храма замыкает перспективу дороги, по которой в санях везут боярыню Морозову[3]. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема[11].

С начала XX века до закрытия[ | ]

К концу XIX века в приходе состояло 140—144 двора и 2500—2800 прихожан. Население Москвы росло, приход возрастал, и храм становился тесен. Решено было построить ещё один предел рядом с уже существующим, но Императорская археологическая комиссия, запретила перестраивать главный Смоленский храм, мотивируя это тем, что он являлся «одним из стариннейших московских храмов и не подвергался перестройке со времени своего основания».

Церковь Николая Чудотворца в Новой Слободе после перестраивания. Фото начал XX века

24 января 1903 года по указу Московской духовной консистории начались строительные работы под руководством специально созданной Строительной комиссии во главе с настоятелем храма протоиереем . 15 апреля того же года начали разбирать трапезную с колокольней, 15 июня заложили новые по плану и чертежу С. Ф. Воскресенского, работы производил Н. С. Курдюков[5]. При сооружении трапезной со сводами без столбов, возможно, впервые в России было применено железобетонное перекрытие двоякой кривизны, спроектированное А. Ф. Лолейтом[10]. Обширная трапезная с двумя приделами получила размеры 10 сажен 2 аршин 12 вершков, то есть 21,11 метров в длину; 13 сажен в ширину и 6 сажен в высоту. К концу 1903 года её возвдение было окончено. 15 января 1904 года состоялось освящение Зачатьевского придела, а 8 ноября того же года — Никольского. После перестройки храм вместо 500 человек, стал вмещать более 2000. В 1905 году под руководством подрядчика, крестьянина Владимирской губернии В. П. Низова, была построена новая пятиярусная колокольня, спроектированная в стиле шатровых и ярусных звонниц XVII века. В 1913 году отремонтирован был и главный алтарь церкви.

4 апреля 1922 года в ходе компании по изъятию церковных ценностей властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, но богослужения продолжались. В 1929 году храм впервые попытались закрыть, о чём было упомянуто в журнале «». В 1930 году Моссовет по запросу Химико-технологического института планировал снос церкви. Несмотря на это, церковь устояла и ещё несколько лет действовала[5].

В июне 1931 года храм был передан обновленцам, которые после закрытия Храма Христа Спасителя сделали его своим кафедральным собором и именовали Никольским синодальным собором. Здесь служил обновленческий митрополит Московский Виталий (Введенский). С 1933 года в храме находилась чтимая Иверская икона из одноимённой часовни у Воскресенских ворот[12].

Закрытие и перестраивание[ | ]

В 1934 году храм был закрыт[12] и передан Тресту строительства набережных для конторских нужд. В 1936 году решением Моссовета здание храма передано под «Центральный антирелигиозный музей», так как здания Страстного монастыря, где он располагался к тому времени, власти решили снести. По данным архитектора Михаила Филиппова данным инициатива принадлежала Владимиру Бонч-Бруевичу[13].

В 1936—1937 годы началась перестройка здания под нужды «Центрального антирелигиозного музея», при которой четверик храма и апсида были разобраны, а на их месте было выстроено новое пятиэтажное здание в стиле «сталинского классицизма»[8], соединённое с трапезной. По словам Михаила Филиппова: «Архитектура фасада довольно строгая, именно музейная»[13]. Крест с колокольни был сбит[5]. Внутри пятиэтажной части комплекса сохранились некоторые части старого храмового здания и даже несущие элементы[3] (два столпа). Помещение храма было полностью перепланировано. По мнению Михаила Филиппова полностью старый храм не был снесён, потому что задумывался как экспонат музея атеизма. Работы были окончены в 1940 году, но музей в нём так и не открылся, так как помешала начавшаяся вторая мировая война[13].

В 1944 году помещения музея передаются для киностудии Союзмультфильм, куда мультипликаторы въехали в 1945 году. Здесь шло производство рисованных картин. Производство кукольных фильмов шло в бывшем храме Спаса Преображения на Арбате[14]. За все годы пребывания киностудии в данном здании оно ни разу капитально не ремонтировалось[15].

Вопрос о возвращении Церкви[ | ]

В 1993 году была зарегистрирована община храма святителя Николая Чудотворца. На протяжении многих лет община добивалась возвращения храма, собираясь, в дни памяти святителя Николая люди собирались на молебен у стен храма[9].

Колокольня храма в 2007 году

В 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к главе правительства России Владимиру Путину с ходатайством о возвращении Русской православной церкви данного храма. Исполняя поручение правительства, председатель Госкомитета по кинематографии в своём письме от 1 декабря 1999 года на имя Патриарха Алексия II, в частности, писал: «Госкино России в настоящее время готовит обращение в Министерство государственного имущества с просьбой о предоставлении ФГУП Киностудия „Союзмультфильм“ помещения <�…> В случае положительного решения данного вопроса Комитет сделает все от него зависящее для незамедлительного освобождения храма святителя Николая в Новой Слободе». В последующие годы рассматривало и предлагало ФГУП Киностудия «Союзмультфильм» для переезда несколько объектов, однако они по разным причинам не принимались[9].

В марте 2004 года приходской совет предложил начать срочную консервацию находящейся в аварийном состоянии колокольни, которая практически не использовалась киностудией, с целью устроить там временную часовню. Но и такой компромиссный вариант не устроил директора ФГУП Киностудия «Союзмультфильм» Э. А. Рахимова[9].

К тому времени творческая деятельность в здании сошла практически на нет. В 2010 году Эдуард Назаров, описывая царившую на Союзмульфильме разруху, в том числе сказал: «„Союзмультфильм“ развалился, вместо него, заполнив все пространство, возник ФГУП фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“, коммерческое предприятие, но государственное при этом. Фильмы там не делаются, только зарабатываются деньги куда-то там для себя, я полагаю. Там даже разрушили самое лучшее в Европе тон-ателье. Оно находилось в старом здании церкви. Там были полутораметровые стены, тишина совершенно идеальная. Теперь там кабинет начальника ФГУП». Назначенная в феврале 2020 года председателем правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва констатировала: «Когда я впервые приехала в старое здание студии на Долгоруковской улице, производства там просто не было. Да, собственно говоря, как не было и творческой команды. Хорошо помню — когда я пришла, весь ее состав был расписан на листке формата А4. Большую часть занимало подробное описание административной части: бухгалтер, инженер, помощник бухгалтера и так далее. Только одна колонка отведена была под „Творческо-производственный отдел“ из 12 человек, и было совершенно не понять, кто там есть кто»[16].

Вход со стороны Долгоруковской улицы. сентября 2020 года

В начале 2014 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что «Союзмультфильм» решено перевести в новое здание на улице Академика Королёва. Переезд первоначально планировалось завершить ещё в 2020 году[17]. Освободившееся старое здание при этом предполагалось приватизировать, однако в 2020 году глава юридической службы Московской патриархии игуменья заявила, что из списка приватизируемых объектов здание исключено и вскоре будет передано Русской православной церкви[18].

В мае 2020 года в ходе прошедшей в Кремле встречи президента России Владимира Путина с российскими аниматорами председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва сообщила президенту, что студия уже получила ключи от нового здания на улице Академика Королёва, дом 21[18]. В сентябре 2020 года, длившийся более года переезд «Союзмультфильма» в новые помещения завершился[19][16], в связи с чем задние на Долгоруковской улице вернулось в распоряжение Росимущества. Глава департамента кинематографии Минкультуры о[20].

Возрождение церковной жизни[ | ]

Дом причта по адресу Долгоруковская улица, 23
В декабре 2007 года московские власти приняли решение передать в безвозмездное пользование приходу дом причта по адресу Долгоруковская улица, 23, рядом с церковью[10], которое занимало УВД Центрального административного округа. Однако передан церковной общине он было только к концу 2011 году. Дом причта достался приходу в плачевном состоянии: внутренняя часть правого крыла здания разрушена, а здание в целом нуждалось в капитальном ремонте[4][21].

5 декабря 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом передал храм на попечение и возобновление в нём богослужений Синодальному миссионерскому отделу, а его глава, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) был назначен его настоятелем. 24 декабря 2011 года в доме причта возобновлены регулярные богослужения. По выходным дням, а также в двунадесятые и великие праздники проводятся службы. В 2012 году во время праздничной Пасхальной службы впервые с момента закрытия храма был совершен крестный ход вокруг здания Никольского храма[22], а 10 августа 2013 года в день памяти Смоленской иконы Божией Матери впервые после закрытия храма был отслужен молебен в здании «Союзмультфильма»[6].

Временный храм на втором этаже бывшей трапезной. 20 октября 2018 года

В конце января 2020 года Патриархом Кириллом в Никольский храм для его восстановления и возобновления богослужений был направлен протоиерей Валерий Буланников. 7 февраля 2020 года Росимущество передало Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование помещение храма по адресу ул. Долгоруковская, 25. Акты приёма-передачи площадей подписал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн[23][24]. Руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков по этому поводу сказал: «установилась историческая справедливость»[25].

В короткий срок после передачи здания храм был готов к богослужениям. 31 марта был освящён иконостас, привезенный из Белгородской епархии, после чего было отслужено Всенощное бдение Вербного воскресения, а на следующий день — первая после 85 летнего перерыва Божественная Литургия[26]. 13 мая того же года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, впервые после закрытия храма совершил Божественную литургию архиерейским чином[27]. 2 июля того же года в храм был привезён ковчежец с частицами мощей святых Белгородской земли: святителя Иосафа (Горленко), священномученика Никодима (Кононова), священномученика Онуфрия (Гагалюка)[28].

Возрождение

Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!

В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.

Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.

Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!

История

История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий.

Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку).

Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н. И. Финисова был построен северный придел церкви.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра».

В 1993 году здание было возвращено церкви. Богослужения возобновлены в 1994 году, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма, и 22 апреля 2008 г. состоялось малое (иерейское) освящение основного придела храма.

В 2009 году завершились работы по росписи бокового придела в честь правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и 17 мая 2014 года состоялось его малое (иерейское) освящение. В настоящее время продолжается роспись основного придела.

По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне Первый и Второй Николощеповские переулки, а также Третий Николощеповский переулок, который в 1957 году был переименован в проезд Шломина.

Внутри

Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.

Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».

К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.

Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.

Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: