Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке

Многим наверняка знакомо красное здание на Берсеневской набережной в Москве. Рядом с ним возвышается нарядная церковь. Это – палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек XVII века и церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Сейчас они теряются рядом с махиной «Дома на набережной», и трудно поверить, что в прошлом эти палаты были одними из самых больших и роскошных в Москве.

Мне довелось побывать здесь на экскурсии и увидеть те помещения, которые не доступны «человеку с улицы».

* Организатор экскурсии: «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru»

Палаты Аверкия Кириллова , Дом на набережной, Москва

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

История и архитектура палат Аверкия Кириллова

Участок, где ныне возвышаются палаты Аверкия Кириллова, в XV веке принадлежал, по всей видимости, боярам Беклемишевым. Один из них, Иван Никитич Берсень-Беклемишев, дипломат и государственный деятель в царствование Ивана III и Василия III, был сторонником «старины и дедины». За открытое несогласие с Василием III, зимой 1525 года он был казнен на Москва-реке.

Слово «берсень» означает «крыжовник». Полагают, что именно в честь Ивана Берсеня-Беклемишева получила свое название Берсеневская набережная, где он перегородил улицу от «лихих людей», поставив берсеневую решётку.

После его казни владение перешло в казну. Согласно одной из московских легенд, следующим владельцем стал Малюта Скуратов. Действительно, до 1917 года в путеводителях по Москве этот дом нередко обозначался как палаты Малюты Скуратова с домовой церковью Скуратовых-Бельских. Здесь Малюта «бесчествовал свои жертвы», лютовал вместе с Васюткой Грязным — царским шутом и палачом. Утверждают, что где-то здесь идет подземный ход на другую сторону Москва-реки, к Колымажному двору и ручью Черторыю. Трудно сказать, где здесь правда, а где вымысел.

Затем эти земли получил в дар «государев садовник» Кирилл. На том месте, где сейчас располагается Водоотводный канал и остров, он разбил прекрасный «государев сад». А здесь в то время уже стояли усадебный дом, церковь и кладбище для прихожан при ней.

Первым документально подтвержденным владельцем усадьбы является «московский гость» (т.е. купец) Аверкий Кириллов (1622-1682). Ему принадлежали многочисленные лавки в Москве, земли с крестьянами, соляные копи в Соликамске. Царь Алексей Михайлович привлек талантливого купца к государевой службе, возведя в чин «думного дьяка», ведающего несколькими приказами. Фактически, в то время он определял всю экономическую политику Российского государства.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Москве: популярные, обзорные, необычные, литературные, гастрономические…

В 1656-1657 годах Аверкий Кириллов на основе ранее существующих зданий XV-XVII веков построил палаты и церковь, соединенные переходом. В литературе нередко можно встретить утверждение, что церковь была «домовой», но на самом деле она была приходской.

Палаты Арсения Кириллова

Церковь Николы на Берсеневке и палаты Аверкия Кириллова, соединенные переходом. Реконструкция

Первоначально палаты представляли собой вытянутый с востока на запад прямоугольник. На белокаменном подклете («казне») возвышалась деревянная надстройка. В подклете сохранились четыре помещения с поперечными сенями между ними. По мере роста культурного слоя подклет, некогда бывший первым этажом, ушел в землю и сейчас выглядит, скорее, полуподвальным помещением.

Сени первого этажа, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова

Жилые помещения располагались в деревянной надстройке – на Руси считалось вредным для здоровья жить в каменных помещениях. Подобные деревянные постройки неоднократно горели и затем восстанавливались вновь.

♦ Реконструкции русских жилых домов можно увидеть в статье «По Пскову XVII века»

В первой четверти XVII века палаты подновили. Чтобы увеличить площадь помещения, юго-восточную белокаменную стену разобрали до фундамента и затем построили новую. В результате здание приобрело ассиметричную Г-образную форму.

В 1656-1657 годах над «казной» были возведены два кирпичных этажа со сводчатыми помещениями. К палатам примыкали наружные крыльца, которые вели на второй этаж.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

В северо-западном углу подклета сохранилась внутристенная лестница, ведущая на второй, парадный этаж.

Внутристенная лестница, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Наиболее нарядным помещением в доме была Крестовая палата, которая находится в юго-восточном углу здания. Окна её восточной стены выходят в сторону Никольского храма. Она выполняла функции приемного помещения.

Обрамление двери в Крестовую палату, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Старые кирпичи

В центре свода Крестовой палаты сохранился резной белокаменный «замок» — закладной камень с изображением креста и датой постройки. Надпись на нем гласит: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 [1657] года, того же лета и полата сия посправлена». Голгофский крест внутри означает приверженность хозяина дома церковным реформам патриарха Никона.

Закладной камень в своде Крестовой палаты, палаты Аверкия Кириллова, Москва

20 апреля 1665 года палаты Аверкия Кириллова посетил голландец Николаас Витсен (1641-1717), политик, картограф, предприниматель и будущий бургомистр Амстердама. В своем дневнике он оставил такую запись:

Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и всё это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя.

Над третьим, каменным этажом в те времена существовал еще один этаж, деревянный, который опоясывало гульбище. Также здесь существовал «висячий сад». Кирпичные фасады здания с белокаменными вставками и полихромными изразцами были очень нарядными.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Вероятно, именно так выглядели палаты Аверкия Кириллова во второй половине XVII века

Во время Стрелецкого бунта в 1682 году Аверкий Кириллов, сторонник Нарышкиных, был жестоко убит в Кремле. Изуродованное тело Кириллова вытащили на Красную площадь, где над трупом установили табличку с надписью «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил». Похоронили Аверкия Кириллова и ненадолго пережившую его супругу Евфимию Евлампиевну в фамильном склепе под северной папертью Никольской церкви.

Новым владельцем дома стал его сын, Яков Кириллов, думный дьяк. В 1690-х годах с восточной стороны здания была сделана пристройка с Красным крыльцом. Его украшали кувшинообразные столбы, придававшие всему строению нарядный вид.

Восточный фасад, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Аналогичная пристройка, симметричная восточной, появилась и с западной стороны дома.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Окна части помещений первого этажа, прежде выходившие на улицу, теперь выходят в эти новые помещения. В это же время, вероятно, и был построен переход между домом и церковью.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

Окна обрамляли пышные наличники. Этажи разделяли междуэтажные тяги. Дом венчал сложный карниз. Наружные стены были украшены росписью, фрагменты которой были обнаружены на южном фасаде.

Северо-восточный ризалит, палаты Аверкия Кириллова, Москва

После смерти Якова Кириллова владение перешло к дьяку Оружейной палаты, главе Московского магистрата А.Ф.Курбатову, который женился на вдове Я.А.Кириллова. По другой версии, новым владельцем стал Семен Иванович Маслов, на главном фасаде сохранился его герб.

В 1703-1711 году главный дом был перестроен. Внутри были сооружены семь новых печей, украшенных изразцами русской работы начала XVIII века.

Находки, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Рукоятка сабли

Помещения третьего этажа, палаты Аверкия Кириллова

К средней части северного фасада пристроили ризалит с «теремком» на четвертом этаже. Сейчас «теремок» возвышается над зданием, а в прошлом он был частью четвертого, деревянного этажа. Существует версия, что его автором является русский скульптор, живописец и архитектор Иван Петрович Зарудный (1670?-1727), один из создателей знаменитой московской Меншиковой башни.

Палаты Аверкия Кириллова, Москва

За теремком в XX веке был восстановлен деревянный свод, существовавший прежде. Туда ведет узкая лестница. Рядом с ней находится глубокое окно.

Лестница на четвертый этаж

'

Окно, палаты Аверкия Кириллова

Вход в здание украсил богато декорированный портал с балконом над ним (не сохранился). Перед ним на постаментах некогда стояли статуи. По обнаруженным фрагментам можно судить, что они могли быть похожи на апостолов, украшающих церковь в Дубровицах.

Главный вход, палаты Аверкия Кириллова, Москва

Окна третьего этажа обрамляют белокаменные наличники с раковинами в тимпанах. По сторонам «теремка» располагаются волюты и барельефы с изображением цветов и фруктов. Все это придает пристройке ярко выраженный характер петровского барокко. Если прежде главным фасадом дома был южный, то отныне им становится северный, обращенный к Москва-реке.

'

В 1746 году или в 1756 году палаты отошли в казну. В разное время здесь располагались Корчемная контора и склад, Разрядно-сенатский архив, Московская казённая палата, Сенатская курьерская команда. Переход между домом и церковью был разобран.

К середине XIX века палаты обветшали настолько, что было решено их снести. Однако благодаря вмешательству активистов и деятельности Императорского Московского археологического общества, здание удалось сохранить. По указу императора Александра II новым владельцем как раз и стало Московское археологическое общество.

Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова во владении Императорского Московского археологического общества. На фотографии видна колокольня Никольского храма, снесенная в 1932 году

В 1870 и 1884 годах были проведены реставрационные работы. Позднейшие пристройки были разобраны. Самое большое помещение, Крестовая палата, где располагался зал заседания общества, была расписана «в духе допетровского времени». Чтобы выделить отреставрированные участки, были использованы кирпичи с выбитой на них надписью: «Воспроизведено по древнимъ образцамъ Археологическимъ общю 1881 г.»

Кирпичи с печатями, палаты Аверкия Кириллова

Кирпичи, палаты Аверкия Кириллова

В 1923 году археологическое общество было распущено. В 1924 году на первом этаже разместился Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Второй этаж передали под Центральные государственные реставрационные мастерские, которые создал и возглавил знаменитый советский реставратор и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В ведение мастерских также была передана церковь Николы на Берсеневке.

Старый светильник

Грабарь возглавлял реставрационные мастерские до 1930 года, два года спустя закрыли и сами мастерские. В освободившемся здании поселили обслугу построенного рядом «Дома на набережной» (Дома Правительства). Квартиранты обустраивали дом в соответствии с собственными нуждами, не щадя исторический памятник.

Светильник

Напольные часы

В конце 1947 года палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, который со временем получил всё здание. Название организации со временем поменялось на Институт культурологии.

В 50-60-х годах XX века в палатах Аверкия Кириллова были проведены широкомасштабные реставрационные работы. К сожалению, за прошедшее время многие уникальные детали декора были утрачены, а сами работы пришлось завершать в спешном порядке.

Современная лестница, палаты Аверкия Кириллова

Главная лестница, палаты Аверкия Кириллова

В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Сейчас палаты Аверкия Кириллова оказались на популярном туристическом маршруте. Часть помещений по-прежнему занимает академический институт, в других периодически проходят выставки. Однако дальнейшая судьба палат неизвестна. По некоторым данным, они могут отойти РПЦ (статья в Газета.ру).

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке, в Верхних Садовниках

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Именно так следует правильно называть храм, который все по привычке именуют “Никола на Берсенёвке”. Он стоит на Берсенёвской набережной Москва-реки напротив храма Христа Спасителя и входит в комплекс усадьбы Аверкия Кириллова.

Любопытно, что возведение храма совпадает по времени с постройкой палат XVII века – 1656-1657 годы. Очевидно, что заказчиком новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы был Аверкий Кириллов. Наверное поэтому во многих советских источниках (напр. “Памятники архитектуры Москвы”) её принято считать домовым храмом рода Кирилловых. Более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Из этого напрашивается вывод, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.

Церковь св. Николая на Берсенёвке стоит настолько близко к палатам Аверкия Кириллова, что в конце XVII века существовал крытый переход, соединявший храм с палатами. Логично, что знатная семья Кирилловых считала его своей домовой церковью. Сам Аверкий и его супруга похоронены в северном притворе храма.

В конце XVIII века к церкви св.Николая пристроили новую классицистическую трапезную. Она выглядит совсем чужеродной по сравнению с церковью, выполненной в традиционном для середины XVII века стиле русского узорочья.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке

До 1932 года в комплекс храма также входила колокольня.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке

Её снесли по просьбе сотрудников реставрационных мастерских, они ссылались на то, что колокольня препятствовала правильному освещению мастерских. В настоящее время с южной стороны церкви возвели временную деревянную звонницу.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке

С 1958 года в храме размещались помещения научно-исследовательского института музееведения. Богослужения возобновились с 1992 года.

Чаще всего мы подходим к храму с набережной и сразу видим северную часть церкви с нарядным крыльцом. Поднимем глаза вверх и полюбуемся пятиглавием храма.

Пятиглавие церкви

Центральный барабан красиво убран тройным рядом аркатуры.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада). Такая аркатура состоит из деталей которые наложены на поверхность стены. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был типичен для храмовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

Четверик храма с внешней стороны оформлен двумя рядами кокошников. Это бесстолпный храм, поэтому на нём нет закомар. Нижний ряд кокошников украшен накладными ромбами и змейками. В верхнем ряду увидим витые валики, перехваченные жгутами, розетки.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Торжество убранства продолжается на северной стене. Три больших окна убраны замысловатыми навершиями.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Теперь рассмотрим интересное крыльцо. Оно примыкает к небольшой галерее-паперти.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Разнообразные архитектурные элементы храма отличаются ярким многоцветием. Раскрашенные детали крыльца сразу привлекают внимание. Розовым цветом выделен внешний килевидный валик свода и полуколонки по бокам, вислый камень или “дынька”, обрисован контур двойной арки. Зелёным цветом подчёркнута дуга над входом, жёлтым – капители полуколонок. Внизу, на основаниях и капителях кувшинообразных столбов есть вкрапления голубой краски. Интересно, что на старых чёрно-белых фотографиях храм кажется или монохромным (белым), или двухцветным. (Нижний снимок взяты с сайта соборы.ру https://sobory.ru/photo/178223)

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке, в Верхних Садовниках

Бочкообразная кровля крыльца уникальна и не имеет аналогов в московском каменном зодчестве. Бочкообразное перекрытие крыльца хорошо видно с некоторого расстояния.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке

Из-за покрытия в виде бочки понадобилось возвести и килевидное завершение кровли крыльца. Внутри над дверью едва видны остатки росписи.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Крыльцо примыкает к галерее-паперти. Она также очень нарядна. С северной стороны большие арочные окна галереи обрамлены ширинками с изразцами.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке.

Изразцы хорошо сохранились.

Изразцы на церкви

Наличие двуглавых орлов на изразцах свидетельствует о государственной службе главного вкладчика храма Аверкия Кириллова.

Изразцы

Далее рассмотрим восточную стену церкви. Три апсиды церкви невысоки, в каждой из них проделаны по два окошка – большое и малое.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

На левой апсиде малое окошко отличается от двух соседних – вокруг него нет валика, нет и треугольного навершия, как на центральном и правом малых окошках. Скорее всего, эти детали утрачены. Сравните два снимка.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Три большие окна на апсидах нарядно обрамлены полуколонками с бусинами, которые опираются на кронштейны. В центре треугольных наверший помещаются украшения в виде кувшинчиков.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Чтобы рассмотреть верхнюю часть восточной стены лучше чуть-чуть отойти назад. Ряды килевидных кокошников мы уже рассматривали на северной стене. Их верхний ряд здесь гораздо проще, по сравнению с парадной северной стороной.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Верхняя часть четверика по всему периметру выделена причудливым карнизом. Восточная стена разделена двойными полуколонками.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Ещё раз обратим внимание на пятиглавие. Главы церкви посажены на высокие барабаны. В нижней части они украшены килевидными кокошниками. Центральный барабан является световым, в нём прорезаны узкие длинные окошки. Четыре боковые барабана глухие. Их стенки украшены рядом аркатурно колончатого пояса. Детали восточной стены в основном раскрашены в ярко-розовый цвет с небольшими вкраплениями голубой, зелёной и жёлтой красок.

Обратим внимания на две малые главки над апсидами церкви. Они возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Южная сторона четверика также очень нарядна. Здесь особенно интересны окна верхнего уровня. Особенно замысловато выглядит среднее окно с двойной рамкой по боковым сторонам, разделённое вислым камнем, с причудливым тройным навершием.

Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада

Килевидные навершия боковых окон повторяют форму закомар.

Деталь фасада церкви 17 век

К западной стене церкви в первой четверти XIX века (1823г.) добавлена просторная классицистическая трапезная.

Трапезная палата церкви Николы на Берсенёвке

На её западной стене изображены святые, их имена написаны рядом с ликами.

Слева - св.Марк Эфесский, справа - св. архиепископ Геннадий.

Слева - преподобный Иосиф Волоцкий, справа - св. Максим Исповедник.

Внешняя реставрация трапезной ещё не закончена, реставрируют правое окно.

Трапезная храма

Войти в храм мне не удалось, в середине буднего дня он был закрыт. Подлинного убранства в церкви не сохранилось. На официальном сайте храма есть фотографии особо чтимых икон. https://bersenevka.info/sanctuary.shtml

Набережные палаты

Кроме церкви и собственно палат, усадьба Аверкия Кириллова включала в себя так называемый Набережный корпус или Набережные палаты. Первоначально на рубеже XVII-XVIII веков на границе церковного участка появился ряд построек для причта и богадельни. После пожара 1812 года их разобрали и объединили в одно знание. Поскольку строение удлинили, то проездная арка в нём расположена асиметрично.

Палаты XVII века Аверкия Кириллова

В основе Набережных палат – колокольня церкви 1690 года с проездной аркой и надвратной церковью Казанской Божией матери. Её разобрали в XVIII веке и выстроили новую, которая тоже не сохранилась. Со стороны реки на Набережных палатах видны наличники, повторяющие формы XVII века. К подлинным деталям XVII столетия они отношения не имеют, это поздняя стилизация в духе русского узорочья. Продолжим знакомство с московскими храмами XVII века: Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве: Экскурсовод в Москве Экскурсии по Москве и Подмосковью Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду Пешеходные экскурсии по Москве Экскурсия в Новодевичий монастырь Экскурсия во дворец Алексея Михайловича Частный гид-переводчик в Москве

Литература: “Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье”. М., “Искусство”, 1994 г. “Сорок сороков”, т.2 Составитель П.Г.Паламарчук, М., 1994 г. И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач “Москва. Архитектурный путеводитель”. М, Стройиздат, 2001 г. П.В.Сытин “Из истории московских улиц”, М., 1952 г.

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках

Согласно летописным данным, в XV веке на территории Верхних Садовников, как тогда называлась эта местность, существовал деревянный храм Николы в Песках, построенный на месте более древнего небольшого вотчинного монастыря. В 1566 году храм был перестроен и стал именоваться Николой Берсеневским. Около 1625 года «по обещанию приходских и разных посторонних людей» была построена каменная церковь, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы. Однако в обиходе храм по-прежнему именовался Никольским.

Существующая ныне каменная церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках была возведена в 1656-1657 годах, одновременно с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, придел – во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1755 году по просьбе прихожан в левой части трапезной был устроен придел Святителя и Чудотворца Николая.

Церковь сильно пострадала от пожара 1812 года, в результате чего обрушилась трапезная. Она была восстановлена в 1817-1823 годах в стиле классицизма.

Церковь Николы на Берсеневке, Москва

Трапезная Никольской церкви, церковь Николы на Берсеневке

Здание церкви представляет собой поставленный на подклет двухсветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой. Боковые членения апсид венчают два купола, в прошлом в них размещались приделы. Северное членение крупнее южного и имеет отдельный вход с галереи. Галерея-паперть и нарядное крыльцо пристроены к северному фасаду. Под папертью располагалась усыпальница Кирилловых.

Церковь Николы на Берсеневке

Центральная глава со световым барабаном окружена четырьмя декоративными главами, ниже которых идут два ряда кокошников. Фасады церкви украшены богатыми по рисунку профилированными наличниками, парными колонками на углах и изразцами.

Церковь Николы на Берсеневке

Внешнее оформление храма перекликается со стоящими рядом палатами Аверкия Кириллова. Вместе с существовавшим прежде переходом между ними они образовывали общий парадный двор.

Церковь Николы на Берсеневке

В 1694 году, по границе участка вдоль берега Москва-реки была построена колокольня с проездными воротами и надвратной церковью Казанской Божией Матери. С двух сторон от нее пристроили невысокие здания причта и богадельни. В XVIII веке они несколько раз подновлялись.

Во время пожара 1812 года колокольня и здания рядом пострадали и после этого постепенно ветшали, пока не были разобраны. В 1853-1854 году к западу от церкви построили новую колокольню, которая значительно пострадала от ударной волны при взрыве Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года и была разобрана в 1932 году.

В 1871 году вдоль набережной было построено новое здание, включившее остатки старых зданий. Его окна украшены наличниками с упрощенной стилизацией форм XVII века. Летом 1941 года Никольская церковь была переоборудована под хранилище музейных коллекций. Наиболее ценные экспонаты спрятали в церковный подвал. Сейчас церковь вновь возвращена верующим, в ней регулярно проводятся службы.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры
    в Россию

Если перейти от храма Христа Спасителя на другую сторону реки по пешеходному Патриаршему мосту, можно оказаться у небольшой церкви 17 века — Николая Чудотворца на Берсеневке. Во дворике при церкви всегда тихо, и атмосфера разительно отличается от той, что царит у главного московского храма.

Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви, которая стояла там, где уже в 1390г. значился Никольский на Болоте монастырь.

Церковь составляет единый ансамбль с палатами думного дьяка Аверкия Кириллова. Собственно сам храм и был возведен на месте деревянной Никольской церкви как домовая церковь при палатах. Основной объем храма завершают ряды кокошников, фасады здания богато декорированы — украшения придают храму нарядный вид. Вход в старую трапезную оформлен в виде массивного крыльца. Пристроенная в конце 18 века новая трапезная в классицистическом стиле рядом с узорчатой церковью смотрится не слишком гармонично.

Деревянный храм в 1625 г. записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» — то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, — от него и закрепилось это название. В 1656—1657 гг. была возведена новая каменная церковь. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками иизукрашены аркатурой с «дыньками». Центральный барабан — световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.

Собственно сам храм и был возведен на месте деревянной Никольской церкви как домовая церковь при палатах.

В советское время храм действовал до 1930 г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932 г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной.

Практическая информация

Адрес: Москва, ст.м. Кропоткинская, наб. Берсеневская, д. 20.

Посещение возможно с понедельника пятницу с 06.20 до 20.00.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке на карте

  • Адрес: Москва, Берсеневская набережная, 20
  • Метро: Кропоткинская, выход к Храму Христа Спасителя, далее перейти Москва-реку через Патриарший мост; Новокузнецкая, Третьяковская, далее в сторону Берсеневской набережной.

Статья обновлена 12 февраля 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Храм святителя Николы Чудотворца на Берсеневке. Москва

Храм Николы Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы (Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николы Чудотворца, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА МАЙ 2020 г.

ХРАМА СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ В СРЕДНИХ САДОВНИКАХ

Настоятель храма протоиерей Владимир Волгин

ВНИМАНИЕ!

С 5 апреля и до окончания периода пандемии в воскресные дни и дни великих и двунадесятых праздников в нашем храме будет совершаться одна Божественная Литургия. Начало в 9:40.

1 Пятница 800 Утреня. Часы. Литургия. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита
2 Суббота 800 Утреня. Часы. Литургия. Блж. Матроны Московской
1800 Всенощное бдение. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского.

3 Воскресенье 940 Часы. Поздняя Литургия.
4 Понедельник 800 Утреня. Часы. Литургия. Сщмч. Ианнуария епископа и пр.
5 Вторник 800 Утреня. Часы. Литургия. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского
6 Среда 800 Утреня. Часы. Литургия. Иверской иконы Божией Матери.

Вмч. Георгия Победоносца.

7 Четверг 800 Утреня. Часы. Литургия. Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов.
8 Пятница 800 Утреня. Часы. Литургия. Апостола и евангелиста Марка.
9 Суббота 800 Утреня. Часы. Литургия. Поминовение усопших воинов.

Свт. Стефана, еп. Великопермского.

1800 Всенощное бдение. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня.

10 Воскресенье 940 Часы. Поздняя Литургия.
11 Понедельник 800 Утреня. Часы. Литургия. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра.
12 Вторник 800 Утреня. Часы. Литургия. Девяти мучеников Кизических.
13 Среда 800 Утреня. Часы. Литургия.

Малое освящение воды.

Преполовение Пятидесятницы.

Ап. Иакова Зеведеева.

Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.

14 Четверг 800 Утреня. Часы. Литургия. Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского.
15 Пятница 800 Утреня. Часы. Литургия. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.
16 Суббота 800 Утреня. Часы. Литургия. Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.
1800 Всенощное бдение. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Мч. Пелагии, девы Тарсийской.

17 Воскресенье 940 Часы. Поздняя Литургия.
18 Понедельник 800 Утреня. Часы. Литургия. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Вмц. Ирины.

19 Вторник 800 Утреня. Часы. Литургия. Прав. Иова Многострадального.
20 Среда 800 Утреня. Часы. Литургия. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.

Воспоминание явления

на небе Креста Господня в Иерусалиме.

21 Четверг 800 Утреня. Часы. Литургия. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
1800 Всенощное бдение. Перенесение мощей святителя и чудотворца

Николая из Мир Ликийских в Бар.

22 Пятница 940 Часы. Поздняя Литургия.
23 Суббота 800 Утреня. Часы. Литургия. Апостола Симона Зилота.
1800 Всенощное бдение. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

24 Воскресенье 940 Часы. Поздняя Литургия.
25 Понедельник 800 Утреня. Часы. Литургия. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.
26 Вторник 800 Утреня. Часы. Литургия. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного.
27 Среда 800 Утреня. Часы. Литургия. Отдание праздника Пасхи.

Предпразднство Вознесения Господня.

1800 Всенощное бдение. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского.

28 Четверг 940 Часы. Поздняя Литургия.
29 Пятница 800 Утреня. Часы. Литургия. Попразднство Вознесения Господня.
30 Суббота 800 Утреня. Часы. Литургия. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской.
1800 Всенощное бдение. Неделя 7-я по Пасхе,

святых отцов I Вселенского Собора.

Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

31 Воскресенье 940 Часы. Поздняя Литургия.

История

Никольский храм, 1882 год

Вид со стороны Дома на набережной

Деревянная звонница на месте снесенной

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни. Над палатами была выстроена колокольня. Кроме того был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной в 1817—1823 годах была отстроена новая в классицистическом стиле, в ней были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха[1]. Старая колокольня была разобрана «за ветхостью» между 1815 и 1820 годами[2] (двухэтажные палаты под колокольней простояли до 1871 года, сейчас на их месте находится дом причта). В 1853—1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Н. Дмитриева[2].

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иофан, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён Русской православной церкви, при нём работают воскресная школа и библиотека.

На приходе храма поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда (но официально приход не считается единоверческим). Настоятелем храма является игумен Кирилл (Сахаров).[3]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: