Церковь Илии Пророка в Теплых рядах


Православный храм
Церковь Илии Пророка «Обыденный»
(Церковь пророка Божия Илии в Обыденском переулке)
55°44′32″ с. ш. 37°36′13″ в. д.HGЯO
СтранаРоссия Россия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Архитектурный стильМосковское барокко
Дата основанияXVI век
Строительство1702
ПриделыСимеона Богоприимца и Анны Пророчицы; Апостолов Петра и Павла
Реликвии и святыниИкона Божией Матери «Нечаянная Радость» из Кремля Иконы местного ряда иконостаса (Симон Ушаков и ученики)
СтатусОКН № 7734909000№ 7734909000
Сайтhram-ostozhenka.ru
Храм Илии Пророка Обыденного на Викискладе

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного
— приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Построен в 1702—1706(?) на Остожье, близ Чертолья.

История

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков[Комм 1], первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи[1]. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века[2]. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века[1]. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона,

молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.

— Сказание Авраамия Палицына. — СПб.: Имп. Археогр. комис., 1909. — С. 170.

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым[1].

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)»[1].

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей[3]. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма[1]. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной»[4].

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова»[4]. В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла[1].

Храм Илии Пророка «Обыденный», 1882 г. (фото Н. А. Найдёнова)

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины[1].

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию[1][4].

В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни[1].

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление

Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.

— ГА РФ. — Ф. 1235. — Оп. 75. — Д. 1768. — Л. 5.

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война[2].

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне»[5]. Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году..

В 1973 году в храме обвенчались А. И. Солженицын и Н. Д. Светлова. Там же были крещены их дети — Ермолай и Игнат[6].

Храм постепенно начал играть значимую роль в общественной жизни

Начало этой истории кажется очень скромным. Что могло такого случиться с небольшим деревянным храмом в неком Скородоме? А случилось то, что именно в этой местности свершились значительные исторические события.

Православный храм Ильи Пророка

В 1612 году тут читают молитву перед тем, как изгнать иноземных еретиков, которые осквернили кремлёвские святыни. С этого момента статус храма значительно возрастает. Различные исторические источники сообщают о нём всё новые сведения:

  • При сильной засухе в Кремле организуют крестный ход прямо к храму Ильи Пророка. В нём участвует царь и высшее духовенство. Также такой крестный ход с тех пор устраивали в дни памяти святого;
  • В 1702 году вместо деревянного храма соорудили каменный.

Синодик священников XVIII—XX вв.[7]

  • священник Василий Михайлов (?—1707)
  • священник Симеон Михайлов (1707—1718)
  • священник Силуан Данилов (1720—1728)
  • священник Кирилл Силуянов (1733—1737)
  • иерей Иван Гаврилов (?—1785)
  • иерей Иван Васильев (1768—?)
  • иерей Василий Михайлович Копьев (1783—1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев (1803—?)
  • священник Василий Григорьев (ок. 1810)
  • протоиерей Иоанн Митрофанович Лебедев (1835—?)
  • протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев (1867—1909)
  • священник Андрей Иванович Соколов (1898—1917?)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е—1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962) (настоятель)
  • Николай Павлович Тихомиров (1938—1985)(настоятель — с 1962)
  • протоиерей Александр Николаевич Егоров (1951—2000)
  • протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1954—1978).

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006; в настоящее время — почётный настоятель храма)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей Максим Юрьевич Шевцов (со 2 ноября 2012 года по настоящее время)[8].

Главные святыни

Особо чтимыми православными христианами святынями Обыденного храма являются иконы Пресвятой Богородицы:

  • «Нечаянная радость», чудотворная икона, имеющая очень интересную историю создания. Согласно легендам, судьба одного разбойника стала предпосылкой для создания иконы. Предание гласит, что этот разбойник почитал Богородицу и отчаянно молился ей, особенно перед очередным походом на разбойничество, просил о везении и сопутствующей удаче. Но во время одной из своих молитв он узрел, что у Младенца, изображенного на иконе, стали кровить язвенные поражения на ногах и руках. А следом последовал властный голос Богородицы: «ты, как и все другие грешники, снова и снова распинаете моего сына своими преступными деяниями. Называя меня Милосердной, тут же оскорбляете своими преступлениями!» После этого, разбойник вымолил прощения у Божией Матери и перестал вести грешный образ жизни;
  • а также икона Божией Матери «Феодоровская»;
  • «Казанская»;
  • «Владимирская» одаряют прихожан своими чудодейственными силами.

Кроме того, тут имеются такие почитаемые иконы, как «Спас нерукотворный» и «Огненное восхождение святого пророка Ильи». Иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского также находятся на сохранении в храме святого пророка Ильи, а также святые частицы мощей этих двух преподобных. В мощевике, который находится подле приделов святых апостолов Павла и Петра, хранится небольшая часть пояса Божией Матери.

Обратите внимание: в храме пророка Ильи также имеется очень значимый для христиан образ Святой Троицы, перед которой совершали молитвенные обращения к богу такие известные личности, как Пожарский и Минин.

Двери храма открыты всегда. Сюда может каждый желающий прийти и помолиться о здоровье близких людей, доверить Богу в молитве свои горести и проблемы, попросить помощь у святых и Пресвятой Богородицы. Храм работает с 8.00 утра и до 22.00 вечера.

Возьмите на заметку: на территории храма открыты церковная воскресная школа, которую могут посещать взрослые и дети, а также одна из самых обширных церковных библиотек в Москве.

Очень часто в церкви проходят общедоступные лекции на тему: «Святыни и благочестие Москвы». Более подробную информацию о графике работы, расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте.

Как добраться до церкви, подскажет карта автомобильных дорог города Москвы, точный адрес: Остоженка, второй Обыденский переулок, д.6. Ближайшая станция метро: Парк Культуры. В официальном сообществе храма в ВК указано, что нужно ехать до Кропоткинской.

Подробнее о святыне смотрите в следующем видео:

Источники

  1. 123456789
    Святыни храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке Москвы / Сост., авторы текста: иерей Николай Скурат, Е. С. Хохлова, Я. Э. Зеленина. — М.: Индрик, 2008. — 152 с. — ISBN 978-5-85759-454-4.
  2. 12
    300-летие постройки в Москве во имя святого пророка Божия Илии каменного храма, издревле слывущего Обыденным // ЖМП. — 2002. — № 9.
  3. РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Д. 1031. Л. 659—659об.
  4. 123Паламарчук П. Г.
    Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца : Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. — М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994. — Т. 2. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7.
  5. «Спаситель в белом хитоне»
  6. Л. Сараскина
    Александр Солженицын.
  7. Синодик священно- и церковнослужителей московского храма Св. Пророка Божия Илии, что слывет Обыденным
  8. Духовенство храма Пророка Божия Илии в Обыденном переулке

Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений

Триста лет церковь действует. Это отличает её от множества других христианских церквей, закрытых по инициативе власти большевиков.

Конечно, атеисты пытались надавить на приход и отнять здание. Но местные верующие действовали согласовано и встали на защиту храма Ильи Пророка.

Верующие не позволили советской власти закрыть храм.

Первые попытки закрыть храм приходятся на 1930 год. Последняя попытка советских властей, известная нам, не успела осуществиться, так как помешало начало Великой Отечественной войны.

Интерьер храма Ильи Пророка

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал прибежищем для верующих закрытых приходов в Москве. Как последний оплот, храм на Остоженке вбирал в себя войско осиротевших верующих, питал их духом и хранил традиции прошлых веков.

Здесь объединилось множество приходов, так православное христианство продолжало жить в недоброжелательном мире атеизма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: