Храм «Большое вознесение» у Никитских ворот


Большая Никитская — храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»)

'Храм

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 18/1.

Церковь в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Белом городе называют еще «Малым Вознесением». Повелось это с начала тридцатых годов XIX века. Есть в столице и «Большое Вознесение» — это храм за Никитскими воротами.

Начиная со второй половины XIV века рядом с деревянным храмом проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Есть версия, что приход родился как центр слободы новгородцев и устюжан.

Каменную церковь «на месте древней» возвел царь Федор Иоаннович — в честь своего коронования в день праздника Вознесения Господа Иисуса Христа.

В 1548 году о храме появляется упоминание в летописи — князь Петр Шуйский поймал здесь, «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября», бежавшего от Ивана Грозного князя Михаила Глинского.

Рядом с храмом исторически селились бояре Романовы, из рода которых происходила мать Феодора Иоанновича — государыня Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного.

В 1871-ом район рядом с храмом становится музыкальным — когда на Большой Никитской улице стоят Московскую консерваторию, ее работники стали прихожанами «Малого Вознесения».

В 1930-х года церковь закрыли и перестроили под общежитие и мастерские. Богослужения возобновили только в июне 1992-го.

Церковь Вознесения Господня в Строжах у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Смотреть все фото (7)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

Большое Вознесение. Энциклопедия Москва, 1997 г.

Москва. Храмы Москвы. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / «Большое Вознесение»

27.06.06/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Другие названия: Большое Вознесение / Церковь Вознесения Господня на Царицынской улице / Церковь Вознесения Господня, что в Сторожах
  • Дата постройки: 1798-1816 гг., 1827-1848 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: 1798-1816, 1827-1848: Шестаков Ф.М. (основной объем); 1798: Казаков М. Ф. (трапезная), 1830-е: Бове О. И. (декор), 2002 — 2004: Журин О. И. (колокольня)
  • Адрес: Большая Никитская ул., 36
  • Координаты: 37°35′43.13″E; 55°45′27.90″N

Распечатать информацию об объекте

Сохранившийся до наших дней храм Вознесения Господня в Строжах у Никитских ворот был построен в 1798 — 1816 гг. и задумывался, как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический. Существует легенда, что в 1774 году Г.А. Потемкин и Екатерина Великая тайно обвенчались в этой церкви. Так это или нет, но именно князь заказал строительство новой церкви в 1790 году. Первое упоминание церкви Вознесения Господня в Сторожах относится к 1619 г., в 1685 — 1689 гг. старую деревянную церковь заменил каменный храм, построенный на средства Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Название «в Сторожах», связывают с укрепленным острогом, прикрывавшим в древности ближайшие подступы к городу.

Строительство нового храма велось очень медленно с перерывами. Вначале из-за кончины князя А.Г. Потемкина строительство было отложено до 1798 года, в 1812 году недостроенное здание сгорело и вновь отстроено в 1816 г. Существующий храм строился и обновлялся вплоть до 1848 года. Первоначальный проект (возможно В. И. Баженов или М. Ф. Казаков или И. Е. Старов) в 1827 г. был переработан архитектором Ф. М. Шестаковым, а в 1830 г. дополнен О. И. Бове и закончен только в 1848 году А. Г. Григорьевым. Иконостас работы архитектора М.Д. Быковского выполнен в 1840 году.

После возведения храма в обиходе распространилось еще одно название церкви — Большое Вознесение, чтобы отличать новый храм и церковь Вознесения (1634 г.), расположенной на Большой Никитской 18.

Прихожанами церкви были многие известные москвичи. Известно, что в 1831 г. в недостроенном храме венчались А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова (Гончаровы жили на Большрой Никитской, в приходе этой церкви). Здесь отпевали М. С. Щепкина (1863 г.), М. Н. Ермолову (1928 г.), великого архидиакона К. Розова (1923 г.). В 1917 г. после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революционерами. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу.

В 1931 г. церковь была закрыта, колокольня разрушена. Здание храма использовалось под склад тары, затем – для нужд Академии наук. В 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР, выведенная из здания храма в 1987 г. Позже в храме планировалось устроить концертный зал, но в 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим.

23 сентября 1990 г. был совершен первый Крестный ход к церкви из Успенского собора Кремля во главе с патриархом. Колокольня была восстановлена позднее и освещена в 2004 г. При храме действует воскресная школа для детей.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Адрес: Москва, Большая ул., д. 36.

Деревянный храм «Вознесения Господня, что в Сторожах», или, как его еще называют, «Большое Вознесение», впервые упоминают в летописях в XV столетии.

В 1629 году церковь сгорела. В 1685—1689 годах царица Наталья Нарышкина, чей двор был по соседству, построила на ее месте каменный Вознесенский храм.

В XVIII веке участок под храмом перешел в собственность князя Григория Потемкина. По легенде, именно у престола Вознесенской церкви в 1774 году прошло тайное венчание князя и Екатерины Великой.

В 1831-ем старую церковь разобрали, оставили только колокольню. Здание по новому проекту завершили лишь в 1848-ом. Прихожанами «Большого Вознесения» были представители интеллигенции, дворянства и купечества, которые жили неподалеку. В 1863 году здесь отпевали основоположника русской актерской школы Михаила Щепкина, а в 1928 году — великую актрису Марию Ермолову.

В 1925-ом в Вознесенском храме последнюю Божественную литургию совершил Патриарх Московский и всея России Тихон. Советские власти закрыли церковь в 1931-ом, в 1937-ом уничтожили старинную колокольню.

До 1987 года в здании церкви были склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1990 году здание отреставрировали и вернули Русской Православой Церкви.

История

Существовавшая в этой местности деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах»

, первое упоминание о которой относится к 1619 году, сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении — острогом[1].
Старая колокольня. 1882 год. Фотография из альбома Николая Найдёнова
В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего. Рядом с храмом 7 октября 1774 года Дарья Васильевна Потёмкина купила у князя С. В. Гагарина «большой дом с хоромами». После 1784 года участок перешёл в собственность князя Г. А. Потёмкина, который рассчитывал построить новый храм и превратить его в собор Преображенского полка, шефом которого был[2]. Первоначально к проектированию был привлечён В. И. Баженов; в 1792 году священник Антипа Матвеев сообщал П. В. Лопухину о приготовленном «на сие материалом, состоящим в кирпиче (архитектором полковником Баженовым сделана модель в несколько сот тысяч рублей». Но фундамент прежнего храма оказался недостаточно крепким и было решено строить новый храм рядом, для чего Потёмкин отдал свой двор. Смерть в 1791 году помешала ему осуществлению этих планов, но его племянник Н. П. Высоцкий с братом в 1795 году дали священнику Антипе доверенность и капитал на строительство храма и поручили проектирование новой церкви М. Ф. Казакову. В 1798 году была заложена трапезная с двумя приделами[3], в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело и было завершено в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. К этому времени старая церковь была разобрана, за исключением колокольни, а проект переработан; в сохранившихся чертежах имеются подписи А. Г. Григорьева и Ф. М. Шестакова; в 1830 году О. И. Бове добавил ионические портики на северном и южном фасадах. Лишь в 1845 году строительство было окончено — без запланированной у входа в храм величественной колокольни. После смерти Шестакова работами руководил Е. Д. Тюрин[4]. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Иконостасы были выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским.

Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви, построенной в 1634 году, у которой официальное название было «Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе»[5] (ныне — Большая Никитская улица, 18).

Новая колокольня

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объём (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Владимирской Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову. В храме были погребены сёстры Г. А. Потёмкина: Мария Александровна Самойлова, Пелагея Александровна Высоцкая и Надежда Александровна Потёмкина.

13 ноября 1917 года в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве. В 1920 году Фёдор Шаляпин читал в церкви «Апостола» на венчании своей дочери Ирины[4].

5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение Патриарх Московский и всея России Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский)[6].

В 1931 году церковь закрыли. В здании разместился склад тары, затем гараж. Иконостасы разобрали (старинные иконы сожгли прямо в здании храма), закрасили стенную роспись, устроили межэтажные перекрытия, возвели перегородки, в апсиде алтаря пробили ворота, разобрали портики и устроили новые оконные проёмы. В 1937 году снесли шатровую колокольню XVII века. В 1960-х годах в здании размещалась лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института имени Г. М. Кржижановского. К визиту в СССР в 1972 году президента США Р. Никсона провели косметический ремонт здания. В 1987 году вывели лабораторию — планировалось провести реставрацию и разместить в помещениях концертный зал[4].

В 1990 году здание передали Русской православной церкви, и 23 сентября 1990 года в нём возобновились регулярные богослужения; на праздник Вознесения Господня, храм был освящен архиерейским чином[7]. Приделы и алтарь в то время были поделены на два этажа, а в полу зияли провалы, которые приходилось закрывать листами фанеры и досками. В начале 1990-х годов прошла реконструкция здания; в 1993—1994 годах обновили фасады[4].

Во время работ был обнаружен фундамент снесённой в 1937 году колокольни, на котором в 2002—2004 годах с западной стороны храма была построена новая, ранее не существовавшая 61-метровая колокольня, проект которой разработал архитектор-реставратор О. И. Журин на основе неосуществлённого проекта Ф. М. Шестакова[4]. Патриарх Алексий II освятил новую колокольню 20 мая 2004 года. В 2002—2009 и в 2012 годах отреставрировали фасады здания и восстановили трапезную, устроили пандус и переделали лестницу со стороны Малой Никитской улицы, восстановили ограду[4].

В 2007 году в церкви прошло отпевание историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча[8].

Интерьер, общий вид Интерьер, свод церкви

Храм Вознесения в Коломенском

Храм Вознесения в Коломенском

Адрес: Москва, пр. Андропова, д. 39, стр. 1.

Храм Вознесения в Коломенском — это первая каменная шатровая церковь в Москве. Строили ее в 1529 — 1532 годы по приказу великого князя Василия III.

15 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола, в храме Вознесения была обретена чудотворная икона Божией Матери «Державная». Сейчас она открыта для поклонения в Казанском храме в Коломенском.

Колокольня с храмом великомученика Георгия Победоносца была сооружена при храме в XVI веке. Существует версия, что на месте ее строительства стоял храм более ранней постройки — времен Димитрия Донского. Догадку частично подтверждает находка начала XX века — здесь обнаружили остатки кладбища XIV — XVI веков.

В XVII веке к колокольне пристроили деревянную трапезную, а саму колокольню превратили в алтарь храма и освятили. Правда, спустя два века, в 1843-ом, церковь и трапезную разобрали и вновь построили с использованием элементов декора и пропорций древнего здания.

С 2003 года идет реставрация колокольни и Георгиевского храма, обещают восстановить утраченный декор храма и иконостаса XIX века.

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот один из самых знаменитых исторических памятников Москвы. Первая деревянная постройка храма возникла в Москве приблизительно в конце 16 века, а первое упоминание в древнерусских летописях относится к 1619 году.

В 1629 году в очередном московском пожаре деревянный храм сгорел. Прихожанами церкви и священнослужителями предпринимались попытки восстановить его, однако до 1680-х гг. храм так и не был открыт. Ситуация изменилась, когда за восстановление храма взялась известная благотворительница царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I). Благодаря ей в 1685 году Храм Большое Вознесение был впервые построен из камня, и с тех пор он стал приобретать все большее значение в истории Москвы. Храм находился напротив царского двора Натальи Кирилловны, поэтому она не пожалела средств на строительство, в результате был возведен величественный пятиглавый шатровый храм в лучших древнерусских традициях.

Спустя почти сто лет рядом с храмом расположился двор одного из фаворитов Екатерины Великой — князя Г. А. Потемкина-Таврического, командующего Преображенским полком. По одной из версий в Храме Большого Вознесения в 1774 произошло тайное венчание Екатерины Великой с Г. А. Потемкиным, в результате чего князь пообещал воздвигнуть новый храм на месте старого, сделав его собором Преображенского полка. Приготовления к реконструкции храма начались, однако последовавшая череда событий не позволила завершить строительство в кратчайшие сроки — возведение храма растянулось на десятилетия, в связи с чем в народе говорили о мистическом характере происходивших событий.

Для строительства нового храма вначале был приглашен известный московский архитектор Василий Баженов. Но не успел он приступить к работе, как произошла первая перипетия — в 1791 году умер князь Г. А. Потемкин. Но, тем не менее, князь завещал после смерти во что бы то не стало продолжать строительство и выделил для этого средства. Спустя несколько лет после смерти князя произошло второе событие приостановившее реализацию проекта — скончался сам архитектор В. Баженов. Продолжить строительство было поручено другому архитектору — Матвею Казакову. В 1812 году в связи с началом Великой Отечественной войны строительство снова было прервано, а спустя несколько месяцев умер М. Казаков. В 1827 году строительство храма вновь было возобновлено, в этот раз за дело взялись архитекторы Ф. Шестаков и О. Бове. Строительство продолжалось до конца 1840-х годов. Они возвели исполинский собор в стиле московского барокко, за образец был взят Преображенский собор в Санкт-Петербурге. В 1848 году строительство продолжавшееся более полувека было закончено, однако, главный архитектор нового храма Большого Вознесения Ф. Шестаков за несколько месяцев до окончания строительных работ скоропостижно скончался, поэтому заканчивал строительство другой специалист в области церковной архитектуры А. Г. Григорьев.

Храм Большого Вознесения всегда был местом паломничества московской интеллигенции и знати, что во многом объясняется его местоположением на Большой Никитской улице, где проживали самые именитые горожане. Неудивительно, что именно в этом храме в 1831 году выдающийся русский поэт А. С. Пушкин венчался с Н. Гончаровой.

С историей Храма Большого Вознесения так или иначе связаны и другие известные фамилии: в 1863 году здесь отпевали актера М. С. Щепкина, в 1925 году за два дня до своей смерти Патриарх Московский и Всея Руси Тихон совершил свое последнее богослужение, в 1928 году здесь прощались с актрисой М. Н. Ермоловой и т. д.

В советское время, а именно в 1931 году, храм был закрыт. Все ценное имущество храма было частично конфисковано, частично уничтожено. В 1937 году была снесена колокольня, от полного сноса храм спасла память об А. С. Пушкине. После закрытия в помещениях храма располагались склады тары и лаборатория НИИ им. Кржижановского. В конце 1980-х гг. была произведена реставрация зданий, предназначенная первоначально для устройства там концертного зала. Однако в 1990 году Храм Большое Вознесение был передан Русской Православной Церкви, и в том же году начались первые богослужения.

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами

Адрес: Москва, Большая Серпуховская ул., д. 24.

Каменный храм Вознесения Господня возводили на месте уже существовавшего — деревянного. Происходило это за Серпуховскими воротами Земляного города в 1696 — 1709 годах. Оплачивал строительство царевич Алексей Петрович. В 1714-ом, когда царевича казнили, строительство заморозили и окончательно завершили только через сорок лет, правда, уже в другом стиле — зрелого барокко.

В 1842 году к храму пристроили трапезную и трехъярусную колокольню.

В годы советской власти, с 1930 по 1991 годы, церковь была закрыта. В начале 1990-х в ней провели крупные реставрационные работы — обновили колокольню, ограду, дом причта. Заново храм освятили в 1991-ом.

В 1995 году при Вознесенском храме начали действовать детский приют и Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Община храма окормляет Детскую клиническую больницу № 1 и НИИ хирургии РАМН им. А. В. Вишневского.

Храм Вознесения — Магнитогорск

Храм Вознесения — Магнитогорск

Адрес: г. Магнитогорск, ул. Вознесенская, д. 33.

Храм Вознесения Господня находится в Магнитогорске. Он расположен на правом берегу реки Урал. Это молодой храм, его построили по мотивам крестово-купольных храмов Древней Руси XIV—XV веков и открыли для верующих в 2004 году.

Рядом с храмом находится источник со святой водой, а в соседнем с ним здании разместились: воскресная школа, дом милосердия с домовой церковью, трапезной, медпунктом и богадельней, то есть, по сути, большой социальный центр.

Храм Вознесения Господня

Настоятель — протоиерей Павел Картушин

История храма

Храм Вознесения Господня расположен в Зареченском районе Тулы. Эта часть города стала активно заселяться к началу XVII в., после чего стали появляться и построенные на средства оружейников храмы.

Первое упоминание о Свято-Вознесенском храме содержится в «Строенной книге Тульского посада» и относится к 1646 г. Вторым свидетельством о существовании храма в этот период является, обретенный в XIX в. в данной церкви «холщовый антиминс, священнодействованный в 1680 году Никитою, епископом Коломенским при Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Иоакиме». Прихожанами храма стали кузнецы и слободские казенные крестьяне. Вероятнее всего первая церковь была деревянной. К 1712 г. по благословению Антония, епископа Коломенского на средства купца Андрея Федорова Владимирова был построен каменный храм. Церковь была «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Однако в храме отсутствовали приделы, что не позволяло служить две литургии в один день.

В 1744 г. от Преосвященного Саввы (Шпаковского), епископа Коломенского была получена храмозданная грамота, разрешающая строительство каменного предела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое не удалось осуществить из-за обнаружившейся ветхости храма.

В 1754 г. по просьбе прихожан епископ Коломенский Гавриил (Кременецкий) храмозданной грамотой разрешал построить новую двухэтажную каменную церковь: верхнюю — во имя Вознесения Господня и нижнюю — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. К 1755 г. нижняя церковь уже была построена по проекту заводского механика капитана Козьмы Семёнова Сокольникова украшена и освящена на новом антиминсе протоиереем Василием Ивановым, а верхняя вместе с колокольней из-за недостатка средств достроена только к 1787 г. и освящена Коломенским протоиереем Григорием Ивановым.

К Вознесенскому храму указом Св. Синода в XVIII веке был установлен крестный ход. «В описи при одном деле 1787 года говорится, что Вознесенская церковь внутри имела всё должное благолепие и снаружи была отделана в возможном совершенстве, глава на ней была позлащенная, вся церковь покрыта белым листовым железом, весь иконостас позлащён и украшен иконами, из коих некоторые имели серебряные позлащённые венцы и все писаны Тульским купцом Григорием Ивановичем Белоусовым, известным иконописцем того времени». В то же время была построена и колокольня. По описи 1787 года на ней имелось 6 колоколов.

В XVIII в. по исследованиям протоиерея Г.Панова прихожане были по большей части «казённые кузнецы и ямщики. В 1780 г. к церкви приписана была рота солдат при канцелярии. С открытием Тульского кадетского корпуса, под видом Александровского училища, несколько увеличился и приход, количеством служащих сего заведения. С 1856 г. все служащие при корпусе, стали относится с требами к особенному корпусному священнику». В 1800 г. благодаря увеличению числа прихожан, согласно их прошению, штат храма определен в два причта: два священника, один диакон и два псаломщика.

В 1824 г. стараниями купца Ивана Владимирова в нижней церкви бы устроен придел во имя св. вмц. Варвары. В 1834 г. сгорел иконостас верхнего храма с Белоусовскими иконами, за исключением чудесно сохранившейся иконы великомученицы Варвары. «Современники сочли это за особенное действие милости среди гнева Божия». Иконостас верхнего храма был сделан заново к 1844 г. Немного позже вновь устроен и позолочен иконостас в нижней церкви купцом Петром Ивановичем Владимировым. С 1883 г. при приходе существовала церковно-приходская школа.

Наиболее чтимыми святынями храма на 1895 год являлись: икона Скорбящей Божией Матери, икона великомученицы Варвары и частица мощей великомученика Пантелеймона. В 1912 г. был отремонтирован верхний храм, а в 1914 г. нижний. В этот период при храме существовала библиотека, насчитывающая 74 тома, 2 частные школы грамоты и одна церковно-приходская.

После революции настоятель храма, протоиерей Александр Богословский примкнул к обновленческому движению, о чём свидетельствуют «Епархиальные ведомости» 1924-27 годов. В 1929 г. на заседании президиума Зареченского районного совета Рабочих и красноармейских депутатов было принято постановление о закрытии Вознесенского храма, после чего здание Вознесенской церкви служило складом, колокольню снесли.

Церковь вновь была открыта в 1992 г. В 2009 г. Тверская епархия передала в дар Свято-Вознесенскому храму икону с изображением исповедника, выдающегося миссионера, преподобного Варсонофия Херсонского с частичкой его мощей.

Адрес: г. Тула, ул. Герцена, д. 12

Телефон:

Социальные сети:

Богослужения совершаются ежедневно.

В будние, воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — 8:00

Вечернее богослужение – 17:00

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку социальному работнику храма Ярасову Алексею Викторовичу по телефону: 8-915-783-66-81.

Или по электронной почте: yarasov@yandex.ru

Время для звонка: Ср.-Чт., Сб.-Вс. с 11.00 до 15.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

Храм Вознесения на Гороховом поле

Храм Вознесения на Гороховом поле

Адрес: Москва, ул. Радио, д. 2, стр. 1.

Церковь Вознесения на Гороховом поле построили в 1788 — 1793 годах на землях графа Алексея Разумовского по проекту архитектора Матвея Казакова

на средства прихожан и крупного вклада Николая Демидова.

В годы советской власти храм был закрыт. С 1935-го по 1993-й в его здании располагались мастерские, типография, затем выставочный зал и производственные цеха. Тем не менее церковь в эти годы реставрировали — начиная с 1960-х и вплоть до 1990-х.

В 1993-ем Вознесенский храм вернули Русской Православной Церкви. Сейчас при нем открыто братство во имя великой княгини Елизаветы Федоровны.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Поделиться

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Фото: NVO

Адрес: ул. Радио, д. 2, стр. 1

Сегодня мы рассказываем о Церкви Вознесения Господня. И, по московскому обычаю, добавление к имени – на Гороховом поле. Иной раз такую вот привязку к местности ученым приходится долго расшифровывать. Но в нашем случае все предельно понятно: когда для царского двора сеяли здесь горох – продукт по тем старым временам весьма важный – достаточно познакомиться с множеством блюд из него, гороха, приготовляемых.

Считается, что первая церковь стояла здесь во времена правления первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.

Позже в этих местах, на правом берегу Яузы, возникла и расцвела Немецкая слобода. Для ясности отметим, что на Руси слово «немец» происходило от слова «немой», то есть тот, кто не умеет говорить по-русски – вне зависимости от национальности.

Позже Немецкую слободу упразднили, и в этих местах полюбила селиться русская знать. Первую – маленькую — каменную церковь Вознесения (взамен сгоревшей деревянной) возвел в качестве домового храма граф Головкин. Потом имением владел граф Разумовский, церковь изрядно обновивший и расширивший.

В 1769 году домовую церковь Вознесения Господня сделали приходской. Но население здешнее так росло, что очень быстро встал вопрос о перестройке церкви «по случаю невместимости». Старую церковь снесли и на ее месте построили новую. Считается, что строил ее знаменитый архитектор Матвей Федорович Казаков. И хотя этому нет документальных подтверждений, полагают, что ряд архитектурных особенностей об авторстве Казакова говорит однозначно.

Кстати, впоследствии, уже в советское время, улицу Гороховую в честь 200-летия архитектора переименовали в улицу Казакова.

Среди прочего, считается также, что немалые деньги дал на строительство храма потомок знаменитого уральского заводчика Никита Акинфиевич Демидов.

И еще одна интересная особенность. Строился храм из кирпича, который остался после упразднения и сноса Моисеевского монастыря, что стоял в центре Москвы. Отчего, как говорят многие, в церкви, выстроенной при явном западноевропейском влиянии, до сих пор чувствуется особый монастырский дух. Придел же, освященный в в честь Святого Пророка Боговидца Моисея, является единственным в Москве. Вознесенская улица, традиционно получившая название свое по имени храма, была в 1929 году переименована в улицу Радио в честь первой радиостанции, здесь построенной.

Контакты: храма Вознесения Господня на Гороховом поле

Адрес: ул. Радио, д. 2, стр. 1

Как проехать: От м. «Курская», автобус 78, трамвай 24; м. «Бауманская», далее любым трамваем; от м. «Красные ворота», троллейбус 24.

Адрес сайта: https://www.hram1788.ru/05

Схема проезда:

Храм Вознесения в Электростали

Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.

В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.

Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.

Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: