Церковь Илии Пророка в Черкизово

Первые упоминания о селе Черкизове начинаются только с 14 века

Впервые о селе Черкизово упоминается в 14 веке. Названо оно было по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына татарского царевича Серкиза, в крещении Ивана. Андрей Серкизов погиб на Куликовом поле как герой в 1380 году.

Теперь очевидно то, что село принадлежало Серкизовым совсем недолго, потому что в одной из книг П.В. Синицына, которую он составил и издал в 1895 году «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем подмосковного села Черкизово в 14 столетии был Илья Озаков.

Читать книгу «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» на rulit.me

Этот человек тоже был выходцем из Золотой Орды, который добровольно принял христианство.

Книга «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее». изданная в 1895 г. Синицыным П.В.

Имя этого человека также встречается с именем митрополита Киевского Михаилом. В 1377 году в числе сопровождавших людей на постановление митрополита Михаила в Константинополь, был Сергей Озаков, родной брат владельца села Черкизова — Ильи Озакова.

Также известен еще один факт, что в 14 столетии Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, митрополиту Московскому.

Святитель Алексей — митрополит Московский. Именно ему Илья Озаков продал подмосковные села и деревни

Среди всего этого также есть упоминание о селе Черкизовском, которое было отдано по духовному завещанию митрополита в монастырь Святого Архангела Чюда в 1378 году. А также село Алымово, которое принадлежит с 16 века Чудову монастырю.

Можно предположить, что татарская деревня Алымово в те годы тоже относилась к Черкизову. Поэтому село Черкизово, стоящее на речке Сосенке, становится одним из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с одним общим двором и хозяйством.

История создания

В 14 веке появился Ильинский храм в Черкизове. Данное селение получило свое название благодаря его владельцу – Царевичу Серкизи. Со временем он продал свое владение такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Он был крещенным татарином и все его знали как довольно набожного человека. Благодаря ему и появился храм, который он назвал в честь своего небесного покровителя.

Эта церковь была возведена в очень живописном уголке на берегу речки Сосенка. Вместе со своим братом Илья были слугами митрополита Алексия. Именно к нему и перешло владения Ильи Озакова. Местоположение храма было очень по душе митрополиту и он сделал его летней резиденцией московских патриархов. Наибольшего роста и развития обитель приобрела при святителе Иннокентии.

Лучшая статья для Вас, переходите: Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь

В 1689-1690 году на месте старой сгоревшей деревянной церкви возвели каменный храм. Освятили его 18 июня 1690 года. За 20 век храм был реставрирован дважды:

  • 1821-1825 годы – на некоторое время он стал пятиглавым.
  • некоторые письма говорили о том, что необходима реконструкция храма. Проект был обнародован 1888 году, а уже в 90-х годах было проведено освящение.

Кладбище данного храма является неким некрополем, которое смогло устоять перед разорением в советское время. Кроме того, тут похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша.

Советский период им удалось пережить хитростью. Священнослужители собрали 1 млн. средств и отправили Сталину. Таким образом обитель была взята под контроль. Также сюда привозили иконы, которые собирались уничтожить.

К основным святыням относят:

  • икона «Успение»,
  • икона «Живоносный источник»,
  • образ «Исцеление свт. Алексием Тандулы»,
  • икона Богоматери Иерусалимской,
  • икона семи отроков Ефесских с частями мощей,
  • Афонский список Иверской иконы Богородицы.

Храм Илии Пророку был построен благодаря Илье Озакову

Илье Озакову многие обязаны, ведь именно он открыл ныне существующий храм, который никогда не закрывался. В советские годы многие церкви в России были снесены с лица земли, но храм Пророка Божия Илии уцелел. Еще с древнейшего времени и по настоящее время храм оглашает колокольным звоном восточные окрестности столичного града. Изначально храм был деревянным, построен был в честь небесного покровителя Илии Озакова.

После была построена каменная церковь, крест которой виден очень далеко. В праздники и в будние дни, в храм стекалось огромное количество народу. Приезжали не только из ближайших деревень, но и приезжали из самой Москвы. Особенно много народу собиралось в престольный праздник, в Ильин день.

Фото времен, когда храм Илии Пророка в Черкизове уже был построен каменный, крест которой виден был очень далеко. Храм был построен в честь небесного покровителя Илии Озакова

Конечно, многие века в этом месте молились и ходатайствовали перед Богом святого Пророка Божия Илию, это и принесло свои плоды. Храм пережил многие войны, революции, а также годы лихолетий и богоборчества. Но в итоге храм все же выстоял.

Есть один момент, который как покажется совсем не такой простой, в центре Москвы, в Обыденском переулке, тогда стоял еще один храм Илии Пророка, который также никогда не закрывался. Можно посчитать это простой случайностью или совпадением, но у многих верующих людей на этот счет совсем другие мысли и точки зрения.

Святитель Алексий, митрополит Московский купил у Илья Озакова это село на свои келейные деньги. После чего куплю закрепил жалованной грамотой у князя Василия Темного. Совсем не случайно в переписной книге 17 века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной».

Начиная с того времени, очень часто храм сменял другой, но в 1690 году наконец была построена каменная с приделом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

Митрополит Алексий сделал Ильинский храм летней резиденцией московских патриархов, сто не удивительно, ведь храм располагался в живописнейшем месте, на берегу Сосенки

После был устроен еще один придел во имя Честнаго Креста Господня. Была сооружена новая колокольня, об этом указано в книге П.В. Синицина.

По этим же сведениям, село Черкизово впервые встречается в духовной грамоте Святителя Алексия, которое было найдено митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году.

В далекие годы, с было довольно далеко от шумной суеты Москвы. Здесь все было расположено для уединения и отдыха на природе в окружении дубрав и живописной речки Сосенки.

Митрополит Алексий построил дачу, куда обычно он приезжал в теплое время года. Это место летнего пребывания было не только для него, но и для его последующих приемников.

В своей книге Синицын пишет, что царь Иоанн Васильевич с царевичами ездил в Черкизово на охоту и для отдыха. Также следует отметить, что митрополит Алексий завещал село Чудову монастырю.

Храм в Черкизове

Московский храм во имя Пророка Божия Илии, что в Черкизове(район Москвы), известен тем, что в нем хранится редкая икона Святителя Алексия и рядом с ним почивают мощи блаженного Ивана Яковлевича Корейши…

Красавец-храм производит необыкновенное впечатление. Входишь в него, и как будто погружаешься в таинственную глубь веков. Храм старинный, намоленный. Иконы необыкновенные, старые — каждая как будто из музея древностей. Еще бы, этот храм стоит с 1690 года! А построен на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году! Храм прямо связан с именем многих русских Митрополитов — и прежде всего со Святителем Алексием. Название свое село Черкизово ведет от имени первого владельца, Ордынского царевича Серкиза (Черкиза), который служил у великого князя Димитрия Ивановича Донского и за службу получил земли близ Москвы. Крестившись, царевич Серкиз стал носить новое имя — Иван Черкизов. Служил царевич России верно, вплоть до того, что его сын Андрей на Куликовом поле был воеводой Переяславского полка и там же сложил свою голову. Вскоре Черкизово перешло к слуге Святителя Алексия крещеному татарину Илье Озакову. Он-то и построил в Черкизове первый деревянный храм во имя святого Пророка Божия Илии, и вскоре оно вместе с церковью было передано Ильей Озаковым Митрополиту Московскому Алексию, который сделал его летней резиденцией (зимняя была в Чудовом монастыре, который тоже устроил Святитель Алексий в память чудесного исцеления по его молитвам татарской ханши Тайдулы). По духовному завещанию Святителя Алексия Черкизово отходило в кафедральный Чудов монастырь. Так село стало резиденцией московских Митрополитов. Черкизово — очень крупное владение, не менее 2000 десятин земли, десять селений, 36 пустошей. Со временем вокруг церкви святого Пророка Илии сложился «монастырский двор». В Смутное время польско-литовского нападения на Русь храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. А в бытность Святейшего Патриарха Кир Адриана в 1690 году на месте деревянного храма построен каменный, с приделом Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца. Со временем, особенно при Святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась. Судьба храма необычна. В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Ильинский храм устоял даже тогда, когда при строительстве метро планировалось провести линию прямо под ним. Верующие москвичи стеной встали на защиту святыни. Власти вынуждены были уступить, хотя во время этого строительства доламывали то, что еще не успели разрушить: невдалеке от храма святого Пророка Илии было снесено четыре церкви. Староста храма Владимир Григорьевич Киселев рассказывает: — Если замечали, когда ездите в метро, поезд около Черкизово сбрасывает ход, идет какое-то время тихо, а потом снова набирает скорость. Линию по просьбе верующих отодвинули от храма на безопасное расстояние, но все равно соблюдается осторожность. У нас установлены датчики, показывающие уровень колебания почвы. Слава Богу, церковь стоит. И это промыслительно! Здесь, в храме и при храме, неоценимые сокровища духовные. Мы входим в храм и смотрим старинную икону «Исцеление Тайдулы» по молитвам Святителя Алексия. По словам Владимира Григорьевича, икона эта очень редкая, может быть, единственная в России. С трепетом и благоговением подходят к ней верующие. Но, конечно, главная святыня храма — это могилка известного московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши (1783 г. — 19 сентября 1861 г.). Многие Православные его знают, но не ведают, куда нужно ехать, чтобы поклониться ему. Иван Яковлевич — человек Божий. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: «Студент холодных вод». И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: «Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй». Так он говорил о своей скорой смерти. Любимые стихи, которые он пел:
Господи, кто обитает В светлом доме выше звезд? Кто с тобою населяет Верх священных горних мест?
Тот, кто ходит непорочно, Правду навсегда творит И нелестным сердцем точно, Как языком, говорит…

Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище. Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: «Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя — у меня забудешь прорицать!» Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его образ оказался запечатлен в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Люди задавали самые разные вопросы — духовные и житейские. Ответами своими он постоянно возвращал людей от житейского к духовному: — Будут ли мне рады в Петербурге? — Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных. — Что ожидает рабу Божию N? — Мир нетления. Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения. Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому больница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека «Миронку», который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями «сокрушал» специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Прозорливостью он обладал удивительной. Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что «идти никуда не хочет, а тем более в ад». Таково было его полное и окончательное отвержение мира. Необычайна была и кончина старца. В житиях не приходилось встречаться с подобными случаями. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: «Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!» И испустил дух. Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя (Смоленск, Московский Покровский монастырь, где нынче почивают мощи святой блаженной Матроны Московской, Алексеевский монастырь). Но Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича). Не Иван ли Яковлевич сохранил от разрушения знаменитый храм в Черкизове? Доныне приходят люди на могилку к Ивану Яковлевичу и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления. На могилке всегда цветы, кто-то кладет мелкие деньги, кто-то оставляет свечи. Стоишь и чувствуешь себя не в Москве, а на сельском погосте: так проста и безыскусна вся обстановка у могилки знаменитого старца, так тихо и хорошо рядом с ним. …И у меня тоже на могилке старца произошло маленькое чудо. По пути в храм я делился с женой сомнениями: следует ли мне для укрепления здоровья пить траву расторопшу? И когда, помолившись на могиле блаженного, выходил за ограду храма, услышал, как один нищий у ворот громко сказал другому: «Я расторопшу пью. Помогает». Слышит нас и теперь Иван Яковлевич. И посылает ответ.

На снимках: Портретное изображение блаженного Ивана Яковлевича Корейши на его могиле; Могила блаженного.
Владимир Мельник, г. Москва 07.03.2003

С 1764 года храм Илии Пророка становится приходским храмом

В 1764 году храм выходит из состава подворья, а затем становится приходским храмом. Постройка уже каменного храма относится ко времени правления Патриарха Андриана — последний из патриархов допетровской поры. Под его руководством были перестроены все монастырские здания, а также были возведены несколько храмов.

Патриарх Андриан — последний из патриархов допетровской поры. Постройка уже каменного храма относится ко времени правления именно этого человека

18 июня 1690 года только что построенная церковь в честь Пророка Божия Илии была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом — так гласит известный русский писатель 17-18 века Карион Истомин.

Также в летописях храма было указано о приходском кладбище, где стояла деревянная часовня. Также следует отметить, что с конца 17 — начала 18 века, в селе Черкизове наблюдается рост населения, из чего следует, что храм посещают в два раза больше прихожан. В описи 1701 года Ильинский приход выглядит более чем, боголепно.

На фото можно увидеть, что множество народу приезжало в храм Пророка Божия Илии, особенно в престольный праздник

Чуть позже, по сведениям Синицына, село Черкизово становится излюбленным местом московских митрополитов. Особенно его полюбили митрополит Тимофей и Платон.

Каменная церковь

Уже со временем было принято решение на месте старой деревянной храмовой постройки возвести великолепную каменную церковь. Это решение воплощалось в реальность с 1689 по 1690 год. Храм был построен в максимально короткие сроки, и уже в июне 1690 года здесь было произведено его освещение. Помимо храма, была возведена трапезная и звонница.

А вот уже в 1821 году случилась еще одна перестройка, и храм стал пятиглавым, но это было ненадолго. Впоследствии храм Илии Пророка в Черкизове подвергся более внушительным реконструкциям. Таким образом, в XIX веке по решению наставника храма Отца Павла был разработан план по возведению новой колокольни согласно проекту известного архитектора Егорова, а уже в 1888 году данный проект был полностью утвержден. Работы были окончены в 1890 году и обитель снова осветили.

храма пророка божия илии в черкизове

Удивительно, но храм окружен кладбищем, которое является одним из самых древних на территории всего города Москвы. Именно здесь захоронены люди, которые имели весомое историческое значение. Это кладбище не было разворовано в советское время, как это случилось со многими другими. Здесь покоятся тела известных людей, например, в 1861 году здесь захоронили московского юродивого, который был причислен к лику святых. О его способностях свидетельствуют многие факты. Корейша, который был запечатлен в прозе Лескова и Достоевского – образ, срисованный с этого человека.

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества.

Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны, с которой был пристроен придел и трапезная.

1590

в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма. По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.

Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Новое время

Первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Храм Пророка Божия Илии начали восстанавливать только в 1982 году

Церковь долго находилась без ремонта. Когда состояние храма дошло до критического, власти вспомнили о древнем памятнике. В 1982 году вместе с настоятелем храма с настоятелем храма протоиереем Алексеем Глушаковым началась внутренняя реставрация храма, а также его росписей и икон.

Также рядом с храмом было решено построить дом причт. В 1912 году на месте ветхих деревянных построек, было построено кирпичное здание. С 1996 года здесь размещалась крестильная. Во время разборки старых строений, была найдена утерянная икона Святого Пророка Божия Илии.

На фото изображен иконостас главного придела в честь Пророка Божия Илии в Черкизове

В 1986 года иконостас был разобран. Его реставрация была проведена силами реставраторов и художников. Заново были расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески.

Расписание богослужений на официальном сайте храма Илии Пророка

В настоящее время храм полностью действующий, сейчас при нем работает воскресная школа. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте храма.

Все, кто желает, может приехать и посетить это замечательное место — храм в честь Пророка Божия Илии, древний памятник архитектуры. Адрес храма: г. Москва, улица Большая Черкизовская, д. 17.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Период потрясений и восстановления

Тысячи людей с молитвами и прошениями приходят к святому пророку на протяжении нескольких столетий, благодаря заступничеству святого Ильи храмовые богослужения не прекращались со дня основания церкви.

Пережила с минимальными потерями святыня и страшные года после революции, богослужения не прекращались ни на один день, только в 1929 году был запрещен колокольный звон.

В начале 30-х годов во время пасхального празднования оторвался колокольный язык, пробив крышу, он застрял в полу, позже все колокола были сняты и изъяты советской властью. Только покровительство Ильи Пророка спасло Черкизовскую святыню от закрытия во время строительства метрополитена.

При настоятеле Павле Цветкове Ильинская святыня принимала под свою охрану святые образа храмов и монастырей, подлежащих уничтожению. Угроза закрытия постоянно висела над храмом Ильи пророка обыденного в Москве, что привело к тому, что он совершенно не ремонтировался до 1982 года.

Древний памятник архитектуры напомнил властям о себе табличкой, на которой было написано, что здание находится под охраной государства. Настоятель храма Алексей Глушаков добился реставрации церкви, во время которой были:

  • реставрированы внутренние помещения;
  • обновлена роспись стен и икон;
  • построен дом причта.

Удивительная находка взбудоражила весь православный мир, когда при замене в 1996 году старых построек была обнаружена считавшаяся утерянной икона святого пророка Ильи. Реставратор Венедикт Суворов и художник Сергей Захаренков руководили восстановлением святых образов на главном иконостасе, сохранив его в первоначальном виде.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) благословил роспись настенных фресок в подкупольных сводах в стиле 17 века.

Черкизовское кладбище[править | править код]

Черкизовское кладбище — самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название Черкизовское кладбище получило от села Черкизово, рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал». На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 12 марта 2020 года

.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша (1783—1861) — знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович (1904—1965) — профессор
  • Замятин Николай Михайлович (1886—1951) — генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич (1831—1903) — священник
  • Соколов Алексей Павлович (1880—1949) — протоийрей
  • Ильин Николай Ильич (1877—1940) — настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич (1923—1994) — настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна (1949—2012) — ветеран труда
  • Ёлкин Иван Владимирович (1921—1947) — военный лётчик

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм Пророка Илии на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и храм Пророка Илии в Обыденском переулке. В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия — ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье — с 7:00 и 10:00, с 17:00 — вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Иконы

святыни храма илии пророка в черкизове

Святыни храма Илии Пророка в Черкизове ежедневно помогают многим прихожанам в различных нуждах. К основным святыням относят:

  • Святой образ Богородицы «Успение».
  • «Живоносный источник».
  • «Исцеление св. Алексием Тандулы».

Есть здесь и множество других святынь, ради которых в эти края едут люди в надежде на Божью благодать.

Основание храма

История церкви связана с историей самого села — Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца — царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику — Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю — Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее — 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря черкизовскому пруду, на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: