Елена Мусорина: Московская Знаменская церковь на Шереметевом дворе и Романов переулок


Храм Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе

Поделиться

Храм Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе. Фото: Petrovitch

Адрес: Романов переулок, д. 2, стр. 8

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе известна с 1613 года. И построил ее мастер Дружина Коптев на месте, которое тогда именовалось Опричным двором. Ныне это место находится за корпусом факультета журналистики МГУ на улице Моховой.

В то время этими землями владел Иван Николаевич Романов, дяди первого русского царя Михаила.

И совершенно неслучайно церковь освятили в честь Знамения — икона Знамения считалась покровительницей дома Романовых. И вот почему. В праздник Знаменской иконы в 1612 году из пределов России изгнали польско-литовских интервентов, а под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением Знамения Пресвятой Богородицы. Так что Романовы не случайно считали икону «Знамение» покровительницей своего рода и потому возводили при своих дворах Знаменские церкви, которые служили их домовыми храмами.

В 1671 году царь Алексей Михайлович пожаловал двор с церковью своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны, будущей матери Петра I. Его сын, Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, известен и славен тем, что именно его именем назван знаменитый стиль церковной архитектуры конца XVII века — нарышкинское, или еще говорят — московское барокко. В этом стиле Нарышкин строил все домовые церкви во всех своих владениях. Именно в этом стиле в 1691 году Лев Кириллович построил ныне существующую Знаменскую церковь. Вторая же церковь, которая считается эталоном «нарышкинского барокко» — церковь Покрова в Филях, построена была в 1693 году. Тип нарышкинской церкви назывался «иже под колоколы», потому что здание храма одновременно служило и колокольней.

Домовому Знаменскому храму присвоили статус приходского, и приписали к соседней соборной Крестовоздвиженской церкви. Однако заботы о храме были оставлены за знатными владельцами усадьбы, так что едва ли кто-то мог прийти туда с улицы.

Шереметевым же двор стал называться в начале 19-го века, когда ее купили новые владельцы е Шереметевы.

Вероятнее всего, храм строил московский зодчий Яково Бухвостов – именно он был основным строителем у Нарышкиных.

Ныне действующий Храм потрясающе красив – ярко-розовые стены с белыми архитектурными деталями и блестящие золотые купола.

Единственный минус – к храму чрезвычайно трудно подобраться. Но ежели у вас получится – ей-богу, не пожалеете.

Контакты: храма иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе

Адрес: Романов переулок, д. 2, стр. 8

Ближайшие станции метро: Библиотека им. Ленина (160 м) Александровский Сад (190 м) Арбатская (370 м)

Адрес сайта: https://www.hram-znameniya.ru/

Схема проезда:

Церковь Знамения на Шереметевом дворе

Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе (так храм называется полностью) находится рядом с Воздвиженкой в Романовом переулке (ранее Шереметев переулок, а в советское время — улица Грановского). Переулок назывался по находившемуся здесь в старину владению бояр Романовых. Первоначально это была их домовая Знаменская церковь. В советские времена в этот дворик на улице Грановского мы ходили гулять, здесь было тихо и уютно по-московски. И несмотря на то, что в здании церкви располагались различные административные помещения, она выглядела очень нарядной и необычной. В те времена фасады церкви дважды реставрировались (в 1950-х и 1970-х годах), и её внешний облик оставался узнаваемым.

На акварели конца 1780 — начала 1790-х годов — вид Московского университета (старое здание) через реку Неглинную. Университет только что построен. Впереди, у берега, сооружённые после 1786 года лавки. Слева видна церковь Знамения на Шереметевом дворе.

Историческая справка

. Когда-то на этом месте стоял опричный дом царя Ивана Грозного, а первый Знаменский храм здесь поставил в 1625 году И.Н. Романов, брат патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича. Икона Знамения считалась покровительницей дома Романовых, поскольку она была главной иконой Новгорода, откуда вышел род Романовых. В день Знаменской иконы в 1612 году все пределы России были избавлены от врагов. Под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением иконы Знамения. В 1656 году двор с церковью стал «государевым», и царь Алексей временно разместил здесь дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе и иконописные. Затем в 1671 году этот двор с церковью был пожалован К.П. Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны. Ее брат Лев Кириллович, дядя Петра I , прославился, в частности, тем, что способствовал развитию великолепного архитектурного стиля — «нарышкинского» или «московского» барокко. Родоначальницей этого стиля была как раз церковь Знамения, построенная Нарышкиным в конце 1680-х годов на своем дворе на месте более древнего храма. Помимо Престола иконы Божьей Матери «Знамение» в церкви есть престолы Преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского.

План церкви

Последней владелицей дома и церкви из рода Нарышкиных стала в 1738 году Е.И. Нарышкина, вышедшая замуж за любимца императрицы Елизаветы графа К.Г. Разумовского. После смерти жены граф Разумовский, ставший президентом Академии Наук, а позднее и Гетманом Малороссии, построил близ церкви настоящий дворец. Знаменскую же церковь соединял с новыми покоями крытый переход. Приблизительно в 1800 году А.К.Разумовский (сын К.Г. Разумовского) продал владение на Воздвиженке шурину своего сына, графу Николаю Шереметеву, отчего оно получило название «Шереметев двор». Церковь была основой композиции восточного заднего двора — более интимной половины усадьбы, и соединялась с главным домом крытым, поначалу. вероятно деревянным переходом. В 1812 году церковь Знамения сгорела, но впоследствии была восстановлена на деньги Шереметевых, и 21 сентября 1847 года ее заново освятил митрополит московский Филарет. В конце XIX века дворец перешел к Московской Городской Думе. Храм в это время имел уже приходской статус. Этот уникальный памятник московского барокко представляет собой редкий образец ярусного храма «под колоколы» (с колокольней над сводом храма).

N. A. Naidenov (1884). Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений

В 1929 году храм был закрыт, трапезная сломана, стёсаны белокаменные украшения нижнего яруса. В подклете разместилась хозяйственная часть. Здание церкви было перепланировано внутри и разгорожено на несколько этажей. В 2004 году спустя ровно 75 лет после закрытия началась масштабная реставрация. В 2007 году были завершены основные реставрационные работы по восстановлению внешнего облика храма. В 2010 году на праздник Покрова Божией Матери на колокольню были подняты 10 колоколов.

1. Единственное место, с которого сейчас открывается вид на храм, — это небольшой участок на Моховой улицы со стороны Манежа. Слева на современной фотографии — церковь Знамения на Шереметевом дворе, скрытая в заднем дворе усадьбы. Дом №9 по Моховой улице первоначально был домом Пашковых, построенным в начале XVIII века. В 1833 году дом был приобретен для Московского университета и перестроен в единое здание архитектором Е.Д. Тюриным, в 1901-1905 годах расширен архитектором К.М. Быковским. Сейчас это — Факультет журналистики МГУ.

2. Основной объём церкви — двухсветный четверик с тремя ярусами уменьшающихся кверху восьмериков, апсида, боковые приделы (Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского) и трапезная. Он поднят на высокий сводчатый подклет, окружённый с трёх сторон открытой папертью на арках.

3. Композиция храма во многом уникальна, однако его архитектурное убранство типично для произведений Московского барокко особой декоративностью, сочетанием резного белого камня и профильного кирпича в элементах ордера. Крупная центральная глава храма, три главы апсиды и приделов, поставленные в ряд, покрыты словно чешуёй, ромбовидными листами луженого железа.

4. Выразительны гребни фронтонов-парапетов, пинакли с с резными узорами, угловые белокаменные колонки с раскреповками, грибовидные и кубовидные капители.

5.

6. Венчают главы одного из самых нарядных храмом Москвы ажурные кованые золочёные кресты.

7. Приделы, замыкая восточную часть связаны с центральным алтарём проёмами. Со стороны паперти приделы имеют самостоятельные входы.

8.

9.

10.

11. На паперть со двора вела лишь лестница, включённая в объём тёплого перехода между церковью и главным домом. Её остатки — боковые стенки со сводами сохранились в уровне подклета.

12.

13. Попасть к храму можно со стороны Романова переулка. Внутренний двор бывшего дворца Разумовских-Шереметевых, церковь Знамения и бывший Шереметевский дворец сейчас находятся в ведении Медицинского Центра Управления Делами Президента РФ.

14. А с Моховой церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе не очень заметна, особенно в вечернее время зимой.

Внутреннее убранство храма https://www.hram-znameniya.ru/arch/photoarch/sobitiya/_2014/10_12_2014/ Исторические сведения https://www.hram-znameniya.ru/about/.

published on according to the materialsgalik-123.livejournal.com

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе, 1875 год

Предыстория участка

Основная статья: Опричный двор

Территория близ Смоленской улицы впервые упоминается в летописях в конце XV века. Участок относился к приходу церкви апостолов Петра и Павла и в 1566 году вошёл в состав Опричного двора. После воцарения Михаила Фёдоровича землю у Большой Никитской улицы пожаловали государеву дяде Ивану Романову. По одной версии, по его заказу около 1625 года на дворе возвели новую деревянную церковь. Однако ряд исследователей датирует постройку двенадцатью годами ранее и указывает в качестве строителя некого Дружину Коптева. Эту теорию подтверждает упоминание приделов преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, существовавших с 1619 года. Они были устроены как самостоятельные объёмы с отдельными входами. Краевед Виктор Васильевич Сорокин считает, что постройки располагались на месте старой церкви Петра и Павла[6][7][8]. Новый храм освятили в честь иконы Богоматери «Знамение», считавшейся покровительницей семьи Романовых[1][2][9].

Строительство и использование

Основная статья: Шереметев двор

Оформление главного фасада Знаменской церкви, 2020 год Декор центрального восьмерика Знаменской церкви, 2012 год

Трёхпрестольная церковь сгорела в пожаре 1629 года, но вскоре была восстановлена в прежних формах, а через восемь лет перестроена в камне. После смерти Ивана Романова в 1640-м владения унаследовал его сын Никита Иванович[10][1][8]. Но уже через шестнадцать лет усадьба как выморочная числилась в собственности царя Алексея Михайловича, который отдал северную часть в ведение Оружейной палаты. В 1671-м оставшийся участок и церковь пожаловали тестю государя Кириллу Нарышкину[11][6][1]. От него двор перешёл к сыну — боярину Льву Нарышкину, при котором возвели новый храм иконы Божией Матери «Знамение». Тем не менее точные даты реконструкции неизвестны. Реставратор Евгений Васильевич Михайловский предполагает, что работы проходили в конце 1680-х годов. Доподлинно неизвестно, кто именно руководил строительством, но исследователи высказывают предположения о причастности архитекторов Яна Бухвостова и Петра Потапова[12][7]. При строительстве использовали материалы разобранного храма и надгробия упразднённого кладбища. Внешне здание сходно с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, возведённой в 1690—1694 годах. Вероятно, белокаменные детали экстерьера изготавливали по одним эскизам, что соответствует теории Михайловского[5].

20 февраля 1722 года указом Святейшего синода церковь получила статус приходской и была приписана к соседнему Крестовоздвиженскому монастырю. Хотя существуют сведения, что с 1723 по 1726 год помещения не использовали. Службы возобновили только после кончины императора Петра I, не одобрявшего домовые моленные[13]. При этом владельцы усадьбы оставались попечителями храма, поэтому некоторые исследователи указывают, что он не был доступен для посторонних и продолжал носить домовой характер[2].

В середине XVIII века ответственность за содержание зданий перешла графу Кириллу Разумовскому, получившему имение в качестве приданого жены Екатерины Нарышкиной. Он провёл масштабную реконструкцию, устроив дворец в стиле раннего классицизма. Предположительно, работами руководил архитектор Василий Баженов. В этот период в Знаменской церкви переделали окна и порталы, разобрали стену между трапезной и нижним четвериком, здание храма объединили крытым переходом с новым комплексом[1][14][9].

Когда в 1799 году обветшавшую усадьбу Разумовского приобрёл за 450 тысяч рублей Николай Шереметев[13], церковь получила полное название — храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. После пожара и оккупации Москвы в 1812-м разграбленная церковь долгое время находилась в запустении. К её восстановлению приступили только в 1840-х годах при сыне графа Дмитрии Шереметеве. Работами руководил архитектор Афанасий Григорьев[10]. В этот период полностью обновили храмовое убранство и заменили иконостас XVII века новым[15]. Однако сохранилось описание его первоначального облика от 1811 года:

Иконостас деревянной с золоченою резбою в 8-ми ярусов во оном местные образа. <…> Над местными образами 32 иконы разной величины на деревянных цкахъ с изображением страстей господних, апостолов и угодников. Сверх иконостаса распятие деревянное резное с предстоящими в резной золоченой раме[5].

Работы завершили к 1847-му, храм переосвятил митрополит Филарет. Позднее архитектор Михаил Быковский провёл работы по устройству калориферного отопления[16][15].

После Октябрьской революции усадьбу Шереметевых заняли Военная академия Красной армии, военный музей и больница 4-го Главного управления министерства здравоохранения СССР. Знаменскую церковь дополнили пристройками, где по распоряжению Владимира Ленина обустроили специальную столовую. Тем не менее само здание признали памятником архитектуры и взяли под государственную охрану. 28 апреля 1921 года была зарегистрирована Знаменская церковная община под руководством архиепископа Трифона, в ведение которой передали сооружение и церковную утварь. Моссовет оставил за собой право одностороннего расторжения договора. Через пять лет по его распоряжению подклет церкви передали в ведение жилищных советов соседних домов, а в феврале 1930 года приняли решение об окончательной ликвидации церкви. Здание заняла больничная столовая, переоборудованный купол отвели под ленинскую комнату с библиотекой. В дальнейшем сооружение неоднократно перестраивали: демонтировали главы и внутренний декор, разобрали паперть и часть трапезной, застроили гульбище и заложили арки подклета[10][15][17].

Во время Великой Отечественной войны на территории соседнего студенческого городка Московского университета разорвалась фугасная бомба, осколки которой повредили стены церкви Знамения Божией Матери. Необходимый ремонт проведён не был, и здание быстро ветшало: провалилась крыша, стены поросли деревьями, осыпался белокаменный декор. В 1954 году архитекторы Евгений Васильевич Михайловский и Ирина Валентиновна Ильенко подготовили проект полной реставрации памятника архитектуры. Но работы провели только снаружи, оригинальный интерьер воссоздан не был, а из пяти глав реконструировали только четыре[5]. Через двадцать лет фасады и просевший фундамент подновили, однако здание нуждалось в комплексном ремонте[10][18][14].

История[править | править код]

Фотография из альбома Николая Найдёнова, 1875 год

Предыстория участка[править | править код]

Основная статья: Опричный двор

Территория близ Смоленской улицы впервые упоминается в летописях в конце XV века. Участок относился к приходу церкви апостолов Петра и Павла и в 1566 году вошёл в состав Опричного двора. После воцарения Михаила Фёдоровича землю у Большой Никитской улицы пожаловали государеву дяде Ивану Романову. По одной версии, по его заказу около 1625 года на дворе возвели новую деревянную церковь. Однако ряд исследователей датирует постройку двенадцатью годами ранее и указывает в качестве строителя некоего Дружину Коптева. Эту теорию подтверждает упоминание приделов преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, существовавших с 1619 года. Они были устроены как самостоятельные объёмы с отдельными входами. Краевед Виктор Васильевич Сорокин считает, что постройки располагались на месте старой церкви Петра и Павла[6][7][8]. Новый храм освятили в честь иконы Богоматери «Знамение», считавшейся покровительницей семьи Романовых[1][2][9].

Строительство и использование[править | править код]

Основная статья: Шереметев двор

Оформление главного фасада Знаменской церкви, 2020 год Декор центрального восьмерика Знаменской церкви, 2012 год

Трёхпрестольная церковь сгорела в пожаре 1629 года, но вскоре была восстановлена в прежних формах, а через восемь лет перестроена в камне. После смерти Ивана Романова в 1640-м владения унаследовал его сын Никита Иванович[10][1][8]. Но уже через шестнадцать лет усадьба как выморочная числилась в собственности царя Алексея Михайловича, который отдал северную часть в ведение Оружейной палаты. Некоторое время здесь размещались её иконописные мастерские[11][12][13]. В 1671-м оставшийся участок и церковь пожаловали тестю государя Кириллу Нарышкину[14][6][1]. От него двор перешёл к сыну — боярину Льву Нарышкину, при котором возвели новый храм иконы Божией Матери «Знамение». Тем не менее точные даты реконструкции неизвестны. Реставратор Евгений Васильевич Михайловский предполагает, что работы проходили в конце 1680-х годов. Доподлинно неизвестно, кто именно руководил строительством, но исследователи высказывают предположения о причастности архитекторов Яна Бухвостова и Петра Потапова[15][7]. При строительстве использовали материалы разобранного храма и надгробия упразднённого кладбища. Внешне здание сходно с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, возведённой в 1690—1694 годах (возможно, храм стал первым зданием, возведенным в стиле «нарышкинское барокко»).[11] Вероятно, белокаменные детали экстерьера изготавливали по одним эскизам, что соответствует теории Михайловского[5]. Известно также, что Кирилл Нарышкин, ближний кравчий и московский губернатор, заключил в 1717 году подряд на золочение иконостаса с мастерами Оружейной палаты А. Гавриловым и А. Дмитриевым.[16].

20 февраля 1722 года указом Святейшего синода церковь получила статус приходской и была приписана к соседнему Крестовоздвиженскому монастырю. Хотя существуют сведения, что с 1723 по 1726 год помещения не использовали. Службы возобновили только после кончины императора Петра I, не одобрявшего домовые моленные[17]. При этом владельцы усадьбы оставались попечителями храма, поэтому некоторые исследователи указывают, что он не был доступен для посторонних и продолжал носить домовой характер[2].

В середине XVIII века ответственность за содержание зданий перешла к графу Кириллу Разумовскому, получившему имение в качестве приданого жены Екатерины Нарышкиной. Он провёл масштабную реконструкцию, устроив дворец в стиле раннего классицизма. Предположительно, работами руководил архитектор Василий Баженов. В этот период в Знаменской церкви переделали окна и порталы, разобрали стену между трапезной и нижним четвериком, здание храма объединили крытым переходом с новым комплексом[1][18][9].

Когда в 1799 году обветшавшую усадьбу Разумовского приобрёл за 450 тысяч рублей Николай Шереметев[17], церковь получила полное название — храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. После пожара и оккупации Москвы в 1812-м разграбленная церковь долгое время находилась в запустении. К её восстановлению приступили только в 1840-х годах при сыне графа Дмитрии Шереметеве. Работами руководил архитектор Афанасий Григорьев[10]. В этот период полностью обновили храмовое убранство и заменили иконостас XVII века новым[19]. Однако сохранилось описание его первоначального облика от 1811 года:

Иконостас деревянной с золоченою резбою в 8-ми ярусов во оном местные образа. <�…> Над местными образами 32 иконы разной величины на деревянных цкахъ с изображением страстей господних, апостолов и угодников. Сверх иконостаса распятие деревянное резное с предстоящими в резной золоченой раме[5]… Царские врата резные деревянные, вызолочены.[20]

Известно и описание иконостасов двух других приделов:

[в приделе Варлаама Хутынского] Иконостас деревянный составной, резной золоченый… В приделе Сергия Преподобного… иконостас деревянный столярной работы, крашен голубой краской, местами позолочен…[20]

Работы завершили к 1847-му, храм переосвятил митрополит Филарет. Позднее архитектор Михаил Быковский провёл работы по устройству калориферного отопления[21][19].

После Октябрьской революции усадьбу Шереметевых заняли Военная академия Красной армии, военный музей и больница 4-го Главного управления министерства здравоохранения СССР. Знаменскую церковь дополнили пристройками, где по распоряжению Владимира Ленина оборудовали специальную столовую. Тем не менее, само здание признали памятником архитектуры и взяли под государственную охрану. 28 апреля 1921 года была зарегистрирована Знаменская церковная община под руководством архиепископа Трифона, в ведение которой передали сооружение и церковную утварь. Моссовет оставил за собой право одностороннего расторжения договора. Через пять лет по его распоряжению подклет церкви передали в ведение жилищных советов соседних домов, а в феврале 1930 года приняли решение об окончательной ликвидации церкви. Здание заняла больничная столовая, переоборудованный купол отвели под ленинскую комнату с библиотекой. В дальнейшем сооружение неоднократно перестраивали: демонтировали главы и внутренний декор, разобрали паперть и часть трапезной, застроили гульбище и заложили арки подклета[10][19][22]. Оригинальные внутрихрамовые росписи заменили «санитарной» плиткой.[11]

Во время Великой Отечественной войны на территории соседнего студенческого городка Московского университета разорвалась фугасная бомба, осколки которой повредили стены церкви Знамения Божией Матери. Необходимый ремонт проведён не был, и здание быстро ветшало: провалилась крыша, стены поросли деревьями, осыпался белокаменный декор. В 1954 году архитекторы Евгений Михайловский и Ирина Ильенко подготовили проект полной реставрации памятника архитектуры. Но работы провели только снаружи, оригинальный интерьер воссоздан не был, а из пяти глав реконструировали только четыре[5]. Через двадцать лет фасады и просевший фундамент подновили, однако здание нуждалось в комплексном ремонте[10][23][18].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: