Палаты белокаменные: три самых старых нижегородских дома 17 века

…Шел 312 год, Константин готовился к битве против тирана Максенция, о чем его умоляли римские граждане. И расстановка сил была не в пользу Константина. Когда солнце уже клонилось к закату, на небе появилось круглое, похожее на щит облако. На нем — крест и надпись «Сим побеждай!» Да только ведь крест — орудие казни, оно применялось только к рабам и отъявленным разбойникам…

Но той же ночью во сне императору Константину явился ангел: «Сделай изображение креста и прикажи нести его перед своим войском, и ты победишь». После победы Константин приказал больше никого не казнить на кресте. А в следующем, 313 году издал Миланский эдикт о веротерпимости, официально признав христианство государственной религией Римской империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. И Сергий Радонежский совсем не случайно благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву — ведь это перед ней русские князья, позабыв гордыню и самолюбие, объединились, чтобы дать общий отпор врагу.

Толпа, стекаясь без конца, Как к празднику, в сплошную груду Слилась у Красного крыльца, Не изменяясь в род из рода, Любя и веруя, как встарь,- И средь гремящих волн народа В Кремле проходит русский царь!
Каролина Павлова
…Через Святые сени русские цари, а затем императоры совершали торжественный выход на коронацию в Успенский собор. И, конечно, поднимались по Красному крыльцу, которое в начале 1930-х годов было снесено. Со временем на его месте построили столовую для депутатов, но в 1994 году крыльцо из белого камня, украшенное геральдическими львами и двуглавыми орлами, восстановили по архивным материалам. Именно на нем 7 мая 2004 года Президент России В.В. Путин принимал парад Президентского полка во время инаугурации. С этого же времени на древней Соборной площади проходит развод пешего и конного караула — благодаря настойчивости автора идеи, коменданта Кремля С.Д. Хлебникова этот красочный и неповторимый спектакль стал неотъемлемой традицией Кремля, собирая с апреля по октябрь огромное число зрителей.

Ну а мы уже переступаем порог самого древнего парадного зала государства, построенного в эпоху правления великого князя Ивана III. Это он, дед Ивана Грозного, возвел комплекс Московского Кремля, поражающий даже нас, людей XXI века.

2235 метров — длина стены.

20 башен (самая высокая — 80-метровая Троицкая).

28 гектаров — площадь комплекса.

И все это великолепие было построено с 1485 по 1495-й год. Всего за десять лет!

Стены говорят

Грановитая палата, возведенная в 1491 году итальянскими мастерами, была в то время самой большой не только в России, но и в Западной Европе. Площадь — 495 квадратных метров, высота — 9 метров, ширина стен — 1,5 метра. Здесь была сосредоточена вся политическая, духовная и светская жизнь государства: праздновал победы Иван Грозный, отмечал Полтавскую баталию Петр Великий, принимали послов и давали коронационные обеды. Грановитая палата и сейчас, несмотря на преклонный возраст — 528 лет! — продолжает исправно служить государству Российскому. Это здесь Президент России дает парадные обеды, когда приезжают с официальными визитами главы мировых держав.

Больше пяти веков всех заходящих сюда — а теперь и нас с вами — встречает удивительный небесный свод, покоящийся всего на одном столбе-пилоне. Шедевр архитектуры! На пилоне — изображения животных, каждое из которых олицетворяет качество, необходимое мудрому правителю. Всмотримся в божественные сюжеты на «небе». На них — Сотворение мира, созданного за шесть дней.

В седьмом мы живем сейчас.

И как же актуальны притчи на западной стене Грановитой палаты, направо и налево от входа! Мы видим судью, который берет взятку: мешок с деньгами и золотой кубок. Богатого, но виновного судья отпускает. Бедного, и невинного сажает в темницу, ангелы несут ему венец мученика. Но пока неправедный служитель Фемиды веселится со своими друзьями, внизу открывается страшная пасть — геенна огненная, куда опускается опутанная узами-грехами душа судьи. Надпись гласит: «Судия неправедный пирует, а душа его зле во ад исходит. О горе судиям неправедным».

Чем не борьба с коррупцией! Чем не наглядное напоминание «людям государевым» о службе на благо Отечества…

Старинный Кремль угрюмо задремал Над берегом реки оледенелой, И колокол гудящий замолчал, Затворен храм и терем опустелый. Как старый Кремль в полночной тишине Является и призрачен, и страшен, В своей зубчатой затворясь стене И вея холодом угрюмых башен! Николай Огарев

Повернемся на 180 градусов, к восточной стене, которая согласно традициям древней Византии всегда являлась главной; по легенде, на востоке находится рай. В Византии юго-восточный угол был императорским; у нас его станут называть «красный угол» и всегда ставить здесь кресло хозяина. Стоял здесь и трон государя — до последнего российского императора Николая II. А на стене — изображения первых князей династии Рюриковичей — Рюрика, Святослава и Игоря — дедушки, папы и внука. Рядом их потомок, святой князь Владимир, крестивший нашу страну в 988 году. С ним его двенадцать сыновей, коих он поучает жизни…

Поворот к южной стене — и перед нами уже царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, правивший 14 лет. Именно при нем Грановитая палата была расписана сюжетами, которые мы видим сегодня. Федор Иоаннович умер в 41 год, бездетным, после его смерти пресеклась древняя династия Рюриковичей, дольше всех — с IX по XVI век — правившая в Европе. А рядом с ним, протягивая руки к престолу, стоит брат его жены — царицы Ирины, Борис Годунов, фактически соправитель царя, стремившийся к власти.

Борис Годунов был венчан на царство. Но это не принесло счастья его семье. Правил он всего семь лет. А потом, после его внезапной смерти в Смутное время, убивают жену и сына, дочь уходит в монастырь. Встал вопрос о самом существовании нашего государства. Но мы выстояли, на престоле появилась новая династия Романовых.

Для первого государя Михаила Федоровича и будут строить терема в Кремле в начале семнадцатого века.

Но мы еще идем по пятнадцатому.

Архитектура

Каменные палаты в стиле московского «нарышкинского» барокко построены из кирпича «в два сруба» по типу хором из дерева на подклетах с сенями и крыльцом. Как нижний, так и верхний этажи покрыты сомкнутыми сводами. Для постройки тяг и карнизов использовался лекальный кирпич двух видов: с одним и двумя округлёнными рёбрами. Из лекального кирпича также сделаны сережки под кронштейнами оконных колонн[10]. Левый боковой фасад имеет по три окна на каждом этаже, а правый — ни одного. Окна верхнего этажа на главном фасаде украшены уступчатыми обрамлениями, разорванными фронтонами и колонками из белого известняка. На нижнем этаже окна — маленькие арочные, обрамлённые скромными наличниками. Крыльцо, сильно выступающее из фасада, украшено кувшинообразными столбами, а парапет верхнего рундука — ширинками[11].

Нижний этаж здания использовался под хозяйственные нужды. Там также располагался тайник, в который вела каменная лестница из последней комнаты верхнего этажа[10]. Остальные комнаты нижнего этажа с верхним не сообщались, попасть в хозяйственный помещения можно было только с улицы, через проход под крыльцом. Нижний этаж был неотапливаемым, верхний топили из сеней. Большая комната на верхнем этаже служила столовой[3].

По предположению теоретика архитектура Н. А. Рошфора на верхний этаж дома вела наружная деревянная лестница, о чём свидетельствует отсутствие на нижнем этаже окон, которые соответствовали бы окнам верхнего этажа (по левую сторону главного фасада), и то, что левая боковая стенка выступа фасада носила явные следы поздней кладки. М. В. Фехнер утверждает, что лестница была каменная, и на деревянную с шатровым верхом над первым рундуком её заменили во второй половине XIX века. Выступ фасада на верхнем этаже не имел окон — пролеты между балясинами оставались открытыми. К правой стороне здания, где отсутствуют окна и карниз, примыкала деревянная пристройка с отдельным входом. На заднем фасаде был балкон, от которого к 1874 году сохранились только остатки железных связей[10][12].

Обеденные церемонии

При проведении торжественных обедов Грановитую палату украшали особенно нарядно: на пол стелили дорогие персидские ковры, лавки покрывали злато- и среброткаными тканями, на столах расставляли драгоценную посуду. А «гвоздем программы» был большой царский поставец — открытый буфет пирамидальной формы вкруг центральной колонны. На поставце стояли золотые и серебряные сосуды самых диковинных форм и размеров. Многие из них можно видеть в музее Кремля — Оружейной палате.

В середине XVI века Грановитая палата чаще служила местом торжественных обедов. Посольские обеды продолжались по пять-шесть часов: начинаясь днем, заканчивались при свечах, иногда затягивались до глубокой ночи. Причем ход обеденных церемоний контролировал сам Иван Грозный, обладавший отличной памятью: царь помнил имена и звания всех сидевших за столами (а их могло быть 200 человек и больше) и, называя их вслух, поражал и восхищал иностранцев. Для вечернего освещения палаты служили четыре массивные люстры из патинированной бронзы и двадцать таких же паникадил. Люстры для Грановитой палаты исполнены в начале 1880-х годов на петербургской фабрике Феликса Шопена по образцу новгородских круговых хоросов XV-XVI веков.

И я молюсь — о русская земля! -Не на твои забытые иконы, Молюсь на лик священного Кремля И на его таинственные звоны… Николай Рубцов

Конечно, Грановитая палата претерпевала изменения. В XVIII веке к первой российской коронации Екатерины I — супруги Петра Великого — стены по европейской традиции затянули бархатными тканями, украшенными серебряными двуглавыми орлами. Ткани меняли от коронации к коронации. И только в 1882 году по указу императора Александра III было восстановлено прежнее живописное убранство зала. Это сделали братья Белоусовы из Палеха по тщательному описанию фресок Грановитой палаты, которое составил в 1672 году царский иконописец Симон Ушаков.

И уже в ходе реставрации 2009-2011 годов в Грановитой палате был восстановлен ковер — фантазия на восточновизантийскую тему — исполненный в 1882 году к коронации императора Александра III. По рисунку ковра из Тульской области подобрала паркет из двенадцати сортов драгоценных деревьев. Была восстановлена и мебель, для обивки использовали композиции с птицами в райских кущах. Мастерицы золотошвейной мастерской «Убрус» ориентировались на техники XV-XVII веков.

Заходили в Грановитую палату столь знаменитую, что ни один государь не принял престол, не став наперед на оной в сей палате. Она квадратна и заключает в себе около 100 квадратных сажень, покрывается четырью сводами, которыя сходятся в четвероугольной столб, окруженной полочками, на которыя становятся различные сосуды и убранства, обита красным бархатом без дальнаго украшения. У одной из сторон стоит трон, на котором принимают государи чужестранных послов. Николай Озерецковский, естествоиспытатель (1782)

На золотое шитье пошло более десяти килограммов золота!

Вдоволь полюбовавшись ковром, мы покидаем Грановитую палату. Но прежде, конечно, заглянем в особую ее часть, именуемую Тайником.

Белые палаты на Пречистенке

В самом начале Пречистенки расположилось необычное белое здание с шатровой кровлей. Оно резко отличается от расположенных поблизости классицистических и ампирных построек: белокаменные толстые стены, кованые решетки на окнах, небольшие, словно бойницы, оконные проемы – все это говорит нам о древности этого дома. Действительно, это не просто городская усадьба, а палаты XVII столетия, чудом сохранившиеся до нашего времени. Термин «палаты» означает жилые или административные строения русского Средневековья. В отличие от деревянных «хором» и прочих жилых зданий того времени, палаты строились на века – из камня или кирпича.

Позволить себе роскошь в виде каменных палат могли лишь представители наиболее зажиточных боярских родов. Палаты на Пречистенке были выстроены в два этапа: с 1685 по 1688 и с 1712 по 1713 годы. Когда-то они стояли на самой бровке крутого оврага ручья Черторыя. По месту современного Бульварного кольца до конца XVIII века проходила крепостная стена Белого города, у подножья которой – в районе нынешнего Гоголевского бульвара – тек ручей Черторый. Весной этот капризный ручеек разливался, подмывая стенки оврага: таким образом, вплоть до конца XVIII столетия в начале Пречистенки сохранялось понижение рельефа местности.

Заказчиком палат стал князь Борис Прозоровский – видный придворный деятель, член нескольких посольств, доверенный человек Петра I. Отец Прозоровского был воеводой в Астрахани, когда туда вторглись войска бунтовщика Степана Разина. Не пожелавший встать на строну мятежников, воевода был сброшен с крепостных стен, а двух его малолетнего сыновей на сутки повесили за ноги. Старший сын после пытки был также казнён, а младшего, Бориса, умолил не убивать астраханский митрополит. Впоследствии Борис сделал прекрасную придворную карьеру: он был приближенным человеком сначала царя Федора Алексеевича, а затем и его брата – Петра I.

Борис Прозоровский принимал активное участие в создании российского флота. Собственный корабль братьев Бориса и Петра Прозоровских «Мяч» считался в свое время одним из лучших судов Азовского флота. Князь Борис обладал репутацией честного, неподкупного сановника, в связи с чем Петр I доверял ему важные дипломатические миссии. В Третьяковской Галерее и сегодня можно увидеть портрет этого статного государственного мужа: одетый в черное европейское платье, широкоплечий, темноволосый мужчина держит в руках трость, напоминающую о том, как еще мальчиком Борис был искалечен Степаном Разиным и едва избежал смерти.

Борис Прозоровский, дожив до преклонных лет, остался без наследников: его брак оказался бездетным. На имущество князя рассчитывала придворная дама Авдотья Прозоровская, подруга императрицы Екатерины I, прославившаяся на всю Москву своей способностью пить, не пьянея. Однако она оказалась замешана в серьезном государственном преступлении – заговоре царевича Алексея Петровича против отца, и верный государю князь Прозоровский отказал ей в наследстве. С 1730-х годов палаты принадлежали роду Фамицыных. В XIX веке здание неоднократно реконструировалось и к началу XX столетия обросло пристройками, изменившись почти до неузнаваемости.

После революции здесь, в коммунальных и отдельных квартирах, поселились московские семьи, даже не подозревавшие о древности своего жилья. В 1972 году в Москве ожидали приезда президента США Ричарда Никсона. В центре города, велись работы по подготовке к встрече важного гостя: ремонтировались фасады, сносились ветхие здания. На стрелке улиц Пречистенки и Остоженки и поблизости городскими властями были замечены сразу три подобных кандидата под снос, в том числе и неказистый жилой домик в начале Пречистенки. Перед самым сносом выяснилось, что в этом забытом всеми пречистенском старожиле еще угадываются черты роскошных палат XVII века.

За спасение здания бились московские реставраторы. Требовалось доказать историческую ценность древней постройки. Архитекторы Дина Василевская и Елена Трубецкая работали не покладая рук в тяжелых условиях: жильцы дома часто встречали исследователей отнюдь не гостеприимно. Титанический труд многих деятелей искусства, а также помощь студентов Московского университета помогли спасти, казалось бы, обреченное здание. В 1995 году оно было отреставрировано, и сейчас мы видим его таким, каким оно предстало взору князя Прозоровского. Сегодня в Белых палатах располагается Департамент культурного наследия Москвы, а также выставочный центр.
Александра Гурьянова

Тайник

В 1684-1686 годах Осип Старцев создал верхние сени, вход в которые был устроен со стороны паперти Верхоспасского собора. На протяжении всего XVIII века Тайник оставался одним из парадных покоев. Здесь же хранились ценности, здесь во время приемов иностранных послов скрашивали время царицы и царевны. Уже в 1840 году, при сооружении Большого Кремлевского дворца, Тайник и хоры были обновлены, при проведении пышных коронационных обедов в Грановитой палате там обычно располагались члены императорской семьи. Но только в ходе реставрации 2009-2011 годов был восстановлен исторический вид помещения XVIII-XIX веков.

Путешественники, видевшие все столицы в свете, соглашаются единогласно, что нет ничего прекраснее и живописнее Кремля, особливо со стороны Москвы-реки. Кремль, сие святилище для сердца каждого русского, соединяющее столько воспоминаний драгоценных и важных, есть также начало основания Москвы, древней столицы нашей. А. Мартынов, гравер (ХIХ век)

Сейчас в Тайнике располагается протокольная часть Президента РФ. Именно отсюда через особое окно открывается великолепный вид сверху на Грановитую палату. Существуют легенды, что именно из этого окна наблюдали за пышными кремлевскими торжествами женщины из царской семьи; дамам не полагалось участвовать в общественной жизни государства.

Вот поэтому и был построен в Кремле парадный женский зал — Золотая царицына палата. Именно туда — и в XVI век — лежит наш путь.

История Вестминстерского дворца в Лондоне

Современное здание Вестминстера построено в 1847-1849 годах под руководством Чарльза Бэри и Огастеса Пьюджина в неоготическом стиле. Британская империя была на пике своего могущества, и денег на стройку не жалели. По тем временам, это было одно из самых больших сооружений — достаточно сказать, что в нём 1100 помещений. А по некоторым данным — самое высокое на то время из гражданских сооружений в мире.

Сильно пострадал дворец в годы 2-й мировой войны, когда Вестминстер был желанной мишенью для немецких лётчиков. В память об этом, по предложению тогдашнего премьера Черчилля, в дверном проёме, ведущем в палату Общин, сохранили следы разрушения в кирпичной кладке.

Вестминстерский дворец был восстановлен к 1950 году. Сейчас зданию опять требуется реставрация, она уже началась, и поэтому остановлены часы на Биг-Бене, и часть построек — в лесах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: