Казанский железнодорожный вокзал Москвы

Казанский вокзал

(до 1894 г. —
Рязанский
) — пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д. 2. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов — филиал ОАО «РЖД»[1]. По состоянию на апрель 2020 года с вокзала отправляется более 100 пассажирских поездов дальнего следования; 156 пригородных электропоездов по будням и 122 по выходным[2].

Первое здание вокзала было построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 года также и для Казанской железной дороги. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 году и закончилось в 1940 году. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом. В 1950-х годах был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 годах здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами.

Казанский вокзал
55°46′26″ с. ш. 37°39′17″ в. д.HGЯO
Здание вокзального комплекса
РасположенРоссия, Москва
Назначениежелезнодорожный вокзал
СтатусПостроен с 1913—1940
Построен в период1862—1864
Дата открытия1864
Период эксплуатациис 1862
Архитектурный стильПсевдорусский стиль
Количество этажей2-3 эт.
Под юрисдикциейРоссия Россия
ПроектированиеА. В. Щусев
СобственникРоссийские железные дороги

История

Строительство началось в 1913 году и затмило размахом все остальные стройки московских вокзалов. На строительство Правлением дороги, во главе с Николаем Карловичем фон Мекком, были отпущены значительные средства, и были призваны лучшие архитекторы, инженеры и художники России. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова. В 1914—1915 закончилась закладка фундаментов, строились котельная, багажное отделение, главный вход с башней[7]. Однако во время Первой мировой войны строительство неоднократно останавливали, и лишь к зиме 1916/1917 годов удалось построить крышу[8]. В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде. В 1926 году был завершён первый этап строительства и отделки. В 1940 году был окончен последний этап строительства, однако многие планы Щусева остались неосуществленными[9].

Еще в самом начале строительства Щусев настоял на устройстве часов с боем и заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, самостоятельно выполнив для них рисунки. Однако часы были пущены только в 1923 году и проработали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Колокол был возвращен обратно в 70-х годах.[10]

  • Здание Рязанского вокзала
  • Казанский вокзал до 1913 г.
  • Центральная часть Рязанского вокзала. С открытки
  • Казанский вокзал в 1920-е годы

В 1935 году в бывшее багажное отделение был встроен выход со станции метро «Комсомольская»[3]. В 1950-х годах был построен подземный зал пригородного сообщения, который был соединён с вестибюлем станции метро[11]. Также планировалось соорудить собственный выход станции метро «Комсомольская»-кольцевая (построенной также по проекту А. В. Щусева), выходящий в здание Казанского вокзала, однако проект так и не был осуществлён, и с этой станции на вокзал можно попасть через вестибюль радиальной станции.

В 1970-е годы была проведена реконструкция вокзала, в ходе которой пропускная способность вокзала была увеличена[12]. В 1987—1997 гг. здание претерпело масштабную реконструкции: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. Также были построены подземный переход под всеми путями станции от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, дебаркадер над платформами, новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице (в том числе Царская башня), созданные на основе чертежей Щусева. Реконструкция завершилась в 1997 году, к 850-летию Москвы[13].

В 2003 году был закрыт подземный переход под путями Казанского вокзала. В 2010 году в Царской башне была открыта галерея народного художника России Дмитрия Белюкина[14]. В 2012 году на перронах был сооружено наземное двухэтажное здание для пригородного сообщения.

Адрес Казанского вокзала

Город Москва, Комсомольская площадь, д. 2
До Казанского вокзала ведет ветка метро: конечная станция — «Комсомольская», расположенная на Кольцевой линии. На Радиальной линии, находящейся на Сокольнической тоже есть станция метро, которая ведет к 3-м вокзалам столицы. Можно доехать до вокзала на троллейбусах № 22, 88, 14, 41, автобусах № 122, 40, трамваях № 13, 50, 7, 37.

Казанский вокзальный комплекс находится на «площади трех вокзалов». Рядом с ним расположены Ленинградский, а также Ярославский вокзалы. Уникален и оригинален внешний вид вокзала. Его архитектура достаточно сложная, она отличается нарушенными нормами симметричности. Архитектором вокзала был Щусев, которому принадлежит авторство проектов Мавзолея и гостиницы «Москва». Туристы нередко путали его с Кремлем.

В час вокзал обслуживает более 1500 пассажиров. С него можно уехать в разные города России – Красноярск, Новороссийск и другие, а также в страны Средней Азии и Тольятти. Из пригородов ежедневно на вокзал прибывают тысячи москвичей, добираясь таким способом до работы.

Архитектура

При таком развитии композиции было важно добиться зрительного единства. Эту функцию выполняет многоярусная башня, сдвинутая почти к углу и являющаяся доминантой всего сооружения, которая органически связывает вокзальные фасады. Башня Казанского вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля[16]. Щусев взял эту башню за основу, однако изменил пропорции ярусов, в частности, нижний сделан более объёмным. Венчает башню шпиль с драконом Зилантом, который был изображён на древнем гербе Казани[3]. Вокзальная башня имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля[17].

На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате, работы часового мастера В. Пушкарева. Часовая башня цитирует образ часовой башни собора св. Марка в Венеции. Левая башня вокзала копирует знаменитую Кутафью башню Московского Кремля. На главном фасаде (по бокам входа в метро) размещён редчайший образец ранней послереволюционной геральдики — серп и молот объединяются гусиным пером (символом интеллигенции)[источник не указан 1279 дней

].

Ни на одном из восьми остальных вокзалов Москвы нет таких обширных и высоких помещений, как на Рязанском. Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала.

Новые корпуса, построенные в ходе реконструкции 1987—1997 годов (к югу от зала ресторана), отличаются от запроектированных Щусевым, но органично вписались в ансамбль всего сооружения. Вокзалу была придана П-образная планировка, над путями появились волнистая крыша-навес и новый зал ожидания с восточной стороны[3]. В 2010 году на платформах был построен трёхэтажный пригородный вокзал.

  • Подземный зал пригородного сообщения
  • Бывший ресторанный зал, фрагмент
  • Зал в основании башни
  • Восьмигранный зал
  • Кассовый зал
  • Платформы

Казанский вокзал. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2007 год

Услуги, предоставляемые вокзалом

  • продажа, обмен и возврат билетов;
  • камеры для хранения багажа;
  • услуги носильщиков;
  • гостиница «Город Отель», где сдают номера посуточно и почасово;
  • зал для длительного отдыха;
  • обмен валюты;
  • пункты для отправки грузовых багажей;
  • Wi-Fi;
  • информационные услуги;
  • медицинский пункт;
  • кафе;
  • магазины;
  • санитарно-гигиенические услуги;
  • комната для матери и детей;
  • полиция;
  • видеосъемка в режиме онлайн;
  • банкоматы;
  • парковка;
  • залы для ожидания (в том числе и повышенной комфортности);
  • возможность делать звонки по местной, междугородней и спутниковой связи;
  • офисные услуги – ксерокопии, ламинирование документов;
  • услуги сопровождения лиц с ограниченными физическими возможностями.

На территории вокзального комплекса расположена Царская башня. Здание очень красивое, в нем проводятся выставки русских художников. Это – идеальное место, где можно скоротать время ожидания своего состава.

Факты

  • На Рязанском направлении на участках Москва — Рязань и Москва — Коренёво левостороннее движение поездов — единственное в России.
  • Пассажиропоток Казанского вокзала равен около 1,4 тыс. человек/час.[19].
  • На вокзале, в круглосуточно работавшей пельменной, первые 8 дней после приезда в Москву ночевала певица МакSим.[20]
  • В 2014 году появились планы вновь открыть законсервированный в 2003 году по соображениям безопасности подземный переход под Казанским вокзалом от Краснопрудной улицы к Новорязанской[21].
  • Начальник Казанского вокзала с сентября 2013 года по февраль 2016 года — Сергей Донецкий. Осуждён к 2 годам колонии строгого режима и штрафу в 2,5 млн рублей за получение взяток от арендаторов вокзальной территории на сумму свыше 3 млн рублей[21][22].
  • До 2020 года на Казанском вокзале работал киоск «Жди меня», где также можно было оставить заявку на поиск человека[23].

Исторические факты

Вопрос о необходимости вокзала на этом месте возник в 1859 г., когда император Александр II повелел провести железную дорогу до Саратова. Вскоре планы изменились и решили проложить пути только до Рязани. Строительством руководили английские инженеры, так получился единственный в России участок с левосторонним движением.

Поезда через станцию пустили задолго до завершения всех работ: платформы еще не были готовы, и пассажирам приходилось спрыгивать на пути.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Строительство первого каменного вокзала закончилось в 1864 г. Он стал третьим, после Николаевского и Ярославского, вокзалом на Калачевском поле. Одноэтажное каменное здание по плану архитектора М. Ю. Левистама располагалось сбоку, параллельно путям. Над входом высилась ажурная башня с часами.

В 1893 г. рельсы проложили до Казани, именно тогда вокзал и получил свое окончательное название. Количество пассажиров увеличивалось, тесное одноэтажное здание станции уже не могло вместить всех, и в 1911 г. был объявлен конкурс на лучший проект нового вокзала. По итогам обсуждения победили эскизы архитектора А.В. Щусева, признанного сторонника новой русской классики.

Трагические события, происходившие в России в начале XX в.помешали вовремя завершить грандиозное строительство. В 1919 г., после электрификации начал работать главный корпус вокзала, летом 1922 г. были открыты залы для пассажиров. Конечно, ни о каком богатом декоре речь в то время не шла, отделка уральским мрамором и роспись стен вестибюля и ресторана закончили только в 1948 г.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

В середине ХХ в. здание несколько раз обновляли и расширяли. В 1990 г. была проведена последняя масштабная реконструкция: длинный подземный тоннель соединил все 3 вокзала на площади, со стороны Рязанского проезда пристроено новое здание.

Примечания

  1. Структурные подразделения — ДЖВ
  2. Расписание электричек: Москва (Казанский вокзал)
  3. 1 2 3 4 5Рогачёв А. В.
    Поезд идёт на Восток // Квартира, дача, офис. — 2000. — № 202.
  4. 12
    Васькин, Назаренко, 2010, с. 98.
  5. Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М.,2010. С. 101.
  6. 12
    Васькин, Назаренко, 2010, с. 103.
  7. Васькин, Назаренко, 2010, с. 112.
  8. Васькин, Назаренко, 2010, с. 1019.
  9. Васькин, Назаренко, 2010, с. 120.
  10. История вокзалов и станций | История железных дорог. history.rzd.ru. Проверено 27 марта 2020.
  11. Васькин, Назаренко, 2010, с. 127.
  12. Васькин, Назаренко, 2010, с. 129.
  13. Васькин, Назаренко, 2010, с. 132.
  14. Галерея «Арт-пространство Галерея народного художника России Дмитрия Белюкина» (недоступная ссылка — история
    ). Проверено 28 апреля 2020. Архивировано 8 ноября 2015 года.
  15. Васькин, Назаренко, 2010, с. 135.
  16. 12
    Васькин, Назаренко, 2010, с. 136.
  17. Афанасьев К. Н.
    Перепланировка Москвы. Казанский вокзал. Конструктивизм // А. В. Щусев. — М.: Стройиздат, 1978. — 192 с. — (Мастера архитектуры).
  18. Статистические данные по пассажиропотоку на РЖД (недоступная ссылка — история
    ). www.zd-media.ru. Проверено 7 января 2020. Архивировано 8 января 2020 года.
  19. Краткая справка по станции Казанский вокзал Архивная копия от 16 декабря 2011 на Wayback Machine
  20. Москва 24.
    «Понаехали»: МакSим (20 сентября 2015). Проверено 4 февраля 2018.
  21. 12
    Подземный переход под Казанским вокзалом: открывать или не открывать?
  22. Gazeta.ru, 27 марта 2020 года
  23. Российский портал о телевидении «ВокругТВ». — Жди меня.

Расписание Казанского вокзала Москвы в 2020 году

Актуальную информацию о движении поездов, изменениях в расписании, ценах на билеты и наличии свободных мест удобнее всего смотреть на онлайн-табло сайта Яндекс. Расписания.

Расписание поездов с Казанского вокзала

В комплекс вокзала, помимо основного здания, входит 17 железнодорожных путей. Десять из них предназначены для пригородных электричек, остальные принимают и отправляют поезда дальнего следования.

Расписание электричек

Как большинство московских вокзалов, Казанский работает на пригородные направления почти круглосуточно. Движение начинается в 5 часов утра и заканчивается уже после 12 часов ночи. Расписание электричек можно найти в кассовом зале пригородных направлений и на онлайн-табло (так вы сможете приехать на вокзал точно к электричке и не ждать нужный вам рейс — интервал движения на некоторые направления может составлять около часа).

Литература

  • Афанасьев К. Н.
    А. В. Щусев. — М.: Стройиздат, 1978. — 192 с. — (Мастера архитектуры).
  • Васькин А. А., Назаренко Ю. М.
    Чемодан. Вокзал. Москва. Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М: Компания Спутник, 2010. — 214 с.
  • Рогачёв А. В.
    Поезд идёт на Восток // Квартира, дача, офис. — 2000. — № 202.
  • Васькин А.
    Щусев: Зодчий всея Руси. — М.: Молодая гвардия, 2020. — 462 с. (Жизнь замечательных людей: Малая серия).

Парковка

Около Казанского вокзала есть несколько парковок, в том числе довольно больших:

  • Паркинг около северного фасада здания рассчитан на 50 мест (на карте). Предусмотрены 15 бесплатных минут. Затем парковка оплачивается по тарифу 250 рублей в час, в независимости от их количества.
  • Паркинг около южного фасада здания вокзала способен принять 200 машин (на карте). Бесплатных минут нет. Паркинг оплачивается по тарифу — 200 рублей за час или 1200 рублей за сутки.
  • Паркинг на 114 мест есть около западного фасада (на карте). Здесь так же не предусмотрены бесплатные минуты. Парковка оплачивается по 200 рублей за каждый час или 1200 рублей за сутки.
  • Так же есть организован паркинг около западного фасада вдоль дороги (на карте). Он предполагает 116 машиномест. Оплачивается по той же схеме из расчета 200 рублей час и 1200 рублей сутки.

Чтобы оплатить свою парковку, вы можете воспользоваться паркоматом, оплатой через мобильное приложение «Парковки Москвы» или СМС (номер 7757). Так же услуги по парковке можно оплатить через терминалы Kiwi. Внимательно изучить правила парковки в Москве можно на портале «Московский Паркинг».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: