Станция метро “Киевская” в Москве

Арбатско-Покровская линия, длина которой достигает 43,7 км, является самой протяженной в московском метро.

Направление, включающее 21 станцию, тянется через центральный участок города близ Красной площади и Кремля («Площадь революции»).

Одна из станций — «Измайловская» — находится на поверхности земли. Изменения маршрута Арбатско-Покровской линии увеличила этот ряд наземных сооружений.

Большинство остальных – станции мелкого и глубокого залегания.

История Арбатско-Покровской линии

13 марта 1938 года к участку от «Александровского сада» до «Киевской» был присоединен новый отрезок, на котором расположены станции «Площадь Революции» и «Курская».

В то же время было закрыто вилочное движение на нынешней Сокольнической ветке.

Были сооружены заделы под две планируемые станции – «Покровские ворота» и «Ильинские ворота».

От строительства станций отказались с целью скорейшего завершения и запуска участка. Эти станции не построены до нашего времени. И перспектив их строительства на данный момент не существует.

До станции «Партизанская» («Измайловская» — с 1944 по 1963 годы, «Измайловский парк» — по 2005 год) направление продлили в 1944 году.

В 1941 году тоннель мелкого заложения от «Арбатской» до «Смоленской» станций сильно пострадал в результате падения бомбы во время военных действий.

В 1953 году на Арбатско-Покровской линии запускают участок глубокого залегания от «Площади Революции» до «Киевской» станции. Маршрут полностью дублировал направление разрушенного участка.

В это же время упраздняют часть линии метро от «Александровского сада» до «Киевской», который восстанавливают в составе Филевской ветки в 1958 году.

В итоге, в Москве возникает по две «Арбатских» и «Смоленских» автономных станций.

Высказано предположение, что участок глубоко залегания от «Арбатской» до «Смоленской» являлся государственным стратегическим объектом.

По некоторым версиям, метро от «Киевской» было продолжено до дачи Сталина в Кунцево. Этим объясняют и неоправданно большие размеры «Арбатской» станции, располагавшейся в одном квартале с Генштабом — при необходимости, ее могут превратить в бункер с выходом на несколько подземных веток метрополитена.

В 1961 году вступает в работу участок от «Партизанской» до «Первомайской» станции.

В 1963 году Арбатско-Покровскую ветку продлили до станции «Щелковская», которая до нынешних времен является конечной.

В мае 2003 года, когда завершилось возведение станции «Парк Победы», начал работу участок от станции «Киевская», которая более 50 лет была конечной.

От «Парка Победы» до «Кунцевской» участок начал работу в январе 2008 года. Спустя 9 месяцев на нем заработала станция «Славянский Бульвар». Одновременно заработал еще один участок: «Крылатское» — «Строгино».

Относящаяся к Филевской линии часть метрополитена от станции «Кунцевская» до «Крылатской» перешел к Арбатско-Покровскому направлению.

Самый новый отрезок Арбатско-Покровской ветки метро от станции «Строгино» до станции «Митино» открылся в конце декабря 2009 года.

Аварии и теракты[ | ]

Взрыв на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 8 января 1977 года[ | ]

Основная статья: Серия терактов в Москве (1977)

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно были произведены три взрыва. В 17:33 по московскому времени в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести. Повреждённый состав был отбуксирован на близлежащую станцию «Первомайская», которая была закрыта для пассажиров, и поезда на ней не останавливались. Некоторое время спустя в Москве произошли ещё два взрыва: один — в гастрономе на улице Дзержинского, второй на улице 25 Октября.

Информация о терактах появилась через два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными[13][14][15][16].

Задымление между станциями «Электро 27 марта 2010 года[ | ]

27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого[17].

Падение дерева между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 4 июня 2010 года[ | ]

4 июня 2010 года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» на путь упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движение поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров в конце концов выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено[18].

Обрушение облицовки потолка на станции «Пятницкое шоссе» 2 января 2013 года[ | ]

2 января 2013 года через 5 дней после открытия станции «Пятницкое шоссе» в кассовой зоне северного вестибюля обрушилась часть облицовки потолка, пострадавших и погибших нет[19].

Затопление путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская» 21 марта 2014 года[ | ]

В 17:00 поступило сообщение о затоплении путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская». Из-за ЧП на Измайловском проспекте у дома № 75 при проведении работ на магистральном водопроводе произошёл гидроудар, в результате которого разорвалась водопроводная труба, и потоки воды хлынули на пути метро. Один из составов при въезде в туннель у станции «Первомайская» неожиданно остановился. Также остановились несколько составов идущих следом, в том числе состав со станции «Партизанская». Пассажиров эвакуировали. Людей, находящихся в составе, стоящем на въезде в тоннель отправили по путям до станции «Измайловская», после чего напряжение на контактном рельсе также ненадолго включили, чтобы пропустить два остальных состава. На это время было организовано движение автобусов «М» до ближайших станций. Поезда следовали только до станции «Партизанская». В 23:00 движение на этом участке было восстановлено. Во время происшествия погиб 1 человек — сварщик, пытавшийся ликвидировать утечку на водопроводе[20].

Авария на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» 15 июля 2014 года[ | ]

Основная статья: Катастрофа в Московском метрополитене (2014)

15 июля 2014 года в 8:39 утра произошёл сход с рельсов состава, следовавшего по Арбатско-Покровской линии между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Катастрофа произошла в двухстах метрах от «Парка Победы». По данным на утро 16 июля, число пострадавших 217 человек. Более 100 из них госпитализированы. 23 человека погибли. 16 июля в Москве было объявлено днём траура[21]. В ночь на 19 июля движение поездов на участке от «Киевской» до «Молодёжной» восстановлено, в основном для перегона отрезанных от основной части линии поездов обратно в депо.

По предварительной версии, причина схода с рельсов — неисправность стрелочного перевода, который соединяет 1-й путь Арбатско-Покровской линии со служебной соединительной ветвью на строившийся тогда 1-й путь Солнцевской линии[22]. По неустановленной причине после прохода первой тележки головного вагона стрелка сработала, вызвав сход с рельсов второй тележки. В поездах 81-740/741 «Русич» вагоны состоят из двух секций, соединённых переходом. После схода с рельсов вторая половина головного вагона ударилась о стену, разделяющую тоннели, и на скорости 40-60 км/ч встала поперёк тоннеля, сильно деформируясь от собственной инерции и под давлением следующих вагонов[23][24].

Станции Арбатско-Покровской линии:

  • станция метрополитена Щелковская
  • станция метрополитена Первомайская
  • станция метрополитена Измайловская
  • станция метрополитена Партизанская
  • станция метрополитена Семеновская
  • станция метрополитена Электрозаводская
  • станция метрополитена Бауманская
  • станция метрополитена Курская
  • станция метрополитена Площадь Революции
  • станция метрополитена Арбатская
  • станция метрополитена Смоленская
  • станция метрополитена Киевская
  • станция метрополитена Парк Победы
  • станция метрополитена Славянский бульвар
  • станция метрополитена Кунцевская
  • станция метрополитена Молодежная
  • станция метрополитена Крылатская
  • станция метрополитена Строгино
  • станция метрополитена Мякинино
  • станция метрополитена Волоколамская
  • станция метрополитена Митино

Пересадки[править | править код]

Пересадка на линиюСо станцииНа станцию
01 СокольническаяАрбатская Площадь РеволюцииБиблиотека имени Ленина Охотный Ряд
02 ЗамоскворецкаяПлощадь РеволюцииТеатральная
04 ФилёвскаяАрбатская Киевская КунцевскаяАлександровский сад Киевская Кунцевская
05 КольцеваяКурская КиевскаяКурская Киевская
8А СолнцевскаяПарк ПобедыПарк Победы
Калининско-СолнцевскаяСмоленскаяПлющиха
09 Серпуховско-ТимирязевскаяАрбатскаяБоровицкая
10 Люблинско-ДмитровскаяКурскаяЧкаловская
11 Большая кольцеваяЭлектрозаводская КунцевскаяЭлектрозаводскаяКунцевская
14 Московское центральное кольцоПартизанская Парк ПобедыИзмайлово Кутузовская
D1 МЦД-1Кунцевская Славянский бульварКунцевская Славянский бульвар
D2 МЦД-2Волоколамская КурскаяВолоколамская Курская
D3 МЦД-3ЭлектрозаводскаяЭлектрозаводская
D4 МЦД-4Курская Парк ПобедыКурская Поклонная Гора

Станция в цифрах[ | ]

Глубина залегания станции составляет 38 метров. Высота над уровнем моря — 89 метров. Пикет ПК38+32. Ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составляет 75 270 человек, на Кольцевую линию — 30 900 человек, на Филёвскую линию — 40 300 человек.

  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[8]:
По чётным числамБудние дниВыходные дни
По нечётным числам
В сторону станции «Смоленская»05:40:0005:40:00
05:40:0005:40:00
В сторону станции «Парк Победы»05:42:0005:42:00
05:40:0005:40:00

Вестибюли и пересадки[ | ]

Станция имеет пересадки на одноимённые станции Кольцевой линии и Филёвской линии. На станции один вестибюль, совмещённый со станцией Кольцевой линии и находящийся в здании Киевского вокзала. Для выхода в город служат лестницы слева от глухого западного торца станции. Переход на станцию Филёвской линии осуществляется через тот же вестибюль. Напротив лестниц перехода на Филёвскую линию находятся закрытые в данный момент лестницы, которые, предположительно, ведут к заделу под дополнительный выход. Переход на Кольцевую линию осуществляется как через совмещённый вестибюль, так и по эскалаторному наклону в восточном торце станции. Лестницы в центре зала служат для спуска пассажиров из вестибюля на станцию.

Архитектура и оформление[ | ]

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, боковых залов — 8,5 метра.

Оформление посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Станция украшена большим количеством живописных полотен. Архитектурная целостность станции достигается применением светло-серого мрамора «коелга» для отделки пилонов как центрального зала, так и боковых нефов, а также путевых стен. Пилоны дополнительно украшены цветным керамическим карнизом; керамический фриз, антаблементом венчающий пилоны, декорирован украинскими орнаментальными мотивами с элементами классики. Пол, выстланный серым янцевским гранитом, подчёркивает ощущение сдержанной целостности, по периметру пилонов вместо гранита используется и мрамор «салиети», благодаря чему усиливается ритм пилонов. Освещение — люстры авторского исполнения из гранённого хрусталя с лампами накаливания, впоследствии неоднократно применявшиеся на других станциях (например, на старой станции «Первомайская» (в депо «Измайлово») и на «ВДНХ»).

  • Зал станции
  • Пилоны
  • Посадочная платформа
  • Выход и переход на Филёвскую линию
  • Светильник

Фрески[ | ]

На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающие трудящихся Советской Украины. Со стороны платформ также размещены фрески, преимущественно с изображениями фантастических растений. В западном торце станции находится крупное панно, изображающее народные гуляния на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией. Авторы живописных произведений — большой творческий коллектив художников: В. А. Коновалов, В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, , Т. В. Коновалова, А. К. Ширяева, К. П. Аксёнов, И. В. Радоман, Г. И. Опрышко.

Панно «Народные гуляния в Киеве», расположенное в западном торце станции, почти полностью (около 10 м²) обрушилось утром 2 октября 2010 года, в результате протечки грунтовых вод[1]. Реставрация проводилась с 2012 года художниками-реставраторами ООО «Творческие мастерские „Китеж“» М. Симагиным[2] и В. Ивановым[3]. Восстановление фрески заняло почти три года, официальная церемония её открытия состоялась 22 августа 2013 года, хотя к тому времени она уже некоторое время была открыта для обзора[4][5]. При восстановлении росписи были использованы краски на стеклянной основе, которые обычно применяются при художественной отделке фасадов. Отличия от панно образца 2010 года объясняются Мосгорнаследием тем, что реставрация производилась по фотографии из архивов музея имени Щусева, запечатлевшей оригинальный вид панно, изменившийся при предыдущих реставрациях[6]. Несмотря на то, что воссоздание данной работы было задекларировано «в первоначальном виде», на изображении красного знамени с овальным портретом, присутствующего на панно, был воспроизведён профиль не Сталина, а Ленина[7].

После инцидента с обрушением панно было принято решение о реставрации всех фресок на станции, к работам приступили в 2014 году. В ходе реставрации также был восстановлен оригинальный облик фресок образца 1954 года, что вызвало критику, связанную с изменением ряда деталей, привычных по фрескам до начала их восстановления. Данные изменения в первоначальный вид фресок были внесены в ходе предшествующих реставраций[6].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: