Патриарший дворец и церковь 12 апостолов

Категория: Достопримечательности Московского Кремля

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов. После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого — более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро — особого церковного масла — и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения. В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов

. Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Вид на собор Двенадцати апостолов

Дворцовые помещения

На первом этаже когда-то располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы — управленческие учреждения. Сейчас в большой палате первого этажа, куда попадают через вход северного фасада, устраиваются выставки.

На втором этаже, после подъема по узкой крутой лестнице, попадаем в сени. Из них — в Крестовую палату или в противоположную сторону — в церковь Двенадцати апостолов.

Крестовая (Мироваренная) палата

Изображение патриарха Никона
Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь — около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях). Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой — Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь — от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.

Митра патриарха Никона в виде короны, подаренная ему царем Алексеем Михайловичем

В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.

Экспозиция Крестовой палаты сейчас весьма разнообразна: оклады икон, богослужебная утварь, серебряная посуда, часы и прочее. Среди экспонатов, например, серебряный с позолотой ковш царя Михаила Федоровича или сковорода довольно внушительного вида, на которой, как говорят, на масленицу подавали блины. Здесь же можно увидеть коллекцию русских и иностранных часов XVI -XVII веков, включая принадлежавшие царям Ивану Грозному и Алексею Михайловичу, патриархам Филарету и Никону.

В одной из витрин находится белый клобук патриарха Никона. Жемчугом на нем вышиты Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), вселенские и московские святители. Воскрылия клобука, закрывая уши, символизируют глухоту монаха к соблазнам мира. В этом клобуке, сделанном по образцу греческого, Никон проводил Церковный Собор в 1654 году, который одобрил церковную реформу, вызвавшую сопротивление старообрядцев.

Рядом — посохи Никона, украшенные цветной эмалью и драгоценными камнями, с рукоятями в форме змей, символизирующих мудрость.

Одно из парадных облачений патриарха Никона — саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой)

Никону принадлежал и великолепный саккос из парчи, вышитый золотыми нитями. Ткань такой выработки называлась петельчатым аксамитом и стоила очень дорого. Рельефный узор на ней создавался петлями разной высоты. Саккос (от древнееврейского «сакк» — рубище) символизирует одежду Христа, разрезы на его боках — рану от копья на ребрах Христа, а бубенчики — благовестие Божьего слова.

Чин мироварения

В центре Крестовой (Мироваренной) палаты, у правой стены, стоит печь для приготовления святого мира, установленная в XVIII веке. Возле нее — массивная серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Золоченая резная сень над печью с изображениями святых и вытяжкой была установлена в XIX веке. Мироварение совершали в нескольких серебряных котлах (общим весом около 320 кг), также пожертвованных Екатериной II. Их ставили внутрь печи под крышки.

Современный вид Крестовой палаты

Миро для всех храмов Русской Православной Церкви готовили в Крестовой палате раз в три года. В синодальный период (XVIII — начало XX века) для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре. В состав мира входят елей (оливковое масло), белое виноградное вино, благовонные экстракты из коры тропических деревьев, ароматические масла и бальзамы, лепестки розы, богородичная трава и другие ароматы — всего до 50 составляющих.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту, начиналось освящение составных частей мира, а завершалось мироварение на Страстной неделе. С Великого понедельника до Великой среды миро варили в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли ароматы и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов, по числу 12-ти апостолов, принесших учение Христа миру. Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время чина освящения из небольшого древнего сосуда — алавастра (устроенного по типу того, из которого Мария Магдалина помазала миром голову и ноги Спасителя) — несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра количество восполняли вновь сваренным и освященным миром. Это символизировало непрерывность таинств в Православной Церкви.

Алавастр конца XVI — начала XVII века

Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда оно раздавалось через архиереев по всем православным храмам России и использовалось по мере надобности.

Этим священным миром помазывались на царство российские государи при соответствующем обряде. Его также употребляли при освящении церквей. Сейчас миро варится примерно тем же способом раз в три-четыре года в Малом соборе Донского монастыря. Освящает миро Патриарх Московский и всея Руси.

Церковь Двенадцати апостолов

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. Церковь Двенадцати апостолов — далеко не первый храм, построенный на митрополичьем, а затем патриаршем дворе. И XVI веке в комплекс двора входил построенный в 1566 году храм Соловецких чудотворцев с приделом св. апостола Филиппа. Св. Иов, первый русский патриарх, выстроил на своем дворе еще один храм — церковь Московских святителей — св. Петра, Алексия и Ионы. Церковь Соловецких чудотворцев была разобрана в середине XVII века, при реконструкции патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон. Никон выстроил величественную 5-главую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора (правда, две главы декоративные, не связанные с внутренним устройством храма). Никон, однако не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвященным. Сохранились сведения о том, что патриарх Никон хотел посвятить свой домовой храм Святой Троице. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

Икона «Распятие с апостольскими страстями* перенесена из Успенского собора. Федор Никитин Рожнов. 1699 год

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра — от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.

В трапезной сейчас развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних — дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» — художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотные (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах — мастерских для шитья — богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще — холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.

Иконостас церкви Двенадцати апостолов

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила — первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.

На стенах церкви — более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов.

(богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году — в день престольного праздника — 13 июля)

Жилой интерьер XVII века

Убранство жилой комнаты богатой московской семьи в XVII веке
В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, сейчас воссоздан интерьер жилых покоев богатого московского дома XVII века и представлены различные предметы убранства и быта. В те времена обстановку составляли столы, стоявшие вдоль стен лавки, сундуки, в которых хранились драгоценности, домашняя утварь, одежда, книги, документы. С середины века появляется мебель из западной Европы — стулья, кресла, шкафы. Впоследствии такую мебель начали делать и русские мастера. Нарядность комнатам придавали обитые цветным сукном стены, двери, проемы окон и украшенная цветными изразцами печь. В XVII веке помимо икон в комнатах стали развешивать и портреты. В первой комнате выставлен портрет царского стольника и посла П.И. Потемкина, а в другой — конный портрет царя Алексея Михайловича.

Патриаршие покои

На третьем этаже дворца находились личные покои патриархов, которые отапливались теплом, поднимавшимся по воздуховоду от печей с первого этажа. Здесь хранились многие священные реликвии. Сейчас свободного доступа в эти комнаты нет.

Из личных покоев небольшой переход ведет в бывшую домовую церковь патриархов — храм святого апостола Филиппа.

Церковь св. апостола Филиппа

Освященный патриархом Никоном в 1656 году во имя св. апостола Филиппа домовый храм находится над трапезной церкви Двенадцати апостолов, на третьем этаже Патриаршего дворца, и доступ в него также закрыт.

Лик св. апостола Филиппа

Апостол был небесным покровителем почитаемого Никоном Московского митрополита св. Филиппа. Московский святитель бесстрашно обличал беззакония Ивана Грозного во время опричнины и был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он отказался благословить военный поход государя на Новгород и Псков и был задушен царским посланцем Малютой Скуратовым. После того как было решено прославить митрополита Филиппа в лике святых, Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, сам отправился за его мощами в Соловецкий монастырь. В апреле 1652 года, когда торжественная процессия приближалась к Москве, скончался патриарх Иосиф. Вскоре Никон был избран патриархом и стал еще больше почитать святителя Филиппа.

В алтаре на престоле когда-то стоял драгоценный сосуд с миром — алавастр конца XVI — начала XVII века, который сейчас можно рассмотреть в одной из витрин в Крестовой палате. Здесь же находились сосуды с готовым миром и котлы для мироварения. Рядом в алтаре, в старинном шкафу, хранились части святых мощей. От них по мере надобности отделяли малые частицы и зашивали в антиминсы (антиминс — это четырехугольный плат, на котором служат литургию). Затем их рассылали во все концы России для строящихся храмов.

Патриаршая библиотека

Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги на Церковном Соборе в 1654 году

В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.

Грамота об учреждении патриаршества в России. Дана патриарху Иову Восточными патриархами

Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Внутреннее убранство / интерьер

В настоящее время в помещениях палат располагается музей прикладного искусства и быта России XVII века. Помимо экспонатов, включённых в экспозицию музея, в палатах и церкви сохранились элементы первоначального убранства. В церкви сохранились фрагменты настенной росписи XVII века в барабанах, но иконостас (также XVII века) — не оригинальный (перенесён из Вознесенского монастыря). В Крестовой (Мироваренной) палате на своём месте находятся мраморная печь для мира с резной золочёной сенью XIX века и изготовленная по заказу Екатерины II двухсоткилограммовая серебряная кадь для мира.

Экспозиция музея

В экспозиции музея представлены художественные изделия, подлинные культовые и бытовые предметы — личные вещи патриархов и членов царской семьи, образцы шитья, книги, иконы, посуда, ювелирные изделия, часы. Изделия выполнены как русскими, так и зарубежными мастерами (немецкими, турецкими и др.).

Среди наиболее примечательных экспонатов (помимо упомянутых печи для мироварения, кади для мира, иконостаса) — алавастр, золотое кадило (вклад царя Фёдора Алексеевича), потешный кубок в виде коронованной персоны, подвесная пелена с изображением митрополита Ионы, часы патриарха Филарета, нефритовая чаша (подарок царю Михаилу Фёдоровичу), позолоченный серебряный кубок из Нюрнберга, богато украшенное Евангелие, конный портрет царя Алексея Михайловича, иконы Андрея Первозванного и Феодора Стратилата.

Экспонаты сгруппированы по тематике.

  • В Крестовой палате выставлены образцы традиционной посуды — блюда, стопы, стаканы, чарки, братины, посольские дары, одежда патриархов, богослужебная утварь, ювелирные изделия, часы.
  • В Трапезной представлено художественное шитьё.
  • В церкви Собора Двенадцати Апостолов расположена экспозиция икон.
  • В Приказных палатах представлен интерьер жилых покоев XVII века богатого русского дома — изразцовая печь, мебель (сундуки, стол, шкафы); во второй комнате палат воспроизведён интерьер кабинета с книгами, шахматами, глобусом, принадлежностями для письма.
  • Алавастр
  • Феодор Стратилат в молении (Симон Ушаков, 1676 год). Патрональная икона царя Фёдора Алексеевича
  • Экспозиция ювелирных украшений — пуговиц, запонов и т.п.
  • Часы XVII века

История[ | ]

До упразднения патриаршества[ | ]

Московские митрополиты, а затем патриархи жили на территории к северу от Успенского собора, начиная с первого поселившегося в Москве митрополита Петра (начало XIV века). За свою долгую историю здания митрополичьего, а затем патриаршего двора претерпели много изменений: здания перестраивались, разрушались и возводились вновь.

Первая каменная палата на территории усадьбы была построена в 1450 году, при митрополите Ионе, тогда же рядом воздвигли церковь Ризоположения, ставшую домовым храмом московских митрополитов. После московского пожара 1473 года двор выгорел, и в 1484—1485 годах (уже при митрополите Геронтии) церковь и палаты были отстроены заново. Впрочем, после пожара 1493 подворье опять пришлось восстанавливать. В 1566—1568 годах с восточной стороны к хоромам пристроили церковь Соловецких чудотворцев, подклете которой был устроен парадный проезд во двор усадьбы. С учреждением в 1589 году Московского патриархата митрополичий двор становится патриаршим[1]. При первом московском патриархе Иове в 1597 году комплекс был обновлён: палаты основательно перестроили, сохранив при этом традиционную для Руси композицию жилья (два «жилья» по сторонам сеней). Тогда же с северной части двора была возведена ещё одна церковь — Трёх Святителей московских Петра, Алексия и Ионы. С палатами она была соединена переходом с проездом в подклетной части[1]. Таким образом, в состав подворья входили три домовые церкви (вместе с церквями Ризоположения и Соловецких чудотворцев).

В Смутное время Патриарший двор был разорён, а затем сгорел во время московского пожара 1626 года. Уже к концу 1626 года на средства патриарха Филарета двор был восстановлен в прежних формах. В 1643—1646 годах (при патриархе Иосифе) палаты были капитально перестроены под наблюдением строителя Теремного дворца Антипа Константинова; строительство осуществлял сначала подмастерье Давыд Охлебинин, затем — ярославский мастер Тарас Тимофеев «со товарищи»[1].

В 1652—1656 годах при Никоне старые постройки, и в том числе церковь Соловецких чудотворцев, были разобраны, и на их месте сооружены новые трёхэтажные палаты и домовая церковь, которую в 1656 году освятили во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены (золочёные луковичные главы сохранялись до середины XIX века). Была перестроена Крестовая палата, её площадь достигла 280 м².

По размерам и роскоши убранства Патриаршие палаты не уступали царскому Теремному дворцу. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. Интерьер Крестовой палаты поражал современников. При своей внушительной площади, она не имела центральной опоры (помещение было перекрыто сомкнутым сводом на распалубках), что было новацией в зодчестве. Вскоре, во время суда над Никоном, Патриаршие палаты были приведены как пример его гордыни.

Палаты перестраивались и после Никона. Так, к 1673 году одна из проездных арок под церковью апостола Филиппа была заложена, а в 1680—1681 годах (при патриархе Иоакиме) она была перестроена и освящена в честь Двенадцати апостолов. Здесь патриархи совершали службы, кроме великих праздников, когда богослужения проходили в Успенском соборе. В 1691 году (при патриархе Адриане) над палатами был надстроен новый этаж, от которого до нашего времени сохранилась так называемая Петровская палатка (по легенде, в 1682 г. в ней пряталась от взбунтовавшихся стрельцов царица Наталья Кирилловна с малолетним Петром, но это анахронизм)[2]

Синодальный период[ | ]

После упразднения патриаршества с 1721 года в палатах расположилась Московская Синодальная контора. Под руководством архитектора Ивана Зарудного церковь Двенадцати апостолов была разделена на два этажа, и на верхнем разместили патриаршую библиотеку.

В 1722—1724 годах окна Крестовой палаты были переделаны. В 1748 году её осматривал архитектор Дмитрий Ухтомский, засвидетельствовавший наличие трещин по стенам и сводам. По его предложению они были пробраны и залиты щебнем и алебастром. Тогда же была сделана новая живописная печь.

В 1760-х годах обрушилась церковь Трёх Святителей, на паперти которой издревле совершался чин мироварения. Печь для приготовления мира перенесли в Крестовую палату (которая была переименована в Мироваренную), где церемония совершалась вплоть до 1917 года.

В начале 1780-х годов в сводах Мироваренной палаты были обнаружены новые трещины, образовавшиеся от верхних палаток. В 1782 году палатки были разобраны, а трещины кровли и другие повреждения исправлены архитектором Иваном Яковлевым.

В 1790 году предполагалось разобрать и возвести вновь старый свод над Мироваренной палатой, обе наружные стены по нижний этаж и пустоты для лестниц в углах нижнего этажа. Работы были выполнены к 1794 году. При этом сохранились размеры палаты и количество окон. Считается, что свод также сохранил свою форму.[3]

После революции[ | ]

Во время боёв в ноябре 1917 года церковь Двенадцати апостолов и стена Трапезной палаты пострадали от артобстрела. В 1918 году здание было национализировано, затем Патриаршие палаты были переданы музею. В годы советской власти проводились ремонтно-реставрационные работы, в 1929 году в храм был перенесён иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря. В ходе реставрации были открыты два проезда, расположенных под церковью. Долгое время в здании располагались различные службы Кремля; как музей Патриаршие палаты впервые были открыты в 1961 году. Первая постоянная экспозиция открылась в 1967 году, современная экспозиция действует с мая 1987 года.

Немного истории

Архитектурный ансамбль, которым любуемся мы, люди XXI столетия, начал складываться примерно в XIV в. на основе построек митрополичьего двора. В 1450 г. здесь возвели первую белокаменную палату, искусно украшенную и изузоренную, а потом рядом стали расти другие роскошные хоромы и кирпичные хозяйственные постройки.

1589 год стал судьбоносным для двора митрополита: отныне он именуется патриаршим. Смутное время, обрушившееся на русскую столицу всей тяжестью гражданских волнений и иностранной интервенции, закончилось плачевно для Патриарших палат: они были охвачены мощным пожаром и практически полностью сгорели в 1626 г. – остались лишь остовы зданий из камня и кирпича. Восстанавливать русское чудо света принялись в тот же год, и вскоре москвичи вновь могли любоваться хоромами.

К 1653 г. в судьбе палат наметился новый перелом: они были с царского плеча пожалованы близкому другу-приятелю Алексея Михайловича – патриарху Никону, и тот сразу занялся усовершенствованием и обустройством царева подарка.

Отныне Патриаршие представляли собой сложную систему, где протекала большая часть жизни духовных властителей Московии. Первый этаж великолепного дворца был отдан в распоряжение дьяков множества приказов. Никон имел огромные вотчины в собственности, поэтому управлять всеми имениями был попросту не в состоянии. На него работала целая команда (если употреблять современные термины).

Далее, на втором этаже, помещалась Филипповская церковь и трапезная, а третий этаж занимал сам Никон. Чтобы ему не приходилось спускаться на службы вниз, рядом, на том же этаже, устроили специальную келейную церковь для всемогущего патриарха.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: