Декабрьское вооруженное восстание в Москве (1905)


Высотка на Баррикадной

Здание на Кудринской площади возводилось в период с 1948 по 1954 гг. Всего за 6 лет строителям и архитекторам удалось создать сооружение высотой 156 метров. Высотка на Баррикадной состоит из трех корпусов: главный корпус со шпилем составляет 24 жилых этажа, два боковых корпуса – по 18 этажей.

В высотном здании 14 подъездов, оснащенных лифтами, пожарными лестницами, холлами для хранения вещей и переходами в подземную стоянку, подвалы и бомбоубежище. Только лифты центральных подъездов здания имеют функцию подъема до 24-30 этажи, которые ранее использовались для технических нужд и долго были заброшены. Сейчас здесь располагается оборудование главных столичных сотовых операторов.

На первом этаже высотки на Баррикадной, в стилобате располагался кинотеатр «Пламя». Два зала кинотеатра вмещали в общей сложности 550 человек. Фильмы на большом экране здесь смотрели по большей степени только жильцы небоскреба.

Большая часть нежилых помещений после Перестройки были переданы коммерческим предприятиям, не особо следившим за состоянием здания. До 2004 года часть подземного гаража и кинотеатр занимало казино. Сейчас в этих залах находится развлекательный клуб «Высотка» с рестораном, бильярдом и дорожками для боулинга.

Во внешних крыльях дома располагались залы Гастронома № 5, в честь которого высотка на Баррикадной получила еще одно неофициальное название «Гастроном». Убранству этого предприятия торговли мог позавидовать даже знаменитый Гастроном № 1, в народе «Елисеевский». Жильцы приходили сюда за продуктами, а простые москвичи больше на экскурсии, так как гастроном в основном обслуживал только представителей верхушки власти.

В центральной части гастронома располагался большой аквариум с деликатесными рыбами, которых покупатели успевали принести домой живыми и на забаву детям выпустить в наполненную водой ванну. Здание богато украшено скульптурами по проектам Н. Никогосяна и М. Бабурина, которые во многом схожи со скульптурами установленными возле здания МГУ на Воробьевых горах

Мощный фундамент здания, скрывавший бомбоубежище, должен был выдержать прямое попадание авиационной бомбы. Бункеры, защищавшие от атомного оружия, только возводились и требовали более глубокого размещения.

Высотное здание на площади Восстания формально не участвовало в съемках кинематографических картин. По сюжету фильма «Москва слезам не верит» главные героини, временно перебравшиеся из общежития в квартиру профессора Тихомирова, устраивали званный ужин как раз в высотке на площади Восстания. Однако в кадр попал подъезд жилого дома на Котельнической набережной.

Архитектура

Архитектурная доминанта на Площади Восстания одна — 36-метровый 750-тонный гранитный монумент. Идея архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова потребовала инженерных расчетов. Они выполнялись в Ленинградском проектном институте.

Площадь восстания обелиск

Монумент состоит из трех частей:

  • вертикального ствола
  • базы
  • основания

Вверху вертикальный пятигранный 22,5-метровый ствол украшен Золотой звездой героя, сделанной из нержавеющей стали, внизу — венком Славы и бронзовыми овальными горельефами, изображающими события войны.

Монумент установлен на 10-метровую базу и еще на 9-метровое по ширине основание.

Среди зданий, окружающих площадь:

  • Московский вокзал — близнец Ленинградского вокзала в Москве
  • Красивая в 4 этажа гостиница Октябрьская с надписью на фасаде «Город-герой Ленинград»
  • Построенный на месте Знаменской церкви круглый со шпилем павильон станции метро Площадь Восстания. В память о церкви в вестибюле метро установлена табличка.
  • Причтовый дом Знаменской церкви, построенный по проекту архитектора и инженера Д. Д. Соколова, расположенный по адресу Лиговский проспект, 39.

Кстати

История названия высотки на Баррикадной

Небоскреб возле метро Баррикадная был спроектирован сразу после окончания Великой отечественной войны. В 1948 году началось строительство железобетонного каркаса здания, которое по задумке архитекторов должно было стать одним из символов новой эпохи. Сталинские высотки были заложены в одни день и час в ознаменование 800-летия города: по одному сооружению на каждые сто лет.

Высотка на Баррикадной в проектных документах именовалась «Высотное здание на площади Восстания». Историческое название Кудринская площадь получила по названию деревни Кудрино, существовавшей на этом месте с 14 века. Вероятнее всего, название происходит от литовского слова kūdra – торф, болото, пруд.

Кудринская площадь с 1919 года в память о революциях 1905 и 1917 гг. стала называться площадь Восстания. В небольшой период времени с 1922 по 1925 года она именовалась в честь французского революционера Эжена Потье. Он был известным политическим деятелем, анархистом и членом первого интернационала.

В дни правления Парижской коммуны Потье написал текст международного пролетарского гимна «Интернационал», который был заимствован большевиками и до 1944 года был гимном СССР.

Здесь в 1905 году рабочие из Трехгорной мануфактуры, удерживая оборону промышленного квартала Красной Пресни, вступили в ожесточенное сражение с царскими войсками и казаками. В цехах завода действовали активисты большевиков.

Высотка на Баррикадной стала памятником этим борцам за торжество социализма. Сейчас заводские корпуса переоборудованы под офисный центр, рестораны и магазины. На крыше расположилось одно из необычных московских кафе.

Высотка на Баррикадной стала именоваться москвичами так после открытия в 1972 году станции метро «Баррикадная». В одной из легенд о сталинских высотках упоминается, что из всех сооружений есть прямой выход в туннели городского метро и мифического «метро-2».

Высотное здание на Баррикадной не исключение – цоколь здания от входа в вестибюль метро отделяют 110 метров. Логично предположить, что при глубине залегания станции 30 метров, соединить ее с подвалами дома для советских инженеров метростроя не составляло большого труда.

История

У площади Восстания очень интересная история, которая начинается в 1765 году, когда по велению императрицы Елизаветы Петровны на месте ее нынешнего расположения была построена деревянная церковь. Она состояла из трех приделов — одного главного и двух боковых.

Один из боковых приделов был освещен в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Он дал название всей церкви, площади, мосту через Лиговский канал на Невском проспекте и еще улице, которая сейчас называется улицей Восстания.

Площадь Восстания метро

Про атмосферу Знаменской площади 1840-х годов писал известный адвокат А. Ф. Кони. В своих заметках он называет ее обширной и пустынной, обрамленной одноэтажными и двухэтажными домами с протекающей рядом речкой с мутной водой, с травой, растущей по крутым берегам, и ограждениями в виде грубых деревянных перил.

До этого времени площадь освещалась масляными фонарями, позднее — газовыми.

После 1840 года место у церкви начало превращаться в обустроенную площадь. Её и близлежщий вокзал спроектировал русский архитектор Николай Ефимов. Здание Николаевского вокзала, сейчас он называется Московским, строилось 7 лет — с 1844 года по 1851 год. Его открытие превратило Знаменскую площадь в главные ворота Петербурга.

Московский вокзал фото

Обелиск в центре стоял не всегда. Его установили в 1985 году в качестве знака, подтверждающего высокое звание Города-героя, которое было присвоено Ленинграду в 1945 году. Открытие приурочили к 40-летию победы в Великой Отечественной Войне. Площадь была боевым плацдармом — на ней было сооружено два мощных долговременных огневых укрепления ДОТа. С вокзала отправлялась боевая техника для передовой, эвакуировали детей, реликвии, оборудование заводов.

До обелиска в центре с 1909 года по 1937 год возвышался конный монумент Александру III, который затем перенесли в парадный двор Мраморного дворца

С 1952 по 1985 здесь находился сквер, где изначально планировалось установить памятник В. И. Ленину. Но не сложилось. Некоторое время после войны на месте разобранной в 1941 году Знаменской церкви был установлен фонтан, перенесенный с Пулковского шоссе. Потом его установили в Парк Победы, а затем на Сенную площадь.

С приходом народной власти название Знаменская площадь было заменено на Площадь Восстания в честь событий 1917 года

Поговаривают на тему строительства на Площади Восстания подземного паркинга и торгового комплекса, возвращение памятника Александру III, якобы в настоящее время власти размышляют над данными проектами.

Проектирование небоскреба на Баррикадной

Конструктивные особенности

Архитекторы высоток рассказывали в своих мемуарах, что им в ультимативной форме было запрещено пользоваться иностранными изданиями, посвященными высотному строительству в США и Европе. В отсутствие информации о технологиях возведения высоток, применяемых на западе, советские инженеры изобретали новые методы и технологии строительства, которые превосходили мировые.

Решить в первую очередь необходимо было проблему раскачивания высотки. Первые небоскребы США были выстроены таким образом, что на последних этажах при сильном ветре отчетливо ощущалось отклонение здания от оси. Раскачивающиеся люстры и плескающаяся вода в графине должны были быть исключены в образцовом советском небоскребе.

Сложная конструкция арматуры из улучшенной стали проблему не решала, поэтому архитекторы все внимание обратили на устойчивость самого здания, за счет формы. Со времен древнего Египта известно, что пирамида одна из самых устойчивых конструкций.

Архитекторы, планируя высотку на Баррикадной, применили ту же пирамидальную форму, что и в проекте Гостиницы Украина. Лаконичность, красота и стройность линий была основана на гармонии всех частей здания.

Вторая проблема – это освещенность квартир в высотках. Нью-Йоркские многоэтажки отличаются неприятной особенностью: в окна помещений расположенных, ниже 4-5 этажей, прямые солнечные лучи не попадают.

Решали эту проблему советские инженеры очень скрупулезно. В архивах сохранились упоминания о многочисленных таблицах, при помощи которых архитекторы считали сколько минут в день солнце будет в каждом окне. Исходя из полученных дынных, они корректировали конструктивные элементы высотки на Баррикадной.

Проект площади Восстания

Архитектурной основой проекта высотки на Кудринской площади стали классические русские мотивы. В завершающих элементах высотки отчетливо просматриваются архитектурные решения Московского Кремля. Центральный объем сооружения завершают четыре небольшие башенки по углам и центральная шестиугольная башня со шпилем.

Площадка, выбранная для строительства высотки на Баррикадной, возвышается над уровнем Москвы-реки почти на 70 метров. Такое расположение позволяет зданию эффектно возвышаться над городом.

Приступая к проектированию сооружения, архитекторы сначала продумали концепцию всей площади, в рамках которой зелень зоопарка должна плавно переходить в парковую зону вокруг здания. Согласно тогдашнему генеральному плану зоопарк должен был переехать на юго-запад, ближе к проектируемому зданию МГУ.

Огромное основание высотки проектировщики ювелирно и точно вписали в архитектурную композицию всего района. Строителям удалось уберечь от сноса многие памятники архитектуры на Баррикадной улице и на Садовом кольце, включая «Вдовий дом», построенный в конце 18 века по проекту архитектора Ивана Жилярди. Он предназначался для содержания вдов, чьи мужья прослужили на государственной службе более 10 лет. Сейчас в этом здании располагается Институт усовершенствования врачей.

Концепцию изменения всего района от Баррикадной до улицы 1905 года реализовать не удалось из-за смерти И. Сталина. Работа по развенчанию культа личности коснулась и архитектурных решений Москвы. Многие проекты остались завершенными лишь наполовину, а некоторые так и остались на бумаге, включая знаменитый Дворец Советов и высотка в Зарядье.

В современных условиях изменение облика города происходит настолько стремительно, что от первоначального замысла архитекторов высотки на Баррикадной практически ничего не осталось. Здание обросло несуразными конструкциями, которые выглядят невероятно дешево и убого на фоне облицованных гранитом цокольных этажей. Соседство с Новинским пассажем размыло образ небоскреба в панораме Садового кольца.

Широкий резонанс вызвала замена брусчатки на Баррикадной улице. По мнению городских властей, неравномерное покрытие из гранитной брусчатки, когда-то снятой с красной площади, сильно тормозит движение в этом районе.

Общественность и представители Архнадзора выступали категорически против еще одного улучшения Баррикадной улицы. Строительные работы были остановлены, и гранитная брусчатка вернулась к подножью высотки.

Подземные сооружения

«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала — Октябрьская революция 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов[3]

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:

  • «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
  • «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
  • «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
  • «Выступление Ленина на площади перед Финляндским вокзалом». Скульптор В. И. Татарович

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, сходными по дизайну с использованными тремя годами ранее в оформлении московской «Новослободской», в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды. Крайние люстры расположены на достаточном удалении от концов платформ, из-за чего части станции у порталов тоннелей были освещены слабо. В 2020 году на стенах боковых залов у последних вагонов установлены дополнительные упрощенные светильники в виде светящихся полос, у первых вагонов применено закарнизное освещение прожекторами.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.

  • Путевая стена станции
  • Платформа в сторону станции «Чернышевская»
  • Усиленные конструкции свода под путями третьей линии

Внутреннее устройство жилого дома на Кудринской площади

Приметы роскоши

Проектом внутреннего устройства жилого дома на Кудринской площади предусматривалось применение лучших достижений советской промышленности. Во всех 450-ти квартирах был установлен городской телефон, в том числе, позволявший связаться с консьержкой в вестибюле. Квартиры оснащались холодильниками, автоматическими мойками для посуды, индивидуальными мусоропроводами, измельчителями для пищевых отходов и т.д.

В социалистической прессе мало упоминалось о тех предметах роскоши, которыми были укомплектованы квартиры в сталинских высотках. Обычной советской хозяйке в голову не могло прийти, что на кухне будет прибор моющий посуду. Первые посудомойки были изобретены еще в начале 19 века, но не получили широкого распространения.

В 1886 году американка Джозефина Кокрейн изобрела и внедрила в серийное производство посудомоечную машину с ручным приводом. В советский союз это инженерное решение пришло в послевоенные годы. Отечественные агрегаты были рассчитаны на промышленное использование в столовых и кафе.

Однако из каждого правила бывают исключения. Государство заботилось о наиболее достойных своих гражданах и выпускало ограниченное количество бытовых посудомоечных машин, которые естественно, не поступали в продажу. Именно такими, производства рижского , была оснащена высотка на Баррикадной.

Специальный измельчитель, вмонтированный в сливную трубу, позволял выбрасывать бытовые отходы прямо в раковину на кухне. Картофельные очистки со свистом превращались в труху и смывались в канализацию. В программу званных ужинов всегда входила демонстрация гостям удивительных кухонных новшеств, заботливо проставленных в пользование жильцам.

В середине 50-х годов самым распространенным способом уборки все еще оставались веник и швабра. О существовании бытовых пылесосов знали многие, но для большинства они были несбыточной мечтой.

Инженеры, продумывая оснащение высотки на Баррикадной, пошли еще дальше. Шланг для сбора пыли можно было вставлять непосредственно в стену в каждой комнате или коридоре. Мощная промышленная пылесосная установка, размещенная в подвале, по системе металлических труб вытягивала из квартиры всю пыль.

Архитекторы с особым вниманием подошли к проектированию вентиляции. Приток в каждую комнату свежего воздуха, прошедшего многоступенчатую очистку, обеспечивался мощными установками, смонтированными в цокольном этаже высотки.

В кухне и коридорах предусматривалась принудительная вытяжная вентиляция, исключавшая попадание неприятных запахов в другие помещения в высотке. Индивидуально регулировалась температура отопительных приборов в каждой комнате для обеспечения комфорта в любое время года.

Удобство и безопасность в высотке на Баррикадной

Удобство и безопасность для лучших представителей социалистического общества чувствовалось даже в самых мелких деталях. Вестибюли подъездов высотки на Баррикадной были оборудованы швейцарскими (так называли комнату под кладовую) для хранения детских колясок и велосипедов. Отапливаемая подземная автостоянка исключала доступ посторонних.

В подвалах высотки располагалось большое бомбоубежище, выходившее далеко за периметр самого здания. Окончание Великой отечественной войны ознаменовало начало холодной войны, поэтому противоборствующие стороны США и СССР в спешном порядке возводили оборонительные сооружения.

Бомбоубежищами оборудовались все сталинские высотки, государственные объекты, жилые и административные здания, и конечно самым главным бомбоубежищем было метро. Возможность незаметно перемещать по городу главных лиц государства, военных, технику и многое другое, сделало метро важным стратегическим объектом. До сих пор его многие участки остаются засекреченными.

Архитекторы высотки на Баррикадной

Главными зодчими высотки на Баррикадной были выбраны М. Посохин, и А. Мндоянц. Оба архитектора учились в мастерской Архитектурного института под началом А. В. Щусева. Удивительно, но авторы высотки на Баррикадной, являются также авторами Кремлевского дворца съездов, изуродовавшего облик Московского кремля.

Дворец Съездов одно из первых панельно-каркасных сооружений Москвы. По большому счету, с него начинается хрущевская эпоха панельных домов – коробок. Сейчас сложно себе представить, но для строительства Дворца Советов по указанию архитекторов и при активной поддержке Н. Хрущева на Красной площади Московского кремля снесли постройки 15-16 веков, в том числе старое здание Оружейной палаты.

Старинные русские пушки, защищавшие Москву, были как ненужный металлолом перенесены к стенам Арсенала в ряд к трофейным французским орудиям. Поговаривали, что Н. Хрущев даже задумывался о переплавке пушек для нужд Дворца Съездов.

Во время строительства высотки на Баррикадной тоже не обошлось без откровенного варварства. Возведение основания здания требовало, рытья огромного котлована для фундамента. Работы проводились в такой спешке, что обнаруженные археологические находки, относящиеся к 14 веку, никак не регистрировались и только часть из них дошла до музеев.

Итогом проделанной М. Посохиным работы стало его назначение в 1960 году на должность главного архитектора Москвы. Карьерный взлет позволил реализовать еще ряд странных, а подчас весьма спорных с точки зрения архитектурного стиля, проектов: Спорткомплекс «Олимпийский», здание Генерального штаба, Образцово-перспективный жилой район в Северном Чертаново и несколько других.

Большой критике, что не удивительно, подверглось еще одно «творение» М. Посохина и А. Мндоянц – проспект Калинина или Новый Арбат. Знаменитые дома на Новом Арбате москвичи прозвали «вставной челюстью» или «мишкиными книжками».

Строительство нового проспекта повлекло снос и уничтожение многих исторических зданий района. В официальной прессе советского времени указывалось, что концепция проспекта Калинина позволяет сохранить Арбат, как живописнейший уголок Москвы. Однако, как и при возведении высотки на Баррикадной, с историей Арбата строители не церемонились.

Жильцы высотки на Баррикадной

Жильцов из числа советских рабочих и крестьян, разумеется, не было. Право проживать в высотке на площади Восстания нужно было заслужить. Квартиры здесь предоставлялись заслуженным деятелям авиационной промышленности, инженерам и летчикам-испытателям. Среди московской элиты высотку называли «домом авиаторов».

В небоскребе на Баррикадной проживал советский учёный-механик, занимавшийся в долги годы газовой аэродинамикой, Г. Г. Черный. Посвятивший свою жизнь прикладной математике. Под его началом работало отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Академии наук СССР. Многие из работ Г.Г. Черного имеют гриф секретно, так, сделанные им открытия, применяются при разработки современных средств вооружения.

Н.С. Строев, начальник Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова (ЛИИ), включающего в себя аэродром «Жуковский», был жильцом дома на Кудринской площади. Н. Строев внес огромный вклад в развитие авиационной техники, в том числе сверхзвуковых самолетов. Много своих работ посвятил космической тематике.

Летчик-испытатель Б. К. Галицкий получил квартиру в небоскребе на Баррикадной за многолетний и опасный труд. Он, начиная с 1942 года, испытывал новые образцы авиационной техники и вместе с конструкторами участвовал в их доработке.

Б. Галицкий первым испытал первые советские бомбардировщики. Во время испытаний вертолета Ми-6 Галицкий установил два мировых рекорда. В 1955 году именно ему было доверено право возглавить военный парад над Красной площадью.

В высотке на Баррикадной проживали известные советские деятели не из числа ученых-авиаконструкторов. Семикратный чемпион мира по шахматам В.В. Смыслов и советский хоккеист Н.М. Сологубов были соседями по дому на Кудринской площади.

Новостройки у станции метро Площадь Восстания в Санкт-Петербурге

Метро «Площадь Восстания» — промежуточная станция Кировско-Выборгской линии, переход на Невско-Василеостровскую линию. Расположена в Центральном районе, между станциями метро: Чернышевская и Владимирская. Первая станция метро, которая была открыта в Санкт-Петербурге.

Транспортная доступность

Из станции метро два выхода, один — на привокзальную площадь Московского вокзала, второй — на площадь Восстания. Остановки общественного транспорта расположены на Лиговском и Невском проспектах. Троллейбусы 5, 7, 10, 11, 22, автобусы 7, 15, 26, 76, 54, 91 идут во Фрунзенский, Красногвардейский, Адмиралтейский, Василеостровский районы.

Основные транспортные магистрали — Невский и Лиговский проспекты. В локации расположен один из крупнейших транспортных узлов города — Московский вокзал.

Инфраструктура

Локация у метро «Площадь Восстания» — это центр Петербурга, инфраструктура здесь отлично развита. К услугам петербуржцев и гостей города открыты всевозможные торговые и развлекательные заведения. На Лиговском проспекте находится одна из центральных площадок города — БКЗ «Октябрьский», на Некрасовской улице детей и взрослых ждут в Большом Театре Кукол. Здесь расположены крупные ТРЦ города «Галерея», «Невский Центр», «Стокманн», «Буквоед», «Техносила», «Кей», Мальцевский рынок. В последние годы открыто множество сетевых продуктовых супермаркетов «Дикси», «Полушка», «Семья», «Спар», «Пятерочка». Первые этажи на Невском проспекте и улице Восстания отданы под коммерческие заведения: магазины, офисы, рестораны и кафе. В районе большое количество деловых и «B». Гости Петербурга без труда найдут себе временное пристанище, здесь сосредоточено большое количество гостиниц, мини-отелей, хостелов, рассчитанных на любую ценовую категорию.

В районе расположено много школ, гимназий, в том числе с языковым уклоном и частных, детских садов, развивающих центров.Помимо многочисленных профильных центров, в районе находится одно из старейших медицинских заведений города — Детская больница им. Раухфуса, детская поликлиника №44, Роддом и женская консультация на улице Маяковского.

Экология

Район плотной старой застройки, зеленых зон здесь практически нет, только Овсянниковский сад и Рождественский сквер. Экология района скорее неудовлетворительная. Отрицательные воздействия на нее оказывают самые оживленные магистрали города Лиговский и Невский проспекты и крупный железнодорожный узел.

Востребованность

Несмотря на плохую экологию, район очень востребован у девелоперов. Они реализуют здесь проекты «бизнес» и «премиум» — класса. Массовая застройка здесь не ведется, идет только точечная. Авторы проектов, учитывая отсутствие зеленых зон, предусмотрели на территории новых комплексов мини-скверы и лаунж-зоны. В квартирах, во избежание уличного шума, ставятся тройные стеклопакеты.

Квартал от улицы Восстания в сторону Суворовского проспекта до революции был районом недорогих доходных домов. Жилой старый фонд сохранился почти полностью, после войны был восстановлен. Сейчас во многих домах был произведен капитальный ремонт, заменены деревянные перекрытия. Основная часть квартир были коммунальными, но они активно расселяются. В 80-2000 гг. велась уплотнительная застройка. Новые дома возводились на месте ветхих зданий.

Жилой фонд отличается неоднородностью. Одинаковых квартир практически нет. Присутствуют как квартиры с полноценным санузлом и кухней, так и выделенными в коридорах помещениями под кухонную зону и ванну. Во многих домах чердаки переоборудованы под мансарды.

Квартиры и комнаты в районе всегда пользуются спросом, цены очень разнятся, в зависимости от состояния и планировки.

Безопасность

Район около железнодорожного вокзала и крупных торговых комплексов трудно назвать безопасным. Здесь много иностранных туристов, привлекающих к себе внимание мелких мошенников.

Проблемы

Одна из острейших проблем района — транспортная. Лиговский проспект остается самой перегруженной магистралью города. В плохом состоянии находятся и инженерные коммуникации, зимой нередки перебои с горячей водой и теплоснабжением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: