В центре Москвы запустили транспортную сеть «Магистраль»

У этого термина существуют и другие значения, см. Магистраль.

«Магистра́ль»

— программа оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Москвы. В рамках «Магистрали» проведена реорганизация маршрутов магистрального, межрайонного и социального значения, были изменены прямые маршруты, связывающие центр города и другие районы, а также организована сеть дополнительных связей в пределах Центрального административного округа. С осени 2020 года проект «Магистраль» реализуется также за пределами ЦАО. Система официально запущена 8 октября 2020 года.

Воспроизвести медиафайл

Видеоряд о работе автобусов сети «Магистраль» и выделенных полосах для общественного транспорта в центре Москвы Автобус на маршруте м10 на остановке в Театральном проезде

История[ | ]

Автобус на маршруте м2 около станции метро «Китай-город» Автобус на маршруте 144к на Ленинском проспекте Автобус на маршруте «Б» на улице Земляной Вал
Расцвет общественного транспорта в центре Москвы пришёлся на 1989 год. В пределах Садового кольца работало 48 маршрутов: три трамвайных, 23 троллейбусных и 22 автобусных. К началу 2020 года число трамвайных маршрутов осталось прежним, троллейбусных — сократилось до 17, автобусных осталось 22, но 6 из них ходили только по ночам. Гораздо сильнее пострадала сеть остановок: их число сократилось на 21 % — с 246 до 194; увеличившиеся расстояния между остановками делали наземный транспорт менее удобным для горожан[1].

Самая масштабная за последние десятилетия реформа транспорта в центре города была нацелена на то, чтобы увеличить пассажиропоток и сделать наземные маршруты конкурентоспособными в сравнении с метро и автомобилями, а также частично разгрузить пересадочные узлы метрополитена. Первые прототипы проекта «Магистраль» начали прорабатывать ещё в 2012 году. Тогда город заказал исследование новой транспортной системы, но счёл нереализуемым предложенный проект с маршрутами через центр города и их разными категориями[2].

Для работы над «Магистралью» Департамент транспорта Москвы собрал рабочую группу, в которую вошли российские и зарубежные эксперты, в том числе транспортный планировщик Джаретт Уокер, принимавший участие в проектировании наземного транспорта в нескольких десятках городов по всему миру, и компания Mobility in Chain[3].

При проектировании системы использовались данные, накопленные Центром организации дорожного движения Москвы: интервальность движения транспорта, пассажиропоток, загруженность остановок и количество посадок и высадок на каждой из них, скорости транспорта. Дополнительно анализировалась плотность населения и количество рабочих мест в разных районах и наличие точек притяжения. Для анализа транспортного спроса использовали матрицы корреспонденций — таблицы, в которой обозначены районы отправления, прибытия и количество перемещений между ними. Для определения транспортной доступности района использовался метод изохрон: для конкретной точки или района высчитывается время в пути на конкретном транспорте. Эти решения использовались для измерения интенсивности потока и загрузки участков дорожной сети[3][4][5].

Основной магистралью маршрутной сети в центре стала северная дуга Кремлёвского кольца, от Большого Каменного моста до Лубянской площади. Движение по ней было открыто 1 октября 2020 года. Кроме неё действует ещё 7 выделенных участков. Возобновилось движение по Малой Дмитровке и Большой Никитской. Также в рамках первой очереди «Магистрали» вернули 17 остановок[1][6][7][8]. Весной 2020 года в рамках подготовки к запуску «Магистрали» и в рамках реконструкции по программе благоустройства «Моя улица» был проведён демонтаж нескольких участков контактной сети троллейбусов в центре города, на ряде троллейбусных маршрутов были пущены автобусы[9][10].

Официально первая очередь «Магистрали» запущена 8 октября 2016 года, когда заработали выделенные полосы для общественного транспорта, появилась новая нумерация маршрутов и сократились интервалы движения[6]. Специально к открытию на «Магистраль» выпустили дополнительно 370 единиц транспорта[2]. Фактически же ификация маршрутов по стандартам «Магистрали» коснулась всех маршрутов наземного транспорта Москвы, информация о таковой постоянно обновляется с заменой остановочных трафаретов на новые на всех остановках по всей Москве, включая места посадок на маршруты областных перевозчиков на некоторых пригородных автостанциях; на некоторых из них встречается информация о запланированных, но ещё не вступивших в силу изменениях маршрутов. Исключение составили только компенсационные маршруты с номерами серий 0хх и КМ, а также маршруты разового назначения № Л (для перевозки зрителей новогодних шоу в «Лужниках») и серии S (для перевозки болельщиков во время некоторых международных футбольных матчей на стадионах «Лужники» и «Спартак»).

В феврале 2020 года были уточнены некоторые маршруты[11]. Запланировано, что развитие «Магистрали» продолжится в 2017—2018 годах. Несколько радиальных маршрутов могут быть объединены в диаметральные, а также будет построена трамвайная линия по проспекту Академика Сахарова, которая соединит действующие линии на Чистопрудном бульваре и Комсомольской площади[6]. По состоянию на октябрь 2020 года ничего из вышеперечисленного осуществлено не было.

1 сентября 2020 года запущена третья очередь сети «Магистраль», в рамках которой за пределами Садового кольца районный автобусный маршрут № 89 был преобразован в магистральный № м89 и изменён по обоим концам. По неизвестным причинам маршрут № м89 до сих пор не включён в официальную схему сети «Магистраль», что объясняется фактическим прохождением трассы на значительном удалении от Садового кольца (маршрут проходит через основную часть Волгоградского проспекта до пределов ТТК, но не заходя в периметр ЦАО). Запуск полноценной выделенной полосы на Волгоградском проспекте состоялся лишь в августе 2020 года. В сентябре 2020 года автобусный маршрут № 503, проходящий в основном через территорию Новой Москвы, был переведен в экспрессный режим работы и фактически стал еще одним магистральным маршрутом сети. Изменение работы маршрута стало возможным после глобальной реконструкции Калужского шоссе в 14-полосную вылетную магистраль и перераспределения пассажиропотока после продления Сокольнической линии метрополитена в Коммунарку. Организация выделенной полосы на реконструированной части Калужского шоссе не планируется из-за относительно большого количества дорожных полос.

В Москве запускается новая сеть общественного транспорта

С завтрашнего дня столичные власти запускают «Магистраль» — масштабный проект по оптимизации маршрутов наземного транспорта в центре. Некоторые из них объединят и удлинят, часть отменят. Изменения почувствуют не только пассажиры, но и автовладельцы: они столкнутся с новыми выделенными полосами и светофорами на Садовом кольце.

Изменения для пассажиров

Изменения коснулись 21 маршрута. Многие из них, пояснили «Ъ» в департаменте транспорта (дептрансе) Москвы, имели серьезный недостаток: в одну сторону автобус (или троллейбус) шел по одним улицам, а возвращался по другим. В результате пользоваться транспортом было неудобно. В большинстве попавших в «Магистраль» маршрутов эта проблема устранена. Для этого установлено 24 новых остановки.

Некоторые маршруты изменились довольно сильно, поэтому формально их даже можно считать новыми. Например, автобус «А» является продленной версией маршрута Т31 (будет ходить от Комсомольской площади через Садовое кольцо, Цветной бульвар и далее до «Лужников»). Троллейбусный маршрут N1к будет отменен и объединен с N8 (с сокращением интервалов движения), поскольку они фактически дублируют друг друга. Троллейбусные маршруты, проложенные ранее вдоль Ленинского проспекта (33, 62, 84), отменяются и объединяются в М4, который берет старт от Озерной улицы и финиширует у кинотеатра «Ударник». Экспресс-автобус N904 теперь ходит из Митино до Славянской площади (раньше — только до Белорусского вокзала). Есть и совсем новый, так называемый диаметральный маршрут (М3): от метро «Семеновская» через Лубянскую площадь до стадиона «Лужники» (полный список изменений в маршрутах читайте в «Онлайн»).

Для ночных автобусов (Н1-Н6) организован единый пересадочный узел на Славянской площади около метро «Китай-город». На практике это означает, что ночью теперь можно будет добраться из одного спального района на другой конец Москвы на двух автобусах, например, от метро «Домодедовская» до метро «Медведково» (автобусы H5 и H6, суммарная стоимость поездки — 100 руб.)

Столичные маршрутки переходят на проездные

Столичные маршрутки переходят на проездные

В рамках проекта вводится новая система индексов. 17 из них будут обозначаться буквой М, поскольку отныне они называются «магистральные» (как правило, следуют по вылетным магистралям). Цветом (на табло и остановках) определяется привязка маршрута к конкретной линии метро: например, зеленый М1 — автобус, идущий вдоль Замоскворецкой ветки, голубой М2 — вдоль Филевской, фиолетовый М7 — вдоль Таганско-Краснопресненской. Чтобы не путать жителей, первое время старое и новое обозначения маршрутов будет применяться одновременно. М5, к примеру, это бывший автобус N25, М7 — бывший троллейбус 16 и так далее. На магистральных маршрутах транспорт будет ходить с интервалом 5-10 минут.

В свою очередь, 15 автобусных и троллейбусных маршрутов получат статус районных: им присвоят в качестве обозначения единый серый цвет, они будут ходить с интервалом 10-15 минут. Шесть автобусных «социальных» маршрутов (для доступа населения к МФЦ, поликлиникам и больницам, а также другим социальным объектам) обозначат розовым, они будут ходить с интервалом в полчаса. Общее количество автобусов на маршрутах, обслуживающих зону Садового кольца, будет увеличено на 40% — с 264 до 367 штук.

Как Мосгортранс нашел нового партнера по размещению рекламы в автобусах

Как Мосгортранс нашел нового партнера по размещению рекламы в автобусах

Предложенная схема призвана решить сразу несколько проблем, поясняют в дептрансе. Во-первых, за счет переноса и увеличения общего числа остановок у граждан сократится время на поиск остановки (сейчас оно может достигать 15 минут). Во-вторых, на 43% увеличится пассажиропоток внутри Садового кольца — со 190 тыс. пассажиров в сутки до 270 тыс. «Магистраль» будет продолжена и в 2017 году: появится новые маршруты, остановки и выделенные полосы.

«Слишком сложная нумерация — самое слабое место «Магистрали»,— считает председатель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков.— Люди в результате будут введены в заблуждение. Особенно странно, что магистральными назвали, по сути, обычные маршруты со всем остановками, хотя при этом остаются еще и экспресс-автобусы 900-й серии, но они почему-то не магистральные. В идеале должны использоваться только числовые индексы, без букв, причем у каждого автобуса, троллейбуса и трамвая — уникальный номер, без повторений. Тогда не будет никакой путаницы, так принято за рубежом».

Изменения для водителей

Проект «Магистраль» может серьезно повлиять и на жизнь водителей: запускается несколько новых выделенных полос, включая выделенку на Таганской улице, Воздвиженке и Малой Дмитровке. Наибольший интерес представляет полоса, которая станет одним из важнейших компонентов «Магистрали»: она пройдет от Лубянской площади через Театральный проезд, Моховую улицу, Боровицкую площадь, Большой и Малый Каменные Москвы и далее на улицу Серафимовича: транспорт по ней будет следовать на всем протяжении навстречу потоку автомобилей. По этой полосе, в частности, пойдут пять автобусных маршрутов: М1, М2, М3, М6 и N144 (частота движения автобусов — около 50 в час).

В связи с этим меняется цикл работы светофора на пересечении Моховой и Тверской улиц: водителям, двигающимся с Моховой на Тверскую, теперь надо будет пропускать общественный транспорт, идущий в сторону Большого Каменного моста (фаза красного света — 14 секунд). На пересечении Моховой и Воздвиженки, в свою очередь, впервые установлен светофор: там на проезд общественного транспорта выделяется 7 секунд. Автобусы по новой выделенке Лубянка—Моховая будут ходить каждые три минуты.

Москва стала финалистом конкурса по развитию транспорта

Москва стала финалистом конкурса по развитию транспорта

Также вводятся новые светофоры на Садовом кольце — в двух местах запускается новая сквозная выделенная полоса. Первая позволит автобусам проезжать с Баррикадной на Б. Никитскую, не тратя время на разворот. Во время проезда автобуса для автомобилей по Садовому кольцу будет загораться красный свет на 20 секунд, автобусы будут проходить каждые 2 минуты. Вторая выделенка соединит улицы Малая Дмитровка и Долгоруковская, здесь автобусы также будут пересекать Садовое кольцо. Здесь будет включаться 18-секундная фаза для левого поворота автобуса с внутреннего кольца на Долгоруковскую улицу плюс 17-секундная фаза для поперечного движения, автобусы будут ходить каждые 2 минуты.

Отметим, что ежесуточно по Садовому кольцу проезжает порядка 415 тыс. транспортных средств. В департаменте транспорта Москвы считают, что «новые светофоры не ухудшат, а, наоборот, структурируют и упорядочат движение на кольце». «Рассматривались различные варианты организации выделенной полосы на данных улицах,— пояснили «Ъ» в Центре организации дорожного движения Москвы.— По результатам рабочих встреч, аналитики и транспортного моделирования была определена оптимальная схема, позволяющая наиболее эффективно использовать маршруты общественного транспорта, при минимальных задержках индивидуального транспорта».

Почему троллейбусы в центре Москвы признаны дорогими и устаревшими

Почему троллейбусы в центре Москвы признаны дорогими и устаревшими

«Мы вообще выступаем за то, чтобы вернуть на Садовом все левые повороты и развороты, спрос у населения на это есть,— говорит глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.— Эффект от установки светофора зависит от того, как его отстроить: если сделать все аккуратно, никто разницы и не заметит. Что касается Баррикадной, то здесь изначально проектом был предусмотрен еще и наземный переход через кольцо. Тогда бы красный свет для автомобилей горел 45 секунд, и наступил бы настоящий коллапс. От этого отказались — 20-секундная фаза какие-то задержки в движении вызовет, но не критичные». Новый светофор на пересечения Моховой и Воздвиженки господин Шумский назвал «более проблемным с учетом встречной выделенки»: «Очень узкое место получилось, сложная геометрия поворота. Возможно, на первом этапе это может спровоцировать много мелких аварий, впоследствии придется корректировать организацию движения».

«Успех подобных нововведений не гарантирован, и это нормально,— считает глава общественного совета Минтранса РФ Михаил Блинкин.— Город пробует разные варианты оптимизации общественного транспорта, если что-то не будет получаться, то всегда можно сделать шаг назад. Это не железная дорога, где рельсы уже нельзя разобрать. Да, возможно, некоторые дополнительные затруднения для автомобилистов могут быть, но при этом дополнительные преимущества получат пассажиры. Когда пассажирами становятся водители, негативный эффект сглаживается».

Зачем это все нужно

Запланированные дептрансом нововведения связаны с реформой общественного транспорта, которую столичные власти проводят последние два года. Ранее на некоторых улицах, по которым станут курсировать новые маршруты «Магистрали» — в частности, на Тверской,— троллейбусное движение было заменено автобусным. Так, в марте 2020 года представители мэрии сообщили о закрытии в центре восьми троллейбусных маршрутов, поясняя решение изношенностью контактной сети и неповоротливостью этого вида транспорта. Кроме того, без снятия контактной сети была бы фактически невозможна прошедшая летом масштабная реконструкция в рамках программы «Моя улица» (на которую потратили 22,4 млрд. руб.). Именно после реконструкции на Моховой улице, в Охотном Ряду и Лубянском проезде появилась новая выделенка.

Отметим также, что в 2020 году столичные власти реализовали другой важный этап реформы. В августе 2020 года была отменена большая часть из действовавших в городе 509 частных маршрутов. Оставшихся перевозчиков, получивших на тендерах пятилетние контракты, обязали закупить новый подвижной состав экологического стандарта «Евро-5», раскрасить кузова в синей цветовой гамме (единой с городским транспортом) и принимать к оплате проездные и социальные карты. Но реформа не прошла гладко: на полусотне маршрутов автобусы продолжили работать нелегально, часть лишенных маршрутов предпринимателей стала судиться с властями, а в соцсетях граждане массово жаловались на очереди на остановках. В Московском транспортном союзе поясняли, что в ходе реформы из 4,6 тыс. автобусов власти оставили лишь 2,1 тыс., из-за чего интервал движения увеличился вдвое-втрое. Чиновники в ответ заявляли, что убрали лишь дублирующие маршруты, но заявляли о готовности увеличить частоту движения автобусов при необходимости. В ГКУ «Организатор перевозок» признавали, что в местах, где «не справляется городской перевозчик и пассажиропоток слишком велик», работают нелегалы, но обещали разобраться с ними до конца этого года. В конце сентября в мэрии дали понять, что работа частных перевозчиков по новым правилам налаживается: во всяком случае, глава департамента транспорта Максим Ликсутов заверял, что число поступающих к ним жалоб на эту тему снизилось за месяц почти вдвое.

В декабре 2020 года департамент транспорта провел тендер на выбор компании, которая займется разработкой «стратегией развития скоростных автобусов»: она предусматривает, в частности, «дополнительное обособление выделенных полос» (каким образом, не уточняется), которые могут располагаться даже по центру проезжей части. По итогам конкурса, в феврале 2020 года, контракт на 74 млн руб. был заключен с консалтинговой компанией Strategy Partners, которая должна была в августе (спустя 172 дня после заключения контракта) разработать пилотный проект нового скоростного автобусного сообщения. В пресс-службе дептранса «Ъ» заверили, что «Магистраль» не входит в эту стратегию: «Это два взаимосвязанных, но разных по наполнению и сути проекта».

Иван Буранов, Александр Воронов

Маршруты[ | ]

Основные статьи: Филиалы Мосгортранса

,
Скоростные автобусные маршруты Москвы
и
Ночной общественный транспорт Москвы
Остановка наземного общественного транспорта и информационная схема «Магистрали» старого образца

«Магистраль» выстроена вокруг идеи сформировать сеть часто ходящих маршрутов по основным выходящим из центра направлениям. Интервалы у таких маршрутов заложены в расписаниях на уровне 5—10 минут. По менее интенсивным направлениям идут «районные» маршруты, их частота движения заложена на уровне 10—15 минут[6]. Социальные маршруты ходят с интервалами 20—30 минут, но их главная задача — объехать по пути максимальное количество социально значимых мест (поликлиник, МФЦ, управ и т.п[2]).

В основу новой системы положено два принципа[2]:

  • Все маршруты идут через центр, даже если раньше пересекали границу ЦАО по касательной.
  • Все маршруты делятся на четыре категории: магистральный, районный, социальный и ночной.

В отдельные группы вынесены полуэкспрессные и ночные маршруты, часть из которых были организованы раньше. Полуэкспрессные маршруты сохранили нумерацию «9хх», но с исключениями из правил (маршрут № 144 с момента открытия своего номера не менял, а № м7 присвоен бывшему троллейбусному маршруту № 63[12]). Ночные маршруты сохранили индекс «Н». В процессе организации сети пересадочный узел сместился с Лубянской площади на Славянскую, к южному вестибюлю станции метро «Китай-город»[6].

Магистральные маршруты — 17 на момент запуска — самые длинные. Они выходят из окраинных районов в одной части Москвы, пересекают центр и выходят к спальным районам в другой части города. Подразумевается, что в ряде случаев эти маршруты могут стать альтернативой метрополитену. Для 6 маршрутов Славянская площадь является конечной точкой или пересадочным узлом.

Критика[ | ]

Автобус на маршруте м6 на Моховой улице Автобус на маршруте м27 в районе метро «Китай-город» (Славянская площадь)
При запуске «Магистрали» отмечался ряд проблем: недостаточное оповещение о грядущих изменениях и неинформативные расписания на остановках, большое число переименований остановочных пунктов[6]. На несколько месяцев снизилась транспортная доступность острова в Замоскворечье[11], известного также как Болотный или Балчуг. При этом ввод новой маршрутной сети был позитивно встречен студенческим союзом МГК им. П. И. Чайковского, для которой запуск автобусного маршрута № м6 улучшил транспортную доступность общежития консерватории.

Также через несколько недель после запуска обнаружилось, что на части маршрутов интервалы движения не соответствуют нормативным или действуют только в определённые дни и часы; актуальная информация недоступна на остановках. Транспорт, следующий по выделенным полосам, часто упирается в пробки или вовсе останавливается на время следования правительственных кортежей, что сбивает расписание и вынуждает диспетчеров укорачивать маршрут движения[13].

Критике подверглась замена ряда троллейбусных маршрутов автобусами, а также то, что некоторые маршруты, изначально заявленные как троллейбусные, остаются спустя два года после запуска «Магистрали» автобусными[7].

Примечания[ | ]

  1. 12Павел Яблоков.
    Общественный транспорт возвращается в центр Москвы: выделенные полосы и новые остановки
    (неопр.)
    . Транспорт в России (18 сентября 2016). Дата обращения 7 мая 2017. Архивировано 25 января 2020 года.
  2. 1234Анна Семенова, Елизавета Королева.
    В Москве опять реформа транспорта: инструкция по выживанию
    (неопр.)
    . Газета.ру (7 октября 2016). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 9 ноября 2020 года.
  3. 12
    Дизайн города, основанный на данных
    (неопр.)
    . Urbica (28 октября 2016). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 3 июня 2020 года.
  4. Анна Львова.
    Как урбанисты исследуют мобильность горожан
    (неопр.)
    . Strelka magazine (23 января 2017). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 20 мая 2020 года.
  5. Марина Анциперова.
    Проект «Магистраль»: зачем в городе переделали весь наземный транспорт
    (неопр.)
    . Афиша.ру (5 октября 2016). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
  6. 123456Павел Яблоков.
    «Магистраль»: в центре Москвы пассажиров ловят в новую маршрутную сеть
    (неопр.)
    . Транспорт в России (7 октября 2016). Дата обращения 7 мая 2017. Архивировано 28 июня 2020 года.
  7. 12Павел Яблоков.
    «Магистрали» — полгода. Удобный сервис в центре столицы или просто красивый бренд?
    (неопр.)
    . Транспорт в России (8 апреля 2017). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 21 мая 2020 года.
  8. На автобусе по Москве: что нужно знать о новой маршрутной сети «Магистраль» (неопр.)
    . ТАСС (7 октября 2016). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 27 января 2020 года.
  9. Лена Верещагина.
    Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус
    (неопр.)
    . The Village (13 мая 2016). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 9 ноября 2020 года.
  10. Лена Верещагина.
    Восемь троллейбусных маршрутов в центре Москвы заменят на автобусные
    (неопр.)
    . ТАСС (24 марта 2016). Дата обращения 7 мая 2020. Архивировано 16 декабря 2020 года.
  11. 12Павел Яблоков.
    Маршрутная сеть «Магистраль» в Москве: очередные изменения
    (неопр.)
    . Транспорт в России (24 февраля 2017). Дата обращения 7 мая 2017. Архивировано 28 июня 2020 года.
  12. Не путать с автобусным маршрутом № т63, организованным ранее в результате перенумерования троллейбусного маршрута № 63к в № 63
  13. Павел Яблоков.
    «Магистраль»: не прошло и двух недель, как интервалы начали расти, а рейсы — сокращаться
    (неопр.)
    . Транспорт в России (22 октября 2016). Дата обращения 7 мая 2017. Архивировано 28 июня 2020 года.

Рейтинг топ блогов рунета

Итак, 8 октября случился очередной транспортный переворот в городе Москве — третий по счёту в этом году. Новая маршрутная сеть «Магистраль» в центре города оставила весьма противоречивые впечатления. Были бы там ещё троллейбусы, можно было бы на многое закрыть глаза. Но то, что вышло…

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

2. Напомню, что в 1992-94 годах была при Лужкове произведена зачем-то реконструкция движения по кольцу так, что оно поехало в одну сторону. Там, где вы видите на фото, машины ехали в противоположную сторону, против часовой стрелке. А по часовой ехали они с другой стороны Манежа, далее по опешеходенной площади Революции. Я, кстати, вообще этого не помню, когда я стал там бывать во вменяемом возрасте, двигались машины именно так. Хотя Бульварное кольцо без перенесённых туда троллейбусов 1 и 2, 5, в общем то, помню.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

3. Реконструкция была, конечно, на редкость идиотской. Сами посудите — после неё 1, 2, 33 троллейбусы стали бессмысленными — катались просто по центру туда сюда. В одну сторону по одному, в другую — по-другому, через глухую набережную. Особенно ситуация усугубилась с появлением пробок. Из двух кольцевых автобусов К остался только один, и о его существовании вообще мало кто вспоминает, хоть это самый центральный маршрут города. Определённо, надо было что-то кардинально менять.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

4. Надо сказать, с тем подходом к общественному транспорту, что у нашей власти, слабо верилось, что она способна будет такое провернуть. Это только на словах Собянин за ОТ, а на деле то мы видим как хорды зафигачивает и трамваи «строит». Но на удивление, они таки на это сподобились! Маршрутная сеть транспорта сразу кардинальным образом преобразилась!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

5. Возвращение встречного движения по маршрутному кольцу — не единственная радостная новость. Общественный транспорт вернулся на восточный участок Большой Никитской улицы и на Неглинную, где его не было уже больше 25 лет! Кроме того были возвращены сквозные проезды через Садовое кольцо через Кудринскую площадь и с М. Дмитровки на Долгоруковскую. Что позволило пустить автобусы на прямую.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

6. По такому поводу было решено даже всё капитально перелопатить и создать «новую сеть» маршрутного транспорта, что и поручили всяким блогерам-урбанистам. Справились они со своей задачей, в целом, неплохо, хотя и есть по отдельным моментам вопросы. Но когда дело дошло до реализации, вылезли все возможные косяки. Впрочем, обо всём по порядку.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

7. Если вкратце — все маршруты делятся на «магистральные» (с буквой «М» в начале), «районные» и «социальные». Первые должны ходить с интервалом 5-10 минут и связывают центр с всякими окраинами (или насквозь центра идут), вторые могут кататься с интервалами 10-15 минут, третьи — до 30. Для лучшего запоминания всем магистральным маршрутам присвоили ещё и по цвету, ну и сделали новые трафареты как на остановки, так и на маршруты.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

8. Ну и также в «магистральные» вошёл троллейбус «Б» (который сейчас пока автобус) и новый автобус «А». Идущий по трассе 31 троллейбуса, а потом выруливающий через Цветной и Садовое на 3 вокзала.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

9. По сути то, конечно, особо новых маршрутов тут нет. Только один М3 (Семёновская-Лужники), а все остальные — изменённые старые. Некоторые вообще неизменённые, а просто переименованные. Часть маршрутов просто сильно продлили, как, например, М10. Знаю Лобненскую улицу — срака та ещё. Сдавал там экзамены во многим известном ГАИ на права. А теперь из этой дыры можно добраться прямо до сердца города!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

10. Оно, конечно, красиво выглядит. Ярко, эффектно. С английским, теперь и иностранцы смогут на автобусах ездить.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

11. Вот только будут ли от этой яркости и эффектности автобусы-троллейбусы лучше ходить? Вопрос.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

12. Новые трафареты сделали вообще всем маршрутам, которые так или иначе в центр заходят. На них, кстати, и мётра ещё теперь и нужным цветом помечаются.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

13. Интересно, что нумерация по магистральным маршрутам теперь не зависит от вида транспорта! То есть если всегда раньше в постсоветском мире было так, что может быть 1-й автобус, 1-й троллейбус, и 1-й трамвай, то теперь нумерация сквозная. Так, например, М2, М3, М5, М6, М9, М10 — автобусы, а М4, М7, М8 — троллейбусы.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

14. Такая система популярна в Восточной Европе, и в некоторых странах западной. А на постсоветском пространстве она есть, разве что, в Луганске. Теперь потихоньку приходит и в Москву. Решение, может, и спорное, но всяко интересное.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

15. Интересно, что в случае троллейбусов, «переименовывали» не конкретные маршруты, а целые «кусты». Так 16, 63 стали М7 (длинная и укороченная версия М7к), а 33, 62, 84 по Ленинскому — М4 (также с укороченной версией).

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

16. Любимый легендарный 63-й троллейбус! Сколько воспоминаний с тобой связано, такой великий маршрут. Ты никуда не делся, но теперь ты не 63, а какой-то «М7».

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

17. А на Китай-Городе планировалась центральная остановка, где все бы несквозные маршруты съезжались. У них там прямо реально получалась тусовка. Многие маршруты продлили именно туда. Я так и представил такой многоостановочный терминал, где постоянно приезжают-уезжают автобусы-троллейбусы в разные концы города.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

18. Решил прямо в первый день поисследовать «Магистраль». Начал свой путь я с Комсомольской площади. Тут ничто не предвещает новой маршрутной сети.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

19. Ну точнее как, ничто. Вот на остановках везде новые красивые схемы повешены. А трафаретов остановочных нигде нет.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

20. Вместо автобусов транспорт будущего!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

21. Стал ждать А. Заявленные 10 минут давно прошли и я уж стал думать, что нет никакой «Магистрали», всё отменилось, перенеслось. Надо уже на недавно продлённый 122 идти, чтобы в центр добраться. Но тут из-за горизонта показалась новоиспечённая «Аннушка». Вместе со мной ещё два человека сели в неё, ещё один загрузился на «Большевичке», и ещё одна тётенька на Сухаревской. Все садились так, будто бы этот автобус не сегодня запущен, а ходит уже тысячу лет.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

22. АА. Вот это да! От 3-х вокзалов до самого Цветного! Где ты был последние 25 лет, мне бы все эти годы нужен был как воздух. Как же только не приходилось извращаться, возвращаясь домой с одного из трёх вокзалов. А я ведь ещё и два года работал на Комсомольской, в те бы времена этот АА… Вообще, проблема связи 3-х вокзалов с центром уже с давних времён стоит. В советское время до Лубянки ходил 41 троллейбус, потом в 90-е — его обрубок 83. А с конца 90-х до недавнего времени вообще никакой связи не было. И вот, наконец, она появилась!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

23. Параллельно проезжает 13-й. Уже одно появление «рогатого» внутри Садового кольца вызывает искреннюю радость. Такой это редкостью стало, до чего же довели нас нехорошие люди из мэрии..

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

24. Сходил домой, попил чайку, после чего вернулся на Цветной и продолжил путь на 38. Эту недавно пущенную маршрутку продлили тоже до Китай-Города.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

25. Таким образом, в её лице общественный транспорт вернулся на Неглинную и Петровку. Где он отсутствовал с самого убирания оттуда 13 и 31 троллейбусов в 1991 году. Я не преминул прокатиться по сим улочкам!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

26. На Китай-Городе довелось по полной оценить то, как ударно подготовились к запуску новых маршрутов. Увы, то, как было организовано и должным образом разрекламировано движение по МЦК, можно только вспоминать. Ничего этого не было тут и близко. Главная разворотная остановка выглядит так. Нет ни трафаретов, ни карты, НИЧЕГО!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

27. Самый кретинизм, который только можно было не предусмотреть — отсутствие перехода к остановке. Вот нет и всё! Легально вообще сюда никак нельзя попасть, кроме как из Ильинского сквера. Выход из метро не работает — даже подземно не перейдёшь (хоть и это само по себе неправильно). Пассажиры ходят, конечно же, прямо по полосам, уворачиваясь от машин.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

28. Аааа, ну как так можно было сделать. На центральном пересадочном узле. Стыдобища какая. РУКАЛИЦО.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

29. Более того. За остановкой несмотря на реконструкцию осталась говно-стоянка со шлагбаумом. Хоть стой, хоть падай — в самом центре Москвы такой пережиток 90-х сохранился, и это после реконструкции.. Полный мрак. На её бы месте сделать разворотик всем автобусам.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

30. Зачем-то ночные маршруты Н4 и Н5 обрубили по Китай-Городу. Мелочь, а неприятно. На мою старую квартиру с Лубянки ещё доходится, а отсюда уже никакой радости нет идти.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

31. Настроение совсем упало от увиденного. И я стал созерцать то, как ездят автобусы. И ездили они, надо сказать, далеко не так, как было обещанно. Фотками это не передашь, но многие маршруты провисали по 15-20 минут. Зато вот, например, полудохлый в прошлом 158, идущий от Лубянки к Павелецкому вокзалу и дальше. Сейчас его реинкарнировали и большие автобусы на него снова поставили, сделали низкий интервал.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

32. Длинный 904. Как автобус, так и сам маршрут. Представьте теперь, что с самого-самого центра можно уехать аж в Митино! Вот это да. Надо бы как-нибудь прокатиться.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

33. Или вот бывший 206, а теперь М10. Вдумайтесь только, где Китай-Город, а где Лобненская улица. Вот уж реально город стал ближе.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

34. А народ, тем временем, втыкает на схему. Интересно, что практически не было садящихся в автобусы, и спрашивающих у всех окружающих и водителя, куда эти автобусы едут. В первый день!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

35. Те самые табло. Надо сказать, они быстро переориентировались на новые маршруты. На них они есть, а на яндекс-транспорте пока нет. Но порой табло сами офигевают от новой сети.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

36. Сегодня, например, вообще, показывали средь бела дня ночные маршруты.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

37. Табло на троллейбусах тоже офигевали.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

38. В общем то, увы, совсем не складывалось ощущение такого оживлённого транспортного места, эдакого «хаба», с которого отправляется в разные стороны множество маршрутов. Автобусы приезжают нечасто, эпизодически, по одному.. Интервалы большие, какой-либо особой движухи не ощущается.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

39. В какой-то момент подъехал М9, при том, что я вообще забыл о его существовании. Не было его, наверное, минут 30 с момента моего приезда (а ведь не факт, что до этого он сразу ушёл). Вот тебе и гарантия 5-10 минут.. Та самая 9-ка, которая раньше была рогатая, потом стала «Т», а теперь, вот, «М». Родной практически маршрут. Удлинили с одной стороны сюда, с другой — до Владыкино. Хотя лучше бы, конечно, рогатых на него вернули. Благо в данный момент сеть вдоль линии вся на месте.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

40. В добивание организации новой сети, какой-то альтернативно одарённый автовод бросил свою колесницу прямо перед остановкой. Причём поставил её так, чтобы автобусы максимально страдали! Думаете кто-то попытался ли его оттуда согнать? Ну правильно, не трамваи же, объедут.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

41. А это, можно сказать, «отрыжка» нулевых, с которой началась деградация троллейбусов в центре. Бывший автобус 12ц, который теперь, вот, стал 101.

42. Ну ладно, прокатимся по выделенке вокруг Кремля. Хоть это теперь можно сделать весело и с ветерком! На удивление народ пользуется активно! При том, что это первый день, когда они по этой стороне ходят. После Театральной наш 144 автобус вообще хорошо так заполнился.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

43. Доехал до Октябрьской. Теперь на Ленинском ходят 4, М4, 144… По Хармсу прямо.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

44. и четырежды четыре, и четыре на четыре, и еще потом четыре.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

45. И здесь на остановках узрел весь ворох изменений на классических «мосгортрансовских» бумажках.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

46. К слову сказать. С «Ударника» по Якиманке начинается уже обычная выделенная полоса, отделённая от общего потока. К чести организаторов, здесь, наконец-таки сделали её непрерывной. Все повороты и съезды теперь осуществляются из второго ряда и во второй ряд. Полоса работает без выходных 7 дней в неделю! Очень надеюсь, что так везде в остальных местах сделают. Поскорей бы уж!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

47. А вот М1, бывший Т1, а до этого 1 троллейбус, который теперь завёрнут на Ленинский с одной стороны, и продлён аж за Сокол с другой, хоть автобусный, на некоторых первых схемах указан, как троллейбусный. По обещаниям Михайлова директора ГУП «Мосгортранс» скоро должны прийти первые 12 электробусов, и они то пойдут на этот маршрут. Конечно 12 машин на такую махину совсем недостаточно, поэтому они сильно будут «разбавлены» автобусами. В общем, планируется такой маршрут на смешанном обслуживании и это будет первая такая практика полной независимости номера маршрута от вида транспорта.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

48. Вернулся на нём в центр. Хоть Якиманка с Большим Каменным мостом стояли (на мосту тоже сделали выделенку), мы домчались с ветерком. А вот 904-е уже ходили стаями. 15434 и 15444 (сзади).

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

49. Сел в М10 на Охотном ряду, чтобы уехать на Тимирязевскую. А он прямо тут в начале Тверской уже был заполнен как-то так! Вот что ни говори, как криво организовано движение бы не было, как бы в пробках они не стояли, а народ уже в первый день так эти автобусы хорошо освоил. Обычно же с пуском нового маршрута не один месяц приходится его пустым гонять. А тут практически сразу же такой эффект. Может не так всё и плохо?

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

50. Сегодня решил продолжить исследование работоспособности системы. И сразу же попал на «картину маслом».

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

51. Сколько раз мы такие картины видели. Из-за ДТП, из-за неправильно припарковавшегося придурка.. Только погодите, там же были трамваи, троллейбусы. Которые объехать не могут из-за рельсов или проводов. А тут манёвренные динамичные автобусы!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

52. Вот из-за одной машины встала линия. Ну, наверное, можно понять водителя машины — сложно привыкнуть, что вдруг тут теперь встречное движение общественного транспорта. Но, блин, чего бы не организовать объезд?

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

53. Поскорее бы эти неповоротливые «сараи» убрали, и пустили бы юркие мобильные троллейбусы! А то так и будем всё время встревать!

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

54. Это оказалось надолго.. Для объезда надо выезжать на встречку, а у водителей нет на этот счёт инструкции. Вот и стоят тупят. Даже БД-шники ничего не могут сделать. В какой-то момент они организовали объезд по соседней полосе, и вся колонна тронулась. Но после того как она проехала, быстро накопилась новая. Т.к. ДТП никуда не рассосалось.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

55. Сделали ещё выделенную полосу на Воздвиженке. Увы, сделать встречную ФСО не дали. Как всегда со своим кондовым мышлением, будто выделенка может опасность главе государства какую-то представлять.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

56. В итоге М2 объезжает это место по Знаменке. Ну всяко лучше чем как раньше через набережную ездили.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

57. А автобусы М3, выезжая с Пречистенки, вынуждены встревать, всё же, в набережную. Из-за чего они там капитально киснут и потом ходят пачками. Хотя можно было сделать напрямую выезд с Волхонки на Моховую. А так по идее их можно тоже на Знаменку перенаправить.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

58. Вдоль всей выделенки поставили светофоры для общественного транспорта. Ну и не только вдоль неё, много где они теперь появились.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

59. Огромный съездной карман для автобусов и троллейбусов (слева) и такси (справа) у «Ударника». Простым машинкам сюда нельзя.

Маршрутная сеть МАГИСТРАЛЬ. Революции не случилось. Или случилось?

60. А вот давно уже думаю, что пустить бы по этому кольцу трамвай! Современный, длинный, как в Будапеште. Ну или хотя бы как «песы» на Пресненской сети». Представьте как бы эти трамваи забивались! Всё же, в центре народу немерено блуждает.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: