Станция метро «Белорусская, Кольцевая линия»


Поезда с Белорусского вокзала

Белорусский вокзал обслуживает поезда, отправляющиеся в западном и юго-западном направлении, а также на северо-восток по Савеловской ветке. Почти половина всех составов отправляется в Белоруссию — в Минск и Брест, Полоцк и Гродно, Гомель и Солигорск. Отсюда можно уехать в Смоленск и Калининград, Углич и Рыбинск и в страны Центральной и Восточной Европы — в Братиславу и Вену, Мюнхен и Париж, Прагу и Карловы Вары, Франкфурт-на-Майне и другие города. Из 10 путей станции 6 отведено для поездов дальнего следования. Ежедневно станция Москва – Белорусская обслуживает более 30-ти тысяч пассажиров и 27 пар поездов.

Как добраться от Белорусского вокзала до аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково

До аэропорта Шереметьево можно добраться

  • на Аэроэкспрессе, отправляющемся с терминала на Белорусском вокзале, вход через подъезд №3 и №4. Здесь организована регистрация пассажиров на а/к «Аэрофлот» через киоски самостоятельной регистрации. Время в пути 35 минут, прибытие в аэропорт Шереметьево – 2, к терминалам E и F. Это самый быстрый и удобный путь. Если Вам необходимы терминалы B и C -Шереметьево-1 или D — Шереметьево-3, можно воспользоваться бесплатным автобусом, остановка которого расположена у входа в терминал F. Обязательно учтите, что интервал движения шатла составляет 15 минут и больше, а время в пути — 20-25 минут
  • на метро ехать до станции Планерная, затем на автобусе №817 или маршрутном такси №948. Автобусы и маршрутки следуют в Шереметьево к терминалам F, E→ D →B
  • на метро ехать до станции Речной вокзал, затем на автобусе №851 или на маршрутке №949. Автобус следует по маршруту — терминалы B → F, E → D, маршрутное такси – по маршруту терминалы F, E → D → B

При выборе автобуса или маршрутного такси обратите внимание на номер необходимого Вам терминала.

До аэропорта Домодедово можно добраться

  • на электропоезде или Аэроэкспрессе, отправляющихся в аэропорт Домодедово с Павелецкого вокзала – станция метро Павелецкая. Время в пути составит 1 час 10 минут на электропоезде и 40-50 минут на Аэроэкспрессе
  • на метро ехать до станции Домодедово, затем на автобусе №405 или маршрутном такси. Время в пути составит примерно 30 минут

До аэропорта Внуково можно добраться

  • на Аэроэкспрессе, отправляющемся в аэропорт Внуково с Киевского вокзала – станция метро Киевская. Время в пути составит 35 минут
  • на метро ехать до станции Юго-Западная, затем на автобусе №611 или 611С – экспрессе, время в пути составит 35-40 минут или на маршрутном такси №45, время в пути – около 20 минут
  • на метро ехать до станции Октябрьская Кольцевая, затем на маршрутном такси №705м. Время в пути составит примерно 40 минут.

Если Вы добираетесь на наземном транспорте, учитывайте время на преодоление возможных пробок на дороге

История[ | ]

Первой станцией метро у Белорусского вокзала стала станция «Белорусская» Замоскворецкой линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена[3].

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[4]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[4]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[4]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[4].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[4]. На «Белорусской» планировалось построить два вестибюля, но был построен только один. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[4]. Переход на Замоскворецкую линию открылся сразу же после открытия станции.

В 1994 году была проведена реконструкция станции, в ходе которой красивый мозаичный пол был заменён на гранитный с упрощением рисунка[5].

До 1997 года у станции был один вестибюль (западный). Восточный вестибюль был открыт 25 августа 1997 года на Лесной улице[1].

В период с 29 мая по 10 декабря 2010 года переход на Кольцевую линию был закрыт. Проводились ремонтные работы и замена эскалаторов[6]. К открытию перехода были выпущены памятные билеты[7].

Как добраться от Белорусского вокзала до других вокзалов Москвы

  • Казанский, Ленинградский и Ярославский

От станции метро Белорусская Кольцевая проехать 3 остановки до станции Комсомольская. Время в пути составит 8 минут. Для выхода на Казанский вокзал необходимо пройти по протяженному подземному переходу.

  • Курский

От станции метро Белорусская Кольцевая проехать 4 остановки до станции Курская. Время в пути составит 11 минут

  • Киевский

От станции метро Белорусская Кольцевая проехать 2 остановки до станции Киевская. Время в пути составит 6 минут

  • Павелецкий

От станции метро Белорусская Кольцевая проехать 6 остановок до станции Павелецкая. Время в пути составит 14 минут

  • Рижский

От станции метро Белорусская Кольцевая проехать 2 остановки до станции метро Проспект Мира, перейти на Кулужско-Рижскую линию и проехать 1 остановку до станции Рижская. Время в пути составит 10 минут

  • Савеловский

От станции метро Белорусская Кольцевая проехать 1 остановку до станции метро Новослободская, перейти на станцию Менделеевская Серпуховско-Тимирязевской линии и проехать 1 остановку до станции Савеловская. Время в пути составит 7 минут.

Услуги

  • Продажа проездных документов и доставка их на дом и в организацию. Кассы работают круглосуточно
  • Залы ожидания, в том числе и повышенной комфортности
  • Комната матери и ребенка и место для пеленания ребенка
  • Мини отель с номерами на 2-3 места, номера люкс и полулюкс
  • Камеры хранения и Стол находок
  • Услуги носильщика вещей по территории станции и за ее пределами
  • Информационно-справочные услуги и объявления по громкой связи
  • Трансфер на другие вокзалы и аэропорты
  • Платный въезд на территорию вокзала
  • Услуги ксерокопирования и ламинирования, электронная почта и компьютерные работы, прием и передача факсов
  • Заказ экскурсий
  • Организация встреч, проводов и доставки грузов
  • Услуги по страхованию и Медицинский пункт. Имеются кресла для инвалидов-колясочников
  • Почтовые услуги и услуги связи, банкомат
  • Душевые и туалеты, фен и гладильные принадлежности, электроплитка и зарядные устройства для ноутбуков и телефонов
  • Круглосуточная работа баров, кафе и буфетов
  • Сувенирные киоски и киоски с товарами первой необходимости
  • Продажа цветов
  • Услуги для лиц с ограниченными физическими возможностями. Центральный вход оборудован пандусами, в зале №4 имеются специальные места для инвалидов, а в зале №3 – телефоны-автоматы для инвалидов-колясочников. В туалетах есть кабинки для лиц с ограниченными физическими возможностями

Белорусский вокзал в Москве – это крупный транспортный узел, предоставляющий пассажирам широкий комплекс необходимых услуг.

Архитектура и оформление

Вестибюли

У станции два вестибюля — наземный и подземный. Первый (западный, наземный) вестибюль открылся в 1952 году (архитекторы: Н. А. Быкова, А. А. Марова, И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, Я. В. Татаржинская, художник Г. И. Опрышко, скульптор С. М. Орлов, С. Л. Рабинович, И. Л. Слоним), второй (восточный, подземный) — в 1997 году.

Западный наземный вестибюль станции находится у Белорусского вокзала, на углу Грузинского Вала и площади Тверской заставы. Вестибюль представляет собой массивное квадратное трёхэтажное здание[9]. Перед фасадом на площади Тверская Застава располагается портал с высокими арками между пилонами-простенками[9]. По фасаду находятся арки входа и выхода с застеклённым сводчатым верхом под золочёными металлическими решётками[10]. Между дверными арками — ступенчатый ниспадающий фонтан[11]. Барельефы по фризу вестибюля, изображающие торжество советского народа-победителя[11], выполнили скульпторы С. М. Рабинович и И. Л. Слоним в мастерской С. М. Орлова. Вход на станцию осуществляется через узкий овальный кассовый аванзал. Стены около турникетов отделаны красным мрамором, который иногда ещё именуют «мраморовидным известняком»[12]. В стенах можно увидеть окаменевших моллюсков[12]. Аванзал соединён изогнутым проходом с переходной камерой, которая отделана светлым мрамором[9]. Переходная камера завершается входной аркой эскалаторного зала[9]. Шестиугольный купольный эскалаторный зал осложнён шестью арками: для входа, выхода, эскалаторного тоннеля и три декоративных[9]. Над арками огромные сводчатые окна с металлическими решётками[9]. Свод опирается на шесть декоративных колонн, отделанных белым мрамором, с дорическими капителями[9]. Выход на улицу осуществляется через короткий коридор с беломраморной отделкой стен[9]. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году[13].

Восточный вестибюль открыт 25 августа 1997 года на Лесной улице. Платформа связана с вестибюлем лестницей, подходным коридором и эскалаторами. Там четыре эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 1997 году[13]. В вестибюле расположены кассы и турникеты. Стена между дверями на выход и дверями на вход украшена майоликовым панно португальского художника Грасы Мораиш[1]. Это панно — дар Мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы[11]. Два наземных павильона выводят в город: один — к улицам Тверским-Ямским, Бутырскому валу, Лесной и Заставному переулку, второй — на улицу Бутырский Вал.

Станционные залы

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 42,5 метра) с тремя сводами. Авторы проекта — И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, А. А. Марова и Я. В. Тараржинская. Диаметр центрального зала — 9,5 метра. В 1951 году И. Г. Таранов, Н. А. Быкова и Г. И. Опрышко получили за работу над проектом Сталинскую премию[1].

Пилоны облицованы светлым мрамором «коелга»[14]. Они гармонично расширяются вверх, но не переходят в своды, а отделяются от них простыми по форме элегантными карнизами[15]. Путевые стены изначально были облицованы мелкой цветной метлахской плиткой[14], при реконструкции — белой керамической плиткой[1]. На путевых стенах под основанием свода размещены пилястры[15]. Так как проектирование станции было поручено Таранову и Быковой, которые были супругами, они решили реализовать свои неосуществлённые при строительстве «Белорусской»-радиальной замыслы[16]. Так, они сделали декоративный узор на полу в виде традиционной белорусской вышивки[16]. Первоначально его выполнили из многоцветной (серой, белой и красной) керамической плитки[16]. При реконструкции, проведённой в 1994 году, плитка была заменена на полированный гранит[14] со значительным упрощением оригинального узора[17]. Светильники, размещённые на пилонах, выполнены в виде ваз из стекла и мрамора.

Внешние изображения

Тема художественного оформления — хозяйство и культура Белоруссии[1]. Украшением потолка является лепной орнамент, который представляет собой рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры: квадраты, многоугольники, полосы с декоративными рельефами внутри — венками и колосьями[15]. Его делали необычно: рисунок был оттиснут на асбоцементном зонте, защищающем станцию от воды, которая может просочиться сквозь швы тюбинга, и ещё на заводе на нём закрепили декоративные фарфоровые вставки[14]. При их создании архитекторы вдохновлялись кессонированными сводами вилл Древнего Рима[14]. По оси свода центрального зала расположены 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г. И. Опрышко мастерами С. Волковым и И. Морозовым)[1]. На одном из панно были изображены труженицы, вышивающие портрет Сталина; во времена Хрущёва с панно был убран портрет Сталина, а на его месте появился орден Трудового Красного Знамени[18]. До 1997 года у торцевой стены центрального зала размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия» (автор — М. Г. Манизер); при строительстве выхода на Лесную улицу она была демонтирована. Композиционно она была очень близка скульптуре того же автора «Белорусские партизаны», стоящей до сих пор в переходе на Замоскворецкую линию[14].

  • Зал станции
  • Путевая платформа 2-го пути

Переход на Замоскворецкую линию

Внешние изображения
Схема пересадочного узла

Скульптура «Белорусские партизаны», установленная в переходе
Из центра зала можно осуществить пересадку на Замоскворецкую линию (переход открыт в 1952 году). Переход начинается лестницей на мостик через платформу в сторону «Краснопресненской»[19]. За мостиком расположена сводчатая квадратная переходная камера, далее за аркой — эскалаторный аванзал[19]. Аванзал оборудован трёхленточным эскалатором типа Е25Т[13] с балюстрадами из нержавеющей стали. Эскалатор ведёт в прямоугольную сводчатую переходную камеру верхнего уровня[19]. В её торце расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульптор М. Г. Манизер). Там же установлены восемь оригинальных торшеров, облицованных мрамором и оформленных каменной мозаикой. Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором[6].

В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента[6]. Архитектор станции «Белорусская» Н. А. Быкова отмечала, что хотя переход слабо удался, но арки, ведущие на Кольцевую линию, получились красивыми. Над их оформлением работал художник Г. И. Опрышко совместно с архитектором И. Г. Тарановым[20].

С 29 мая по 10 декабря 2010 года переход был закрыт на реконструкцию в связи с заменой эскалаторов и частичной реставрацией облицовки галерей, соединяемых эскалатором.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: