Перервинский монастырь в Москве


История обители

Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.

Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений:

  • открытие семинарии в 1775 году;
  • создание трапезной для семинаристов;
  • роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов;
  • восстановление Успенской церкви;
  • внутреннее оформление надвратного храма;
  • возведение архиерейского дома;
  • оборудование помещений для семинаристов и учителей.

История «Перервы» до 1917 года

Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.

Трудные времена

В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.

Современное состояние

Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.

Основание

Духовное просвещение в Русской Православной Церкви обязано своим существованием монастырям и обителям. Образованные монахи были носителями знаний в различных областях: историками, переводчиками, переписчиками книг, педагогами. При монастырях открывались школы для детей духовенства и для народа. Многие приходские священнослужители были самоучками, но лучшие пастыри имели за плечами монастырское образование. Высшие церковные должности и архиерейские кафедры нередко занимали именно бывшие насельники прославленных обителей. Однако такие школы на Руси не носили повсеместного характера, инициатива их открытия и материальная поддержка лежала либо на самих монастырях, либо на архиереях.

Платон (Левшин), митрополит Московский (1737 – 1812 ).Основатель Перервинской Православной Духовной семинарии

В XVII веке, в эпоху зарождения средних и высших духовных учебных заведений на Руси, связь новых духовных школ с монастырями не была утрачена, многие архипастыри понимали, насколько важна роль монастырей в деле воспитания будущего духовенства. В «Духовном регламенте» архиепископ Феофан (Прокопович) говорит, что духовная школа даже внешне должна походить на монастырь. Главные духовные учебные заведения Московской епархии также были открыты при монастырях: Славяно-греко-латинская Академия – при Заиконоспасском монастыре, Троицкая семинария – при Троице-Сергиевой Лавре. Однако они не могли целиком решить проблему подготовки приходских пастырей.

В 1775 году Московскую кафедру принял в свое попечение архиепископ, впоследствии митрополит Платон (Левшин), человек высокообразованный, талантливый педагог. Вклад митрополита Платона в духовное образование до сих пор еще не оценен в полной мере. Одной из главных заслуг архипастыря является открытие при монастырях новых духовных школ. Сразу после своего вступления на Московскую кафедру митрополит Платон пишет прошение императрице Екатерине II об открытии семинарии при Николо-Перервинском монастыре. Выбор пал именно на этот заштатный монастырь потому, что обитель имела небольшое число насельников, была довольно состоятельной за счет пожертвований на приписанную к ней Иверскую часовню и могла содержать семинарию. К тому же монастырь в те времена не входил в городскую черту Москвы и был удален от столичной суеты. Одной из задач, поставленных Московским архипастырем при основании Перервинской духовной школы, стало предоставление образования детям бедного сельского духовенства и сиротам. Митрополит Платон для осуществления этого замысла делает Николо-Перервинский монастырь архиерейским подворьем и часть средств монастыря отводит на содержание учебного заведения, которое впоследствии будет именоваться Платоновской семинарией. Архипастырь сам составлял годовые сметы на содержание семинаристов, сам следил за хозяйственной жизнью монастыря.

Старый семинарский корпус и надвратный храм Толгской иконы Божией Матери.

При открытии семинарии первым встал вопрос о помещении для студенческих классов и келий. Решено было задействовать для этого северный корпус1. На трапезу семинаристы ходили вместе с братией монастыря в трапезную палату Сергиевского храма. Митрополит Платон очень ценил тесную связь монастыря и семинарии – то, что воспитанники жили в братских корпусах и питались от братского стола, создавало благотворное единение между насельниками обители и учащимися. Однако с расширением семинарии возникла острая необходимость в дополнительных помещениях. Трудами архипастыря в 1776–1807 годах был достроен северный («старый семинарский») корпус, к южному («старому настоятельскому») корпусу были сооружены две пристройки: с одной стороны – келии для воспитанников, с другой – квартиры для учителей; на западной стороне появился просторный двухэтажный корпус («новый семинарский») с классами для занятий.

В первое время существования семинарии в ней обучалось около 200 человек. Ученики делились на три категории: 1) воспитанники, находившиеся на полном обеспечении («полнокоштные», «казеннокоштные», «бурсаки»); 2) воспитанники, платившие половину стоимости содержания и обучения («полукоштные», «полубурсаки»); 3) «своекоштные» – те, кто вносил плату за весь пансион. «Полнокоштных» в этот период было в среднем 80–100 человек, на их содержание уходило более половины всех семинарских средств.

В храме Преподобного Сергия Радонежского

«Полукоштных» в первое время было мало – по инициативе митрополита Платона через 8 лет после основания семинарии приняли лишь 15 таких учеников. Впоследствии их число возросло до 60 человек. Таким образом, из 200 учащихся половина получала полный пансион от семинарии, 60 человек – половину содержания и лишь 40 сами вносили плату за учебу и содержание. Замысел митрополита Платона получил свое осуществление – воспитанники семинарии обучались в большинстве своем бесплатно или за частичную плату. Кроме того, частные лица жертвовали в пользу семинарии суммы, на проценты от которых воспитанникам выдавались специальные стипендии для содержания на полном коште. Поэтому число «полнокоштных» учеников постоянно росло.

Братия монастыря. Фото начала ХХ в.

Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов каким-то специализированным учебным заведением. Прежде всего она давала детям духовенства начальное и среднее образование. В XVII веке наши духовные школы позаимствовали педагогическую систему с Запада. Сейчас трудно себе представить, что обучение зачастую проходило на средневековом международном научном языке – латыни. В Платоновской семинарии учебный курс состоял из шести классов и занимал шесть и более лет1. В XVIII–начале XIX века классами именовали предметы, которые воспитанники последовательно изучали на протяжении года или двух лет. Эти классы еще несли на себе печать средневекового представления об устройстве высшего образования.

Учебные пособия для духовных школ и богословские труды митрополита Платона

По существовавшим стандартам, высшее образование должно было состоять из «семи свободных наук»: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. В богословских школах состав наук, или классов, был свой. Среднее образование, выражаясь современным языком, представляло собой неполное высшее, т.е. в учебный план не входили высшие классы. Этот принцип был реализован и в Платоновской семинарии: из восьми полных классов было только шесть, богословский и философский классы отсутствовали. Строгого возрастного ценза для начала учебы в семинарии не было.

В подготовительный класс поступали ученики в возрасте 10–15 лет. Подготовительные, или низшие, классы в семинарии именовались следующим образом: «аналогия», или «фара», и «инфима». К ним можно отнести и третий – грамматический – класс. Здесь маленьких воспитанников обучали чтению и письму. Время обучения в этих классах зависело лишь от успеваемости учеников.

Митрополит Платон с учениками Вифанской семинарии (гравюра, ЦАК МДА)

Далее они проходили синтаксиму (синтаксис, 1 год), пиитику (поэзию, 1 год) и реторику (риторику, 2 года). Кроме этих основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. Богослужебный устав воспитанники специально не изучали, с ним они знакомились на богослужении.

Учебный год состоял из трех триместров. Самые талантливые воспитанники могли досрочно сдавать экзамены за тот или иной класс по истечении одного триместра или полугодия. Ежегодные экзамены принимали не только преподаватели семинарии. Семинария подчинялась учебному надзору Славяно-греко-латинской Академии, откуда часто приезжали экзаменаторы. Нередко на экзаменах присутствовал и сам Высокопреосвященнейший митрополит Платон. Для изучения основных богословских предметов лучшие выпускники могли продолжить обучение в философском и богословском классах Троицкой семинарии или Славяно-греко-латинской Академии.

Учителей в семинарии было немного. Возглавлял семинарию префект, который часто совмещал эту должность с послушанием настоятеля обители. Хозяйственной частью заведовал эконом. В педагогический штат входили 3–4 учителя.

Важнейшими составляющими семинарского образования были: воспитание учеников в духе православного благочестия и подготовка их к будущему пастырскому служению. Дисциплина в семинарии была очень строгой. Из семинарии без особой нужды учеников не отпускали, а в первые годы не отпускали домой даже на каникулы.

Лишь при хорошем поведении и прилежании старшекурсникам давался короткий отпуск для поездки к родным. Воспитанники семинарии постоянно участвовали в богослужении наряду с братией монастыря, прислуживали в алтаре и пели на клиросе. Особенной чертой Платоновской семинарии было учреждение послушания дневальных. В обязанности дневального входило на протяжении своей череды нести послушание пономаря, петь и читать за богослужением, иногда – регентовать. Многим учителям такое послушание не нравилось, т.к. оно отнимало у воспитанников время от уроков, но митрополит Платон всегда ставил церковные обязанности и церковное воспитание на первый план, а потому неизменно отклонял просьбы педагогов упразднить послушание дневальных. Чтобы дисциплина и строгость воспитания в семинарии не приносили обратного желаемому результата, предписывалось ежедневно выделять каждому воспитаннику два часа на прогулку и игры. По праздничным дням музыкально одаренные ученики демонстрировали свое умение петь и играть на различных инструментах.

Иона (Васильевский), митрополит Мцхетско-Карталинский, экзарх Грузии (1763–1849)

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1784–1860)

Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский (1784–1819)

Труды митрополита Платона в деле благоустройства семинарии не прошли даром. Семинария дала путевку в жизнь многим добрым пастырям на ниве Христовой. Сам Московский архипастырь имел талант различать одаренных учеников, давал им возможность развить свои способности в дальнейшем обучении и служении Церкви. Нередко, присутствуя на экзаменах или прогуливаясь по Перерве, митрополит Платон общался с учениками и подмечал талантливых юношей. Среди них два преемника митрополита Платона по Московской кафедре: архиепископ Августин (Виноградский, 1766–1819) и митрополит Серафим (Глаголевский, 1757–1843). В числе студентов и выпускников Платоновской семинарии следует отметить святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского (1784–1819), Григория (Постникова), митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского (1784–1860), Иону (Васильевского), митрополита Мцхетско-Карталинского, экзарха Грузии (1763–1849) и знаменитого церковного композитора Феофана (Александрова), архимандрита Донского монастыря (1785–1852).

Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстландский и Финляндский (1757–1843)

Девятнадцать лет существовала Платоновская семинария под покровительством своего основателя. В 1812 году наступили тяжелые времена как для всего Отечества, так и для Платоновской семинарии: началось наступление французов на землю русскую, почил отец и основатель семинарии – митрополит Московский Платон. После того как враг подошел к Москве, было решено эвакуировать все ценное имущество из Николо-Перервинского монастыря. Братия покинула обитель, префект семинарии, иеромонах Лаврентий, уехал с чудотворной Иверской иконой Богоматери, занятия прекратились, семинаристы подались из Москвы кто куда, осталось около двадцати сирот, которым некуда было идти. Вскоре после оккупации Москвы французы заняли и Перервинский монастырь, но пробыли здесь недолго. Бедные сироты пережили оккупацию, с голоду они не умерли благодаря своей находчивости – прятали под полом монастырских покоев муку и по ночам готовили себе лепешки. После окончания войны вернулись учителя и ученики, занятия возобновились и продолжались еще 2 года.

С 1807 года распоряжением императора Александра I была начата реформа духовных учебных заведений, затронула она и Перервинскую Платоновскую семинарию. После войны помещения Заиконоспасского монастыря, где находилась Славяно-греко-латинская Академия, оказались непригодными для проведения занятий. Было решено переместить Академию в Троице-Сергиеву Лавру.

Августин (Виноградский), архиепископ Московский (1766-1819)

Тогда же встал вопрос о месте пребывания Троицкой семинарии. В 1814 году преемник митрополита Платона по Московской кафедре, выпускник Перервинской семинарии архиепископ Августин (Виноградский), благословил сделать местом пребывания Московской семинарии помещения Николо-Перервинского монастыря. С этого времени на целых 9 лет Перервинская духовная школа приняла под свой кров Московскую семинарию. Таким образом, Платоновскую семинарию сменила Московская Перервинская семинария.

В первый год для обучения во вновь открытой духовной школе на конкурсной основе было отобрано около 400 учащихся, причем 115 из числа учащихся Платоновской семинарии. Длительность обучения в Московской семинарии составляла 6 лет, учебный план включал в себя только высшие классы: риторический (2 года), философский (2 года) и богословский (2 года). Вакантные должности профессоров семинарии заняли первые выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии. Учебный уровень в Московской семинарии, несмотря на разорение и тесноту, был довольно высоким – первый ее ревизор, архимандрит (впоследствии святитель) Филарет (Дроздов), остался доволен проделанной инспекцией. Главной проблемой оставалась нехватка помещений. Платоновская семинария, рассчитанная на 200 учащихся, содержала вдвое больше.

Заиконоспасский монастырь, где находилась Славяно-греко-латинская Академия (гравюра середины XIX в.)

На «полный кошт» могли принять только 100 учеников, а нуждалось в бесплатном обучении гораздо больше. Положение было сложным, однако наместник монастыря архимандрит Лаврентий разрешил проживать на территории обители еще 100 «своекоштным» ученикам. В результате им не нужно было платить за наем жилья в близлежащих деревнях. Преосвященный Августин также взял на себя заботу о бедных учениках. Он предписал Перервинскому монастырю содержать 150 неимущих семинаристов и выстроить дополнительный корпус для келий. Но все эти меры не решали проблему тесноты: аудиторий не хватало, трапезная была очень мала. Преемнику архиепископа Августина, святителю Филарету (Дроздову), пришлось решать вопрос о дальнейшей судьбе Московской семинарии. Надо было либо расширить и перестроить корпуса в Перервинском монастыре (что из-за особенностей ландшафта сделать было чрезвычайно трудно), либо восстановить учебные корпуса в Заиконоспасском монастыре. Святитель поставил перед московским духовенством вопрос о месте пребывания главной столичной семинарии, было решено вернуть ее на место основания духовного образования в России – в Заиконоспасский монастырь. В Перерве решили не упразднять духовную школу совсем, а понизить ее статус до училища. Согласно новому училищному уставу, в 1823 году были организованы Николо-Перервинское уездное и приходское училища. Сюда же были переведены училища из Иосифо-Волоколамского монастыря. Помещений в бывшей семинарии было достаточно, чтобы под одной крышей разместить 2 учебных заведения. Уездное училище, по вышеупомянутому уставу, было закреплено за местной семинарией и готовило воспитанников для поступления в нее. Приходские же училища открывались в большинстве благочиний. Они были рангом ниже уездных и подчинялись им.

Книги, по которым маленькие воспитанники изучали грамоту

Большинство воспитанников училищ (сироты и дети беднейшего духовенства) находилось на полном пансионе. С каждым годом число их росло, и через несколько лет училищное правление было вынуждено перевести «своекоштных» в другие училища. В Перервинских духовных школах стали обучаться в основном «казеннокоштные» воспитанники, их число постоянно росло и нередко превышало 200–300 человек. Возобновился прием «своекоштных» и «полукоштных» учеников. Перервинские училища были, пожалуй, единственными в Московской епархии, где обучалось такое число сирот и детей бедного духовенства.

Нравы бурсаков (рис. середины XIX в.)

Эта особенность Перервинских училищ подталкивала семинарское правление переводить сюда сирот и малообеспеченных детей из других училищ. Зачастую переводили далеко не лучших бурсаков. По свидетельству современника, на Перерве «были маленькие сироты, не помнившие ни отца, ни матери, здесь же появились и великовозрастные, усатые бурсаки, не в одном уже училище оставившие о себе дурное воспоминание у начальников и товарищей; сюда приехали дети безместных или штрафованных отцов, ничего другого, кроме дурного, не видавшие под родительским кровом, здесь же рядом приютились с мокрыми еще от слез глазами и только что лишившиеся добрых и нежных родителей юные питомцы. Хитрость и испорченность часто селились здесь рядом и с невинностью, и с бездарностью…».

Возглавлял училища смотритель, воспитательной работой занимался инспектор. В училищах было 4 класса: 1-й и 2-й приходские классы; низшее (3-й класс, двухгодичный) и высшее (4-й класс, двухгодичный) уездное отделение. Курс обучения длился 6–7 лет. В первом классе ученики изучали русское и церковнославянское чтение, чистописание и церковное пение. Во втором классе – чтение и чистописание по-русски, церковнославянский, русский, греческий и латинский языки, церковное пение, арифметику. В низшем отделении продолжали учить те же четыре языка, арифметику, добавлялся катехизис (основы Православного вероучения), церковный Устав, нотное пение. В высшем отделении изучали греческий и латинский языки, катехизис, Священную Библейскую историю, арифметику и географию. Кроме смотрителя и инспектора, в училищах преподавали, как правило, 3 учителя.

Перервинская обитель (фото второй половины XIX в. )

По сравнению с содержанием обучения в старой Платоновской семинарии состав предметов в училищах заметно изменился в сторону наполнения новыми богословскими предметами. Учебный год, как и в Платоновской семинарии, делился на триместры. Экзамены также проходили три раза в год: текущие экзамены – перед Рождеством и Пасхой и итоговые – перед летними каникулами, в начале июля. После итоговых экзаменов нередко устраивались публичные экзамены или диспуты.

Учащиеся Московской духовной семинарии в библиотеке (фото XIX в. ЦАК МДА)

На них приглашали почетных лиц из духовенства, дворянства, чиновничества, купечества. Возглавлял испытания викарный епископ или ректор Московской семинарии, нередко приезжал сам Московский митрополит, святитель Филарет (Дроздов). День публичных экзаменов был самым большим ежегодным праздником в Перервинских училищах. «Большой классный зал убирали цветами, на полу устраивался большой ковер, сделанный из живых садовых и полевых цветов, искусно изображавший план Иерусалима; стол накрывался красным сукном и на него клались нужные для справок книги и учебники, ученики устанавливались в ряд попарно и по росту… При входе в зал почетные гости встречались общим дружным пением учениками молитвы… и затем уже начиналось испытание с низших классов». Публичные экзамены продолжались до отмены их реформой духовных учебных заведений, проходившей в 1866–1867 годах. Эта реформа коснулась и всей жизни Перервинских училищ – в 1867 году они были преобразованы в одно Перервинское духовное училище.

Архимандрит Никифор (Бажанов; 1835–1895). Смотритель и преподаватель Перервинского духовного училища. Автор «Иллюстрированной полной популярной Библейской энциклопедии»

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848–1918)

По новому уставу, училище было поставлено в ведение Святейшего Синода и Московского митрополита. Материальное обеспечение его заметно улучшилось. Длительность обучения осталась прежней – 6 лет, хотя состав учебных классов и их программы немного изменились – было образовано 5 основных классов и 1 подготовительный. Именно с этого времени, благодаря уставу училищ 1867 года, классы стали носить более привычный для нас набор параллельных дисциплин1. Дети духовенства начинали учиться с 10–12 лет2. Согласно этому же уставу, по многим предметам вводились обязательные письменные работы. Каждый день в училище в среднем проходило по 3–4 урока продолжительностью 1 час 15 минут, перемены были по четверти часа3. Число учителей также заметно увеличилось: кроме смотрителя, в училище несли послушание 7 педагогов.

Алексей Петрович Лебедев (1845–1908), византолог, историк Церкви

Иоанн (Соколов), митрополит Киевский и Галицкий (1877–1968)

Алексей Иванович Георгиевский (1904–1984) Профессор Литургики МДА

Жизнь в училище улучшилась во всех отношениях, но одна проблема стояла так же остро, как и раньше – теснота и плохая обустроенность училищных помещений. В 1886 году было решено построить новое большое здание, способное предоставить кров и аудитории 200 воспитанникам. К 1890 году оно было построено,1 в сентябре начались занятия.

С этого времени идет отсчет последнего периода жизни старой Перервинской духовной школы. К сожалению, сведения о нем весьма скудны. Современники с восхищением вспоминали эти годы – Перервинский духовный вертоград расцвел пышным цветом, наконец-то решилась проблема с помещениями, непременная спутница духовной школы на протяжении всего ее существования, улучшилос ь материальное обеспечение. Из Перервинского училища вышли: Алексей Петрович Лебедев (1845–1908), всемирно известный византолог и историк Церкви, который был определен в училище на Перерве как сирота; Иоанн (Соколов), митрополит Киевский и Галицкий (1877–1968), Алексей Иванович Георгиевский (1904–1984), профессор Литургики Московской духовной академии, автор известной книги «Чинопоследование Божественной литургии».

Разорение

Иверский Собор. (фото 1952 г.)

С началом революционной смуты в 1917 году жизнь старого Перервинского духовного училища, как и всех духовных школ в нашем отечестве, обрывается. Точную дату закрытия установить трудно. Вероятнее всего, это был 1918 год. Из приходно-расходной книги монастыря видно, что расходы на нужды училища во второй половине 1918 года прекращаются. Монастырь был закрыт, точнее, на его территории до 1930-х годов еще действовал приход1, в котором проживало несколько монахов. Большевики отобрали у них сельскохозяйственное подворье в Царицыне, почти все съестные припасы, и оставшаяся братия обители вынуждена была жить впроголодь. В это лихолетье многие православные миряне и духовенство запечатлели свою веру во Христа мученическим подвигом.

Преподобномученик Никанор Перервинский (Морозкин, 1870-1938).

В число новомучеников и исповедников Российских Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, проходившем 20 апреля 2005 года, включил последнего настоятеля Николо-Перервинского монастыря архимандрита Никанора (Морозкина, 1870–1938). Многие новомученики и исповедники Московской епархии были студентами и выпускниками Перервинского духовного училища. В настоящее время продолжается работа по канонизации, которая наверняка дополнит список имен новомучеников – выпускников Перервинского духовного училища. Приведем лишь некоторые имена: протоиерей Иоанн Виноградов (1879–1937), протоиерей Петр Любимов (1867–1938), священник Петр Косменков (1887–1937), священник Петр Пушкинский (1891–1937), диакон Симеон Кречков (1876–1937). Многие из новомучеников приняли насильственную кончину на одной из русских «Голгоф» того времени – Бутовском полигоне.

Возрождение

Таким был Иверский собор… 1993 г.

По завету митрополита Платона, если отнести слова архипастыря к основанной им духовной школе, Господь Бог и Его Пречистая Матерь, Небесная Покровительница обители, не дали ей прерваться. Отсчет новейшей истории духовной школы на Перерве следует начать с 1996 года – тогда она была возрождена. Но предыстория этого события началась немного раньше. После закрытия Николо-Перервинского монастыря его не постигла, Божией милостию, участь многих русских храмов и монастырей – обитель уцелела. В послевоенные годы в нем располагались склады разных предприятий, а позднее – цехи Металлоштамповочного . В середине 1980-х годов в ведение Русской Православной Церкви стали возвращаться поруганные храмы и обители. 8 января 1991 года решением Исполкома Моссовета православной общине во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Чувикиным был передан Никольский храм Перервинского монастырского комплекса1. Начались регулярные богослужения, была организована воскресная школа, приступили к работе реставраторы – жизнь обители возобновилась.

Ректор семинарии прот. Владимир Чувикин с первыми прихожанами возрожденной обители (1991 г.)

Решение о возрождении духовной школы пришло как-то само собой. С первых дней после начала богослужений в Перерву стали приходить юноши, желающие нести послушание алтарников и трудиться в обители. Одни уходили, приходили новые, и со временем образовался постоянный юношеский приходской коллектив. Многие из молодых людей к этому времени уже сознательно решили посвятить свою жизнь Богу и Православной Церкви и изъявляли желание встать на путь пастырского служения. В одно из посещений обители владыка Арсений2 посоветовал настоятелю, отцу Владимиру, организовать обучение юношей в стенах Николо-Перервинского монастыря. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия II на открытие Пастырских курсов.

4 октября 1996 года состоялся первый педагогический совет под председательством настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина. На совете обсуждался учебный план курсов, состав будущего педагогического коллектива и время начала занятий. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, прошел молебен на начало первого учебного года в возрождающейся духовной школе. 9 декабря начались занятия на Пастырских курсах – за партами сидели лишь 9 человек. Первый урок провела преподаватель церковнославянского языка Наталья Ефимовна Афанасьева. Через некоторое время Пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. Так, год за годом возрождалась жизнь училища на Перерве. Увеличивалось число преподавателей и воспитанников.

Первые воспитанники возрождающегося духовного училища. 1996 г.

В первые годы существования вновь открытого училища преподавателей было больше, чем студентов. Несмотря на то, что Духовные училища в это время работали по трех- или даже двухлетней учебной программе, в Перерве взяли курс на четырехлетнюю программу обучения. Училище росло и крепло, набирало силы. В 2000 году состоялись два важных события в истории духовной школы: 225-летие основания семинарии на Перерве митрополитом Платоном (Левшиным) и первый выпуск возрожденного Перервинского Духовного училища. А через год, 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В 2004/2005 учебном году состоялась первая защита дипломных работ и первый выпуск студентов семинарии.

Легенда о подземном ходе

Древнее предание гласит, что берега Москвы-реки соединены подземным ходом. Тайный вход в подземелье шел от Казанского храма в Коломенском до Николо-Перервинского монастыря. Он был создан для того, чтобы при необходимости у царя была возможность укрыться в обители на другом берегу.

Местные жители знали об этом ходе. В 20-х годах ХХ века люди рассказали эту легенду археологу Стеллецкому, который изучал тайны старой Москвы. Ученый нашел два коридора из алтаря Казанского храма, которые вели в подвал. Но работы над изучением ходов остановили уже в 30-х годах, так как археологические раскопки у стен храма грозили его разрушением. Подземный ход под рекой до сих пор остается неизученным.

Расписание богослужений

Приглашаем посетить Никольский мужской монастырь — один из старейших в Санкт-Петербургской митрополии.

Наш адрес: 187412, Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, ул. Никольская, д. 16.

Тел. монастыря: 8-81363-49203. Тел. приписного собора Рождества Иоанна Предтечи: 8-81363-32-943,8-81363-49097. Сайт: www.nikmonas.ru. Группа вконтакте: https://vk.com/nikmonas E-mail Сайт Васильевского женского скита в дер. Чернавино: www.nikskit.ru

Как добраться:

1. Автодорога М18: расстояние: 127 км от г. Санкт-Петербурга (от шоссе 13 км.). Перед мостом через Волхов нужно повернуть направо.

2. Из Санкт-Петербурга электропоездом с Ладожского или Московского вокзалов до ст. Волховстрой (2,5 часа), далее автобусом № 23 до с. Старая Ладога (20 мин.). ПОДРОБНЕЕ

3. Автобусом от автовокзала на Обводном канале направлением на Тихвин, Лодейное поле до остановки «Юшково», далее автобус № 23 на Волхов, остановка «Сельхозтехника».

Монастырь открыт для паломников с 08 до 18 часов ежедневно.

На восстановление монастыря обитель с молитвенной благодарностью примет Вашу помощь!

Платежные реквизиты (Внимание! Обновлены):

РЕКВИЗИТЫ Религиозной организации Никольский мужской монастырь с. Старая Ладога Тихвинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 187412, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, ул. Никольская д.16, Никольский мужской монастырь. Тел.: 8-813-63-49203, 8-813-63-32943, 8-813-63-49097, e-mail:[email protected], skype: abbatnafanail, www.nikmonas.ru ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ: Религиозная организация Никольский мужской монастырь с. Старая Ладога Тихвинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 4718012426, КПП 471801001 Банк: Филиал № 7806 Банка ВТБ (ПАО) г. Санкт-Петербург Р/сч. № 40703810943060007990 К/сч 30101810240300000707, БИК 044030707 ОКПО: 51541619

ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НУЖДЫ. НДС НЕ ОБЛАГАЕТСЯ. МОЛИТЬСЯ О ЗДРАВИИ ( УКАЗАТЬ ИМЕНА), О УПОКОЕНИИ (УКАЗАТЬ ИМЕНА КРЕЩЕНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ).

Требы — пожертвования в обители в 2020 году: Поминальная записка (10 имен) 50 руб. (без просфор и свечей) Отдельная ектения (10 имен) 80 руб. Отдельная панихида (10 имен) 100 руб. Отдельный молебен (10 имен) 100 руб. Водосвятный молебен (10 имен) 200 руб. Поминание на 40 дней (одно имя) 200 руб. Поминание на полгода ( одно имя) 600 руб. Поминание на год (одно имя) 1200 руб. Поминание на 2 года (одно имя) 2000 руб. Поминание на 3 года (одно имя) 3000 руб Поминание на 5 лет (одно имя) 6000 руб

Спаси Вас Господи!

Архитектурные особенности

Главным строением на территории обители является Никольский храм. На его месте раньше стояли три каменные церкви, построенные в XVIII ст. Усилиями патриарха Адриана они были объединены в часть большого собора. Строительство заняло порядка четырех лет.

На юго-восточной стороне близко к храму высится колокольня. Ее высота практически соответствует таковой храма. В 1767 г. мастера расписали трети этаж, выполнили ряд серебряных клейм. В сохранившихся документах XIX века указано, что восточная часть обители была отведена под кладбище.

На востоке от старого собора находится Иверский храм. Его возвели в начале ХХ ст. Здание настолько большое, что в нем одновременно может находиться до 3000 молящихся. На соборе красуется 16 синих куполов. Их видно очень далеко, поэтому по ним можно ориентироваться, добираясь в монастырь от станции «Прерва».

Над монастырскими воротами размещен храм в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Его построили в 1733 г., но в 1924 г. безбожная советская власть разместила там клуб и столовую. А позже помещение переоборудовали под жилое.

Между монастырским огородом и рекой в 2014 г. поставили деревянный храм в честь Иоанна Богослова. Службы в нем совершаются редко. Обитель имеет ограждение только с востока, а с остальных сторон она ограничивается зданиями корпусов монахов и семинаристов.

Описание Николо-Перервинского монастыря

Никольский собор был построен тщанием патриарха Адриана и в 1700 году им же освящён. До построения собора здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и благоукрашение — с 1696 по 1700-й. Патриарху при возведении собора деятельно помогали игумен обители Симон с братией и келейник Святейшего иеромонах Герасим.

Никольский собор посредством деревянной галереи, шедшей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащёнными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон — с северной и западной — выдаётся обширная и светлая паперть.

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского — тёплый зимний храм, состоящий из трёх частей: алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посередине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии. Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.

В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в неё, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, — разделяющаяся на пять ярусов.

Из них в первом находится вход в церковь, во втором, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, была монастырская ризница, в третьем — небольшая, расписанная в 1767 году иконописью в сребропозлащённых клеймах церковь в честь Успения Божией Матери, в четвёртом в 1784 году были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят колокола, составляющие церковный звон. В 1787 году при митрополите Платоне Успенская церковь внутри вся возобновлена и покрыта сплошь золотом и серебром. Впоследствии она реставрировалась неоднократно. Служба в ней за малопоместительностью совершалась только в храмовый праздник.

Надвратная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, то есть была приходской, а в начале XIX века вновь стала монастырской. В 1785—1786 годах храм был оштукатурен и впервые расписан. В 1869 году по благословению митрополита Московского Иннокентия церковь была обновлена устройством нового престола и жертвенника, позолоченного шестиярусного иконостаса, стенной живописью и поновлением икон. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, построенные в конце XVII века, назывались «Водяными» (отсюда ходили за водой на Москву-реку). Они сохранились до нашего времени. Другие были заложены таким образом, что получилась комнатка, в которую, по свидетельству начала XIX века, клали покойников.

В декабре 1870 года по соизволению владыки Иннокентия в одной из Патриарших келий была освящена домовая церковь во имя святого праведного Никодима.

В 1750 году был построен на южной стороне монастыря каменный двухэтажный настоятельский корпус (по всей видимости, он строился уже в конце XVII века, а в середине XVIII был перестроен). Верхнее помещение занимал настоятель, а в нижнем помещалось некоторое число братии. В восьмидесятых годах XIX века как верх, так и низ корпуса были заняты монастырской братией (иеромонахами). В 1767 году Старый настоятельский корпус был соединён с Патриаршими покоями деревянной галереей, в которой 9 мая 1775 года была принята императрица Екатерина II.

В 1778 году галерея была сломана и на месте её (то есть между Патриаршими келиями и настоятельским корпусом) построен архиерейский дом в два этажа. В нижнем этаже его помещались в то время семинаристы. В 1835 году этот корпус, называемый Старым (или бывшим) архиерейским домом и занимаемый настоятелем, братией и учителями, был перестроен. В 30-х годах XIX века архитектором Михаилом Бове все келейные корпуса монастыря были перестроены в едином стиле ампир. По сведениям восьмидесятых годов XIX века, в верхнем этаже Старого архиерейского дома находились большие келии настоятеля монастыря, внизу же располагались монастырская кухня, трапезная и несколько братских келий.

В 1784 году к означенным зданиям в одну линию и под фасад с каменным настоятельским корпусом был пристроен каменный двухэтажный флигель для учителей. В восьмидесятых годах XIX века вверху и внизу здесь находились учительские квартиры, училищное правление, комната для расходчика и других должностных лиц, канцелярия и библиотека.

В 1776 году, спустя год после открытия в Перерве семинарии, по распоряжению архиепископа Платона (будущего митрополита), была начата постройка большого двухэтажного семинарского флигеля на северной стороне между церковью Толгской иконы Богородицы и северо-западной монастырской башней (разобранной в 1869 году) для классов и жилья.

За Старым семинарским, или ученическим, корпусом, находятся Святые врата, называвшиеся прежде «Водяными», и над ними надвратная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери.

В 1806 и 1807 годах семинарские здания приумножились постройкой на западной стороне монастыря нового каменного двухэтажного флигеля, в верхнем этаже которого были расположены классы. В 1834 году этот Новый семинарский, или училищный, корпус на западной стороне был перестроен.

На западной стороне возвышается двухэтажный архиерейский дом, выстроенный при митрополите Платоне в 1804—1806 годах. Южным концом он примыкает к Патриаршим келиям.

На востоке был расположен одноэтажный каменный корпус с училищной кладовой, погребами и служительской большой комнатой. За ним — восточные ворота первоначально с деревянной над ними башней ещё времён митрополита Платона. Впоследствии, в связи с возведением Иверского собора, восточная граница монастыря была отнесена далее на восток, а в 1908 году здесь была построена новая каменная стена со Святыми вратами.

Далее на юго-востоке — двухэтажный училищный, или классический, корпус (1830—1832) с четырьмя классными комнатами.

На восточной стороне монастыря вблизи соборного храма Святителя Николая, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, было расположено также монастырское кладбище, обнесённое деревянной решёткой.

Снаружи монастырь с трёх сторон был окружён палисадником, насаженным из различных деревьев, который был обнесён по горе каменной оградой с балюстрадой.

С южной стороны монастыря находился небольшой плодовый сад и в нём — столярной работы беседка, а внизу, под горой монастырской, — огород и пруд, обнесённые с двух сторон забором, а с третьей — валом, и обсаженные деревьями. Здесь же, в монастырском фруктовом саду, разбитом под горой, был пчельник, а также ещё одна каменная двухэтажная училищная баня.

К северу за монастырём по ту сторону Святых ворот находился монастырский скотный двор, а на некотором расстоянии от него, в каменном одноэтажном флигеле, помещались ученическая больница, аптека и квартира фельдшера.

В северном же направлении возвышался большой двухэтажный каменный дом — монастырская гостиница со службами, верхний этаж которой (как пишет архимандрит Никифор в своем «Очерке…», изданном в 1888 году), был занят квартирами смотрителя и учителей Перервинского духовного училища, а нижний — комнатами для приезжих посетителей и дачников.

Внутреннее убранство

За обителью закреплен статус патриаршего подворья. Монастырь обнесен оградой и имеет двое ворот. Кроме храмов на территории обители располагаются монашеские корпусы, хозяйственные постройки, детская воскресная школа, здания для семинаристов и архиерея, древние кельи патриарха. Обитель утопает в густой зелени.

Соборы имеют богатые золоченые иконостасы. Большое количество окон в храмах дарит много света. Стены покрыты богатой росписью, окна украшены витражами.

В оформлении Николо-Перервинской обители прослеживается несколько стилей – барокко, классицизм и модерн.

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою». Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей. В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне — Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского. Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.

Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.

С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор. Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери. Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».

Собор Иверской иконы Божией Матери

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни — «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.

С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.

Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно — в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.

С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков — патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.

Собор Николая Чудотворца

В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.

Информация паломникам

Подробная информация о жизни обители представлена на официальном сайте: pererva.org. При необходимости все вопросы можно уточнить по телефону: +7 (495) 354-49-65.

В монастыре действует запрет на фото- и видеосъемку. При крайней необходимости нужно получить разрешение у настоятеля.

Совет автора

Престольные праздники

Престольные праздники в обители празднуются несколько раз в год:

  • в Никольском храме в честь святителя Николая Чудотворца – 22 мая и 19 декабря;
  • в Иверском соборе – 6 мая, 26 октября, 25 февраля и вторник Светлой седмицы;
  • в церкви Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа;
  • в надвратном храме в честь Толгской иконы Божией Матери – 8 августа, 16 сентября;
  • в церкви Иоанна Богослова – 21 мая, 9 октября;
  • в нижнем храме Никольского собора в честь св. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 сентября.

В эти дни богослужения особенно торжественные. В обитель стекается множество паломников. Служба проводится при участии многих священников их других храмов.

Режим работы

Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе. Его двери открыты для прихожан с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений следующее:

  1. Литургия. В будние дни в 7:30. В воскресные и праздничные дни в 6:30 и в 9:00, в 8:00 для детей.
  2. Вечернее богослужение – 17:00.
  3. Акафист – 16:00.

К таинствам исповеди и причастия верующие могут приступить на каждой литургии. Венчание и крещение проводятся только в выходные дни. Предварительно нужно согласовать осуществления Таинства в иконной лавке и записаться там же. Перед Венчанием священник проводит с будущими супругами беседу по понедельникам в 20: 00. Перед Крещением крестные родители и сам желающий принять таинство, если он уже взрослый, должны поучаствовать в двух огласительных беседах. Они проводятся по пятницам в 19:30.

Иконная лавка работает без перерывов с 7:30 до 19:00. После богослужений начинаются занятия детской воскресной школы.

Как добраться

Монастырь находится в Москве по адресу: ул. Шоссейная, 82. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.

Удобнее всего доехать сюда на метро:

  • от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»;
  • от станции «Печатники» до обители идет автобус №292.

От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.

Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, его территория открыта ежедневно. Обратите внимание, что на текущий момент у обители статус подворья Патриарха. Посетителям-паломникам отправиться сюда лучше во время, когда идут богослужения в храмах. Тем, кто интересуется архитектурой, можно прогуляться по монастырскому подворью и в другое время. Вы сможете полюбоваться оригинальным архитектурным ансамблем, который постепенно восстанавливают и реставрируют. Благодаря этому монастырский двор не выглядит опустевшим и заброшенным.

Знаете ли вы? Хотите приобрести что-нибудь в иконной лавке? Сделать это можно ежедневно, открыта она с 7.30 до 19.00.

  • Всем посетителям обители стоит помнить, что фотографировать или снимать видео на территории монастыря категорически запрещено. В отдельных случаях можно испросить благословения у настоятеля для проведения съемок.
  • Также в обители нельзя появляться в неподобающем внешнем виде: женщинам – в брюках, шортах, открытых платьях, без головного убора; мужчинам – в пляжной или спортивной одежде, в головном уборе.
  • Помните, что на монастырской территории запрещено курить и распивать спиртные напитки, а также появляться здесь в нетрезвом состоянии.
  • Нельзя сквернословить, обсуждать, громко говорить, смеяться, включать музыку.
  • Посещая службы, необходимо соблюдать благоговейное молчание, не болтать со стоящими рядом людьми.

На территории Николо-Перервинского монастыря действует духовная семинария, а также две школы для молодежи: для девушек и для юношей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: