Художник Василий Поленов: 7 фактов биографии


Детство и юность

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. Мальчик и его сестра-близнец Вера стали первенцами прославленного археолога Дмитрия Васильевича и художницы, детской писательницы Марии Алексеевны Воейковой. В семье воспитывались еще трое детей: Константин (1848 г. р.), Алексей (1849 г. р.), Елена (1850 г. р.). Брат Александр умер в младенчестве.

Художник Василий Поленов

Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью под руководством Карла Брюллова, любила рисовать портреты. Благодаря этому современники знают, как выглядел Василий Поленов в детстве.

Дети воспитывались в творческой семье. Бабушка Вера Николаевна Воейкова прекрасно знала русскую историю, любила народную поэзию и сказки. Внуки часто приезжали в ее имение в Тамбовскую область. В родном доме их ждали состязания в искусстве рисовать, сочинять и пр. За лучшие работы бабушка дарила самодельные медальки.

Портрет Василия Поленова. Художник Илья Репин

Родители тоже поддерживали творческие порывы детей, нанимали именитых педагогов из Академии художеств, например, Павла Чистякова. Впоследствии Василий Дмитриевич преуспел в пейзажном жанре, а его сестра Елена стала одной из первых женщин-иллюстраторов детских книг.

Поленов рано почувствовал тягу к холсту и собирался поступать в Академию художеств, но родители настояли на получении «серьезного» образования. В 1861-1863 годах молодой человек получил общие знания в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске, затем вместе с братом Алексеем овладевал точными науками на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.

Василий Поленов и меценат Савва Мамонтов

В свободное от занятий время Поленов посещал курсы в Академии художеств, изучал не только живопись, но и анатомию, начертательную геометрию, биологию. Здесь будущий художник раскрыл еще и музыкальный талант: пел в хоре, сочинял композиции на фортепиано, был завсегдатаем оперы. Значительно позже, в 1906 году, в Московской консерватории состоялась премьера оперы Поленова «Призраки Эллады».

Окончив в 1867 году ученический курс с серебряными медалями за свои картины, Поленов не покинул альма-матер, а поступил на юридический факультет. Спустя 5 лет удачно защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам».

Художник Василий Поленов: 7 фактов биографии

Государственная Третьяковская галерея продолжает серию блокбастеров. После Репина, осенью 2020 года очереди будут стоять на Василия Поленова (1844–1927), юбилейную выставку, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Впервые в Москве окажется самое крупное произведение Поленова «Христос и грешница» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.

По теме: Третьяковская галерея: выставки 2020 года

150 произведений из 14 государственных и частных собраний (пейзажи, портреты, эскизы декораций) украсят залы Новой Третьяковки. Искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что «жизнь тяжела, там много пошлости и грязи», — говорил Василий Поленов, которого за личностные и профессиональные качества называли «рыцарем красоты».

Петербуржец

Василий Поленов родился в многодетной дворянской семье историка, секретаря Русского археологического общества. Мать художника брала уроки у Карла Брюллова, а Василий с 14 лет учился живописи у Павла Чистякова. «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – отмечал Чистяков. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Поленов параллельно отучился на математика и получил диплом юриста, защитив диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». Вместе с таким же отличником, сокурсником по Академии Ильей Репиным, юный живописец получил право на шестилетнюю зарубежную стажировку, которая полностью оплачивалась казной.

От Неаполя до Нормандии

В 27 лет Поленов еще не определился, что рисовать. Во время зарубежной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство Пилоти, Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. После он отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию. В Париже познакомился с барбизонцами и пейзажами Камиля Каро. Вслед за Репиным поехал в Нормандию, где написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль»… Его парижские работы особенно понравились на родине. За картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 парижских этюдов Василий Поленов очень скоро, в 32 года, получил звание академика.

В Россию художник вернулся досрочно, за два года до официального окончания стажировки. «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал — не то; всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Его иллюстрации с поля боя щедро публиковал журнал «Пчела». Но посылал он бытовые, а не батальные зарисовки. «Я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

В 1877 году Василий Поленов переехал в Москве. Этюд, который он создал у церкви Спаса на Песках из окна своей квартиры на углу Дурновского и Трубниковского переулков, лег в основу картины «Московский дворик», дебютировавшей на выставке Товарищества передвижников (ТПВ) в 1878 году, вместе с работами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Критикам московский дворик с летним солнцем, покосившимся забором, играющими малышами, женщиной и лощадью полюбился сразу. Так Поленов стал лирическим художником, родоначальником «интимной живописи». Отношения с ТПВ у Поленова были не самыми простыми. Он был против натуралистичных изображений «страданий русского народа». «Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха».

Замысел будущего эпохального 325 × 611 cм полотна «Христос и грешница» сложился под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу» и книги «Жизнь Иисуса» французского философа-гуманиста Эрнеста Ренана. Реализация замысла, начавшись в 1868-м, растянулась на двадцать лет и потребовала многих усилий и многих зарубежных поездок.

Русский живописец Василий Поленов добавил в список своих загранкомандировок Ближний Восток: Константинополь, Александрию, Каир, Асуан, Палестину и Сирию. Позже, опять-таки ради картины и сбора материала для нее, преподаватель Поленов взял в училище годичный отпуск и отправился в Рим, Вену, Венецию и Флоренцию.

Летом 1885 года художник наконец создал полноформатный эскиз картины, а ее окончательную версию — через год, в кабинете Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве. Помимо родных и близкого друга Саввы, Поленов советовался со своим учеником художником Константином Коровиным и физиологом Петром Спиро. Главная премьера для широкой публики холста «Христос и грешница (Кто без греха?)» должна была состоятся 25 февраля 1887 года на 15-й выставке ТПВ.

За несколько дней до открытия она была показана цензору, который не дал разрешение на участие картины и доложил об этом руководству. В результате «Кто без греха?» сначала увидели петербуржский градоначальник Петр Грессер, обер-прокурор Константин Победоносцев и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Судьбу произведения решил император. Александр III купил полотно за 30 00 рублей, перебив цену у «конкурента» — московского коллекционера Павла Третьякова. На царский гонорар (в переводе на нынешние деньги — около 23 млн. рублей) Поленов, мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», купил участок земли и построил по своему проекту семейную усадьбу.

Кто из вас без греха

«Картина была названа мною «Кто из вас без греха», — писал много позже Поленов. В этом был ее смысл… В музее потом ее назвали «Блудная жена»…» Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице: к Христу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. В результате Христос оказывался перед дилеммой — либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. По свидетельству Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана. «В общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры в 1871 году», — комментировал критик Стасов.

• Василий Поленов, Новая Третьяковка, 17 октября – 16 февраля 2020

Живопись

В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.

Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»

Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.

Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»

В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.

Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.

«Я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь», — писал в дневнике Поленов.

Картина Василия Поленова «Бабушкин сад»

Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).

Картина Василия Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».

В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).

Картина Василия Поленова «Заросший пруд»

Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.

Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.

На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).

Картина Василия Поленова «Золотая осень»

В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.

Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.

Описание картины «Московский дворик» В.Поленова

Художник: Василий Дмитриевич Поленов Название картины: «Московский дворик» Картина написана: 1878 г. Холст, масло. Размер: 64,5 × 80,1 см

В конце 19 века столицей России была не златоглавая Москва, а Петербург. Первая считалась провинцией – вы не нашли бы здесь ни дворцов, ни фонтанов, ни величественных фасадов зданий. Москва, которую мы уже не увидим – это дворянские поместья, мирно уживающиеся с купеческими домами, лавчонки ремесленников и белые церкви с куполами-луковицами. Это Москва В. Поленова, одного из самых известных отечественных живописцев, ведь именно переулок близ Арбата изображен на картине «Московский дворик». Простота и реалистичность полотна почему-то навеивают воспоминания о картине Саврасова «Грачи прилетели» — она такая же близкая и родная каждому человеку.

На картине Поленова вы четко видите основные градостроительные единицы 19 века – дом и двор, которые кардинально отличаются от современных улиц. Раньше такими уютными особняками были застроены целые кварталы, а плодовые деревья и куры нисколько не мешали быту местных жителей. Мы видим мастерски изображенные отголоски деревенской жизни, и, кажется, начинаем понимать, почему Москву зовут «большой деревней». Это полотно Поленова умиротворяет и успокаивает, возносит повседневный быт над праздничной суетой и заставляет задуматься о прелести обыденных моментов.

Написанный художником московский дворик – это не абстрактный вымысел, а вполне реально существовавший в Москве его времени. Известно письмо Поленова его дяде, в котором указан точный адрес: Дурновский переулок неподалеку от Спаса на Песках, дом Баумгартен.

Примечательно, что до наших дней сохранились изображенные на картине колокольня и церковь, только вот окружены они совершенно другим ландшафтом и зданиями. Исследователи творчества художника говорят о том, что он приблизил церковь, поскольку дворика в современной Москве, из которого открывался бы поленовский вид, просто не существует. Искусствоведы в большинстве своем связывают такую перемену перспективы с приданием картине праздничности и торжественности.

Существует версия, что С. Мамонтов посоветовал В. Поленову перебраться в Москву, поскольку она может предоставить материал для вдохновения и творчества, ведь здесь художник собирался писать картину «Пострижение негодной царевны» и искал место для студии.

Но появившуюся в результате этих поисков картину «Московский дворик», написанную нежно-яркими красками, невозможно рассматривать без ее персонажей, ведь именно они вдыхают жизнь. Ребятишки во дворе, женщина с ведром, направляющаяся к курам, кричащий малыш только подтверждают жизненную суету, которая будет существовать во все времена. У каждого, кто хоть раз увидел эту картину, непременно возникнет вопрос: «Почему Поленов изобразил именно дворик, а не роскошную купеческую усадьбу?». Это связано, прежде всего с тем, что он всю жизнь прожил в городе Петра, окруженном мостами и фонтанами, в городе небывалой роскоши и праздной неги.

Провинциальный дворик старой Москвы переносит зрителя в начало летнего дня, когда только начинает подниматься солнце и заливать все вокруг своим жизненным светом. Скользящие по небу облака умиротворяют, а уменьшающиеся тени домов и куполов церкви наполняют картину некой силой, которую иначе как живой назвать просто невозможно. Поленов не зря выбрал именно раннее утро для своего холста – иначе изобразить деревенские мотивы было бы просто невозможно.

Куры, которые деловито расхаживают у сарая, мирно жующая сено лошадь у телеги – это пасторальные мотивы на картине. Девочка со цветком в руках символизирует жизнь, а плачущий ребенок, на которого никто не обращает внимание, является символом реалистичных будней каждого из тысяч двориков Москвы. Такие прозаичные вещи нисколько не нарушают общей задумки полотна, а наоборот, являются символом человеколюбия и поэзии простоты.

Композиционно картина кажется хаотичной, но покосившиеся пристройки на изумрудно-зеленом с отблесками золотистого солнца траве странным образом гармонируют с нарядными белыми особняками, кружевными колокольнями и величественными куполами церквей. Центр полотна вы можете определить по силуэту сарая между колокольней и церковью, а в левой части – приглушенно-зеленые с легкими вкраплениями коричневого тона сада. Если вы посмотрите направо, то непременно заметите неказистый коричневый угол сарайчика. Пространство внизу и вверху будто заключает мир в объятия зеленой травы и голубовато-розового неба с белыми облаками, а по вьющейся тропинке хочется убежать и спрятаться от суеты за домиком, деревьями или амбарчиком.

Захватывает воздух. По реалистичности его изображения «Московский дворик» сравним лишь с работами Васильева и Саврасова, но тут он словно обволакивает купола церкви, за счет чего ее очертания становятся плавными и мягкими.

Говоря о переходах, цветовой гамме и светотени композиции, невозможно не заметить один таинственный момент. Когда вы отойдете от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном. Но это только первое мнение – художник очень любит свет, но сознательно ограничивает себя самыми необходимыми красками – небесно-голубой, зеленой, желтой, коричневой и белой. Так Поленов добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.

Растянутость картины во времени и пространстве – панорамная и повседневная. Главное на ней не дворик, а дети – смысл существования всего человечества. Все остальные мирские заботы – на втором месте, а дальше мы видим жизнь духовную, которая необходима во все времена. Гармония старинного московского дворика словно отражает органичность существования небесного и земного миров.

Тем не менее, такая жизнь уже осталась в прошлом, но куда бы ни отправился человек, его всегда будут привлекать спокойствие и умиротворения, он никуда не денется от бытовых забот. Остается лишь одно – вспомнить пасторальные мотивы «Московского дворика», которые позволяют душе дышать.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Поленова была только одна женщина — Наталья Васильевна Якунчикова, дочь московского купца. Она стала женой художника в 1882 году.

Василий Поленов на лодке с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И. Трояновским

В браке родились 6 детей. Первенец Федор, появившись на свет в 1884-м, не прожил и двух лет. Затем родились Дмитрий (1886 г. р.), Екатерина (1887 г. р.), Мария (1891 г. р.), Ольга (1894 г. р.) и Наталья (1898 г. р.).

Смерть

Смерть настигла Василия Дмитриевича Поленова на 83-м году жизни, 18 июля 1927 года, в усадьбе Борок. Похоронен на сельском кладбище на берегу реки Оки. По последней воле усопшего на могиле установлен олонецкий крест.

Могила Василия Поленова

После ухода из жизни продолжило жить наследие Поленова. Сейчас в усадьбе Борок расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Руководителями учреждения во все времена были родственники художника.

На выставке передвижников

картина в д поленова московский дворик сочинение

Когда в Москве не было еще и миллиона жителей, в 1878 легко и быстро была создана эта картина. Она была продемонстрирована на выставке передвижников. Художник очень переживал, что в его картине нет никакой идейной направленности, показа быта угнетенных людей. Но живет по-прежнему и в наши дни своим неторопливым простым бытом картина В.Д. Поленова «Московский дворик». Сочинение должно отразить личное отношение к жизни москвичей более ста лет назад и к доброжелательному взгляду художника, откровенно любующегося этой жизнью.

Картины

  • 1867 – «Портрет Веры Николаевны Войековой»
  • 1873 – «Березы и папоротники»
  • 1874 – «Белая лошадка. Нормандия»
  • 1874 – «Мельница в Вёле. Нормандия»
  • 1875 – «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон»
  • 1877 – «Московский дворик»
  • 1878 – «Бабушкин сад»
  • 1879 – «Заросший пруд»
  • 1882 – «Вифлеем»
  • 1888 – «Христос и грешница»
  • 1891 – «Ранний снег»
  • 1896-1909 – «Исполнился премудрости»
  • 1908 – «Кто из вас без греха?»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: