Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (стр. 1 из 2)


Любить по-русски

Москва — единственный город, которому поэт признавался в любви: «…покуда я живу, /Клянусь, друзья, не разлюбить Москву <…>/ Москва! Москва!.. люблю тебя как сын, / Как русский, — сильно, пламенно и нежно!»
Подростком Лермонтов любил забираться на колокольню Ивана Великого в Кремле (на тот момент самую высокую точку города — 81 м) ➊. Он писал: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

Колокольня Ивана Великого. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

«Любовь к Москве у поэта была на генетическом уровне. Его предок, потомок шотландских рыцарей Георг Лермонт, в 1612 г. в рядах ополчения Минина и Пожарского освобождал Москву от поляков. Он участвовал в кровопролитном сражении у Арбатских ворот, откуда ополчение пошло на Кремль и вышвырнуло оттуда поляков, — рассказал «АиФ» правнучатый племянник поэта Владимир Соколов-Лермонтов.

— А когда в 1613 г. Земским собором на царство был избран Михаил Романов, Георг Лермонт присягнул русскому царю на верность. С тех пор его потомки не раз проливали кровь за Россию, включая родных дядюшек поэта, участников Отечественной войны 1812 г.».

Место, где родился Лермонтов. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Война 1812 г. разорила Москву — из 9 тыс. городских строений сгорело почти 6 тыс. В одном из уцелевших зданий 2 октября (по старому стилю) 1814 г. и появился на свет Михаил Лермонтов. Это был дом генерала Толя у Красных Ворот, где родители будущего поэта снимали квартиру. Крестили младенца в соседней церкви Трёх Святителей. И дом Толя, и храм были снесены в советское время. Сегодня на месте, где родился поэт, — высотка ➋ и вход на ст. м. «Красные Ворота». Рядышком — памятник Лермонтову.

Не сохранилось и здание Благородного пансиона при Московском университете (сейчас там Центральный телеграф) ➌, где поэт учился. Он приезжал в пансион к 8 утра, а в 6 вечера возвращался на Поварскую улицу. Там бабушка Елизавета Алексеевна сняла флигель. Для неё, пережившей смерть 21-летней дочери Марии от чахотки, внук Мишенька был светом в окошке.

Лермонтов в Москве

«Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башне, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров, который впоследствии был расширен и надстроен. Он принадлежал генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю. В этом-то доме и поселились Лермонтовы. Здесь у них со 2-го на 3-е октября родился сын», — пишет П.А. Висковатый в книге «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» Итак, Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814г .

Но в конце 1815г. семья Лермонтовых уезжает из Москвы в Тарханы — имение бабушки Лермонтова по материнской линии.

Теперь Лермонтов попадет в Москву только в1827г: его привезет бабушка, Е.А. Арсеньева, чтобы дать воспитание в Благородном университетском пансионе.

Они долго ехали по пустынным улицам. Но когда добрались до Москвы-реки, глазам мальчика в окно кареты открылась живописная картина: вдоль набережной толпился народ, по реке сновали баркасы, а на горе возвышался белокаменный Кремль с златоглавыми церквами и стройными башнями .

Москва, Москва!…люблю тебя как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

Есть у Лермонтова и прозаический образ Москвы: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке:нет! У нее есть своя душа, своя жизнь.» («Панорама Москвы», 1834)

Панорама Москвы, 1834

Впоследствии, уже покинув Москву, Лермонтов писал Лопухиной: «…Москва моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!»

Поселились бабушка с внуком на Поварской, 26 в заранее нанятом доме. Мише нужно было за год дома пройти программу трех первых классов пансиона, чтобы сразу поступить в 4-й класс. Для частных уроков бабушка пригласила одного из лучших педагогов пансиона — А.З. Зиновьева. Он преподавал русский и латинский, всеобщую историю и географию. Иногда Зиновьев ходил с Лермонтовым на прогулку — почти всегда излюбленным маршрутом: Поварская, Страстной бульвар, по Тверской до Охотного ряда, на Красную площадь, а там в Кремль. Тут Лермонтов впервые поднялся на верхний ярус Ивана Великого и окинул взглядом всю Москву.

С переселением на Поварскую Лермонтов оказался в центре дворянской Москвы. Вечерами всё оживало. В парадных комнатах зажигались люстры. В окнах мелькали светлые бальные туалеты, чёрные фраки.

Осенью этого же года они переезжают на Малую Молчановку в дом Чернигова. В соседстве жило семейство Лопухиных: отец, три дочери и сын Алексей, с которым Лермонтов был очень дружен. В мезонине на Малой Молчановке молодёжь собиралась у Лермонтова.

В 1828г. Лермонтов поступил в 4 класс пансиона. Пансион помещался тогда на Тверской (на месте нынешнего здания Центрального телеграфа), он состоял из 6 классов. По воспоминаниям современников, Московский университетский пансион стоял наравне с Царскосельским лицеем. Между учениками и учителями отношения были добрые. Воспитанники собирались на общее чтение, и издавался рукописный журнал. Преподавание было живое. И.А.Гончаров, который учился в то же время, вспоминал о Лермонтове так: «Лермонтов говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулёжа, опершись на локоть». Учился Миша блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, но и в математике. При переходе из класса в класс неизменно получал награды. Е.А. Сушкова-Хвостова писала: «В то время был публичный экзамен в Университетском пансионе. Мишель за сочинения и успехи в истории получил первый приз; весело было смотреть, как он был счастлив, как торжествовал.»

Весной 1828г Лермонтов придумал замысел первого своего произведения — поэмы «Черкесы» и даже нарисовал к нему обложку: под названием было изображена пирамидка круглых пуль и два скрещенных пистолета, а над ними — лира, с каждой стороны которой венок и летящая стрела.

Выпустившись из пансиона, Лермонтов тотчас поступил в Московский университет; кипучую жизнь в его стенах Лермонтов хорошо запомнил, хотя пробыл там меньше двух лет. Он поступил туда в сентябре 1830 года, однако началась холера, занятий не было. Они начались лишь в январе 1831 года. Одновременно с Лермонтовым в московском университете учились Герцен и Белинский. Подраставшее поколение «жадно хотело жизни, страстей, борьбы и страданий». К этому поколению относился и Лермонтов. М.Ю.

П.Ф. Вистенгоф вспоминает о таком случае, связанном с Лермонтовым. Профессор Победоносцев, читавший в университете изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос.

Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор сначала слушал его, а потом остановил и сказал:

— Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?

— Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным.

Мы все переглянулись. Подобный ответ дан был и адъюнкт-профессору Гастеву, читавшему геральдику и нумизматику. Дерзкими выходками этими профессора обиделись постарались срезать Лермонтова на публичных экзаменах. То ли по этой причине, то ли потому, что преподавание было скучным, но Лермонтов среди других был оставлен на другой год на первом курсе. Это задело его самолюбие, и он подал прошение об отставке и решил перейти в петербургский университет.

В ноябре 1831г в Москве, в доме Лопухиных на Большой Молчановке, Лермонтов снова после долгого перерыва (она уезжала) встретился с Варенькой Лопухиной. «Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей», — вспоминает товарищ поэта А.П. Шан-Гирей.

По дороге на Кавказ весною 1841 г. он пробыл 5 дней в Москве и с удовольствием вспоминал о том. Москва встретила Лермонтова тепло и радушно. Вместе с Юрием Самариным Лермонтов был на народных гуляниях под Новинском, говорил ему о своем будущем, о литературных проектах и, между прочим, бросил несколько слов о своём близком конце. Самарин был последним, кто пожал ему руку в Москве.

Также известен факт, что поэт в этот свой приезд специально зашел за кулисы Малого театра, чтобы познакомить с величайшим артистом М.С. Щепкиным.

Проведя в Москве 5 дней, Лермонтов поспешно уехал на Кавказ, торопясь принять участие в штурме, который был ему обещан. За час до своего отъезда он в разговоре с Ф.Ф. Вигелем воскликнул: «Ах, если б мне было позволено оставить службу, с каким удовольствием поселился я здесь навсегда». Москва была его родиной.

На Молчановке

Бабушка воспитывала поэта в своём имении в Тарханах (Пензенская обл.) до тех пор, пока подростку не пришло время получить серьёзное образование. Отца поэта, Юрия Петровича, который был стеснён в средствах, Елизавета Алексеевна убедила, что с ней у Мишеньки будет больше возможностей. Ещё бы, только на обучение иностранным языкам она тратила 4 тыс. руб. в год (Лермонтов владел английским, французским и немецким).

Музей поэта на Молчановке. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

По окончании пансиона они перебрались с Поварской улицы на Малую Молчановку ➍. Сегодня здесь располагается Музей Лермонтова. В 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет ➎, но начало учёбы откладывается из-за эпидемии холеры. В городе остановилась торговля, закрылись присутст­венные места. Желая оградить от болезни остальные губернии и Петербург, Москву оцепил военный кордон: въезд и выезд были запрещены. Пушкин в тот момент не смог попасть в Москву к невесте Наталье Гончаровой. Лермонтов вместе с бабушкой, как и многие москвичи, заперся в доме. Горожане воспрянули духом, когда узнали, что, невзирая на опасность, из Петербурга приехал император Николай I. Царь лично объезжал больницы, заходил в карантинные палаты, проверял снабжение лекарствами. На средства состоятельных москвичей срочно были открыты 20 (!) новых больниц. К январю 1831 г. холера отступила. Лермонтов вернулся в университет.

Обитая на Малой Молчановке, поэт близко сошёлся с семейством Лопухиных — тремя сёстрами и их братом Алексеем, жившими неподалёку. Алексей вспоминал, что Миша постоянно искал для себя новые занятия. Так, одно время поэт бредил математикой, занимался ею одной и мог уснуть за столом, решая задачи. Увлекался и музыкой, бывая на концертах в Благородном собрании (ныне — Колонный зал) ➏. Впервые 16-летний Лермонтов попал в Благородное собрание во время январского маскарада 1830 г. вместе с отцом Юрием Петровичем. Известно, что в марте того же года поэт посетил в Благородном собрании концерт пианиста-виртуоза Джона Филда: было продано две тыс. билетов, а музыкант получил баснословный по тем временам гонорар — 500 руб.

История

За три года жизни на Молчановке Лермонтов написал 17 поэм, четыре драмы и 250 стихотворений[6], включая трагедии «Люди и страсти» и «Испанцы», драму «Странный человек», третью редакцию поэмы «Демон» и «Измаил-Бей», стихотворение «Портрет», «Новогодние мадригалы и эпиграммы»[7]. На этот же период пришелся «сушковский цикл» в творчестве Лермонтова, посвящённый влюблённости в жившую поблизости дворянку Екатерину Сушкову.

В Москве я свела знакомство, а вскоре и дружбу с Сашенькой Верещагиной. Мы жили рядом на Молчановке и почти с первой встречи сделались неразлучны: на водах, на гулянье, в театре, на вечерах, везде и всегда вместе. <�…> У Сашеньки встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в Университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах; все его называли просто Мишель, и я так же, как и все, не заботясь нимало о его фамилии. Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпу, мой зонтик, мои перчатки, но перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной ему должности.Из воспоминаний Екатерины Сушковой о Михаиле Лермонтове[8]

В 1954 году на внешней стене особняка была установлена мемориальная доска Михаилу Лермонтову. В 1977-м Моссовет передал здание в ведение Государственного литературного музея. Большую роль в составлении экспозиции и деятельности музея сыграл Ираклий Андроников, благодаря вмешательству которого в 1938 году здание спасли от сноса. Спустя три года Андроников участвовал в организации первой выставки, посвящённой Лермонтову, но из-за начала Великой Отечественной войны событие не состоялось. Cобранные экспонаты из Ленинграда, Москвы, Кавказа и замка Хохбург в ФРГ позже составили основу музейной коллекции[1].

В 1977 году по инициативе Андроникова в редакцию «Литературной газеты» было отправлено письмо, подписанное поэтом Павлом Антокольским, литературоведами Эммой Герштейн и Натальей Ивановой, артисткой Еленой Гоголевой, актёром Владимиром Пахомовым. В письме говорилось о значимости творчества Лермонтова для советской литературы и необходимости открыть музей, посвящённый поэту[2]. Церемония открытия состоялась в 1981 году[9].

В 1994 году рядом с зданием был установлен памятник Лермонтову работы скульптора Александра Бурганова и архитектора Михаила Посохина[10][11].

«Москва, Москва. Люблю тебя, как сын…»

Дом на Малой Молчановке, в котором Лермонтов жил вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой с 1829 по 1832 год, – это единственный сохранившийся московский адрес Лермонтова, поэта, который говорил про Москву: «Это моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив». Казалось бы, три года – это так мало, но за эти три года Лермонтов успел написать 17 поэм. Из этого дома подросток Лермонтов вышел уже поэтом. На первый взгляд экспозиция музея осталась прежней: тот же кабинет Арсеньевой, те же гостиные, где любовно разложены старые книги и рукописи. В уголке лежит Псалтырь. На самом же деле кропотливая работа велась не только по реставрации самого дома, типичного образца «послепожарной» застройки, но и над экспозицией, которая стала шире: теперь москвичи смогут не просто ознакомиться с начальным периодом творческой жизни поэта. «Мы показывали жизнь Лермонтова юношеской поры. Сейчас нам захотелось показать и Лермонтова постарше, когда он стал знаменит и известен. Поэтому в экспозиции – книги, которые вышли в 1840 году, стихотворения, «Герой нашего времени». Мы решили рассказать и о кавказской жизни Лермонтова», – сообщила директор музея Валентина Ленцова. Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея, в очередной раз напомнил, что в запасниках Гослитмузея хранится огромное количество экспонатов, сокрытых от наших глаз. Благодаря работе в фондах и стало возможно расширение экспозиции. «В фондах Гослитмузея хранятся целые массивы сокровищ, которые не представлены в музеях, и нам не всегда удается показать все экспонаты, которые хотелось бы. Теперь мы уходим от показа только юношеских лет Лермонтова, и мы постарались, чтобы как можно больше экспонатов хранилось не в фондах, а именно в музеях. Это довольно рискованный принцип, но для нас это очень важно. Вы знаете, что есть целая сеть музеев Лермонтова: в Тарханах, в Пятигорске, в Тамани, они наши замечательные друзья. Экспозиция каждого музея посвящена определенному периоду в жизни Лермонтова, и на их специфику мы не посягаем, но мы все-таки хотим, чтобы человек, пришедший сюда, получил представление не только о детских годах поэта, но о Михаиле Юрьевиче Лермонтове вообще. Сейчас у нас в распоряжении оригинальные живописные работы Лермонтова. Это жемчужина нашей коллекции. Некоторые предметы быта из фондов тоже «перекочевали» сюда». Расположенный в тишине переулков неподалеку от гулкого Арбата, обновленный музей, небольшой домик среди пышных деревьев, получился очень уютным и по-настоящему домашним. В самой красивой комнате – в гостиной – висит картина Лермонтова «Вид Пятигорска». «Мы специально разместили ее в гостиной, а не в выставочном зале, чтобы создать домашний уют», – пояснила Валентина Ленцова. Также в музее теперь вы можете увидеть и карандашные работы Лермонтова. «Конечно, мы применили и новые технологии, но сделали это тактично, – рассказывает Дмитрий Бак. – Было бы неправильно превращать дом XIX века в медиатеку, нам было важно сохранить обстановку. Но тем не менее в одном из помещений вы можете на специальных экранах прочитать биографию Лермонтова, ознакомиться с путеводителем по дому. И еще одна технология, которая, надеюсь, в скором времени заработает: мы хотим, чтобы посетитель музея прямо отсюда наблюдал онлайн, что происходит в других музеях Лермонтова прямо сейчас». «Совру, если скажу, что реставрация специально была приурочена к 200-летию Лермонтова, – рассказал корреспонденту «НИ» старший научный сотрудник музея Лермонтова Александр Спивак. – Изначально в планах было открыться гораздо раньше. Различные бюрократические проблемы не позволили этого сделать, но в итоге получилось даже неплохо, что мы открылись в юбилейный год». И главное, что на неприметной Малой Молчановке появилась еще одна мемориальная табличка, а у москвичей теперь есть свой музей влюбленного в этот город поэта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: