Церковь Троицы «в Никитниках»

Координаты

: 55°45′14″ с. ш. 37°37′53″ в. д. / 55.75389° с. ш. 37.63139° в. д. / 55.75389; 37.63139 (G) (O) (Я) Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Мамы Грузинская на Варварке) — идеал столичного узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими негоциантами в Китай-городе (в той его части, которая в русское время была застроена административными зданиями и которую подразумевается огородить забором). Эта постройка составляет веху в истории российского зодчества, она послужила прототипом для огромного количества столичных храмов 2-ой половины XVII века.

История

Ещё в XVI веке тут была древесная церковь во имя святого страдальца Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского негоцианта Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строй работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить строительство сохранившейся церкви, посреди учёных идёт горячая дискуссия.

Южный придел храма был посвящён Никите Страдальцу, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из спаленной церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. Сначала XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.

Главной святыней храма с 1654 года служит перечень Грузинской иконы Богоматери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе назывался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого действия в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особенный придел (1903, конструктор В. И. Веригин). Отсюда пошло старенькое наименование Никитникова переулка — «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Муниципального исторического музея. В 1923-41 гг. тут действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года — музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесновато обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом. В 1991 было принято решение возвратить церковь верующим, сейчас богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.

У Троицы в Никитниках

Почитание Святой Троицы в Русской земле (этот переходящий двунадесятый праздник всегда совпадает с концом весны — началом лета, в нынешнем году мы встретили его 7 июня) началось со святой равноапостольной княгини Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде, других городах. А сколько храмов во имя Святой Троицы в Москве! Один из них — Храм во имя Троицы Живоначальной в Никитниках (Грузинской иконы Божией Матери) — находится в самом сердце столице, близ Красной площади.

***

От Старой площади, где на углу с Варваркой сохранилась часть стены Китай-города, поднимаюсь в горку в Никитников переулок. Переулок невелик. И вот открывается храм Троицы Живоначальной в Никитниках.

На рубеже XIX и XX веков он был заслонен большим зданием Московского страхового общества, которое включало в себя гостиницу «Боярский двор» и торговые помещения (архитектор Ф. О. Шехтель). И поэтому издали его не увидать. В давние же времена среди низеньких домиков обывателей этот храм должен был казаться особенно величественным и красивым.

Приближаясь к храму, любуюсь им. Сколько раз бывал здесь! И всегда изумленно смотрю на него. Взгляд скользит снизу вверх по переходам, наличникам, карнизам к кокошникам… В честь Единосущной и Нераздельной Троицы создана эта красота!

Первоначально на этом месте была деревянная церковь великомученика Никиты. В 1626 во время пожара в Китай-городе, церковь, видимо, сгорела, но икону святого Никиты спасли. В 1631-1634 годах, во времена царя Михаила Федоровича при патриархе Филарете, на средства богатого купца Григория Леонтьевича Никитникова, выходца из Ярославля, поселившегося в этом переулке, несколько раз менявшем свое название, был построен каменный храм во имя Живоначальной Троицы -замечательный памятник архитектуры стиля «русское узорочье», являвшийся впоследствии образцом при строительстве многих московских храмов.

Надпись на одной из стен храма гласила следующее: «Лета 7161 при державе благоверного и христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Pycи, в осьмое лето благочестивыя державы Царства его, совершена и подписана бысть церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы иждивением гостя Георгия Леонтьева сына Никитникова и сына его Андрея и внука его Бориса».

Впервые имя строителя храма — купца Григория Никитникова мы встречаем в начале XVII века: он молодой земский староста, его подпись стоит в списках участников первого и второго земских ополчений, созданных в Ярославле в связи с патриотическим подъемом народно-освободительного движения в борьбе с польскими и шведскими захватчиками.

Приделы Троицкого храма посвящены святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову, Грузинской иконе Божией Матери.

«Поставленная на высокий подклет на холме, — пишет москвовед Сергей Романюк, — церковь была видна издалека, привлекая взгляд необыкновенной живописностью силуэта — устремленный вверх четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, обработанных колонками и арочным пояском. Основному четверику вторят пирамиды кокошников двух приделов: северного, Никольского, и южного, Никиты Воина, над усыпальницей купцов Никитниковых, а главному объему — парадная шатровая колокольня и небольшой шатер крыльца. Исследователи считают вероятным участие в строительстве мастеров из Ярославля. Разнообразное декоративное оформление фасадов подчеркивается яркой двухцветной окраской. Уютные интерьеры храма покрыты ковром многоцветной росписи, которая была завершена около 1653 года».

***

В работе над интерьером храма Живоначальной Троицы в Никитниках принимали участие «царские изографы»: мастера Оружейной палаты Симон Ушаков, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и Гавриил Кондратьев…

Многие иконы местного ряда в сохранившемся позолоченном деревянном иконостасе главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова.

Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я.Казанца, С.Ушакова и Г.Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С.Ушаков), а также чудотворная Грузинская икона считаются святынями.

Икону «Владимирской Богоматери» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор — главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита — собиратель русских земель — и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.

***

В 1904 году в подклетке храма на средства церковного старосты А. В. Александрова был устроен особый придел в честь Грузинской иконы Божией Матери в память 250-летия избавления от эпидемии — моровой язвы и в ознаменование посещения храма в 1900 году императором Николаем II. Тем самым было утверждено существование в Троицком храме с XVII века почитание одного из списков чудотворного образа.

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Иверии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев.

Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Apxaнгельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями.

Во время чумы 1654 года чудотворный образ доставили на некоторое время в Москву, в церковь Живоначальной Троицы в Никитниках, где многие молившиеся перед ним избавлялись от болезни.

Перед возвращением святыни в Черногорский монастырь с нее сделали список, который оставили в Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие этот образ, нередко называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской иконы Божией Матери.

***

Троицкий храм не избежал грабительства неприятелей в 1812 году, но остался невредимым. А почти столетие спустя, в 1917 году, во время октябрьских боев, храм пострадал. А в 1920-е годы с наступлением безбожной власти широким фронтом на веру был закрыт. В 1924-1930 годах в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках проводились большие реставрационные работы. В 1934 году здание храма было передано Государственному Историческому музею, который открыл в нем свой филиал.

В 1935-1940 годах производилось раскрытие первоначальных росписей храма. Фрески 1652-1653 годов сегодня поражают верующего человека, настраивают на молитву.

… В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений. Многие годы ведется реставрация святыни.

***

Здесь, в этом древнем уголке Москвы, — корни нашего родового древа. В конце XIX-начале XX века в Ипатьевском переулке стоял двухэтажный собственный дом N10 моего прадеда купца Алексея Алексеевича Головкина, человека глубоко верующего, жертвующего деньги на храмы.

Рядом стояли палаты Симона Ушакова (дом 12), которые сохранились и в наше время. Они прямо напротив храма. Наш же дом (N10) был снесен, когда здесь возводился комплекс зданий ЦК КПСС, где ныне размещается администрация Президента РФ.

Дальше по Ипатьевскому переулку, в сторону Ильинки, находился москательный завод Алексея Алексеевича. На Ильинке издавна селились ткачи, поэтому краски для холстов были всегда востребованы.

Прадед умер в 1917-м, а его семью после октябрьского переворота долго не давали в обиду рабочие «национализированного» завода и снабжали продуктами.

Верю, что наши почившие родные и близкие, кто вел праведную жизнь, не раз помогали и всегда будут помогать нам в нашем земном бытии.

Затепливаю свечу у иконы Святой Троицы в Троицком храме в Никитниках. Молюсь и о здравии всех своих родных. И о упокоении усопших. Пресвятая Троице, помилуй нас!

https://stoletie.ru/obschestvo/u_troici_v_nikitnikah_2009-06-08.htm

Архитектура и убранство

Церковь в Грузинском переулке. Вид с юго-востока.
Хотя заказчиком выступал негоциант из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с большущими четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высочайшем подклете, где негоцианты хранили собственный продукт, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на 2-ух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с схожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма размещается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высочайший шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное маленьким шатром.

Стенки храма богато украшены белокаменной резьбой. Употребляется несколько разных типов наличников. Интенсивно используются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно отыскать в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели.

Интерьер

Иосиф Владимиров. «Сошествие Святого Духа на апостолов»
В церкви сохранилась многофигурная, оживленная роспись, сделанная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—53 году, возможно, наилучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов головного храма и южного придела.

Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Русских» (сейчас в ГТГ).

Значение

Храм в Никитниках изобилует декоративными деталями, из которых составится строительный словарь узорочья и псевдорусского стиля XIX—XX веков. Для позднемосковского зодчества будут свойственны трудно декорированные наличники, арки с висящими гирьками, обширное внедрение поливных изразцов. По заключению П. А. Раппопорта, «живописная асимметричная композиция церкви в купе с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали монумент вроде бы прототипом для столичных храмов следующего периода».

Примечания

  1. [https://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/10/111027_moscow_center_fence.shtml BBC Russian — Россия — Власти огородили район Китай-города в центре Москвы]
  2. Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.480
  3. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 58. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  4. Власов В. Г. [https://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Троицы%20в%20Никитниках%20церковь/ Троицы в Никитниках церковь](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1443 дня))//Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009.
  5. П. А. Раппопорт. [https://books.google.com/books?id=j9fVAAAAMAAJ Древнерусская архитектура]. Стройиздат: СПб, 1993. Стр. 192.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: