Никольский монастырь в Старой Ладоге

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ!

ВХОД В МОНАСТЫРЬ И ХРАМ В МАСКАХ.

СООБЩАЕМ ВАМ О НОВОМ ПОРЯДКЕ СЛУЖЕНИЯ В МОНАСТЫРЕ СОГЛАСНО ПОСЛАНИЮ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА И ОБРАЩЕНИЯМ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВАРСОНОФИЯ:
БОГОСЛУЖЕНИЯ С 14 АПРЕЛЯ ПО 31 МАЯ В МОНАСТЫРЕ
СОВЕРШАЮТСЯ

БЕЗ УЧАСТИЯ ПРИХОЖАН

13 апреля 2020 г.
ОБРАЩЕНИЕ о совершении богослужений в храмах Санкт-Петербургской епархии в дни вредоносного поветрия. Дорогие отцы, братья и сестры!
В первый день Страстной седмицы и ожидания грядущего Светлого Христова Воскресения со скорбью в сердце извещаю вас о новом порядке служения в храмах епархии на ближайшее время. В дни вредоносного поветрия, постигшего Отечество, все чада нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом усердно молятся о том, чтобы Господь помог нам пережить это испытание и выйти из него духовно обновлёнными, сделав правильные выводы об истинных причинах случившегося.

До сего дня духовенство епархии неустанно следовало пастырскому долгу, окормляя прихожан во всех храмах, совершая богослужения и вознося молитвы ко Господу Иисусу Христу. Как вы знаете, мы до последнего не закрывали храмы для верующих, хотя и призывали во избежание большого скопления людей по возможности воздерживаться от их посещения в надежде, что эпидемия умалится. К сожалению, ситуация с каждым днем только ухудшается. Оказалось, что в Санкт-Петербурге соблюсти в полной мере санитарные нормы в грядущие великие и святые дни не представляется возможным. Прихожан много, а храмов, особенно в спальных районах, по­ прежнему не хватает. Учитывая эти обстоятельства, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в период с 14 по 19 апреля во всех приходских и монастырских храмах епархии надлежит совершать богослужения без участия прихожан. В них могут находиться только клирики, певчие, церковные работники, волонтеры и съемочные группы, обеспечивающие трансляции. Конечно, просмотр богослужений на мониторе не заменит личного участия,

но поможет в домашней молитве не забыть о храме как месте особого

присутствия благодати Божией.

Как вы понимаете, данная мера в высшей степени вынужденная, и никто бы на неё не пошёл, будь хоть небольшая возможность поступить иначе. Господь, видимо, нас испытывает. Кому дорог храм, должны понести скорбь и хранить терпение, чтобы, когда все закончится, с большим усердием посещать богослужения и больше ценить возможность свободно молиться в доме Божием. Как иудеи скорбели о разрушенном Иерусалимском храме, взирая на храмовую гору, так и прихожане, смотря по Интернету и телевизору богослужения, будут ждать того дня, когда смогут участвовать в принесении бескровной Жертвы Христовой. Прошу всех — клириков и мирян епархии — отнестись к этому с пониманием, уповая на всеблагую и совершенную волю Божию, которая помогает человеку идти по пути спасения. Главная цель жизни христианина — спасение души.

Желаю вам помощи Божией в трудах и вечного спасения. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

3 апреля 2020 г. 16:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <�…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <�…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <�…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Приветствуем Вас на сайте нашего монастыря!

Никольский мужской монастырь устроен у Никольского храма (XII-XIII вв. первоначальной постройки), расположенного в полукилометре от Староладожской крепости. Местность, где располагается монастырь — необычная, прямо на левом берегу реки Волхов, под холмом. На нём находится ряд древних курганов — захоронений VIII-Х веков и воинские захоронения времен святого благоверного великого князя Александра Невского (ХIII век).

История обители

Согласно преданию, обитель основана князем Александром Невским в 1240 году после Невской битвы, в которой участвовали в том числе и ладожане. Монастырская летопись прямо указывает что обитель возводилась «в память о гиблых ладожских сродниках» — соратниках полководца. После сражения их привезли в Ладогу и благочестиво погребели на холме, впоследствии названном «Победище». Таким образом монастырь является одновременно и памятником русской воинской славы.

Первые документальные свидетельства о Староладожском Никольском монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской (1496 г.) и Водской пятин (1499-1500 гг.).

История

Основание

Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь приобрёл известность и стал привлекать множество молящихся[1].

Период мужского монастыря

В 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь разорили вместе с городом[1].

В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея[2].

Восстановили монастырь в XV веке; до Смутного времени монастырь переживал расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли[2].

В 1609 году обитель полностью разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь; в 1613 году в монастырь пришёл старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник; он начал новое возрождение монастыря[1]. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника[2].

В конце XVII века в монастырь привезён Корсунский крест — это главная святыня обители[1]. Крест монастыря находился на хранении в Переславском историческом музее, сейчас находится в Никольском соборе[1].

Храм Благовещения

Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне. 28-метровая шатровая колокольня (1693); тёплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). Очень долго строился главный Никольский собор (1680—1721 годы); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проёмы[1].

Период женского монастыря (до революции)

10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом.[2]

В 1899 году был произведён капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая — Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста человек.[2]

Советское время

Времена гонений на Церковь в XX веке дали обители двух священномучеников — епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского), 3 августа 1898 года рукоположённого в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля, и протоиерея Евгения Елховского, с 30 октября 1907 года вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года бывшего старшим священником. В 2000 году Юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви причислил их к лику святых[2].

В 1923 году власти закрыли монастырь; главный же собор и колокольню взорвали[1].

Долгое время в обители находилась животноводческая база[1].

Современное состояние

27 декабря 1993 года постановлением Святейшего синода Русской православной церкви был открыт Никольский женский монастырь. После 70-летней разрухи сёстры пришли на руины: был взорван Никольский собор и колокольня, уничтожено кладбище, разобрана каменная ограда, Благовещенскую церковь переоборудовали под квартиры, а в надвратном храме расположились ремонтные мастерские[2].

Подворье Никольского монастыря в Годенове

В 1996 году было воссоздано пятикупольное завершение Благовещенской церкви, а в 1999 году завершены ремонтно-реставрационные работы. В 1997 году открыто подворье Никольского монастыря в селе Годеново, где находится чудотворный Годеновский крест. 23 августа 1997 года обитель впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 году была вновь построена каменная ограда. В 1999 году был заложен фундамент Никольского собора, а 12 сентября 2003 года было отслужено первое богослужение во вновь построенном соборе. В 1999 году была возведена часовня в селе Веслево — на родине преподобного Димитрия Прилуцкого[2].

Келейный корпус

2000 год был ознаменован обретением мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и перенесением в обитель мощей преподобного Корнилия Молчальника. В 2001 году был построен келейный корпус с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского. 30 октября 2001 года состоялось поднятие куполов Никольского собора и освящение центрального креста. 22 мая 2004 года произошла закладка звонницы с храмом в честь Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи, а в мае 2005 года на неё были подняты колокола. 22 мая 2005 года над обителью прозвучал первый колокольный звон на вновь построенной звоннице.

31 июля — 1 августа 2005 года на праздник преподобного Серафима Саровского обитель посетил патриарх Алексий II. В 2007 году была открыта больничная часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). 12 июня 2009 года в монастырь была возвращена его главная святыня — Корсунский крест. 10 апреля 2010 года был освящён вновь построенный Казанский сестринский корпус. 9 ноября 2011 года в праздник благоверного князя Андрея Смоленского на месте обретения мощей святого князя был заложен храм в его честь. 21 июля 2012 года впервые в обители торжественно было отпраздновано второе обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского (2000)[2].

На подворье монастыря 9 февраля 2008 года после полной реконструкции и замены иконостаса архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол Боголюбской иконы Божией Матери. В 2012 году начато строительство крестильного храма в честь Богоявления Господня, дома причта и трапезной с церковной лавкой. 26 ноября 2014 года дом причта был освящён. 11 июня 2013 года в Годенове митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон заложил соборный храм в честь Святой Софии, Премудрости Божией[2].

Со дня возрождения Никольского женского монастыря настоятельницей является игумения Евстолия (Афонина)[2].

Храмы

Монастырский соборный храм, построенный в Х — XI веке, был освящен во имя самого почитаемого в России святого — святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков, рыбаков и путешественников.
Сегодня одной из доминант обители также является храм святителя Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития свт. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма и орнаменты византийского стиля.

Николо-Радовицкий мужской монастырь

Монастырю на выходные (суббота, воскресение) и праздники требуются певчие.

Все вопросы по телефону Дмитрий.

Николо-Радовицкий мужской монастырь

Николо-Радовицкий мужской монастырь

расположен на окраине Подмосковной Мещеры, в 150 км к юго-востоку от Москвы и в 50 км от районного центра города Егорьевска, в 80 км от Рязани и в 70 км от Коломны.

Предшественником Николо-Радовицкого монастыря была Акакиева пустынь, основанная монахом греком Пахомием

на небольшом островке чистейшего озера среди глухих лесов. Это озеро, а точнее то, что от него осталось, и сейчас находится близ стен монастыря и именуется Святым в память тех преславных чудес, которые близ него происходили.

Спустя чуть более ста лет обитель переместилась с маленького островка на «сушу» и стала именоваться Никольскою. Годом основания Николо-Радовицкого монастыря считается 1584 год, когда обители была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоты царя Ивана Грозного

.

Главной святыней монастыря всегда был и остается чудотворный резной образ святителя Николая

, архиепископа Мир Ликийских, одного из самых почитаемых святых на Руси. По своему внешнему виду образ этот сходен с Можайским образом угодника Христова, то есть святитель изображается с мечом и храмом. Единственным отличием является наличие у Радовицкого образа святителя Николая митры (предмет архиерейского облачения). Икона всегда находилась в великой славе, источая множество исцелений и чудес.

В отроческие годы монастырь посещал Сергей Есенин

вместе со своей бабушкой и даже посвятил Радовицам несколько строк в поэме «Анна Снегина».

Множество славных и печальных страниц было в истории монастыря, но они лишь укрепляли веру в монашествующих и паломниках, и монастырь в итоге вновь обустраивался, становясь все краше. Так случилось и в ХХ веке, когда монастырь был закрыт, осквернен и практически разрушен.

Но в 2006 году

26 декабря Священный Синод Русской Православной церкви под председательством приснопамятного
Святейшего Патриарха Алексия II
принял решение о возобновлении монашеской жизни в Николо-Радовицком монастыре, и вновь обитель стала возрождаться всем миром, украшаясь и привлекая богомольцев.

В настоящее время монастырь входит в состав Московской епархии Русской Православной Церкви и управляется игуменом. В обители проживают:

• 1 игумен;

• 2 монаха;

• 1 послушник;

• 8 трудников (среди которых есть и кандидаты в послушники, и люди, приехавшие потрудиться во славу Божию).

Восстановление Мы благодарим всех, кто принимает посильное участие в восстановлении Николо-Радовицкого монастыря и надеемся, что по молитвам святителя и чудотворца Николая найдутся новые помощники и благотворители в Богоугодном деле возрождения нашей святыни. ПодробнееСхема проезда
От станции метро «Выхино» автобусом №325 Егорьевск-Москва, или электричкой с Казанского вокзала или ст. Выхино до Егорьевска, далее автобусом №25 или №26 Егорьевск-Радовицы. Подробнее

Настоящее время

В 1974 году комплекс зданий монастыря был отнесен к памятникам архитектуры всесоюзного (ныне федерального) значения. Проводилась реставрация святых врат, колокольни, ограды и Никольского собора. А в 2002 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года обитель была открыта «для возрождения монашеской жизни». Настоятелем был назначен игумен Варфоломей (Чупов). В том же году из итальянского города Бари митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была привезена в монастырь частица мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского.

Крестный ход.

Сейчас в монастыре немного насельников — обитель не может набрать большое число братии, так как не восстановлены пока келейные корпуса. Ждет своего восстановления и главный собор обители — Никольский.

В 2010 начаты работы по устройству водосвятной часовни во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сейчас она освящена и открыта. В северо-восточной башне монастыря открыта часовня во имя Спаса Нерукотворного. В октябре 2010 года открыто для посетителей помещение монастырской библиотеки и воскресной школы. В 2020 году монастырь молитвенно отпраздновал юбилей — 775 лет со дня основания.

Приглашаем паломников и туристов посетить Старую Ладогу и монастырь, помочь в трудах, помолиться, испить святой воды и порадоваться вместе возрождению древней обители.

Более подробно об истории этой земли и обители, которая на ней находится можно прочитать в разделе «История».

Это — единственный действующий официальный сайт нашей обители. Любой другой сайт таковым не является.

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку на www.nikmonas.ru.

Свято-Никольский монастырь с. Новое Епархиальный женский монастырь

Пётр Абрамович Меньшой (?-1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведал Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до смерти её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался. Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями.В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин.В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (первой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец, Андрей Иванович Остерман, определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер.Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей.

В XIX в. последней помещицей села была графиня Тютчева.

Церковь в честь святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г.

В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. При храме была образована женская монашеская община.

Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, — местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: