Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле


Румянцевский музей в Москве – это музеум, который обладал огромным собранием книг, монет, рукописей, этнографических коллекций и исторических документов. Кунсткамера первоначально возникла как частная. Коллекции ее собирал при жизни Румянцев Николай Петрович. Продолжительное время это был единственный музей в Москве, который имел общественный статус. Какова история этого удивительного объекта? Какими коллекциями он обладал? Что осталось от него после Октябрьской Революции? В каких исторических зданиях он размещался? Об этом и многом другом и пойдет речь в нашей статье.

История Румянцевского музея в Москве

Начнем с самого начала. Румянцев Николай Петрович всю свою жизнь увлекался искусством, природой и историей России. Он долгое время собирал книги и рукописи по истории, изучал обряды народов, занимался изданием летописей старинных русских городов, оказывал помощь в организации кругосветной экспедиции. Это все позволило собрать обширную коллекцию частного музея семьи Румянцевых. Но, главным его увлечением были рукописи, поэтому самым большим собранием в его коллекции была библиотека, в которой насчитывалось около 28 тысяч томов. Рукописи и книги приобретались в России и Европе. Иногда, покупались целые частные библиотеки, например, библиотека Лерберга. После смерти Румянцева Н.П., коллекция перешла по завещанию его брату. В 1826 году вся библиотека и коллекция дома Румянцевых была передана государству.

22 марта 1828 года указом Императора Николая Первого был учрежден Румянцевский музей.

Открыт музей Румянцева был в 1831 году в семейном особняке Румянцевых в Санкт-Петербурге. Чтобы уберечь его от развала, так как его почти никто не посещал, было принято решение о его переводе.

В 1861 году музей был переведен в Москву, где он разместился в доме Пашкова. В Москве он был объединен с Московским публичным музеем. Делами музея стал заниматься Исаков Николай Владимирович. Именно в это время его коллекция стала стремительно пополняться: были приобретены картины Брюллова, Бремена, Левицкого, Вильмеера, гравюры и книги из Эрмитажа, столешница из малахита и другие работы уральских мастеров.

Румянцевский музей в Москве

Для посетителей музей был открыт уже через год после перевода. Он стал очень популярным как среди народа, так и у императора. Александр Второй, очень полюбил его и стал его меценатом, именно он приобрел ценные картины, такие, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Явление Христа народу» и многие другие.

Новообразованный музей состоял из трех отделов: гравюрный, Дашковский и живописный. Библиотека, которая входила в его состав, получила статус публичной.

До революции Румянцевский музей в Москве постоянно пополнял свои коллекции за счет меценатской поддержки. Например, Солдатенков давал денежные средства на приобретение книг, и завещал свою личную библиотеку, и коллекцию полотен русских живописцев, скульптуры.

Князь Долгорукий, пополнял коллекцию драгоценными камнями, изделиями из благородных металлов.

Все экспонаты могли увидеть обыкновенные люди, он работал ежедневно, а в воскресенье посещение было вообще бесплатным. Так, он превратился в народный. На старых фото Румянцевского музея в Москве можно увидеть, как выглядели залы в то время, какие хранились там экспонаты.

Вскоре многочисленные экспонаты стали не помещаться в доме Пашкова, было принято решение о переносе коллекций в другое здание.

В 1863 году в Библиотеке музея был открыт первый читальный зал, вместительностью – 20 мест, в 1870 году открыт новый читальный зал на 80 мест, который позже расширили до 120 мест.

В 1913 году Румянцевский музей переименован в «Императорский Московский и Румянцевский музей».

В 1915 году была произведена реконструкция центральной части дома и открыт читальный зал, вместительностью 300 мест. Зал занимал пространство второго и третьего этажей. В годы советской власти он стал главным читальным залом в Библиотеке имени Ленина.

Фонд музея, по состоянию на 1917 год, насчитывал около 1 миллиона 200 тысяч экспонатов.

Румянцевский музей в Москве часы работы

Rentofficetoday.com

О знаменитом музее графа Николая Петровича Румянцева знала вся Европа. Однако, не многим известно, что Государственный канцлер Н.П. Румянцев собирал коллекцию для своего музея в доме № 4 по Английской набережной в Петербурге, позднее подарил музей народу, но в 1861 году, вопреки желанию графа, музей был перевезен в Москву, а сам дом был продан. Так оборвалась петербургская история музея Румянцева. Николай Петрович сделал щедрый дар «На благое просвещение русского народа» (надпись на фронтоне дома, покрытая золотом), но народ не сумел сберечь этот дар: после того, как коллекции были вывезены из дома, их разнесли по разным местам России, Белоруссии и Украины. Почти 80 лет имя дарителя не упоминалось в исторических справках с целью стереть память о графе Румянцеве, а коллекции его музея ассоциировать с другим именем.

Здание на Английской набережной 44 отличается своим привлекательным фасадом, что выделяет его среди других, соседствующих домов.История дома берет своё начало в первой половине XVIII века: на планах видно, что раньше дом насчитывал три этажа, был просто отделан и имел всего три окна на боковых ризалитах и четыре на центральном без каких либо обрамлений.

Из списков лиц, владеющих домами на набережной, мы узнаём, что самым первым хозяином дома был выходец из знатного рода Голицыных — Михаил Васильевич (1703-1749 гг.). Князь рано остался сиротой и находился на воспитании у бабушки, которая, в свою очередь, обеспечила внуку достойное домашнее образование и часто вывозила в познавательные заграничные поездки, что по позволило Михаилу Васильевичу занять пост камергера Императорского двора, затем вступил в брак с княжной Щербатовой Евдокией Михайловной, от которого появилось на свет 11 детей. Позднее особняк перешел по наследству третьему сыну Голицына — Александру. Новый хозяин присоединил к дому дополнительный земельный участок, где были построены хозяйственные постройки.

У Александра Михайловича не осталось наследников, дом был продан англичанину Фаркварсану, который окончательно застроил участок и передала сам особняк. Фаркварсан в свою очередь продал особняк другому английскому купцу — Варре, а уже в 1802 году особняк приобрел граф Николай Петрович Румянцев, дед которого был приятелем Петра I. Новый владелец изъявил желание переделать особняк, для чего нанял архитектора Л. Руска, с помощью которого были сделаны значимые перемены — устроен просторный зал, а сам облик дома из довольно скромного и неприметного превратился в торжественный и весьма аристократичный. Такие изменения полностью отвечали характеру нового владельца, который приглашал в гости самого императора, светских жителей Петербурга и видных иностранцев. Парадные помещения были дорого отделаны, росписи украшали потолки и стены, а так же изысканная лепнина, подоконники из мрамора, голландские печи, дубовые двери и штучный паркет — всё по последнему слову моды. Планировка особняка в период владения им Румянцевым была следующая: сам канцлер занимал бельэтаж; второй этаж занимали парадные залы, двери которых открывались для торжественных приёмов; три гостиные имели виды на Неву и выходили в две анфилады, которые завершались Белым и Танцевальным залом. Жилые комнаты имели более сдержанную отделку — стены с росписью выкрашены бежевый, желтый, розовый и зелёный оттенки, оконные рамы и двери из дерева сосновых пород, а полы покрывала жёлтая масляная краска. На третьем этаже располагалась комната для молитв.

Второй дом занимала тетка Николая Петровича — Анна Никитична Нарышкина, которая была на особом положении при дворе Екатерины II будучи супругой камергера Петра III. Анна Никитична принимала гостей племянника и следила за домом в его отсутствие. После смерти тетушки в 1820 году, за домом присматривали слуги. Румянцев проживал в доме один, продолжая наполнять дом книгами, рукописями, а так же различными произведениями искусства. Только из гостей в дом теперь приходила иная публика, среди которой были писатели, поэты, ученые, а так же служители церкви. Известно, что Румянцев умел находить мыслящих людей, так как сам обладал широтой взглядов и интеллектом, о чем говорит его увлечение переизданием древних книг с целью увековечить их в истории, а так же переводом зарубежных книг на русский язык в частности немецких и восточных авторов. Занимая пост министра иностранных дел, Николай Петрович интересовался зарубежными отношениями России в особенности с Польшей и Литвой.

После смерти Румянцева в доме был организован музей. Согласно рукописям, музей Румянцева насчитывал 671 собрание рукописей, 15077 собраний книг (в основном иностранных), 636 собраний ландкарт, 1775 собраний монет и медалей, 8299 собраний минералов, 39 собраний редкостей, 139 собраний древностей и иных вещей, не включенных в коллекции в количестве 4695 штук. Так же в доме-музее Румянцева была открыта библиотека для читателей не только ученых, но и студентов. Управляющим музея в период был назначен В. Ф. Одоевский, который принял решение перевести коллекции музея в Москву, предварительно продав оба дома на Английской набережной с целью купить новый дом под музей в Москве.

Такова была участь уникального и значимого для истории Санкт-Петербурга здания на Английской набережной. Безусловно, самый яркий период своего существования особняк пережил в период владения им выдающимся государственным и общественным деятелем России Николаем Петровичем Румянцевым.

Экспонаты

Основной фонд Румянцевского музея в Москве составляли экспонаты частной коллекции этой семьи, но, после перевода музея в столицу экспонаты приобретались за счет меценатов.

В 1864 году на средства, пожертвованные Кошелевым А.И., приобретено собрание Полторацкого С.Д., исследователя и библиографа. Это более 22 тысяч томов литературы 17-19 веков, ценные книги, рукописи, старопечатные издания, гравюры и так далее.

В 1868 году сам Полторацкий передал музею свои собственные записки Императрице Екатерине Второй и отрывок записки Петру Первому.

В 1880 году в музей родственники поэта Пушкина А.С. передали его рукописи.

В 1898 году Толстая С.А. передала музею часть рукописей Толстого Л.Н..

Многие критики, писатели, литераторы, философы передавали в библиотеку свои книги и рукописи: Флоренский П.А., Шагинян М.С., Вернадский В.И., Готье Ю.В., Ключевский В.О. и многие другие.

Император Александр Первый приобрел несколько знаменитых полотен Иванова Александра, уникальную чашу, выполненную из черной яшмы и многие другие экспонаты Эрмитажа.

Выставка в Румянцевском музее Москва

РУМЯ́НЦЕВСКИЙ МУЗЕ́Й

РУМЯ́НЦЕВСКИЙ МУЗЕ́Й (Ру­мян­цов­ский му­зе­ум), од­но из круп­ней­ших со­б­ра­ний книг, ру­ко­пи­сей, мо­нет, ми­не­ра­лов, про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си, эт­но­гра­фич. и иных ма­те­риа­лов в Рос­сии в 19 – 1-й четв. 20 вв. Об­ра­зо­ван ука­зом имп. Ни­ко­лая I от 22.3(3.4).1828 на ос­но­ве б-ки, ру­ко­пис­но­го со­б­ра­ния, мюнц­ка­би­не­та и ря­да кол­лек­ций гр. Н. П. Ру­мян­це­ва, пе­ре­дан­ных в со­от­вет­ст­вии с же­ла­ни­ем по­кой­но­го его бра­том, гр. С. П. Ру­мян­це­вым, го­су­дар­ст­ву [Ус­тав и По­ло­же­ние о шта­те и бюд­же­те Р. м. ут­вер­жде­ны им­пе­ра­то­ром 28.5(9.6).1831]. На­хо­дил­ся в ве­де­нии Мин-ва нар. про­све­ще­ния (до 1850 и вновь с 1862), Мин-ва имп. дво­ра и уде­лов (1850–62), од­но­вре­мен­но в 1845–1861 в под­чи­не­нии ди­рек­то­ра Имп. пуб­лич­ной б-ки (ны­не РНБ). Рас­по­ла­гал­ся в С.-Пе­тер­бур­ге в особ­ня­ке Н. П. Ру­мян­це­ва на Анг­лий­ской на­бе­реж­ной, дом 44 [до 1861; от­крыт для по­се­ще­ния пуб­ли­ки 23.11(5.12).1831] и в Мо­ск­ве в До­ме Паш­ко­ва (с 1861; по­сто­ян­ная экс­по­зи­ция и б-ка от­кры­ты в янв. 1863). В 1862 стал ча­стью вновь уч­ре­ж­дён­но­го под об­щим назв. му­зея – Моск. пуб­лич­но­го му­зе­ума и Ру­мян­цев­ско­го му­зе­ума (в 1864–1913 Моск. пуб­лич­ный и Ру­мян­цев­ский му­зеи, в 1913–17 Имп. Моск. и Ру­мян­цев­ский му­зей, с 1917 Гос. Р. м.); в 1862–67 ди­рек­то­ром му­зея яв­лял­ся по­пе­чи­тель Моск. учеб­но­го ок­ру­га, с 1867 ди­рек­тор му­зея на­зна­чал­ся им­пе­ра­то­ром и имел чин д. стат. со­вет­ни­ка. В 1860-е гг. в нём об­ра­зо­ва­но 8 от­де­ле­ний (ру­ко­пи­сей и ред­ких книг; изящ­ных ис­кусств и древ­но­стей; хри­сти­ан­ских древ­но­стей; ми­не­ра­ло­ги­че­ское; зоо­ло­ги­че­ское; ну­миз­ма­ти­че­ское; эт­но­гра­фи­че­ское; б-ка), в нач. 20 в. – 5 от­де­ле­ний (б-ка; от­дел ру­ко­пи­сей; изящ­ных ис­кусств; дои­сто­рич., хри­сти­ан­ских и рус. древ­но­стей; эт­но­гра­фи­че­ское). Осн. ис­точ­ник по­пол­не­ния му­зей­ных фон­дов с 1860-х гг. – да­ры кол­лек­цио­не­ров и ме­це­на­тов (сре­ди них – имп. Алек­сандр II, Т. Ф. и С. Т. Боль­ша­ко­вы, И. Д. Де­ля­нов, Л. А. За­гос­кин, ген.-м. А. П. Клач­ков, А. С. Но­ров, А. В. Ореш­ни­ков, гр. П. С. Ува­ро­ва, К. Т. Сол­да­тён­ков), пе­ре­да­чи экс­по­на­тов из др. му­зе­ев (Эр­ми­таж, Ви­лен­ский му­зей древ­но­стей и пр.). Позд­нее на­ча­лось рас­фор­ми­ро­ва­ние му­зея. В 1900 ми­не­ра­ло­гич. кол­лек­ция Р. м. пе­ре­да­на в Ми­не­ра­ло­гич. ка­би­нет Моск. ун-та (ны­не в Гос. гео­ло­гич. му­зее им. В. И. Вер­над­ско­го РАН). В 1924 му­зей пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние: б-ка Р. м. пре­об­ра­зо­ва­на в Рос. пуб­лич­ную б-ку им. В. И. Уль­я­но­ва (Ле­ни­на) (ны­не РГБ), экс­по­на­ты Р. м. рас­пре­де­ле­ны ме­ж­ду му­зея­ми, в ча­ст­но­сти кар­тин­ная га­ле­рея по­сту­пи­ла в Центр. му­зей ста­рой зап. жи­во­пи­си (ны­не в ГМИИ им. А. С. Пуш­ки­на) и в Треть­я­ков­скую га­ле­рею, гра­вюр­ный ка­би­нет – в Гос. му­зей изящ­ных ис­кусств (ГМИИ им. А. С. Пуш­ки­на), эт­но­гра­фич. кол­лек­ция В. А. Даш­ко­ва – в Центр. му­зей на­ро­до­ве­де­ния (ны­не в со­ста­ве Рос­сий­ско­го эт­но­гра­фи­че­ско­го му­зея).

Послереволюционные годы и распределение шедевров

В 1917 году музей был переименован в Государственный Румянцевский музей.

В 1924 году библиотека и здание Пашкова были переданы Библиотеке имени Ленина. Музей был расформирован. Собрание книг осталось в Ленинской библиотеке, художественные полотна европейских живописцев были переданы в Государственный музей изобразительного искусства имени Пушкина, произведение отечественных живописцев – в Третьяковскую галерею, экспонаты Дашковского отдела пополнили коллекции Музея народов. Историческая мебель была разворована, в музей мебели попали только 11 экспонатов. Перемещение экспонатов продолжалось до 30-х годов 20-ого столетия, последней покинула картинную галерею Румянцевского музея картина Иванова Александра.

Наследие перестройки

В 1988 году началась масштабная реконструкция здания, но, в 90-е годы наступил совсем мрачный период для дома Пашкова. Стала протекать крыша, были выбиты стекла на окнах. Здание было в очень плачевном состоянии.

Но, в конце концов, нашлись деньги на его реконструкцию, и в 2007 году дом Пашкова открыл свои двери для посетителей.

Румянцевский музей в Москве адрес

Надо отметить, что здание является историческим. Построено оно в 1788 году, по проекту архитектора Баженова В.И.. Здание расположено рядом с Кремлем в историческом центре столицы. Дом имеет очень интересную историю, он неоднократно менял владельцев, но самым значимым событием в его истории является размещение в его стенах Румянцевского музея.

Градозащитный Петербург

Один из тридцати императорских дворцов в Петербурге, дворец Михаила Александровича Романова, находится на Английской набережной, 54. Здание было построено в XVIII веке, затем реконструировано в XIX веке по проекту К.К. Рахау. До наших дней оно дошло практически неизменным с начала XX века, когда архитектор Роберт Фридрих Мельцер придал облику здания вид, характерный для модерна (растительный лепной декор, облицовка гранитом и английской плиткой по фасаду).

Также Мельцер был автором арки, отделанной глазурованной плиткой, во дворе здания.

Первыми владельцами участка, еще в XVIII веке, были сподвижники Петра I – чета Матюшкиных. Михаил Матюшкин был членом Военной коллегии, генералом, одним из соавторов знаменитой «Табели о рангах» 1722 года. После смерти Матюшкина его вдова продала участок, последующие владельцы часто менялись. Многие из них были английскими купцами, ввиду близости дома к Англиканской церкви.

На месте этой тумбы во времена Главного морского штаба стояла статуя Лаокоона, позже перенесенная в Эрмитаж

Парадная лестница

В конце XVIII – начале XIX века участком и зданием, на нем расположенным, владела Татьяна Васильевна Юсупова (урожденная Энгельгардт) – бывшая фрейлина Екатерины II, племянница Григория Потемкина. При пособничестве императрицы Татьяна Васильевна стала женой князя Николая Борисовича Юсупова. Впоследствии Татьяна Васильевна с сыном Борисом переехала во дворец на Мойке (Юсуповский дворец). Дом на Английской набережной Юсупов-младший продает казне.

Т. В. Юсупова (портрет Ж.Л. Монье, около 1802 года)

С 1836 года здесь начинает действовать Главный морской штаб России. Начальником штаба и владельцем дворца был Александр Сергеевич Меншиков – правнук Александра Даниловича Меншикова, сосланного Петром I в ссылку. А.С. Меншиков служил по дипломатической линии, был свитским генералом, участником войн начала XIX века. Его портрет висит в портретной галерее Эрмитажа.

А. С. Меншиков (портрет Д. Доу)

Он разрабатывал проект освобождения крестьян, в связи с чем оказался в немилости у императора Александра I. Уже при Николае I Меншиков был вновь призван к службе. Император назначил его главным начальником Морского штаба.

«Морской извозчик»

Кабинет начальника Морского штаба. На втором ярусе возвышаются «морские извозчики» – атланты-мужчины с ластами. Ныне театральное помещение, актовый зал (бывший танцевальный зал)

После событий Крымской войны Меншиков ушел с поста главнокомандующего Морского флота, стал губернатором Кронштадта. Меншиков умер в доме на Английской набережной в 1869 году.

Как раз при Меншикове и ведет перестройки в здании архитектор К.К. Рахау, в интерьерах появляются лепные розетки, колонны.

До 1910-х гг. в здании располагалось испанское посольство.

С 1910 года владельцем дворца становится Великий князь Михаил Александрович Романов, младший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, брат Николая II. Для великого князя были изменены интерьеры дворца: появились дубовый тамбур, двери, мраморный пол, парадная мраморная лестница взамен дубовой.

Внутри тамбура слева замаскирована дворницкая, где держали инвентарь для уборки набережной перед дворцом

Михаил Романов был российским военачальником, руководил эскадроном лейб-гвардии Кирасирского Ее Императорского Величества полка. Женой Михаила стала Наталья Сергеевна Вульферт. Этот брак не был одобрен императорской семьей. После тайного венчания Михаил Александрович был лишен всех официальных титулов и званий. Ему был запрещен въезд в Россию до августа 1914 года.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Вульферт

Несколько лет Наталья и Михаил проводят за границей, особняк на Английской набережной тем временем пустует. По возвращению из-за границы Михаил Романов принимает участие в Первой мировой войне, затем, в 1918 году, его с семьей высылают в Пермь.

В 1918 году здание было передано Всероссийскому обществу глухих, которому оно принадлежит и по настоящий момент.

С советских лет в здании частично функционирует Дом культуры глухонемых.

Однако собственники также сдают здание в аренду новобрачным для организации торжеств и фотосессий, парадные помещения сдаются коммерческим организациям. Тем временем дворец нуждается в комплексных реставрационных работах.

Несомненно, бережная реставрация будет очень к лицу этому великолепному дворцу, до мельчайших деталей сохранившему роскошь подлинных интерьеров!

Юлия Рыбина. Фотографии автора.

В настоящее время

Сейчас в доме Пашкова расположены:

  • Научно-исследовательский отдел рукописей. Фонд составляет около 610 тысяч экземпляров. Самые старинные рукописи относятся к 6 веку. Здесь есть фонды Петра Первого, Державина Г.Р., Кутузова М.И., Грибоедова А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и других деятелей русской литературы и истории. Здесь присутствуют собрания на древнегреческом и древнерусских языках, на славянском и на латыни.
  • Отдел картографических изданий. Это один из крупнейших в мире фондов. Насчитывает около 250 тысяч экземпляров карт, планов, атласов, глобусов и картосхем. Самые старинные карты – 15 века. Здесь есть атласы Мекарта, и современные интерактивные карты. У самого входа в отдел расположена коллекция минералов и камней.

Румянцевский музей в Москве история

  • Отдел звукозаписей и нотных изданий. Здесь расположен крупнейший в мире фонд нотных изданий, в котором хранится около 400 тысяч зарубежных и отечественных нот, и около 30 тысяч звукозаписей. Прижизненные издания нот Моцарта, Генделя, Баха, Глюка, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Бетховена, Вагнера, Штрауса, Верди и многих других композиторов. Здесь можно увидеть и услышать первые пластинки и подпольные самодельные пластинки, созданные на рентгеновских снимках.
  • Культурно-выставочный комплекс РГБ (Российская Государственная библиотека). Здесь организуются различные выставки, балы, музыкальные вечера, различные презентации и церемонии вручения премий.

Румянцевский музей в Москве фото

Экскурсии

В доме Пашкова каждое воскресенье проводятся обзорные и тематические экскурсии, на которых каждый желающий может ознакомиться с домом, с историей Румянцевского музея.

Здесь можно увидеть знаменитую вазу, подаренную музею Александром Вторым, величественный зал — читальный зал библиотеки. В настоящее время здесь устраивают посвященные Румянцевскому музею Москвы выставки. Здесь же проводится тотальный диктант.

С балкона Большого зала библиотеки открывается великолепный панорамный вид на столицу.

В маленькой комнате на третьем этаже здания посетители могут увидеть скульптуру Беклемишевой Е.И. «Саломея». Тут же, на третьем этаже — скульптурная работа Маньи Пьетро «Читающая девушка».

В доме сохранились чугунные лестницы, расположенные во флигелях.

Но главным сокровищем дома являются рукописи и книги. В программу экскурсий входит посещение трех отделов: рукописей, картографических изданий и звукозаписей и нот.

Достопримечательностью дома Пашкова является Большой читальный зал.

Румянцевский музей в Москве как добраться

Адрес, часы работы. Когда посетить?

РГБ (Румянцевский музей) в Москве, адрес: улица Знаменка, дом №1.

Российская Государственная библиотека работает с понедельника по субботу с 9:00 до 20:00, в воскресенье — официальный выходной. В Библиотеку и читальные залы можно попасть только по записи.

Выставочный зал РГБ (Румянцевский музей) в Москве, часы работы: выставочный зал, Ивановский зал, Музей книги открыты во все дни недели, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00.

Запись на экскурсии и в выставочные залы — предварительная.

Дом Пашкова (Румянцевский музей) в Москве — как добраться до него? Он расположен в Центральном районе столицы. Доехать можно на метро до станции «Боровицкая», от станции до Дома Пашкова около 100 метров.

Румянцевский дворец

В самом центре Москвы, на улице Маросейка, стоит прекрасный особняк с фасадом нежно-голубого цвета. Это каменное трехэтажное здание — уникальный памятник архитектуры и истории. Его строили крупнейшие российские архитекторы. В нем жили люди, внесшие неоценимый вклад в русскую культуру. Сейчас здесь находится Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации
История здания посольства насчитывает более 200 лет. Началась она в 1774, когда отставной полковник Михаил Хлебников приобрел участок земли. Затем он купил расположенное рядом купеческое владение и земельный участок при соседней церкви. Благодаря всем этим приобретениям появилась городская усадьба Хлебниковых, которая в 1793 была куплена фельдмаршалом графом Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским, знаменитым полководцем, доблестным героем Русско-турецкой войны.

С этого момента началась блистательная история дома, который нередко называли и называют Румянцевским дворцом — по фамилии выдающегося владельца.

После смерти графа Петра Александровича дом в 1797 перешел к его старшему сыну Николаю Петровичу, выдающемуся государственному деятелю и чрезвычайно образованному человеку. Его слава едва ли не затмевала отцовскую. Если один отличился на поле брани, то другой — на культурном поприще. Кем только не был Николай Петрович — министром коммерции, министром иностранных дел, государственным канцлером, председателем Государственного совета. А на культурной ниве — меценатом, выдающимся собирателем российских древностей, фактическим основателем Российской государственной библиотеки (после смерти Николая Петровича его собрание книг было передано казне и впоследствии составило основу лучшей библиотеки России). Ему также принадлежали уникальные собрания карт, древних рукописей, нумизматическая, археологическая и минералогическая коллекции. В доме Николая Петровича собирались литераторы и историки. Частыми гостями здесь были Вяземский, Давыдов, Батюшков, Жуковский, Карамзин…

Потом особняк перешел к брату Николая Петровича Сергею. А после его кончины владельцы дома неоднократно менялись. В их числе были богатые московские купцы и фабриканты, такие как Щеглов, Усачев, Сапожников, Каулин и Грачев. По просьбе последнего в 1886 архитектор Георгий Александрович Кайзер перепланировал особняк. Фасады здания украсили аллегорические изображения, символизирующие разные виды ремесла и искусства, а на фронтоне появилась монограмма Грачевых. Тогда же дом был приспособлен под квартиры и торговые помещения. В верхних этажах устроили меблированные комнаты, а нижние предоставляли конторам торговых домов, акционерным и страховым обществам. В бельэтаже помещалась Городская аукционная контора, где ежедневно продавали с молотка дома и имения. Значительную часть особняка Грачевых занимало Московское отделение акционерного общества русских электротехнических . В парадном зале дома Румянцевых демонстрировались динамомашины, электрооборудование, светильники и турбогенераторы.

В советское время здание было отдано Электротехническому тресту и его многочисленным конторам, а на верхних этажах по-прежнему находились коммунальные квартиры.

Такое положение сохранялось до 1957 года, когда особняк был передан представительству Белорусской ССР. С 1993-го здесь размещается Посольство Республики Беларусь в Москве.

Неслучайно именно Румянцевский дворец предоставили белорусской дипмиссии. Семью Румянцевых многое связывало с Белоруссией. Екатерина II пожаловала Петру Александровичу в управление белорусский город Гомель. Он перешел по наследству Николаю Петровичу, который правил здесь в течение нескольких лет.

Новые владельцы, зная о блистательной истории особняка, решили провести серьезные реставрационные работы по восстановлению подлинного облика дома Румянцевых. В исторический интерьер еще в XIX веке были внесены изменения, что уж говорить про век ХХ!

В результате работ, проведенных в 50-е годы, были определены первоначальные формы дома. Кстати, в ходе этих исследований выяснилось, что под зданием находятся старинные подвалы со сводчатыми потолками и разветвленной сетью переходов. Работа облегчалась еще и тем, что главный дом городской усадьбы и его левый флигель сохранили богатое декоративное и скульптурное убранство середины ХIХ века, а также элементы первоначального декора XVIII века.

Внутри же дворец абсолютно эклектичен. Здесь даже люстры разных эпох, вплоть до советского времени. Например, та, что висит в овальном зале, — из павильона Белоруссии на ВДНХ.

При переделке стремились восстановить историческую достоверность интерьера. Перед началом реставрации провели специальные исследования и открыли 12 исторических слоев. В одном из залов на стенах под панелями советского времени обнаружили кусочки газет 1783 года. Реставрацией занимались студенты и преподаватели Суриковского училища, большей частью абсолютно бескорыстно.

Работы еще далеко не закончены. Планируется создать помещения для приема иностранных делегаций, зал для белорусского президента. Предполагается, что некоторые помещения поменяют назначение. Например, кабинет посла, возможно, будет перенесен, а на его месте задуман «золотой» зал с круглым столом в центре, креслами и шторами — все в золоте.

Предполагается восстановить также внутренний двор. Сейчас он застроен не имеющими исторической ценности послевоенными строениями. Единственное, что осталось здесь от усадьбы Румянцевых, — это один из флигелей; его сохранят, но переустроят. Туда хотят перенести элементы оформления дворца. Во флигеле предполагается создать большой культурный комплекс — концертный зал на 1000 мест, зал официальных приемов.

Дворец-посольство предназначен в первую очередь для представительских функций. В Румянцевском дворце проходят международные встречи, симпозиумы, презентации, круглые столы. Здесь находится официальная резиденция Президента Республики Беларусь.

Сквозь века

В наше время немногие знают историю судьбы Румянцевского музея, который был в свое время самым лучшим и интереснейшим музеем страны. К счастью, большую часть экспонатов удалось сохранить, переместив их в другие галереи и выставки.

Румянцевский музей сохранил свое богатое наследие: имение семьи Румянцевых в Санкт-Петербурге, дом Пашкова, библиотечный фонд, крупнейший в мире. Из увлечения историей и природой дело Румянцева превратилось в национальное наследие и сокровище, к которому может прикоснуться сегодня каждый желающий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: