Памятник «первому русскому университету» на Моховой


У этого термина существуют и другие значения, см. Памятник Ломоносову.
Памятник
Памятник Ломоносову
Памятник Ломоносову перед МГУ
СтранаРоссия
ГородМосква
Строительство???—1953 годы

Координаты: 55°42′04″ с. ш. 37°31′39″ в. д. / 55.7011833° с. ш. 37.5275917° в. д. / 55.7011833; 37.5275917 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.7011833&mlon=37.5275917&zoom=12 (O)] (Я)
Памятник М. В. Ломоносову

на Воробьёвых горах Москвы установлен рядом со зданием Московского университета на площади Ломоносова.

История

Памятник перед клубной частью Главного здания МГУ был установлен в 1953 г. через 13 лет после того, как Университету было присвоено имя М. В. Ломоносова. Памятник был возведён в центре площади между зданиями Химического и Физического факультетов МГУ. Он представляет собой бронзовую фигуру учёного, стоящую на цилиндрическом постаменте, выполненном из светло-серого гранита, с карнизом-капителью. Молодой Ломоносов держит в руках перо и бумагу, символизирующие правила и принципы работы созданного его усилиями Университета. Его облик символизирует образ молодого учёного, стремящегося к знаниям. Памятник украшают три пояса, которые сверху и снизу охватывают его цилиндрическую часть. На обвитой лаврами доске-картуше, прикреплённой к постаменту, указаны имя учёного и годы его жизни. Памятник находится на центральной оси как всего архитектурного комплекса зданий МГУ, так и недавно возведённого здания Фундаментальной библиотеки МГУ.

Авторами памятника выступили скульптор Н. В. Томский и архитектор Л. В. Руднев.

С памятником связана забавная история многолетнего «соперничества» между Химическим и Физическим факультетами Университета — к которому из них памятник ближе. Несмотря на все усилия (в том числе с использованием технических средств от спичечного коробка до лазерного дальномера), приоритет ни одного из этих двух факультетов так и не удалось доказать: выяснилось, что памятник расположен на три метра ближе к Химическому факультету, который находится по правую руку Ломоносова, но на три градуса повёрнут в сторону Физического факультета. В конце концов спорящие стороны примирились тем, что Ломоносов стоит спиной к ректорату[1].

Ссылки

  • Глухов А. И., Калуцков В. Н.
    [www.regionalstudies.ru/scientificlife/culturalgeography/250-lomonosov.html Ломоносов в культурном пространстве России и зарубежья (на материале памятников и топонимии)] (рус.). Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Проверено 28 июня 2013. [www.webcitation.org/6HtBb5X93 Архивировано из первоисточника 5 июля 2013].
  • [studsov.math.msu.su/interest Достопримечательности МГУ] (рус.). Студенческий совет Механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Проверено 28 июня 2013. [www.webcitation.org/6HqNeYV7l Архивировано из первоисточника 4 июля 2013].
  • [www.travel2moscow.com/where/visit/monuments/object712.html Памятник М. В. Ломоносову] (рус.). Московский туристический портал. Проверено 28 июня 2013. [www.webcitation.org/6HqNh9aJ6 Архивировано из первоисточника 4 июля 2013].

ТРИ ПАМЯТНИКА М.В. ЛОМОНОСОВУ НА МОХОВОЙ

ЕЛЕНА ДЖАБИР

8 августа 2020 года

История трех памятников основателю Московского университета Михаилу Васильевичу Ломоносову перед Аудиторным корпусом на Моховой.

Накануне празднования 120-летия Московского университета был организован сбор средств на создание памятника его основателю. Собранных денег хватило только на бронзовый бюст, который установили на высоком мраморном постаменте перед Аудиторным корпусом. В Татьянин день 1876 года духовенство университетского храма освятило первый памятник М.В. Ломоносову работы скульптора Сергея Ивановича Иванова.

Скромный бронзовый бюст М.В. Ломоносова перед Аудиторным корпусом — первый памятник основателю Московского университета. Фотография 1890-1900 годов

Аудиторный корпус, Домовый храм и Научная библиотека Московского Императорского университета на Моховой. В центре дворика можно увидеть небольшой мраморный постамент с бронзовым бюстом М.В. Ломоносова. Фотография 1905 года.

29 октября 1941 года, во время бомбардировки Москвы, постамент памятника был разрушен. Серьезно пострадал Аудиторный комплекс университета.

Уцелевший бюст Ломоносова в 1944 году перенесли в университетский клуб. Сегодня первый памятник основателю Московского университета, созданный специально для здания на Моховой, занимает почетное место в актовом зале Домового храма св. мц. Татианы при МГУ.

После войны бронзовый бюст М.В. Ломоносова решено было не восстанавливать на прежнем месте, тем более, что его посчитали слишком скромным. Так появился второй памятник М.В. Ломоносову на Моховой.

Новый памятник был более монументальным по размерам — молодой М.В. Ломоносов стоял в полный рост, оперевшись одной рукой на глобус, в другой — держа рукопись, в которую устремил свой взор. Это была работа скульптора-монументалиста Сергея Дмитриевича Меркурова. Монумент появился в 1945 году на том же месте в университетском дворике. Но, тонированный под бронзу, гипсовый памятник быстро разрушался, поэтому его было решено поскорее заменить.

Так в 1957 году появился тот самый третий памятник М.В. Ломоносову на Моховой, который мы можем видеть сегодня во дворе факультета журналистики МГУ. Его автором был скульптор Иосиф Иванович Козловский. Изображаемый М.В. Ломоносов значительно повзрослел, изображен сидящим и опирающимся уже не на глобус, а на скамью, но по-прежнему в левой руке ученого находится рукопись, в которую он не заглядывает, потому что смотрит вдаль, в нас сегодняшних.

Количество просмотров — 758

Поделиться:

Отрывок, характеризующий Памятник Ломоносову (Москва, Воробьёвы горы)

– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен… Княжна Марья перебила его. – О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой. Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось. Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность. «Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил. Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.

У сосновоборского НИИ ОЭП открылся памятник Ломоносову

“Почему именно Ломоносов?” — на этот вопрос ответил директор НИИ ОЭП Сергей Шевцов. Он рассказал, что во время подготовки к празднованию юбилея в институте начали интересоваться историей не только самого предприятия, но и земли, на которой он расположен, и изобретений, которые используются и дорабатываются в его стенах. И выяснилось, что стекольные заводы, которые располагались в окрестностях Соснового Бора много десятилетий назад, принадлежали именно Михаилу Ломоносову и были частью его фарфорового производства.

Идея этого проекта зародилась в институте еще в прошлом году, а претворить его в жизнь стало возможным благодаря госкорпорации “Комета”, главного акционера НИИ ОЭП: памятник — подарок институту в честь его полувекового юбилея. Поздравить сотрудников приехал генеральный директор корпорации Виктор Мисник. Скульптором выступил Вадим Кириллов, член Московского Союза Художников, чьи работы украшают многие города не только в России, но и за рубежом. И хотя он и раньше сотрудничал с “Кометой”, памятник для сосновоборкого института действительно заинтересовал его: “Когда мы стали изучать историю института и появилась эта связь с Ломоносовым, то появилась и идея этого образа”.

Желающих первыми увидеть новый памятник было достаточно: на площади собрались десятки сотрудников института. На открытии присутствовал глава Соснового Бора Михаил Воронков. Он отметил высокое качество скульптурной композиции: “Конечно, хотелось бы, чтобы она стояла где-то в центре города. Но я уверен, что эта скульптура станет одним из любимых мест горожан”. Он также выразил желание посотрудничать с московскими скульпторами, но уже от лица города: в частности, для достойного оформления площади у ТЦ “Галактика”.

Этот памятник полон символизма! Подробнее о том, что означает стела за спиной Ломоносова, рассказал автор идеи Александр Гурьев:

  • «Крюки Рождественского» на стеле Ломоносову. Памятник великому ученому установят в НИИ ОЭП в честь 50-летия института

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: