Москва .История чистых прудов на поганом месте.

Прогулка по Москве: Чистые пруды

Историческое и, прямо скажем, атмосферное место для прогулки в центре Москве – Чистые пруды. Лабиринт улочек со старинными домами и вывесками на них имен людей, которые родились, создавали шедевры или просто останавливались здесь на некоторое время, формируют некое подобие музея под открытым небом. Настолько все здесь пронизано духом истории и творчества. Что же, вперед: доезжаем до станции метро «Чистые пруды» и вот они, заповедные духовные места, простираются от Мясницкой до Покровской площади.

Чистые пруды: достопримечательности, описание

Это удивительный район Москвы, история которого сохранилась не только в летописях и учебниках. Как и сто с лишним лет назад, по зеркальной поверхности воды плавают белые лебеди, по аллеям прогуливаются влюбленные пары и молодые мамы с колясками. Часто можно здесь увидеть и более зрелые пары, прохаживающиеся вдоль аллей.

Чистые пруды (Москва), достопримечательности

Как и много лет назад, цветут здесь липы, ивы, каштаны. Даже новые современные дома, появившиеся вокруг бульвара в последние годы, влились в ансамбль и не разрушают внешний привычный облик кварталов старины, что наблюдается на многих участках огромного города Москва.

Чистые пруды, достопримечательности которых великолепны и прекрасны, очень популярны и среди туристов. Одно из главных достоинств парка – великолепное здание (д. 19а), построенное в 1912-14 гг. Оно имеет колоннаду, стилизованную под античную. Здание сооружено для кинотеатра «Колизей» Р.И. Клейном (известный архитектор). Однако после его реконструкции в 70-х годах оно передано драматическому театру «Современник».

В соседнем доме (д.21), возведенном в 1890-х годах, проходили литературные встречи Н. Телешова, в которых участвовали М. Горький, А. Чехов, Д. Мамин-Сибиряк, А. Куприн, И. Бунин и другие знаменитые писатели и поэты. Совсем рядом с этим домом (д.23) в 1920-34 годы жил знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн.

История Чистых прудов

Существует несколько вариантов истории возникновения Чистых прудов. Более известна версия, согласно которой в XVII веке в этом районе существовала скотобойня, и нечистоты сливались в местные водоемы, тогда было три таких пруда, называемых погаными. После повеления Петра I эти земли были дарованы его фавориту, князю Меншикову. Часть водоемов по приказу князя была осушена, а самый крупный из них очищен, одновременно наложен запрет на загрязнение вод. С этого момента Чистые пруды стали историческим названием места, сохранив в названии, как дань прошлому, форму множественного числа.

Сегодня это прогулочная зона и культурно-исторический парк. Чистопрудный бульвар — это широкая парковая аллея для прогулок, которая длится до оздоровительного , а за этим зданием, до площади Покровских ворот – находится сам пруд. Можно взять в прокат велосипед, чтобы совершить велотурне по близлежащим историческим местам или прогуляться пешком вдоль пруда, покормить обитающих на нем уточек и полюбоваться на лебедей.


Культурно-исторические места парка Чистые пруды

Пройдемся по самым знаковым местам любимого экскурсоводами маршрута. Начало парковой зоны Чистопрудного бульвара начинается у памятника Грибоедову, автора классического произведения «Горе от ума». На постаменте можно увидеть горельеф с изображением героев комедии. Памятник был создан скульптором Аполлоном Мануйловым и установлен в 1959 году на месте выполненной в абстрактной манере скульптуры русского анархиста Михаила Бунина. Последний был демонтирован по просьбе представителей общественности за непонятный футуристический подход при его создании. Сам Грибоедов жил некоторое время на Мясницкой улице, в доме № 42, где он завершал известную комедию и поэтому место выбрано логично.

Прогулка по Чистопрудному бульвару, по левой стороне приведет нас к дому 19. Историческое здание, созданное архитектором Романом Клейном в начале ХХ века в стиле неоклассицизма, было помещением ранее известного кинематографа «Колизей». А в 1974 году в здании разместился и сейчас находится театр «Современник». Одним из основателей и первым художественным руководителем театра был Олег Ефремов, во многом определивший стилевую особенность театра – говорить со зрителем о вечных истинах на языке современного искусства.

Двигаясь по Чистопрудному в сторону Покровских ворот, географически завершающих район Чистые пруды, можно выйти к Церкви Троицы на Грязех, которая расположена на улице Покровка. Рядом с ней – другой архитектурный шедевр – это принадлежавший ранее церкви доходный дом, построенный в начале ХХ века. Любопытно его оформление: барельефы на уровнях со 2-го до 4-го этажа с изображением фантастических зверей, птиц и деревьев. Авторы оформления – С.Вашков и П.Микини. Благодаря этим изображениям строение получило название «Дом со зверями». Верхние этажи надстроены в 1945 году, поэтому здание выглядит фрагментарно незавершенным. Частично этот дом виден в кадрах фильма «Место встречи изменить нельзя».

«Дом со зверями» соседствует с современным кинотеатром «Ролан», расположенным в доме №12. Он носит имя талантливого актера Ролана Быкова. Ранее здесь была «Бородинская панорама», ныне она перенесена на Кутузовский проспект.

Дальше — по Чистопрудному идем до Архангельского переулка, свернув на который, увидим Меншикову башню. Александр Меншиков «счастья баловень безродный» возле своего подворья приказал возвести огромный каменный храм на месте обветшавшей церкви. Строительство этого сооружения было осуществлено при участии итальянских архитекторов. Башня храма, построенная в стиле барокко, по высоте превзошла колокольню Ивана Великого. Но на этом «полудержавный властелин», как Пушкин назвал Меншикова, не успокоился. Александр Данилович за сказочную сумму купил в Лондоне часы-куранты, которые и установили на храме. Часы отбивали час, полчаса и четверти — чего не было на Спасской башне Кремля. Торжество было полным, но кратковременным. Молния срубила шпиль, а часы — их век оказался недолог — были разобраны и свезены на Пушечный двор.

Отрывок, характеризующий Чистые пруды

– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем… Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый. – А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего. – Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел. Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!» – Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству? Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него. – Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров! – Ваше сиятельство, я полагал… – Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты. Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п. Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул. – Др… или дура!… – проговорил он. «И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой. – А княгиня где? – спросил он. – Прячется?… – Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении. – Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол. Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить. – Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга. Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его. – Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j’ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она. – Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь. – Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал. – Нет, mon pere. [батюшка.] Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился. После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора. Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу. – Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует. – Не нужно ли чего? – Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.] – Ну, хорошо, хорошо. Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.

Современность парка Чистые пруды

Прогулка по Чистопрудному бульвару это не только исторические памятники и дань прошлому. Это активная зона отдыха, привлекающая на аллеи разные поколения и представителей культур. Здесь любят собираться и представители современного андеграунда. «У Грибоедова» – излюбленное место романтических встреч. Приехать сюда хочется и коренным москвичам и гостям столицы, чтобы воочию увидеть сюжеты, навеянные трогательной мелодией в исполнении Игоря Талькова, иллюстрациями мастеров живописи и художественных произведений.

Так причудливо и естественно соединяется история и современность, потребность в духовном и изысканно гастрономическом, в спокойном и богатом на события месте – московском парке Чистые пруды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: