Площадь Воровского (Москва)


Памятник
Памятник В. В. Воровскому
Памятник Воровскому, 2008 год
СтранаРоссия
ГородМосква, площадь Воровского
СкульпторМихаил Кац (швед.)русск.
Дата постройки1924 год
СтатусОбъект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 771410726350005 (ЕГРОКН). Объект № 7737206000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Памятник Ва́цлаву Воро́вскому
— памятник одному из первых советских дипломатов Вацлаву Воровскому. Установлен в 1924 году в Москве на площади Воровского. Автор монумента — скульптор Михаил Кац (швед.)русск.[1][2][3]. Памятник имеет статус объекта культурного наследия регионального значения[4].

История[ | ]

Митинг у памятника Воровскому, 1924 год
10 мая 1923 года в швейцарской Лозанне произошло убийство советского дипломата Вацлава Воровского. Вскоре после этого было принято решение об установке ему памятника в Москве в рамках ленинского плана монументальной пропаганды[5]. Местом расположения скульптуры выбрали парадный двор бывшего доходного дома Первого Российского страхового общества, где на тот момент располагался Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД)[6][7][8]. Однако на этом месте находилась Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Поэтому изначально памятник установили возле стены здания НКИД. 24 мая того же года член коллегии НКИД Семён Аралов отправил в Моссовет письмо с просьбой снести приход:

Ввиду того, что означенная выше церковь находится в совершенно ветхом состоянии и служба в ней не производилась уже более года, в целях благоустройства НКИД считает вполне своевременным снятие этой церкви для переноса туда памятника Воровскому. Ввиду изложенного Народный Комиссариат Иностранных Дел просит Президиум Московского Совета распорядиться о снятии церкви либо дать разрешение НКИД самостоятельно приступить к этой работе[9].

Храм разобрали в июле-сентябре 1924 года. Однако монумент так и не перенесли[7][8]. Средства на установку памятника собирали среди работников советских миссий за рубежом[5][10][11]. Проект монумента безвозмездно выполнил Михаил Яковлевич Кац. Он работал бухгалтером в советской миссии в Италии, где Воровский был полпредом, и хорошо его знал. По образованию Кац был скульптором, а на работу бухгалтером устроился в связи с финансовыми затруднениями[5][7][12].

Памятник был торжественно открыт 11 мая 1924 года — к годовщине гибели Воровского[6][10]. По другим данным, его установка состоялась 2 февраля 1924 года[7][12].

Товарищи, перед стенами нашего комиссариата этот памятник является вечным напоминанием той боевой роли, которую наша красная дипломатия играет на передовом посту нашей мировой борьбы. Она остается и всегда будет оставаться верна своему славному знамени. Она будет достойна того трагически погибшего товарища, утрату которого мы сегодня еще раз оплакиваем

Слова Георгия Чичерина на церемонии открытия памятника, 1924 год[11][13][14]

…лорд Керзон выстрелил ультиматумом в сердце нарождающегося нового мира – Советской республики. Два дня спустя… белогвардеец Конради выстрелил в представителя Советских республик товарища Воровского. Оба выстрела явились следствием одних и тех же причин и преследовали одну и ту же цель. Эти выстрелы были проявлением отчаяния международной буржуазии, потерпевшей позорное поражение в своей первой интервенции и блокаде Советских республик…

Выстрелы Керзона и Конради, можно сказать, являются арьергардными выстрелами. То была арьергардная стычка позорно отступившей международной буржуазии после первой интервенции… Слова Максима Литвинова на церемонии открытия памятника, 1924 год[15]

В 1960 году памятник был признан объектом культурного наследия регионального значения[16]. В 2006-м в результате проверки Москомнаследие признало состояние монумента остроаварийным. Специалисты выявили вероятность падения отдельных плит, облицовывающих постамент, в связи с деструктуризацией и утратой прочности связующего раствора. Их демонтировали и вывезли в реставрационную мастерскую. В 2007 году департамент провёл техническое обследование памятника, которое выявило различные загрязнения, перерождение естественной патины скульптуры, многочисленные трещины бронзового плинта статуи и утрату его крепёжных элементов. Пьедестал был изучен георадиолокационным методом, что подтвердило возможность ремонта памятника на месте без демонтажа. В 2008-м осуществили его реставрацию. В Москве ремонтные работы такой сложности проводились впервые[17][18][19].

История

Ввиду того, что означенная выше церковь находится в совершенно ветхом состоянии и служба в ней не производилась уже более года, в целях благоустройства НКИД считает вполне своевременным снятие этой церкви для переноса туда памятника Воровскому. Ввиду изложенного Народный Комиссариат Иностранных Дел просит Президиум Московского Совета распорядиться о снятии церкви либо дать разрешение НКИД самостоятельно приступить к этой работе[9].

Храм разобрали в июле-сентябре 1924 года. Однако монумент так и не перенесли[7][8]. Средства на установку памятника собирали среди работников советских миссий за рубежом[5][10][11]. Проект монумента безвозмездно выполнил Михаил Яковлевич Кац. Он работал бухгалтером в советской миссии в Италии, где Воровский был полпредом, и хорошо его знал. По образованию Кац был скульптором, а на работу бухгалтером устроился в связи с финансовыми затруднениями[5][7][12].

Памятник был торжественно открыт 11 мая 1924 года — к годовщине гибели Воровского[6][10]. По другим данным, его установка состоялась 2 февраля 1924 года[7][12].

Товарищи, перед стенами нашего комиссариата этот памятник является вечным напоминанием той боевой роли, которую наша красная дипломатия играет на передовом посту нашей мировой борьбы. Она остается и всегда будет оставаться верна своему славному знамени. Она будет достойна того трагически погибшего товарища, утрату которого мы сегодня еще раз оплакиваем
Слова Георгия Чичерина на церемонии открытия памятника, 1924 год[11][13][14]
…лорд Керзон выстрелил ультиматумом в сердце нарождающегося нового мира – Советской республики. Два дня спустя… белогвардеец Конради выстрелил в представителя Советских республик товарища Воровского. Оба выстрела явились следствием одних и тех же причин и преследовали одну и ту же цель. Эти выстрелы были проявлением отчаяния международной буржуазии, потерпевшей позорное поражение в своей первой интервенции и блокаде Советских республик… Выстрелы Керзона и Конради, можно сказать, являются арьергардными выстрелами. То была арьергардная стычка позорно отступившей международной буржуазии после первой интервенции…
Слова Максима Литвинова на церемонии открытия памятника, 1924 год[15]

В 1960 году памятник был признан объектом культурного наследия регионального значения[16]. В 2006-м в результате проверки Москомнаследие признало состояние монумента остроаварийным. Специалисты выявили вероятность падения отдельных плит, облицовывающих постамент, в связи с деструктуризацией и утратой прочности связующего раствора. Их демонтировали и вывезли в реставрационную мастерскую. В 2007 году департамент провёл техническое обследование памятника, которое выявило различные загрязнения, перерождение естественной патины скульптуры, многочисленные трещины бронзового плинта статуи и утрату его крепёжных элементов. Пьедестал был изучен георадиолокационным методом, что подтвердило возможность ремонта памятника на месте без демонтажа. В 2008-м осуществили его реставрацию. В Москве ремонтные работы такой сложности проводились впервые[17][18][19].

Описание[ | ]

Памятник Воровскому, 2012
Бронзовая скульптура Воровского установлена на высоком кирпичном постаменте, облицованном плитами из материала, похожего на мрамор. На четырёх из восьми граней постамента высечены барельефы, изображающие рабочего в брезентовом фартуке (по другим данным — шахтёра), крестьянина с серпом, красноармейца с винтовкой и учёного. Они символизируют, что дипломат жил, трудился и погиб за народ[9]. На лицевой стороне размещено бронзовое рельефное изображение герба Советского Союза и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Полномочному представителю РСФСР и УССР в Италии товарищу Вацлаву Вацлавовичу Воровскому, убитому белогвардейцами на посту в г. Лозанне 10-го мая 1923 г.

». На тыльной стороне, в нижнем правом углу, — подпись автора и надпись: «
Памятник сооружен сотрудниками НКИД, НКВТ и представительством СССР за границей
»[6][20][21]. Нижняя часть пьедестала представляет собой четырёхгранную квадратную призму. Её горизонтальные плоскости облицованы плитами, вертикальные — профилированными каменными блоками. Поверхностям плит придана фактура: в верхней части — шлифовка, в нижней — рубленная «под скалу» с глубиной обработки до восьми сантиметров[21].

Материал для облицовки постамента памятника прислали итальянские революционные рабочие. Долгое время считалось, что это был белый каррарский мрамор. Однако в одной из справок о памятнике из архива Москомархитектуры за 1952 год сказано, что постамент изготовлен из белого итальянского туфа. В 2000-х годах было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что порода, использованная в облицовке, не является каррарским мрамором. Более того, плиты выполнены из нескольких видов известняка: в верхней части использовался массивный доломитизированный, похожий на «подольский мрамор», в нижней — травертин[21][6][20].

Скульптура выполнена в очень живой манере, что выдаёт импрессионистские предпочтения автора[17][22][23]. Воровский предстаёт в виде темпераментного оратора в момент выступления[24]. Он стоит полусогнутым, с характерным жестом правой руки и устремлённой вперёд фигурой. Существует несколько версий, которые объясняют необычное положение дипломата. По одной из них, столь странная поза объясняется перенесённым во время ареста 1897 года ревматизмом[5]. Согласно другой, скульптор изобразил полпреда в момент, когда пуля попадает ему в спину[25]. Также существует мнение, что в художественной мастерской Каца была высокая температура, поэтому восковая фигура памятника просела, однако дата открытия памятника была уже определена, поэтому решили отливать его из того, что есть[26].

История и основные архитектурные объекты[править | править код]

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (снесена)[править | править код]

Основная статья: Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, 1881 г.

Ранее на месте площади стояла церковь Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, построенная в 1514—1519 годах итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в числе одиннадцати каменных церквей в Москве по указу великого князя Василия III[1]. В первое время церковь называлась также «что во Псковичах», по близлежащему поселению жителей Пскова, вывезенных в Москву Василием III. Возможно, что Введенская церковь была построена на средства псковичей[2]. В середине XVIII века церковь называлась также «на Стрелке», а по ней весь проезд к мосту через реку Неглинную стал называться Введенской улицей[1].

Вид с Большой Лубянки, справа Доходный дом Первого Российского страхового общества, ок. 1900 г.

В начале XVII в. возле церкви находился двор князей Пожарских. 18 марта 1611 года, во время восстания москвичей против польского гарнизона, здесь было построено укрепление («острожек»), защищавшееся князем Дмитрием Пожарским — один из последних оплотов восстания в городе; в бою Пожарский был ранен и увезен в Троице-Сергиеву Лавру. После изгнания из Москвы поляков на средства Пожарского церковь была отремонтирована и в ней была помещена Казанская икона Божией Матери, позднее перенесённая в Казанский собор на Красной площади. При церкви Введения была похоронена первая супруга Пожарского Прасковья Варфоломеевна, в память о которой на средства Пожарского в церкви был устроен придел во имя святой великомученицы Параскевы. Рядом с церковью на отдельном каменном столбе стояла икона Знамения, возле которой, по преданию, прекратился грандиозный московский пожар 1737 года, разрушивший почти весь город. Во время пожара сгорела находившаяся рядом небольшая церковь преподобной Феодосии[1]. После пожара на столбе была оставлена копия, а сама икона в окладе, украшенном драгоценными камнями, хранилась во Введенской церкви. В 1745—1749 годах церковь была существенно перестроена архитектором Постниковым,[3] к ней была пристроена трапезная и новая колокольня[2]. На Сретенку (современная Большая Лубянка) выходили церковные лавки и «блиння»[4]. К 1772 году в церкви было 268 прихожан мужского пола и 208 женского. Среди прихожан церкви в начале XIX века был живший напротив московский генерал-губернатор Ф. В. Ростопчин[1].

В 1817 году владелец антикварного магазина Д. А. Лухманов на собственные средства обновил живопись в храме, выполнив её в стиле Рафаэля и Рубенса. В церкви сохранялись и древние иконы. В 1826 году в церкви прошло отпевание графа Ф. Ф. Растопчина[3]. В 1870-е годы приделы церкви были расширены[1]. В 1897 году вышла большая книга священника и историка В. П. Антушева «Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкаго моста и Большой Лубянки в Москве», повествующая историю храма и его прихожан, а также содержащая описание книг, икон и церковной утвари, которые к концу XIX века находились во Введенской церкви[5][6].

Доходный дом Первого Российского страхового общества[править | править код]

Основная статья: Доходный дом Первого Российского страхового общества (Москва)

памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Доходный дом Первого Российского страхового общества, угловая часть, 2008 г.

В начале XVIII века несколько больших участков в этой части Кузнецкого Моста принадлежали князьям Голицыным: вначале Д. Г. Голицыну, а затем его сыну Алексею и внуку Николаю. Обширный двор Голицыных включал в себя двухэтажные каменные палаты и деревянные строения вокруг[4]. В 1819 году владение перешло В. В. Варгину — богатому коммерсанту, монопольному поставщику заказов для российской армии[7], на средства которого было построено здание Малого театра, впоследствии переданное в казну[8]. В его доме бывали поэт А. Ф. Мерзляков, братья Н. А. Полевой и К. А. Полевой. Н. В. Гоголь называл В. В. Варгина «умным купцом в Москве»[8]. В 1830 году Варгин попал в опалу военному министру А. И. Татищеву, был заключён под стражу, а над его имениями установлена опека, которая была снята только в 1858 году[7]. После кончины В. В. Варгина в 1859 году владение переходит к его наследникам, в числе которых были М. И. Лясковская, жена профессора химии Московского университета Н. Э. Лясковского[9], и её брат Н. И. Варгин, сотрудник Общества сельского хозяйства. М. И. Лясковская приходилась крёстной матерью поэту Андрею Белому, давшему ей в своих воспоминаниях крайне нелицеприятные оценки[9]. С середины XIX века в двухэтажном здании, фасадом выходившем на Кузнецкий мост, более 40 лет размещались многочисленные магазины: полотняной фабрики Мертваг; ювелирный магазин Овчинникова; книжный магазин рижского купца В. Дейбнера; случайных антикварных и редких вещей А. А. Бо; первой в России фабрики гнутой буковой мебели Войцехова. В начале 1900-х годов здесь жил художник-график И. Н. Павлов, получивший известность своими оригинальными станковыми ксилографиями и линогравюрами с изображениями архитектуры старой Москвы[8].

В 1880-х годах во владении Варгиных-Лясковских разместилось учреждённое в 1827 году Н. С. Мордвиновым и Л. И. Штиглицем Первое Российское страховое общество от огня, которое в 1903 году приобрело весь обширный участок за 1 миллион 6 тысяч 518 руб. 56 коп[8]. По заказу Страхового общества в 1905—1906 годах архитекторами Л. Н. Бенуа и А. И. Гунстом был построен большой доходный дом в свободном неоклассическом стиле,[10] выходящий фасадами на Большую Лубянку и Кузнецкий мост. На закладке, как писала пресса, «огромного миллионного здания» присутствовал московский генерал-губернатор А. А. Козлов и другие высокопоставленные лица[11]. Позднее этими же архитекторами был построен ещё один дом для Первого Российского страхового общества — Дом Бенуа в Санкт-Петербурге. Доходный дом на Кузнецком Мосту — единственная московская постройка Леонтия Бенуа, известного и влиятельного зодчего и преподавателя, учителя многих ставших впоследствии знаменитыми архитекторов[10].

В 1910-х годах в доме размещалась фотография К. А. Фишера, арендовал помещение Первый русский автомобильный клуб Москвы, председателем которого был князь Ф. Ф. Юсупов. С 1918 года и до постройки в 1952 году высотного здания на Смоленской-Сенной площади в этом здании размещался Народный Комиссариат иностранных дел (с 1946 года Министерство иностранных дел СССР). На доме установлена мемориальная доска в память о Г. В. Чичерине, бывшим Наркомом иностранных дел с 1918 по 1930-е годы. В части дома, выходящей на Кузнецкий мост, в разное время жили: известная актриса, оперная певица и педагог Т. С. Любатович, портреты которой писали живописцы М. А. Врубель[12] и К. А. Коровин[13]; российский историк-востоковед А. Ф. Миллер; знаменитая советская актриса Рина Зелёная. После переезда на Смоленскую-Сенную площадь МИДа, в доме размещались Министерство автомобильной промышленности СССР и Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР[8]. Доходный дом Первого Российского страхового общества является выявленным объектом культурного наследия[14].

Здание ФСБ РФ[править | править код]

Здание ФСБ РФ, вид с Большой Лубянки, 2008 г. Реклама фирмы Ф. Швабе, с гравюрой здания на Кузнецком Мосту, 1877 г. Магазин Ф. Швабе, ок. 1900 г.
На южной стороне площади до момента постройки в 1980-х годах современного административного здания находилось два строения, имевшие № 22 — 24 по улице Кузнецкий Мост. Территория, занимаемая в настоящее время монументальным восьмиэтажным домом № 24, известна по переписным книгам с 1738 года и ранее примыкала к Пушечному двору. В то время здесь размещались владения князей Волконских. В 1760—1770-е годы среди небольших владений высились палаты князей Хилковых[8]. В 1780-х годах на углу современного Кузнецкого Моста находился дом дочери генерала-аншефа В. М. Долгорукова-Крымского княжны Ф. В. Долгоруковой-Крымской. В начале XIX века владение Долгоруковой-Крымской переходит к князьям Голицыным — братьям Дмитрию и Михаилу[1]. Потомки Голицыных владели этой территорией вплоть до 1917 года[8].

Д. Н. Голицын погиб во время Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года. М. Н. Голицын прославился как основатель первого московского пассажа на Петровке «Галереи с магазинами М. Н. Голицына». Свой дом на углу Большой Лубянки и Введенской улицы Голицын также перестроил для размещения магазинов. Вскоре после изгнания французских солдат домах Голицыных открылись многочисленные торговые точки[8]. В марте 1813 года в доме Голицына открылись «Санкт-Петербургская кондитерская» и бакалейный магазин, в котором продавался «уксус четырёх разбойников», предохранявший от заразных заболеваний. В начале 1814 года в доме поселился профессор Московского университета Ф. Ф. Рейсе и открыл аптеку с продажей минеральных вод. В 1820-е годы итальянский купец Пётр Безоци торговал здесь лучшими по тем временам сырами, итальянскими колбасами, вестфальской ветчиной, оливками и каперсами, макаронами и другим деликатесным товаром. В доме находились и различные «депо» — магазины обоев, обуви, мануфактур другие, а также многочисленные книжные магазины: К. Урбена, М. Арльта, Ф. Северина, Н. Крашенинникова, К. Тихомирова, П. Захарова, Т. Лебедева. Магазин «депо» — обоев, обуви, мануфактур и т. п.; зазывали читателей вывески книжных магазинов: К. Урбена, М. Арльта, Ф. Северина, Н. Крашенинникова, К. Тихомирова, П. Захарова, Т. Лебедева. Магазин Р. Ревеля «Мануфактурные новости» и магазин «Город Париж» славились заграничным кашемиром, китайскими крепонами, тафтой. Магазин «Дрезден» продавал хрусталь и фарфор Ауэрбаха, Гарднера и Мальцева, торговый дом Павла Сорокоумовского славился мехами[8].

В 1835—1836 году здесь жил известный скульптор И. П. Витали, создавший в это время фонтан у Большого театра на Театральной площади. В доме Витали останавливался живописец К. П. Брюллов, которого в мае 1836 года посетил А. С. Пушкин, бывал живописец В. А. Тропинин[8].

В 1850-х годах здесь открывается магазин семян и саженцев садовых и сельскохозяйственных растений ботаника и основателя известной фирмы К. А. Мейера и магазин английских металлических товаров О. И. Губерта (затем — В. Кирхгофа)[1]. В середине 1850-х в угловой дом переезжает фирма швейцарского купца Ф. Б. Швабе,[8]. В начале XX века фирма, которой после смерти А. И. Гамбургера руководила его вдова — Матильда Гамбургер — стала одним из крупнейших в России предприятий по производству оптических, физических, геодезических приборов и медицинских инструментов[15]. Магазин предлагал покупателям большой ассортимент товаров как по фотографии, так и по дагерротипии: объективы Фойхтлендера, складные штативы, копирные рамки, дагерротипные пластинки, фотографическую бумагу, французские стёкла для коллодиума. Здесь же москвичи впервые ознакомились с фонографом и другими изобретениями Томаса Эдисона. На крыше здания магазина была устроена башня с астрономической обсерваторией, где согласно расписанию в вечернее время можно было послушать лекции по астрономии, наблюдать Луну и другие планеты[8].

Размещавшийся в здании магазин австрийского мебельщика М. Тонета «Братья Тонет» славился венской гнутой мебелью, а магазин фабрики металлических вещей Крумбюгеля, участвовавший в изготовлении убранства для Большого Кремлёвского дворца и Эрмитажа, продавал люстры и «солнечные лампы». Во второй половине XIX века в доме также находились: магазин ламп и бронзовых изделий А. Шнейдера, «дагерротипное заведение» Баумгарбена, перешедшее позднее известному художнику-фотографу Ивану Дьягоченко[8].

В начале XX века в здании начала работать «Кузнецкая столовая» с кухмистерской, снабжавшая обедами. Многие годы здесь находились также «Курсы иностранных языков Берлица» с бюро переводов, которое исполняло «переписку на всех языках и всякого рода». В то же время здесь работал кондитерский магазин Г. Ландрина — «карамельного короля» России, фамилия которого дала название недорогим леденцам[16]; розничный магазин братьев Носовых; магазин белья «Жокей-клуб»[1].

В 1907—1908 годах фасад здания был изменён по проекту архитектора Н. Д. Струкова[17], а рядом с ним, специально для , было построено новое 4-этажное здание, где помещалась администрация фирмы и магазин. В 1915 году здесь образовалось Русско-Чешское общество имени Яна Гуса, по инициативе которого в корпусе Московского университета на Моховой улице был установлен бюст Гуса и проведены народные торжества на Поклонной горе[8].

В конце 1920-х годов в доме № 22 размещались акционерные общества «Дубитель» и «Сельхозимпорт»; в доме № 24 — Московская контора Металлургического синдиката и трест «Точмех»[18]. В 1930 году здесь находился основанный в 1920 году Институт химического машиностроения[8].

В 1982 году на месте снесённых домов фирмы Ф. Швабе (№ 22-24 по Кузнецкому мосту) по проекту архитекторов Б. В. Палуя и Г. В. Макаревича было построено одно из зданий КГБ СССР (ныне — Федеральная служба безопасности Российской Федерации)[1][19].

Памятник В. Воровскому[править | править код]

Памятник В. В. Воровскому, 2008 г.
Основная статья: Памятник Воровскому

В небольшом парадном дворе, выходящим в проезд Первого Российского Страхового Общества, 11 мая 1924 года был установлен бронзовый памятник революционеру и одному из первых советских дипломатов В. В. Воровскому, сооружённый по проекту скульптора М. И. Каца (который был сотрудником полпредства СССР в Италии) и установленный на этом месте в годовщину гибели В. В. Воровского. Монумент был создан в Италии при участии НКИД, НКВД и представительства СССР за границей, о чём свидетельствует выполненная на тыльной стороне постамента надпись. Памятник выполнен в живой, подвижной манере, свидетельствующей о импрессионистических пристрастиях скульптора. Постамент памятника изготовлен из итальянского травертина[20].

Памятник Воровскому является объектом культурного наследия регионального значения. В 2008 году завершилась его реставрация, проведённая впервые после установки[20].

Образование площади[править | править код]

После строительства по периметру Введенской церкви доходного дома Первого Российского страхового общества, на этом месте образовался проезд Первого Российского Страхового Общества[21]. Под предлогом переноса памятника Воровскому в мае 1924 года была начата кампания по сносу Введенской церкви[2]. В октябре 1924 года отрядом безработных была сломана колокольня, а в следующем году снесено и само церковное здание. Церковное убранство было передано в близлежащую церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря в одноименном переулке, но потом и эта церковь была снесена[3].

Освободившийся угол между Кузнецким Мостом, Большой Лубянкой и Фуркасовским переулком получил название площади Воровского, однако памятник В. В. Воровскому в её центр так и не был перенесен. В настоящее время большую часть площади занимает автомобильная стоянка[2].

Примечания[ | ]

  1. Новое время, 2002, с. 37.
  2. Мячин, 1961, с. 37.
  3. Зиновьева, 2009, с. 286.
  4. Памятник В. В. Воровскому, 1924 г., ск. И. М. Кац, бронза, камень // data.mos.ru
  5. 1234
    Агитатор, 1972, с. 57—60.
  6. 1234Кожевников Р. Ф.
    Памятник Воровскому В. В. // Скульптурные памятники Москвы. — М.: Московский Рабочий, 1983.
  7. 1234
    Паламарчук, 1988, с. 221.
  8. 12
    Романюк, 1992, с. 140.
  9. 12
    Муравьёв, 2003, с. 145—146.
  10. 12
    Иванов, 2002, с. 78.
  11. 12
    Семанов, 1977, с. 336.
  12. 12
    Лебедева, 2006, с. 577.
  13. Зарницкий, Сергеев, 1966, с. 195.
  14. Neva, 1965, с. 36.
  15. Шейнис, 1989, с. 227.
  16. Постановление «О дальнейшем улучшении охраны памятников культуры РСФСР» (неопр.)
    . Министерство культуры Российской Федерации (30 августа 1960). Дата обращения 30 мая 2020.
  17. 12
    Закончена реставрация памятника Вацлаву Воровскому
    (неопр.)
    (недоступная ссылка —
    история
    ). Строительный мир (2008-7-2). Дата обращения 11 февраля 2011. (недоступная ссылка)
  18. Закончена реставрация памятника Вацлаву Воровскому (неопр.)
    . CONSTO.RU (2008). Дата обращения 30 мая 2020.
  19. Открыт памятник Воровскому (неопр.)
    . Newstube.ru (4 июля 2008). Дата обращения 30 мая 2020.
  20. 12
    Кожевников, 1976, с. 32.
  21. 123
    Лобзова, Антонова, 2009, с. 83—91.
  22. Некрасов, 1928, с. 65.
  23. Добровольский, Долгов, 1987, с. 68.
  24. Соболевский, 1947, с. 44.
  25. Михаил Зубов.
    «Ничего сносить не нужно!»
    (неопр.)
    . Редакция газеты «Труд» (8 сентября 2004). Дата обращения 30 мая 2020.
  26. Митрофанов Алексей.
    «Cтеклянные огромные клетки и много белокурых женщин…»
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Редакция газеты „Московская перспектива“ (12 марта 2013). Дата обращения 30 мая 2020. Архивировано 17 июня 2018 года.

Литература[ | ]

  • Добровольский Е., Долгов Г.
    Москва шагает в будущее. — М.: Московский рабочий, 1987. — 382 с.
  • Зарницкий С., Сергеев А. Н.
    Чичерин. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 253 с.
  • Зиновьева О.
    Символы сталинской Москвы. — М.: ТОНЧУ, 2009. — 299 с.
  • Иванов И. С.
    Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802—2002. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. — Т. 2. — 617 с. — ISBN 5224036534. — ISBN 9785224036530.
  • Кожевников Р.
    Памятники и монументы Москвы. — М.: Московский рабочий, 1976. — 167 с.
  • Лебедева Е.
    Город храмов и палат. — М.: Сретенский монастырь, 2006. — 702 с.
  • Лобзова Р. В., Антонова Е. И.
    Петрографическая характеристика и состояние облицовочного материала памятника В. В. Воровскому (г. Москва) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования : Журнал. — 2009. — С. 83—91. — ISSN 2312-8151.
  • Муравьёв В. Б.
    Святая дорога. — М.: ЭКСМО, 2003. — 510 с.
  • Мячин И. К.
    Москва, краткий путеводитель. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1961. — 174 с.
  • Некрасов А. И.
    Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии. — в: Издательство Московского государственного университета, 1928. — 314 с.
  • Новое время. — М.: Газета «Труд», 2002.
  • Паламарчук П. Г.
    Центр Москвы. — Прага: ИМКА-пресс, 1988. — ISBN 2850651419, 9782850651410.
  • Романюк С. К.
    Москва: утраты. — М.: ПТО «Центр», 1992. — 333 с.
  • Семанов С. Н.
    Коммунисты: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 428 с.
  • Соболевский Н. Д.
    Скульптурные памятники и монументы в Москве. — М.: Московский рабочий, 1947. — 99 с.
  • Союз писателей СССР., Союз писателей РСФСР. Ленинградское отделение, Ленинградская писательская организация.
    Neva, Выпуски 10-12. — Спб.: Государственное издательство художественной литературы, 1965.
  • ЦК КПСС.
    Агитатор, Выпуски 13-24. — М.: Правда, 1972.
  • Шейнис З.
    Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек. — М.: Политиздат, 1989. — 430 с.

Прогулки по Москве: Лубянка и Сретенка

Нынешние Лубянка и Сретенка — часть древней ярославской дороги, по которой еще до основания Москвы киевские князья ездили в свои северные земли — Ростов и Суздаль, а затем русские цари — на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. С этими местами связано немало тайн и легенд.

Старт Лубянская площадь, памятник Воровскому

Начнем нашу прогулку с площади, название которой у многих вызывает тревожные ассоциации. А ведь до того как в здании Страхового общества «Россия» поселилось ведомство службы госбезопасности, здесь была вполне мирная биржа ямщиков, колоритно описанная Гиляровским. В советские годы площадь носила имя Дзержинского, и посреди нее стоял монумент «железного Феликса» работы скульптора Вучетича. В 1991 году, после августовского путча, он был демонтирован и перенесен в Парк искусств, что возле ЦДХ на Крымском валу.

Из других достопримечательностей площади — Политехнический музей, где проходят интересные выставки, случаются поэтические вечера и художественные вернисажи. Сейчас в музее можно увидеть самые невероятные музыкальные шкатулки, патефоны и прочие звучащие механизмы. Кроме того, на Лубянке находится главный в стране магазин для подрастающего поколения — «Детский мир», он сейчас закрыт на реконструкцию.

Если подняться вверх по улице Большой Лубянке, то по левой стороне, в П-образном дворике на площади Воровского можно увидеть самый карикатурный московский памятник — самому Вацлаву Вацлавовичу Воровскому, советскому дипломату, послу в Италии. Москвичи называют его «памятником радикулиту». И в самом деле, герой представлен в позе полуприседа: впрочем, автор монумента Кац утверждал, что хотел убедительно показать вдохновенного оратора.

История Дом Орлова-Денисова, Сретенский монастырь

С десяток домов в начале Большой Лубянки еще с советских лет занимают «органы». В том числе и бывший жилой дом спортивного общества «Динамо» (№12) — на первом этаже которого располагался известный на всю столицу «сороковой гастроном» (теперь здесь «Седьмой континент»). Рядом с ним — голубой барочный дом Орлова-Денисова, построенный в XVII веке (№14). Не случайно Толстой описал его в «Войне и мире»: именно здесь в 1812 году жил главнокомандующий Москвы граф Растопчин, и именно сюда курьер доставил приказ Кутузова о сдаче Москвы Наполеону. Сейчас дом — кстати, памятник федерального значения, находящийся в частной собственности, — практически полуразрушен. Но московские власти выступают за его реставрацию.

Пройдем еще пару кварталов. И по левой стороне перед нами возникнут увитые виноградом и украшенные изразцами стены Сретенского монастыря, основанного Великим князем Василием I в 1397 году. Согласно летописям, летом 1395 года, когда на Москву устремился со своим войском хан Тамерлан, специально из Владимира была привезена чудотворная икона Божьей Матери. Горожане, взывая к Богородице и моля о пощаде, вышли навстречу иконе: «весь град изыде противу иконы на сретение ее». Встреча (по-древнерусски «сретение») состоялась 26 августа. А через день Тамерлан отступил. В память этого чудесного события на месте встречи иконы был возведен Сретенский монастырь, который в свою очередь дал название улице Сретенка. Сегодня это действующий мужской монастырь.

Перекусить Кафе «Скромное обаяние буржуазии»

Вы уже заметили, что Лубянка — улица контрастов. Вот и сейчас, не успели вы проникнуться атмосферой патриархальной русской старины, как вам предстоит сменить настроение. Зайдите в кафе с притягивающим названием «Скромное обаяние буржуазии» (дом №24), и вы окажетесь в беззаботной солнечной Италии. В меню — все разнообразие итальянской кухни, а также небольшие «отступления», например, суши и роллы. С 5 утра до 12 часов дня, а по выходным даже до 14.00, здесь предлагают за 235 рублей. «Утро в Москве» включает в себя оладушки с яблоками, творожок со сметаной и джемом. А «Утро в Италии» — пиццу-ролл с ветчиной и сыром, рукколу, королевские маслины. Причем, вкуснейший кофе или чай вам принесут совершенно бесплатно. По вечерам, кроме понедельника и вторника, кафе превращается в танцевальный клуб, весь уикенд музыка звучит здесь до 8 утра.

Бульвар Сретенский бульвар, памятник Крупской

В самом начале Сретенского бульвара в 1976 году был установлен, пожалуй, самый неожиданный «большевистский» памятник. Жена Ленина, Надежда Константиновна Крупская с легкой руки скульпторов Белашовой и Белашова предстает не измотанной партийными передрягами и базедовой болезнью старушенцией, а порывистой и романтичной юной красавицей. Сретенский бульвар — самый короткий в Бульварном кольце, пройти его можно буквально за пару минут. Почти всю его правую сторону занимают оранжевые доходные дома со шпилями и башенками, которые до революции принадлежали тому же страховому обществу «Россия». В доме №6/1 в 20- е годы прошлого века размещались различные советские организации: Главполитпросвет, Главное артиллерийское управление, а также Главлит — деятельность которого Маяковский живописует в известном со школы стихотворении «Прозаседавшиеся». В этом же доме в 1920-25 годах находился Наркомпрос, где работала Крупская. Абсолютным диссонансом выглядит выстроенное напротив в 1995 году угловатое стеклянно-бетонное здание «Лукойла» (дом №11).

Легенда Храм успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Вернемся в начало бульвара. Церковь, что на углу Сретенки и Рождественского бульвара, впервые упоминается в 1631 году. Изначально храм был деревянным, затем каменным, и до наших дней он дошел в сильно перестроенном виде. Говорят, что именно здесь художник Пукирев подглядел сцену венчания «красавицы и чудовища», юной девушки и древнего старика, которая подвигла его на создание знаменитой картины «Неравный брак» (работу можно увидеть в Третьяковской галерее). На самом деле полотно запечатлело жизненную трагедию художника: девушка на картине — это бывшая невеста Пукирева, а молодой человек со скрещенными руками — он сам. Интересно, что в церкви хранится сребреник — по легенде, один из тех тридцати, что Иуда получил за свое предательство. По крайней мере, археологи подтверждают, что эта монета относится ко времени правления кесаря Августа. В советские годы храм был закрыт, в его здании располагался трест «Арктикпроект», затем выставка морского флота СССР. В 1993-м храм был возвращен верующим.

Переулки Большой Головин, Большой Сухаревский, Даев

До XVIII века Сретенка была главной улицей Москвы. Еще веком раньше вокруг нее селились купцы и представители самых разных ремесел. Каких именно, говорят названия словно под линейку расчерченных параллельных сретенских переулков: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин. Переулков здесь много — в общей сложности 16. Вдоль Сретенки стояло множество лавок и небольших магазинчиков, это была шумная торговая улица, к концу XIX века почти сплошь застроенная доходными домами.

Вообще-то, места эти лихие. Большой Головин (бывший Соболев), как и Большой Сухаревский (бывший Большой Колобов), 100 лет назад имел дурную славу — в округе насчитывалось около сотни домов терпимости. Кстати, в советские годы здесь находился популярный в городе винный магазин, отчего переулок нередко называли «Больной Головин». Есть на Сретенке и свое привидение. Говорят, что на углу улицы и Даева переулка время от времени появляется призрак — черная мужская тень ростом около 5 метров. Впрочем, сегодняшний Даев, отреставрированный и реконструированный, — один из желанных адресов состоятельной публики. Здесь немало не только деловых центров, но элитных жилых домов.

Искусство Галерея «М’АРС», филиал Театра им. Маяковского, «Школа драматического искусства»

Пушкарев переулок на культурной карте Москвы занимает свое законное место. В специально построенном особняке (дом №5) с 1988 года обосновался Центр современного искусства «М’АРС». В галерее центра выставляются работы на самые разные темы, в самых разных жанрах и стилях. С 31 июля по 13 августа здесь можно будет увидеть выставку «Трансфер» — своеобразное художественное осмысление глобализации. Ее участники — художники-выходцы из четырех очень разных стран (России, Молдовы, Италии и Австрии), живущие и работающие за пределами своей родины, по сути, «граждане мира». Если вы захотите передохнуть от культурных впечатлений, в центре работает симпатичное кафе.

К вечеру на Сретенку устремляются театралы. В филиале Театра им. Маяковского (Пушкарев, 21) сезон сейчас закрыт. Зато работает «Школа драматического искусства» (Сретенка, 19/27), где сейчас готовится постановка «Фауста» с Игорем Яцко в главной роли. Спектакль «Шесть персонажей в поисках автора», с которым театр открылся в 1987 году-м, стал культовой постановкой того времени. Основатель «Школы», режиссер Анатолий Васильев был награжден многими престижными европейскими премиями, а также Государственной премией России. Особенность этого экспериментального театра-лаборатории — исследование драматического искусства, феномена театра, феномена актерского мастерства. Здание театра, в проектировании которого принимал участие сам Васильев, очень необычно, в нем два зрительных зала — Манеж и Глобус, и все помещения связывает атриум под прозрачной крышей. Увы, летом 2007 года, не согласившись с реорганизацией «Школы», режиссер покинул театр и уехал за границу.

Площадь Сухарева башня, Странноприимный дом

Сухаревская площадь получила свое название от Сухаревой башни — легендарного московского здания, о сносе которого в 1934 году до сих пор горюют старожилы. Когда-то в этой башне, построенной при Петре I, находилась морская навигационная школа. А название свое она получила в честь полковника Сухарева, единственного оставшегося верным царю во время стрелецкого бунта. В позапрошлом веке вокруг башни был большой рынок, где в том числе нередко торговали краденым и куда москвичи приходили искать пропажу. Украшение площади — Странноприимный дом. Здесь была больница для калек и нищих, которую называли Шереметьевской по имени графа Шереметьева, построившего ее в 1792—1807 годах при участии знаменитого Кваренги в память об умершей супруге Прасковье Жемчуговой. Первыми «насельниками» дома были отставные офицеры, мелкие чиновники и священники. В 1919 году при больнице была создана городская скорая помощь. И по сей день в этом здании размещается НИИ скорой помощи им. Склифософского.

Парк «Аптекарский огород»

От Сухаревской площади берет начало одна из самых крупных столичных магистралей — проспект Мира. Самое время отдохнуть после насыщенной экскурсии и присесть где-нибудь садово-парковой тиши. Поэтому предлагаем сделать еще несколько шагов и, наконец, добраться до небольшого, но удивительно уютного сада под названием «Аптекарский огород» . Чтобы попасть в него, сначала нужно войти в стеклянный павильон, где располагается ресторан Vapiano и цветочный магазин (проспект Мира, 26/1). Миниатюрный ботанический сад МГУ был основан еще при Петре. Здесь есть все для того, чтобы умилиться — живописные аллеи и цветники, романтическая беседка, вся в розах и винограде, пруд с роскошными императорскими красно-белыми карпами, дендрарий и пальмовая оранжерея. С некоторых пор летом в саду устраиваются фестивали песчаной скульптуры. Тема этого года «Сокровища древнего мира». Учтите, что в 20.00 сад закрывается. Кстати, его посещение — платное. С 10.00 до 18.00 — 100 р., а в вечернее время (с 18.00) — 150 р. Сотрудники и студенты МГУ проходят в сад бесплатно.

Вечер «Фасоль», мадам галифе

Если вы не успели вдоволь нагуляться по «Аптекарскому огороду», не расстраивайтесь. Полюбоваться прекрасным садом вы сможете, устроившись за столиком летней веранды клуба «Фасоль» (проспект Мира, 28). Заведение позиционирует себя как ретро-клуб, так что всем, кто зажигал в 80-е годы, здесь скучно не будет. Каждый вечер четверга здесь собирает своих поклонников радио «Ретро FM», и каждую субботу танцы до утра. Кстати, 31 июля в «Фасоли» намечен праздник Нептуна, памятный многим по пионерлагерскому детству.

По соседству с садом есть еще одно достойное упоминания заведение — ресторан «Мадам Галифе», которое оценят любители грузинской кухни, грузинского кино и вообще, всего грузинского (проспект Мира, 26/1, вход с Грохольского переулка). Интерьер заведения, который перенесет вас в атмосферу старого Тбилиси, оформлен по эскизам известного сценариста Резо Габриадзе («Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза», «Паспорт»). Очень советуем заказать хачапури по-аджарски, который здешним поварам особенно удается: порция в полкило обойдется в 500 р. В меню также блюда средиземноморской кухни. Суп харчо (150 р.) здесь мирно уживается с супом буйабес (300 р.). Каждый вечер после 24.00 гости могут самостоятельно готовить на мангале и заваривать кофе по-восточному.

Другие прогулки по Москве: Итальянская прогулка Великосветские маршруты Красная Пресня Мясницкая Пречистенка Шаболовка Арбат Новокузнецкая и Пятницкая Маяковка Пушкинская площадь — Трубная площадь Китай-город — Маросейка Замоскворечье Георгиевский переулок – Большая Никитская Красная площадь – Котельническая набережная Самые интересные веломаршруты Москвы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: